Что такое космополитизм расскажите о послевоенных идеологических кампаниях кратко

Обновлено: 08.07.2024

Нужно также сказать, что кампания по борьбе с космополитизмом имела и важнейшее внутреннее значение для страны, поскольку одним из ее следствий стало проведение очередной чистки кадров (хотя репрессий при этом не проводилось) .

Были в значительной степени ограничены возможности развития таких наук, как философия и экономика. Ужесточение идеологического контроля над областью естественных наук во многом отбросило нашу страну назад в целом ряде областей. Здесь как один из наиболее ярких примеров может быть приведен пример закрытия дороги советским генетикам. В результате фактической монополизации агробиологической области печально знаменитым академиком Е. Лысенко многие выдающиеся генетики, почвоведы, медики и физиологи были оттеснены на вторые позиции, что препятствовало развитию этих важнейших областей. Кибернетику же вообще окрестили реакционной наукой.

. мировоззрение мирового гражданства, ставящее общечеловеческие интересы и ценности выше интересов отдельной нации.

Это скрытое название борьбы с еврееями. государственный антисемитизм советских времен.
Привела к тому, что многие ученые, в том силе Нобелевские Лауреаты, инженеры предпочли жить на западе

Жаль, что эта борьба была свернута и из нее не извлекли уроков. Космополиты, в основной их группе и были иудеи, в итоге они совершили в стране в 90-х годах третью революцию, захватив политическую и экономическую власть, передав управление богатствами России еврейским олигархам. Не случайно и то, что алкаш-разрушитель Ельцин имел еврейские корни, его жена Наина Иосифовна является чистокровной еврейкой. Нынче все по-прежнему, богатства и деньги страны делит другой клан олигархов, которые имеют ту же кровь. Пока русский народ и другие коренные народы закрывают на это глаза и дают себя зомбировать через разные СМИ (ТВ), в России будут десятки миллионов нищих, ее экономика будет экономикой добычи ресурсов в целях обогащения сотни семей чужеродных олигархов и высшего чиновничества, родина которых вовсе не Россия, а президент навроде Путина будет по десять раз завирать о модернизации экономики и прочих "рывках".

Духовную жизнь послевоенной страны характеризуют следующие явления:

- репрессии, борьба с интеллигенцией против низкопоклонства перед буржуазной культурой

- борьба с космополитизмом (идеологическая кампания, проводившаяся в СССР в 1948—1953 годах, и направленная против отдельной прослойки советской интеллигенции, рассматривавшейся в качестве носительницы скептических и прозападных тенденций, не патриотов СССР)

- распространение шовинизма и ксенофобии

Борьбу с «космополитизмом можно объяснить следующим:

Кроме того, идеологическое противостояние двух систем – социализма (СССР) и капитализма (США, Западная Европа) вызвало необходимость обоснования научных и технических достижений советских ученых, доказательства их передовых позиций с целью демонстрации преимуществ социалистического строя.

Проявление любого инакомыслия, не укладывающегося в рамки официального идеологического курса коммунистической партии, не принималось.

Почему именно гуманитарные науки подвергались гонениям в наибольшей степени?

Гуманитарные науки подвергались гонениям в наибольшей степени потому, что именно эти науки формировали духовность, идеологическую основу жизни человека.

1. Что такое космополитизм? Расскажите о послевоенных идеологических кампаниях.

Послевоенные идеологические кампании

2. Какие изменения произошли в системе образования в СССР?

В 1950/51 учебном году на семилетние и средние (8—10 классы) школы приходилось около 80 % учащихся. Это было большое достижение.

Широкое распространение получили школы рабочей и сельской молодёжи, школы для взрослых. В них получали школьное образование уже работающие молодые люди, не имевшие ранее возможности учиться.

Распространение среднего школьного образования было необходимой предпосылкой для развития высшей школы. Выпуск специалистов из высших и средних специальных учебных заведений в четвёртой пятилетке (1946—1950) составил около 2 млн человек. Это было почти столько же, сколько подготовили советские вузы и техникумы за восемь предвоенных лет. Обучение кадров высшей квалификации ориентировалось на текущие нужды развития страны. Среди выпускников вузов в 1950 г. более половины готовились для работы в сфере просвещения, а около 10% — в здравоохранении. Это отражало, прежде всего, острую потребность в школьных учителях и врачах. Примерно пятую часть выпускников вузов в 1950 г. составляли кадры, подготовленные для промышленности, строительства, транспорта и связи.

3. В чём заключались особенности развития науки в послевоенный период?

Государственное финансирование научных исследований шло опережающими темпами. Численность научных работников в 1950 г превзошла довоенный уровень более чем на 60 %. Значительная их часть работала в вузах. Роль ведущего научного центра играла Академия наук СССР, президентами которой в послевоенный период были физик С.И. Вавилов и химик А.Н. Несмеянов. Вместе с тем всё большее значение приобретала отраслевая наука, непосредственно обслуживающая потребности отдельных министерств и ведомств. Особое внимание уделялось научно-исследовательским институтам, связанным с атомной энергетикой, ракетостроением, электроникой, радиотехникой.

Быстрый рост научных кадров в определённой мере сказывался на их качестве. В 1950 г. в стране насчитывалось только 8 тыс. докторов наук и около 46 тыс. кандидатов наук, которые в целом составляли треть от общей численности научных работников.

В СССР, как и во многих других странах, сложилась система приоритетного государственного финансирования наиболее важных научных направлений, прежде всего связанных с военными разработками.

Отрицательное воздействие на развитие науки оказывала жёсткая цензура, идеологический диктат, репрессии против отдельных учёных.

4. Охарактеризуйте основные тенденции развития советского искусства в послевоенные годы.

3. Ставились пьесы современных драматургов — К.М. Симонова, А.Е. Корнейчука, Б.А. Лавренёва. В концертных залах и оперных театрах наряду с классической музыкой исполнялись произведения советских композиторов Д.Д. Шостаковича, С.С. Прокофьева, А.И. Хачатуряна.

4. К 1950 г. (по количественным показателям) была восстановлена музейная сеть, действовавшая до войны. Однако для восстановления разрушенных нацистами крупнейших музейных комплексов под Ленинградом, в Новгороде, Пскове и т. д. требовались значительные материальные средства и время. Из-за недостатка средств закрывались районные краеведческие музеи. По политическим причинам в 1948 г. был ликвидирован Государственный музей нового западного искусства, в котором хранились богатейшие коллекции картин европейских художников, собранные до революции русскими меценатами.

1. Подтвердите конкретными примерами тезис о том, что сталинское руководство в полной мере осознавало важнейшую роль образования, науки, культуры в решении провозглашаемых задач.

Примеры того, что сталинское руководство в полной мере осознавало важнейшую роль образования, науки, культуры в решении провозглашаемых задач:

- в послевоенные годы был поставлен вопрос о всеобщем семилетием образовании;

- подготовка учителей для школ. Среди выпускников вузов в 1950 г. более половины готовились для работы в сфере просвещения;

- в 1950/51 учебном году на семилетние и средние (8—10 классы) школы приходилось около 80 % учащихся. Это было большое достижение;

- распространение школ рабочей и сельской молодёжи, школы для взрослых.

2. Каковы были причины постановлений ЦК ВКП(б) по вопросам культуры, принятых в 1946—1948 гг.?

Причины постановлений ЦК ВКП(б) по вопросам культуры, принятых в 1946—1948 гг.: борьба с космополитизмом, инакомыслием, необходимость сохранения коммунистической идеологии, необходимость минимизации или вовсе ликвидации влияния Запада, буржуазных идей на советского человека, формирование тоталитарного общества.

Отчасти со словами Сталина можно согласиться. Такое явление действительно наблюдалось и наблюдается. В Библии есть такое выражение – Нет пророка в своем Отечестве. Смысл выражения: люди не верят в талант, гениальность или истинность слов человека, который находится рядом с ними. Предполагается, что все истинно мудрое, правильное и т. п. может родиться не здесь, а где-то в прекрасном далеке. Этот синдром и наблюдается и сохраняется до сих пор: все хорошее может быть только на Западе и в Америке. Это с одной стороны.

С другой стороны, изоляция, противоборство, запрет не приводит к обогащению и развитию собственной национальной культуры.

Определяла научную политику в СССР воля вождей.

5. Напишите эссе, в котором изложите свои впечатления по фильму, созданному в послевоенный период.

Фильм рассказывает о событиях 1942 года, происшедших в оккупированном фашистами Краснодоне. Вчерашние школьники создают подпольную организацию и начинают свою борьбу: распространяют листовки, освобождают группу пленных красноармейцев, сжигают немецкую биржу, спасая соотечественников от фашистского рабства, в день годовщины Октября развешивают красные флаги.

В их действиях, как и в их детском бесстрашии, многое идет от игры: ведь еще вчера кое-кто был признанным хулиганом, кое-кто вовсе не помышлял о подвигах, кое-кто не желал выслушивать наставления, подчиняться дисциплине. Но именно благодаря их изобретательности, отчаянной смелости и дерзости удавались самые опасные и самые ошеломляющие акции.

Фильм производит сильное эмоциональное впечатление. За героев фильма переживаешь, хочется им помочь, предостеречь, поддержать. Некоторые сомнения есть по поводу образов фашистов: слишком глупые, ведут себя по-звериному очень гротескно.

Фильм прославил многих молодых в то время артистов: Нонну Мордюкову, Инну Макарову, Людмилу Шагалову, Григория Горина, Вячеслава Тихонова, Клару Лучко.

Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности

В чём состояли особенности национальной политики СССР в послевоенные годы?

В национальной политике Советского государства в целом, как и в довоенные годы, взаимодействовали две противоречивые тенденции. С одной стороны, продолжалось развитие национальной культуры и укрепление советских республик за счёт выдвижения национальных кадров. С другой — осуществлялись жёсткий контроль и репрессии. Преобладание силовых методов наблюдалось в Латвии, Литве, Эстонии, западных частях Украины, Белоруссии, где власть столкнулась с вооружённым сопротивлением националистов. Основным методом советизации и интеграции этих стран и регионов в состав СССР было уничтожение повстанцев и депортация тех социальных слоёв, которые, по мнению руководства страны, могли поддерживать антиправительственные выступления.

Почему в национальной политике взаимодействовали противоречивые тенденции?

В национальной политике взаимодействовали противоречивые тенденции потому, что интересы государства требовали единства и национального, и идеологического, и экономического. С другой стороны, войны вызвала рост национальной активности, национального самосознания, национальных движений. Большинство национальных движений, особенно в Прибалтике, в Западной Украине, отстаивали свое право на независимость.

Благодаря национальной политике государства в послевоенный период:

- рост промышленности всех республик СССР. Отчасти это было связано с эвакуацией предприятий на восток страны в годы войны. Свою роль играла политика целенаправленной индустриализации ранее преимущественно аграрных республик, вошедших в состав СССР (в Казахстане, Киргизии, Арме¬нии, Молдавии, Литве, Латвии и Эстонии).

- усиление экономических связей между республиками СССР.

- рост городского населения и постепенное разрушение традиционного образа жизни, связанного с деревней.

- активное перемещение населения, что усиливало этническое многообразие советских республик.

- развитие национальных культур, образования, подготовки и выдвижения национальных кадров.

- создание национальных академий наук. В 1945—1951 гг. они были организованы в Казахстане, Азербайджане, Латвии, Эстонии, Туркмении, Таджикистане.

- разница в моделях демографического поведения разных народов СССР. рост рождаемости в республиках Средней Азии, Закавказья, Казахстане по сравнению с РСФСР.

- государство признало роль религии в консолидации общества и пошло на некоторые уступки верующим.

Репрессивные методы осуществления национальной политики:

- идеологические проработки и репрессии – кампания против историков из Казахстана, Дагестана, Азербайджана, Москвы

- необоснованные репрессии и дискриминация по национальному признаку были особенно опасными для многонационального Советского государства. Они усиливали межнациональные противоречия.

- политика принудительного переселения народов

- усиление антиправительственных настроений среди выселенных народов, росла их убеждённость в несправедливости коллективного наказания. В местах ссылки нарастали противоречия между ссыльными и коренным населением, которые в ряде случаев перерастали в массовые столкновения.

2. Раскройте роль русского языка для консолидации СССР как многонационального государства.

Огромное значение для консолидации СССР как многонационального государства имел русский язык. Он позволял общаться представителям многочисленных народов СССР, выступал как средство культурного взаимообогащения, как объективно необходимый общий язык высшей школы, науки, армии, индустрии. Изучению русского языка, начиная со школьного возраста, в послевоенные годы уделялось большое внимание.

3. Дайте характеристику методов национальной политики в послевоенные годы.

Методы национальной политики в послевоенные годы

Дайте характеристику методов национальной политики в послевоенные годы

4. Какие изменения произошли после окончания Великой Отечественной войны в религиозной жизни страны?

Во время войны государство признало роль религии в консолидации общества и пошло на некоторые уступки верующим:

- к 1948 г. количество православных церквей и молитвенных домов по сравнению с военным периодом возросло примерно на 60%.

- увеличивалось количество мечетей.

- возобновилось паломничество мусульман из СССР в Мекку (хадж).

- приобщение к религии всё большего количества молодёжи.

- религиозные общины находились под жёстким контролем государственных органов.

- попытки вытеснить религию коммунистической идеологией и светскими обрядами не дали желаемого результата.

5. Расскажите о положении выселенных, репрессированных народов.

Негативное воздействие на развитие СССР оказывала политика принудительного переселения народов. На 1 января 1953 г. в ссылке в отдалённых районах страны находилось более 2,7 млн. человек, большинство которых составляли выселенные народы — немцы, чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы, крымские татары, калмыки.

Такая политика вела к усилению антиправительственных настроений среди выселенных народов, росла их убеждённость в несправедливости коллективного наказания. Всеобщим было желание ссыльных вернуться на родину. Об этом свидетельствовали не только официальные доклады различных органов власти, но и жалобы самих переселенцев, которые они в большом количестве отправляли в Москву. В местах ссылки нарастали противоречия между ссыльными и коренным населением, которые в ряде случаев перерастали в массовые столкновения.

Особенности национальной политики в СССР (из текста Конституции СССР):

В обсуждении конституции 1936 года участвовало 75 млн. человек, было внесено 1,5 млн. предложений, дополнений, поправок, публикуемых в периодической печати. Но ни одна поправка, нарушающая равенство или ущемляющая существовавшие права республик, не была принята.

В этом ряду только для невнимательных наблюдателей стала неожиданностью переориентация в национальной политике в тексте новой советской конституции 1936 года. Интернационалистическая природа Советского Союза осталась в малоизмененном виде. Не произошло отказа ни от символики, ни от терминологии Советского времени. По прежнему учитывались интересы всех народов СССР. Но новое было именно в том, что учитывались интересы именно всех народов — т. е. и русского. И прежде всего, учитывался государственнический инстинкт народа-державостроителя. Конституция СССР 1936 — это, прежде всего, Конституция единого государства.

Изменялась структура государственных органов. Вместо Всесоюзного съезда Советов, двухпалатного ЦИК СССР и его Президиума новый основной закон предусматривал образование Верховного Совета СССР и Президиума Верховного Совета СССР. Если раньше высшие органы формировались методом делегирования, то теперь они избирались на основании всеобщего, равного, тайного и прямого избирательного права. Тем самым высшие органы власти уже не сковывались местными руководящими элитами и могли отражать общенациональные интересы.

В то же время конституция 1936 г. не стала окончательным шагом в решении национального вопроса в Советском Союзе. Несомненно, новая конституция усиливала территориальное единство и государственную целость СССР. Но порочная практика прошлого, когда национальный вопрос решался сугубо за счёт крупнейшей республики — РСФСР, преодолена не была. Вновь геополитические симпатии руководителей воплощались в ущерб национальным интересам русского народа. В частности, по новой Конституции автономной республике Казахстан придавался статус союзной республики. Так же вопрос был решён и с Киргизией. Всего по разным подсчётам РСФСР теряла около четверти своей территории и около 10% промышленного потенциала. Впрочем, эти преобразования нельзя рассматривать однозначно, в том числе однозначно негативно. Укрепляя и расширяя права входивших в состав СССР народов, правительство выбивало почву из-под ног различного рода сепаратистов и националистов, в том числе великодержавных шовинистов.

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Суррикат Мими

Лучший ответ:


Главный Попко


Совершенно отдельного рассмотрения заслуживает тема космополитизма в Советском Союзе. Смысл самого этого термина здесь коренным образом трансформировался и уже мало кто помнит о его изначальном значении. Краеугольным камнем советской национальной политики официально провозглашался интернационализм. То есть равенство всех наций многонациональной страны.
Речь идёт о советских евреях. Их влияние многими считалось чрезмерным и непропорциональным. И долгое время это влияние пытались ограничить негласными мерами воздействия. Открыто проводить антисемитскую политику советское руководство не могло, это встретило бы резкое осуждение всей мировой прогрессивной общественности. После победы в Великой Отечественной войне Сталин не мог уподобляться Гитлеру, уничтожавшему евреев. И им был введён в оборот этот искажённый по смыслу блудливый термин. Космополитизм - это то, с чем бороться вроде бы не так предосудительно. Введение в оборот этого клейма означало переход к политике открытых репрессий по отношению к советским евреям. Большинству советских людей именно в таком контексте и запомнился сам этот термин - космополитизм. Годы борьбы с ним большинство евреев вспоминают с ужасом. Несмотря на то, что они были не столь уж и продолжительны и завершились в марте 1953 года вместе со смертью Сталина.


Если говорить совсем коротко, то космополитизм - это идеология, ставящая интересы всего человечества выше интересов одной отдельно взятой нации или группы лиц. И, соответственно, космополитами обычно называются люди, не придающие особого значения своим национальным корням, на хорошем уровне владеющие, как правило, несколькими языками и способные без особых проблем жить в любой стране, куда их забросит судьба. Сами эти люди нередко себя называют космополитами и "гражданами мира"

Борьба с космополитизмом, дата которого прочно вошла в советскую историю, была санкционирована правительством. Это была идеологическая кампания, направленная против граждан, представлявших, по мнению руководства страны, опасность для государства. Они отличались другими мыслями, не согласовывавшимися с направлением внутренней и внешней политики советского правительства. Рассмотрим далее, как проходила борьба с космополитизмом.

борьба с космополитизмом

Общие сведения

Борьба с космополитизмом в СССР, кратко говоря, была направлена против советской интеллигенции. Они считались носителями прозападных идей. Чем было ознаменовано начало борьбы с космополитизмом? Дата кампании совпадает с периодом холодной войны. Основной ее мишенью стали деятели культуры и науки, советские евреи. Все они считали себя русскими, однако были обвинены правительством в отсутствии патриотизма, связях с Западом, отступлении от идей Маркса и Ленина.

Причины борьбы с космополитизмом

Победа в Великой Отечественной вызвала у страны гордость за подвиг своего народа, мощный подъем патриотизма. Это все посеяло в умах людей надежду на улучшение жизни, расширение свободы, ослабление жесткого госконтроля в разных сферах. Но назрела холодная война. Она разрушила веру в светлое будущее. В качестве первых признаков ухудшения отношений страны с Западом выступала политика государства в 1946 г. Правительство оказывало давление на представителей буржуазии и интеллигенции. В популярных журналах на первых полосах публиковались постановления ЦК о культуре. В изданиях "Ленинград" и "Звезда" критике подвергались писатели, поэты, режиссеры, композиторы. Среди них были Ахматова, Довженко, Зощенко, Твардовский, Эйзенштейн, Шостакович, Прокофьев. Они, как и многие другие, характеризовались в постановлениях ЦК как пошлые и безнравственные люди. Осуждение у правительства вызывали и работы Тарле. Он обвинялся, в частности, в ошибочности оценок Крымской войны, оправдании сражений, проходивших при Екатерине Второй. Это все сопровождалось смещениями с занимаемых должностей, арестами. Эти люди подвергались гонениям из-за того, что они считали себя в определенной степени независимыми от идеологии Советского Союза, свободными в выборе между Востоком и Западом. Слово "космополит" означает всеобщность. Она выражает принадлежность гражданина к миру, вне зависимости от того, в какой он стране родился и проживает.

начало борьбы с космополитизмом

Борьба с космополитизмом в СССР (кратко)

Идеологические кампании в послевоенный период получили широкое распространение и вызвали большой общественный резонанс. Основная цель правительства, по мнению ряда исследователей, состояла в установлении и сохранении контроля над нациями для последующего манипулирования. Борьба с космополитизмом (год первых проявлений - 1948) всегда находилась под пристальным вниманием Сталина. Он придавал ей особое идеологическое значение.

 борьба с космополитизмом в ссср кратко

"Суды чести"

Как развивалась борьба с космополитизмом? Год 1948 считается наиболее ярким периодом ее проявления. По инициативе Сталина были учреждены "суды чести". Их образование – официальное начало борьбы с космополитизмом. "Суды чести" должны были выявлять все проявления низкопоклонства и раболепия перед культурой Запада. На них возлагалась обязанность ликвидировать недооценку роли деятелей советской культуры и науки в развитии всей мировой цивилизации. Начало борьбы с космополитизмом сопровождалось в первую очередь гонениями евреев. Кампания прошла во всех городах страны. Суды действовали в каждом ведомстве. Они рассматривали антиобщественные и антигосударственные поступки и действия, не подлежащие наказанию по действовавшему в то время УК.

Дело "КР"

Оно стало поводом для широкомасштабной кампании во всех исследовательских институтах страны. Ученые Клюева и Роскин создали в 1947 г. эффективный препарат против рака. Назывался он "Круцин" ("КР"). Открытием сразу же заинтересовались в Америке. США предложили провести совместные исследования. По их завершении предлагалось издать книгу. С согласия правительства была достигнута соответствующая договоренность. В Америку был направлен Парин (академик-секретарь АМН). Он передал американцам ампулы препарата и черновик записей о биотерапии злокачественных опухолей. Все эти действия Парин совершал с согласия министра здравоохранения СССР. Но этим событием оказался крайне недоволен Сталин. Вернувшегося из Америки Парина арестовали. Он был осужден на 25 лет по статье "Измена Родине". Кроме этого, состоялся суд над Роскиным и Клюевой.

кто возглавил борьбу с космополитизмом в ссср

Кампания в Ленинграде

начало борьбы с космополитизмом дата

Негативная окраска термина

В марте 1945 г. Александров опубликовал статью в журнале "Вопросы философии". В ней он обвинял в антипатриотических настроениях таких видных деятелей, как Троцкого, Милюкова, Бухарина. Космополитами, по его мнению, были и левые эсеры и коммунисты, в особенности перешедший к фашистам во время войны генерал Власов. Именно с этой статьей многие историки связывают появление яркой негативной окраски термина. Космополиты сравнивались с "врагами народа" или "изменниками Родине". Александров в своей статье называл конкретные фамилии. В числе них был и главный редактор "Вопросов философии" – того журнала, где она была напечатана. С этого момента борьба с безродным космополитизмом перешла в литературу.

"Антипатриотическая группа театральных критиков"

Сталин, придавая идеологическое значение кампании, сам нередко печатался в передовых изданиях под псевдонимом. Так, он опубликовал статью в газете "Правда". В ней было несколько разъяснений понятия, однако в литературе получил распространение только один "безродный космополит". В 1949 году разгорелся настоящий конфликт между критиками Театрального общества и руководителями Союза писателей. Первые в своих статьях подвергали опале произведения социалистов (Фадеева, в частности). Последние, в свою очередь, обвиняли критиков в космополитизме. Инициатором конфликта стал Попов, лично обративший внимание Сталина на происшествие. В результате была развернута крупномасштабная борьба с космополитизмом в писательских кругах. Больше всех пострадали, разумеется, снова евреи.

 борьба с космополитизмом привела

Последствия

Борьба с космополитизмом привела к изоляции советского народа от внешнего мира. По мнению ряда исследователей, вся кампания была развернута Сталиным для ужесточения своей политики (и внешней, и внутренней). Среди последствий следует назвать негативное влияние борьбы на развитие советской науки и культуры. Возможности ученых и деятелей были существенно ограничены. Усиление идеологического контроля значительно отбросило Советский Союз назад в сравнении с Западом. В качестве примера можно привести закрытие дороги отечественным генетикам. Академиком Лысенко была монополизирована агробиология. Множество медиков, почвоведов и других специалистов было отнесено на последний план. Это серьезным образом препятствовало развитию ключевых агробиологических сфер. В рамках кампании критиковались важнейшие направления науки, запрещалось сотрудничество с иностранными коллегами. Существенно была ограничена возможность дискуссии, выражения мнения в среде образованнейших и передовых деятелей.

борьба с безродным космополитизмом

Заключение

Следует сказать, что борьба с космополитизмом считалась проявлением антисемитизма. Однако, по мнению ряда исследователей, она не была направлена конкретно на евреев. Кроме этого, масштабных репрессий, таких, как были в 30-е годы, не проводилось. Основной целью борьбы был захват общественной мысли и установление контроля над ней. В результате действий правительства, "судов чести" был нанесен серьезный урон многим научным направлениям. Существенные ограничения устанавливались для свободы слова, мысли, печати. Правительство вело деятельность, направленную на изоляцию страны от любого западного влияния. Это было добровольное жертвование положением государства на международной арене. В советском обществе велась работа по искоренению морального и научного авторитета Запада. Несомненным является влияние холодной войны на активизацию кампании. Сталин, оценивая ситуацию в мире и в стране, решил переставить акценты в коммунистической пропаганде и идеологии против инакомыслия с целью усиления патриотизма среди населения. В ходе борьбы пострадали деятели разных национальностей. Однако, как свидетельствуют исторические источники, больший удар был нанесен евреям.

Читайте также: