Аспекты целостного педагогического процесса высшей школы

Обновлено: 02.07.2024

Педагогический процесс - целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности.

Педагогический процесс – целенаправленное, содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и самоизменения ребенка в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателей.

Главным интегративным качеством (свойством) педагогического процесса является его целостность. Педагоги считают, что целостная, гармонично развивающаяся личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе. Целостность понимается как взаимосвязь и взаимообусловленность всех процессов и явлений, в нем возникающих и протекающих как в воспитании и обучении, во взаимоотношениях субъектов педагогического процесса, так и в его связях со внешней средой. В целостном педагогическом процессе непрерывно происходит движение, преодоление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества.

Структура целостного педагогического процесса включает в себя цель, содержание, взаимосвязанные деятельность педагога и деятельность обучающегося (воспитанника), а также результаты их совместной деятельности. Педагог и обучающийся (воспитанник) считаются субъектами педагогического процесса, от активного участия которых зависит в целом результативность и качество этого процесса.

Деятельность педагога – это специально организуемая деятельность, которая определяется целями и задачами современного образования, вытекающими из социального заказа общества и государства. Педагог организует взаимодействие с обучающимися (воспитанниками) через систему методов, форм, средств педагогического процесса с учетом конкретных условий и особенностей и возможностей самих обучающихся. Формы, методы и средства, используемые педагогом, должны быть педагогически целесообразными, этичными и гуманными, а также адекватными конкретной ситуации взаимодействия.

Деятельность обучающегося (воспитанника) или всего детского коллектива определяется, первую очередь, осознаваемыми и неосознаваемыми мотивами и целями, которые не всегда сочетаются с целями всего коллектива, а тем более целями преподавателя (т.е. целями обучения и воспитания). Его деятельность, в соответствии с целями обучения и воспитания должна приводить к его развитию, формированию у него системы знаний и умений, опыта деятельности и отношений к самому себе и окружающему миру. Однако, обучающийся использует те методы и средства, которые соответствуют его знаниям и опыту, которым возникли у него в результате социализации, обучения и воспитания. Но чем меньше этот опыт, тем менее целесообразны, разнообразны и адекватны его действия. Поэтому основную ответственность несет тот, кто старше, компетентнее и мудрее, тот, кто организует обучение и воспитание формирующейся личности. А ребенок несет ответственность за свои поступки лишь в той мере, в какой позволяет это делать его возраст, индивидуальные и гендерные отличия, уровень обученности и воспитанности, осознанности самого себя в этом мире.

Целостность и процессуальный характер педагогического процесса рассматривается также через единство его структурных компонентов , таких как эмоционально-мотивационный, содержательно-целевой, организационно-деятельностный и контрольно-оценочный.

Эмоционально-ценностный компонент педагогического процесса характеризуется уровнем эмоциональных отношений между его субъектами, педагогами и обучающимися, а также мотивами их совместной деятельности. С точки зрения субъект-субъектного и личностно-ориентированного подходов именно мотивы обучающихся должны лежать в основе организации их совместной деятельности. Формирование и развитие социально ценных и личностно значимых мотивов обучающихся - одна из главных задач педагогов. Кроме того важен характер взаимодействия между педагогами и родителями, обучающимися между собой, стили управления в данном образовательном учреждении.

Содержательно-целевой компонент педагогического процесса представляет собой совокупность взаимосвязанных общих, индивидуальных и частных целей образования и воспитания, с одной стороны, и учебно-воспитательную работу – с другой стороны. Содержание конкретизируется как в отношении отдельной личности, так и групп обучающихся, и всегда должно быть направлено на достижение целей образования и воспитания.

Организационно-деятельностный компонент педагогического процесса подразумевает управление педагогами учебно-воспитательным процессом с применением целесообразных и педагогически оправданных форм, методов и средств обучения и воспитания обучающихся.

Контрольно-оценочный компонент педагогического процесса включает в себя контроль и оценку педагогами деятельности и поведения обучающихся воспитаников). Отношения между детьми и взрослыми всегда насыщены оценочными моментами. Важное значение имеет участие самого ребенка в оценивании самого себя и своих достижений (самооценка), оценивании других обучающихся (взимооценка) и учителя. От результата оценки последнего в многом зависят отношения между педагогом и обучающимися. Составной частью данного компонента является также и самоконтроль и самооценка педагогом своего труда, своей деятельности, направленная на выявление педагогических успехов и ошибок, анализа результативности и качества процесса обучения и воспитания, необходимости корректирующих действий.

2. Функции педагогического процесса.

Функции педагогического процесса .

Основными функциями педагогического процесса являются образовательная (или учебная), воспитательная и развивающая. Под функциями педагогического процесса понимаются специфические свойства педагогического процесса, знание которых обогащает наше представление о нем и позволяет сделать его более эффективным.

Образовательная функция связана с формированием знаний, умений и навыков, опыта репродуктивной и продуктивной творческой деятельности. При этом выделяются общие знания и умения , необходимые каждому человеку и формируемые на каждом учебном предмете, и специальные , зависящие от специфики отдельных наук, учебных предметов.

Такими общими знаниями и умениями, в современных условиях связанных с понятием компетентности – как интегральной характеристики качества личности, определяющей ее способность (готовность) выполнять определенные виды деятельности, являются:

  1. владение устной и письменной речью;
  2. владение информационными технологиями в широком смысле как умения и навыки работать с информацией, а не только с компьютером;
  3. способность к самообразованию и саморазвитию;
  4. навыки сотрудничества, жизни в многокультурном обществе;
  5. умения осуществлять выбор и принимать решения и др.

Развивающая функция обозначает то, что в процессе обучения, усвоения знания, формирования опыта деятельности происходит развитие обучающегося. Из психологии известно, что развитие личности происходит только в процессе деятельности, в педагогике – только в процессе личностно-ориентированной деятельности. Это развитие выражается в качественных изменениях (новообразования) психической деятельности человека, формировании у него новых качеств и умений.

Развитие личности происходит в различных направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сферы личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной областей.

Важным является также развитие потребностно-мотивационной сферы . Здесь необходимо уделять внимание следующему:

  1. развитию внутренней мотивации личности, к которой в отличие от внешних стимулов и мотивов, относятся удовлетворение от самого поведения, самой деятельности, самостоятельного решения проблемы, собственного продвижения в познании, своего творчества;
  2. развитию высших потребностей – потребностей в достижении, в познании, в самореализации, эстетических потребностей и др.;
  3. развитие социальных и познавательных мотивов, действующих в системе обучения.

Воспитательная функция состоит в том, что в педагогическом процессе формируются нравственные (этические) и эстетические представления личности, ее мировоззрение, ценности, нормы и правила поведения, качества личности.

В современном образовании говорится, в первую очередь, об:

  1. умственном воспитании;
  2. физическом воспитании;
  3. трудовом воспитании;
  4. эстетическом воспитании;
  5. экологическом воспитании;
  6. экономическом воспитании;
  7. гражданско-правовом воспитании и др.

В зависимости от того, на что делается акцент – на знания и умения, на развитие мотивационной или интеллектуальной сферы личности, на воспитание высоких нравственных качеств личности – происходит более интенсивное развитие одной из функций.

3. Принципы педагогического процесса.

Принципы педагогического процесса - это основные положения, нормативные требования, руководящие идеи, определяющие особенности проектирования и реализации педагогического процесса (процесса обучения).

Также под педагогическими принципами понимается инструментальное, данное в категориях деятельности, выражение педагогической концепции (В.И. Загвязинский).

Загвязинский В.И. утверждает, что суть принципа в том, что это рекомендация о способах регулирования отношений противоположных сторон, тенденций учебно-воспитательного процесса, о способах разрешения противоречий, о достижении меры и гармонии, позволяющих успешно решать учебно-воспитательные задачи.

Совокупность принципов организует некую концептуальную систему, имеющую определенную методологическую или мировоззренческую основу. Разные педагогические системы могут отличаться системой взглядов на образование и воспитание личности и системой принципов, реализующих их на практике.

В современных педагогических системах выделяются следующие наиболее общие принципы обучения и воспитания обучающихся (воспитанников):

1. Принцип гуманистической направленности педагогического процесса.

2. Принцип демократизации образования.

3. Принцип природосообразности.

4. Принцип наглядности.

5. Принцип наглядности.

6. Принцип сознательности и активности обучающихся (воспитанников).

7. Принцип доступности и посильности обучения и воспитания личности.

8. Принцип связи теории с практикой, обучения и воспитания с жизнью.

9. Принцип прочности и осознанности результатов воспитания, обучения и развития.

10. Принцип систематичности и последовательности.

Рассмотрим некоторые из них.

Принцип гуманистической направленности педагогического процесса – один из ведущих принципов образования, выражающий необходимость сочетания мотивов и целей общества и личности. Гуманистические идеи зародились еще в древности. Сущность гуманизации состоит в приоритете межличностных отношений обучающихся между собой и с педагогами, взаимодействии на основе общечеловеческих ценностей, установлении благоприятных для развития личности эмоциональной атмосферы. Правила реализации данного принципа включают: полное признание прав воспитанника и уважение к нему в сочетании с разумной требовательностью; опора на положительные качества воспитанника; создание ситуации успеха; создание условий для воспитания самостоятельности.

Принцип демократизации образования заключается в предоставлении всем участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения и самообразования. Для этого необходимо осуществлять следующие правила:

  1. создание условий для получения образования всеми категориями граждан (доступность образования);
  2. взаимное уважение и толерантность во взаимодействии всех участников педагогического процесса;
  3. организация педагогического процесса с учетом национальных особенностей обучающихся;
  4. индивидуальный подход к каждому обучающемуся;
  5. введение самоуправления учащихся в процессе организации их жизни;
  6. создание открытой образовательной среды с возможностью участия в организации и контроля со стороны всех заинтересованных участников педагогического процесса.

Такими заинтересованными участниками педагогического процесса могут быть как сами обучающиеся и их родители и педагоги, а также общественные организации, государственные органы, коммерческие организации, частные лица.

Принцип природосообразности также известен с глубокой древности. Его сущность заключается в выборе пути естественного развития ребенка сообразно не только его возрастным и индивидуальным возможностям (его природе), но и специфике окружающей среды, в которой живет, учиться и развивается этот ребенок. Главными и определяющими факторами при организации педагогического процесса в данном случае становятся природа воспитанника, его состояние здоровья, физическое, физиологическое, психическое и социальное развитие. При этом выделяются следующие правила реализации принципа природосообразности:

  1. поддерживать и укреплять здоровье обучающихся;
  2. организовывать педагогический процесс с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
  3. быть направленным на самообразование, самовоспитание, самообучение;
  4. опираться на зону ближайшего развития, определяющую возможности обучающихся.

Принцип наглядности - один из самых известных и понятных каждому педагогу принципов педагогического процесса. Смысл принципа наглядности, о котором говорил еще Я.А. Коменский, заключается в необходимости целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала.

Перечислим основные правила, раскрывающие применение принципа наглядности при организации педагогического процесса:

  1. применение наглядности необходимо либо с целью оживления интереса обучающихся путем включения органов чувств, либо с целью изучения тех процессов и явлений, которые сложно объяснить или представить (например, модель экономического кругооборота, взаимодействие спроса и предложения на рынке и т.д.);
  2. не забывайте, что абстрактные понятия и теории легче понимаются и осознаются обучающимися, если они подкрепляются конкретными фактами, примерами, образами, данными;
  3. никогда при обучении не ограничивайтесь только одной наглядностью. Наглядность – не цель, а лишь средство обучения. Перед тем, как что-либо продемонстрировать обучающимся, необходимо дать устное пояснение и задание к предполагаемому наблюдению;
  4. наглядность всегда находящаяся на обозрении обучающихся менее эффективна в процессе обучения, чем та которая применяется в конкретный запланированный момент времени.

Принцип связи теории с практикой (обучения с жизнью).

Теоретическое обучение, преобладающее в современной школе, требует своего практического воплощения в реальной жизни. Но учить детей для будущей жизни, создания запаса знаний впрок нельзя. Поэтому появился принцип связи теории с практикой, подразумевающий, в первую очередь, применение изученных теоретических знаний для формирования практических умений и навыков, решения практических задач и т.д.

Практика есть продолжение теории, но данный подход, закрепившийся в традиционном обучении (сначала теория, а потом ее применение на практике) не является единственно верным. Можно вспомнить прагматическую педагогику Д.Дьюи, проектное обучение, вновь используемое в современной школе, такие методы и формы обучения, как деловые и ролевые игры, лабораторные и исследовательские работы, дискуссии и другие, в которых главным является практический опыт, стимулирующий познание теоретических законов и явлений.

Основными правилами реализации принципа связи теории с практикой считаются:

  1. обучение для школьников – это жизнь, поэтому не надо разделять научные (теоретические) знания и практические (жизненные) явления и факты
  2. применяйте в учебно-воспитательном процессе задачи и задания, основанные на реальных событиях, моделируйте в ходе учебного процесса конкретные ситуации окружающей нас действительности (особенно, в ходе деловых и ролевых игр, решении каких-либо учебных задач и проблем).
  3. опирайтесь на личный опыт обучающихся – это основа теоретических знаний.
  4. обучайте школьников осмысленной деятельности, применяйте в учебном процессе рефлексию и самооценку учебных достижений обучающихся. Бывает, что важнее, не каких результатов достиг ученик, а как он анализирует и оценивает свою деятельность.
  5. приучайте обучающихся к самостоятельной исследовательской работе, деятельности по приобретению знаний в процессе поиска, анализа, отбора, обработки (переработки) и оценки информации.

1. Педагогика: Учебное пособие. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2006.

2. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. – М., 2004.

3. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пос. – М., 1999.

4. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие. – М., 2001.

Целостный педагогический процесс – это высший уровень развития педагогического процесса, который характеризуется единством и гармоничным взаимодействием всех его компонентов.

Понятие целостности педагогического процесса

Педагогический процесс по своей природе является динамической системой, имеющей такое интегративное свойство, как способность формировать и развивать у подрастающего поколения, социально обусловленные функции. Требованиями со стороны общества заключается в том, чтобы данные функции были реализованы на максимально высоком уровне. Это достигается при соблюдении функциональной целостности педагогического процесса.

Таким образом, гармоничное и всестороннее развитие личности во многом зависит от целостности педагогического процесса как явления.

Целостность – это одно из синтетических качеств, которое характеризует наивысший уровень развития педагогического процесса, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем.

Целостный педагогический процесс отличается присущим только ему внутренним единством всех составных элементов, а так же их гармоничным взаимодействием между собой. В таком процессе всегда происходит непрерывное движение, направленное на преодоление противоречий и перегруппировку сил элементов. Все это имеет одно общее направление – формирование образовательного процесса нового вида и качества, отвечающего потребностям со стороны общества и государства.

Целостный педагогический процесс предусматривает такую организацию деятельности учащихся (воспитанников), которая полностью отвечает их потребности и удовлетворяет возрастные интересы. Деятельность организуется педагогами и оказывает эффективное педагогическое воздействие на все стороны личности ребенка (чувства, волю, сознание и т.д.). Так же необходимо отметить, что любой вид деятельности, включающий в себя нравственно-эстетические элементы, вызывающий у учащихся положительные переживание, стимулирующий мотивационно-ценностное отношение к окружающим предметам и явлениям, соответствует требованиям целостного педагогического процесса.

Готовые работы на аналогичную тему

Целостный педагогический процесс включает в себя не только воспитание и обучение, функционирующих как единое целое, но и все их разновидности и элементы. Так процесс воспитания включает в себя процессы умственного, нравственного, трудового, эстетического и т.д. видов воспитания. Все виды воспитания в рамках педагогического процесса сводятся к единому процессу становления и развития личности.

Таким образом, целостный педагогический процесс, организованный педагогами, должен постоянно стремиться к сохранению целостности через разрешение противоречий между личностью учащегося и специально организуемого педагогического воздействия на него.

Целостность педагогического процесса в содержательном и организационном аспектах

Целостность педагогического процесса рассматривается в двух аспектах:

В содержательном аспекте целостность педагогического процесса обеспечивается посредством отражения в основной цели и содержании образовательного опыта, который накоплен человечеством за все время его существования. Образовательный опыт представлен четырьмя взаимосвязанными элементами:

  1. Знания – систематизированные представление о действиях и явлениями, а также способы выполнения разнообразных видов деятельности.
  2. Умения – способы применения знаний в практической и повседневной деятельности.
  3. Навыки – способы действий, доведенные путем многократного повторения до автоматизма.
  4. Опыт эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающей действительности, а также опыт творческой деятельности.

Таким образом, процесс реализации указанных элементов содержания образования – это процесс реализации единства развивающих, воспитательных и образовательных целей и функций педагогического процесса.

В организационном аспекте целостность педагогического процесса обеспечивается путем единства следующих процессов и компонентов:

  1. Процесс дидактической адаптации содержания образования и имеющейся материальной и методической базы учебного заведения.
  2. Процесс профессионального взаимодействия между педагогами и учащимися, в вопросах содержания образования, овладение учащимися способов эффективного взаимодействия со всеми участниками педагогического процесса.
  3. Процесс личностного взаимодействия и общения между педагогами и учащимися.
  4. Процесс самостоятельного усвоения учащимися учебного материала, формирование навыков самообразования и самовоспитания.

Необходимо отметить, что первый и четвертый аспекты – это отражение предметных связей и отношений, второй аспект – педагогические связи, третий аспект – взаимные отношения, которые и охватывают весь целостный педагогический процесс.

С третьим аспектом очень тесно связан ряд специфических законов, которые проявляются в виде педагогических закономерностей. Одной из основных среди них следует указать зависимость эффективности организуемого педагогического процесса от тех условий, которые созданные для его реализации. К таким условиям относят: материальные, гигиенические, морально-психологические и т.д. Данные условия зависят от социального и экономического положения в стране, научного и технического развития, эффективности деятельности руководителей органов образования (региональных, федеральных, муниципальных и т.д.).

Для того, чтобы организовать эффективный целостный педагогический процесс необходимо уяснение закономерностей взаимодействия всех его элементов и функциональных компонентов и применение данных закономерностей при его организации.

Педагогический процесс - внутренне связанная совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качества формируемого человека. Данный процесс представляет собой не механическое соединение процессов воспитания, обучения и развития, а новое качественное образование, подчиняющееся своим особым закономерностям. Целостность, общность, единство – главные характеристики педагогического процесса, подчеркивающие подчинение всех составляющих его процессов единой цели.

Сложная диалектика отношений внутри педагогического процесса заключается в следующем:

• в единстве и самостоятельности процессов, его образующих;

• в целостности и соподчиненности входящих в него обособленных систем;

• в наличии общего и сохранении специфического.

Достижение целостности педагогического процесса обеспечивается в первую очередь усилиями педагогов, которые осуществляют разрешение постоянно возникающих противоречий между целостностью личности школьника и дискретностью специально организуемых воспитательных влияний. Можно говорить о целом ряде аспектов деятельности педагогов, направленных на поддержание целостности педагогического процесса:

В функциональном плане целостность обеспечивается за счет выделения доминирующей функции и ее объединения с сопутствующей. Доминирующая функция процесса обучения - образовательная, воспитания - воспитательная, развития - развивающая.

В содержательном плане целостность педагогического процесса обеспечивается отражением в цели и содержании образования всех сторон опыта, накопленного человечеством. В этом случае речь идет о таких сторонах, как знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности и мышления, опыт эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру. Реализация этого содержания в учебном процессе обеспечивает единство образовательных, воспитательных и развивающих воздействий на личность школьника.

В организационном плане целостность педагогического процесса обеспечивается путем согласования отдельных линий педагогического взаимодействия:

• процесса делового взаимодействия педагогов и воспитанников по поводу содержания образования;

• процесса взаимодействия педагогов и воспитанников на уровне неформального общения;

• процесса межличностного общения школьников как членов одного классного (школьного) коллектива;

• процесса освоения воспитанниками содержания образования без непосредственного участия педагога (самообразование и самовоспитание).

Таким образом, целостность педагогического процесса состоит в том, что он направлен на достижение единой цели – формирования личности, но каждая из составляющих этого процесса способствует достижению этой цели присущими ей средствами и способами.

Педагогический процесс - внутренне связанная совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качества формируемого человека. Данный процесс представляет собой не механическое соединение процессов воспитания, обучения и развития, а новое качественное образование, подчиняющееся своим особым закономерностям. Целостность, общность, единство – главные характеристики педагогического процесса, подчеркивающие подчинение всех составляющих его процессов единой цели.

Сложная диалектика отношений внутри педагогического процесса заключается в следующем:

• в единстве и самостоятельности процессов, его образующих;

• в целостности и соподчиненности входящих в него обособленных систем;

• в наличии общего и сохранении специфического.

Достижение целостности педагогического процесса обеспечивается в первую очередь усилиями педагогов, которые осуществляют разрешение постоянно возникающих противоречий между целостностью личности школьника и дискретностью специально организуемых воспитательных влияний. Можно говорить о целом ряде аспектов деятельности педагогов, направленных на поддержание целостности педагогического процесса:

В функциональном плане целостность обеспечивается за счет выделения доминирующей функции и ее объединения с сопутствующей. Доминирующая функция процесса обучения - образовательная, воспитания - воспитательная, развития - развивающая.




В содержательном плане целостность педагогического процесса обеспечивается отражением в цели и содержании образования всех сторон опыта, накопленного человечеством. В этом случае речь идет о таких сторонах, как знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности и мышления, опыт эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру. Реализация этого содержания в учебном процессе обеспечивает единство образовательных, воспитательных и развивающих воздействий на личность школьника.

В организационном плане целостность педагогического процесса обеспечивается путем согласования отдельных линий педагогического взаимодействия:

• процесса делового взаимодействия педагогов и воспитанников по поводу содержания образования;

• процесса взаимодействия педагогов и воспитанников на уровне неформального общения;

• процесса межличностного общения школьников как членов одного классного (школьного) коллектива;

• процесса освоения воспитанниками содержания образования без непосредственного участия педагога (самообразование и самовоспитание).

Таким образом, целостность педагогического процесса состоит в том, что он направлен на достижение единой цели – формирования личности, но каждая из составляющих этого процесса способствует достижению этой цели присущими ей средствами и способами.


Подобные мысли мы можем найти и в трудах К.Д.Ушинского. Ученый говорил, что педагогический процесс можно считать целостным, если он объединяет учебную, административную и воспитательную стороны. К такому же мнению склонялись Н.Ф.Бунаков, П.Ф.Вахтеров, П,Ф.Лесгафт. В теории П.Ф.Каптерева говорилось о необходимости баланса между воспитанием и обучением личности. Он считал, что так можно было достигнуть всестороннего развития личности.

В работах С.Т. Шацкой, П.П. Блонской, Н.К. Крупской, М.М. Рубинштейна, А.С. Макаренка, А.П. Пинкевича мы также можем найти идеи о целостности педагогического процесса.

В 30-х годах ХХ века к процессам воспитания относились как самостоятельным процессам. Об их целостности стали говорить в 70-х годах этого же столетия. Сложность педагогики как науки, разнообразие взглядов и мнений породило появление подходов относительно деятельности. В концепциях современного периода методология системного подхода позволяет говорить о целостности двух различных взглядов. Это способствует раскрытию сущности работы.

Целостность педагогического процесса

Педагогическим процессом считается взаимодействие учителя и ученика, которое происходит целенаправленно и организовано. Такое общение предполагают возможность изменяться и совершенствоваться в процессе деятельности.

В педагогическим процессе выделяют несколько составляющих. Именно в их взаимосвязи и достигается целостность обучения.

Выделяют такие компоненты:

  • Научная составляющая, которая опирается на основы воспитание. В данной сфере происходит постоянное развитие, совершенствование;
  • Творческий подход учителей к процессу обучения;
  • Возрастные изменения учащихся.

Интересно, что как и в любой системе, в ней можно найти свои закономерности и принципы. Таким образом, достигается взаимодействие всех компонентов.

Прослеживается взаимосвязь педагогики и других наук, в том числе, экономики, культурологии, политики. Работа педагогов также строится с учетом общественных процессов и нравственного процесса. На результат обучающей деятельности может повлиять взаимодействие производственных сил и отношений внутри системы.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Итак, говоря о целостности учебно-воспитательного процесса, подразумевают учет и сохранение всех наиболее важных компонентов. Ни один из них не может быть проигнорирован. Для того, чтобы педагогический процесс был эффективным, нужно обеспечить целостность развития, обучения и воспитания.

Педагогическая работа всегда подразумевает сложность внутридисциплинарных связей, которые выражаются принципами:

  • Единства и самостоятельности процессов;
  • Соподчиненности действий и целостности процесса;
  • Сохранения оригинальности материала и поиску общего.

В педагогическом процессе постоянно происходят изменения, поэтому он динамичен. Целостность работы позволяет достигать конечного результата, выполняя стоящие перед педагогами задачи научить учеников адаптироваться в социуме и взаимодействовать с окружением.

Целостность является критерием успешности функционирования системы педагогического воздействия. Работа учителей дает хороший результат, когда учитываются все компоненты и взаимодействия.

В реализации педагогического процесса происходит организация мировоззрения учеников и вырабатывания ими собственного взгляда на жизнь. В процессе обучения у учащихся формируются эмоционально-волевые качества, а также нравственные взгляды.

Целостность педагогического процесса проявляется во всей сложности его компонентов и их единстве. Процесс обучения и воспитания, как правило, тесно переплетен и протекает беспрерывно. В основе развития учеников – возникающие противоречия между прежним уровнем знаний и умений, и тем, чего можно было бы достичь.

В целостном педагогическом процессе можно проследить взаимосвязь действий воспитания и обучения, и результата такого воздействия на ученика. Реализация полученных знаний и опыта возможна во внешней среде, на практике.

Целостность педагогического процесса и основные аспекты

В реализации обучающего процесса можно наблюдать, насколько он является целостным. Во многом, результат будет определяться наличием единой цели, задач и правильностью подобранных методов обучения, воспитания и развития.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В организации самой деятельности педагога можно выделить самостоятельные компоненты:

  • Разработка базового элемента изучения, а именно конструирование содержания и, соответственно, подбор материалов;
  • Построение взаимодействия между учеником и педагогом для реализации эффективного процесса обучения;
  • Личностно-ориентированный подход;
  • Обучение учеников навыкам самостоятельности путем выполнения ими домашних заданий.

Не нашли нужную информацию?

Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.

Гарантия низких цен

Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.

Доработки и консультации включены в стоимость

В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.

Вернем деньги за невыполненное задание

Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.

Тех.поддержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.

Тысячи проверенных экспертов

computer

Гарантия возврата денег

Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы

Читайте также: