Кто такой василий блаженный кратко

Обновлено: 04.07.2024

Свя­той бла­жен­ный Ва­си­лий, Мос­ков­ский чу­до­тво­рец, ро­дил­ся в де­каб­ре 1469 го­да в Москве. Бла­жен­ный ро­дил­ся на па­пер­ти Бо­го­яв­лен­ско­го со­бо­ра в Ело­хо­ве, где мать его Ан­на го­ря­чо мо­ли­лась.

Очи­стив ве­ли­ки­ми по­дви­га­ми и мо­лит­ва­ми свою ду­шу, бла­жен­ный Ва­си­лий спо­до­бил­ся да­ра пред­ви­де­ния. В 1547 го­ду он пред­ска­зал ве­ли­кий по­жар Моск­вы, мо­лит­вой уга­сил по­жар в Нов­го­ро­де. Не бо­ял­ся об­ли­чать св. Ва­си­лий и силь­ных ми­ра се­го. Од­на­жды об­ли­чил бла­жен­ный ца­ря Иоан­на Гроз­но­го за то, что он во вре­мя бо­го­слу­же­ния был за­нят мыс­ля­ми о по­строй­ке двор­ца на Во­ро­бье­вых го­рах.

Про­слав­лен бла­жен­ный 2 ав­гу­ста 1558 г.

Полное житие бла­жен­ного Ва­си­лия, Мос­ков­ского чудотворца

Свя­той бла­жен­ный Ва­си­лий, Мос­ков­ский чу­до­тво­рец, ро­дил­ся в де­каб­ре 1468 го­да на па­пер­ти под­мос­ков­но­го Ело­хов­ско­го хра­ма в честь Вла­ди­мир­ской ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Ро­ди­те­ли его бы­ли из про­стых и от­да­ли сы­на в уче­ние са­пож­но­му ре­ме­с­лу. Во вре­мя уче­ния бла­жен­но­го его ма­сте­ру при­шлось быть сви­де­те­лем од­но­го уди­ви­тель­но­го слу­чая, ко­гда он по­нял, что уче­ник его – необык­но­вен­ный че­ло­век. Один ку­пец при­вез на баржах в Моск­ву хлеб и за­шел в ма­стер­скую за­ка­зать са­по­ги, про­ся сде­лать их та­ки­ми, чтобы не сно­сил их за год. Бла­жен­ный Ва­си­лий про­сле­зил­ся: "Со­шьем те­бе та­кие, что и не из­но­сишь их". На недо­умен­ный во­прос ма­сте­ра уче­ник объ­яс­нил, что за­каз­чик не обу­ет са­по­ги, вско­ре умрет. Через несколь­ко дней про­ро­че­ство сбы­лось.

В 16 лет свя­той при­шел в Моск­ву и на­чал тер­ни­стый по­двиг юрод­ства. В па­ля­щий лет­ний зной и трес­ку­чий лю­тый мо­роз хо­дил он на­гой и бо­сой по ули­цам Моск­вы. Стран­ны бы­ли его по­ступ­ки: то опро­кинет ло­ток с ка­ла­ча­ми, то про­льет кув­шин с ква­сом. Рас­сер­жен­ные тор­гов­цы би­ли бла­жен­но­го, но он с ра­до­стью при­ни­мал по­бои и бла­го­да­рил за них Бо­га. А по­том об­на­ру­жи­ва­лось, что ка­ла­чи бы­ли пло­хо ис­пе­че­ны, квас при­го­тов­лен негод­ным. По­чи­та­ние бла­жен­но­го Ва­си­лия быст­ро рос­ло: в нем при­зна­ли юро­ди­во­го, че­ло­ве­ка Бо­жия, об­ли­чи­те­ля неправ­ды.

Один ку­пец за­ду­мал по­стро­ить на По­кров­ке в Москве ка­мен­ную цер­ковь, но три­жды сво­ды ее об­ру­ши­ва­лись. Ку­пец об­ра­тил­ся за со­ве­том к бла­жен­но­му, а он на­пра­вил его в Ки­ев: "Най­ди там убо­го­го Иоан­на, он даст те­бе со­вет, как до­стро­ить цер­ковь". При­е­хав в Ки­ев, ку­пец разыс­кал Иоан­на, ко­то­рый си­дел в бед­ной ха­те и ка­чал пу­стую люль­ку. "Ко­го ты ка­ча­ешь?" – спро­сил ку­пец. "Ро­ди­мую ма­туш­ку, пла­чу неоплат­ный долг за рож­де­ние и вос­пи­та­ние". То­гда толь­ко вспом­нил ку­пец свою мать, ко­то­рую вы­гнал из до­ма, и ему ста­ло яс­но, по­че­му он ни­как не мо­жет до­стро­ить цер­ковь. Вер­нув­шись в Моск­ву, он воз­вра­тил мать до­мой, ис­про­сил у нее про­ще­ние и до­стро­ил цер­ковь.

Про­по­ве­дуя ми­ло­сер­дие, бла­жен­ный по­мо­гал преж­де все­го тем, кто сты­дил­ся про­сить ми­ло­сты­ню, а меж­ду тем нуж­дал­ся в по­мо­щи бо­лее дру­гих. Был слу­чай, что он от­дал бо­га­тые цар­ские по­дар­ки куп­цу-ино­стран­цу, ко­то­рый остал­ся безо все­го и, хо­тя три дня уже ни­че­го не ел, не мог об­ра­тить­ся за по­мо­щью, так как но­сил хо­ро­шую одеж­ду.

Су­ро­во осуж­дал бла­жен­ный тех, кто по­да­вал ми­ло­сты­ню с ко­рыст­ны­ми це­ля­ми, не из со­стра­да­ния к бед­но­сти и несча­стью, а на­де­ясь лег­ким пу­тем при­влечь бла­го­сло­ве­ние Бо­жие на свои де­ла. Од­на­жды бла­жен­ный уви­дел бе­са, ко­то­рый при­нял об­лик ни­ще­го. Он си­дел у Пре­чи­стен­ских во­рот и всем, кто по­да­вал ми­ло­сты­ню, ока­зы­вал немед­лен­ную по­мощь в де­лах. Бла­жен­ный раз­га­дал лу­ка­вую вы­дум­ку и про­гнал бе­са. Ра­ди спа­се­ния ближ­них бла­жен­ный Ва­си­лий по­се­щал и корч­мы, где ста­рал­ся да­же в са­мых опу­стив­ших­ся лю­дях уви­деть зер­но добра, под­кре­пить их лас­кой, обод­рить. Мно­гие за­ме­ча­ли, что, ко­гда бла­жен­ный про­хо­дил ми­мо до­ма, в ко­то­ром безум­но ве­се­ли­лись и пьян­ство­ва­ли, он со сле­за­ми об­ни­мал уг­лы то­го до­ма. Юро­ди­во­го спра­ши­ва­ли, что это зна­чит, и он от­ве­чал: "Ан­ге­лы скорб­ные сто­ят у до­ма и со­кру­ша­ют­ся о гре­хах люд­ских, а я со сле­за­ми упра­ши­вал их мо­лить Гос­по­да об об­ра­ще­нии греш­ни­ков".

Очи­стив ве­ли­ки­ми по­дви­га­ми и мо­лит­вой свою ду­шу, Бла­жен­ный спо­до­бил­ся и да­ра пред­ви­де­ния бу­ду­ще­го. В 1547 го­ду он пред­ска­зал ве­ли­кий по­жар Моск­вы; мо­лит­вой уга­сил по­жар в Нов­го­ро­де; од­на­жды упрек­нул ца­ря Иоан­на Гроз­но­го, что он во вре­мя бо­го­слу­же­ния был за­нят мыс­ля­ми о по­строй­ке двор­ца на Во­ро­бье­вых го­рах.

Скон­чал­ся бла­жен­ный Ва­си­лий 2 ав­гу­ста 1557 го­да. Свя­ти­тель Мос­ков­ский мит­ро­по­лит Ма­ка­рий с со­бо­ром ду­хо­вен­ства со­вер­шил по­гре­бе­ние свя­то­го. Его те­ло бы­ло по­гре­бе­но у Тро­иц­кой церк­ви, что на рву, где в 1554 го­ду был при­стро­ен По­кров­ский со­бор в па­мять по­ко­ре­ния Ка­за­ни. Про­слав­лен бла­жен­ный Ва­си­лий Со­бо­ром 2 ав­гу­ста 1588 го­да, ко­то­рый воз­гла­вил свя­тей­ший пат­ри­арх Иов.

В опи­са­нии об­ли­ка свя­то­го со­хра­ни­лись ха­рак­тер­ные по­дроб­но­сти: "наг весь, в ру­ке по­со­шок". По­чи­та­ние бла­жен­но­го Ва­си­лия все­гда бы­ло на­столь­ко силь­ным, что Тро­иц­кий храм и при­стро­ен­ная По­кров­ская цер­ковь и до­ныне име­ну­ют­ся хра­мом Ва­си­лия Бла­жен­но­го.

Василий Блаженный

Василий Блаженный (1469 - 1552), также известный как Василий Нагой - легендарный московский юродивый, причисленный к лику святых. Вошёл в историю как чудотворец, обличавший ложь и лицемерие и обладавший даром предвидения.

Юродство - христианский подвиг, заключающийся в намеренном старании казаться глупым, безумным. Цель такого поведения (юродства Христа ради) - обличение внешних мирских ценностей, сокрытие собственных добродетелей и навлечение на себя гнева и оскорблений, то есть сознательное самопожертвование. Как правило, юродивые отрекались от привычных человеку благ, не имели дома и питались подаянием, многие носили вериги - железные цепи, кольца и полосы, иногда шляпы и подошвы, носимые на голом теле для смирения плоти.

Биография Василия Блаженного

В биографии святого много белых пятен: житие, древнейший список которого датирован 1600 годом, не так подробно рассказывает о его жизни, и практически единственным источником сведений о нём стали городские легенды и предания.

Василий родился в 1469 году в селе Елохово (в настоящее время находится в черте Москвы), на паперти, куда его мать пришла молиться о "благополучном разрешении". Его родители были простыми крестьянами, а сам Василий - трудолюбивым и богобоязненным юношей, и подростком его отдали в обучение сапожному мастерству.

Дар прозрения обнаружился случайно: согласно легенде, к сапожнику, помощником которого работал Василий, пришёл купец, попросивший сделать для себя такие сапоги, которые он не износил бы до самой смерти. Василий, услышав это, рассмеялся и заплакал; когда купец ушёл, мальчик объяснил сапожнику, что заказчик действительно не сможет их износить, потому что скоро умрёт и даже не наденет обновку. Так и случилось: уже на следующий день купец умер.

В 16 лет он отправился в Москву и до самой смерти совершал подвиг юродства: и в зной, и в стужу Василий круглый год ходил без одежды (по этой причине он получил прозвище Василий Нагой) и ночевал под открытым небом, подвергая себя лишениям. Юродивый обитал в районе Красной площади и Китай-города, после постройки Китайгородской стены нередко ночевал у Варварских ворот. Всю свою жизнь он словом и на собственном примере учил народ нравственной жизни и обличал ложь и лицемерие, совершая подчас довольно странные поступки: то торговый лоток раскидает, то камнями в дома бросается - рассерженные горожане били чудаковатого человека, но потом оказывалось, что его поступки были праведными, просто их не сразу поняли. Василий покорно принимал побои и благодарил за них Бога, и в нём признали юродивого, Божьего человека и обличителя неправды. Его почитание быстро росло, к нему приходили за советом и исцелением.

Василий Блаженный застал правление Ивана III и Ивана IV Грозного, и, как отмечают историки, был едва ли не единственным человеком, которого опасался Иван Грозный, полагая его провидцем сердец и мыслей человеческих. Грозный приглашал его на приёмы, а когда Василий тяжело заболел - лично навещал его с царицей Анастасией и детьми.

Юродивый умер 15 августа 1552 (возможно, 1551) года и был похоронен на кладбище Троицкой церкви, что на Рву. Гроб с его телом несли сам Иван Грозный и ближайшие к нему бояре, а погребение совершил митрополит Московский и всея Руси Макарий.

В 1555-1561 годах вместо Троицкой церкви в память взятия Казани по приказу Ивана Грозного был построен Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. После канонизации святого в 1588 году к новому собору пристроили церковь в честь Василия Блаженного, которая расположилась над местом его захоронения. Поэтому в народе Покровский собор стали называть Храмом Василия Блаженного.

Чудеса, которые приписывают святому

Хотя образ жизни юродивого достаточно специфичен, Василий Блаженный прославился как провидец и чудотворец, помогавший людям и обличавший ложь и лицемерие. Ему приписывают большое количество чудес, как совершённых при жизни, так и случившихся после смерти.

• Проходя мимо домов праведников, Василий бросал в них камни: по его словам, вокруг них стояли бесы, которые не могли зайти внутрь, и он отгонял их. У жилищ грешников он, наоборот, целовал углы стен и плакал под ними, объясняя своё поведение тем, что этот дом изгоняет от себя Ангелов, которые его защищают, и пока в нём не находится для них места, они стоят у его углов скорбные и унылые - Василий же со слезами упрашивал их молить Бога об обращении и прощении грешников.

• Однажды Василий раскидал на базаре калачи у одного торговца, в другой раз - опрокинул кувшин с квасом. Сначала люди не поняли, в чём дело, но позже калачник признался, что добавлял в муку известь, а квас оказался испорченным.

• Некий боярин, вероятно, за что-то благодарный юродивому, подарил ему лисью шубу. Воры, увидев Василия с шубой, захотели её отнять, но не решились нападать и решили выманить её обманом: один из них притворился мёртвым, а другие пошли к Василию и стали выпрашивать шубу, чтобы накрыть "покойного". Василий распознал обман, но покрыл тело "мертвеца" своей шубой, а когда воры её сняли - оказалось, что он действительно мёртв.

• Летом 1547 года юродивый пришёл в Крестовоздвиженский монастырь, что на Острове (в районе улицы Воздвиженка) и стал сильно плакать. Сначала Москва не поняла, почему плачет Василий, но на следующий день - 21 июня 1547 года - причина слёз открылась: утром в монастыре загорелась деревянная церковь, огонь быстро вышел за его пределы и распространился по городу. Предсказанный Василием Блаженным пожар был разрушителен: выгорело всё Занеглименье и Китай-город.

• Однажды Иван Грозный пригласил юродивого к себе на именины, во время которых ему подносили вино. Василий один за другим вылил за окно 3 бокала вина; царь рассердился и спросил его, зачем он это делает: вылить предложенное царём вино в окно - неслыханная наглость. Юродивый ответил, что тем вином помог погасить большой огонь в Новгороде. Спустя пару дней гонцы принесли новость, что в Новгороде случился страшный пожар, потушить который помог неизвестный нагой человек.

• Над Варварскими воротами Китай-города размещался образ Божьей Матери, который считался чудотворным и привлекал жаждущих исцеления паломников. Однажды Василий бросил в образ камень и разбил его; толпа набросилась на юродивого и жестоко избила, но тот упросил их поскребсти краску. Когда красочный слой был удалён, оказалось, что икона "адописная" - под изображением Богоматери скрывалось изображение чёрта.

• Один купец задумал построить на Покровке каменную церковь, но строительство не задалось: её своды трижды обрушивались. Он обратился за советом к Василию Блаженному, а тот отправил его в Киев, посоветовав найти там убогого Иоанна, который поможет достроить церковь. Купец отправился в Киев и отыскал Иоанна, который сидел в бедной хате и качал пустую люльку. Купец спросил, кого он качает, и Иоанн ответил, что качает родную матушку - платит неоплатный долг за рождение и воспитание. Только тогда купец вспомнил, что выгнал свою мать из дома, устыдился и понял, почему не может достроить церковь. Вернувшись в Москву, он попросил прощения у матери и вернул её домой, после чего смог завершить начатое.

• Василий Блаженный старался помогать тем, кто нуждался, но стыдился просить милостыню. Однажды царь богато одарил юродивого; тот, приняв дары, не оставил их себе, а отдал разорившемуся купцу-иностранцу, который остался без всего и уже 3 дня ничего не ел, но не мог просить милостыню. Хотя купец не обращался к нему, Василий знал, что он нуждается в помощи более других.

• Однажды Василий увидел беса, который прикинулся нищим и сидел у Пречистенских ворот, оказывая всем, кто подавал ему милостыню, немедленную помощь в делах. Юродивый понял, что бес развращает людей, искушая их подавать милостыню в корыстных целях, а не из сочувствия к бедности и нечастью, и прогнал его.

• Городские легенды говорят, что после смерти Василия Блаженного люди не раз находили исцеление у его могилы: слепой прозревал, немой - начинал говорить. Самый невероятный случай произошёл в 1588 году, когда святой был канонизирован: в течение августа с его помощью исцелились 120 человек.

В действительности, за недостаточными сведениями о биографии юродивого, совершенно непонятно, которые из известных о нём городских легенд могут быть правдивы, а которые - выдуманы много позже. В частности, случай с адописной иконой на Варварских воротах нередко подвергается сомнению уже потому, что историки в принципе не уверены в существовании адописных икон.

Так или иначе, юродивый навсегда вошёл в историю Москвы, став одной из самых ярких легендарных личностей столицы.

Очень давно, почти шесть столетий назад, в небольшом селе Елохово, что находилось в ту пору недалеко от Москвы, жили добрые и благочестивые супруги. Звали их Иаков и Анна. Это были весьма почтенные и набожные люди, внимательные к нуждам окружающих и всегда готовые прийти им на помощь. Да вот только было у них одно несчастье: не посылал им Господь наследника. Куда только не ходили они на богомолье, как не взывали к Богу и Его Пречистой Матери, - все было напрасно. Однако супруги не роптали и не отчаивались. Сносили все с терпением и кротостью и за все благодарили Творца.

И, вот, однажды, после воскресной службы, стоя на паперти церкви Владимирской иконы Божьей Матери, поняла Анна, что многолетние ее молитвы и посвященные Богу обеты, наконец, услышаны, и вскоре появится в их семье долгожданный ребенок. Предчувствие ее не обмануло: в скором времени у супругов родился мальчик, которого счастливые родители нарекли Василием.

С первых лет жизни ребенка стало понятно, что будет он необычным. От детских игр, свойственных его сверстникам, мальчик наотрез отказывался. Любых забав сторонился. Но, зато, любил уходить он в раздольное поле и там подолгу бывать в одиночестве, созерцая красоту родной земли. И молчаливым был с детства. Бывало, задумается о чем-то, уйдет в свои мысли, родители потом на силу его разговорят.

Когда Василию исполнилось 10 лет (а по тем временам этот возраст считался уже отнюдь не детским), Иаков отдал сына на обучение местному сапожнику. Это ремесло было довольно доходным и сулило Василию в будущем вполне обеспеченную жизнь. И мальчик был, в общем, не против, но произошло удивительное событие, в корне изменившее всю его дальнейшую судьбу.

Подивился сапожник таким речам, а через день прошел слух по окрестностям, что на человека того напали в глухом месте разбойники, убили беднягу и забрали его кошелек.

С того времени Василий еще больше замкнулся в себе и все более стал задумываться о каких-то только ему известных вещах. А потом и вовсе заявил хозяину, что не будет больше у него обучаться, ибо ведает, что призвание его на совершенно ином поприще.

Вот так 16-летний юноша оставил привычную размеренную жизнь и, распрощавшись с родителями, подался в суетную Москву, в которой предстояло ему стать великим подвижником, чье имя до скончания веков будет знать и помнить весь мир, потому что именем его назовут потомки самый узнаваемый российский храм, ставший символом Москвы и всей России.

О дарованных ему божественных откровениях нам неведомо. Известно лишь, что избрал этот праведник самый сложный из всех духовно-аскетических христианских подвигов: стал юродивым ради Христа.

Этот то христианский подвиг и возложил на себя юный Василий. И с той поры, как появился он в стольном граде, стали происходить в Москве чудесные события.

Как-то раз ехал в Кремль из торговых рядов царский обоз с хлебными припасами. Каких только калачей, пирогов и пряников не было в той поклаже! Народ диву давался! Да только появился вдруг не весть откуда блаженный Василий и давай все это добро из возов раскидывать! Царские слуги хотели было схватить юродивого, чтобы наказать его за дерзость, да вдруг услышали позади себя страшный крик и испуганные возгласы. Оглянулись стражники, видят: дворовый пес, подбежавший схватить выпавший из телеги пирог с зайчатиной, лежит на земле бездыханный: в миг не стало бедняги, как только проглотил он кусок того пирога. Поняли тогда горожане, что провизия царская была отравлена боярами, а стоящий перед ними убогий праведник обладает даром провидения.

Был и еще один случай, тоже произошедший в торговых рядах на площади перед Кремлем.

Среди тех рядов были прилавки, за которыми юные девушки и замужние молодки продавали свое рукоделие. Девицы те были бойкие, острые на язык. И вот случилось проходить мимо них блаженному. Ну, и понеслось! Давай они над ним подшучивать да от изделий своих подальше отталкивать! Еще и слова обидные в след ему понеслись… Отошел от них Василий. Даже не обернулся. Едва слышно промолвил что-то и дальше пошел. А у молодок тех и девиц неразумных враз в глазах потемнело: тьма глаза застила, и через малое время сделались они совершенно незрячими. Одна лишь девушка, что разумнее других была, поняла, что к чему, и побежала вслед за Василием, умоляя его простить их.

Остановился блаженный. Посмотрел на плетущуюся следом, спотыкающуюся полуслепую девушку, на заплаканное лицо ее, и, конечно же, простил непутевую. Слово заветное сказал ей для вразумления, а потом дунул в ее лицо, и от того глаза ее снова сделались зрячими. Стала тогда девушка просить блаженного и подруг ее простить за их разговоры злые, не попомнить зла причиненного. Что ж, и их простил Василий: вернулся на площадь, где уж рев и стоны стояли такие, что до царского двора дошли, подошел к каждой из своих обидчиц и каждой в глаза дунул. И снова увидели они Божий свет.

· Нужно заметить, что случаев, когда по молитвам святому Василию, к людям возвращалось потерянное зрение, великое множество. К его гробнице в Покровском соборе люди идут за исцелением уже почти 500 лет. Некоторым он возвращал здоровье еще на пути к его мощам. Кроме возвращения зрения, известны случаи исцеления им глухоты, немоты, головной боли, сухорукости, малярии, коросты и даже многолетнего паралича. Много также существует свидетельств того, что святой являлся страждущим во сне и призывал их приехать к его гробнице, чтобы получить исцеление.

После этих случаев слух о чудесах подвижника дошел до царского двора, и сам государь Иоанн Васильевич захотел побольше узнать об этом Божьем человеке и побеседовать с ним. С тех пор блаженный стал весьма почитаем царским семейством и часто приглашался в кремлевские покои и звался на честные пиры.

А утром гонцы привезли из Новгорода удивительную новость. Накануне в городе, действительно, бушевал пожар, и от пламени занялись почти все деревянные усадьбы вокруг Новгородского детинца. Однако в это время, то тут, то там, стали встречать горожане средь толпы незнакомого им до той поры, едва одетого старца. В руках его были ведра с водой, и он гораздо расторопнее других заливал горящие постройки. И там, где появлялся дивный старец, пламя, будто бы само собой, сходило на нет и полностью исчезало. С той поры верующие молятся святому Василию Блаженному о сохранении их домов от пожаров, наводнений и всякой другой неожиданности, грозящей разрушению домашнего очага.

Однажды святой попросил привести на площадь всех московских бесноватых. Когда его просьба была исполнена, он, творя молитву, стал грозить заключенным в них лукавым духам своим посохом, пока те не покинули тела несчастных. Памятуя об этом случае из жития Божьего угодника, верующие на протяжении многих веков приводили к гробнице блаженного своих близких и знакомых, одержимых демонами. Иногда таких людей приходилось, буквально, тащить к мощам силой. Но, как только после молебна св. Василию и окропления святой водой страдальцы прикладывались к его гробнице, духи тьмы мгновенно их оставляли.

В 1521 г. Василий Блаженный спас Москву от нашествия войск татарского хана Махмет-Гирея. По его молитвам перед образом Владимирской иконы Божией Матери Пресвятая Дева оградила город, взяв его под защиту небесного воинства. Подошедшие войска татар, видя страшное небесное знамение, устрашились и повернули обратно. Поэтому и сегодня праведника просят о сохранении мира в государстве, а также о прекращении всяких ссор и вражды.

А еще этот святой угодник, как и многие другие праведники, был наделен от Бога даром повелевать стихиями. На его надгробии в Покровском соборе изображено чудо спасения персидского судна, потерпевшего крушение в Каспийском море. Корабль тогда спасло то, что на его борту находились русские люди, призвавшие св. Василия на помощь. И в ответ на их отчаянные мольбы старец пришел к месту крушения по морским волнам и дал повеление буре утихнуть. После этого судно благополучно приплыло к месту назначения.

Василий Блаженный подвизался в Москве более 70 лет. Он скончался уже почти 90-летним старцем. Когда близился час кончины, его навестил государь с супругою Анастасией и сыновьями Иоанном и Феодором. Святой простился с ними, а затем подозвал к себе младшего царевича и предсказал ему, что именно он, Феодор, а не старший царский сын Иоанн, станет наследником Московского престола после батюшки. Так все и вышло.

В последний путь юродивого провожал весь стольный город. Бояре и именитые люди, купцы и уличные торговцы, мастеровой люд и крестьяне, - вся Москва шла вслед за саркофагом с телом святого. Царь Иоанн Васильевич со знатнейшими боярами лично несли его на своих плечах. Погребли Божьего угодника напротив Спасских ворот Кремля, где в последствие воздвигли Покровский собор, строительство которого задолго предсказывал подвижник. Здесь и пребывают святые мощи дивного праведника до сего дня.

С детства он вел подвижническую жизнь, постоянно молился, и уже тогда в нем стали заметны первые ростки Божественной благодати. Мальчиком он был отдан в учение к сапожнику. Однажды в лавку зашел купец и заказал много новых сапог. Шестнадцатилетний Василий посмеялся над ним. Когда заказчик ушел, хозяин стал допытываться у юноши о причинах его поведения. Василий ответил, что странно заказывать столько сапог, сколько хватило бы на много лет, ведь этот человек на следующий день должен умереть. Его предсказание сбылось. После этого Василий не захотел больше ни оставаться у хозяина, ни возвращаться к родителям и направился в Москву.

Затерявшись в шумной городской толпе, он избрал подвижнический путь притворного безумия, чтобы как можно полнее приобщиться страданиям Господа нашего Иисуса Христа, полностью отказавшись от уважения со стороны людей. Не имея постоянного жилья ни даже пристанища, чтобы преклонить главу, он жил почти нагим на улицах и в общественных местах, ночи проводил в молитве на церковной паперти. Среди толпы он хранил молчание так же строго, как отшельники в пустыне; вынужденный говорить, он притворялся косноязычным. Не имея близких людей, отказавшись от мира и его привязанностей, он проявлял при этом великое сочувствие к несчастным, больным и угнетенным. Он часто посещал в тюрьме узников, посаженных за пьянство, чтобы обратить их к исправлению.

В эпоху, когда в обществе царили страх и угнетение, жизнь святого Василия служила живым укором неправедным боярам и утешением для обездоленных. Почти все его поступки имели пророческий смысл. Например, блаженный много раз бросал камни в углы домов, где жили благочестивые люди, а когда проходил мимо жилищ, хозяева которых коснели в грехах, целовал углы стен. Когда его спрашивали о причинах такого странного поведения, Василий отвечал, что в домах, где царит святость, нет места для бесов, и поэтому, видя их снаружи, он отгонял их камнями. Напротив, целуя углы нечестивых домов, он приветствовал ангелов, которые оставались снаружи, не имея возможности войти внутрь. На рынке он опрокидывал прилавки нечестных торговцев. Однажды, получив от царя деньги, он, вопреки обыкновению, не раздал их нищим, а отдал хорошо одетому купцу, который, потеряв состояние, не осмеливался просить милостыню и умирал от голода.

В 1521 году, когда татарское войско Мехмет Гирея угрожало Москве, святой Василий, проливая обильные слезы, молился за родину перед вратами Успенского собора в Кремле. Внезапно в церкви раздался ужасный шум, вспыхнуло пламя, и голос от Владимирской иконы Божией Матери возвестил, что Она оставляет Москву из-за грехов ее жителей. Святой усилил молитвы – и страшное явление исчезло. Мехмет Гирей, уже предавший огню городские предместья, был отброшен от города подоспевшим войском и бежал за пределы Руси.

Царь Иван IV Грозный любил блаженного Василия и относился к нему с большим почтением, так же как и святой митрополит Макарий. Однажды святой, приглашенный во дворец на царский пир, трижды вылил вино за окно. Когда царь с раздражением спросил его, что он делает, тот ответил, что гасит пожар в Новгороде. Немного погодя гонцы принесли известие о большом пожаре, действительно случившемся в Новгороде. Пожар, однако, не разгорелся, потому что некий человек странного вида ходил нагим по улицам и кропил горящие дома. Увидев Василия, гонцы узнали в нем человека Божия, погасившего пламя.

Святой Василий явился также людям на корабле, терпящем бедствие, и спас их от гибели. Он совершил еще множество чудес за 62 года своего подвига юродства.

В 88 лет святой заболел. Узнав об этом, царь вместе с семьей сразу же поспешил к нему, чтобы испросить его молитв. На смертном одре Василий изрек пророчества о будущем царства, затем его лицо осветилось, потому что он увидел сонм ангелов, явившихся принять его душу. Придя в восхищение, он почил в радости 2 августа 1557 года.

Весь город тогда наполнился благоуханием, и множество людей собрались на его похороны. Царь с сыновьями несли его на своих плечах до церкви, где их ждал митрополит с епископами. На могиле блаженного, которая стала источником исцелений для верных не только из Москвы, но и из других краев, построили храм в честь Покрова Божией Матери, в память взятия Казани. Позднее храм получил в народе прозвание собора Василия Блаженного.

Чудеса, связанные со святым, не прекращались. И в 1588 году, при митрополите святом Иове, Василий Блаженный был канонизирован. В этот день 120 больных получили исцеление у мощей святого.

Василий Блаженный почитается как покровитель Москвы.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря


Василий Блаженный московский юродивый, после смерти был причислен к лику святых. Известен в истории как чудотворец, обличитель лицемерия и лжи, обладал даром предвидения. Он не возвышался над всеми своей чистотой духа, не презирал этот мир, а нёс безропотное служение во благо всех людей. Жертвенность Богу и людям стало смыслом его жизни.

Василий Блаженный был удивительно сильный духом, своими поступками доказавший, что материальные, земные блага не вечны, а только добрые дела и вера в справедливость помогут человеку в самое тяжелое для него время. На Руси издавна почитался подвиг юродства. Вступившие на этот трудный путь люди, сознательно казались безумными, отказываясь от всех мирских благ. Они претерпевали издевательства и презрение, побои и бесконечные насмешки, но при этом пытались достучаться до человеческих душ, неся народу добро и милосердие. Людей готовых усмирить свою гордыню, отказаться от телесных потребностей, очень мало. За всю историю Руси подвиг юродства совершили 130 человек, 36 из них были причислены к лику святых.

Детство

Самым известным и почитаемым на Руси юродивым принято считать Василия Блаженного. Судьба этого человека с самого рождения удивительна. Зимой 1469 его мать Анна, пришла на паперть подмосковного Богоявленского собора, и стала молиться о рождении здорового малыша. Молитвы её были услышаны, и она прямо там же родила здорового ребёнка. Сына назвали Василием. Единственными источниками о биографии святого стали городские легенды и придания. Известно, что его родителями были крестьяне. Семья была очень набожной.

Василий рос богобоязненным, трудолюбивым ребёнком. Отец, желая лучшей доли своему сыну, отдал его на обучение к сапожнику, подмастерьем. Согласно преданиям, проявление дара предвидения произошло случайно. В мастерскую в которой трудился Василий, пришел купец с просьбой сшить ему такие сапоги, которые бы он не сносил до самой смерти. Подросток услышал слова купца, и заплакал. После его ухода он рассказал сапожнику, что так и произойдёт. Купец не сможет сносить сапоги, так как скоро умрёт и ни разу их не наденет. Произошло всё в точности, как и предсказал Василий, купец умер на следующий день.

Василий Блаженный

Когда юноше исполняется 16 лет он покидает родной дом, и отправляется в Москву. До самой своей смерти он совершал долг юродства, зимой в морозы, и летом в зной он ходил без одежды, ночевал под открытым небом, подвергал себя всяческим лишениям. Именно поэтому его стали называть Василий нагой. Чаще всего он находился в районе Красной площади и Китай-города, а когда была построена Китайгородская стена, то ночевал у Варварских ворот.

Своим примером учил людей нравственности, обличал ложь и проявлял нетерпение к лицемерам. Совершал странные поступки, которые вызывали у народа недоумение, а подчас и гнев, нередко был бит за свои действия. Но после осмысления люди начинали понимать и благодарить божьего человека за науку.

Василий Блаженный

Василий с покорностью принимал оскорбления и побои, и благодарил за них Бога. И тогда московское жители признали в нём юродивого, обличителя лжи, святого праведника. Почитания Василия быстро распространилось, к нему стали приходить за советами, и получать исцеление.

Отношение с царём

Василий Блаженный

Однажды пригласив Василия Блаженного во дворец на пир, царь пришел в ярость от того, что Василий три раза вылил в окно предложенное ему вино. Но юродивый объяснил, что своими действиями он помог потушить пожар в Великом Новгороде. Царь не мог в это поверить, пока с дурными вестями не прибыл гонец с известием о пожаре в городе. Так же сообщил, что неизвестный человек помог залить огонь. А позже, когда новгородцы прибыли в Москву, они признали спасителя в Василии Блаженном.

Читайте также: