Чем романтизм отличается от классицизма и сентиментализма кратко

Обновлено: 03.07.2024

Классицизм и романтизм – направления в литературе и искусстве. Каждому из них присущи свои принципы и средства художественной выразительности. Выясним, чем отличается классицизм от романтизма, сравнив их характерные особенности.

Общие сведения

Классицизм исторически пришел на смену барокко. Его эпоха охватывает больше чем 150 лет. Своим рождением в XVII веке классицизм обязан французским писателям и поэтам. Ведущими представителями этого направления стали Франсуа де Малерб, Пьер Корнель, Мольер и другие. В России классицизм развился поздней – в XVIII веке. М. Ломоносов, Д. Фонвизин, А. Кантемир – имена знаменитых русских классицистов.

Российский и западноевропейский классицизм базировались на одних и тех же принципах, но в произведениях отчетливо прослеживается определенная специфика. В частности, западноевропейские классицисты опирались на искусство античности, считая его идеальным эстетическим образцом, русские же писатели чаще обращались к национальной истории.

Первые объединения представителей другого направления – романтизма (предвестником в этом случае был сентиментализм) – стали создаваться в Германии в XVIII веке. Вскоре романтизм начал распространяться в других европейских странах (Англии, Франции), а затем дошел до США и России.

Среди знаменитых романтиков следует назвать Г. Гейне, В. Гюго, Дж. Байрона, В. Жуковского, К. Рылеева. Доминирующая роль романтизма в литературе длилась недолго – порядка тридцати лет, но его значение для мировой культуры огромно.


Сравнение

Прежде всего следует сравнить идейные установки каждого из направлений. Так, в основе классицизма лежит принцип рационализма. Разум главенствует и в общественной, и в личной жизни. Гражданский и нравственный долг стоит превыше эгоистических чувств и страстей. В произведениях классицизма разум и чувства составляют основной конфликт, и разум непременно одерживает победу.

Чтобы лучше понять, в чем разница между классицизмом и романтизмом, перечислим признаки того и другого направления, которые совершенно несхожи между собой. Для классицизма характерно следующее:

Классицизм, сентиментализм, романтизм.

2. Основное свойство

3. В основе эстетики

4. Идейная основа

6. Основные жанры:

Обращённость к образам и формам античного искусства как классическим и идеальным образцам; нормативная поэтика.

Утверждение просвещённого абсолютизма, патриотизма, гражданственности, единства нации.

— художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое;

— строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм;

— жизненные явления преобразуются так, чтобы выявить и запечатлеть их родовые, существенные черты и свойства;

— человеческие характеры обрисовываются прямолинейно; положительные и отрицательные герои противопоставляются;

— подчёркивается объективность повествования;

— активное обращение к общественной, гражданской проблематике.

Трагедия, эпопея, ода, комедия, сатира, басня.

— интерес к настоящему и прошлому родной страны;

— интерес к народной поэзии, её жанрам. Использование в произведениях народной речи;

— критика недостатков общества, активно развивающееся сатирическое направление;

Стремление представить человеческую личность в движении души, мыслях, чувствах, стремлениях.

Протест против испорченности аристократического общества.

— уход от прямолинейности в обрисовке характеров к их оценке;

— подчёркнутая субъективность подхода к миру;

— культ врождённой нравственной чистоты, неиспорченности;

— утверждается богатый духовный мир представителей низших сословий.

Повесть, путешествие, в лирике – идиллия или пастораль. Эпистолярный жанр (жанр письма).

— сильная дидактическая установка;

— выраженный просветительский характер;

— активное совершенствование литературного языка посредством введения в него разговорных форм;

Стремление к безграничной свободе, к духовному совершенствованию, к идеалу.

Возвышенная духовность, обо­стренный лиризм, стремление к перемешиванию реальности с фольклорной сказочностью, фантазией, чудесным.

Провозглашение свободы, независимости, самоценности личности.

— резкое противопоставление мира реального и ирреального (романтическое двоемирие);

— подчеркнутый субъективизм образов;

— стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству; — противопоставление духовного общественному и материальному;

— интерес ко всему экзотическому, яркому, возвышенному;

— тяготение к фантастике, к фольклору, смешению высокого и низкого, комического и трагического;

— игнорирование творческих норм и правил, установленных теоретиками классицизма.

Фантастическая повесть, исторический роман, лиро-эпическая поэма. В лирике – элегия, идиллия.

— внимание к прошлому своей страны;

— появление идеального героя – гражданина-патриота, гуманиста, наделенного чувством любви и глубокого христианского сострадания;

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Уроки 2–3
КЛАССИЦИЗМ, СЕНТИМЕНТАЛИЗМ И РОМАНТИЗМ
В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. СТАНОВЛЕНИЕ
И РАЗВИТИЕ РЕАЛИЗМА

Цели : познакомить учащихся с основными особенностями классицизма, сентиментализма и романтизма как активно борющихся литературных направлений; показать становление реализма в русской и мировой литературе, а также зарождение и развитие русской и профессиональной литературной критики.

I. Проверка домашнего задания.

Разбираются 2–3 вопроса (по выбору учащихся) из домашнего задания.

II. Лекция учителя (краткое содержание).

Учащиеся в тетрадях записывают основные особенности классицизма, сентиментализма и зарождавшегося романтизма как литературных направлений. Литературные истоки русского реализма.

На страницах газет и журналов, в литературных салонах идет непримиримая борьба сторонников разных литературных направлений.

Классицизм (от лат. classicus – образцовый ) – художественное направление в литературе и искусстве XVIII–начала XIX в., для которого характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил.

Родоначальники и последователи классицизма считали высшим образцом художественного творчества (совершенством, классикой) произведения античности.

Классицизм возник (в эпоху абсолютизма) сначала во Франции в XVII веке, затем распространился в других европейских странах.

Писатели-классицисты целью литературы считали воспитание людей в верности абсолютистскому государству, а выполнение обязанностей перед государством и монархом – основной задачей гражданина.

1. ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА

Русский классицизм не был простым подражанием западному.

В нем сильнее, чем на Западе, звучала критика недостатков общества. Наличие сатирической струи придавало произведениям классицистов правдивый характер.

С самого начала в русском классицизме сильно сказывалась связь с современностью, русской действительностью, которая освещалась в произведениях с точки зрения передовых идей.

Писатели-классицисты «создавали образы положительных героев, неспособных примириться с социальной несправедливостью, развивали патриотическую идею служения родине, пропагандировали высокие нравственные принципы гражданского долга и гуманного отношения к людям**.

Сентиментализм (от фр. sentiment – чувство, чувствительный ) – художественное направление в литературе и искусстве, возникшее в Западной Европе в 20-е годы XVIII века. В России сентиментализм распространился в 70-е годы XVIII века, а в первую треть XIX века занял ведущее положение.

События в произведениях происходили в небольших городках или деревнях. Много описаний природы. Но пейзаж – это не просто фон, а живая природа, как бы заново открытая автором, прочувствованная им, воспринятая сердцем. Прогрессивные писатели-сентименталисты видели свое призвание в том, чтобы по возможности утешить людей в страданиях и горестях, обратить их к добродетели, гармонии и красоте.

Самый яркий представитель русских сентименталистов – Н. М. Карамзин.

2. СВОЕОБРАЗИЕ РУССКОГО СЕНТИМЕНТАЛИЗМА

Русский сентиментализм – дворянско-консервативный.

Писатели-дворяне в своих произведениях изображали человека из народа, его внутренний мир, чувства. Для сентименталистов культ чувства стал средством ухода от действительности, от тех острых противоречий, которые существовали между помещиками и крепостным крестьянством, в узкий мир личных интересов, интимных переживаний.

Карамзин идеализирует отношения помещиков и крепостных. Крестьяне довольны своей жизнью и прославляют своих помещиков.

Романтизм (от фр. romantique – нечто таинственное, странное, нереальное ) – художественное направление в литературе и искусстве, пришедшее на смену сентиментализму в конце XVIII – начале XIX века и яростно выступавшее против классицизма с его строгими правилами, стеснявшими свободу творчества писателей.

Романтизм – литературное направление, вызванное к жизни важными историческими событиями и общественными переменами. Для русских романтиков такими событиями были Отечественная война 1812 года и восстание декабристов. Взгляды писателей-романтиков на исторические события, на общество, на их позиции в обществе были резко несхожими – от бунтарских до реакционных, поэтому в романтизме следует различать два основных направления или течения – консервативное и прогрессивное.

Прогрессивные романтики подвергали резкой критике современную им действительность. Герои романтических поэм, лирических стихотворений, баллад имели сильный характер, не мирились с общественным злом, призывали к борьбе за свободу и счастье людей. (Поэты-декабристы, молодой Пушкин.)

Борьба за полную свободу творчества объединяла и прогрессивных, и консервативных романтиков. В романтизме основа конфликта – расхождение между мечтой и действительностью. Поэты и писатели стремились выразить свою мечту. Они создавали поэтические образы, соответствовавшие их представлениям об идеале.

Романтиков интересовало все яркое, необычное и неповторимое. Романтические герои – исключительные личности, охваченные великодушием и неистовой страстью. Обстановка, в которой они изображались, тоже исключительная и загадочная.

Поэты-романтики открыли для литературы богатство устного народного творчества, а также литературные памятники прошлого, не получившие до этого правильной оценки.

Реализм (от лат. realis – вещественный ) – художественное направление в литературе и искусстве XIX века, для которого характерно стремление к правдивому изображению действительности.

Только со второй половины XVIII в. можно говорить о становлении русского реализма. Реализм этого периода литературоведение определило как реализм просветительский с его гражданственностью, интересом к человеку, тенденцией к демократизации, с ощутимыми чертами сатирического отношения к действительности.

Домашнее задание.

Ответить на вопросы :

Чем романтизм отличается от классицизма и сентиментализма? Какие настроения свойственны романтическим героям? Расскажите о становлении и литературных истоках русского реализма. В чем своеобразие реализма? Расскажите о разных его формах.


К началу XIX века классицизм в России уже изжил себя, а на смену ему пришёл сентиментализм. На этом уроке мы поговорим о сентиментализме и его жанрах. Узнаем, за что сентименталисты критиковали классицизм. Вспомним основные черты романтизма.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Сентиментализм и романтизм"

Сегодня на уроке мы:

– Поговорим о сентиментализме и его жанрах.

– Узнаем, за что сентименталисты критиковали классицизм.

– Вспомним основные черты романтизма.


Чем же отличается сентиментализм от классицизма?

И сентиментализм, и классицизм – это литературные направления эпохи Просвещения. Главная задача у этих течений была общая – сделать человека лучше. Разными были взгляды на то, как это сделать. И система ценностей разная.

Вспомним, что одной из ключевых идей Просвещения считается ценность человеческой личности. Если обратиться к литературе классицизма, то мы не увидим персонажей-личностей, сложных, эмоциональных. Герои классицизма – это герои-маски с единственной доминирующей чертой характера. И в борьбе между долгом и чувством у классицистов всегда побеждает долг. Всё подчинено разуму и общественной выгоде. Но где же тогда ценность самого человека, его желания и чувства? В противовес классицизму сентименталисты предложили свои принципы.

В отличие от классицизма, главное для сентиментализма не разум человека, а его душа. Чувствительность и способность к сопереживанию теперь рассматривались как главные достоинства человеческой личности.

В центре внимания писателей был богатый внутренний мир человека, его чувства и эмоции, а главными ценностями стали не служение государству и следование общественному долгу, а любовь и дружба. В глазах сентименталистов ценными стали страдания. Сентименталисты считали, что душевные муки помогают человеку совершенствоваться.

Изменились и главные герои. Если в произведениях классицизма это воины, монархи и мифологические персонажи, то сентименталисты выбирают обычных людей, чаще всего из низших сословий: крестьян, мещан или незнатных дворян. Неизменно подчёркивалось, что эти люди лучше и нравственно выше вельмож и богачей, потому что живут простой жизнью на лоне природы.

Каждый человек, утверждали сентименталисты, от природы нравственно чист, а портит его цивилизация. Природа для сентименталистов была идеальным миром, к тому же одухотворённым. Пейзаж в сентиментальной литературе соотносится с движениями души главных героев.

Центральным сюжетом часто становилась трагическая история несчастной любви. Также сентиментальная литература щедра на эмоциональные реплики, патетические восклицания, лирические отступления, обращения к читателю и даже спекуляция на его чувствительности.

В отличие от стремящегося к объективности классицизма, автор в сентиментализме всегда субъективен, история подаётся через призму его восприятия.

Основными жанрами сентиментализма стали роман, элегия, дневник, мемуары, путешествия и эпистолярный жанр, то есть письма.

Надо заметить, что в отличие от классицизма, сентименталисты часто нарушали границы жанров, смешивая их по своему усмотрению.

В России у каждого заимствованного из Европы литературного направления возникают особые черты. Сентиментализм не исключение.

Так русский сентиментализм проповедовал консервативные идеи. По мнению сентименталистов, каждый человек независимо от его статуса способен на высокие чувства и благородные поступки. Значит, идеальное общество можно построить при любом государственном строе. Главное, чтобы люди совершенствовались и стремились к нравственному идеалу.

Из этого вытекает вторая особенность – ярко выраженный просветительский характер. Произведения русского сентиментализма непременно поучают, наставляют и диктуют совершенно ясную мораль.

Интересно, что в русском сентиментализме очень скоро образовалось два направления. Это дворянский сентиментализм и сентиментализм революционный.

Для революционного сентиментализма важен именно социальный фактор. Писатели этого направления поднимали проблему крепостного права. Самым ярким представителем сентименталистов-революционеров стал Александр Николаевич Радищев.

Благодаря сентиментализму с его интересом к внутреннему миру человека, в литературе появился психологизм. Кроме того, сентименталисты изрядно обогатили художественное слово элементами разговорной речи, просторечными выражениями. Язык книг стал проще, понятнее, легче для восприятия и мелодичнее. Ведь до этого чувства описывала поэзия, и сентименталисты пытались использовать её средства.

Но уже к 20-м годам XIX века проявился кризис сентиментализма. Журналы наводнили истории несчастных крестьянок, соблазнённых и брошенных дворянами. Сладкие слёзы, воздыхания при луне, обмороки, смертельная бледность и горькие слёзы кочевали из одного произведения в другое. Но, пожалуй, ещё хуже были пафосно-слащавые описания идеальной жизни русского крестьянства на лоне природы, которые совсем не соответствовали реальной действительности. Время сентиментализма прошло. На смену ему пришёл романтизм.

И пришёл он опять из Европы. Основной идеей романтизма стал бунт. Идеи Просвещения оказались нежизнеспособными, сентиментализм утомил своей слащавой патетикой. Да и крестьянская жизнь на лоне природы вовсе не была идеальной. Волна революций, прокатившаяся по Европе, принесла только кровь, нищету и разочарования. Мир казался ужасным и несправедливым, и это вызывало желание бунтовать.

Поэтому героем романтизма стал бунтарь – исключительная личность и мощная натура, противопоставленная всему свету. Из-за этого противопоставления романтический герой всегда одинок и отвержен, а в душе его кипят страсти. Его идеальный мир всегда находится в воображении, или далёком прошлом – обычно идеализированном средневековье. И этот мир противопоставлен миру реальному.

Романтический герой – личность с высокими устремлениями, он ищет бури и страстей и не совместим с будничной жизнью.

Родиной романтизма считают Германию, самые знаменитые немецкие романтики – это Генрих Гейне и Эрнст Теодор Амадей Гофман.


Ещё одна черта романтической литературы – мистицизм. Романтики считали, что мир захвачен тёмными неведомыми силами, и человек в нём словно щепка в бурном море. Причем одни романтики, такие как Жуковский или Шатобриан, предлагали смириться с этим. А другие, как Байрон, Шелли, Адам Мицкевич и юный Пушкин, жаждали борьбы.

Романтики интересовались вопросами бытия, мироустройства, человеческой души, судьбы и предназначения. Интересно, что депрессивные настроения и восприятия мира как жуткого и таинственного, стали толчком для зарождения готического романа, то есть романа ужасов.

Романтиков вдохновляли фольклор, дикие культуры, ещё не тронутые цивилизацией – там они пытались отыскать идеальный мир. Они воспевали свободу и верили, что творчеством можно повлиять на мир. Так же, как и сентименталисты, романтики уделяли внимание природе, но здесь мы видим не слащавые пасторальные картины, а необузданный разгул стихий или божественное величие.

В истории русского романтизма выделяются два периода.

Второй период русского романтизма начался после разгрома восстания на Сенатской площади зимой 1825 года. Тогда настроения поэтов-романтиков изменились, как изменилась и вся общественная жизнь России.

Поражение декабристов показало тщетность борьбы за идеалы свободы. Романтический герой всё так же был противопоставлен обществу, но его образ стал трагичнее, появился внутренний надлом. Ещё одна черта – мучительный поиск гармонии в себе и мире. И поиск этот обречён на провал.

Эти идеи в полной мере воплотились в творчестве Лермонтова.


Мотивы борьбы, свободы, одиночества и невозможности счастья пронизывают лирику поэта. Его лирический герой находится в разладе с собой и миром, он сочетает в себе демоническое и божественное, борется с судьбой, но всегда проигрывает.

Уже в сороковых годах романтизм уступает место реализму. Но традиции романтизма напоминают о себе на протяжении всего века. Мы помним, что поэты-символисты Серебряного века русской литературы заимствовали много идей у поэтов-романтиков века Золотого.

Читайте также: