Педагогический процесс как целостная динамическая система кратко

Обновлено: 05.07.2024

Аннотация: Определяется сущность понятий "педагогическая система", "педагогический процесс" и их взаимосвязь, описываются основные компоненты педагогической системы, раскрывается специфика взаимодействия педагога и обучающихся в педагогическом процессе.

9.1. Педагогическая система. Педагогический процесс

Педагогическая система (англ. educational system ) – это:

  • "общая характеристика критериальной, теоретической оценки интегративно понимаемой учебно-воспитательной, научно-педагогической (исследовательской) и управленческой деятельности в соответствующих социальных условиях, т.е. на уровне всего общества, социума" (Б.С. Гершунский, [2, С. 54]);
  • "инвариантная для разных уровневых и профильных образовательных подсистем система знаний о подходах к обоснованию целей, содержания, методов, средств и организационных форм образования" (Б.С. Гершунский, [2, С. 322];
  • "совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами" (В.П. Беспалько, [1, С. 6]).

Дидактическая система – это педагогическая система в динамике, т.е. педагогический процесс. Педагогический процесс – основной бизнес-процесс образовательных учреждений. Наряду с понятием "педагогический процесс", также широко используется понятие "образовательный процесс". Образовательный процесс – это процесс обучения, воспитания и развития при реализации образовательной программы учебных курсов, предметов, дисциплин и практик.

В.П. Беспалько выделил следующие компоненты педагогической системы ( рис. 9.1 ):

Структура педагогической системы

В структуре педагогической системы можно выделить элементы, образующие две взаимосвязанные группы:

  1. элементы, формулирующие дидактическую (педагогическую) задачу – обучающиеся, цели и содержание обучения, сформулированные на основе социального заказа;
  2. элементы, образующие педагогическую технологию, гарантированно решающую эту задачу, – преподаватели, дидактический процесс (способ или метод обучения), организационные формы и средства обучения.

Методы, формы и средства обучения образуют дидактическую систему.

Этапы создания педагогической системы

На первом этапе разработки педагогической системы формулируется дидактическая задача: формируются видение и границы педагогической системы, определяются образовательные цели, производится отбор и структурирование содержания обучения образования, создается экономическое обоснование (определяются ограничения, связанные с организационными вопросами и материально-техническим обеспечением).

На втором этапе проектируется дидактическая система – определяются дидактические технологии, методы и средства обучения, система форм организации обучения, этапы жизненного цикла процесса обучения.

На третьем этапе осуществляется реализация спроектированной дидактической системы – разрабатывается учебно-методическое обеспечение педагогического процесса, подбираются и специально подготавливаются преподаватели, способные работать в спроектированной педагогической системе.

Развитие образования (англ. educational development ) – изменение одного или более компонентов педагогической системы в позитивном направлении по критериям ценности.

Педагогический процесс - это развивающееся системное взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, т.е. преобразованию их качеств и поведения, развитию личности. Речь идет об особой системе деятельности и формирующихся в рамках этой системы отношениях: преобразовательно-активных, созерцательно-исполнительских или потребительско-иждивенческих.

Характерные черты педагогического процесса как системного взаимодействия:

1. Система динамична, т.е. находится в развитии: изменяется ее состав, структура в соответствии с функциями.

2. Результат процесса находится в прямой зависимости от взаимодействия и взаимоотношений педагога и ученика, их активности, особенно собственной активной позиции ученика.

3. Четко выделены составные компоненты системы, что позволяет анализировать связи между ними. Заслуга выделения компонентов системы, безусловно, принадлежит Кузьминой Н.В.(работы 1967, 1989 гг.) По ее теории каждая педагогическая система состоит из структурных и функциональных компонентов. Структурные:

 объект педагогического воздействия (ученик);

 цели обучения и воспитания;

 предмет их совместной деятельности;

 средства педагогической коммуникации.

Системообразующим фактором является цель развития личности воспитуемого, реализуемая во взаимодействии педагога и ученика. Отсутствие любого компонента ведет к ликвидации системы и никакой из них не может быть выражен через другой. Функциональные компоненты:

 гностический, включающий в себя анализ педагогической ситуации, личности воспитуемого, сопоставление искомого результата с реальным;

 проектировочный, состоящий из действий, связанных с предвосхищением, предвидением возможных последствий от решения педагогической задачи;

 конструктивный, проявляющийся в действиях, связанных с композиционным построением педагогического процесса, урока;

 коммуникативный, заключающийся в действиях, связанных с установлением педагогически целесообразных взаимоотношений;

 организаторский, состоящий из действий, связанных с организацией, например, учебной информации в процессе ее предъявления.

Исходя из функциональных элементов определяются и функции педагогической деятельности и педагогические способности. Развивая взгляды Кузьминой Н.В., Якунин В.А. выделяет такие функциональные компоненты педагогической деятельности:

 общение и коммуникация;

В дальнейшем Митина Л.М., Маркова А.Н. и Сластенин В.А. определяют деятельность учителя через процесс решения психолого-педагогических задач поэтапно:

 реализация и регулирование;

 учет и оценка результатов.

4. Педагогический процесс характеризуется следующими параметрами:

 уровнем реализации всех функциональных компонентов;

5. Главные характеристики педагогического процесса - целостность, общность, единство входящих в него процессов обучения, воспитания, развития. Это не механическое их соединение, а качественно новое образование. Диалектика их отношений внутри педагогического процесса заключается:

 в единстве и самостоятельности процессов обучения, воспитания, развития;

 в наличии общего и сохранении специфического;

 в целостности и соподчиненности их.

Так, эти процессы отличаются по функциям, области применения (обучение воздействует на интеллектуальную сферу, а воспитание - на мотивационную и эмоциональную), методам, средствам, формам, контролю. Однако, все они ведут к одной цели - формированию личности, но каждый из них способствует достижению этой цели присущими ему средствами.

1. Единстве обучения, воспитания, развития.

2. Целостности человека, его качеств, не воспитываемых по частям.

3. Единстве цели, средств и результата.

4. Единстве внешних воздействий педагога и внутренней активности воспитуемого.

5. Единстве всех воспитательных систем - семьи, школы, общества.

Этапы педагогического процесса - это последовательность его развития:

1. Первый этап - подготовительный: это организация процесса, имеющая следующие задачи - целеполагание, диагностика, прогнозирование, планирование, проектирование.

2. Второй этап - основной: это осуществление, его задачи - педагогическое взаимодействие, организация обратной связи, регулирование и коррекция деятельности, оперативный контроль.

3. Третий этап - заключительный: это анализ, его задачи - выявление плюсов и минусов, анализ ошибок и достижений, проектирование мер по устранению ошибок.

Эти этапы взаимосвязаны между собой, ни один из них не может быть исключен.

Таким образом, педагогический процесс есть целостная система со своими структурными и функциональными компонентами, характерными чертами, этапами. Системный подход заключается в учете и анализе всех компонентов системы, взаимосвязей между ними. Это не только система деятельности, но и система взаимоотношений, направленных на развитие личности.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Педагогический процесс как динамическая педагогическая система. Принципы организации педагогического процесса.

Термин "педагогический процесс" является основным понятием педагогической науки. В научный лексикон его ввел русский учитель П.Ф. Каптерев (1849-1922). В своей работе "Педагогический процесс« он писал: "Педагогический процесс включает в себя две основные характеристики: систематическую поддержку саморазвития организма и всестороннее совершенствование личности". В современной педагогике под педагогическим процессом понимается специально организованное взаимодействие преподавателей и учащихся, реализующее содержание образования с помощью определенных средств и методов обучения и воспитания, направленных на удовлетворение потребностей общества и личности. В педагогическом процессе объединяются процессы воспитания, развития, воспитания, воспитания, самообразования и самообразования личности вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания.

Педагогический процесс - это не просто механическое соединение вышеуказанных процессов, а новое, качественное образование, имеющее свои специфические особенности. В качестве его основных характеристик можно выделить следующие: целесообразность, двусторонность и честность. Педагогический процесс всегда обусловлен определенной целью (формированием разносторонне гармонично развитой личности), для того чтобы педагогами были созданы оптимальные психолого-педагогические условия в рамках научно обоснованной и управляемой деятельности. Учитель должен ориентироваться на их решение при решении проблем или ситуаций, возникающих в образовательном пространстве, для достижения общей цели. Двустороннее существование двух субъектов педагогического процесса: учителя и ученика, находящихся в стабильных отношениях. Стремление к конструктивному сотрудничеству и партнерству с обеих сторон может быть предпосылкой успеха каждого из них.

Целостность педагогического процесса является необходимым условием его функционирования. В связи с этим В.А. Сластенин утверждает, что только в целостном педагогическом процессе может сформироваться целостная гармоничная личность. Целостность - это синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат сознательных действий и деятельности субъектов, в нем работающих. Оно проявляется во внутреннем единстве его компонентов и их гармоничном взаимодействии. Целостность педагогического процесса нельзя просто свести к единству процессов обучения и воспитания, единству процессов интеллектуального, нравственного, эстетического, трудового, физического и других видов воспитания. Педагогический процесс един и неделим во всех проявлениях, а его целостность достигается путем преодоления противоречий, постоянного движения и формирования новых качеств.

Чтобы лучше понять целостность педагогического процесса, необходимо учитывать наиболее важные аспекты этого явления. VA Slastenin выделяет два аспекта: содержание и организационно. В содержательном аспекте целостность педагогического процесса обеспечивается отражением накопленного человечеством опыта цели и содержания образования: знаний, навыков, умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностных и волевых отношений с окружающим миром. Организационно педагогический процесс приобретает свойство целостности, когда единство обеспечивается только относительно отдельных процессов-компонентов:

а) процесс разработки и построения содержания образования и материальной базы;

б) процесс делового взаимодействия педагогов и учащихся по содержанию образования, усвоение которого последними является целью взаимодействия;

в) процесс взаимодействия педагогов и учащихся на уровне личных отношений (неформальное общение);

г) процесс разработки обучающимся образовательного контента без непосредственного участия учителя (самообразование и самообразование).

Таким образом, в движении педагогического процесса отражаются его специфические характеристики, такие как целесообразность, двусторонность и целостность.

Основными функциями целостного педагогического процесса являются: образование, развитие и воспитание. Функция обучения направлена на формирование традиционных знаний, навыков и навыков. Функция развития направлена на развитие психических процессов, речи, сенсорной, эмоциональной и двигательной сфер. Образовательная функция более объемна, чем две предыдущие. Он направлен на гармоничное развитие личности, ее сознания, чувств и поведения. Воспитательная функция является ведущей функцией педагогического процесса и корректирующей. Каждая функция, которая имеет свое назначение и содержание, тесно связана с другими. Они проникают друг в друга, образуют единое целое в педагогическом процессе и работают вместе для достижения общей цели педагогической системы.

Как отмечает ТА Стефановская, к сожалению, в реальной педагогической практике педагоги часто ограничиваются реализацией функции обучения. Причиной этого является низкая профессиональная компетентность и формальное отношение педагога к своим функциональным обязанностям. Игнорирование саморазвития личности и ее индивидуальных особенностей приводит к разрушению педагогического процесса как динамической и деятельностной системы.

Движущими силами педагогического процесса, как и любого развивающегося явления, являются противоречия. В интерпретации противоречий нет единого подхода среди отечественных исследователей. Например, В. А. Сластенин анализирует объективные и субъективные противоречия, определяющие движение педагогического процесса. Самое общее внутреннее противоречие объективного характера - это несоответствие реальных возможностей, воспитываемых требованиями, предъявляемыми обществом, школой, учителями. Но если требования слишком высоки или слишком низки, они не становятся источником движения ученика, а значит, и всей педагогической системы к намеченной цели. Только те задачи, которые сосредоточены на завтрашнем дне разработки, вызывают интерес и необходимость их решения. Это говорит о необходимости формирования близких, средних и дальних перспектив коллектива и отдельных учеников, их конкретизации и обеспечения принятия самими детьми. В этом отношении теория ПС очень полезна. Выготский о сферах развития личности: областях текущего и непосредственного развития, на которые педагог должен ориентироваться в своей деятельности.

Демократизация и гуманизация образования выявили важнейшее внутреннее противоречие педагогического процесса и развития личности в детстве. Это несоответствие между активно-активной природой ребенка и социально-педагогическими условиями его жизни. Основной конфликт конкретизируется рядом частных интересов: между общественными интересами и интересами личности; между коллективом и личностью; между сложными явлениями общественной жизни и отсутствием у детей опыта для их понимания; между быстро растущим потоком информации и возможностями образовательного и воспитательного процесса.


Среди субъективных В. А. С выделяет следующие противоречия: между целостностью личности и функционально ее подходом к образованию, односторонностью педагогического процесса; между индивидуальным, творческим процессом формирования личности и массовым репродуктивным характером организации педагогического процесса; между определяющей ценностью деятельности в развитии личности и установками преимущественно на вербальное воспитание; сформулировать между растущей ролью духа в гражданском развитии личности и тенденцией к педагогическому процессу.

Т. А. Стефановская выделяет три группы противоречий, движущих развитием педагогического процесса: противоречия, затрудняющие развитие учащихся (I); противоречия, затрудняющие взаимодействие учителя с учениками (II); противоречия, возникающие в ходе деятельности педагога (III).

Учитель должен осознавать эти противоречия и помогать своим ученикам конструктивно их преодолевать.

Группа II включает противоречия между задачами, поставленными учителями и реальными амбициями учащихся по их выполнению; выбор между содержанием обучения учителя и ученика; между выбранными учителями средствами, формами и методами педагогического взаимодействия и принятием их детьми; между оценкой и самооценкой и пониманием этих противоречий, среди прочего, учитель и ученик, а также стремление к их конструктивному решению способствует более эффективному сотрудничеству в образовательном процессе.

III группа противоречий связана со структурой деятельности педагога. Таковы трудности в вашей организации, потому что цель и содержание деятельности не совпадают, конкретные задачи и средства их достижения, содержание деятельности и организационные формы и т. д. Знание этих противоречий и умение их разрешать напрямую влияют на качество педагогической деятельности.

Исходя из этого, можно сказать, что педагогический процесс представляет собой многосоставную систему, содержащую множество противоречий (внешних, внутренних, объективных и субъективных). Именно наличие этих противоречий характеризует педагогический процесс как динамическую систему. Постоянная необходимость их растворения обусловливает движение системы, ее развитие, самосовершенствование и организацию четкого, научного управления. Образовательный процесс как динамичная и активная система находится в непрерывном функционировании и развитии. При условии четкой, научной организации он способен к постоянному самосовершенствованию, при отсутствии или формализации управления он подвержен деградации и застойным явлениям. Основной единицей педагогического процесса является педагогическая задача. В реальной педагогической деятельности в результате взаимодействия педагогов и учащихся возникают различные ситуации. Педагог должен использовать эти ситуации в качестве педагогических. Педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления, является педагогической задачей. Педагогическая деятельность в любой педагогической системе имеет структуру задач, то есть ее можно представить как взаимосвязанную последовательность решения бесчисленных задач различной сложности. Именно в переходах от решения одной задачи к другой можно увидеть движение педагогического процесса.

Следует отметить, что эти задачи являются задачами социального управления. Все они решаются в соответствии со схемой, предусматривающей прохождение четырех взаимосвязанных фаз:

анализ ситуации и постановка педагогической задачи;

разработка вариантов решения и выбор оптимального для этих условий;

реализация плана решения проблемы на практике, который включает в себя организацию взаимодействия, регулирование и корректировку хода педагогического процесса;

анализ результатов решения.

Говоря о педагогической задаче, нужно иметь в виду, что она также является системой особого рода, которая имеет те же компоненты, что и педагогический процесс: педагогов, учащихся, содержание и средства.

Каждая система развивается по определенным законам. В качестве основного закона педагогического процесса В. А. Сластенин определяет обязательное усвоение молодым поколениями социального опыта старших поколений. Что касается закономерностей педагогического процесса, то среди педагогов-теоретиков нет единого мнения по этому вопросу. В. А. В. отмечены такие педагогические связи, как: обусловленность содержания, форм и методов педагогической деятельности экономическому и культурному развитию общества; зависимость результатов воспитания от влияния окружающей среды и вида деятельности, в которую вовлечен ученик; соответствие содержания, форм и методов педагогического процесса возрастным особенностям и возможностям учащихся.

Этот список можно дополнить образцами, предложенными ТА Стефановской. Она отмечает, что процесс формирования личности невозможен без ее активной деятельности; что компоненты педагогической системы в реальном процессе развития личности выступают в самых разнообразных сочетаниях, образуя при этом единый и целостный процесс.

Принципами педагогического процесса являются: гуманистическая направленность педагогического процесса, его связь с жизнью и практикой, научность, наглядность, естественность, сочетание педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности учащихся, осознанность и активность ребенка, поддержка его положительных качеств, уважение и адекватная требовательность к ребенку.


Таким образом, образовательный процесс представляет собой сложную, открытую и динамичную систему со своими характеристиками, функциями, движущими силами, компонентами, законами, закономерностями и принципами. Системный подход позволяет эффективно и рационально управлять этим сложным явлением. Направлять, помогать, исправлять его движение, основываясь на четком планировании, организации и контроле этого процесса в целом.

Принципы организации педагогического процесса

Принцип гуманистической направленности педагогического процесса является ведущим принципом образования, выражающим необходимость совмещения целей общества и личности. Реализация этого принципа требует подчинения всей учебно-воспитательной работы задачам формирования всесторонне развитой личности. Это несовместимо с теориями спонтанного, спонтанного развития детей.

Большое значение для организации педагогического процесса имеет обеспечение его связи с жизнью и производственной практикой. Этот принцип отрицает абстрактную просветительскую направленность в формировании личности и предполагает, что содержание образования и формы образовательной работы коррелируют с изменениями в экономике, политике, культуре и всей общественной жизни страны и за ее пределами. Реализация этого принципа требует систематического ознакомления учащихся с текущими событиями; широкое включение в преподавание местных общенаучных материалов.

Необходимость увязки педагогического процесса с производственной практикой обусловлена тем, что практика является источником познавательной деятельности, единственным объективным критерием истинности и сферой применения результатов познания и других видов деятельности.

Одним из способов реализации принципа связи с жизнью через практику является вовлечение учащихся в возможную работу и другие виды деятельности. При этом важно, чтобы удовлетворение от труда приносило радость творчества и творчества, чтобы соединение обучения и воспитания с трудом приносило общую пользу — принцип, тесно связанный с предыдущим принципом организации педагогического процесса.

Принцип научности является ведущим ориентиром, когда речь идет о приведении содержания образования в соответствие с уровнем развития науки и техники, с опытом, накопленным мировой цивилизацией. Прямая связь с содержанием образования проявляется, прежде всего, при разработке учебных программ, учебных программ и учебников.

Принцип научности также связан с методами педагогической деятельности и деятельности детей. По его словам, педагогическое взаимодействие должно быть направлено на развитие познавательной деятельности учащихся, на формирование у них навыков и навыков научного поиска, на ознакомление их с

При реализации принципа научности возникают два диалектических противоречия. Во-первых, это потому, что знания должны быть доведены до научных концепций, хотя они должны быть доступны. Второе связано с тем, что в школе не дается материал для обсуждения, в то время как в науке нет единой точки зрения по конкретным вопросам.

Научно обоснованное построение педагогического процесса предполагает его ориентацию на формирование знаний и навыков, сознания и поведения в единстве 1.

Одним из основополагающих принципов организации педагогического процесса является принцип обучения и воспитания детей в коллективе. Она предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса.

Индивид становится личностью благодаря общению и связанному с ним разделению. Отражая специфическую человеческую потребность в среде своего рода, общение - это особая деятельность, предметом которой является другой человек.

Требование преемственности предполагает организацию педагогического процесса, при которой то или иное событие, то или иное занятие является логическим продолжением ранее проделанной работы, закрепляет и развивает достигнутое, поднимает ученика на более высокий уровень развития педагогический процесс всегда направлен на личность учебника.

Преемственность предполагает построение определенной системы и согласованность в обучении и воспитании, поскольку сложные задачи не могут быть решены за короткое время.

Согласованность и систематизация обучения позволяет разрешить противоречия, при которых, с одной стороны, возникает необходимость формирования системы знаний, умений и умений по предметам, с другой - необходимость формирования целостного мировоззрения о единстве и обусловленности явлений окружающего мира.

На практике принцип непрерывности, систематичности и согласованности реализуется в процессе планирования. В ходе схематического планирования преподаватель устанавливает порядок изучения отдельных предметов, выбирает содержание, устанавливает систему обучения и другие формы организации педагогического процесса, планирует повторы, консолидации и формы контроля.

Важнейшей организационной позицией не только учебного процесса, но и всего целостного педагогического процесса является принцип наглядности.

Наглядность в педагогическом процессе основана на закономерностях познания окружающей действительности и развития мышления, которое развивается от конкретного к абстрактному.

Применение наглядных пособий, диапозитивов, карт, диаграмм и т. Д. занимает особое место в реализации принципа видимости. Видимость может быть применена на всех этапах педагогического процесса. По возрастающей абстрактности виды представлений делятся следующим образом: естественные (объекты объективной реальности); экспериментальные (эксперименты, эксперименты); объемные (макеты, фигуры и т. д.); образные (изображения, фотографии, рисунки); звуковые-образные (кино, телевидение); звуковые (магнитофон); символический и графический (карты, графики, диаграммы, формулы); внутренний (образы, создаваемые языком учителя).

Чтобы не препятствовать развитию абстрактного мышления учащихся, важно использовать видимость. Большое значение имеет сочетание использования видимости с творческой работой детей по созданию наглядных пособий. При использовании ясности должна быть изменчивость, чтобы знания учащихся не фиксировали конкретную картину объекта или явления.

С принципом наглядности тесно связан принцип эстетизации детской жизни, прежде всего обучения и воспитания. Формирование эстетического отношения у учащихся позволяет им развить высокий художественно-эстетический вкус и дать им возможность познать истинную красоту социальных эстетических идеалов.

Для понимания педагогического процесса как целостного явления имеются исторические предпосылки. Так, еще И.Ф. Гербарт отмечал, что обучение без нравственного образования есть средство без цели, а нравственное образование без обучения есть цель, лишенная средств. А. Дистерверг, рассматривая обучение как сторону, часть воспитания, подчеркивал, что принцип обучения есть и всегда будет принципом воспитания и наоборот. К.Д. Ушинский целостность педагогического процесса понимал как единство административного, учебного и воспитательного элементов школьной деятельности. П.Ф. Кантерев выделял внешнюю (преподавание) и внутреннюю (учение) стороны педагогического процесса и рассматривал их в единстве.

Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство и взаимодействие составляющих его компонентов. Можно выделить следующие аспекты целостности педагогического процесса.

Педагогический процесс осуществляется в педагогических системах. Взаимодействие компонентов педагогической системы порождает педагогический процесс, педагогическая система создается и функционирует с целью обеспечения оптимального протекания педагогического процесса.

К статическим педагогическим системам относятся дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, альтернативные образовательные учреждения (гимназии, лицеи, колледжи и др.), авторские педагогические системы, профессиональные учебные заведения (училища, техникумы, лицеи, колледжи, вузы), учреждения дополнительного образования (спортивные, художественные, музыкальные школы, станции юных натуралистов, юных техников, туристов и т.п.), учреждения повышения квалификации и др.

Читайте также: