Движение декабристов план урока

Обновлено: 05.07.2024

Основное сод ерж ание : Возникновен ие движен ия декаб ристов .

Оборудов ание : учеб ник « История Росси и XIX ” А.А. Данил ов,

документы; п ортрет ы декабрист ов; репр одукция картин ы худ . Колмана

I. Организаци онный мом ент . Сообщен ие темы и ц елей урока.

говорить о л юдях не побоявши хся броси ть вызов са модержави ю, о дворян ах

революци онерах, чл енах тайных общест в, организовавши х в декаб ре 1825

года восстани е в Пет ербурге проти в самод ержавно - крепост нического ст роя.

Мы попытае мся понят ь, что застави ло и п обудило б удущих д екабристов

Вопросы : - Как ое значени е имел заг раничный поход русской а рмии 1813 -

1814 гг. и ка кое влиян ие этот п оход и вся Отечес твенная войн а 181 2 года

оказали н а формир ование революционног о сознани я будущих декабрист ов?

Ответ ы учащихся : Учени к : - После п обеды России над наполеоновск ой

Францией п ередовая час ть российск ого общес тва ожидала перемен. С олдаты

и офицеры, ви дя дру гую, свободн ую жизн ь европейск ого народ а мечтали о

переменах. Р оссийская же дейст вительно сть была иной. До си х пор в Р оссии

сохранялос ь крепост ное прав о, самоде ржавие, г раждане н е имели

2- й ученик : - Отечестве нная войн а и заграни чные походы 1813 - 1814 гг.

оказали б ольшое вл ияние на взгляды росс ийского об разованно го дворянства о

будущем России. От ечественная война привл екла дворян в ряды ар мии и на

защиту Отечества , за граничные по ходы п ознакомили с жи знью в е вропейски х

3- й ученик : - Ран ьше русс кие люди не выезжали за грани цу, после

окончания в ойны об становка и зменилась . Солдаты и офицеры попали п од

сильное вли яние евр опейских п орядков, уви дели как жи вут люди, поняли что

4- й ученик : - Поб ывав за гран ицей и с равнив с д ействительност ью в

России, стал о понятно чт о, необход имо п окончить с к репостн ыми поряд ками.

Учитель : - Около 40 б удущих декаб ристо в учились в М осковс ком

университете, увлекали сь Руссо и В ольтером, Дид ро и М онтескье. В у чебнике

отечественног о права студенты чи тали: «Зак оны для всех г раждан

всю гни лость существующег о строя и б есправ ие народа.

Ученик: « Здесь барс тво дикое, б ез чувств а, без закон а

Из показан ий П.Пест еля на след ствии: « Рабство крест ьян всег да сильно н а

3. Восстание 14 декаб ря 1825 г ода. Причин ы поражени я.

1 . Учитель: После Отечес твенной вой ны 1812 год а и Загранич ных походов

русская ар мия верну лась на Родин у. Офи церы дворяне п ознако мились с жизн ью

и просветит ельским и идеями Зап адной Е вропы и начал и по - иному с мотреть н а

российские порядки. Многим из н их каза лось естественн ым освобод ить

крестьян, д ать волю народу, по зволить ем у участвоват ь в государственны х

« Те самые к рестьян е, что о бъединивш ись в народн ое опол чение спасл и своё

Отечеств о, снова ок азались в ярме. Те самые л юди что г ордо шли по

Русские солд аты и о фицеры ждал и, что в России про изойдут изменен ия.

Ученик: В 1 815 году нескольк о офицеров Семёновског о полка устроили

артель: в скла дчину готови ли обеды, играли в шахматы, чит али ин остранные

газеты, обс уждали ж ивотрепещ ущие вопро сы. Офицеры в ели д остойный об раз

жизни, с уважением отн осились к п ростым солд атам. Они рассужда ли об

Из показан ий П.Пест еля на след ствии : « Вся жизнь в военных поселен иях была

подчинен а жесток им правилам. К рестьянку, ко торая з ажгла в избе огонь 10

главе ст оял полковни к генеральн ого штаба Александ р Муравьёв. Вошли в

организац ию Трубец кой, Никита М уравьёв , Иван Якушки н, Павел Пестель,

Евгений Оболенский, Иван Пущин. Все они б ыли участни ками Отечестве нной

Дисцип лина в орган изации б ыла очень ст рогой, случай ный чел овек не мог ст ать

её членом. За два год а в союз вступи ло 30 человек.

Главная ц ель - благот ворителность, гу мани стическое в оспитание

сделать ц елью общест ва борьбу за устано вление республики, п утём

постепенн ого формирован ия общес твенного мнения. Чл ены общест ва

собиралис ь создать л итературные, научн ые, женские, молодёжн ые общества и

информи рован о дея тельности обще ства. Было принят о решен ие фикти вно

Вопросы для закрепл ения : - Давайте вм есте с вами п опробуе м ответить, что же

способств овало возн икновению тайных орга низаций ?

- Почему осн овной костяк входи вших в тайные общес тва люд ей составляли

Учитель: В ф еврале 182 1 г. на Ук раине возникл о Южн ое общ ество,

руководител ем стал Павел Пестел ь. Автор п рограммн ого доку мента « Русская

Осенью 1 822 г. в Пе тербурге офо рмилось Сев ерное об щество. Председател ем

стал полковн ик гене рального штаба Ник ита Муравьёв, авт ор програм мы

Вопрос раскр ывается через са мостоятельн ую работ у учащихся с

Учитель: ит ак, Северн ое и Южное общество и мели свои прог раммы о

дальнейшем развити и России. Дав айте сей час изучим эти документ ы и проведё м

4. Высшим о рганом власти д олжно стать народное ве че.

5. Земля оставалась в собствен ности поме щиков, к рестьяна м

проект тог о времени, отра жал интересы б ольши нства нас еления России .

Конституци я Н. Муравьёва н осила бол ее умеренный характ ер, и от ражала

Учитель: Летом 1826 г. п редполагал ось совершит ь перев орот.

Но жизнь внесла свои изменен ия в планы загово рщиков.

19 нояб ря 1825 года скоропости жно скончался и мператор Алексан др I. На 25

дней в озникла ситуа ция междуца рствия. У и мператора н е было дет ей,

наследоват ь престол должен б ыл его брат Констант ин. Но в своё в ремя

Константи н отказался от престола, женившись н а польск ой дворянке

Гудзинской . Александ р завещал п рестол своему б рату Николаю . Но имея ,

странную п ривычку всё окружат ь тайной Александр I засекрет ил своё

распоряжен ие. Об это м не знали ни Николай , ни Конст антин.

Получив и звестие о смерти Алексан дра, К онстантин присягнул Ник олаю, а

Николай в свою очеред ь Константи ну. Произошл о замешат ельство, когд а всё

разъяснил ось, было решено назна чить пр исягу на 14 д екабря 1825 года.

Вопросы для закре пления: - Когда у мер Алексан др I ?

Учитель: Это б ыл хороший повод д ля выступлен ия. Рук оводители

не присягат ь Николаю . Ночью члены т айного об щества са ми были в казармах и

Организато ры рассч итывали озвучить св ои требова ния, и д обиться постав ленных

Заговорщики собира лись застави ть сенат оров подп исать « Манифест к р усскому

Слайд. Восстан ие на С енатской пл ощади. Худ. Колман.

Ученик: Это был о 14 декаб ря 18 25 года. Цве т нации , элита общества –

декабристы б росили выз ов мракобес ию и прои зволу. Дви жимые пат риотическим

порывом, они вызывал и страх и вос хищени е. На Дворцовой п лощади один , за

одним появи лись пол ки: Кавал ердгардский , Преображен ский, Семёновски й.

Учитель: Около 11 часов утра Бестуже в - Марлинский и Щепи н - Ростовский

вывели к п амятнику Петр у I Мос ковский п олк. Затем при соед инился морск ой

экипаж и лейб - гварде йский полк - всег о 3 тыс. человек. Др угая часть г арниз она

присягнула Николаю. Верные Николаю в ойска оцепили п лощадь, их было

больше в 4 раза. Уви дев что пр оисходит, Трубецкой п оспеши л укрыться в

посольстве. Произошл о некотор ое замешат ельство, т олпа кричал а: «Ура

Декабрист А.И.Яку бович кото рому был о поручен о арестова ть царскую се мью, в

последни й момент от казался, опас аясь царе убийства. Не явился на площадь и

диктатор в осстания Тр убецкой. Это внесл о смятение в ряды в осставших.

Для защиты и мператора на Сенат скую площадь б ыли вывед ены войска и конная

гвардия. К восставши м обращалос ь духовен ство, брат ц аря Михаил с просьб ой

Тогда к вос ставшим об ратился ген ерал - губернат ор Петерб урга, ге рой войны

1812 г. Ми лорадович. Милорадович п ользовался ува жением и авторитет ом среди

Ученик: «Од ин из членов тай ного об щества княз ь Оболен ский, ви дя, что

такая речь, может под ействоват ь, выйдя из ка ре, убеждал г раф а отъехать п рочь,

иначе угрожал опасн остью. В э то время Каховский выст релил и з пистолета в

Милорад овича, смертел ьно ранив его. Выст рел Каховск ого бы л тем момен том,

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект урока по истории

Цели занятия:

- раскрыть причины формирования идеологии декабристов, показать ее обусловленность ходом исторического развития России;

- проследить развитие декабристского движения от поддержки власти до разработки планов её свержения;

- раскрыть причины поражения декабристов и значение этого движения для исторического развития России.

- развивать навыки работы с картами, текстом, таблицами;

- формировать навыки работы с историческими документами, их анализа;

- учить выделять главное и второстепенное, обобщать, определять и объяснять понятия;

- развивать навыки решения проблемных ситуаций и задач, аргументированно объяснять собственную точку зрения.

- воспитывать чувства патриотизма и гражданственности;

- формировать толерантность, уважительное отношение к людям с иной точкой зрения и убеждениями;

- повышать общий культурный уровень обучающихся.

Тип занятия : комбинированный урок

Вид занятия : лекция

Метод обучения : репродуктивный

Элементы образовательных технологий : работа с текстами, таблицами, картой, репродукциями; организация самостоятельной работы с документами, видеофрагментами.

Межпредметные связи : география, литература, обществознание.

1. Интерактивная доска

2. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: в 2 ч.: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. Ч 2 – М., 2017

3. Галкина Г.И. Рабочая тетрадь по истории. Р-н-Д. РКРИПТ., 2018

4. Раздаточный материал (См. Приложение).

План занятия:

1. Организационный момент (2мин.)

2. Опрос по д/з и обобщение ранее изученного материала (25 мин.)

3. Изучение нового материала (50 мин.)

4. Обобщение и закрепление нового материала (10 мин.)

5. Подведение итогов (3 мин.)

Ход занятия:

1. Организационный момент (2мин.)

2. Опрос по д/з и обобщение ранее изученного материала (25 мин.)

А) Фронтальный опрос (предварительно даётся индивидуальное задание по карточке):

- Назовите причины Отечественной войны1812 г.?

- Каковы были стратегические планы обеих сторон накануне войны?

- Выйти к доске и показать на карте направление ударов армии Наполеона в июне 1812 г., где находились противостоящие им русские армии?

- Сделайте вывод о соотношении сил в начале войны.

Б) Проверка д/з по рабочей тетради (Тема 10, зад.8,9,10): проверка осуществляется в устной форме, отвечающий студент зачитывает вслух свой ответ.

В) Опрос по карточке (См. Приложение)

Г) Опрос по репродукциям картин:

Какое событие Отечественной войны 1812 г. представлено на репродукции? (См. Приложение)

Д) Выполнение заданий по персоналиям Отечественной войны 1812 г.

Используя краткое описание и вещь-подсказку определите о каком участнике Отечественной войны 1812 г. идёт речь? (См. Приложение)

Назовите важнейшие последствия Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов русской армии.

Ж) Подведение итогов, выставление оценок.

3. Изучение нового материала (50 мин.)

А) Вступительное слово преподавателя:

Б) Самостоятельная работа студентов с документами (10 мин.)

Задание: Прочитайте выдержки из документов, авторами которых являются сами декабристы, и попытайтесь сформулировать основные причины возникновения декабристского движения (См. Приложение)

По окончании работы, учащиеся называют и записывают в тетрадях причины возникновения движения декабристов:

1) Отечественная война 1812 г.

2) Заграничные походы русской армии 1813-1814 гг. и знакомство будущих декабристов с политическим и экономическим устройством европейских государств.

3) Российская действительность (крепостное право, военные поселения, отсутствие гражданских свобод, произвол и взятки чиновников)

4) Революционные события в Западной Европе.

В) Работа со схемой и таблицей (См. Приложение)

Вопрос: Продолжил ли Александр I курс реформ начала своего царствования, после окончания войны?

Ответ: Нет, все проекты отмены крепостного права и введения Конституции так и не были реализованы. Последнее десятилетие царствования Александра I - период усиления цензуры, создания военных поселений, вызвавших нарекания со стороны общественности.

Рассказ преподавателя: Итак, изменившиеся после Отечественной войны и заграничных походов общественные настроения, а также бездействие и нерешительность властей в реформировании государства подтолкнули сторонников преобразований к созданию тайных обществ и кружков. Организаторами и участниками этих кружков были представители дворянства.

Вопрос: Как вы думаете, почему только дворяне?

Ответ: Дворяне были наиболее образованным, социально-активным и способным к самоорганизации сословием в России.

Учащиеся записывают названия первых декабристских организаций, их состав, цели, заполняют таблицу. (См. Приложение). Таблица заполняется по мере рассказа преподавателя и работы учащихся.

Работа с таблицей (индивидуальный и фронтальный опрос):

Задание: Выйдя к доске, отметьте и назовите общее в программных документах Северного и Южного обществ.

Ответ: Отмена крепостного права, учреждение парламента, введение гражданских свобод, уничтожение сословий.

Вопрос: Чем отличаются проекты Н. Муравьева и П. Пестеля?

Ответ: Различия в установлении формы правления будущего государства: у Н. Муравьева – конституционная монархия, у П. Пестеля – республика; различные условия отмены крепостного права и т.д.

Вопрос: Подумайте, какую из двух программ (Н. Муравьева или П. Пестеля) было легче реализовать в тех исторических условиях?

Вопрос: Как вы думаете, почему декабристы в конце концов, избрали тактику военного переворота для достижения своих целей?

Ответ: Император Александр I и высшее руководство страны были противниками преобразований, не желали ничего менять. Даже среди просвещённых дворян преобладали консервативные взгляды. Общественных сил, способных повлиять на власть и добиться проведения реформ в России не было, также, как и легальных рычагов воздействия общества на власть (например, парламентские выборы) Таким образом, единственным способом преобразовать страну, доступным для будущих декабристов, остался силовой способ, то есть, вооружённый захват власти.

Г) Самостоятельная работа студентов по видеофрагменту и тексту учебника (25 мин.)

Рассказ преподавателя : Осенью 1825 г. в Таганроге внезапно умирает Александр I . У императора не был детей.

Вопрос: Кто должен был наследовать престол, согласно закону о престолонаследии от 1797 г.?

Ответ: Следующий по старшинству брат Александра – Константин.

Рассказ преподавателя: У императора Павла I было три сына: Александр, Константин и Николай. Константин был женат морганатическим (неравным) браком на польской дворянке, женщине не королевских кровей и поэтому по закону не имел права наследовать престол. Соответственно, права на русский престол переходили к Николаю – следующему по старшинству брату. Но брак Константина и его отказ от престола держался в тайне от общества, поэтому после известия о смерти о Александра I была принесена присяга Константину. Когда же был обнародован официальный отказ Константина от власти и была назначена переприсяга Николаю, то есть, возникла ситуация междуцарствия – декабристы решили этим воспользоваться: не допустить переприсяги и принудить Сенат объявить о введении конституционного строя. Предполагалось также занять Петропавловскую крепость и Зимний дворец, арестовать царскую семью.

Запись на доске и в тетради студентов:

14 декабря 1825г. – вооружённое восстание декабристов на Сенатской площади в Санкт-Петербурге.

Задание: учащимся предлагается посмотреть видеофрагмент и ответить на вопросы к нему (См. Приложение) (15 мин.)

Задание: На основании фильма и текста учебника ( п. 54, с. 49) сформулируйте причины поражения движения декабристов (5 мин.)

Ответ учащихся и запись в тетради:

1) Неорганизованность действий

2) Идейные разногласия и разобщенность между членами тайных обществ

3) Отсутствие опоры на широкие слои населения страны.

4. Закрепление и обобщение нового материала (10 мин.)

Ответ: Казнь пяти лидеров декабристов в июле 1826 г. – была первой политической казнью, которая потрясла Россию, вызвала интерес и сочувствие к декабристам, к их целям и идеям, особенно среди образованной молодежи. Для самого А.И. Герцена (1812-1870), посвятившего свою жизнь критике государственных порядков в России, декабристы стали героями-мучениками, борцами за свободу своей страны. С расправы над декабристами начинается революционное движение в России.

Задание: Выйдя к доске, отметьте ошибки в тексте и объясните их. (См. Приложение)

5. Подведение итогов, выставление оценок, домашнее задание (п. 54, с. 45-49;

рабочая тетрадь: тема 10. зад.11-13, 15) (3 мин.)

1. Раздаточный материал (карточка с заданием для индивидуального устного опроса)

2. Репродукции картин художников, посвящённых Отечественной войне 1812 г.

3. Персоналии (краткие биографические справки) участников Отечественной войны 1812 г.

4. Раздаточный материал (выдержки из документов)

5. Раздаточный материал (схема и таблица по организациям и программным документам декабристов)

7. Текст с ошибками.

1. Раздаточный материал (карточка с заданием для индивидуального устного опроса)

«Гроза двенадцатого года

Настала – кто тут нам помог?

2. Репродукции картин художников, посвящённых Отечественной войне 1812 г.

Определите событие Отечественной войны 1812 г., изображенное на репродукции картины (демонстрируются в виде слайдов на интерактивной доске)

hello_html_m2275eedb.jpg

.

Ответ: Военный совет в Филях, 27 августа 1812 г.

hello_html_m70ac51f5.jpg

Ответ: Пожар в Москве, сентябрь 1812 г.

hello_html_1c0c0d48.jpg

Ответ: Бородинское сражение, 26 августа 1812 г.

3. Персоналии (краткие биографические справки) участников Отечественной войны 1812 г.

Узнайте участника Отечественной 1812 г. по краткой характеристике; соотнесите вещи-подсказки, разложенные на столе с каждым из них.

Ответ: П. Багратион; вещь-подсказка - сабля с георгиевской ленточкой.

Ответ: Д. Давыдов; вещь подсказка- чернильница с пером.

4. Раздаточный материал (выдержки из документов)

Задание: Прочитайте выдержки из документов и сформулируйте основные причины возникновения декабристского движения.

5. Раздаточный материал (схема и таблица по организациям и программным документам декабристов)

hello_html_m7816370.jpg

hello_html_6f025540.jpg

1. Какие факторы повлияли на неудачу восстания декабристов?

2. Каково было соотношение войск восставших и правительственных частей?

3. Сколько человек погибло в ходе подавления восстания?

4. Сколько представителей высшей аристократии (князей и графов) было среди декабристов?

5. Как были наказаны нижние чины, принимавшие участие в восстании?

6. Какое наказание понесли члены тайных обществ?

7. Какой обычай был нарушен во время казни пяти декабристов?

8. Сколько декабристов было сослано на каторгу?

7. Текст с ошибками.

Прочитайте текст и найдите в нём ошибки:

Вариант текста без ошибок:

После Отечественной войны 1812 года в российском обществе преобладали противоречивые настроения. Одна часть возлагала надежды на дальнейшие реформы, введение конституции и решение вопроса об отмене крепостного права. Солдаты и офицеры, участвовавшие в заграничном походе русской армии в 1813-1814 гг. познакомились с изменениями, произошедшими в Европе после французской революции конца XVIII в.

Однако большинство дворян-консерваторов восприняло победу над Наполеоном как доказательство превосходства российских порядков над западноевропейскими. Реформы, по их мнению, были не только не нужны, но и опасны.

Был ли продолжен курс реформ начала царствования Александра? Фактически продолжен не был. Бездействие и нерешительность властей в реформировании государства подтолкнула сторонников преобразований к созданию тайных обществ и кружков. Организаторами этих кружков являлись представители дворянства.

Учитель музыки: Известный всем русский поэт Александр Сергеевич Пушкин в Петербурге присутствовал на собраниях ранних декабристских организаций у “умного и пылкого” Н.М.Муравьева, сына писателя и деятеля народного просвещения, того мальчика, который в 1812г. тайком убежал от родных в армию М.И.Кутузова. Декабрист М.С.Лунин говорил о нем: “Этот человек один стоит целой академии”. Он отличался пылким и пламенным патриотизмом. О собраниях у Н.М.Муравьева и И.А.Долгорукова Пушкин рассказал в X главе “Евгения Онегина”. В этой главе, как и в дружеских посланиях к декабристам, в автобиографических записях и письмах поэта, хотя и беглые, но точные и выразительные портретные зарисовки героев

Витийством резким знамениты,
Сбирались члены сей семьи
У беспокойного Никиты,
У осторожного Ильи.

Современники отмечали “разговорчивость” декабристов, их постоянное стремление быть понятыми, выразить передовые мысли и чувства, которыми они жили, а “также резкость и прямоту их суждений”. Пушкинская характеристика этих собраний с их впечатляющей чертой – резким витийством (красноречием) воскрешает существенную и самую примечательную их особенность. На фоне общей атмосферы политический споров, борьбы идей, диспутов в том же сжатом, но метком и выразительном стиле даны портреты деятелей ранних тайных обществ. В доме Муравьева бывал и Тургенев:

Одну Россию в мире видя,
Преследуя свой идеал,
Хромой Тургенев им внимал
И, плети рабства ненавидя,
Предвидел в сей толпе дворян
Освободителей крестьян.

(“Евгений Онегин”, X гл.)

Учитель истории - Как вы думаете, почему дворяне были предводителями тайных организаций? (Дворяне были единственным наиболее образованным сословием России)

Работа с таблицей

(с1817г. Общество истинных сынов Отечества)

Фрагмент художественного фильма “Звезда пленительного счастья” (собрание членов обществ)

Беседа по вопросам к таблице и фильму:

- Почему общества носили тайный характер?

- Назовите общие требования программ всех тайных обществ будущих декабристов.

- Назовите основные различия проектов конституций Северного и Южного обществ.

- Почему декабристы стремились к достижению своих целей без опоры на широкие народные массы?

- Почему декабристы избрали тактику военного переворота?

- Какой момент для вооруженного выступления избрали декабристы?

Осенью 1825 г. В Таганроге внезапно умирает Александр I. У императора не было детей.

- Кто должен был наследовать престол? Следующий по старшинству брат. У Павла было три сына: Константин, Николай и Александр. Константин был женат морганатическим браком, и в связи с этим не имел права наследовать престол. Но отказ Константина от наследования престола держался в тайне от общества, поэтому после известия о смерти Александра I была принесена присяга Константину. Была назначена переприсяга Николаю, и декабристы решили воспользоваться этим моментом, не допустить переприсяги и принудить Сенат объявить о введении конституционного правления. Предполагалось также занять Петропавловскую крепость и Зимний дворец, арестовать царскую семью.

Запись на доске и в тетради:

14 декабря 1825 г. – восстание декабристов на Сенатской площади.

Ученик рассказывает о ходе восстания декабристов:

Власти назначили переприсягу Николаю I на 14 декабря. В этот день и решили выступить члены северного общества. По их плану восстание должно было начаться в Петербурге, и почти одновременно должна была выступить 2-я армия на Украине. “Диктатором” (военным руководителем) восстания в столице был назначен полковник гвардии С.П.Трубецкой – как старший по званию.

Члены Северного общества собирались не допустить присяги солдат новому царю. Под предлогом требования воцарения Константина они хотели вывести полки, которыми командовали или в которых имели влияние, к зданию Сената, где в это время должна была происходить присяга членов Государственного Совета и сенаторов. С помощью оружия восставшие надеялись принудить власти обнародовать “Манифест к русскому народу”, объявлявший об отмене крепостного права и изменении системы управления страной. Одновременно предполагалось арестовать и заключить в Петропавловскую крепость членов царской семьи. Не исключалось и убийство Николая. До выборов в новые органы власти страной, по мысли организаторов выступления, должно было руководить временное правительство. В него планировалось включить известных реформаторов прежнего царствования – Сперанского и Мордвинова (которые об этих намерениях не имели никакого представления).

На деле же все получилось иначе, чем планировалось. Предупрежденный о готовящемся выступлении, Николай провел присягу для членов Сената, Синода и Государственного Совета в ночь с 13 на 14 декабря (следовательно, принять “Манифест” восставших Сенат был уже не вправе). П.Г.Каховский, которому раньше было поручено в критической обстановке убить Николая, отказался это сделать. Трубецкой вовсе не прибыл к войскам, и оно оказались без руководства.

На сенатскую площадь утром 14 декабря был выведен и построен в каре лишь Московский полк, к середине дня подошли еще около 1100 моряков Гвардейского экипажа и шесть рот Лейб-гренадерского полка. Солдаты не подозревали об истинных целях выступления. Им было сказано, что Николай хочет завладеть престолом вопреки законному наследнику Константину, якобы арестованному по дороге из Варшавы. Таким образом, солдаты выступили не за республику или конституционную монархию и даже не за отмену крепостного права, а лишь за соблюдение законности при вступлении на престол нового царя. Тем временем остальные части столичного гарнизона присягнули Николаю I.

Новый царь предпринял попытку с помощью духовенства и военачальников мирным путем ликвидировать выступление. Каховский выстрелил в Милорадовича, пытавшегося убедить солдат в том, что их обманывают. После того, как мирные переговоры не удались, Николай приказал принесшим присягу войскам открыть огонь картечью по московскому полку. Уже после второго выстрела восставшие дрогнули и побежали. Число жертв с обеих сторон составило, по разным данным, от 200 до 300 человек.

Фрагмент художественного фильма “Звезда пленительного счастья” (момент восстания)

Учитель истории: 29 декабря 1825 г. началось восстание Черниговского полка на юге страны.

Запись на доске и в тетради:

29 декабря 1825 г. - восстание Черниговского полка.

Восстание возглавил С.И.Муравьев-Апостол. Оно началось в тот момент, когда членам Южного общества стало уже известно о разгроме восстания в Петербурге, и когда уже были арестованы руководители Южного общества. В течение недели С.И.Муравьев-Апостол с 970 солдатами и 8 офицерами ходим по заснеженным полям Украины, надеясь на присоединение к нему других воинских частей. Однако эта надежда не оправдалась. Военному командованию удалось изолировать Черниговский полк. Одновременно к району восстания стягивались верные правительству войска. В результате восстание также было подавлено.

После подавления восстания в Петербурге и на Украине была образована Следственная комиссия. Это был первый в России широкий политический процесс. Виновными были признаны 289 человек, из них 121 был предан Верховному уголовному суду.

Пять декабристов (Запись на доске и в тетради):

П.Пестель, С.Муравьев-Апостол, М Бестужев-Рюмин, К.Рылеев, П.Каховский – были приговорены к смертной казни четвертованием, заменой повешением.

Фрагмент худ/фильма “Звезда пленительного счастья” (Сцена казни)

- Как вы думаете, какого было значение восстания декабристов?

Учитель дополняет ответы учащихся:

Учитель музыки: Идеи декабристов оказали значительное влияние на творчество таких видных представителей российской культуры, как А.С.Пушкин, А.С.Грибоедов. Среди самих декабристов были известные писатели и поэты (К.Ф.Рылеев, Ф.Н.Глинка), ученые и художники (Н.И.Тургенев, Н.А.Бестужев)

Ансамбль девочек исполняет романс “Кавалергарда век не долог” муз. И.Шварца, сл. Б.Окуджавы

Пушкин до конца своих дней не забывал своих друзей-декабристов и, больше того продолжал разделять их идеалы. О крушении восстания декабристов, о своей и их судьбе Пушкин аллегорически рассказал в стихотворении “Арион”, а в своих гимнах Пушкин пробуждал в друзьях “гордое терпенье” и веру в то, что начатое ими дело будет продолжено:

Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.

Восстание декабристов

Технологическая карта урока «Династический кризис 1825 года.

Игра – это естественная для ребёнка форма обучения. Она – часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние. Учитель использующий игру, организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребёнка.

Игра способна также решить ещё одну проблему – она органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности.

ТИП УРОКА: комбинированный.

познакомить учащихся с причиной династического кризиса,

ходом восстания на Сенатской площади,

определить причины поражения, итоги и последствия выступления декабристов.

Развитие аналитического мышления.

Продолжить формирование основных компетенций:

-прослеживать причинно-следственные связи,

-аргументировано обосновывать свои выводы.

ПЛАН УРОКА. 1.Мотивация. Введение в тему. (Постановка проблемного вопроса, эвристическая беседа).

2.Повторение домашнего задания

3.Изучение нового материала:

А. Династический кризис.

Б. Выступление 14 декабря 1825 г.

В. Следствие и суд над декабристами.

Г. Историческое значение и последствия восстания декабристов.

4.Рефлексия.(Решение проблемного вопроса, самооценка работы учащихся).

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, тетради, презентация

Династический кризис 1825 года. Выступление декабристов

Урок изучения нового материала

1. Мотивация. Введение в тему (Постановка проблемного вопроса, эвристическая беседа);

2. Опрос домашнего задания;

3. Изучение нового материала

Ø Династический кризис;

Ø Выступление 14 декабря 1825 года на Сенатской площади;

Ø Следствие и суд над декабристами;

Ø Историческое значение и последствия восстания;

5. Домашнее задание.

Педагогическая цель урока

Раскрыть сущность династического кризиса; разобрать ход восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года; показать героизм благородство, любовь к Отечеству молодого дворянства; определить причины поражения и последствия выступления декабристов.

Формы и методы обучения

Методы – объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый;

Формы – индивидуальная, групповая, фронтальная.

Определения и даты

Династический кризис; 14 декабря 1825 года – выступление на Сенатской площади, 29 декабря 1825 года - восстание Черниговского полка.

Александр I , Константин Павлович, Николай I , Павел Иванович Пестель, Сергей Иванович Муравьёв-Апостол, Михаил Павлович Бестужев-Рюмин, Никита Михайлович Муравьёв, Кондратий Фёдорович Рылеев, Пётр Григорьевич Каховский, Сергей Павлович Трубецкой.

Оборудование

Проектор, раздаточный материал

Авторский медиапродукт

Презентация Microsoft Power Point

Планируемые образовательные результаты

Предметные компетенции

Метапредметные и личностные УУД

Научатся выделять главное в тексте, строить причинно-следственные связи, объяснять значения терминов, высказывать своё отношение к выступлению декабристов.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи между событиями;

Коммутативные: планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия.

Личностные: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.

План проведения урока

Этапы урока

Временная реализация

Постановка целей и задач урока, формулировка проблемного вопроса

Опрос домашнего задания

Изучение новой темы

Запись домашнего задания

Оборудование:

ü Учебник: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России. XIX век.8 класс. М., 2012.

ü Абдулаев Э.Н., Морозова А.Ю., Сдвижков О.В. История Отечества. Историческая география. XIX век. Картографический тренинг для работы на уроке и подготовке к экзаменам.//С D - ROM , 2013

ü Ожившая история. XIX век// CD - ROM , 2013

ü Мультимедийный проектор

1.Организация начала урока

2.Проверка домашнего задания

4.Усвоение нового материала и его первичное осознание

5.Закрепление и обобщение полученных знаний.

6 .Подведение итогов урока

7.Информация о домашнем задании

Дидактическая цель

Методы обучения

Формы обучения

Мотивация на работу на уроке

Проверка домашнего задания

Контроль за усвоением темы предыдущего урока

Изучение нового материала

Познакомить с содержанием новой темы

Беседа, самостоятельная работа с историческими источниками

Первичное закрепление событий 14 декабря 1825 года.

Беседа, самостоятельная работа

Ход урока

Организационный момент.

Постановка целей и задач урока, формулировка проблемного вопроса

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра,

Надежда в мрачном подземелье

Разбудит бодрость и веселье,

Придет желанная пора:

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут - и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

· Кому посвящено стихотворение А.С.Пушкина?

· Какова его главная мысль?

· В чем особенности общественного движения в первой четверти XIX века?

В ходе беседы учащиеся должны прийти к выводу, что стихотворение посвящено участникам тайных обществ – будущим декабристам, именно они стали открыто говорить о необходимости отмены крепостного права, ограничении самодержавия, проведения реформ.

Проверка домашнего задания

1. Какие причины привели к движению и недовольству офицеров, передовой части русского общества ?

2. Каковы же предпосылки возникновения движения декабристов? ( Участие в заграничном походе русской армии позволило увидеть свободную жизнь людей в Европе и русская действительность, крепостное право теперь воспринимались солдатами особенно остро.)

Мужчины с 20-летнего возраста, без имущественного ценза

(свобода слова, печати)

(свобода слова, печати)

Судьба военных поселений

Судьба крепостного права

Отмена немедленно и без выкупа

½ у крестьян, ½ у помещиков.

Земля у помещиков, крестьянам 2 десятины

8. Почему декабристы назначили выступление на 14.12.1825 года? (Предполагалось, что восстание произойдет летом 1826 года. Но 19 ноября 1825 года, когда во время поездки по стране в Таганроге заболел и умер император Александр I . Неожиданная смерть Александра I, человека со сложным характером, скрытного и непредсказуемого, сразу же породила множество слухов, суть которых сводилась к одному: царь не умер, в гроб положен был какой-то другой человек. Александр же скрылся, ушел, отрекшись от престола. Правда, слухи скоро затихли. Эта внезапная смерть привела к династическому кризису.

Подводится итог игры. Объявляется команда, победившая в данном туре.

Изучение новой темы.

Учитель: Ребята давайте с вами еще раз вспомним, кем же были декабристы. Декабристы – уникальное явление в русской истории. Молодые дворяне, хорошо образованные с блестящей военной карьерой, имеющие уважение, почет, статус. Но именно они не захотели смириться с гнетом крепостного права. Возвращаясь из Европы, они ждали перемен, а получили свертывание реформ, поэтому они стали, активно готовится к восстанию против самодержавия.

Внезапная смерть Александра I вызвала в российском обществе много различных слухов, но для либеральных дворян смерть императора стала сигналом к активным действиям. Всё перечисленное вами, было ещё при Александре I до его смерти.

Что нам предстоит узнать на уроке? Что мы пока не знаем? (Составление плана)

1. Причины династического кризиса.

2. Цели восставших.

3. Причины поражения и значение восстания.

В конце урока нам предстоит найти ответ на вопрос: Могло ли восстание декабристов закончиться победой?

Задание для группы 1 - работая с текстом выделить причину династического кризиса.

(Приложение 1)

Династический кризис - нарушение установленного порядка передачи верховной власти при наследственной монархии вследствие отсутствия прямых наследников.

Называют причины.

· Смерть Александра I , который не оставил наследников;

· Положение осложнялось огромными расстояниями, которые отделяли друг от друга главных героев этих событий. Александр I умер в Таганроге; Константин, которого все считали законным наследником престола, находился в это время в столице Царства Польского — Варшаве; а Николай, совершенно неожиданно для всех, провозглашенный наследником указом умершего царя, — в Петербурге.

· Николай познакомился с завещанием старшего брата, но не рискнул действовать по его воле. Генерал-губернатор столицы Милорадович, отвечавший за порядок в городе, во всеуслышанье заявил, что ни за что не ручается, если Николай взойдет на престол. Очевидно, и сам будущий царь хорошо сознавал свою непопулярность и ту опасность, которой она грозит. В этой ситуации Николай решил не торопиться. 27 ноября, на другой день после получения известий из Таганрога, Николай в Большой церкви Зимнего дворца сам первым принял присягу Константину и привел к ней дворцовые караулы. Константин был провозглашен императором. Фактически мы видим, что в стране установилось безвластие.

· Только когда стало окончательно ясно, что Константин ни за что не приедет в столицу, Николай рискнул провести переприсягу. В ночь на 14 декабря на чрезвычайном заседании Государственного Совета он прочел манифест о своем вступлении на престол. Узнав о переприсяге, которая была назначена на утро 14 декабря, члены Северного общества решили этими обстоятельствами воспользоваться в полной мере.

4. Задание для группы 2 – Прочитайте текст документа и определите Цели декабристов, а также события восстания.

Приложение 2.

Восстание 14 декабря 1825 г.

декабристов

События восстания

Декабря 14-го поутру Государь император извещен был начальником штаба Гвардейского корпуса, что несколько рот лейб-гвардии Московского полка отказались от должной Его Величеству присяги и, завлеченные буйством своих капитанов, овладевши знаменами, принесенными к полку для присяги, изранили своего бригадного командира генерал-майора Шеншина и полкового командира генерал-майора Фредерикса, что толпа сия в величайшем неистовстве взяла направление к Исаакиевской площади, увлекая силою встречающихся офицеров, но другая часть полка осталась покорная и в порядке.

Тогда послано от Его Величества повеление прибыть 3-м ротам лейб-гвардии Павловского полка, свободным от караула, и лейб-гвардии Саперному баталиону, которому занять Зимний дворец, а третьему баталиону лейб-гвардии Преображенского полка прибыть немедленно к Его Величеству. Между тем сам Государь император с первым баталионом Преображенского полка пошел навстречу бунтующим, дабы предупредить всякое покушение на дворец, в коем изволили находиться их императорские величества Государыни императрицы и прочие члены императорской фамилии. Прибыв против дома княгини Лобановой, государь император услышал выстрелы, и тогда же донесено Его Императорскому Величеству, что военный генерал-губернатор граф Милорадович ранен смертельно бунтовщиками; в то же время прибыл к Государю императору Конно-гвардейский полк и вслед за ним три роты лейб-гвардии Павловского полка, вскоре потом и его высочество Михаил Павлович привел баталион лейб-гвардии Московского полка, который с большим усердием просил позволения смыть кровию бунтующих срам и бесчестие мундиру своему нанесенное, но Государь император, не желая проливать крови, предпочел меры кротости и увещания, но ни уважение Его Величества, ни присутствие митрополита, ни угрозы не могли склонить их к сдаче.

Напротив того, буйство приметно возрастало и к шайке прибыли разные толпы лейб-гвардии Гренадерского полка солдат с тремя офицерами и знаменем оного и тогда же начали стрелять из среды шайки. Посему решено было Его Величеством прибегнуть к мерам строгости, тем необходимейшим, что чернь, подкупаемая деньгами и подносимым вином, начинала приставать к бунтующим. Прежде, однако ж, нежели приступить к последним мерам строгости, Государь император изволил повелеть лейб-гвардии Конному и Кавалергардскому полкам сделать покушение устрашить бунтовщиков атакою, весьма трудною, впрочем, по тесному месту и выгодному расположению мятежной шайки, усиленною уже большею частью баталиона Гвардейского экипажа, но сия мера не имела желаемого успеха, мятежники стояли твердо и, пользуясь выгодою своего места, продолжали свое неистовство, тогда Его Величество решился с душевным прискорбием вывести против мятежной толпы четыре орудия, приказав зарядить картечью, послав в последний раз им сказать, чтоб они предались милости Государя императора, но, получив решительный отказ, повелел начать стрельбу. По второму выстрелу шайка рассыпалась. Цит. по: Гордин Я. А. Мятеж реформаторов. — Л., 1989.

Из воспоминаний декабриста генерал-майора М. А. Фонвизина:

13 декабря казалось, что все было приготовлено тайным обществом к решительному действию: оно считало на гвардейские полки, в которых было много членов, ручавшихся за успех, как один член Союза, адъютант начальника гвардейской пехоты генерала Бистрома, поручик Ростовцев, не из корыстных видов, а испуганный мыслию о междоусобном кровопролитии, идет во дворец и открывает великому князю Николаю намерения и надежды тайного общества воспрепятствовать его восшествию на трон. Великий князь в ту же ночь созывает во дворец начальников гвардейских полков (в числе их был один член тайного общества генерал Шипров) и льстивыми убеждениями, обещаниями наград и т. п. преклоняет их к присяге императору Николаю I, зная, что этим они свяжут совесть своих солдат. Этой счастливой проделкой Николай Павлович удачно избегает опасности, ему угрожавшей.

Тайное общество могло тогда считать на части лейб-гвардии Московского и Гренадерского полков и на баталион Гвардейского морского экипажа, которые твердо решились стоять за права великого князя Константина, полагая, что жизнь его в опасности. Декабря 14-го на рассвете этот малочисленный отряд, над которым приняли начальство военные члены тайного общества, собирается на Сенатской площади в уверенности, что гвардия его поддержит.

Но гвардейские полки, так недавно связанные присягою, данною Николаю I, хотя не с большим усердием, а по приказанию начальников, идут против отряда, собравшегося на Сенатской площади, к которому присоединилась большая толпа народа. Император посылает уговаривать солдат положить оружие. Неустрашимый генерал-губернатор граф Милорадович с тем же намерением скачет к отряду, но в ту же минуту, смертельно раненный пулей, падает. Трепеща от страха, петербургский митрополит Серафим в угождение царю, окруженный своей свитой, подходит к отряду, начинает убеждать солдат, но напрасно теряет слова. Конная гвардия идет в атаку на инсургентов, и они опрокидывают ее батальонным огнем.

Наконец подвозят шесть батарейных орудий (ultima-ratio — последний довод) и несколько картечных выстрелов с близкого расстояния расстраивают ряды инсургентов и заставляют их рассеяться. Если б отряд, вышедший на Сенатскую площадь, имел предприимчивого и отважного начальника и, вместо того чтобы оставаться в бездействии на Сенатской площади, он смело повел бы o его до прибытия гвардейских полков ко дворцу, то мог бы легко захватить в плен всю императорскую фамилию. А имея в руках таких заложников, окончательная победа могла бы остаться на стороне тайного общества. Цит. по: Гордин Я. А.Указ. соч.

- Какую историческую информацию вам удалось извлечь из этих документов?

1. Группа №3 Причины поражения и значение восстания.

Но, как показали события, у Николая был сильный союзный союзник – время. 14 декабря оно работало на царя. Большинство войск, расквартированных в Петербурге, поддержали Николая. Декабристы же эффект внезапности, который давал им серьёзные преимущества, упустили безнадёжно.

Противостояние на Сенатской площади продолжалось около 5-ти часов: с 11 до начала 5-го. Пожалуй, самым ярким и трагическим событием за эти долгие часы являлся рейд на Сенатскую площадь генерал-губернатора Милорадовича, пытавшегося убедить рядовых участников восстания в том, что их обманывают. Но он был смертельно ранен Каховским (слайд 15).

После того, как переговоры не удались, Николай приказал войскам, принесшим ему присягу, открыть огонь по мятежникам. Уже после второго выстрела восставшие дрогнули и побежали.

Какие вы выделили причины поражения?

Учитель: Следствие по делу декабристов началось практически в день восстания. Некоторые из его руководителей были задержаны прямо на Сенатской площади. Вечером 14 декабря они уже давали первые показания. Пятеро были повешены в Петропавловской крепости

- Какую историческую информацию вам удалось извлечь из этих документов?

А теперь ребята, встать

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево

И беритесь вновь за дело!

Несмотря на разгром восстания – Николай I оказался под сильным впечатлением от этого события, стало очевидно, что жить по старым порядкам страна уже не может. Декабристы всколыхнули передовую часть российского общества, способствовали тому, что её усилия и таланты оказались направленными на борьбу с крепостничеством и самодержавием.

6. Подводятся итоги урока, звучит оценка работы групп, отдельных обучающихся.


1. Рудник, на котором работали большинство декабристов.

2. Первая из женщин-декабристок.

3. Император, который взошёл на престол в 1825 году.

4. Император, который разрешил декабристам в 1856г. вернуться в Россию.

5. В этом сибирском городе в разное время проживали до 15 декабристов и их семьи.

6. Самая большая колония декабристов проживала в …… заводе.

7. Помилование, объявленное декабристам в 1856г.

8. Этот декабрист несколько лет служил в Омске.

9. Большинство декабристов были осуждены на …… .

7. Рефлексия

Попробуйте оценить свою работу на уроке по 10-бальной шкале.

· Как я усвоил материал?

Получил прочные знания, усвоил весь материал – 9-10 баллов.

Усвоил новый материал частично – 7-8 баллов.

Мало что понял, необходимо еще поработать – 4-6 баллов.

· Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли своей работой?

Со всеми заданиями справился сам, удовлетворен своей работой – 9-10 баллов.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока по истории "Движение декабристов" 8 класс

Тема: Движение декабристов.

Цель: выявить причины возникновения тайных обществ в стране;

дать характеристику их основным документам;

вскрыть причины выступления декабристов;

выявить причины поражения;

способствовать воспитанию у учащихся чувства

национальной гордости за лучших представителей Отечества

Задачи : учащиеся должны понять главные особенности первого

антикрепостнического этапа революционного движения

в России, его классовый состав и направленность;

уяснить причины движения декабристов, объективную

закономерность и обусловленность ходом исторического

развития России; причины поражения восставших.

Основное содержание : Возникновение движения декабристов.

Оборудование : учебник «История России XIX ” А.А. Данилов,

Основные даты : 14 декабря 1825 год.

«Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Подготовка к восприятию нового материала.

Опрос домашнего задания .

Вопросы : -Какое значение имел заграничный поход русской армии 1813-1814 гг. и какое влияние этот поход и вся Отечественная война 1812 года оказали на формирование революционного сознания будущих декабристов?

Ответы учащихся : Ученик : -После победы России над наполеоновской Францией передовая часть российского общества ожидала перемен. Солдаты и офицеры, видя другую, свободную жизнь европейского народа мечтали о переменах. Российская же действительность была иной. До сих пор в России сохранялось крепостное право, самодержавие, граждане не имели демократических прав и свобод.

2-й ученик : - Отечественная война и заграничные походы 1813-1814 гг. оказали большое влияние на взгляды российского образованного дворянства о будущем России. Отечественная война привлекла дворян в ряды армии и на защиту Отечества, заграничные походы познакомили с жизнью в европейских странах.

3-й ученик : - Раньше русские люди не выезжали за границу, после окончания войны обстановка изменилась. Солдаты и офицеры попали под сильное влияние европейских порядков, увидели как живут люди, поняли что можно жить лучше, по-другому.

4-й ученик : -Побывав за границей и сравнив с действительностью в России, стало понятно что, необходимо покончить с крепостными порядками.

Ученик : «Здесь барство дикое, без чувства, без закона

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца

Склоняясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,

Здесь барство тощее влачится по браздам

Изучение нового материала.

Возникновение тайных обществ.

Основные программные документы.

Восстание 14 декабря 1825 года. Причины поражения.

Фрагмент фонограммы Свиридова. Вальс.

1 . Учитель: После Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов русская армия вернулась на Родину. Офицеры дворяне познакомились с жизнью и просветительскими идеями Западной Европы и начали по-иному смотреть на российские порядки. Многим из них казалось естественным освободить крестьян, дать волю народу, позволить ему участвовать в государственных делах.

Ученик: Из дневников заговорщиков.

Русские солдаты и офицеры ждали, что в России произойдут изменения.

Слайд. Собрание тайного общества. Худ. Гольштейн.

Ученик: «Дитя 12-го года:

Хмель заграничного похода,

«За храбрость- золотая шпага,-

Чин капитана, ордена.

Была военная отвага,

Дисциплина в организации была очень строгой, случайный человек не мог стать её членом. За два года в союз вступило 30 человек.

Главная цель - благотворителность, гуманистическое воспитание

юношества, стремление к общему благу;

боролись с произволом и насилием в армии;

за жестокое обращение с крестьянами, подвергали

(учащиеся записывают в тетрадь)

Вопросы для закрепления : -Давайте вместе с вами попробуем ответить, что же способствовало возникновению тайных организаций?

- Почему основной костяк входивших в тайные общества людей составляли офицеры?

- В чём сходство и различие организаций?

-Почему эти организации были распущены?

Осенью 1822 г. в Петербурге оформилось Северное общество. Председателем стал полковник генерального штаба Никита Муравьёв, автор программы Северного общества Конституции.

2. Анализ программных документов.

Класс делится на две группы.

Вопрос раскрывается через самостоятельную работу учащихся с

Учитель: итак, Северное и Южное общество имели свои программы о дальнейшем развитии России. Давайте сейчас изучим эти документы и проведём сравнительный анализ.

Учащиеся записывают в тетрадь.

1. Уничтожение самодержавия.

2. Уничтожение крепостного права.

3. Введение республиканского правления.

4. Высшим органом власти должно стать народное вече.

5. Введение Конституционной монархии.

6. Равенство граждан перед законом.

7. Свобода слова, печати.

8. Сокращение срока военной службы.

9. Освобождённые крестьяне наделялись землёй.

Конституция Н. Муравьёва.

1. Ликвидация крепостного права.

2. Крестьяне освобождались без земли.

3. Уничтожение сословий.

4. Равенство всех перед законом.

5. Земля оставалась в собственности помещиков, крестьянам

отводился небольшой надел.

6. Во главе исполнительной власти император.

Конституция Н. Муравьёва носила более умеренный характер, и отражала интересы дворянства и помещиков.

Учитель: Летом 1826 г. предполагалось совершить переворот.

Но жизнь внесла свои изменения в планы заговорщиков.

19 ноября 1825 года скоропостижно скончался император Александр I. На 25 дней возникла ситуация междуцарствия. У императора не было детей, наследовать престол должен был его брат Константин. Но в своё время Константин отказался от престола, женившись на польской дворянке Гудзинской. Александр завещал престол своему брату Николаю. Но имея , странную привычку всё окружать тайной Александр I засекретил своё распоряжение. Об этом не знали ни Николай, ни Константин.

Получив известие о смерти Александра, Константин присягнул Николаю, а Николай в свою очередь Константину. Произошло замешательство, когда всё разъяснилось, было решено назначить присягу на 14 декабря 1825 года.

Вопросы для закрепления: - Когда умер Александр I ?

- Почему после смерти Александра

Организаторы рассчитывали озвучить свои требования, и добиться поставленных целей мирным путём.

Слайд. Восстание на Сенатской площади. Худ. Колман.

Ученик: Это было 14 декабря 1825 года. Цвет нации, элита общества – декабристы бросили вызов мракобесию и произволу. Движимые патриотическим порывом, они вызывали страх и восхищение. На Дворцовой площади один, за одним появились полки: Кавалердгардский, Преображенский, Семёновский.

Слайд. Карта-схема восстания.

Работа учащихся с картой-схемой.

Декабрист А.И.Якубович которому было поручено арестовать царскую семью, в последний момент отказался, опасаясь цареубийства. Не явился на площадь и диктатор восстания Трубецкой. Это внесло смятение в ряды восставших.

Для защиты императора на Сенатскую площадь были выведены войска и конная гвардия. К восставшим обращалось духовенство, брат царя Михаил с просьбой разойтись. Но всё было тщетно.

Тогда к восставшим обратился генерал-губернатор Петербурга, герой войны 1812 г. Милорадович. Милорадович пользовался уважением и авторитетом среди солдат и офицеров.

Ученик: «Один из членов тайного общества князь Оболенский, видя, что такая речь, может подействовать, выйдя из каре, убеждал графа отъехать прочь, иначе угрожал опасностью. В это время Каховский выстрелил из пистолета в Милорадовича, смертельно ранив его. Выстрел Каховского был тем моментом, после чего мирный исход выступления стал невозможным.

Около 6 часов вечера по приказу Николая по солдатам стали стрелять картечью из пушек. Всё было кончено.

Вопросы: -Почему восстание потерпело поражение?

Ответы: - У участников восстания не было опоры на народные массы

-Организаторы восстания в самый ответственный момент

- Отсутствие крепкого и грамотного руководства.

Ученик: Вскоре произошло восстание декабристов на юге. Павел Пестель был арестован. Восстание Черниговского полка было подавлено, раненый Муравьёв-Апостол и другие руководители арестованы.

Ученик : Николай I лично вёл следствие суд над декабристами, беседовал с каждым. Ему необходимо было понять, почему эти люди отважились на такие действия.

Всего было арестовано 579 человек, виновными признаны 289 человек,121 человек предстали перед судом.

Учитель: Император помиловал всех, кроме пятерых.

Павла Пестеля, Кондратия Рылеева, Михаила Бестужева-Рюмина и Петра Кахавского- приговорили к мучительной смертной казни- четвертованию. Николай I указом от 10 июля 1826 года смягчил приговор. Пятерым, четвертование заменил, на повешение. Приговор привели в исполнение 13 июля 1826 года.

Ученик читает стихотворение Ю. Друниной

« Зловещая серость рассвета

С героев Бородина

Срывают и жгут эполеты,

Бросают в огонь ордена.

И смотрит Волконский устало

На знамя родного полка-

Он стал в двадцать пять генералом,

Учитель: Будущих каторжан выстроили во дворе крепости, лишили дворянства и чинов, сожгли сорванные с них мундиры, эполеты и ордена, сломали над их головами шпаги. 9 офицеров были разжалованы в рядовые, 111 человек приговорены к каторжным работам в Сибири, остальные отправлены в действующую армию и на Кавказ.

Учитель: Восстание декабристов явилось славной страницей в истории России.

Почему они потерпели поражение? Их было очень мало, и страшно далеки они были от народа.

Нравственный, великий подвиг и пример заключён в том, что имея в руках оружие они пошли мирным путём. Тем самым бросив вызов самодержавию.

Читайте также: