Чем организм детей и подростков отличается от организма взрослого человека кратко

Обновлено: 30.06.2024

Переход из детского возраста в подростковый сопровождается активизацией роста и взаимосвязанных процессов развития (физического, полового, психосексуального и психосоциального). В пубертатном периоде происходят бурный рост тела и конечностей, развитие половых желез, а вслед за этим — и вторичных половых признаков, что сопровождается изменением строения тела и внутренних органов. К 15-16 годам подростки уже имеют тело практически взрослого человека. Это совпадает с завершением физического и полового созревания, а также становлением сексуальности. Созревание тела служит важной предпосылкой психического и психосексуального развития. В свою очередь, все эти процессы обеспечивают социализацию и формирование личности молодого человека, включая формирование ответственного отношения к своему здоровью.

Однако уровень психосоциальной зрелости в этом возрасте еще далек от совершенства. Образно подростка можно представлять как человека, имеющего тело взрослого, но голову ребенка. Эти особенности помогают понять специфику поведения подростка, в том числе и его рискованных для здоровья форм.


Биологический и календарный возраст

Важная особенность пубертатного периода – возникновение у части подростков несоответствия между биологическим и календарным возрастом. Это обусловлено различием в темпах полового созревания у разных подростков. Например, при календарном возрасте 14 лет часть подростков будет иметь реальный биологический возраст (физиологическую зрелость), соответствующий 10 годам, часть – 14 годам, а часть – 16–18 годам. При несоответствии биологического возраста календарному подростки испытывают физические, психологические и социальные проблемы. Еще одна важная особенность пубертатного периода, оказывающая существенное влияние на поведение подростка, это то, что характер функционирования центральной нервной системы в большей степени определяется уровнем половой зрелости, чем календарным возрастом. Эндокринные изменения, связанные с половым созреванием, оказывают значительное влияние на организацию деятельности мозга. Повышается активность гипоталамуса и нарушается баланс корково-подкоркового взаимодействия. На этапе бурного полового созревания (13–14 лет) выявляются отрицательные отклонения в функциональной организации мозга. Интеллектуальные способности подростков могут временно снижаться – они начинают хуже учиться. В некоторых старших классах на фоне снижения интереса к учебе может появиться, так называемая, тотальная влюбленность.

Все виды развития подростков взаимосвязаны и взаимообусловлены. Ориентироваться в закономерностях перехода от детства к взрослости помогут эти данные.

Развитие в раннем подростковом возрасте (1013 лет)

Физическое

Пубертатный скачок роста (существенная прибавка длины и массы тела).

Половое

Начало формирования вторичных половых признаков (рост молочных желез у девочек, яичек и полового члена у мальчиков, специфическое для данного пола оволосение).

Психосексуальное

Платоническое либидо (детская влюбленность).

Психическое

Переход от конкретного к абстрактному мышлению. Фантазии, эгоцентризм, эмоциональная лабильность. Временное ухудшение психофизиологических функций со снижением способности к учебе.

Социальное

Приобретение самостоятельности. Начало отделения от семьи и возрастание роли сверстников. Начало конфликтов с родителями. Попытки рискованного поведения (проба алкоголя, курения, наркотиков). Ранняя стадия формирования морали.

Развитие в среднем подростковом возрасте (1317 лет)

Физическое

Продолжение увеличения длины и массы тела. Формирование пропорций тела, свойственных данному полу. Преходящие диспропорции тела.

Половое

Появление месячных в среднем в 13,5 лет, поллюций – в 14 лет.

Достижение зрелости репродуктивной системы – в 15-17 лет.

Психосексуальное

Эротическое либидо (эротическое влечение). Первый опыт сексуальных отношений.

Психическое

Развитие абстрактного мышления. Способность предвидеть будущее. Переживание изменений своего тела. Высокая тревожность, возможно развитие депрессии

Социальное

Ролевое экспериментирование, рискованное поведение. Интенсивное общение со сверстниками и эмоциональное отделение от родителей. Обострение конфликтов с родителями. Размышления о будущей деятельности, профессии.

Развитие в старшем подростковом возрасте (1719 лет)

Физическое

Достижение пределов роста и физиологической зрелости.

Половое

Достижение зрелости половой и репродуктивной системы.

Психосексуальное

Сексуальное либидо (сексуальное влечение и сексуальные отношения).

Психическое

Логическое мышление полностью сформировано. Возросший эмоциональный контроль.

Социальное

Отделение от семьи. Преодоление кризиса идентичности. Созревание морали.

Разрыв между ранним окончанием пубертатного периода и запоздалым психосоциальным развитием создает условия для появления психосоциальной дезадаптации. Подростку хочется вести себя по взрослому, но это ему запрещено. Если подобные устремления подавляются, то они трансформируются в психосоматические расстройства, а если реализуются, то становятся поведением высокой степени риска.

Не зря в медцентрах здоровьем детей занимаются отдельные специалисты — педиатры, а детские отделения больниц стоят особняком от взрослых. То, что благотворно сказывается на взрослом организме, может убить ребенка. И наоборот — тревожные звонки в организме взрослого человека для ребенка — сущие пустяки.

Взрослых лечит, детей калечит

Если взрослого одолела банальная простуда, он может выпить аспирин. Всем известно, что он снижает температуру, обладает обезболивающими свойствами. Этот препарат в определенном количестве бывает полезен и пожилым людям — помогает снизить риск инфаркта и инсульта. А вот детям аспирин категорически противопоказан. Прием этого средства ребенком до 14 лет чреват приобретением смертельно опасного синдрома Рея.

Кишечник тоже болеет гриппом

Дети также подвержены этому заболеванию чаще, чем взрослые. В США этот недуг уносит жизни около 60 младенцев и 500 тысяч детей — в мире ежегодно. Во-первых, по той же причине, по которой они чаще болеют простудами: дети еще не встречались со многими вирусами, и у них нет к ним иммунитета — значит, риск заболеть выше. Во-вторых, дети чаще заболевают кишечным гриппом, потому что им свойственно тянуть грязные руки в рот. Остается надежда, что большинство взрослых так не делает.

Чтобы предупредить болезнь, медики рекомендуют сделать ребенку прививку от ротавируса в возрасте 3-6 месяцев.

Чтобы, так сказать, подстраховаться, нелишним будет сделать прививку и во взрослом возрасте, хотя здесь инфекция протекает гораздо мягче и обычно не угрожает жизни. Ко всему прочему, пятивалентная вакцина защищает сразу от пяти болезней и дает перекрестный иммунитет к ротавирусу.

Бесконечные отиты

Что такое отит? Под отитом принято понимать воспаление уха. Эту болезнь чаще переносят опять-таки дети. Медицинская статистика гласит, что более 80% детей к трем годам хотя бы раз переболели отитом. Он обычно возникает, когда вирусы или бактерии скапливаются в среднем ухе — пространстве за барабанной перепонкой. Среднее ухо соединяется с глоткой с помощью специального канала — евстахиевой трубы. Через нее происходит отток жидкости, и в том числе вымываются болезнетворные микроорганизмы. Дети страдают от него чаще, потому что в детском возрасте евстахиевы трубы не сформированы до конца, они значительно меньше, чем у взрослых. Собственно, поэтому отток жидкости из среднего уха у детей идет хуже, и возникают отиты.

В этом случае воспаление среднего уха у ребенка имеет не очень серьезные последствия при условии, что на симптомы обратят внимание в течение трех дней. Если болевые ощущения не пройдут в отведенное время, посещение врача обязательно. Необходимо будет пройти курс лечения антибиотиками.

Причины появления отита у взрослых могут отличаться от детских. Частые отиты у взрослых указывают на нераспознанную аллергию или на злоупотребление табаком. Так называемое пассивное курение тоже может быть причиной, хотя иногда причина заболевания кроется и в анатомических особенностях: человек мог вырасти, а его евстахиевы трубы остались детскими.

Аллергик на всю жизнь?

Увы, ответы на вопросы, касающиеся аллергии, лишены оптимизма.

В список типичных аллергических заболеваний, популярных в детском возрасте, входят диатез, атопический дерматит, экзема. Все это названия одного заболевания, которое возникает в детском возрасте. Кожа, как правило, покрывается красными пятнами, которые воспаляются и чешутся. В детстве это связано с приемом определенной еды. Параллельно с этим у ребенка может начаться сезонная аллергия на цветение с чиханием и насморком, а неприятным спутником этой аллергии может стать даже бронхиальная астма. Врачи обычно успокаивают: перерастет. Значит, у большинства взрослых аллергии проходят? Не факт.

Так что ребенок-аллергик — это, скорее всего, на всю жизнь. Аллергией в равной мере страдают и взрослые, и дети, просто в разные периоды жизни она может проявляться слабее или сильнее. Более того — у некоторых людей аллергия дает о себе знать впервые в 20-30-летнем возрасте, даже у тех, кто не болел ею прежде. В последние годы пациенты приходят в больницы с такими историями все чаще.

Пожалуй, единственная хорошая новость для аллергиков: к пенсии, примерно к 50-60 годам, симптомы заболевания у большинства людей если не сходят на нет, то уменьшаются.


Состояние нервной системы у подростков иное, чем у взрослых и детей. Это проявляется в усиленной работе тех ее отделов, которые обеспечивают энергозатраты и адаптацию различных систем организма к внешним условиям.
У части подростков возбуждение нервных процессов преобладает над торможением: реакция на словесную, устную информацию бывает замедленной или неадекватной, что необходимо учитывать при построении учебных программ и контроле за их соответствием возрастным особенностям. Неустойчивость нервной системы может вызывать изменения в работе жизненно важных органов и систем. Внешние признаки этого – повышенная возбудимость, выраженные эмоциональные реакции на минимальные стрессовые ситуации, потливость.

Эндокринная система

Биологические особенности подросткового возраста в значительной мере зависят от функции эндокринных желез.
Основной особенностью эндокринной перестройки в подростковом периоде является активация системы гипоталамус–гипофиз. Это ведет к изменению гормонального статуса.
Основными гормонами гипофиза, обеспечивающими рост и развитие организма в подростковом периоде, являются гормоны его передней доли. Гормон роста отвечает за развитие и рост тканей тела. Он стимулирует жироотложение, активизирует биосинтез белка, усиливает обменные процессы. Выработка гормона роста достигает пика к двенадцати-четырнадцати годам. Именно с этим связан максимальный ростовой скачок у подростков.
С другим гормоном гипофиза – стимулятором выработки гормонов корой надпочечников – связаны важнейшие физиологические функции интенсивно растущего организма. Вырабатываемые под его воздействием вещества влияют на рост костной и мышечной ткани, на приспособительные реакции организма к стрессовым воздействиям. В подростковом возрасте это в определенной мере обеспечивает биологические основы усвоения знаний, трудовых и жизненных навыков, выработки и за-крепления других социально значимых условных рефлексов.
Половое созревание, формирование и становление репродуктивной функции в подростковом возрасте в основном зависят от уровня тех гормонов гипофиза, которые влияют на функцию половых желез. Эти гормоны совместно с гормонами половых желез, воздействуя на структуры центральной нервной системы, могут влиять на половое поведение.
Важную роль в растущем организме играют гормоны щитовидной железы. Нет ни одного органа, работа которого не зависела бы от них. Они участвуют во всех видах обмена веществ, в развитии мозга, определяют уровень интеллекта, физического развития, созревания репродуктивной системы, адаптационных возможностей. Функция щитовидной железы, в свою очередь, “управляется” гипофизарным гормоном, который регулирует обмен йода, углеводный обмен, стимулирует синтез белка.
Потребность организма в гормонах щитовидной железы у подростков повышена, и это может вызвать “рабочее” увеличение щитовидной железы, которое чаще встречается у девочек, чем у мальчиков. К так называемому возрастному увеличению щитовидной железы следует относиться с большим вниманием, потому что оно может маскировать различные болезни этого органа. Многолетний перерыв в йодной профилактике, нарастание экологического неблагополучия, усиление стрессов привели в последние годы к значительному росту болезней щитовидной железы.

Половое созревание


Половое созревание занимает особое место в развитии ребенка. Наступление полового созревания совпадает с подростковым возрастом и является его отличительной чертой. Созревание репродуктивной системы достигает уровня взрослого человека к семнадцати-восемнадцати годам.
Существует определенная связь между гормональной активностью половых желез и физическим и половым развитием подростков. Так, ускорение роста у мальчиков и девочек начинается в разном возрасте.
У мальчиков наиболее интенсивный рост происходит в тринадцать–пятнадцать лет, у девочек – в одиннадцать–тринадцать. Девочки начинают обгонять мальчиков в росте примерно с десяти лет. После тринадцати-четырнадцати лет, с наступлением первой менструации, темп роста девочек резко падает, и мальчики начинают вновь обгонять их.
Нарастание веса также имеет определенные закономерности: до одиннадцати лет вес девочек и мальчиков примерно одинаков: с одиннадцати до четырнадцати лет вес девочек превышает вес мальчиков, но к ше-стнадцати годам вес юношей значительно превосходит вес их сверстниц.
Уровень полового созревания отражает состояние нейро-эндокринных механизмов регуляции организма в целом и является одним из главных показателей зрелости репродуктивной системы.
У некоторых подростков ростовой скачок и наступление полового созревания происходят раньше или позже, чем у большинства сверстников. В таких случаях принято говорить о несовпадении биологического и паспортного возраста, общей задержке или ускорении полового и физического развития. Эти особенности следует учитывать при построении учебных программ.

Иммунная система

Другой важнейшей системой, определяющей адаптационные, приспособительные реакции и обеспечивающей устойчивость организма к
внешним воздействиям, является иммунная система. Формирование и становление иммунной системы – это процесс, который зависит от наследственной предрасположенности и влияния факторов внешней среды. Согласно современным представлениям, существует пять критических периодов развития иммунной системы, пятый из них совпадает с подростковым возрастом. Он отмечается у девочек в двенадцать–тринадцать лет, у мальчиков — в четырнадцать–пятнадцать.
Гормональная перестройка, а также факторы внешней среды могут приводить к снижению адаптационных возможностей иммунной системы у подростков, что является причиной возникновения многих хронических заболеваний. Это необходимо учитывать при организации медицинского наблюдения, при определении объема и спектра оздоровительных мероприятий, проводимых в образовательных учреждениях.

Сердечно-сосудистая система

Деятельность сердца и сосудов в подростковом периоде также имеет свои особенности, в значительной мере связанные с изменением гормонального статуса и нервной системы. В период полового созревания происходит интенсивный рост сердца в длину, ширину, увеличивается объем его полостей.
Меняются уровни артериального и венозного давления, ритм сердечных сокращений. Во всех возрастных группах у девушек отмечается более частый сердечный ритм, чем у юношей. Подростки часто испытывают неприятные ощущения в области
сердца (боли, чувство давления, сердцебиение), они страдают повышенной утомляемостью, склонностью к обморочным состояниям.
Один из важнейших показателей состояния сердечно-сосудистой системы – артериальное давление (АД). Уровень АД, как известно, находится в определенной зависимости от возраста, пола, показателей физического развития, наследственно-конституциональных особенностей организма, национальности, климато-географических факторов, социально-гигиенических условий и образа жизни. Начало полового созревания сопровождается повышением уровня АД. Такая физиологическая реакция направлена на поддержание кровоснабжения организма на оптимальном уровне при быстром увеличении длины и массы тела. У юношей с возрастом отмечается равномерное увеличение значений АД. У девушек наибольший уровень АД выявля-
ется в тринадцать–четырнадцать лет.
Повышение уровня АД в период полового созревания нельзя однозначно рассматривать как плохой прогноз на будущее. В то же время подростки с повышенным АД, в сочетании с наследственной отягощенностью, ожирением и другими признаками, имеют высокий риск заполучить в дальнейшем гипертониче-скую болезнь.

Костно-мышечная система

В период полового созревания в основном завершается формирование костной ткани. Для нормального роста костей скелета необходимо поддерживать достаточный уровень кальциевого обмена, то есть подросток должен получать более значительное, чем взрослый и ребенок, количество кальция – это важно для пропорционального увеличения массы и плотности кости.
Кроме того, обмен кальция в подростковом возрасте зависит от функционального состояния органов пищеварения, мочевыделения и других систем, с которыми связаны поступление и выделение этого минерала из организма.
Изменения гормональной регуляции, хронические заболевания органов пищеварения, почек, недостаточное употребление высококалорийных продуктов, а также продуктов, содержащих витамин D, кальций, фосфор, белки – могут привести в подростковом возрасте к нарушениям обмена кальция и ухудшению формирования костной и хрящевой ткани, замедлению или ранней остановке роста костей скелета, возникновению заболеваний костей, суставов и позвоночника (сколиозы), а в будущем – к раннему и быстрому снижению минеральной плотности кости. Исследование костной плотности у московских школьников (НЦЗД РАМН, 1977–1999 гг.) показало, что более чем у 40% подростков десяти–семнадцати лет она снижена, и это является серьезным симптомом глубоких нарушений обмена кальция.
Костная ткань очень чувствительна к воздействию биологических и средовых факторов риска. Этим определяется высокий риск формирования специфической для подросткового возраста патологии костной ткани – остеохондропатий, а также деформаций позвоночника и грудной клетки, число которых ежегодно возрастает.
Патология костной ткани, возникшая в юности, в дальнейшем может способствовать формированию специальной недостаточности, в том числе вести к ограничению в выборе профессии, трудоустройстве, годности к службе в Вооруженных Силах и т.д. Вот почему надо использовать все возможности для профилактики нарушений формирования костного скелета (в том числе элементы оздоровительной гимнастики во время уроков и контроль за адекватностью нагрузок на уроках физкультуры).
Мышечная ткань в период полового созревания подвергается значительным преобразованиям, при этом отмечается интенсивное увеличение мышечной массы. У девушек показатели мышечной силы достигают уровня взрослых женщин в возрасте четырнадцати–пятнадцати лет.
У юношей мышечная сила значительно увеличивается в возрасте четырнадцати лет, но уровень ее достигает уровня взрослого значительно позже, чем у девушек. В подростковом возрасте недостаточность кальция и витамина D может отражаться на силовых возможностях мышц. На фоне быстрого роста может отставать развитие координации движений, поэтому подростки выглядят угловатыми, неповоротливыми при движении и в играх.

Органы дыхания

Ряд особенностей характерен и для системы органов дыхания. Происходит интенсивное развитие грудной клетки, дыхательных мышц, рост легких. Дыхание становится глубже, реже. Устанавливаются половые различия в его типе (у юношей – брюшной, у девушек – грудной).
Интенсивная перестройка органов дыхания должна обеспечить бурно растущий организм кислородом, недостаток которого при интенсивной физической нагрузке особо чувствителен. Как правило, девушки хуже адаптируются к недостатку кислорода, чем юноши. У подростков, когда они находятся в душных помещениях или испытывают большие физические нагрузки, могут случиться обмороки. Это необходимо учитывать как при проведении обычных уроков в классе, так и при занятиях физкультурой.

Органы пищеварения

В подростковом возрасте завершается развитие пищеварительной системы. К десяти–одиннадцати годам – желудок, к одиннадцати–тринадцати – слюнные железы и пищевод становятся такими же, как у взрослого человека. Подросткам свойственны усиленное выделение желудочного сока и повышенная эвакуаторная активность желудка. Эти особенности создают предпосылки для формирования различных нарушений функции желудка.
Секреторная функция поджелудочной железы у подростков также усиливается. К концу подросткового периода завершается созревание желчевыделительной системы, в то время как ее моторная функция нестабильна: она может повышаться или снижаться.
Особенностью функции желез пищеварительной системы у подростков является высокая ее ранимость при длительном эмоциональном и физическом напряжении, нарушении режима питания, труда и отдыха, что приводит к увеличению частоты гастроэнтерологических заболеваний, склонных к прогрессированию, особенно при несвоевременной диагностике и лечении. Это необходимо иметь в виду при организации учебно-воспитательного процесса в средних и старших классах школы, в беседах с родителями по вопросам режима труда и отдыха детей.

Нервно-психическое развитие

Конкретное, образное мышление, характерное для детей, в подростковом возрасте все больше уступает место абстрактному, становится более самостоятельным, активным, творческим. Эти особенности важно учитывать, поскольку они влияют на качество получаемого общего и профессионального образования, на усвоение основных практических навыков, определенных стереотипов поведения, образа жизни.
Подростковый возраст характеризуется выраженной эмоциональной неустойчивостью. Пик ее у мальчиков приходится на одиннадцать–тринадцать лет, у девочек – на тринадцать–пятнадцать. В старшем подро-стковом возрасте настроение становится более устойчивым, эмоциональные реакции – более дифференцированными, хотя могут сохраняться их непредсказуемость и неадекватность.
Подростки, по сравнению с детьми, более целеустремленны, настойчивы. Однако проявления этих качеств часто бывают односторонними. Для них характерно попеременное проявление полярных свойств психики: целеустремленность и настойчивость могут сочетаться с импульсивностью и неустойчивостью; повышенная самоуверенность и безапелляционность в суждениях – сменяться легкой ранимостью и неуверенностью в себе; возвышенность чувств может уживаться с сухим рационализмом, циничностью, враждебностью и даже жестокостью. Становление характера, переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности – все это обнажает и
заостряет слабые стороны личности подростка, делает ее особенно уязвимой и чувствительной к неблаго-приятным влияниям среды.
От семи до двенадцати лет усложняются механизмы субъективных эмоциональных переживаний, возрастает роль таких явлений, как страх и повышенная возбудимость. Эти особенности созревания психики должны быть знакомы не только психиатру и педиатру, но и педагогу, психологу.
Развитие психических функций осуществляется в определенном порядке, последовательно усложняясь от уровня к уровню. Недоразвитие высших уровней находит свое отражение в растормаживании влечений, инстинктов, низших эмоций. Влияние этого механизма достаточно часто обнаруживается в клинической картине нарушений психического развития в детском и подростковом возрасте.
Формирование всех психических функций еще не завершено, и различные нарушения в этот период без должного компенсирующего воздействия могут привести к серьезным проблемам у взрослого человека.
Наиболее частой формой нарушений психического здоровья у подростков является умственная отсталость. Как правило, выраженные ее формы диагностируются в раннем возрасте, но у современных подростков достаточно часто встречаются стертые, клинически слабо выраженные варианты. Могут быть и нарушения синхронности психического развития, которые приводят к возникновению патологических типов личности (психопатии).

Физическое развитие


Физическое развитие является важнейшим параметром физиологических процессов, происходящих в организме, и часто используется как показатель состояния здоровья детей. Индивидуальная оценка уровня физического развития должна основываться на антропометрических данных, в первую очередь показателях роста, веса и окружности грудной клетки.
За двадцатилетний период наблюдений (1970–90-е годы) с 82,8 до 79,8% среди юношей и с 86,3 до 82,8% среди девушек уменьшилось число лиц с нормальным соотношением роста и веса. Сократилось количество подростков с избыточным весом (с 10,2 до 6,6% среди юношей и с 9,1 до 4,5% среди девушек). В то же время заметно выросло число юношей и девушек с низким весом (соответственно с 7,0 до 13,6% и с 4,6 до 12,7%). В 90-е годы стало больше подростков, имеющих низкий вес. Эти тенденции в равной степени наблюдаются и среди юношей, и среди девушек.
Все это свидетельствует об астенизации (ослаблении) подростков. Наряду с уменьшением параметров роста и веса отмечается и снижение функциональных возможностей. Об этом говорят данные динамометрии (показатели мышечной силы) правой кисти. За период школьного обучения (с восьми до семнадцати лет) у мальчиков показатель динамометрии сейчас увеличивается всего в 2,8 раза, у девочек – в 1,9 раза (в 60-е годы – соответственно в 4,2 и 3,2 раза). Значит, у семнадцатилетних юношей абсолютные значения динамометрии снизились на 10 кг, у девушек – на 7 кг.


Наиболее целесообразным возрастным периодом для изучения морфологических критериев диагностики нормы является подростковый период, когда завершаются процессы морфофункционального созревания органов и систем организма (Д.Б. Никитюк, К.В. Выборная, 2006). Подростки составляют ближайший репродуктивный, интеллектуальный, экономический, социальный, политический и культурный резерв общества (Е.В. Крукович, В.Н. Лучанинова, 2006). В пубертатный период необходим целостный взгляд на организм как систему взаимосвязанных составляющих. Известная её нестабильность у подростков нередко приводит к формированию пограничных состояний (Е.В. Крукович, В.Н. Лучанинова, Л.А. Жданова, 2007, В.К. Козлов, 2011). Анатомо-физиологические особенности, негативные тенденции показателей здоровья, своеобразие течения хронических заболеваний обусловливают необходимость углубленного изучения состояния здоровья подростков (Б.А. Кобринский, 2000; В.Р. Кучма, 2004; Е.В. Крукович, О.В. Подкаура, 2006; А. Баблоян, С. Саргсян, М. Мелкумова, Е. Мовсесян, 2007; О.В. Подкаура, 2011). Особенно важно изучение здоровья здоровых подростков, что позволит обосновать профилактические мероприятия (А.А. Баранов, 1999; Н.Э. Гупилла, 2007; Р.Ш. Ожева, 2011).

Множество публикаций посвящено вопросам физического развития подростков. Как подчеркивают исследователи, физическое развитие отражает физиологические процессы в организме и используется как критерий состояния здоровья подростков (М.В. Антропова, Г.В. Бородкина, Л.М. Кузнецова и др., 1999; А.А. Баранов, Л.A. Щеплягина, 2000; С.В. Каменев, Н.Г. Шмагель, А.Л. Сазонова, 2003; А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, 2004; В.Н. Лучанинова, Л.В. Транковская, 2004; А.В. Ускова, 2007). Основные физические качества подростков имеют четкие различия в зависимости от исходного вегетативного тонуса. Подростки с исходной ваготонией характеризуются более хорошим развитием мелкой моторики, имеют более низкие показатели скоростных и силовых качеств, но демонстрируют при этом более высокие показатели физической работоспособности (Н.Н. Нежкина, О.В. Кулигин, Ю.В. Чистякова, 2011). Знание закономерностей физического развития подростков необходимо для правильной организации режима их жизни (А.Я. Соколов, Ю.Р. Шеверева, 2003). Ускорение роста и полового созревания у девочек начинается на 1–2 года раньше, чем у мальчиков. С 10 лет девочки начинают расти более интенсивно и обгоняют в росте мальчиков. Темп роста девочек достигает своего максимума к 15–16 годам и далее почти не увеличивается. Мальчики в 12–14 лет продолжают усиленно расти и к 15–16 годам их рост, как правило, значительно выше, чем у девочек. Рост мальчиков продолжается до 18–20 лет. Полное завершение полового созревания происходит у юношей несколько позднее (В.Г. Дьяченко, М.Ф. Рзянкина, Л.В. Солохина, 2010; E.В. Крукович, О.В. Подкаура, А.Я. Осин, 2012; I.A. Kornienko, T.V. Panasiuk, R.V. Tambovtseva, 1997).

Оценка функционального состояния различных систем организма здоровых детей и подростков невозможна без учета их конституциональных особенностей (С.И. Изаак, Т.В. Панасюк, Р.В. Тамбовцева, 2001; А.С. Солодков, 2002; Ю.А. Ямпольская, 2007). Тип конституции предопределен генетически и остается постоянным в основных характеристиках. Однако он может изменяться под воздействием факторов окружающей среды и различных заболеваний (A.G. Baltadjiev, G.A. Baltadjiev, N.N. Kaleva, 2009). Индивидуальная оценка уровня физического развития должна основываться на антропометрических данных, включающих соматометрические, физиометрические и соматоскопические показатели (В.Н. Лучанинова, В.М. Колдаев, А.А. Шепарев и др., 2005). В литературе представлены данные, отражающие взаимосвязь соматотипа с функциональными параметрами систем организма (А.Ю. Андреева, М.Ю. Галактионова, Е.А. Котелева и др., 2003; С.Д. Антонюк, М.В. Хватова, 2004; О.И. Красноперова, Е.Н. Смирнова, Н.Б. Мерзлова, 2011; A.N. Aggarwal, 2006).

В настоящее время число подростков с нормальным соотношением длины и массы тела уменьшилось (Т.А. Ашуров, Ф.Х. Олимхужаев, Ф.Н. Бахадиров, 2006). Обращает на себя внимание сокращение числа подростков с избыточной массой тела и увеличение количества юношей и девушек с низкой массой тела (А.Ф. Бабцева, Е.Б. Романцова, И.Н. Молчанова и др., 2012). Так, по данным Е.В. Крукович, В.Н. Лучаниновой, О.В. Подкауры, М.М. Цветковой (2007) у подростков Российской Федерации (РФ) ежегодная прибавка массы тела у мальчиков к 16–17 годам составляет 5,5–8,0 кг. У Приморских подростков третий пик увеличения массы отмечается в возрасте 15 лет и прибавка массы тела составляет в среднем 6 кг. К 17 годам прибавки массы тела девочек и мальчиков выравниваются. Это отличается от данных по РФ, поскольку превышение массы тела мальчиков над девочками начинается с 16 лет. По мнению Е.С. Анциферовой, Ю.С. Сергеева, В.М. Лагойко, С.И. Рабочего (2005), при сравнительном анализе некоторых антропометрических показателей в течение 1977–2004 гг. произошло увеличение длины тела за счет туловища и существенное снижение массы тела. Чаще стал встречаться астеноидный тип телосложения и реже дигестивный. Обхват головы и предплечья, поперечный и продольный размеры грудной клетки достоверно уменьшились. Существенно более узким стал тазовый диаметр. Ширина плеч не изменилась (В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, Ю.А. Ямпольская, 2009). Доля девушек андроморфного типа увеличилась. Наблюдаемое явление не коррелирует с распределением по соматотипам (Г.Н. Казакова, С.В. Штейнердт, В.Г. Николаев и др., 2012). Н.Д. Бобрищева-Пушкина, Л.Ю. Кузнецова, А.А. Силаев, О.Л. Попова (2008) утверждают, что в физическом развитии подростков отмечаются астенизация, грацилизация, андрогиния и ювенилизация. Однако, нарушение физического развития с направленностью к избытку массы тела выявлено у каждого третьего школьника г. Владивостока в возрасте 10–14 лет. Данное состояние сопровождается повышением уровня холестерина и снижением уровня липопротеидов высокой плотности (Н.С. Кузнецова, Е.В. Крукович, 2012).

В последние десятилетия отмечается отчетливое снижение силовых возможностей и функциональных резервов организма (Р.У. Гаттаров, А.П. Исаев, В.И. Ляпкало и др., 2007). Наиболее выраженные изменения определяют в 12–15 лет. У современных юношей 15 лет значения силы сжатия кисти (динамометрия) ниже на 10 кг, а у девушек ниже на 6 кг по сравнению с их сверстниками 90-х годов. Причем, у девушек отмечается выраженное снижение показателей с возрастом на 3,5 кг с 15 до 18 лет, что может рассматриваться как нарушение биологического развития (О.А. Бутова, 1999; Т.В. Сазанова, 2002). Уменьшение разнообразия показателей в сочетании со снижением средней величины мышечной силы следует расценивать как ограничение функциональных возможностей и ухудшение физиологических характеристик организма подростков (Д.В. Татанова, М.Ф. Рзянкина, 2012). По данным О.М. Филькиной, Т.Г. Шаниной, Е.А. Воробьевой и др. (2007), определяется высокая частота отклонений физического развития и отставание развития вторичных половых признаков у юношей 15–17 лет. Однако, по мнению М.А. Сидоренко (2007), показатели физического развития подростков находятся преимущественно на среднем уровне, реже встречаются их пограничные значения и лишь в отдельных случаях патологические величины.

Для системы органов дыхания подростков характерен ряд особенностей. В пубертатном возрасте происходит интенсивное развитие грудной клетки, дыхательных мышц, рост зон и сегментов легких, разрастание межклеточной соединительной ткани, увеличение размеров ацинусов, эластических и мышечных волокон (Л.А. Щеплягина, А.Г. Ильин, И.В. Звездина и др., 1999; Б.П. Савельев, И.С. Ширяева, 2001). Дыхание в процессе роста ребенка становиться глубже и реже (Т.Д. Кузнецова, 1986; Б.П. Савельев, И.С. Ширяева, 2001; Z. Polgar, T.R. Weng, 1999). Семнадцатилетний возраст у девочек является рисковым по отклонению деятельности дыхательной системы (А.Н. Узунова, О.В. Лопатина, М.Л. Зайцева, 2008). К 17–18 годам устанавливаются половые различия в типе дыхания и в показателях функции внешнего дыхания (Е.В. Крукович, В.Н. Лучанинова, М.М. Цветкова, 2004; Prioux J., Ramonatxo M., Mercier J. et. аl., 1997). Необходимость обеспечения быстро развивающегося организма подростка кислородом обусловливает интенсивную морфофункциональную перестройку органов дыхания (Н.Л. Аряев, К.В. Кожова, Е.А. Старец и др., 2005). В период полового созревания характерной особенностью является низкая устойчивость к гипоксии. При этом девушки хуже адаптируются к недостатку кислорода, чем юноши (Е.В. Соколов, Т.Д. Кузнецова, И.П. Самбурова, 2000; Е.В. Соколов, 2001). Иногда симптомом такой функциональной гипоксии могут быть обморочные состояния, возникающие у подростков при нахождении в помещении с недостаточным воздухообменом и при неадекватной физической нагрузке (Е.Н. Калманова, З.Р. Айсанов, 2000; S. Balaji, P.C. Oslizlok, M.C. Alien, C.A. McKay, 1994). По данным различных авторов при оценке функционального состояния дыхательной системы большинство показателей находились на верхней границе нормативных параметров, что указывает на тенденцию к увеличению функциональных возможностей дыхательной системы современных подростков (З.В. Воробьева, 2002; О.П. Бартош, А.Я. Соколов, 2006; J. Prioux, S. Matecki, F. Amsallem et аl., 2003).

Особенности сердечно-сосудистой системы (ССС) в подростковом возрасте связаны с появлением новых нейрогуморальных соотношений (Л.М. Беляева, Е.К. Хрусталева, 2000; Ю.М. Белозеров, 2004; В.Н. Лучанинова, М.М. Цветкова, Э.В. Лучанинов, 2007). В период полового созревания происходит интенсивный рост сердца в длину и ширину, увеличивается объем его полостей. Особенности роста и развития сердца во многом определяются возрастом и полом подростков (Ю.Н. Беленков, Р.Г. Оганов, 2008). По мере преобладания парасимпатических влияний в регуляции деятельности сердца ЧСС с возрастом уменьшается. Причём у девушек отмечается более частый сердечный ритм, чем у юношей (А.П. Берсенева, Л.А. Денисов, Е.Ю. Берсенев, 2006; Е.В. Крукович, М.Л. Столина, В.Н. Лучанинова, Н.И. Разбейко, 2007). Большинство подростков испытывают боли в области сердца, чувство давления, учащенное сердцебиение (И.Л. Алимова, В.В. Бенезин, С.Б. Козлов и др., 2008). Артериальное давление (АД) является важнейшим показателем состояния сердечно-сосудистой системы. Как утверждает большинство исследователей, уровень АД находится в определенной зависимости от возраста, пола, показателей физического развития, наследственно-конституциональных особенностей организма, национальности, климато-географических факторов, социально-гигиенических условий и образа жизни (Д. Морман, Л. Хеллер, 2002; M. Bucheit, 2007). Начало полового созревания сопровождается повышением уровня АД, что обеспечивает оптимальное кровоснабжение организма при быстром увеличении длины и массы тела (Д.И. Садыкова, Е.В. Сергеева, Л.Р. Азизова, 2010). По мнению Е.В. Неудахина, С.М. Кушнир (2006), повышение уровня АД в период полового созревания нельзя однозначно рассматривать как плохой прогноз на будущее. Однако, подростки с повышенным АД, в сочетании с наследственной отягощенностью, являются группой риска развития гипертонической болезни (О.А. Кисляк, Г.И. Сторожаков, Е.В. Петрова, 2003; Л.Е. Кривенко, Т.Г. Вуд, О.В. Лупарева, 2007). Анатомо-физиологические особенности ССС, специфика нейрогуморальной её регуляции в подростковом возрасте определяют многообразие функциональных вариантов деятельности (В.И. Маколкин, 1998; Д.Д. Панков, А.Г. Румянцев, 2003; О.В. Кубряк, 2010). Незавершенность процессов формирования сердца и сосудов в подростковом возрасте обусловливают изменения конфигурации и размеров сердца в виде малого сердца, митрального сердца, юношеской гипертрофии сердца (Л.М. Беляева, Е.К. Хрусталева, 1999; Н.В. Болотова, А.П. Аверьянов, М.Г. Петрова, В.К. Поляков, 2008).

В юношеском возрасте завершается структурное и функциональное развитие пищеварительной системы (И.А. Аршавский, 1976; В.М. Смирнов, Н.А. Агаджанян, 2007). Усиленное выделение желудочного сока и повышенная эвакуаторная активность желудка являются особенностями подросткового возраста, которые создают предпосылки для формирования различных функциональных нарушений (Л.И. Левина, 1999; П.Л. Щербаков, 2010). К концу пубертатного периода завершается морфофункциональное созревание желчевыделительной системы. Лабильность её моторной функции с нередким развитием гипер- или гипокинезии является характерной чертой для пубертатного возраста (М.Я. Ледяев, С.Н. Емельянова, 2010).

Нервная система подростков существенно отличается от таковой у взрослых и детей. У большей части подростков возбуждение нервных процессов преобладает над торможением (М.М. Семаго, Т.В. Ахутина, Н.Я. Семаго и др., 2001). Внешними признаками нестабильности нервной системы являются повышенная возбудимость и выраженная эмоциональная неустойчивость (А.В. Завьялов, В.М. Смирнов, 2009). По мнению исследователей, изучающих психологические особенности подростков, пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков-подростков на одиннадцать–тринадцать лет, а у девочек – на тринадцать–пятнадцать лет (И.Н. Молчанова, Л.В. Арсентьева, Е.Б. Романцова, 2007). Для подростков характерно сочетание целеустремленности и настойчивости с импульсивностью и неустойчивостью. Становление характера и переход от детства к самостоятельности заостряют слабые стороны личности подростка, делают ее особенно уязвимой и чувствительной к неблагоприятным влияниям среды (В.В. Юрьев, А.С. Симаходский, Н.Н. Воронович, М.М. Хомич, 2007).

Биологические особенности подросткового возраста зависят от функции эндокринных желез. Особенностью эндокринной системы в подростковом периоде является активация системы гипоталамус–гипофиз, что ведет к изменению гормонального статуса (В.Г. Селятицкая, О.И. Кузьминова, Т.И. Рябиченко, Е.Р. Слободская, 2010). Вырабатываемые корой надпочечников гормоны влияют на рост костной и мышечной ткани, приспособительные реакции организма, процесс усвоения знаний, приобретение трудовых и жизненных навыков, выработку и закрепление различных социально значимых условных рефлексов (А.В. Мазурин, И.М. Воронцов, 2009). Потребность организма в гормонах щитовидной железы у подростков повышена, что может вызвать её увеличение (Т. Парсонс, 2004).

Параметры полового созревания являются объективными критериями как уровня развития в целом, так и степени зрелости репродуктивной системы (Ю.А. Гуркин, 2000; О.М. Филькина, Т.Г. Шанина, Е.А. Воробьева и др., 2007). Процессы формирования вторичных половых признаков отражают стабилизацию процессов акселерации в подростковой популяции (В.Ю. Тихомирова, А.Г. Мухотина, М.Б. Хамошина и др., 2007). Возраст 14 лет следует считать рисковым у мальчиков в отношении отставания полового развития.

Иммунная система определяет адаптационные, приспособительные реакции и обеспечивает устойчивость организма к внешним воздействиям. Критический период развития иммунной системы отмечается у девушек в двенадцать – тринадцать лет, у юношей – в четырнадцать – пятнадцать лет (C.B. Мальцев, Т.И. Келина, 2000). Гормональная перестройка и влияние факторов внешней среды могут приводить к снижению адаптационных возможностей иммунной системы у подростков, что является причиной возникновения многих хронических заболеваний (И.М. Прищепа, 2006).

Формирование костной ткани практически завершается в период полового созревания (R.V. Tambovtseva, T.V. Panasiuk, 2000). Изменения гормональной регуляции, хронические заболевания, недостаточное поступление витаминов, минералов и белков могут привести к нарушениям обмена кальция, ухудшению формирования костной и хрящевой ткани, замедлению или ранней остановке роста костей скелета в подростковом возрасте (Меркулов В.Н., Родионова С.С., Ильина В.К. и др. 2002 О.Ю. Бубнов, Е.А. Кочеткова, Т.Г. Васильева, 2004; Л.И. Левина, А.М. Куликов, 2006; C.M. Weaver, 2002; A.D. Baxter-Jones, R.A. Faulkner, M.R. Forwood et al., 2011). При обследовании московских школьников (НЦЗД РАМН, 1977–1999 гг.) снижение костной плотности было выявлено более чем у 40 % подростков десяти–семнадцати лет. Высокая чувствительность костной ткани к воздействию биологических и средовых факторов риска определяет формирование остеохондропатий, деформаций позвоночника и грудной клетки (Е.В. Быков, 2001; Т.Г. Васильева, О.Г. Максимова, Д.В. Рыжиков, В.М. Панчоян, 2006). В период полового созревания происходит интенсивное увеличение мышечной массы (Р.У. Гаттаров, 2007).

Следовательно, процесс морфофункционального созревания и формирования организма подростков характеризуется особенностями их роста и развития. В значительной степени изменяются физическое и нервно-психическое развитие, системы органов дыхания, кровообращения, пищеварения, эндокринных желез, иммунитета и костной ткани.

Читайте также: