1 рекомендуемые формы по перспективному годовому плану работы школьного психолога

Обновлено: 08.07.2024

Цель работы: психологическое сопровождение образовательного процесса.

1) оказание своевременной психологической помощи всем субъектам образовательного процесса;

2) организация системного психологического консультирования педагогов по вопросам создания индивидуальной траектории развития и саморазвития личности в условиях построения современной модели образования;

3) осуществление психолого-педагогического сопровождения одаренных учащихся;

4) осуществление психолого-педагогического сопровождения учащихся в период подготовки и сдачи ЕГЭ и ГИА;

5) профориентационная работа с учащимися;

6) активизация психологического обеспечения на этапе профильного обучения;

7) проведение мониторинга деятельности и взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Направления деятельности:

Групповые занятия (тренинги, игры, семинары-практикумы и т.д.);

Психопросвещение (лектории, практикумы и т.д.);

Индивидуальная коррекционная работа;

Перспективный план работы на год

1. Диагностическая деятельность

Содержание работы

Виды и формы работы

Срок выполнения

Первичный срез диагностики

адаптации 5-х классов к измененным условиям обучения (конец I четверти)

Исследование эмоционального состояния, уровня комфортности, групповой сплоченности;

Контроль динамики адаптации

Диагностика эмоциональной стабильности/нестабильности (определение кризисных состояний) 6-11 классы

По плану Месячника психологического здоровья

Диагностика личностных особенностей учащихся 7-го класса

Осознанный выбор дальнейшего профиля обучения

Исследование межличностных отношений учащихся 6-8 классов

Метод социометрии Дж.Морено

Изучение психологической комфортности учащихся в школе.

Тест школьной тревожности Филлипса

Исследование психологической готовности к ГИА учащихся 9-х, 11-х классов

Психологическая подготовка к экзаменам

Контрольный срез диагностики адаптации 5-х классов к измененным условиям обучения (середина III четверти)

Проективные методики, изучение школьной мотивации.

Контрольный срез диагностики адаптации 5-х классов к измененным условиям обучения (середина III четверти)

Проективные методики, изучение школьной мотивации.

Исследование уровня мотивации к учебной деятельности учащихся 6-8 классов

Выявление ведущих мотивов, исследование учебной мотивации

Исследование эмоционального состояния, наличия выгорания у педагогов

По плану Месячника психологического здоровья

Индивидуальная и групповая профориентационная диагностика

По запросу обучающихся, родителей, педагогов.

Исследования различного направления: личностных особенностей, интеллектуальных особенностей, детско-родительских отношений и т.д.

Индивидуальная и групповая психодиагностика

2. Коррекционно-развивающая деятельность

Групповая работа по адаптации к измененным условиям обучения в классах нового состава 5кл., 10 кл.

Групповые занятия, тренинги

Сплочение классов нового состава, коррекция взаимоотношений.

Элективный курс: Психология общения. 6 классы

Групповые занятии с элементами тренинга, психодиагностика.

Формирование и развитие социально-важных навыков в соответствии с возрастом и социальной ситуацией развития

По расписанию уроков

Элективный курс: Психология индивидуальности. 7 классы

Элективный курс: Мир профессий. 8 классы

Элективный курс: Психологическая подготовка к ГИА. 9, 11 классы

Психологическое сопровождение детей, требующих особого внимания

Профориентационные игры, тренинги и т.д. 9-11 кл.

Групповые занятия, тренинги

Помощь в профессиональной ориентации учащихся

По запросу кл. руководителей

Групповые занятия на формирование социально-важных навыков, развитие отдельных психологических качеств личности учащихся

Тренинги, групповые занятия

По запросу кл. руководителей

3. Консультативная деятельность

Консультации вновь прибывших учащихся

Выявление актуального эмоционального состояния учащихся, отслеживание динамики адаптации

Консультации родителей учащихся 5-х классов по вопросам адаптации

Ознакомление с результатами первичной и контрольной диагностики адаптации

Профориентационная консультация учащихся 9-11 классов

Индивидуальная диагностика, профбеседа

Помощь в профессиональной ориентации учащихся

Психолого-педагогическая помощь родителям по вопросам профориентации

Индивидуальные консультации родителей

Консультирование обучающихся различной тематики

Психолого-педагогическое сопровождение обучения и развития учащихся лицея

Консультирование родителей по вопросам детско-родительского отношения, проблемам воспитания, обучения, семейным проблемам и т.д.

Методические консультации педагогов

4. Экспертная деятельность

Мониторинг эффективности работы классных руководителей

Анонимное анкетирование обучающихся

Оценка эффективности работы кл.руководителей

Мониторинг удовлетворенности учащихся и родителей образовательными услугами школы.

Анонимное анкетирование родителей и обучающихся

Мониторинг профессионального самоопределения обучающихся 5-11 классов

Отслеживание динамики профессионального самоопределения

По запросу администрации

5. Профилактическая деятельность

Психологическое сопровождение процесса адаптации в 5-х классах.

- Групповые занятия, тренинги на знакомство, развитие сплоченности в коллективе;

Профилактика дезадаптации, предупреждение трудностей в учебе и межличностных отношениях, психолого-педагогическая помощь классному руководителю и родителям.

При выявлении учащихся с дезадаптацией, проводится коррекционная работа по индивидуальной программе.

Психолого-педагогическое сопровождение вновь прибывших учащихся

Выявление сформированности системы отношений, особенностей характера.

Профилактика аутоагрессивного поведения обучающихся

- Диагностика эмоционального состояния учащихся, с целью выявления депрессивных, тревожных состояний;

- Групповые занятия, тренинги;

- с 15 октября по15 ноября.

- с 15 марта по 15 апреля

Профилактика аутоагрессивного поведения учащихся, жестокого обращения и насилия, правонарушений и безнадзорности.

Реализация Комплексной программы школы по профилактике аутоагрессивного поведения.

План мероприятий в соответствии с приказом УО о Месячнике психологического здоровья.

Профилактика жестокого обращения с детьми и насилия

Наблюдение, беседы, индивидуальные, групповые занятия в зависимости от ситуации.

Контроль за эмоциональным состоянием, социальными условиями проживания, психологическим комфортом в классах и в целом по школе

Реализация Программы школы по профилактике жестокого обращения с детьми и насилия. Совместная работа с классными руководителями, педагогами, родителями, администрацией.

6. Просветительская деятельность

Психолого-педагогическая помощь родителям в период адаптации детей к переходу в среднее звено

Ежегодное собрание для родителей 5-го класса.

Мониторинг профессионального самоопределения обучающихся. 5-11 классы.

Ознакомление родителей с результатами ежегодного мониторинга

По запросу кл. руководителей

Общее родительское собрание.

Ознакомление родителей с психологическим сопровождением, повышение психологической компетентности родителей.

Ежегодное общешкольное собрание.

Рекомендации по помощи со стороны семьи

По запросу кл. руководителей

Тематические выступления на классных часах

Лекционные, практические формы работы

По запросу кл. руководителей

Участие в тематических педсоветах

Участие в заседаниях МО классных руководителей:

Предлагаем следующий перечень учетной и отчетной документации общего характера педагога-психолога образовательного учреждения:

  • план работы (на учебный год);
  • график работы;
  • журнал учета видов работы;
  • аналитический отчет о проделанной работе (за учебный год);
  • статистическая справка за отчетный период, установленный в образовательном учреждении.

Кроме общих форм документации, которые являются открытыми для различных представителей контролирующих инстанций, у каждого психолога имеются формы документации для служебного пользования в виде протоколов, заключений, сводных таблиц по скринингу и пр. Эта документация хранится в месте, недоступном для общего обозрения (сейфе, закрытом шкафу и т.п.) и может быть предъявлена по запросу профильных специалистов системы образования. На основании этих документов психолог может давать рекомендации учителю, родителям или лицам, их заменяющим; делать выписки во внешние организации по запросу родителей.

Рекомендуемые формы по перспективному (годовому) плану работы

Планирование всего объема работы психологом определяется целями, задачами, видом и запросами данного образовательного учреждения.

Годовой план работы должен быть согласован и утвержден администрацией образовательного учреждения.

Схема оформления годового плана может быть представлена с распределением основных мероприятий по видам деятельности.

Схема оформления годового плана
Виды деятельностиПланируемые мероприятияСрокиПримечания
12345
1Диагностика
2Развивающая и коррекционная работа
3Консультирование
4Просветительская работа
5Экспертная работа
6Организационно – методическая работа
График (расписание) на рабочую неделю
П
О
Н
Е
Д
Е
Л
Ь
Н
И
К
Время проведенияВид и форма работыМесто проведения
С ДО
С ДО
С ДО
С ДО
С ДО
С ДО
С ДО
С ДО
С ДО
В
Т
О
Р
Н
И
К
Время проведенияВид и форма работыМесто проведения
С ДО
С ДО
С ДО
С ДО
С ДО
С ДО
С ДО
С ДО
С ДО
С
Р
Е
Д
А
Время проведенияВид и форма работыМесто проведения
С ДО
С ДО
С ДО
С ДО
С ДО
С ДО
С ДО
С ДО
С ДО
Ч
Е
Т
В
Е
Р
Г
Время проведенияВид и форма работыМесто проведения
С ДО
С ДО
С ДО
С ДО
С ДО
С ДО
С ДО
С ДО
С ДО
П
Я
Т
Н
И
Ц
А
Время проведенияВид и форма работыМесто проведения
С ДО
С ДО
С ДО
С ДО
С ДО
С ДО
С ДО
С ДО
С ДО
С
У
Б
Б
О
Т
А
Время проведенияВид и форма работыМесто проведения
С ДО
С ДО
С ДО
С ДО
С ДО
С ДО
С ДО
С ДО
С ДО
В
О
С
К
Р
Е
С
Е
Н
Ь
Е
Время проведенияВид и форма работыМесто проведения
С ДО
С ДО
С ДО
С ДО
С ДО
С ДО
С ДО
С ДО
С ДО

График рекомендуется составлять в конце недели на предстоящую неделю.

Рекомендации по оформлению журнала

Журнал учета видов работы позволяет отслеживать ежедневные разнообразные мероприятия, проводимые педагогом-психологом образовательного учреждения в течение года. Благодаря наличию всего объема информации психолог может успешно проводить анализ проделанной за учебный год работы, получать необходимые отчетные статистические данные.

Журнал является документом, на основе которого администрация контролирует деятельность практического психолога образовательного учреждения.

В журнале предлагается отводить определенное количество страниц на каждый вид деятельности: психодиагностика, консультирование, развивающая, коррекционная, просветительская, экспертная и методическая работа. Запись работы можно оформлять в соответствии со следующими формами: (табл. 3-10). Предлагаемые формы могут содержать и другую информацию, необходимую психологу для анализа деятельности.

Диагностика
Дата, времяФИО, возрастОт кого поступил запросХарактер диагностикиПримечание и рекомендации
12345

Методики диагностики педагог-психолог выбирает по своему усмотрению. В процессе диагностирования, как правило, применяются несколько методов. В предлагаемой форме Регистрации деятельности можно не указывать, какие именно методики были использованы в конкретном случае. В то же время рекомендуется иметь отдельную форму регистрации наиболее часто применяемых методик

Название диагностической методикиОсновная направленностьИсточник
123

Консультирование
Дата, времяФИО, возраст,
другие данные
Причина обращенияХарактер консультации, тематикаПримечание
12345

Характер консультации – первичная, повторная и т.п. В примечании делаются необходимые пометки, в том числе может быть направление к более узкому специалисту.

Развивающая и коррекционная работа
Дата проведенияС кем проводиться занятиеТема занятия, форма занятияПримечание
1234

При проведении развивающей и коррекционной работы прикладываются программы, по которым они проводятся, с указанием цели, методов, форм работы, предполагаемого результата.

В примечании может быть указан промежуточный результат работы.

Групповая развивающая и коррекционная работа может регистрироваться по форме классного журнала, журнала факультативов и пр.

Дата проведенияС кем проводиться занятиеТема занятия, форма занятияПримечание
1234

Просветительская работа
Дата проведенияС кем проводиться занятиеТема занятия, форма занятияПримечание
1234

Просветительская работа может проводиться в виде лекций, семинаров, выступлений на методических объединениях, родительских собраниях и т.д.

Экспертная работа

К экспертной работе относится участие в консилиумах, комиссиях, административных совещаниях по принятию каких-либо решений, требующих психологического разъяснения ситуации.

Организационно-методическая работа

К организационно-методической работе относятся следующие виды деятельности:

Основой для разработки являются следующие нормативные документы:

- Положение о службе практической психологии в системе МО РФ (приказ МО РФ N636 от 22.10.99.);

- Типовое Положение о порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения (письмо N 27/901-6 от 27.03.2000);

- Инструктивное письмо МО РФ об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения N29/1886-6 от 24.12.2001;

- Концепция развития психологической службы образования РС(Я) от 28.01.2003 г.

- Положение о Службе практической психологии в системе образования РС(Я) (приказ 01-08/1188 от18.06.07);

ВложениеРазмер
godovoy_i_pers_plan.docx 68.14 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог - психолог: Мишуткина А.С.

Основой для разработки являются следующие нормативные документы:

- Положение о службе практической психологии в системе МО РФ (приказ МО РФ N636 от 22.10.99.);

- Типовое Положение о порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения (письмо N 27/901-6 от 27.03.2000);

- Инструктивное письмо МО РФ об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения N29/1886-6 от 24.12.2001;

- Концепция развития психологической службы образования РС(Я) от 28.01.2003 г.

- Положение о Службе практической психологии в системе образования РС(Я) (приказ 01-08/1188 от18.06.07);

- Основная нормативная база психолого-педагогического сопровождения (Приложение 1)

Психолого-педагогическое сопровождение должно пронизывать все стороны взаимодействия обучающегося, воспитанника, родителей (законных представителей) и школы в процессах обучения, развития, воспитания и социализации. Это означает, что целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.

Целевые ориентиры являются сегодня показателем достижения школой и педагогами современного качества образования:

  • забота о психологической безопасности и здоровье школьников;
  • создание комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования;
  • его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, гарантирующее охрану и укрепление их физического, психологического и социального здоровья.

Основным предметом деятельности школьного психолога являются технологии формирования и измерения необходимых компетенций: предметных, метапредметных и личностных, иными словами – оценка качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Таким образом, работа психолога становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы.

При этом, главной социально-психологической особенностью ФГОС является учет возможностей детей с любыми особенностями в развитии. Стандарт создания условий для индивидуального развития всех обучающихся, воспитанников, в том числе и тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

В рамках ФГОС описываются требования к коррекционной работе в школе, затрагивающие, прежде всего, работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья, и задающие направление деятельности психолого-педагогического сопровождения в целом.

Требования стандарта в части реализации программы коррекционной работы предусматривают:

- выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной образовательной программы и их дальнейшую интеграцию в образовательном учреждении;

- реализацию комплексного индивидуально ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса всех детей с особыми образовательными потребностями с учетом состояния здоровья и особенностей психофизического развития (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).

Основные функции работы:

• участие в обеспечении уровня подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта;

• участие в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям;

• оценка эффективности образовательной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива через призму развития личности обучающихся;

• анализ достижений и подтверждения обучающимися уровней развития и образования.

Задачами психолого-педагогического сопровождения являются:

  1. Защита прав и интересов личности обучающихся, обеспечение благоприятных условий их психического и физического развития и обучения, поддержка и содействие в решении психолого-педагогических и медико-социальных проблем.
  2. Квалифицированная комплексная диагностика возможностей и особенностей развития ребенка с целью как можно более раннего выявления детей, требующих особого внимания специалистов для предупреждения возникновения проблем в обучении и развитии.
  3. Содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: реализация программ преодоления трудностей в обучении, нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; содействие выбору образовательного и профессионального маршрута.
  4. Участие специалистов в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и способностям обучающихся.
  5. Развитие психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса – обучающихся, педагогов, родителей.
  6. Содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса, содействие педагогическому коллективу в оптимизации социально-психологического климата образовательного учреждения.
  7. Психолого-педагогическая помощь родителям (законным представителям), педагогам и воспитателям обучающихся, требующих особого внимания специалистов.
  8. Консультативно-просветительская работа среди обучающихся, педагогов, родителей.
  9. Профилактическая работа и пропаганда здорового образа жизни среди обучающихся, педагогов, родителей.

Содержание психолого-педагогического сопровождения учебной деятельности:

- диагностика возможностей и особенностей развития ребенка;

- оказание помощи педагогам в вопросах оценки метапредметных и личностных результатов освоения основной образовательной программы;

- формирования основных образовательных компетенций (УУД);

- построение индивидуальной траектории развития ребенка;

- экспертиза соответствия применяемых методов работы требованиям ФГОС.

Содержание психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и воспитания:

- профилактика асоциального поведения;

- профилактика и коррекция дезадаптивных форм поведения;

- психологическая поддержка одаренных детей;

- повышение психолого-педагогической компетенции всех участников образовательного процесса;

- мониторинг состояния здоровья, безопасности образовательной среды, психологической атмосферы образовательного учреждения.

Содержание коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья:

- коррекция познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы отклоняющегося поведения;

- консультирование по различным аспектам коррекционной работы родителей и педагогов;

- участие в работе психолого-медико-педагогического консилиума.

В целях обеспечения требований ФГОС НОО, на основании единого стандарта психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса идеятельности педагогов-психологов образовательных организаций Намскогоулуса, работа организована по следующим разделам:

  1. Организация и содержание работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами
  2. Реализация программы по психолого-педагогическому сопровождению вновь прибывших учащихся (в том числе из ближнего зарубежья)
  3. Организация и систематизация деятельности по групповой работе с обучающимися (воспитанниками)

А. Групповая работа в классах нового состава

Б. Занятия по формированию культуры безопасного и здорового образа жизни и их тематика

  1. Психолого-педагогическое сопровождение родителей (законных представителей)

Таким образом, в условиях достижения обновленных целей и задач образования психолого-педагогическое сопровождение как целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в образовательной среде, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы.

МИР ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

ДОКУМЕНТАЦИЯ ПСИХОЛОГА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Составитель: Зардарян Л.Л.
На основе нормативных актов, регулирующих деятельность педагогов — психологов в системе образования РФ и Ставропольского края, инициативной группой был разработан, обсужден на краевом совещании руководителей региональных служб практической психологии (апрель 2004 г) и утвержден приказом Министерства образования Ставропольского края пакет форм учетно-отчетной документации психолога в системе образования.

Документы включенный в пакет учетно-отчетной документации педагога-психолога:

1. Годовой план работы педагога-психолога образовательного учреждения (Форма N1);
2. Журнал групповых исследований(Форма N 2);
3. Журнал учета индивидуальных форм работы ( Форма N 3);
4. Журнал учета групповых форм работы ( Форма N 4 );
5. Карта ребенка ( Форма N5 );
6. Недельная циклограмма (форма №6)
7. Требования к составлению или разработке программ (Форма №7)
8. Формы статистического и аналитического отчетов (Форма №8)

МИР ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

КОМПЛЕКТ РАБОЧЕЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Автор: Абакирова Т.П., Водолазская Л.К., Кулевцова Т.И., Плеханова Н.Н., Шихваргер Ю.В.
Издательство: Центр службы практической психологии образования Новосибирской области
Важным компонентом профессиональной дельности педагога-психолога в образовательном учреждении является оформление различного рода документации, сопровождающей каждое направление деятельности педагога-психолога.
В сборник вошел комплект (пакет) рабочей документации педагога-психолога: специальная документация и организационно-методическая документация. Данная документация утверждена решением Координационного совета Службы практической психологии образования Новосибирской области.
Сборник «Комплект рабочей документации педагога-психолога«, обеспечивающей деятельность педагога-психолога предназначен для работников органов управления образованием, педагогов-психологов и специалистов образовательных учреждений всех видов.

СОДЕРЖАНИЕ:
Документация, регламентирующая и обеспечивающая деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения обучающихся в образовательном процессе
1. Принципы
2. Виды документации, обеспечивающей и регламентирующей деятельность педагога – психолога
Рекомендуемый комплект рабочей документации, обеспечивающей
деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения детей:
1. План работы педагога-психолога на учебный год (Форма № 1, обязательная)
2. План работы на месяц (Форма № 2, обязательная), рабочую неделю (Форма № 2 А)
3. Циклограмма работы (виды деятельности и нагрузка по дням недели) (Форма № 3 А-Б)
4. Журналы учета видов работы (Формы № 4 А-Ж, обязательные):
Диагностика (А);
Консультирование (Б);
Развивающая и коррекционная работа (индивидуальная) (В);
Развивающая и коррекционная работа (групповая) (Г);
Просветительская работа (Д);
Организационно-методическая работа (Е);
Экспертная работа (Ж).
5. Аналитический отчет о проделанной работе (за учебный год) (Форма № 5 А, обязательная)
6. Статистическая справка за отчетный период (четверть, полугодие, год) (Форма № 5 Б, обязательная)
7. Заключения по результатам проведенного психодиагностического исследования (Форма № 6 А – Г, обязательная)
8. Индивидуальная психолого-педагогическая карта ребенка (Форма № 7, обязательная для классов КРО и ККО)
9. Программа работы педагога-психолога с группой (Форма № 8, обязательная)
10. Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий (Форма № 9, обязательная)
11. Требования к авторским программам (Форма № 10)
12. Протоколы (Формы 11 А-В), материалы тестовых обследований
13. Представление педагога-психолога для школьного консилиума (Форма № 12)
14. Выписка из медицинской карты (Форма № 13)
15. Форма регистрации применяемых диагностических методик (Форма № 14)
16. Примерная схема психолого-педагогической характеристики (Форма № 15)
17. Формы документации по созданию и организации работы психолого-педагогического консилиума (ППк) образовательного учреждения (Формы № 16 — 21)
18. Ориентировочная форма договора с родителями о разрешении на работу с детьми (Форма № 22)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация

Утверждено: Согласовано: Согласовано:

Директор школы: Зам. директора по УР: Зам. директора по ВР:

________________/Винокуров Г.Г./ _______________/Колодезникова Г.И./ ______________/Кычкина Т.Г../

ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

НА 2020 – 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

Принципы и задачи реализации системы психологического сопровождения образовательного процесса

Федеральным государственным образовательным стандартом установлены требования к реализации основной образовательной программы. Одним из результатов является создание среды, преемственной по отношению к начальному общему образованию и учитывающей особенности организации основного общего образования, а также специфику возрастного психофизического развития обучающихся на данной ступени общего образования, с использованием в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа. Это влияет на определение принципов, которые заложены в систему психологического сопровождения, на выбор форм и методов работы.

В основе психологического сопровождения образовательного процесса заложены следующие принципы:

- принцип системности – существование алгоритма работы и использование возможностей всех основных направлений деятельности психолога;

- принцип ценности и уникальности личности, приоритета личностного развития, заключающийся в самоценности ребенка и в признании индивидуальности, при котором обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка. Этот принцип предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребенка с учетом индивидуальных возможностей и способностей;

- принцип целостности – при любом психологическом воздействии на личность необходимо работать со всей личностью в целом во всем разнообразии ее позновательных, мотивационных, эмоциональных и прочих проявлениях;

- принцип целесообразности и причинной обусловленности – любое психологическое воздействие должно быть осознанным, должно быть подчинено поставленной цели, то есть психолог должен осознавать причину и цель воздействия. Воздействие должно быть направлено на причину явления, а не на его следствие;

- принцип своевременности – любое психологическое воздействие должно быть проведено вовремя и в наиболее благоприятных для его высокой эффективности условиях;

- принцип активности ребенка в образовательном процессе. В антропологической педагогике образование рассматривается как процесс, в который человек включен в активной позиции;

- принцип практической направленности – формирование универсальных учебных действий, способности их применять в практической деятельности и повседневной жизни. Этому способствуют: работа с разными источниками информации; работа в сотрудничестве (в малой и большой группе) в разном качестве (ведущего, ведомого, организатора деятельности); самостоятельная работа, понимаемая не как работа в одиночестве и без контроля, а как работа по самообразованию (важнейшее умение в интеллектуальном развитии школьника);

- принцип эмоционально-ценностной ориентации учебно-воспитательного процесса;

- принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня, эффективного и бесконфликтного взаимодействия, получения психологической помощи в сложной жизненной ситуации.

Целью психологического сопровождения является содействие созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса.

Задачи психологического сопровождения образовательного процесса:

- психологический анализ социальной ситуации развития в общеобразовательных организациях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения, содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательных организациях;

- мониторинг психолого-педагогического статуса классного коллектива и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения;

- содействие и реализации (выполнению) требований ФГОС к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования;

- разработка и внедрение психологических программ и проектов, направленных на преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье и профилактику асоциальных явлений (детского алкоголизма, табакокурения, наркомании, насилия в семье и т.д,), трудностей в адаптации, обучении и воспитании, нарушений в поведении, задержек и отклонений в развитии обучающихся, воспитанников;

- содействие формированию у обучающихся универсальных учебных действий как способности субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, совокупности действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса;

- содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, а также формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности;

- участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных организаций, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательной организации;

- взаимодействие с подразделениями общеобразовательной организации (психолого-медико-педагогический консилиум, социально-психологическая служба, совет профилактики), с образовательными организациями, учреждениями и организациями здравоохранения и социальной защиты населения.

Основные направления деятельности педагога-психолога:

- работа с учащимися;

- работа с педагогическим коллективом школы;

- работа с администрацией школы;

- работа с родителями учащихся.

Основные виды работ и содержание деятельности психолого-педагогического сопровождения:

- Психологическое просвещение – формирование у обучающихся и их родителей (законных представителей), педагогических работников и руководителей образовательной организации потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития и своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности;

- Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, профессионального выгорания педагогов; выявление и нейтрализация факторов, негативно влияющих на здоровье педагогов и обучающихся; формирование у всех участников образовательного процесса потребности в здоровом образе жизни; разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителя (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;

- Диагностика (индивидуальная и групповая) – психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в пройессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации;

- Развивающая работа (индивидуальная и групповая) – формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении;

- Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) – организация работы с обучающимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики; активное воздействие на процесс формирования личности и преодоление затруднений в усвоении программного материала на основе комплексного взаимодействия педагога-психолога с педагогами, логопедом, социальным педагогом; коррекцию недостатков психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья;

- Консультирование (индивидуальное и групповое) - помощь участникам образовательного процесса в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, в актуализации и активизации личностных особенностей; содействие сознательному и активному присвоению нового социального опыта; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений; решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, самосознании и саморазвитии;

- Экспертиза – психологический анализ образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательной организации; оценка альтернативных решений и выделение наиболее предпочтительных вариантов организации учебно-воспитательного процесса.

Читайте также: