Чем характеризуется в науке 20 век обществознание кратко

Обновлено: 02.07.2024

В конце 19 века ученые пришли к выводу о том, что в области физики уже все открыто, и наука дошла до своего предела. Однако в это же время было обнаружено, что некоторые объекты излучают лучи, неизвестные до этого. Пришло понимание, что имеющиеся знания о материальном мире являются недостоверными, появилось противоречие с классической физикой. Согласно представлениям классической физики, мир состоит из неделимых атомов, имеющих массу, а материя является неуничтожимой. Открытие радиоактивности в рамках представлений классической физики означало, что атомы можно уничтожить, а значит, уничтожаема и материя. Эта проблема побудила ученых к изучению структуры атома.

В 30-х годах 20 века ученые открыли элементарные частицы, обнаружена структура атома. Ученые выяснили, что атом состоит из ядра и электронов, вращающихся вокруг него с большой скоростью. Ядро атома состоит из протонов и нейтронов. В результате этих открытий сформировалась совершенно новая теория – квантовая физика. В истории развития физики это стало революцией.

Исследования, которые велись на уровне атома, перешли на совершенно новый уровень – уровень элементарных частиц. Это привело к углубленному изучению мира, позволило человечеству найти новые способы использования и преобразования материального мира, привело к революции в области техники.

Крупнейшие открытия в естествознании – открытие кванта и дуализма волн и частиц – существенно изменили представления о научной картине мира. в результате произошло создание квантовой механики, которая объясняла процессы, происходящие в микромире. В этот период возникли две фундаментальные теории современной физики – общая теория относительности и специальная теория относительности. Эти теории изменили представления о соотношении времени и пространства, а также движении относительно них.

Великими открытиями этого времени, которые разрушили космологию Ньютона, являются открытие радиоактивного распада, светового давления, а также создание теории относительности, изобретение радио, введение теории кванта. Эти открытия разрушали существовавшие представления о материи, ее свойствах и строении, а также представления о пространстве и времени. В результате этих открытий трехмерное пространство и одномерное время стали относительными проявлениями четырехмерного пространственно-временного континуума. Исходя из этого, течение времени отличается для тех, кто движется с разной скоростью. Микрочастицы имеют свойства и частиц, и волн, тем самым показывают свою двойственную природу.

Готовые работы на аналогичную тему

Физика является ведущей отраслью естествознания и стимулятором развития других отраслей. Например, изобретение электронного микроскопа привело к развитию биологии, биохимии, физиологии.

Развитие науки и техники во второй половине 20 века

Во второй половине 20 века происходит стремительное развитие науки и техники. К середине 20 века лидирующее положение, наряду с физикой, занимают смежные науки, такие как космонавтика, кибернетика, а также химия. Главная задача химии в этот период заключается в синтезировании веществ с заданными свойствами, синтезе полимеров и получении синтетического топлива. Химики решают задачу получения легких сплавов и материалов, способных заменить металлы в авиации и космонавтике.

Революционные открытия в этот период происходят и в биологии.

В 1950- х годах было открыто строение ДНК, выявлена генетическая роль нуклеиновых кислот. Была открыта роль молекулы ДНК в передаче наследственной информации. Эти открытия позволили создать новые лекарства для борьбы с серьезными заболеваниями, включая и наследственные. Генная инженерия открывает новые возможности по созданию в условиях лаборатории новых видов растений и животных. Эта технология позволяет решить проблему с продовольствием.

Еще одним важнейшим открытием в области биологии является расшифровка молекулярной структуры ДНК. Ученые выяснили, что кодирование синтеза белка является основной функцией генов.

Были открыты молекулярно-генетические механизмы изменчивости, к которым относятся мутация и рекомбинация генов.

В результате этих открытий были заложены основы новой отрасли науки – генной инженерии. Целью генной инженерии является создание новых форм организмов, которые обладают свойствами, ранее отсутствовавшими у них.

В конце 20 века лидирующей наукой становится биология.

В 1960-х годах были изобретены лазеры, которые активно применяются во многих сферах, в том числе и в медицине.

Развитие техники в 20 веке

Изобретение электронно-вычислительных машин вызвало стремительное развитие вычислительной и информационной техники. Успех в изобретении электронно-вычислительных машин стал возможен благодаря революции в области физики. Именно изучение явлений на уровне меньше атома позволили использовать достижения физики для создания электроники.

Новая техника оказалась способной частично заменить способности человеческого мозга. К тому же, такое оборудование намного повысило возможности человека в скорости подсчета операций. Все это обусловило создание важного инструмента для изучения сложнейших вопросов, как теоретических, так и технических. Вместе с тем, новые возможности повысили способность человечества к познанию мира и преобразованию его.

Переворот в науке 20 века совершило и изобретение кремниевого чипа. Эта мельчайшая деталь заменила старые компоненты оборудования, бывшие достаточно громоздкими и одновременно хрупкими. Изобретение кремниевого чипа позволило начать производство электронных машин, меньших по размеру, но превосходящих старые по мощности.

Микропроцессоры нашли широкое применение в производстве электрических приборов, в частности:

  • компьютеров,
  • роботов,
  • телефонов,
  • космических кораблей.

Стремительное развитие электроники привело к кардинальным изменениям и в средствах связи, которые завоевали мир. Информация благодаря этим достижениям науки стала более доступной. Любой человек, имеющий компьютер и телефонную линию, в конце 20 века получил возможность использования Интернета для связи с миллионами людей во всем мире.

К началу 1990-х годов компьютеры управляли практически всеми технологическими процессами в промышленности.

XX в. ознаменован бурными событиями, которые нашли отра­жение в развитии социальной теории. С одной стороны, существенно продвинулись вперед частные социальные науки — экономически теория, правоведение, политология, социология, психология и т. С другой стороны, на философском уровне продолжалось переосмысление принципов XIX в., свято верившего в прогресс и во все­силие науки.

Недостатки цивилизации, созданной наукой и техникой, неспо­собность науки решить многие чисто человеческие проблемы при­вели к появлению в социальной философии теорий, содержащих себе сильный антинаучный элемент.

Во-первых, подвергалась сомнению универсальность научных методов и их исследовательская эффективность. Такие направления в философии, как герменевтика, экзистенциализм, прямо указывал на ограниченность естественнонаучных методов познания, их неспо­собность исследовать человеческий мир. Подобные убеждения ос­новывались на констатации своеобразия области истории и культуры,

где действуют человеческое сознание и свободная воля. Отрицалось наличие в области социальных явлений законов, соотносимых с за­конами природы. Подобные установки реализовывались и в част­ных социальных науках. Например, в истории приобрела популяр­ность школа Анналов, теоретики которой развивали принципы нео­кантианской теории познания.

Значительное количество социальных исследований связано с анализом современных политических и экономических процессов, поиском наилучших форм общественной организации в современ­ных условиях. Причем зачастую дискуссии по этим проблемам идут не только на частнонаучном, но и на философском уровне.

Анализ отдельных институтов и ценностей капиталистического общества проведен в работах известных экономистов Джона Гэлбрейта, Джона М. Кейнса, Фридриха Хайека, Милтона Фридмена (неоконсерватизм).

Хайек и Фридмен не только считают рыночную экономику, существующую в современных капиталистических обществах, значительно эффективнее плановой экономики социалистического типа но и выступают за минимальное участие государства в экономической жизни, максимальную свободу рынка, частного предпринимательства.




Гэлбрейт и Кейнс, напротив, настаивают на большем контроле государства над рынком, более активном регулировании рыночных; отношений.

Особое значение в последние годы приобрели так называемые глобальные проблемы. Данный комплекс проблем затрагивает чело­вечество в целом, каждое существующее на земле общество. К ним относятся экологические проблемы, проблемы войны и мира, здра­воохранения, продовольствия, распределения ресурсов и т. д. Общественные науки призваны искать пути решения этих проблем. Сего дня мир целостен. В нем живут разные народы, но они вынужден жить вместе и взаимодействовать друг с другом. Поиск взаимоприемлемых моделей сосуществования, примирения различных социальных систем и культур также входит в задачи обществознания.

Проблемы будущего человечества, изменение облика мирового сообщества под воздействием новых информационных технологи изучаются в различных вариантах теорий постиндустриального об­щества (Д. Белл, О. Тоффлер,

3. Бжезинский, А. Турен).

Итак, обществознание XX в. стремится находить решения многообразного комплекса проблем, которые ставит перед ним жизнь. Сегодня социальное знание — важнейшее условие благополучного развития человечества.

Контрольные вопросы:

1. Как в XX в. относились к идее прогресса и оценивали роль науки в об­ществе?

3. В чем отличие взглядов Хайека и Фридмена, с одной стороны, от взгля­дов Гэлбрейта и Кейнса, с другой?

4. Что такое глобальные проблемы?

5. Кого из авторов теорий постиндустриального общества вы можете на­звать?

XX в. ознаменован бурными событиями, которые нашли отра­жение в развитии социальной теории. С одной стороны, существенно продвинулись вперед частные социальные науки — экономически теория, правоведение, политология, социология, психология и т. С другой стороны, на философском уровне продолжалось переосмысление принципов XIX в., свято верившего в прогресс и во все­силие науки.

Недостатки цивилизации, созданной наукой и техникой, неспо­собность науки решить многие чисто человеческие проблемы при­вели к появлению в социальной философии теорий, содержащих себе сильный антинаучный элемент.

Во-первых, подвергалась сомнению универсальность научных методов и их исследовательская эффективность. Такие направления в философии, как герменевтика, экзистенциализм, прямо указывал на ограниченность естественнонаучных методов познания, их неспо­собность исследовать человеческий мир. Подобные убеждения ос­новывались на констатации своеобразия области истории и культуры,

где действуют человеческое сознание и свободная воля. Отрицалось наличие в области социальных явлений законов, соотносимых с за­конами природы. Подобные установки реализовывались и в част­ных социальных науках. Например, в истории приобрела популяр­ность школа Анналов, теоретики которой развивали принципы нео­кантианской теории познания.

Значительное количество социальных исследований связано с анализом современных политических и экономических процессов, поиском наилучших форм общественной организации в современ­ных условиях. Причем зачастую дискуссии по этим проблемам идут не только на частнонаучном, но и на философском уровне.

Анализ отдельных институтов и ценностей капиталистического общества проведен в работах известных экономистов Джона Гэлбрейта, Джона М. Кейнса, Фридриха Хайека, Милтона Фридмена (неоконсерватизм).

Хайек и Фридмен не только считают рыночную экономику, существующую в современных капиталистических обществах, значительно эффективнее плановой экономики социалистического типа но и выступают за минимальное участие государства в экономической жизни, максимальную свободу рынка, частного предпринимательства.

Гэлбрейт и Кейнс, напротив, настаивают на большем контроле государства над рынком, более активном регулировании рыночных; отношений.

Особое значение в последние годы приобрели так называемые глобальные проблемы. Данный комплекс проблем затрагивает чело­вечество в целом, каждое существующее на земле общество. К ним относятся экологические проблемы, проблемы войны и мира, здра­воохранения, продовольствия, распределения ресурсов и т. д. Общественные науки призваны искать пути решения этих проблем. Сего дня мир целостен. В нем живут разные народы, но они вынужден жить вместе и взаимодействовать друг с другом. Поиск взаимоприемлемых моделей сосуществования, примирения различных социальных систем и культур также входит в задачи обществознания.

Проблемы будущего человечества, изменение облика мирового сообщества под воздействием новых информационных технологи изучаются в различных вариантах теорий постиндустриального об­щества (Д. Белл, О. Тоффлер,

3. Бжезинский, А. Турен).

Итак, обществознание XX в. стремится находить решения многообразного комплекса проблем, которые ставит перед ним жизнь. Сегодня социальное знание — важнейшее условие благополучного развития человечества.

Контрольные вопросы:

1. Как в XX в. относились к идее прогресса и оценивали роль науки в об­ществе?

3. В чем отличие взглядов Хайека и Фридмена, с одной стороны, от взгля­дов Гэлбрейта и Кейнса, с другой?

4. Что такое глобальные проблемы?

5. Кого из авторов теорий постиндустриального общества вы можете на­звать?

Науку 20 века характеризует прочная и тесная взаимосвязь с техникой, что является основой современной научно-технической революции. Новый уровень взаимодействия науки и техники в ХХ столетии не только привёл к тому, что новая техника возникает как побочный продукт фундаментальных исследований, но и обусловил формирование разнообразных технических теорий.

Общекультурное предназначение техники - освобождение человека от “объятий” природы, обретение им свободы и некоторой независимости от природы. Освободившись от жёсткой природной необходимости, человек на её место, поставил жёсткую техническую необходимость, оказавшись в плену непредусмотренных побочных последствий технической среды, таких как ухудшение состояния окружающей среды, нехватка ресурсов и др. Мы вынуждены приспосабливаться к законам функционирования технических устройств, связанных с разделением труда, нормированием, пунктуальностью, сменной работой, мириться с экологическими последствиями их воздействия. Достижения техники, особенно современной, требуют неизбежной расплаты за них.

Техника, заменяя рабочую силу человека и приводящая к повышению производительности труда, рождает проблему организации досуга и безработицу. Техника, обеспечивающая возможность вмешательства в наследственную природу, создаёт угрозу человеческой индивидуальности, достоинству человека и неповторимости личности.

Оказывая воздействие на интеллектуально-духовную жизнь личности (и общества), современная компьютеризация интенсифицирует умственный труд, повышает “разрешающую силу” человеческого мозга. Но возрастание рационализации труда, производства и всей жизни человека с помощью современной техники чревато монополизацией компьютерного рационализма, который выражается в прогрессировании внешней рациональности жизни за счёт внутренней, за счёт понижения автономности и глубины человеческого интеллекта, за счёт разрыва между рассудком и разумом. “Алгеброизация”, “алгоритмизация” стиля мышления, основанная на формально-логических методах формирования понятий, на которых покоится действие современного компьютера, обеспечивается превращением разума в кибернетический, прагматически ориентированный рассудок, утрачивающий образную, эмоциональную окрашенность мышления и общения.

Как следствие этого, нарастает деформация духовной коммуникации, духовных связей: духовные ценности в большей степени превращаются в голую анонимную информацию, рассчитанную на усреднённого потребителя и нивелирующую личностно-индивидуальное восприятие.

Глобальная компьютеризация таит в себе опасность утраты диалогичности в общении с другими людьми, порождая “дефицит человечности”, появление раннего психологического старения общества и человеческого одиночества и даже снижения физического здоровья.

Нет никакого сомнения, что компьютерная техника играет существенную роль в профессиональном развитии человека, оказывает большое влияние на общекультурное развитие личности: способствует росту творчества в труде и познании, развивает инициативность, нравственную ответственность, умножает интеллектуальное богатство личности, обостряет понимание людьми смысла своей жизни и назначения человека в обществе и в универсальном мире. Но верно также и то, что она несёт в себе угрозу духовной односторонности, выражающейся в формировании технократического типа личности.

Исторический путь развития

Наука в России допетровских времен значительно отставала от европейской. Это объясняется социальными и культурными особенностями государства и незначительным влиянием Византии.

Первый математический труд в Древней Руси был создан в 1136 году монахом Кириком. Несколько позднее появились переводы книг по логике, космографии и арифметике.

каковы достижения русской науки начала 20 века

Наука в качестве социального института возникла в нашем государстве при Петре I. Именно в эпоху его царствования в Америку и в Сибирь отправились первые экспедиции Василия Татищева и Витуса Беринга.

1724 год ознаменовался открытием Петербургской академии наук. Работать в этом учреждении пригласили многих известных европейских ученых. Неоценимое значение для развития русской науки имели труды и деятельность академика Михаила Ломоносова.

1755 год считается датой основания Московского университета. История науки России после этого получила новый виток своего развития. Несколько позднее университеты были основаны в Дерпте (1802 г.), в Вильно (1803 г.), в Харькове и Казани (1804 г.), в Санкт-Петербурге (1819 г.). Уже в конце 19 в. их состав пополнился Киевским, Варшавским, Томским и Одесским учреждениями подобного рода.

Научную элиту в России представляли:

- математики (Н. И. Лобачевский, М. В. Остроградский и др.);
- физики (А. С. Попов, А. Г. Столетов);
- химики (Д. И. Менделеев, А. М. Бутлеров, Н. Н. Зинин и др.);
- врачи (С. П. Боткин, Н. И. Пирогов);
- историки (Н. М. Карамзин, В. О. Ключевский).

Начало двадцатого столетия

Этот период охарактеризовался превращением аграрной России в мощное индустриальное государство. Те реформы, которые проводило правительство, привлекли в страну капитал. В России начали усиленно развиваться различные сферы промышленности, а также железнодорожная отрасль.

Уже с конца девятнадцатого столетия начался подъем культуры, архитектуры, литературы и т.д. Наука в начале 20 века также достигла своего значительного расцвета. В этот период произошла настоящая революция естествознания, имевшая огромное значение в развитии общества. Крупные научные открытия 20 века, сделанные в этот период, стали причиной пересмотра уже существующих представлений об окружающем человека мире.

Создание научно-технических обществ

Научные открытия 20 века в дореволюционной России были сделаны благодаря работе различных кружков. Последние представляли собой небольшие сообщества, в состав которых входили не только исследователи-практики, но и энтузиасты-любители. Существовали такие кружки за счет взносов своих членов и частных пожертвований. Некоторым обществам правительство выделяло крупные субсидии.

научные открытия 20 века

Помимо медицинских и сельскохозяйственных, металлургических и ботанических, географических и физико-химических существовали и тайные научные кружки. Примером тому может послужить Общество космонавтики. Его членами были будущие великие деятели науки 20 века – Циолковский, Королев и др.

Все эти кружки были центрами проведения исследовательских работ и пропаганды научных знаний среди населения. Однако основной вклад в образование страны все же принадлежал лицеям и университетам, из которых и выходили перечисленные выше общества.

Развитие медицины, генетики и биологии

Каковы достижения русской науки начала 20 века в этой области? К ним можно отнести классический труд академика И. П. Павлова. Русским ученым были проведены исследования физиологии органов пищеварения и сердечно-сосудистой системы. За свой труд в 1904 г. Павлов был удостоен Нобелевской премии. Эта же награда в 1908 г. была присуждена И. И. Мечникову. Ее ученый получил за труды по инфекционным заболеваниям и иммунологии. Также Мечниковым было изучено влияние высшей нервной деятельности на течение физиологических процессов. На основе полученных знаний ученым была выдвинута теория условных рефлексов.

Открытия 20 века в области биологии стали мощным импульсом для развития медицины. Начало столетия ознаменовалось разработкой прививок против бешенства, куриной холеры и сибирской язвы. Все это явилось результатом исследований бактериолога парижского института Л. Пастера. На основе данных трудов ученые многих стран мира, в том числе и России, вели разработку мер, направленных на профилактику и предупреждение различных эпидемий.

открытия 20 века

Большой вклад в развитие генетики внес ученый И.В. Мичурин. Этот основатель науки о селекции плодовых растений работал в Тамбовской губернии, в своем родном городе Козлове. Целью ученого было обогащение садов России новыми культурами. Несмотря на стоящие перед ним преграды, ученый выполнил свою задачу.

история науки россии

Он разработал практическую методику и сделал теоретические выводы получения разнообразных гибридов, обладающих необычными и полезными свойствами для человека.

Совершенствование боевой техники

Развитию этой области способствовала агрессивность ведущих государств мира и все возрастающие технические возможности. Уже в 1911-1915 годах российские инженеры А.А. Пороховщиков, В.Л. Менделеев и А.А. Васильев создали первый проект бронированной машины, которую впоследствии назвали танком.

Изобретение автомата

Наука и техника 20 века в России нередко ставили своей задачей укрепление военного потенциала страны. На этом поприще удалось добиться значительных успехов. Так, в 1916 г. конструктором-оружейником Федоровым был изобретен первый в мире автомат. Для этого пришлось укоротить ствол винтовки образца 1913 г. и снабдить ее коробчатым магазином, а также рукояткой для удобной стрельбы. В итоге получилось огневое средство, которое на сегодняшний день является основой вооружения пехоты любой армии мира.

Развитие химии и физики

Многие научные открытия 20 века в этой области были сделаны в странах Западной Европы. Благодаря им человечество с паровых двигателей стало переходить на двигатели внутреннего сгорания. Однако новые способы добычи главного сырья для таких механизмов (нефти) были предложены именно русскими учеными.

Появление двигателей большей мощности натолкнуло исследователей на идею создания летательных аппаратов. Первые попытки прорыва в области воздухоплавания были осуществлены еще в 19 веке. Именно тогда свет увидели дирижабли и аэростаты.

Каковы достижения русской науки начала 20 века в этой области? В нашей стране были созданы двух-, а также четырехмоторные самолеты, поразившие современников своими внушительными размерами. Над их созданием трудились такие инженеры, как И. И. Сикорский и В. Г. Луцкой.

наука в россии

Открытия 20 века в области авиации на этом не заканчиваются. Выдающийся русский ученый Б. Н. Юрьев в 1911 году изобрел основной узел, используемый при сборке современных вертолетов. Данное устройство позволило создавать технику с высокими характеристиками устойчивости. Такие вертолеты могут безопасно управляться рядовыми летчиками. Развитие науки в 20 веке в области вертолетостроения было заложено именно Юрьевым.

В этот же период зарождались истоки современной космонавтики. Основные открытия 20 века в этой области были сделаны учителем калужской гимназии, самородком К.Э. Циолковским. В 1903 г. им были опубликованы блестящие труды, в которых обосновывались возможности космических полетов.

Каковы достижения русской науки начала 20 века в области физики? Это открытие общих закономерностей, присущих волновым процессам (электромагнитным, звуковым и т.д.). Они были установлены выдающимся физиком П. Н. Лебедевым.

наука в начале 20 века

Величайшие открытия в науке 20 века были сделаны В. И. Вернадским. Этот ученый стал известен во всем мире после опубликования своих энциклопедических трудов, которые выступили основой для развития новейших направлений в радиологии, геохимии и биохимии. Работы Вернадского о ноосфере и биосфере являются истоками современной экологии.

Изобретение ранцевого парашюта

В 1910 г. Г. Е. Котельников посетил всероссийский праздник, посвященный воздухоплаванию. На нем он стал одним из свидетелей трагической гибели летчика Л. Мациевича. Котельников был не конструктором, а актером. Однако смерть пилота настолько потрясла его, что уже через год он изобрел парашют РК-1, принципиально отличавшийся от предыдущих разработок.

Купола как средство спасения и ранее использовались воздухоплавателями. Однако РК-1 был более компактным. К тому же парашют стал представлять собой устройство экстренного реагирования, постоянно находящееся под рукой. Стропы и купол РК-1 укладывались поначалу в деревянный ранец, который несколько позже был заменен на алюминиевый. На дне ящика Котельников расположил пружины. В нужный момент парашютист дергал за кольцо. В этот момент пружины открывали крышку ящика и выбрасывали купол наружу. В настоящее время этим изобретением пользуются парашютисты всего мира.

Появление телевизора

Осенью 1910 г. ученый сделал публичный доклад на заседании Русского технического общества, в котором рассказал о решении вопросов, стоящих на пути развития телевидения. Розинг уверял, что при применении таких приборов необходимо использовать электронный пучок. Самое удивительное в том, что данный вывод был сделан в тот период, когда электроника как отрасль находилась еще в зачаточном состоянии. На созданную им телевизионную систему Розинг получил вначале российский патент, а после – германский, английский и американский.

Открытия в области географии

Каковы достижения русской науки начала 20 века в сфере изучения устройства мира? В этот период совершались путешествия в страны Океании и на север Африки, в Восточную и Среднюю Азию. Каждое из них ознаменовалось глобальными открытиями. Стоит сказать о том, что географическая наука в начале 20 века опиралась именно на достижения, полученные русскими исследователями.

Становление СССР

Наука в России при советской власти подарила всему миру множество великих открытий и достижений в различных сферах человеческой деятельности. Даже их беглое перечисление указывает на тот прорыв, который был совершен учеными.

Достижения советской науки сыграли огромную роль в развитии народного хозяйства страны. При этом на их основе создавались такие новейшие для того времени отрасли промышленности, как тракторная и авиационная, автомобильная и металлургическая. Результаты проводимых научных исследований позволили развить производство синтетического каучука, моторного топлива и т.д.

Достижения, полученные учеными-биологами, позволяли решать задачи пищевой и легкой промышленности, а также сельского хозяйства. Кроме того, результаты многочисленных исследований привели к прогрессу здравоохранения и медицинской сферы.

В Советском Союзе были развернуты грандиозные исследовательские программы. Открывались и новые НИИ. Так, в 1934 г. Вавиловым был основан Физический институт Академии Наук, в тот же период начал свою работу Институт органической химии. 1937-й – год основания Института геофизики. Свою работу продолжили физиолог Павлов и селекционер Мичурин. В результате исследований, проведенных учеными, были сделаны многочисленные открытия по различным дисциплинам. Однако в годы репрессий интеллектуальному потенциалу государства был нанесен тяжелый урон.

Послевоенный период

Возрождение советской науки произошло в 1950 г. Исследовательской деятельностью в эти годы руководила АН. Академии Наук были восстановлены и во всех республиках страны. Это дало возможность принимать патенты на изобретения и осуществлять контроль над расходованием выделяемых государством финансов для этой сферы.

Уже в середине пятидесятых возрастает интерес к космонавтике. В этой сфере растет число ученых. Появляются специальные учебники и факультеты в вузах. Все это делается целенаправленно для воспитания молодых ученых.

В 1959 г. советский спутник достиг Луны. Это вновь повысило авторитет России в мирового сообществе. Уже в начале шестидесятых Советский Союз стал второй после США супердержавой в мире. Америка обгоняла нашу страну только по экономическому потенциалу.

12 апреля 1961 года произошло еще одно невероятное событие, которое ранее описывали в своих произведениях фантасты. В этот день человек впервые в истории полетел в космос и вернулся на землю.

В 80-х годах в нашей стране начали разработку и производство современных электронно-вычислительных машин – компьютеров. Данная техника была компактна и не занимала целые здания и комнаты. Это были годы, когда Советский Союз тратил на научную сферу огромные ресурсы, составлявшие десятую часть бюджета государства. Такого не могла себе позволить ни одна страна в мире.

российская наука в 20 веке

Среди огромного количества научных исследований, проведенных в России, есть немало таких, которые оказали и продолжают до сих пор оказывать значительное влияние на научно-технический прогресс всего мирового сообщества. Речь идет о многочисленных открытиях в области химических, биологических и физико-технических наук. К ним можно отнести открытие явления парамагнитного резонанса Е. К. Завойским. Немаловажную роль российские ученые сыграли и в решении вопросов получения атомной энергии.

Читайте также: