Чем клинопись отличается от иероглифов кратко

Обновлено: 06.07.2024

Что такое клинопись? Чем клинопись отличается от иероглифов?

  • Ромка Сученков
  • История
  • 2019-01-28 16:15:44
  • 1
  • 2

Клинопись наиболее ранняя из знаменитых систем письма. Большая часть клинописных систем письма всходят к шумерскому.
Иероглиф заглавие письменного знака в неких системах письма. Иероглифы могут значить как отдельные звуки и слоги , так и морфемы , целые слова и понятия .

Клинопись-это письменность в Месопотамии.

Иероглифы - схематические изображения предметов. Появились раньше клинописи. Клинопись - те же иероглифы, только приспособленные под палочку и глиняные таблички ленивыми шумерами, которым в лень было рисовать птичек и человечков кисточкой на папирусе.

Письменность Древнего Египта
(иероглифика)

Египетский язык, один из самых древних языков человечества, возник на рубеже IV—III тыс. до н.э. и в измененном виде существует до сих пор. Хотя в наше время его используют лишь немногочисленные коптские общины.
Язык Древнего Египта достаточно сложен, далеко не все египтяне владели письмом, это была прерогатива знатных людей, и прежде всего фараона, жрецов и, конечно, писцов. На протяжении всей своей истории он прошел несколько этапов формирования: иероглифика, скоропись, коптский период. В данном случае мы рассматриваем только иероглифику как классический язык Древнего Египта, характерный для III—II тыс. до н.э.
Алфавита как такового в Египте не существовало, а все иероглифы можно разделить на четыре группы:
1. Иероглифы-буквы (фонетические знаки), которые похожи на буквы любого современного алфавита, но вместе с тем, часть из них еще являлись и местоимениями.


2. Иероглифы-слоги — это один иероглиф, обозначающий сразу несколько букв, т.е. слог.

3. Иероглифы-слова — один или группа таких иероглифов обозначали слово, произношение которого не всегда совпадало с суммой звуков, которые обозначали иероглифы.

Рассматривая с учениками иероглифы этой группы, учитель может предложить им найти иероглифы-буквы.
4. Иероглифы определения (детерминативы) — эти иероглифы буквально означают то, что они изображают. Эти значки ставились после того слова, которое они поясняли. Рисуя эти иероглифы на доске, учитель может предложить школьникам самим отгадать их значение.

Месопотамия
(клинопись)

2. Символы-слоги.

3. Символы-определения.

Хеттская письменность
(рисуночное письмо)

1. Рисунки-слоги.

2. Рисунки-определения.

При кажущейся сложности материала этот урок проводится достаточно легко и с удовольствием воспринимается учениками. Как показывает практика, даже после одного урока школьники с гордостью обнаруживают знакомые элементы письменности Древнего Востока при посещении соответствующих музеев или просмотре художественных альбомов.

За сотни лет было создано около 1500 пиктограмм. Писать пиктограммы было трудным искусством, потому что глина плохо удерживала закругления прочерченных тонких линий. И вот к 3000 г. до н. э. пиктограммы в Шумере стали заменяться – изображения уступили место абстрактной системе клиновидных значков, расположенных в разных сочетаниях. Возник новый вид письма – клинопись.

Происхождение клинописи на удивление просто: писцы вели записи отточенными концами деревянных или камышовых палочек – стило, заострениям они придавали форму клина с узким основанием. На каком-то этапе, вместо того чтобы скрупулёзно прочерчивать линии на грунте, писцы стали просто отпечатывать на нём отточенный клин. Они придумали систему – ставить рядом в определённом порядке несколько клиновидных отпечатков, придавая их порядку определённые значения слов и понятий и оставляя расстояния между отдельными словами (Рис. 13-3). Преимущество нового вида письма было в том, что оно могло точно соответствовать не только понятиям, но и звукам разговорной речи. По нему не надо было догадываться – его можно было читать.

Казалось бы – сколько смысловых знаков можно составить из простых маленьких клиньев? – шумерская клинопись вначале имела около двух тысяч знаков. Но через пятьсот лет новые поколения писцов сократили их до 600 знаков силлабического значения (силлабические знаки – это те, которые соответствуют слогам).

Сокращение знаков письма было шагом вперёд по направлениею к будущему алфавиту.


Важность записей для жизни общества ранних цивилизаций доказывается их быстрым распространением. Ими велись учёты и административная переписка, а в дополнение к этому правители кичливо желали оставлять память о своих победах и богатствах. Это способствовало возникновению документированной истории. Для описания важных событий записи клиньями делали на каменных глыбах-стелах и стенах. Интеллектуальная мысль писцов работала над расширением, уточнением и упрощением формы и техники письма. Новые виды письменности развивались в результате усовершенствования прежних.

Иероглифы – это сложная смесь трёх типов знаков: пиктографии – стилизованного изображения предмета или понятия; определённой комбинации двух-трёх пиктограмм, которая выражает идею; и фонограммы из знаков, представляющих звучание; к ним добавлялся знак-определение, который давал понятие о категории изображённого предмета или понятия (Рис. 13-4). Писать и читать иероглифы могли только специально обученные писцы, которые учились этому много лет.


Тексты обычно писались справа налево, но иногда их надо было читать слева направо.

Всего вначале было 800 иероглифов, потом к ним добавили тысячи других. В отличие от шумерской письменности, египетские иероглифы не изменялись почти три тысячи лет своего существования. Большинство писцов были лишь копировальщиками и переписывали тексты. Но были среди них и интеллектуалы, способные их сочинять. Они писали гимны в честь властелинов и их побед, вели за них дипломатическую переписку. Для высечения текстов на обелисках и каменных стелах художники изображали рядом с текстами самих властелинов, их армии и битвы.

Вопрос, повлияла ли шумерская письменность на возникновение египетской, до сих пор не разрешён. Недавно были открыты записи имён первых египетских владык, этим записям – около семи тысяч лет. По структуре они похожи на более поздние иероглифы.

Возможно, письменность в Египте начала развиваться ещё раньше, чем в Шумере.

Как звучал древний египетский язык – неизвестно. Сам язык, а вместе с ним и иероглифическое письмо, стали вымирать в царствование династии Птолемеев, начиная с 323 г. до н. э. Самая последняя известная запись иероглифами была сделана на юге Египта в 394 г. н. э., кто-то попытался объяснить язык своей страны. С тех пор этот язык оставался безмолвным 1370 лет, искусство чтения иероглифов было утрачено. Потребовалось необычное стечение обстоятельств и усилия необычных умов, чтобы Древний Египет снова заговорил и раскрыл свои тайны.




В прошлой записи блога мы говорили об истории символов. Теперь, в порядке нашей исторической серии, мы поговорим о письменности и ее эволюции. От рукописного текста до отпечатанного. Это очень интересно — узнать, как тяжело было написать книгу в старые времена.

Переписчики были значительной частью любого процесса публикации. Представьте, сколько времени требовалось на то, чтобы переписать книгу, слово за слово, с использованием орнаментов имея только простые инструменты. Старая рукопись настолько важна, что даже сегодня некоторые компьютерные шрифты имитируют ее. Давайте теперь разберемся, как письменность прошла путь от глины к прекрасной рукописи.

Клинопись – 3100 до н.э.

Клинопись — это первая система письменности, которая использовала глиняные таблички для основы для письма. В самом начале использовались пиктограммы, затем им на смену пришли упрощенные символы, написанные слева направо. Так, начальные 1000 символов превратились в последствии в 400. Знаки были расшифрованы в 19 веке.




Иероглифы – 2613-2160 до н.э.






Древнегреческий – пятое столетие до н.э.

Греческий алфавит был, вероятно, унаследован от финикийского с некоторыми изменениями. Первая известная запись на греческом была сделана в 1400 г до н.э, что делает этот язык одним из древнейших существующих в наше время. Греческие символы используются и по наши дни в других языках и сферах вроде математики, астрономии, философии и других.


Древнеримская резьба – второе столетие до н.э

Как и греческий алфавит, древнеримский не имел засечек и был представлен в простой форме (simple trace). Слова были разделены точками.


Классическая римская резьба – первое столетие н.э

Наконец-то, родились засечки. Существует теория, что изначально засечки были введены, как технический компонент шрифта для того, чтобы камень меньше был подвержен раскалыванию на концах символов. Ниже представлены знаменитые Траянские (Trajan) надписи из 113 года н.э.


Римские прописные – первое столетие н.э

Они представляли собой перенос символов применяемых в резьбе со всеми присущими характеристиками.


Унциальное письмо — пятое столетие н.э.

Унциальное письмо характеризуют простые и закругленные штрихи с использованием только прописных символов. Это письмо было широко распространено в христианских и других письменных работах.




Полуунициальное письмо – шестое столетие н.э


Королингский минускл – восьмое столетие н.э. (789-1100)

Королингский минускл — это эволюция полуунициального письма, которая использовалась в империи Карла Великого как универсальное письмо, которое было узнаваемым во многих регионах царства. По сравнению с предшественником, это письмо было более разборчивым и единообразным.


Готическое письмо – 12-15 столетия

Со смертью империи Карла Великого на свет появилась новая каллиграфия, более узкая и тяжелая, так же известная как готическое письмо или готический минискул. С увеличением количества образовательных учреждений, это письмо получило широкое распространение, причем не только в христианских работах. Готическое письмо имело четыре основных стиля: текстура (textura), ротунда (rotunda), bastarda и курсив (cursive).






Ренессанс – Lettera Antiqua

В это время возродились две формы символов, основанные на античной римской модели: Lettera Antiqua formata (формальное) и Lettera Antiqua corsiva (неформальное).


Очередной отметкой в истории письма и каллиграфии стали публикации Джорджа Бикхама, который собрал лучшие рецепты 24 великих каллиграфов того времени. Книга выполненная в каллиграфическом стиле (Copperplate style) содержала 275 рецептов для начертаний символов, 19 полных алфавитов и множество красивых орнаментов. Части публикаций были объединены и в таком общем виде продаются и в наши дни.

Читайте также: