Против чего восстали все сословия как воспринимал автор кратко

Обновлено: 05.07.2024

Смех является единственным положительным героем комедии, с помощью которого автор обличает и высмеивает мир казнокрадов, лишенных совести и всякой ответственности.

Несмотря на то, что главный персонаж комедии – Хлестаков, а по определению Гоголя он – самый трудный и интересный персонаж комедии, я бы описала другого главного персонажа – городничего Антона Антоновича Сквозник-Дмухановско­ го. Мне любопытен этот персонаж потому что он почти единственный в комедии неглупый человек. Если остальные чиновники, включая Хлестакова, участвовали в истории, где они приняли за ревизора выскочку из Петербурга, то городничий удивительным образом был одурачен Хлестаковым, несмотря на свой опыт и ум. В комедии он занимает важное место, потому что он – значительная фигура. Он начал свою службу с низших чинов, и всего сумел сам добиться. Служит он на государственной службе уже лет тридцать. Свой ум и многолетний опыт он очень хорошо применяет, чтобы обижать других людей, строить мошеннические схемы, подкупы, взяточничество и вообще наживаться везде, где только это возможно. Городничий очень жадный человек, он берет взятки у купцов и других граждан и ворует деньги из казны. Также как и Хлестаков он умеет врать и изворачиваться. Есть у него с Хлестаковым еще несколько общих черт – он любит важничать, играть в карты и мечтать о повышениях в звании.

"Ревизор" заканчивается сценой полного и изумлённого безмолвия, которая называется "немой". Немая сцена в конце "Ревизора" включает в себе очень глубокий философский смысл. Без слов, без звука и лишних действий. Невербальные эмоции. Как говорится, "Доигрались".


Развязка комедии Н.В. Гоголя и то самое письмо Хлестакова, которое ставит крест на всех планах, чаяниях и замыслах городничего. Шок и полный крах глобальным надеждам. И что творится с гостями, которые только что пресмыкались перед городским светилом Сквозник-Дмухановским? Они начинают злорадствовать. Лицемеры, которые только что, как насекомые, лебезили, начинают вести себя совершенно по-иному.

Шок от осознания своего позора и нелепости происходящего. И лицо городничего из комического превращается в другое, гораздо более серьёзное. Он смешон и это вполне осознаёт, но шутить уже не хочется, понимание произошедшего делает тон серьёзным: "Чему смеетесь? - Над собою смеетесь!".


И вот наступает очередной "приятный сюрприз", и новость о приезде настоящего ревизора потрясает провинившихся чиновников. Жандарм сообщает известие, и вот тут оцепенение, тишина, немая сцена. Маски, а не лица предстают перед читателем; и выражение этих масок, все принятые позы показывают истинную сущность каждого из персонажей.

Гоголь заставил застыть каждого из участников сцены в определённой позе, чтобы передать этим немым изваянием истинную "начинку", характеризуя без слов. Да они и на протяжении всего действия находились в состоянии какого-то полузастывшего разума и полузастывших льстивых улыбочек.

Вовсе не следует так понимать, что пьесой возмутились все сословия. Возмущение было среди дворян и чиновников, которые увидели в пьесе самих себя, недаром царь сказал, что ему досталось больше всех. Пьеса была направлена против глупости, взяточничества, казнокрадства и пресмыкательства, а почти все чиновники воровали, брали взятки и вели себя лицемерно.
Н.В. Гоголь сильно переживал, видя злобную реакцию тех, кого, по его первоначальному мнению, здоровый смех мог вылечить, как-то пробудить. Он начинает понимать, что в людях недостойных истина вызывает не желание жить в соответсnвии с ней, а, напротив, желание её, истину, унизить и оскорбить. Действительно, количество правды, которое человек может вынести, не озлобившись, является показателем внутреннего роста.

была реакция зрителей и императора?что изменилось в акончательном варианте 1842года? 2)Какую оценку дал пьесе В.Г. Белинский? какую<> впоследсвии придумал Гогальк<>? 3)прочитав чего востали все сословия? как это воспринемал автор?

Ответ или решение 1

1. Н.В. Гоголь мечтал о театре, который изменит общество с помощью смеха и сатиры: с театральных подмостков он хотел показать обществу его пороки. Таким образом, театр для Гоголя — "великая школа для общества", "кафедра, с которой читается толпе живой урок". Впервые пьеса была поставлена в Петербурге в Александрийском театре 19 апреля 1836-го года, затем 25 мая того же года в Москве в Малом театре. И зрители, и Николай I поняли истинный смысл пьесы, что вызвало в начале представления недоумение, а в конце — раздражение и даже ярость. Несмотря на то, что пьеса была представлена на суд публики, Гоголь продолжал дорабатывать текст в течении нескольких лет: окончательный вариант был готов только в 1842-м году. В нём появились ставшая впоследствии крылатой фраза "над чем смеётесь? Над собой смеётесь?" и эпиграф, так же изменения коснулись "немой сцены".

3. Многие зрители восприняли пьесу негативно, особенно дворяне и чиновники, так как комедия сатирически отражала их пороки. Гоголь не ожидал такой реакции: он надеялся, что нежелание выглядеть смешными пробудит совесть тех, кого он высмеивал, и очень переживал, что этого не произошло.

3. Против чего восстали все сословия? Как это воспринимал автор?

Но более всех был смущен сам автор. Ему казалось, будто все сословия восстали против него. Он надеялся, что его комедия произведет какое-то немедленное и решительное действие и что Россия увидит в зеркале пьесы свои грехи и вся, как один человек, зальется покаянными слезами и мгновенно переродится. Но этого не произошло.

"…"Ревизор" сыгран - и у меня на душе так смутно, так странно… Я ожидал, я знал наперед, как пойдет дело, и при всем том чувство грустное и досадно-тягостное облекло меня. Мое же создание мне показалось противно, дико и как будто вовсе не мое", - читаем в его известном "Письме к литератору".

Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):

Гоголь - Ревизор (8 класс. Коровина, 1 часть)

Заказ сочинений

Проверьте себя

1. Что вы можете сказать об интересе Гоголя к истории? В каких произведениях писателя идет речь об истории или исторических событиях?

Историей Н.В. Гоголь интересовался с детства. Он знал русскую, украинскую, всемирную истории, разбирался в истории мировой культуры, архитектуры, изобразительного искусства.

Историческую опасность для России Н.В. Гоголь видел, прежде всего, в измельчании людей, как физическом, так и в нравственном. Он отмечает малодушие людей, что они часто ссорятся из-за пустяков, забывают о своих героических предках, не радеют за благополучие и развитие России, все больше поддаются личным соблазнам, ради них обманывают ближних. Писатель замечает, что в обществе становится все меньше достойных, умных и благородных людей, способных на великие поступки. Что многие люди в погоне за чинами утрачивают положительные качества и черты характера, и что теперь в обществе встречают по одежке.

Н.В. Гоголь надеялся смехом потрясти человеческое сердце, заставить человека в зеркале юмора ужаснуться тому, каким он стал. Писатель считал, что ужаснувшийся человек перевоспитает сам себя, захочет жить по божеским заветам. Тогда и возродится старинная простота и чистота, появится простор для проявления высоких душевных и духовных качеств. Люди тогда смогут совершать богатырские подвиги, прославляя Россию.

Считать, что мысль Н.В. Гоголя о создании в одном городе специальной улицы, в архитектурном ансамбле которой отражалось бы развитие мировой культуры, в некоторой степени воплощается в жизнь сегодня, например, при создании Диснейленда, конечно же, нельзя. Объекты, такие как Диснейленд, предназначены чисто для развлекательных целей, а не для глубокого познания истории, и они имеют лишь внешнее воплощение с проектом Гоголя. На самом деле, Гоголь думал о серьезном архитектурном памятнике, в котором отражалось бы последовательное развитие мировой культуры, человеческой гениальности, весь длительный путь, проделанный человечеством за десятки веков.

Литература и другие виды искусства

Зрители на премьере отреагировали на комедию с недоумением, которое к концу спектакля перешло в ярость. Комедия задела даже самых неискушенных зрителей. Николай I тоже отлично понял суть премьеры. Передовая общественность, люди демократических взглядов, наоборот встретили спектакль с восторгом.

3. Против чего восстали все сословия? Как это воспринимал автор?

Это не нужно принимать в буквальном смысле. Возмутились только дворяне и чиновники, потому что увидели в героях самих себя, а император сказал, что от пьески ему досталось больше других. Пьеса обличала глупость, взяточничество, казнокрадство, пресмыкательства, а чиновники почти все воровали, получали взятки и были лицемерами.

Он начинает понимать, что в людях недостойных истина не вызывает стремление жить в соответствии с ней, а, наоборот, желание эту истину, унизить, очернить.

Проверьте себя

в-четвертых, чиновники узнают, что за постой молодой человек тоже не платит; в-пятых, появление Хлестакова было внезапным.

Хлестаков, конечно же, не является значительным лицом, он мелкий чиновник и ничтожный человек.
В беседах с чиновниками Хлестаков много обманывает, изворачивается, подстраивается и легко находит общий язык с каждым из них, использует их испуг и растерянность, берет деньги в долг, С купцами он ведет себя как начальник, получая от них подарки. С женой и дочкой городничего он заигрывает и кокетничает, волочится за ними поочередно – от матери к дочери и наоборот.

3. Где завязка и развязка комедии? Хотел ли Хлестаков обмануть чиновников и обывателей города?

Городничий, помещики Бобчинский и Добчинский обманываются, потому что все они сразу пугаются своих махинаций, должностных преступлений, мошенничества, начинают думать, в чём их могут уличить. Кроме того личность ревизора сомнений у них не вызывает, так как они знают, как в столице получают звания и чины, и настоящий ревизор вполне мог быть таким как Хлестаков. Поэтому привыкнув обманывать других, городничий с помещиками оказываются одураченными сами. Чистосердечие и простота Хлестакова обманули городничего.

Чиновники верят Хлестакову в сцене вранья, потому что он показал себя как человек общительный и остроумный, а чиновники были тугодумами, они довольно медленно соображали и при этом изъяснялись достаточно косноязычно. Хлестаков своей лёгкой безудержной болтовнёй просто не давал им опомниться и дать здравую оценку его словам. Для них любой человек, который говорит много и самоуверенно, ассоциировался с большим начальником.

Ремарки в комедии предназначены для актёров, чтобы они лучше поняли свою роль. Также ремарки помогают увидеть отношение автора к героям комедии.

5. Что означало известие о прибытии нового ревизора, и кто этот новый ревизор — чиновник или совесть каждого персонажа? Прочитайте эту сцену и подготовьте развернутый ответ на вопрос.

Именно его чиновники города N так напряжённо ждали в начале комедии.

6. Прочитайте определения основных этапов развития сюжета. Как вы думаете, какие сцены комедии соответствуют этим этапам?

А царь Николай Первый сказал, что от пьесы ему досталось больше всех, потому что он увидел все пороки, существующие в обществе властьимущих и, понял, что во всех их злоупотреблениях служебными полномочиями виноват он сам и правительственный аппарат, позволяющий чиновникам за безнаказанностью и вседозволенностью так нахально и самоуверенно себя вести.

Обогащаем свою речь

Воспользовавшись словарем литературоведческих терминов или литературным энциклопедическим словарем, дайте определения терминам: ремарка, монолог, диалог. Проиллюстрируйте эти определения примерами из текста комедии.

Ремарка — авторское пояснение, сопровождающее драматический диалог. Пример:

Монолог— развёрнутое высказывание действующего лица, обращённое к партнёру, самому себе или зрителю; часто является способом самохарактеристики героя.

Пример: Действие II, явление I, монолог Осипа.

Диалог — разговор двух или нескольких лиц, вводимый в повествовательное произведение, а также форма литературного текста, преимущественно драмы.

Пример: Действие II, Явление 11, диалог Хлестакова и Осипа.

Размышляем о прочитанном

Новизна комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" заключается в том, что в ней нет ни одного положительного персонажа, нет традиционного противопоставления положительных и отрицательных героев. Новизна комедии также в том, что ее завязка и развязка представляют собой эксперимент в области литературы. Автор обличает и высмеивает пороки и недостатки всех героев, таким образом, единственным положительным образом комедии является честный сатирический смех, чего не было в отечественной литературе до появления творчества Н.Гоголя.

Несомненно, Хлестаков, конечно, негодяй, но окружают его тоже люди порочные и непорядочные. Они не лучше Хлестакова и, может быть, даже хуже. Как говорится, все они "одним миром мазаны", что и хотел наглядно показать Гоголь. И это автору отлично удалось.

Образ города в комедии довольно мрачный, неприглядный. В нем нет нигде порядка. Ни в больницах, где царит беспорядок, грязь, плохо кормят и не умеют лечить, ни в здании суда, где сторожа растят гусей и попутно сушат белье, а заседатель всегда нетрезв, и разит от него, как будто он только вышел из винокурного завода. Нет порядка и в учебных заведениях, не говоря уже об улицах, где под каждым забором до сорока телег мусора навалено. Этот нелестный образ города возникает на основе реплик персонажей, авторского описания в тексте не приводится.

Городская пирамида выстраивается следующим образом: верх пирамиды – городничий Сквозник-Дмухановский, под ним находится судья Ляпкин-Тяпкин, попечитель богоугодных заведений Земляника, смотритель училищ Хлопов, почтмейстер Шпекин, городские помещики Бобчинский и Добчинский, полицейские и прочие. У купцов нет никаких прав, но они имеют средства, чтобы откупиться от чиновников. Те, у кого нет средств, являются людьми совершенно бесправными.

У женской половины города тоже есть своя пирамида. Места в ней зависят от высоты статуса мужей или отцов. Анна Андреевна, жена городничего, завидует молодости своей дочери Марьи Антоновны, всячески опекает и одёргивает её, показывая, кто хозяйка. Для Марьи Антоновны основные соперницы — дочери Земляники. Есть также и бесправные женщины, такие персонажи, как слесарша Пошлёпкина и унтер-офицерская вдова.

Все завистливы, лживы, изворотливы. говорят правду друг о друге только за глаза.

Ситуация ожидания ревизора для бюрократов и проворовавшихся чиновников предельно опасна. При самодержавно-бюрократическом управлении она опасна и для честного человека, потому что он всегда может быть оклеветан недоброжелателями. Даже человек посторонний, знающий, как часто самовластный начальник выходит за рамки своих полномочий, не может чувствовать себя спокойно.

Страх в системе самодержавно-бюрократического управления города, описанного в "Ревизоре", играет очень большую роль. Ведь у них царила анархия, и процветало взяточничество, а к ним дошла информация про проверяющего, который не берет взяток и скрывается под обликом обычного гражданина. Таким образом, всю городскую управу объединяло чувство общего страха – потерять должность, а может даже и сесть за решетку.

Н.В. Гоголь огорчался, когда зрителям было лишь смешно во время просмотра спектакля, потому что смех –это лишь поверхностное восприятие пьесы, а не глубокое понимание ее содержания и целей автора. Он хотел, чтобы люди серьезно задумались над пороками и преступной халатностью чиновничьего аппарата и общества в целом.

8. Какие произведения Гоголя посвящены историческим темам? Сам Гоголь внимательно изучал историю, читал лекции по истории. Расскажите об одном из произведений писателя, связанных с историей Украины или России.

Н.В. Гоголь в период работы над повестью серьёзно занимался историей, читал летописи и исторические акты, хотя в книге он описывал не конкретные исторические события и сражения, в которых участвовали казаки в XV-XVII веках. Автор стремился передать живо и реалистично дух того мятежного времени, так как его передавали в народных песнях, странствующие по Украине бандуристы.

Книга заканчивается трагически, все три центральных героя умирают разной смертью, Тарас и Остап страшной и мучительной, Андрий, совершив предательство, погибает от рук Тараса.

Закон несоответствия лучше всего реализуется в образе Хлестакова. Его принимают за очень важное лицо, перед которым все трепещут и пресмыкаются, а на самом деле он совершенно ничтожный и вздорный человечишка. Также можно проследить закон несоответствия и между тем, какими должны быть чиновники, как государственные служащие, и тем, какими они были на самом деле в городе N.

Детальных описаний города, жизни горожан, деятельности чиновников в комедии довольно много. Все центральные персонажи пьесы, несмотря на занимаемые ими высокие должности, одинаково порочны – пользуясь неограниченной властью и положением, а также безнаказанностью, они давно забыли, что значит жить по правде и по совести.

Примеров, подтверждающих порочность чиновников в тексте великое множество. Вот только некоторые из них.

В отношении нравственной символики образа ревизора, как ложного, так и настоящего, в тексте никаких указаний на такое прочтение нет. Сам автор только спустя несколько лет заявил об этом.

Литература и другие виды искусства

Опыт литературоведческого исследования

Читайте также: