Чем отличается карантин от дистанционного обучения в школе

Обновлено: 04.07.2024

На фоне пандемии коронавируса, российские школьники вынуждены периодически переходить на удаленное обучение. Данное обстоятельство вызвало шквал негодования со стороны общественности, а прежде всего, родителей учеников. Именно поэтому остается открытым вопрос о том, законно ли дистанционное обучение в школе.

Что такое дистанционное обучение?

В связи со сложившейся обстановкой коронавируса учебные заведения по всему миру, в том числе и в России, были вынуждены перейти на временное дистанционное обучение школьников. Фактически, такой перевод учеников на удаленку является своего рода ограничительной мерой, призванной остановить распространение новой инфекции среди населения.

Впервые дистанционное обучение для учащихся школ было применено в феврале 2020 года в связи с началом пандемии. Несмотря на то что этот эксперимент вызвал в обществе многочисленные споры, многие педагоги и родители школьников пришли к выводу, что такой формат обучения вполне может стать хорошей альтернативой традиционному очному учебному процессу.

Следует отметить, что дистанционное обучение представляет собой способ обучения, при котором взаимодействие преподавателя и школьника осуществляется на расстоянии.

В ходе такой учебной практики активно и эффективно используется широкий спектр инструментов и технологий для интерактивного обучения и облегчения коммуникации между школьниками и преподавателями. Так, для усвоения школьных программ учащиеся должны иметь персональные компьютеры, мобильные телефоны, веб-камеры, стабильное интернет соединение, а также различные приложения, мессенджеры и платформы, например, Zoom, WhatsApp, Skype.

Плюсы и минусы дистанционки

необходимость много времени проводить за компьютером. В некоторых школах проводятся уроки онлайн, где все ученики вынуждены заниматься с учителем через Zoom стандартные 45 минут по каждому предмету, что крайне негативно сказывается на зрении. В других учебных заведениях при карантине подобные уроки отсутствуют. Вместо них ученики получают задания в виде тестов или видео материалов;

сложность организации самостоятельной работы. Не все ученики, особенно младших классов, способны самостоятельно изучать, полученный от педагогов материал. Зачастую у их родителей возникают проблемы с распределением времени школьника.

Таким образом, новый подход к обучению школьников, может ставить многих учащихся в невыгодное положение. Например, детей, не имеющих доступа к компьютеру и интернету, а также тех, кому требуется помощь в мотивации к учебе и организации самостоятельной работы.

Законно ли дистанционное обучение?

Из-за пандемии коронавируса, дистанционное обучение, к слову, типичная форма преподавания в российских колледжах и вузах, в настоящее время активно внедряется также для школьников. В связи с чем, учебные заведения вынуждены экстренно создавать возможности для онлайн-обучения. В связи с этим, многие родители задаются вопросом, разрешено ли дистанционное обучение в школе.

Согласно ст. 8 закона № 273-ФЗ от 29.12.2021 г., органы власти субъектов РФ обязаны обеспечивать госгарантии по реализации прав граждан на получение образования. Например, предоставлять возможность детям обучаться в школе. Согласно ст. 16 указанной нормативно-правовой нормы, реализация учебных программ в школах возможна не только в привычном очном формате, но и в дистанционном, с применением различных современных технологий. Как было отмечено выше, под таковым понимается освоение учебных программ, посредством взаимодействия педагогов и учеников на расстоянии с применением телекоммуникационных сетей.

Следует отметить, что целесообразность введения подобных мер в рамках борьбы с коронавирусом, определяется на региональном уровне исходя из сложившейся эпидемиологической обстановки в конкретном субъекте РФ. Соответствующие полномочия были делегированы указом президента РФ № 239 от 02.04.2020 г.

В данном документе отмечено, что эпидемиологическую ситуацию оценивают Роспотребнадзор и главный санврач субъекта РФ. Именно на основе их рекомендаций должны вводиться ограничительные меры, в том числе в сфере образования. Примерная модель реализации обучения в электронном и дистанционном формате предложена в письме Минпросвещения № ГД-39/04 от 19.03.2020 г.

Таким образом, на федеральном уровне вопрос о переводе всех российских школ, как частных, так и муниципальных, на дистант не решается. Переход на новый режим обучения осуществляется исключительно по решению властей субъектов РФ, исходя из сложившейся эпидемиологической ситуации в регионе.

Порядок перехода на дистант

В том случае, если законом конкретного российского субъекта предусматривается переход школьников на дистанционное обучение с обозначенной даты, руководство каждой школы должно подготовить соответствующие организационно-распорядительные документы. А также обеспечить возможность изучения школьной программы удаленно, посредством основным информационно-коммуникационных систем.

Для этого руководству учебного учреждения необходимо сделать следующие шаги.

Разработать положение о дистанционном обучении

Все вопросы, касающиеся регулирования порядка внедрения и ведения учебного процесса посредством дистанционных технологий руководство учебного учреждения может изложить в Положении о дистанционном обучении.

Издать приказ о дистанционном обучении

Вам также будет интересно:

Далее, с приказом следует ознакомить обучающихся, родителей и сотрудников школы.

Получение согласия от родителей

Руководство школы, в рамках организации дистанционного обучения, должно получить от родителей каждого школьника письменное согласие на то, что ребенок будет проходить школьную программу в удаленном режиме. Как правило, родителям или представителям ученика предлагается для этого заполнить стандартный бланк.

Итоги

Таким образом, переход школьников на дистанционное обучение является абсолютно законной мерой. Принимается она вынужденно и временно региональными властями в ответ на сложившуюся неблагоприятную эпидемиологическую обстановку в конкретном субъекте РФ. В школе после карантина и обучения некоторого периода в дистанционном формате, дети возвращаются к традиционному учебному процессу.

Ввиду последних событий в России и мире (речь о пандемии нового вирусного заболевания COVID-19) все школы были вынуждены перейти на длительный карантин. Из-за его длительности, не обучать детей весь период карантина, является невозможным (ведь у детей еще имел место быть карантин в феврале 2020 года). Поэтому правительство России приняло решение об организации обязательного дистанционного школьного образования. К этому были готовые не все родители, и многие до сих пор не понимают, как им обучать детей в новых реалиях. Законен ли был этот перевод учеников на самостоятельное (по факту) получение знаний. Дистанционное обучение — хорошо или плохо? Разберемся в нашей статье.

Чем отличается электронный урок от дистанционного

Онлайн-обучение – это один из способов дистанционного образования, который происходит при помощи компьютера и интернета.

Плюсы и минусы онлайн-образования

Плюсы электронного обучения с точки зрения родителей и ребенка:

Плюсы и минусы онлайн-образования

Есть у дистанционного онлайн-обучения и минусы. Для ученика они могут выглядеть так:

  • нехватка личностного контакта с другими детьми и самим преподавателем.
  • нужно больше самодисциплины, чтобы разобраться в уроке самостоятельно.
  • большой соблазн запустить во время урока соцсети и другие посторонние сайты (но мы помним, что эта проблема может быть решена с помощью специальных программ-ограничителей на компьютер или телефон).
  • если ребенок не понимает материал урока, разжевывать ему все придется родителям (вместо учителя в школе). А не все родители обладают педагогическим талантом.

Плюсы и минусы онлайн-образования

Самым большим минусом онлайн образования является то, что дети могут легко отвлечься на другие дела: как в компьютере, так и дома.


Средне специальное и средне профессиональное образование — в чем разница
Система среднего образования возникла в СССР в 20–30 гг. прошлого века. Интеграция понятия в современное обучение…

Еще одна опасность, которую боятся все родители, вынужденные оставлять детей один на один с компьютером, являются опасные сайты: порно, жестокость, призывы к суициду и т.д. Как сделать так, чтобы дети посещали только образовательные сайты во время учебного процесса? Выходом станут специальные детские ограничительные программы, которые можно запрограммировать разными способами, например, внести все опасные сайты (конечно, их надо знать) в запретные и ограничить время использования нешкольных ресурсов. Можно запрограммировать детский ограничитель так, чтобы в учебное время был доступен только тот образовательный портал, на котором происходит обучение в вашей школе.

Как лучше организовать онлайн-обучение

Родители в связи с нововведениями по онлайн-образованию у детей пребывают в недоумении, как все лучше организовать. Приведем несколько советов, как сделать процесс домашнего получения знаний наиболее эффективным и безопасным:

Какая платформа лучше для дистанционного обучения

В рамках занятий электронного образования школьникам сегодня рекомендуются следующие платформы (обратите внимание, что это не онлайн-платформы с учителем, а именно обучающие уроки в записи и задания на проверку, которые можно смотреть и проходить в любое удобное время):

  1. Яндекс-Учебник. Самый популярный обучающий онлайн-ресурс для школьников 1-5 классов. Удобная мгновенная автоматическая проверка заданий и обратная связь с учеником.
  2. Учи.ру. Эта платформа обеспечивает самый простой и оптимальный переход на систему дистанционного образования для школьников. На сегодняшний день, в условиях нового карантина по коронавирусу, эта платформа является ведущей для всех российских школьников. Здесь школьники получают бесплатный доступ к интерактивным курсам по основным предметам, подготовке к контрольным и аттестационным работам. Учителя и родители же на этой платформе могут посмотреть полезные тематически вебинары по дистанционному обучению. На апрель 2020 года платформа Учи.ру насчитывает в пользователях уже более 3,6 млн школьников и 220 тыс. учителей.
  3. Российская электронная школа. Интерактивные уроки в записи от лучших учителей страны. Для учеников с 1 по 11 класс. Более 120 000 уникальных задач и заданий для самостоятельной проверки. Каталоги музеев, фильмов и концертов. Дидактические и методические материалы по всем дисциплинам.
  4. Московская электронная школа (МЭШ). Этот портал предлагает интерактивные уроки и большой выбор электронных учебников для учеников по программах школ Москвы. Выполнение домашних заданий с проверкой их учителем и разборкой ошибок. 796 000 аудио и видео и текстовых файлов.

Что касается проведения онлайн-занятий со своим учителем и своим классом, самой популярной конференц-платформой сейчас себя показало приложение ZOOM, где могут одновременно находиться в одной конференции все дети класса и учитель (который, к примеру, объясняет новый материал).


В чем разница между электронным больничным листом и бумажным
В связи в текущей пандемией и карантином по коронавирусу, в нашей стране введен режим самоизоляции и все организации…

Чем карантин отличается от дистанционного обучения

Карантин – это мера вынужденная и временная. Вводится на период опасности распространения заболевания, для предотвращения массовых скоплений людей.

Дистанционное обучение же – это постоянный процесс получения знаний из дома. Этот вид обучения может быть актуален не только во время карантина.

Главное отличие: карантин – мера временная, дистанционное образование – это альтернативный способ образования, имеющий место быть в любое время и для любого человека.

По сути, на время карантина обучение детей обычно просто временно прекращается. Нынешний переход на дистанционное образование во время карантина по коронавирусу связан с необычайной длительностью этого карантина, дополнившегося предыдущим карантином по гриппу в феврале 2020 года.

Дистанционно и заочно — в чем разница

Что лучше — дистанционное обучение или заочное? Заочное обучение все-таки предполагает появление студента в стенах учебного заведения, пусть и не такое частое, как при очном. В этом случае, большинство заданий студенту даются в очень сжатой форме с рекомендациями по дополнительному самостоятельному изучению вопроса. Сдача экзаменов также при заочном образовании проводится всегда очно. То есть заочное образование просто подразумевает бОльшее количество самостоятельной работы.

Дистанционное же образование не подразумевает очного присутствия студента в учебном заведении вовсе. Весь процесс обучения и аттестации проходит через электронные технологии и интернет, удаленно. Такой вид обучения дает уникальную возможность получить то образование, о котором студент мечтает, без дополнительных (для многих непреподъемных) затрат: проезд, перелет в ВУЗ мечты, аренда жилья рядом с местом учебы (зачастую в другой стране).

В школах вводят карантин и отправляют детей на дистанционное обучение.

Это лучше или хуже?

отличия в том, что карантин - это прекращение занятий на определённый срок с целью предотвратить массовое распространение заболевания с полной остановкой занятий, а дистанционное обучение - это обучение на дому, то есть во время карантина занятия проводятся, но самостоятельно, индивидуально и так далее, с развитием интернета такая форма практикуется всё чаще, уже лет 5 как во время карантина всех переводят на дистанционное обучение. Другой вопрос, что очень часто в небольших городах, а тем более сёлах - это всё формальность и никто ни с кем не занимается, максимум задания выдают на неделю и делай что хочешь, а школы компьютезированные и т.д., позволяют проводить как массовые уроки по скайпу и т.д., так и индивидуальные консультации каждого ребёнка посредством онлайн технологий, каждый день. До идеала нашей стране ещё расти и расти, в основном сегодня дистанционное обучение только на бумаге, а по факту дети максимум выполняют задания, данные им перед карантином,а новые темы нагоняют потом, больше уроков у них, или там по субботам учатся, или просто урезается программа и объём знаний и т.д.

По итогу коротко сформулирую по вопросу: Отличие: дети во время дистанционного обучения, в отличии от просто карантина, вовлечены в учебный процесс(возможно даже с сохранением расписания уроков, активно взаимодействуют с учителями, но только на дому. Затем им не приходится догонять программу либо получать знания в урезанном формате.

Особенности в наших условиях - формальность дистанционного обучения по ряду причин: отсутствие технической, нормативной базы, нежелание учителей заниматься этим, ввиду отсутствия контроля и т.д.

На качестве знаний это отразится самым хреновым образом. Я прошу прощения, но как на это отвечают люди, которые смотрят наверное ролики в телевизоре о том, какое оно, это дистанционное обучение, но не знают, как в реальности.

А в реальности в нашем классе, скажем, ни у кого нет репетиторов, где это такая одна четверть обитает(у которых есть репетиторы), я прямо и не знаю. У нас все родители среднего достатка, репетиторы нам не по карману.

Поэтому все на дистанционном обучении совсем в свободном полете.

Это никаких видео уроков и видео конференций(как тут некоторые воображают). Это на Школьном портале Госуслуги просто регистрируешься, и потом попадаешь в свой класс, где можешь получить задания. Их надо делать и в течение дня отослать фото выполненного задания учителю. А тот его проверит. И может, если совсем ужас-ужас, то напишет на вацап: "Ай-яй-яй!" Немедленно переделай этот ужас!"

Дополнительные объяснения получить можешь только у родителей. Т.к. мне лично неудобно отнимать время учителя на частную беседу. Тем более по телефону все как-то для меня не так воспринимается.

Так можно проучиться именно что 2 недели, но дальше отставание от графика будет все больше.

А понимания все меньше.

Качество знаний не ахти, меня напрягают математические дисциплины, не могу назвать себя великим математиком даже во сне. Но в школе как-то получалось не съехать. Вероятно, титаническими усилиями нашей математички.

Поэтому скорее всего потом будем сидеть дополнительные часы, когда все это отменят.

1.2. Права родителей.

Часть 1 статьи 43 Конституции РФ регламентирует, что каждый имеет право на образование, при этом в силу части 4 настоящей статьи основное общее образование обязательно.

Пунктом 7 части 1 указанной статьи предусмотрено, что свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания

Согласно ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.

В организациях, осуществляющих образовательную деятельность: очное, очно-заочное, заочное.

Вне таких организаций: семейное и самообразование.

! Очень важно не писать никаких заявлений с просьбой перевода на другую форму обучения – таким образом родителя легко могут подловить на добровольном отказе от традиционного образования в стенах школы.

Обязанности зеркально отображают Ваши права, то есть любая предусмотренная законом обязанность образовательной организации – это Ваше право.

Поэтому призываем родителей в полной мере использовать предоставленные законом вышеуказанные права и аргументы.

Что же мы должны делать с учетом продвижения цифровизации образования?

- если не хотим уходить на электронное обучение, то не подписываем соответствующее заявление, не используем пароли и логины, не регистрируемся на ресурсах, которые нам не подходят для обучения детей (выбор формы обучения есть право родителей);

- если хотим использовать тот или иной образовательный ресурс, то перед регистрацией внимательно читаем пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и условия обработки персональных данных;

- в соответствии с федеральным законодательством мы имеем право на получение образовательных услуг в традиционной форме.

Это означает, что родителей не могут принудить к электронной форме обучения детей, к предоставлению адресов электронной почты, регистрации на цифровых платформах и т.п. без добровольного согласия.

Часть II. Карантин. Что делать, если в классе/группе ввели карантин?

К сожалению, в последнее участились случаи, когда детям запрещают посещение школ из-за отказа пройти тест на коронавирус.

Указанный запрет на законе не основан по следующим причинам.

То есть нужно именно медицинское заключение, а не тест.

Краткая инструкция здесь о том, что делать, если требуют тест.

Нашей основной задачей сейчас является бойкотирование дистанционного электронного обучения в целом – как замены традиционного очного обучения на цифровые платформы, онлайн-конференции и прочие компьютерные и интернет- образовательные ресурсы. Будем исходить из того, что полный отказ от этой несуществующей в природе и в законодательстве дистанционно-электронной формы обучения – наш приоритет.

1) Отказ от электронного обучения стоит начать с организации учета успеваемости и документооборота в отношении обучающегося в традиционной форме на бумажном носителе. Поэтому начать следует с отказа от автоматизированной ОПД и электронного учета успеваемости.

В ходе диалога с администрацией школы и более высокими чиновниками от образования также можно предложить рассмотреть вопрос о режиме обучения детей с продлением каникул и учебного года на период карантина лишь для желающих родителей, оформив такое решение приказом в отношении соответствующих групп детей (например, как индивидуальный учебный план для участников такой группы). По нашему мнению, этот выход точно не является панацеей, но в качестве альтернативы – подчеркиваем – для желающих , предложить можно.

Самое главное, что надо помнить при разработке ваших ответных мер: когда Вы впервые пришли в школу, Вы уже написали заявление о выбранной Вами ОЧНОЙ форме обучения для своего ребенка. И менять эту форму какими-либо иными заявлениями ни в коем случае нельзя. Такую позицию, между прочим, занимают и чиновники Минпросвета – на горячей линии они подтверждают тот факт, что каждый ученик имеет законное право оставаться на очной форме обучения в период коронавирусных ограничений, в том числе - обучаясь на дому.

Часть IV. Если отказали в сохранении очного обучения. Переход на индивидуальный учебный план (образовательный маршрут).

Если на Ваше обращение директору об отказе от электронного обучения и использования дистанционных образовательных технологий, последовал отказ, то любой отказ следует обжаловать, других путей настоять на своей позиции закон не знает.

Отчасти, этот процесс обжалования уже будет Вами запущен при подаче образцов №2 и №3 из раздела III.

Хорошо бы также предварительно ознакомиться с локальным актом школы по индивидуальному учебному плану, оговорить детали с работниками школы, обсудить возможные варианты получения заданий и взаимодействия с учителями-предметниками. В разных регионах и школах ситуация может отличаться. Изучайте содержание нормативного акта региона по карантину и локальных актов школы по организации заочного, очно-заочного обучения либо по ИУП. В ряде школ Положение об ИУП прямо говорит о том, что дети самостоятельно осваивают программу, а роль школы по факту сводится к консультированию (объем не ясен). Устраивает ли такое положение дел – решать родителям.

Подписывайтесь на наши ресурсы:

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов:

Читайте также: