Что такое в музыке кратко

Обновлено: 08.07.2024

Вы пытаетесь разгадать тайну инструментальных и вокальных мелодий? Мелодия - один из самых важных и основных элементов музыки, поэтому понимание того, как работают мелодии, является обязательным для любого музыканта.

К счастью, в этой статье мы ответим на все ваши животрепещущие вопросы, такие как "Что такое мелодия в музыке?", "Как работают мелодии в музыке?", и поможем вам определить ключевые мелодии на протяжении всей истории, начиная с любого места и заканчивая классической и поп-музыкой. Давайте погрузимся в это!

Что такое мелодия?

В самом простом виде определение мелодии сводится к последовательности музыкальных нот, сыгранных в определенном порядке, называемой музыкальной фазой или мелодической фразой. Все, что создает отдельные музыкальные ноты, может создать мелодию. Мелодии могут состоять из одной и той же, единственной ноты, сыгранной несколько раз, или из нескольких нот, обычно в рамках какой-либо шкалы, о чем речь пойдет ниже.

Например, когда вы поете или играете песню "С днем рождения", это все та же мелодия. То, как поются основные фразы в "happy birthday", остается неизменным, поскольку мелодическая линия передается от одного человека к другому.

В музыкальной нотации мелодии - это просто строчки из нескольких нот, обычно заканчивающиеся на такте или в конце определенной меры. В музыкальном произведении мелодии могут быть сложными или невероятно простыми, но большинство из них предназначены для запоминания.

что такое мелодия

Когда вы "не можете выбросить песню из головы", вы, скорее всего, имеете в виду основную мелодическую линию. Вокальные мелодии, особенно в поп-музыке, созданы для того, чтобы быть цепляющими, что и делает их такими важными. Мелодии - это огромная часть того, что делает музыку запоминающейся. Хотя мелодия состоит из множества элементов, хорошо продуманная мелодическая музыкальная фраза должна восприниматься легко и непринужденно.

Мелодии обычно выделяются из остальной части произведения, предлагая новые идеи музыкальной композиции. Например, когда группа исполняет песню, барабаны, басовые партии и бэк-пианино будут более или менее продолжать играть похожие партии на протяжении всей песни в соответствии с аккордовой прогрессией. Вокалист, с другой стороны, берет на себя ответственность за мелодию.

Вокалист может использовать одни и те же ноты из аккордовой прогрессии, но его партия естественно выделяется на фоне остального инструментального сопровождения, поскольку его вокальная мелодия постоянно вносит новые мелодические фразы в музыкальное произведение. Слушателю легче воспринимать мелодию, поскольку она выделяется среди остальных аккордов и инструментов, звучащих в данный момент.

Элементы мелодии

Из чего же состоит мелодия? В музыкальных композициях к центральным компонентам мелодической фразы можно отнести следующие:

Pitch

Мелодия состоит из нескольких нот звуков. Мелодия может состоять всего из нескольких нот, но при этом "работать". Одним из хороших примеров является "One Note Samba":

Чаще всего в мелодиях используется несколько тонов, чтобы придать интерес и создать мелодическую дугу в музыкальном произведении. Однако существует множество способов успешно написать мелодию , поэтому не пытайтесь зацикливаться на одном элементе в отдельности.

Контур

Контур или форма мелодии не требует пояснений. Буквально, это форма последовательности нот или мелодии в музыкальном произведении. Вы можете увидеть определенные дуги при написании мелодических фраз на нотах.

Некоторые мелодии делают большие скачки от одной ноты к другой, в то время как другие движутся по нотному листу ступенчато. Композиторы намеренно продумывают форму мелодических фраз, чтобы создать различные чувства и создать энергию на протяжении всей песни.

Диапазон

Мелодический диапазон означает расстояние между самыми низкими и самыми высокими тонами в мелодии. Диапазон ограничивает музыкантов, которые могут исполнить или иногда сыграть определенную мелодию. Узкий диапазон проще для исполнения, в то время как более широкий диапазон может быть более трудным, но потенциально более интересным для слушателя как более сложная мелодия.

Интервалы

Интервалы означают расстояние между определенными типами тонов или нот в музыкальной шкале. Как правило, интервал классифицируется по отношению ноты к первой ноте в определенном ключе, иначе тонике. Это расстояние обычно измеряется в полутонах. Некоторые из наиболее распространенных интервалов следующие:

Унисон

Эти ноты играются на одной высоте тона без расстояния друг от друга.

Малая 2-я

Эта нота находится на 1 полутон выше тоники (или первой ноты) гаммы.

2-й майор

Эта нота находится на 2 полутона выше тоники (или первой ноты) гаммы.

Минор 3-й

Эта нота находится на 3 полутона выше тоники (или первой ноты) гаммы.

3-й мажор

Эта нота находится на 4 полутона выше тоники (или первой ноты) гаммы.

Идеальный 4-й

Эта нота находится на 5 полутонов выше тоники (или первой ноты) гаммы.

Дополненная 4-я или Уменьшенная 5-я

Эта нота находится на 6 полутонов выше тоники (или первой ноты) гаммы.

Идеал 5

Эта нота находится на 7 полутонов выше тоники (или первой ноты) гаммы.

Минор 6-й

Эта нота находится на 8 полутонов выше тоники (или первой ноты) гаммы.

Шестой мажор

Эта нота находится на 9 полутонов выше тоники (или первой ноты) гаммы.

Минорный 7-й

Эта нота находится на 10 полутонов выше тоники (или первой ноты) шкалы.

7-й мажор

Эта нота находится на 11 полутонов выше тоники (или первой ноты) гаммы.

Октава

Эта нота находится на 12 полутонов выше тоники (или первой ноты) шкалы. Это та же нота, что и тоника, сыгранная выше или ниже опорной ноты.

При написании мелодии бывает полезно помнить об интервалах, чтобы найти проверенные способы перехода между нотами.

элементы мелодии

Структура

Это относится к тому, как строится мелодия. Если это лирическая мелодия, мелодическая линия может быть построена вокруг текста или фразы. Другие мелодии могут строиться вокруг определенного ритма или паттерна в музыкальном произведении.

Масштаб

Шкала - это набор нот, расположенных в определенном порядке в ключе или семействе нот в музыке. Вы можете использовать различные шкалы для обозначения различных чувств и звуков в мелодиях. Мелодии часто строятся вокруг определенной шкалы. Даже если у вас нет обширных знаний в области теории музыки, вы, вероятно, интуитивно используете мелодические шкалы.

Мотив

Мотив - это просто раздел или часть мелодии, которая повторяется на протяжении всего произведения. Например, в припеве песни, скорее всего, много мотивов мелодии, которые появляются снова и снова на протяжении всего музыкального произведения.

В мире партитуры мотив может использоваться для объявления о появлении или повторном появлении определенного персонажа. Например, каждый раз, когда Дарт Вейдер входит в сцену в "Звездных войнах" , вы можете услышать этот мотив:

Хотя мотивы обычно представляют собой небольшие коллекции повторяющихся нот, музыкальной темой может считаться более крупный повторяющийся раздел или мелодическая идея.

Фразы

Фраза или фразы в песне могут ощущаться как музыкальное предложение. Не поймите меня неправильно, это не значит, что фраза должна быть полным предложением, но музыкальная фраза говорит о том, как мелодия распределяется по музыкальной линии. Хороший пример - песня "Happy Birthday". Мы поем "С днем рождения тебя" и делаем паузу перед тем, как спеть следующий набор слов.

Таким образом, фазировка говорит о количестве слов и тонов в мелодии. Нередко в популярной музыке припев состоит из четырех фраз или фразы завершаются в конце такта. Фразы помогают популярной музыке соблюдать каданс. Группа фраз часто содержит или повторяет одну и ту же или похожие мелодии.

Ритм говорит о том, как вы выражаете определенную мелодию. Существует множество различных способов артикуляции одного и того же набора нот. Ритм может сказать вам, на какой ноте играется ваша мелодия и что звучит между нотами в вашей мелодии.

Мелодия и гармония: В чем разница?

Мелодии и гармонии часто путают друг с другом, хотя на самом деле это совершенно разные вещи. Самое большое различие заключается в том, что мелодии существуют сами по себе. Гармонии играются в связи с определенной мелодией , обычно с определенным рисунком интервалов, чтобы создать звуковую приятную комбинацию нот.

Гармонию также можно назвать встречной мелодией. Как правило, гармонии поддерживают оригинальную мелодию, не отвлекая слишком много внимания от основной мелодической фразы. Гармония может быть выше или ниже по тональности, чем мелодия.

Часто бывает, что гармонию исполняют бэк-вокалисты, а мелодию - основной вокалист. Что касается вокальных партий, то альтисты чаще всего поют гармонию, а сопрано, как известно, в большинстве случаев берут на себя мелодию.

мелодия против гармонии

Типы мелодий

Когда речь идет о современной и классической музыке, большинство мелодий классифицируются по тому, как питчи соотносятся друг с другом по направлению. Вы можете описать движение мелодий с помощью терминов "восходящий" и "нисходящий".

Восходящий

Восходящая мелодия относится к разделу питчей, в котором каждый питч повышается по тону и частоте.

Спуск

Нисходящая мелодия понижает высоту тона на протяжении всей мелодической фразы.

Мелодичное движение

Мелодическое движение говорит о том, как строка нот или мелодии движется на протяжении определенной фразы. Перетекает ли одна нота в соседнюю? Или инструменталист перескакивает с одного большого интервала на другой? Эти два типа движения называются конъюнктивным и дизъюнктивным мелодическим движением.

Конъюнкция

Конъюнктурная мелодия - это когда мелодическая фраза поднимается и опускается по высоте тона, обычно ступенчато. Конъюнктурное движение может быть таким же простым, как движение вверх и вниз по шкале, написанной в качестве опорной мелодии композиции. Отличный пример конъюнктивного движения можно найти в "Оде к радости". Обратите внимание, как ноты мелодии движутся пошагово, плавно переходя от одной ноты к другой, создавая центральные мелодии во всей композиции.

Дизъюнкт

Дизъюнктивное движение характеризуется большими пропусками по всей мелодии, часто делая большие интервалы, проскакивающие мимо соседних нот. Отличные примеры дизъюнктивного движения можно найти в исполнении "Звездно-полосатого знамени", которое может быть сложным для начинающих музыкантов и вокалистов, поскольку в нем много мелодических пропусков.

Смешать

Смешанное движение - это просто пересечение дизъюнктивного и конъюнктивного движения. Переключение между двумя типами мелодического движения может помочь создать контраст и интерес на протяжении всей музыкальной композиции.

Помимо этих более общих типов, вы также найдете более специфические формы мелодического движения, когда две мелодии исполняются одновременно:

Параллельно

Параллельное движение - это когда две мелодии движутся вместе по восходящей или нисходящей линии, сохраняя одинаковые интервалы между фразировками.

Похожие

Аналогичное движение в точности похоже на параллельное движение, за исключением того, что обе мелодии должны быть восходящими или нисходящими - в одном направлении и в одно и то же время в мелодии.

Против

Противоположное движение - это когда одна мелодия нисходит, а другая восходит, и наоборот. Когда это происходит в одних и тех же интервалах, это называется строгим противоположным движением.

Облик

Наклонное движение - это когда одна мелодия остается на одной ноте, а другая движется любым образом, создавая контраст между двумя мелодическими фразами.

История мелодий в музыке

Музыка у нас в крови. История музыки насчитывает не менее 35 000 лет, но некоторые эксперты считают, что мы поем так давно, как только научились говорить. Неудивительно, что мелодии передавались из поколения в поколение задолго до того, как они были задокументированы.

Тем не менее, одна из древнейших задокументированных мелодий известна как хурритский гимн №6, который звучит следующим образом:

Мелодия была найдена на глиняных фрагментах, написанных где-то в 14 веке до нашей эры. Скорее всего, эта мелодия исполнялась на лире и арфе.

В нашей мелодической истории, очевидно, много пробелов, но мы можем увидеть истоки другого мелодического стиля в греческом произведении под названием "Эпитафия Сейкилоса", которое, скорее всего, исполнялось на лире:

В классической музыке мы начинаем видеть больше вариаций, особенно в песнях, которые становятся более жизнерадостными с появлением клавесина. Мы можем начать видеть мелодические вариации, когда мелодия все дальше отходит от инструментального сопровождения с появлением классических музыкальных произведений, исполняемых такими композиторами, как Моцарт:

Со временем музыка превратилась в различные жанры, включая блюграсс, джаз, рок, диско, R&B, хип-хоп, фолк, ду-воп, и этот список продолжает пополняться и сегодня. Мелодии в рамках конкретных жанров могут больше других тяготеть к определенным масштабным структурам, но ограничений в построении мелодий не существует.

Мелодия в современной музыке

Сегодня существуют бесконечные возможности мелодий в том виде, в котором мы их знаем. Если вы посмотрите на популярные хит-парады, то обнаружите и разреженные ноты, и упрощенные мелодии, и не менее сложные мелодии с широким диапазоном, хорошо любимые одними и теми же людьми.

Хотя в песнях одного и того же жанра мелодия может строиться определенным образом, на самом деле нет никаких ограничений, поскольку мелодия - это всего лишь один из аспектов музыки. Когда вы научитесь писать мелодию , позвольте себе экспериментировать и пробовать множество различных возможностей. Не существует единственно верного способа создания музыки. Наслаждайтесь созданием своих собственных мелодий!

Му́зыка (греч. μουσική, прилагательное от греч. μούσα — муза) — искусство, средством воплощения художественных образов для которого являются звук и тишина, особым образом организованные во времени.

если интересным ответом:
Музыка – что это такое? Что мы под этим понимаем и что представляет из себя музыка как неотъемлемое явление в современной повседневной жизни каждого.
Представьте, что вы ударили рукой по деревянному столу. Возник звук. Если вы ударили в колокол, он также зазвучит. Этот звук будет называться тоном. Тон – это единичный звук, который содержит в себе музыка.
Музыка – это вид искусства, объединяющий тоны в благозвучные группы звуков. Музыка – это язык звуков. Иногда мелодия состоит из звуков, которые следуют один за другим. Иногда они звучат вместе, гармонично.
иногда звуки сталкиваются друг с другом, но очень часто эти столкновения полны определенного значения. Музыка – это мелодия, которая определяется подъемами, падениями или ровням движением звука. Музыка как мелодия определяется также ритмом ударов, разделением на части, скоростью звучания, или темпом; имеет значение громкость и мягкость звуков.
Все эти звуки механические, рождаются чисто технически, но мы не задумываемся над этим, когда музыка, ее звучание доставляет нам определенное наслаждение. Мы не всегда можем выразить то состояние, которое музыка вызывает в нас. Мы прсто чувствуем, что музыка вызывает радость, печаль, веселье, нежность, любовь, негодование – все оттенки чувств, которые не всегда могут быть переданы словами.
Музыка нравится нам своей красотой, а не тем, какие мысли она воплощает. Хотя в случаях с ассоциациями, нам нравятся больше сами воспоминания, которые вызывает определенная музыка. Поэтому в этом случае музыка, которая сама по себе красива, может быть нам неприятна.
Мы можем получить удовольствие даже от единичного звука голоса, скрипки, рожка или другого инструмента. Мелодия как музыка может нравиться очень долго, можно хорошо знать ее, но восторгаться всякий раз так, как будто мы впервые слышим ее.
Музыка существует в различных формах, от гимна до симфонии, и в разных видах, от народной мелодии до опер. Музыка – это величайшее изобретение человечества, поскольку музыка способна благотворно влиять не только на эмоциональную структуру человека, но и на физическую структуру живых организмов в принципе. Музыка в данном случае выступает как средство, а все остальное уже осуществляется водой как первоначальным источником жизни. Музыка способна облагораживать и структурировать воду на физическом уровне, в результате чего подобное состояние воды благотворно влияет на организмы, включая человеческий организм. Музыка вдохновляет к позитивному мышлению, поднимает настроения. При этом музыка может быть и объективно негативной не зависимо от нашего восприятия и мнения, поскольку определенные колебания звуков, которые может содержать музыка, негативно отражаются на структуре воды и, следовательно, негативно влияет на организмы, т. к. все мы состоим из воды.
Музыка может доставлять удовольствие равно как и вызывать отвращение. Музыка способна связывать и влюблять. Музыка способна придать полноту картины действий, но также музыка может и опустошать. Музыка – это изобретение, которое имеет две стороны медали, впрочем, как и все нами же созданное. Музыка может уничтожить и ограничить, но так же может возвысить и придать сил. В любом случае музыка – это не средство злоупотребления, а явление, призванное нас развивать и воодушевлять.
Вот что такое музыка.


если коротко:
музыка - искусство, средством воплощения художественных образов для которого являются звук и тишина, особым образом организованные во времени.

Музыка - прекрасный способ стирания мыслей, плохих и не очень, самый лучший и самый давний.
Музыка - это самый сильный вид магии.
Музыка - это искусство печалить и радовать без причины.
Музыка - единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою.
Музыка - это моя религия.

Му́зыка (греч. μουσική, прилагательное от греч. μούσα — муза) — искусство, средством воплощения художественных образов для которого являются звук и тишина, особым образом организованные во времени.

Му́зыка (греч. μουσική, прилагательное от греч. μούσα — муза) — искусство, средством воплощения художественных образов для которого являются звук и тишина, особым образом организованные во времени. oo

Му́зыка (греч. μουσική, прилагательное от греч. μούσα — муза) — искусство, средством воплощения художественных образов для которого являются звук и тишина, особым образом организованные во времени.

Му́зыка (греч. μουσική, прилагательное от греч. μούσα — муза) — искусство, средством воплощения художественных образов для которого являются звук и тишина, особым образом организованные во времени.

Аккорд — созвучие, которое включает три или более звука.

Арпеджио — исполнение звуков аккорда не одновременно, а последовательно одного звука за другим. Обозначается особым знаком, выставляемым перед аккордом.

Ария — музыкальное произведение для голоса с сопровождением оркестра, являющееся частью оперы, оратории или кантаты.

Аппликатура — наиболее удобный выбор пальцев при игре на музыкальных инструментах. Обозначается цифрой под или над нотой.

Бемоль — знак альтерации, понижающий звук на полтона.

Бекар — знак альтерации, отменяющий действие диеза или бемоля.

Во́льта — знак, обозначающий повторяющейся части музыкального произведения.

Гамма — звуки лада, расположенные по высоте вверх или вниз от тоники до её октавного повторения.

Диез — знак альтерации, повышающий звук на полтона.

Диапазон — звуковой объём данного голоса или музыкального инструмента; определяется интервалом между самым низким и самым высоким звуками данного голоса или инструмента.

Динамические оттенки — изменения громкости звучания в процессе исполнения музыкального произведения.

Затакт — неполный такт, с которого начинается музыкальное произведение.

Интервал — сочетание двух звуков, взятых одновременно или последовательно.

Инструментальная музыка — музыка для исполнения на музыкальных инструментах.

Консонанс — звучание более мягкое, звуки как бы сливаются друг с другом.

Ключевые знаки — знаки альтерации, выставляемые рядом с ключом.

Кода — заключительная часть музыкального произведения, завершающая его в целом.

Мелодия — музыкальная мысль, выраженная одноголосно, одноголосный напев.

Метр — равномерное чередование акцентов в музыке.

Модуляция — переход из одной тональности в другую.

Простые размеры — двухдольные и трёхдольные размеры, имеющие две или три доли при одном акценте.

Репри́за — часть, содержащая повторение музыкального материала после его развития или изложения нового.

Синкопа — перемещение тактового акцента с сильной доли на слабую.

Соната — крупное инструментальное произведение, состоящее из нескольких частей, одна из которых (обычно первая) имеет особую, сложную форму, называемую сонатным аллегро.

Сюита — многочастное произведение, состоящее из нескольких самостоятельных частей, разнообразных по содержанию и построенных по принципу контраста.

Скерцо — музыкальное произведение, чаще всего оживлённого, шутливого характера. Скерцо может быть самостоятельным музыкальным произведением или частью другого крупного произведения.

Скрипичный ключ — условный знак, который обозначает, что нота соль первой октавы находится на второй линии нотоносца.

Соло — исполнение произведения одним певцом или музыкантом.

Тактовая черта — вертикальная черта, отделяющая такты друг от друга. Тактовая черта ставится перед сильной долей такта.

Тембр — характер звучания, свойственный данному голосу или инструменту.

Темп — скорость исполнения музыки.

Триоль — ритмическая фигура из трёх нот, вместо обычной группы из двух нот, обозначается цифрой 3 над или под нотами.

Тоника — первая ступень лада.

Трель (мелизм) — равномерное, быстрое чередование основного и верхнего вспомогательного звука.

Тональность — высота лада. Каждая тональность отличается своими ключевыми знаками альтерации, определяющими состав звуков.

Ферма́та — знак музыкальной нотации, предписывающий исполнителю увеличить по своему усмотрению её длительность.

Цезура — момент расчленения в музыке; короткая, еле заметная пауза между фразами.

Каждое искусство имеет свой собственный язык и способы обращения к общественности. Например, в живописи это краски, мазки художника и готовый рисунок. Поэты во время сочинения стихотворений говорят с людьми на языке слов, создавая рифмы. В театре актёры передают свои эмоции и чувства зрителю. Средства музыкальной выразительности - это фактура, метр, темп, мелодия, размер и т. д.

  • Регистр, ритм и мелодия
  • Размер, темп и лад
  • Тембр и динамика
  • Метр и гармония
  • Фактура в музыке
  • Штрихи и форма

Основные средства музыкальной выразительности

Регистр, ритм и мелодия

Регистр является частью диапазона. Также этим термином называют высоту музыкального инструмента или голоса.

Бывают такие виды регистра:

  • Низкий. Это мрачное или серьёзное звучание.
  • Высокий. Лёгкое и тонкое звучание.
  • Средний. Обычно такой звук ассоциируется с голосом человека.

 Значимость роли регистра

Ритм - это первое, чему учат ребёнка на уроке в музыкальной школе. Там рассказывают, какие средства музыкальной выразительности играют первостепенную роль. Ритм относится именно к таким. Этот элемент присутствует в каждом произведении и в каждом исполнении песни. Может происходить чередование отрывистых звуков с плавными, то есть повторение коротких и долгих.

Это средство становится понятным, если наблюдать за каким-либо танцем. Все происходит в такт, благодаря чему движения приобретают эмоциональных окрас.

Музыка без ритма не может восприниматься полноценной мелодией. Она похожа на простой набор звуков. Этот приём придаёт музыкальной композиции изобразительность и лиричность или же тревогу и взволнованность.

Развитие цифровой музыки основано на хорошо подобранном ритме. Чтобы был качественный звук у таких композиций, нужно использовать хорошие динамики. Также существуют и другие важные элементы.

Таблица: средства музыкальной выразительности и их определение.

Средства выразительности Содержание Свойства и разновидности
Мелодия Одноголосно выраженная мысль
Лад Взаимосвязь звуков между собой Мажор, минор
Регистр Чередование и соотношение различных музыкальных длительностей Ровный, пунктирный
Звуковедение Штрих Отрывисто, связно, отчётливо, закономерно
Тембр Окраска звука Звонкий, глухой, мягкий, резкий
Темп Скорость музыки Медленный, умеренный, быстрый, динамический
Динамика Изменение громкости
Форма Построение музыкального произведения Рондо, вариации, сонатная форма
Аккомпанемент Сопровождение Оркестровый, инструментальный, вокальный или речь

Мелодия - это одно из 12 основных выразительных средств музыки. Она является душой любой композиции, так как показывает тему, оттенок и характер. Поэтому без неё произведение не состоится.

Размер, темп и лад

Основные определения и средства музыкальной выразительности

Для записи ритма на листе применяется музыкальный размер. Благодаря этому музыкант может понять, какой темп и ритм необходимо соблюдать. Существуют разные музыкальные размеры, например, две четверти, одна восьмая и т. д. Для правильного соблюдения ритма во время изучения нового материала нужно использовать метроном или самостоятельно считать.

Темп - это скорость исполнения, которая полностью зависит от конкретного музыкального произведения. Например, колыбельная исполняется очень медленно и спокойно, а марш звучит ритмично. Такая функция важна для выражения характера композиции.

Для обозначения используется итальянский язык. В самом начале композитор указывает, в каком темпе нужно исполнять мелодию. Может быть написано воодушевлённо, мечтательно, в темпе марша, в темпе вальса.

Помимо равномерного звучания музыки могут быть отклонения. Это позволяет сделать композицию более живой и эмоциональной. Темп произведения и его изменения является очень важным способом музыкальной выразительности.

Лад в музыке

Лад - это отношение устойчивых и неустойчивых звуковых рядов. Он систематизирует и определяет порядок звуков, благодаря чему создаётся осмысленная мелодия.

Существуют неустойчивые и устойчивые звуки. У вторых звучание ясное, поэтому они являются основой. Если музыка остановилась на неустойчивом звуке, то необходимо перейти на устойчивый. Такая взаимосвязь является основой музыкальной речи. Зачастую в композиции присутствует многократные переходы.

Наиболее распространёнными считаются минорные и мажорные лады. Они определяют образное содержание мелодии и её характер. Мажорная композиция всегда весёлая и бодрая, а минорная - печальная и грустная.

Тембр и динамика

Тембром называется звуковой окрас. У разных людей и музыкальных инструментов свой тембр. С помощью этого выразительного средства человек может различать голоса и различные инструменты, не глядя на них.

Женские и мужские голоса бывают:

Хор - это большое количество певцов (не меньше 12). Это подобие оркестра в музыке. Хор может быть мужским, женским, смешанным или детским.

В оркестре музыкальные инструменты распределяются по типам. Всего их существует четыре:

  • Ударные.
  • Медные духовые.
  • Струнные.
  • Деревянные духовые.

Гармонии в создании и исполнении произведения

Динамикой называется громкость музыки. Тихое музыкальное произведение ассоциируется со спокойствием или лёгкой грустью, а громкое выражает напряжённые или энергичные образы.

Динамика нарастает, когда нужно усилить напряжение или подготовить слушателя к кульминации. Динамическая кульминация является высшей точкой напряжения. Когда она ослабевает, создаётся ощущение успокоения.

Метр и гармония

Метром называется пульсация, то есть равномерная смена слабых и сильных долей. Если записывать это в нотном выражении, то указывается размер, такт и отдельные тактовые черты.

Гармония - последовательность звучания объединённых звуков в аккорды или же созвучия. Основным элементом является аккорд. Это сочетание трёх и более звуков.

По интервальному строению аккорды подразделяются на такие:

  1. Секундовый.
  2. Терцовой.
  3. Квартовой.
  4. Квинтовой.

Современная музыка часто предполагает резкое звучание гармонии. Это называется диссонансом. В классической в основном используются трезвучия.

Диссонанс может быть довольно сложным, так как очень часто применяются нестандартные созвучия, например, одновременное сочетание разных размеров.

Происхождение этого средства выразительности в музыке связывают с многоголосым пением. Есть свидетельства, что оно существовало уже в Средние века.

Фактура в музыке

Редства выразительности в музыке

Фактура с латинского означает обработку. Это вид изложения музыки. Основными элементами, входящими в определения, являются средние голоса, аккомпанемент, бас и мелодия.

Фактуру подразделяют на прозрачную и плотную. Первая вызывает ощущение лёгкости, а от второй создаётся впечатление мощи и силы.

Также данное средство выразительности подразделяется на одноголосную и многоголосную. Одноголосная музыка - это любая мелодия, состоящая из вокала одного человека или из инструментальной игры. Второй вид подразумевает гомофонию и полифонию.

В многоголосной музыке один из голосов является основным, а все остальные выступают в роли аккомпанемента, то есть сопровождающими. Ритмические аккорды, объединённые с сопровождающими, являются разновидностью гомофонной фактуры.

Полифония - это сочетание нескольких голосов. Она подразделяется на имитационную и контрастную. Имитационная повторяет в другом тоне прозвучавшую мелодию. Контрастной полифонию можно назвать, когда одновременно звучат мелодии нескольких типов.

Имитационная также подразделяется на несколько типов:

  1. Канон. Включает в себя несколько голосов, которые играют одну мелодию, но вступают на первый план по очереди.
  2. Инвенция. Инструментальное произведение, состоящее из двух или трёх голосов. Обычно оно имеет небольшой объём и написано по технике имитации.
  3. Фуга. Это многоголосная полифония. Вся мелодия повторяется одновременно во всех голосах. Считается наиболее сложным типом имитационной полифонии.

Также существует ещё разновидность, которая называется фугетта. Это упрощённая фуга, предназначенная для фортепиано или органа.

Штрихи и форма

Одним из важнейших инструментов выразительности в музыке являются штрихи. Это средство, с помощью которого музыкант может понять манеру исполнения. Это определяет характер произведения. Музыкальные штрихи подразделяются на такие виды:

Штрихи и форма как средства музыкальной выразительности

  1. Legato. Инструмент должен издавать мягкие и плавные звуки. То есть человеку нужно играть мягко.
  2. Staccato. Звуки следует извлекать резко. Данный штрих в записи обозначается точкой, расположенной сверху или снизу ноты. Каждое извлечение должно быть коротким, похожим на маленькие толчки. При этом ставиться акцент на промежуток между звуками.
  3. Non legato. Каждое извлечение должно немного акцентироваться. Это что-то среднее между Legato и Staccato. Нужно стараться сделать так, чтобы звуки подчёркивались и слышались отчётливо, но были мягкими.

Последовательность отдельных частей, из которых состоит мелодия, называется формой музыкального произведения. Она подразделяется на сюиту, рондо, сонатное аллегро, сонатно-симфонический цикл, куплетную, трёхчастную или двухчастную форму.

Наиболее простой формой является период. В нём слушатель отчётливо понимает, что мысль завершена. Период разделяется на предложения, а они - на фразы.

Также существует мотив. В музыкальной речи это самый маленький элемент.

При исполнении произведения музыкант выделяет отдельные мысли, фразы и предложения. Это уже называется фразировкой. Данное средство является частью формы. Оно предполагает, что во фразах есть кульминации.

Читайте также: