Проект детский сад территория здоровья в подготовительной группе

Обновлено: 02.07.2024

Участники проекта: воспитанники группы, воспитатели, родители.

Целью нашего проекта является формирование убеждений привычек здорового образа жизни, развитие познавательных и творческих способностей детей нашей группы. Проект - долгосрочный.

Задачи проекта:

- сформировать у детей представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни, об умении беречь свое здоровье и заботиться о нем.

- формировать базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.

- привить потребность в здоровом образе жизни.

Предполагаемый результат проекта:

2.Обогатить предметно – развивающую среду по физическому развитию детей.

3.Повысить заинтересованность родителей в формировании у детей потребности в здоровом образе жизни.

I этап. Подготовительный

- Мониторинг развития представления о здоровом образе жизни у детей подготовительной к школе группы на I полугодие 2018 – 2019 уч. г;

- Изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме.

II этап. Организационный

Утренняя гимнастика - комплекс специально подобранных упражнений, нацеленных, настроить, "зарядить", человека на весь предстоящий день. Ее оздоровительная польза заключается в воздействии на организм с учетом физиологических и психических особенностей детей.

Правильное питание — это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее укреплению его здоровья и профилактике заболеваний.

Трудно переоценить значение прогулки в детском саду. На прогулке дети активно двигаются, дышат свежим воздухом, познают окружающий мир, приучаются к труду. Все это, конечно, полезно для здоровья, физического и умственного развития детей.

Подвижная игра — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, основанных на разных видах движений и связанных с обязательными для всех играющих правилами.

Основная цель гимнастики после дневного сна (побудки) - поднять настроение и мышечный тонус детей, а также обеспечить профилактику нарушений осанки и предупредить плоскостопие. Поднятию мышечного тонуса способствуют, кроме физических упражнений воздушная ванна. Настроение детей зависит от того, как они выспались, и от эмоциональной обстановки, которую создает педагог.

III этап. Заключительный

Проект не ставит целью достижение высоких результатов. Главное здесь – помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, были готовы вести здоровый образ жизни, ценили свое здоровье и здоровье окружающих.

Представляю Вашему вниманию социально-педагогический проект, реализованный мною и детьми моей группы в 2013-2014уч.г. в рамках проведения в рамках решения годовой задачи ДОУ по здоровьесбережению воспитанников.

ВложениеРазмер
паспорт проекта 128 КБ

Предварительный просмотр:

МК ДОУ Воронцовский детский сад

Павловского муниципального района

Социально- педагогический проект

Воспитатель МК ДОУ

Воронцовский детский сад

« Я не боюсь еще и еще раз повторять :

забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их

духовная жизнь, мировоззрение , умственное развитие

В. А. Сухомлинский

Педагогика здоровья как самоценная область научных знаний в настоящее время оказалась особенно актуальной. Практика здоровьесберегающего обучения постепенно накапливает опыт, опираясь на различные методологические основания.

В сегодняшнем стремительно развивающемся мире встал вопрос здоровьесбережения подрастающих граждан России. Акцентирование внимания к проблемам образования и здоровья наших детей – забота о будущем общества . Современный человек испытывает воздействие разнообразных стрессовых факторов, к числу которых относятся психоэмоциональные, социально-бытовые, производственные. Постепенно организм перестает справляться с перегрузками, его защитные силы ослабевают. На этом фоне развиваются многие психосоматические заболевания. Постоянно развивающаяся информационная среда с каждым днем усиливает влияние на содержание образовательных программ и сам процесс обучения. В этих условиях остро встают вопросы повышения эффективности усвоения дошкольниками большого потока информации , адаптации детского организма к повышающимся стрессовым нагрузкам. В целом возрастает значимость сохранения психосоматического здоровья детей.

Изучение проблемы здоровьесбережения имеет длительную историю. Её развитием занимались такие учёные как Ж.Ж. Руссо , Локк, Лесгафт, Каптерев, Шацкий, Сухомлинский, и др. Каждый из них по-своему рассматривал различные аспекты здоровьесбережения.

Указывая на различия в становлении умственных, физических и нравственных способностей ребёнка, подчёркивал важность их связи и тесного взаимодействия в обучении, которое движется от более простого к сложному, чтобы в итоге обеспечить гармоничное развитие человека .

Наш соотечественник педагог Лесгафт Петр Францевич стал признанным автором научно обоснованной системы физического воспитания. Он определил его важнейшие принципы – единство с умственным, нравственным и эстетическим воспитанием . Он считал, что в первую очередь необходимо развивать у человека умение владеть своим телом, что достигается, по Лесгафту, естественными движениями. Важно, чтобы все физические упражнения были бы не подражательными, а осознанными. Особую роль он отводил подвижным играм, ценил их за многосторонность, так как в них есть физические упражнения для различных групп мышц, они формируют характер, содействуют нравственному и умственному развитию .

Сухомлинский Василий Александрович считал, что забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Забота о здоровье невозможна без постоянной связи с семьёй. Подавляющее большинство бесед с родителями, особенно в первые два года обучения детей в школе – это беседы о здоровье малышей. Здоровье ребёнка зависит от того, какие домашние задания даются ребёнку, как и когда он их выполняет. Огромную роль играет эмоциональная окраска процесса самостоятельного умственного труда дома. Если ребёнок берётся за книгу с нежеланием, это не только угнетает его духовные силы, но и неблагоприятно отражается на сложной системе взаимодействия внутренних органов.

Если ребенок здоров , бодр, энергичен, он готов двигаться не уставая, кататься на велосипеде , играть с друзьями. Напротив, плохое самочувствие, болезни , являются причинами отставания в росте , неудач на занятиях , в играх, спорте. Поэтому каждый дошкольник должен учиться заботиться о своем здоровье , знать что нужно правильно питаться , одеваться , дышать свежим воздухом, соблюдать режим дня и правила гигиены , делать зарядку и заниматься спортом . первые и главные воспитатели в жизни ребенка –родители, поэтому большая часть ответственности за его здоровье лежит на их плечах .

Задача взрослых – с ранних лет формировать у ребенка понимание значимости здоровья и умения бережно к нему относиться . Сотрудничество родителей и педагогов в данном вопросе позволяет решать поставленную задачу намного эффективнее . Так, успешным опытом взаимодействия по приобщению детей к здоровому образу жизни может стать проект

Цель проекта : формирование представлений о том , что здоровье – главная ценность человеческой жизни.

- создавать условия , способствующие сохранению и укреплению здоровья дошкольников

- повышать интерес родителей, путем привлечения к участию в оздоровительных мероприятиях вместе с детьми.

-воспитание у детей правильного отношения к своему здоровью;

- расширение представлений о том ,что полезно и вредно для здоровья , знаний об отдыхе и спорте , необходимых для его сохранения :

-формирования представлений об окружающей среде , влияющей на здоровье человека;

-обогащение и закрепление представлений детей о том , что для жизни и здоровья необходимы хорошие условия ;

- ознакомление с устройством организма человека , воспитание познавательного интереса

- привитие навыков здорового образа жизни, развитие потребности в чистоте и правильном уходе за телом

Раскрыть эффективные формы взаимодействия детского сада и семьи по формированию потребности детей в здоровом образе жизни.

Определить основные направления, цель и задачи, а также план действий по их реализации.

Проект направлен на становление ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, способствует физическому развитию детей.

В последние годы наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является одной из основных задач, которые стоят перед обществом. Актуальность проблемы определяется высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста. Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм.

Вид проекта: практико-ориентированный

По содержанию : социально - педагогический

Участники проекта : дети 5-7лет, воспитатели, родители.

1. Обогатится социальный опыт дошкольников, расширится их кругозор;

2. У детей сформируются представления о здоровом образе жизни;

4. Снижение заболеваемости и детского травматизма среди воспитанников.

Когда в данной группе произойдет осознание важности собственных усилий для сохранения здоровья, продвижение в этом направлении можно будет признать успешным.

До начала реализации проекта были проведены следующие мероприятия

Подобран иллюстративный материал , художественная литература ,пословицы , поговорки по теме , с детьми организованы следующие дидактические игры :

Реализация проекта началась с создание педагогом, детьми и родителями

Как известно наши дети много времени проводят на территории. И от того , насколько она будет ухоженной , озелененной разумно спланированной во многом зависит решение здоровьесберегающих задач .

В процессе реализации проекта дошкольники вместе со взрослыми трудились на свежем воздухе , сажая многолетние и луковичные цветы , рассаживали почвопокровные растения в биоархитектурные композиции

В обустройстве территории игровой площадки группы принимали участие члены семей. Важнейшей составляющей здоровья ребенка является состояние его души. Работы по украшению участка и достигнутый результат вызвали у воспитанников чувство радости , восторга, а также способствовали налаживанию контакта с вновь поступившими дошкольниками и родителями , приобщению их к участию в жизни детского сада.

В ходе реализации проекта велась активная работа с родителями.

Таким образом, совместными усилиями у детей и родителей у дошкольников формируются представления о здоровом образе жизни, интерес к активному отдыху. Они получают необходимые знания и положительный опыт сохранения здоровья. Помимо этого дети учатся продуктивному взаимодействию друг с другом, умению слушать другого,- и в приемлемой форме выражать свое отношение к его предложениям, но главное- бережно относиться к своему здоровью и здоровью близких.

Цель проекта: создание необходимых условий, направленных на создание здоровьесберегающего образовательного пространства, способствующего формированию мотивации всех участников образовательного процесса на здоровый образ жизни, обучению средствам и методам использования возможностей своего организма для поддержания здоровья и развития личности.

Задачи проекта:

- охрана жизни и здоровья детей, создание безопасных условий пребывания в ДОУ;

- обеспечение оптимального уровня физической подготовленности ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и потребностью в двигательной активности;

- повышение сопротивляемости и защитных свойств организма ребенка, профилактика заболеваний;

- воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни;

- повышение уровня компетентности и профессионализма педагогов и родителей по вопросу здоровьесбережения.

Стратегия и механизмы реализации проекта:

Проектная деятельность осуществляется по трем этапам:

I- этап организационный.

II- этап основной.

III- этап итоговый.

Первый этап

Комплексная диагностика состояния здоровья детей:

- анализ показателей заболеваемости детей в ДОУ

- диагностирование общей физической подготовленности детей (инструктор по физ. культуре)

Анкетирование родителей с целью выявления потребности в оздоровительных услугах для воспитанников ДОУ,

Подготовка методического сопровождения проекта. Создание информационной базы по психологическим, педагогическим, санитарно – гигиеническим и методическим составляющим здоровья детей;

Второй этап

Рекомендации для педагогов и родителей по вопросам гигиены и одежды детей на физкультурных занятиях и закаливании детей

Проведение бесед с родителями по физическому воспитанию детей, закаливанию

Рекомендации родителям часто болеющих детей по оздоровлению в летний период (закаливание, питание, одежда)

Разработка и реализация рекомендаций для воспитателей по организации двигательного режима в течение дня.

Разработка и реализация мероприятий по предупреждению вирусных и респираторных заболеваний

Введение цикла бесед, деловых игр, оздоровительных минуток с детьми по ОБЖ.

Включение в содержание организованной образовательной деятельности динамических пауз для смены статического положения детей.

Проведение корригирующей гимнастики в группах детей старшего дошкольного возраста.

Проведение ежедневной утренней гимнастики в облегченной одежде, по плану инструктора по ф/к

Использование комплекса, направленного на укрепление дыхательной и иммунной систем: дыхательная гимнастика, игра на дудочках, точечный массаж, массаж стоп

Проведение дозирующих упражнений и игр: тренирующие речевые зоны, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика.

Проведение физкультурных досугов и развлечений

Третий этап

Изучение состояния здоровья детей группы и состояние заболеваемости (система мониторинга здоровья детей)

Анкетирование родителей об удовлетворенности реализации проекта и их результатов.

ДОУ являясь открытой социальной системой, не может быть вне процессов обновления, которые влекут за собой повышение требований к качеству образовательных услуг по различным направлениям развития и воспитания ребенка.

Одной из важнейших задач нашего общества является формирование жизнеспособного, здорового подрастающего поколения.

Начинать решать эту важную проблему необходимо с самых первых дней жизни ребенка. Именно в этот возрастной период закладываются основы здоровья человека, вырабатывается сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. По данным, опубликованным в государственном докладе о состоянии
здоровья населения Российской Федерации, 60% детей в возрасте от 3 до 7
лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только
10% приходят в школу абсолютно здоровыми. Исследования отечественных и зарубежных учёных показали, что здоровье человека на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни.

Особенно актуальна проблема сохранения детского здоровья для северных районов России. Региональные особенности ЯНАО создают дискомфортные условия для жизни человека. Резкие перепады атмосферного давления, температуры воздействуя на неокрепший организм ребенка, повышает напряжение механизмов адаптации, способствует изменению ряда физиологических функций, ухудшают самочувствие, снижают иммунитет.

Проведя анализ системы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ по данным направлениям:

- анализ управленческой системы (кадровый состав, работа в инновационном режиме, участие в инновациях, профессиональный уровень педагогов, медицинского персонала, творческие объединения педагогов);

- научно – методическое обеспечение (программы, технологии, методические рекомендации, наработанный опыт в ДОУ);

- конкурентное преимущество ДОУ по физкультурно – оздоровительной работе;

- материально – техническое обеспечение (помещение, оборудование);

- финансовое обеспечение (анализ финансовых возможностей для реализации проекта);

- комплексная оценка здоровья дошкольников (анализ заболеваемости: в случаях, днях, в днях на одного ребенка, индекс здоровья);

- анализ результатов физической подготовленности детей;

- характеристика физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ (непосредственно образовательная деятельность, кружки, внедрение системы здоровьесберегающих технологий), руководители ДОУ пришли к выводу, о необходимости создания системы физического воспитания, которая включала бы инновационные формы и методы работы, органически входила в жизнь детского сада, решала вопросы психологического благополучия, взаимодействовала с другими видами деятельности, и, самое главное, нравилась бы детям.

Цель проекта: создание необходимых условий, направленных на создание здоровьесберегающего образовательного пространства, способствующего формированию мотивации всех участников образовательного процесса на здоровый образ жизни, обучению средствам и методам использования возможностей своего организма для поддержания здоровья и развития личности, умение трансформировать в профессиональной деятельности условия для сохранения и укрепления здоровья детей на основе традиций детского сада и современного опыта педагогов, родителей.

Задачи проекта:

- охрана жизни и здоровья детей, создание безопасных условий пребывания в ДОУ;

- обеспечение оптимального уровня физической подготовленности ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и потребностью в двигательной активности;

- повышение сопротивляемости и защитных свойств организма ребенка, профилактика заболеваний;

- воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни;

- повышение уровня компетентности и профессионализма педагогов и родителей по вопросу здоровьесбережения.

Стратегия и механизмы реализации проекта:

Проектная деятельность осуществляется по трем этапам:

I- этап организационный 1-2 неделя марта 2013г.

II- этап основной 3-4 неделя марта по 2 неделю мая 2013г.

III- этап итоговый 3-4 неделя мая 2013г.

Первый этап

Организационный: 1-2 неделя марта

Комплексная диагностика состояния здоровья детей:

-доврачебное обследование по скрининг-программе

- осмотр детей врачами-специалистами;

- анализ показателей заболеваемости детей в ДОУ

- диагностирование общей физической подготовленности детей (инструктор по физ. культуре)

1-2 неделя марта

Анкетирование родителей с целью выявления потребности в оздоровительных услугах для воспитанников ДОУ,

Подготовка методического сопровождения проекта. Создание информационной базы по психологическим, педагогическим, санитарно – гигиеническим и методическим составляющим здоровья детей;

1-2 неделя марта

Второй этап

Основной (3-4 неделя марта- 1-2 неделя мая)

Рекомендации для педагогов и родителей по вопросам гигиены и одежды детей на физкультурных занятиях и закаливании детей

Проведение бесед с родителями по физическому воспитанию детей, закаливанию

Рекомендации родителям часто болеющих детей по оздоровлению в летний период (закаливание, питание, одежда)

Разработка и реализация рекомендаций для воспитателей по организации двигательного режима в течение дня.

Разработка и реализация мероприятий по предупреждению вирусных и респираторных заболеваний

В соответствии с сеткой

Установление взаимосвязи медперсонала с детской поликлиникой:

  • консультирование родителей детей
  • ведение листов здоровья

По плану инструктора по фк

Введение цикла бесед, деловых игр, оздоровительных минуток с детьми по валеологии и ОБЖ.

Включение в непосредственно-образовательную деятельность динамических пауз для смены статического положения детей.

Проведение корригирующей гимнастики в группах детей старшего дошкольного возраста.

По плану инструктора

Проведение ежедневной утренней гимнастики в облегченной одежде, босиком по плану инструктора по ф/к

Осуществление полоскания рта и горла водой комнатной температуры в старшем возрасте.

1раз в день после еды

Соблюдение щадящего режима физкультурно - оздоровительной работы(15-тидневный мед.отвод после болезни, неполный объем нагрузки на занятиях по физкультуре и корригирующей гимнастике при полной физкультурной форме.

Проведение воздушного закаливания в группе после динамического часа.

Использование комплекса, направленного на укрепление дыхательной и иммунной систем: дыхательная гимнастика, игра на дудочках, точечный массаж, массаж стоп

Организация оздоровительного бега для детей старших и подготовительных групп

Проведение дозирующих упражнений и игр: тренирующие речевые зоны, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика.

Проведение физкультурных досугов и развлечений

Проведение месячника здоровья

- Конкурс среди родителей воспитанников на лучшую сказку по соблюдению правил гигиены.

Витаминизация третьего блюда, использование фитонцидов, сироп шиповника

Использование йодированной соли для приготовления блюд.

Третий этап

итоговый (3-4 неделя мая.)

Оценка модели здоровьесберегающей среды.

Изучение состояния здоровья детей группы и состояние заболеваемости (система мониторинга здоровья детей)

Анкетирование родителей об удовлетворенности реализации проекта и их результатов.

Презентация проекта на педагогическом совете

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  • создание модели здоровьесберегающей среды ДОУ;
  • снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний;
  • улучшение показателей физического и психического здоровья детей;
    • повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников;
    • стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.

    Основные направления реализации проекта:

    ü воспитательно – оздоровительное;

    ü лечебно – профилактическое;

    ü коррекционно – педагогическое;

    Проект реализуется через следующие разделы:

    • совершенствование материально – технической базы ДОУ
    • работа с детьми
    • работа с педагогами
    • работа с родителями

    Совершенствование материально – технической базы:

    Работа с детьми:

    Работа с родителями:

    Работа с педагогами:

    Практическая ценность проекта:

    Приложение

    Спортивный праздник ко дню семьи

    Под весёлый марш в зал входят родители и дети и встают по обе стороны зала – 3 команды, по 8 игроков (4 взрослых, 4 детей).

    1 ребёнок. Здравствуй, солнцем озарён,

    Нас встречает стадион!

    Тренируясь, мы растём,

    Мы сильнее с каждым днём!

    2 ребёнок. На любимом стадионе

    Все рекорды мы побьём,

    И на смену чемпионам

    Очень скоро мы придём!

    3 ребёнок. Да здравствуют сетки, мячи и ракетки,

    Зелёное поле и солнечный свет!

    Да здравствует отдых, борьба и походы!

    Да здравствует радость спортивных побед!

    Ведущий. Приглашаю всех на спортивный праздник! Предлагаю взять с собой быстроту, находчивость и смелость! Для проведения наших соревнований нужно выбрать жюри (из числа болельщиков, заведующая и методист).

    Девизы команд:

    В мире нет рецепта лучше –

    Будь со спортом неразлучен!

    Спорт друзья нам очень нужен,

    Мы со спортом крепко дружим!

    Всем ребятам наш привет!

    Спорт любите с малых лет!

    Ведущий. Друзья, вы любите лето?

    Все. Да!

    Ведущий. А отдыхать на природе?

    Все. Да!

    Ведущий. Хорошо, сегодня мы с вами отправимся в поход! Вы рады?

    Все. Да!

    Ведущий. Тогда немного потанцуем!

    Ведущая. Мы сегодня всей семьёю

    Отправляемся в поход!

    По болоту, Через речку,

    И в туннеле проползём!

    (по двое взрослый и ребёнок, идут по кочкам, проползают в тоннель, переходят по мостику через речку, на фланелеграфе выкладывают эмблему команды – лучики солнышка; полоски радуги; лепестки ромашки.Затем возвращаются к команде и так пока не соберут эмблему)

    Ведущий. Лес вдали мы увидали

    Друг за другом побежали.

    Чтоб комары нас не кусали,

    Всем палаточки поставим.

    (8 игроков. Первый взрослый игрок с большим платком бежит на противоположную сторону площадки, расстилает платок и берётся за угол платка. Затем бежит второй взрослый и берётся за другой угол и так 3 и 4 игрок. Затем дети вчетвером вместе держась за гимнастическую палку, бегут, встают под платок и гимнастической палкой поднимают купол, чтобы получилась палатка)

    Ведущая. Рыбу ловим очень ловко,

    Ведь у нас же есть сноровка.

    Я её в ведро сложу,

    Сварим вкусную уху!

    Ведущий. Всей семьёй возьмёмся дружно

    Собирать в лесу дрова.

    Мама - ловко, папа - быстро,

    Всех быстрей, конечно – я!

    (Первые двое – взрослый и ребёнок, несут обруч на другую сторону площадки – место костра, кладут и возвращаются обратно.Следующие несут дрова, третья пара – стойки, последняя ведро с рыбой и крючок, которое вешают на стойку)

    Ведущий. Вкусная уха была

    Всем понравилась она!

    А сейчас мы отдохнём

    И поплаваем вдвоём!

    (Вдвоём с ребёнком одевают большие трусы, одни на двоих, бегут, изображая, что плывут на другой берег, берут цветок на берегу и возвращаются к команде. Трусы передают следующим игрокам. Можно плыть в обруче)

    Ведущий. Возвращаемся домой

    Напустился дождь грибной!

    Зонт один, а нам семьёй

    Нужно всей попасть домой!

    (Двое – взрослый и ребёнок под зонтом бегут на другую сторону площадки перепрыгивая лужи. Взрослый остаётся, а ребёнок с зонтом бежит к команде, затем втроём взрослый и двое детей бегут на другую сторону. Первый ребёнок и взрослый остаётся, а второй ребёнок бежит за следующими и т.д. Или другой вариант: парами бегут под зонтом, перепрыгивая лужи до конуса обегают и назад к команде, передают зонт следующим)

    Ведущий. Вот так под одним зонтом вся семья вернулась домой.

    Всей семьёй почаще нужно

    В лес и парк в поход ходить!

    Вместе с мамой, вместе с папой,

    С физкультурою дружить!

    Слово жюри. Подведение итогов соревнования. Награждение команд.

    Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
    - Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
    - Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

    Почему выгодно публиковаться у нас?

    Читайте также: