Кто будет работать в школе

Обновлено: 04.07.2024

Десять лет назад в России было 1,7 миллиона педагогов, а сейчас только 1,2 миллиона (Данные АиФ). Молодежь в школу не идёт. При этом средний возраст школьных преподавателей приближается к пенсионному, нагрузки большинства учителей 1,5 - 2 ставки. Кто будет работать в школе через 5-10 лет?

Образовательные вебинары
для педагогов

Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058

2 КПК и 15 вебинаров

Нехватка кадров ощущается уже сейчас. Пока что работает поколение учителей 50 - 60-хх годов, т.е. предпенсионного возраста. Однако на смену им никто не спешит..зарплаты мизерные Если и приходят молодые выпускники пед.институтов, даже готовые заниматься любимым делом, то через 2-3 года покидают стены школы, т.к. находят работу с более приличной зарплатой. Кстати получать в школе много (до 15 тысяч) можно, но для этого надо проработать там наверное пол-жизни, чтобы стать "высокоразрядным" преподавателем.

Сейчас идёт "бум" рождаемости. С одной стороны более-менее стабильная экономическая ситуация (детей заводят тридцатилетние, кто не мог это сделать в 90-х с другой-объективный демографический подъём из минимума рождаемости, который тоже пришёлся на 90-е годы.
В последние пять лет был минимум детей в школах по этим причинам, в следующие несколько лет детей пойдёт очень много и проблема с нехваткой учителей будет наростать.

В нашем Лузском районе (Кировская обл.) мы проанализировали с сотрудниками ЗАГСа рождаемость была очень высокой где-то с 2002 до 2010 года, потом пошла на спад. Сейчас в нашей школе ежегодный рост количества учеников (в 2016 - 675 чел.). Эта волна как-раз идёт. Учителя перегружены. Потом будет спад. Наверно, в больших городах спада и нет.

У нас школа переполнена, в классах по 30 человек. В школе 1100 учеников. В начальной школе в каждой параллели по 5 классов, кабинетов не хватает.

Вполне естественно и логично. Из молодых останутся единицы-бывает у людей призвание! Кто поумнее и мыслит в духе времени, не захочет оказываться в дураках, видя как распределяется премия. У людей сразу может отпасть всякое желание работать. Они найдут другую сферу деятельности, где их труд найдёт достойную оценку.

Отредактировано 23-11-2016 21:58

Согласна с тем, что кадров педагогических с каждым годом меньше и меньше. Молодежь не задерживается долго в школах, бежит в поисках другой работы, лишь бы не учительствовать. Так как с каждым годом становится работать сложнее:повышенные спросы системы образования, бумажная волокита (никому не нужная и которая хранится годами в архивах,а потом отправляется в макулатуру), проверки чуть ли не каждый месяц ( а то и в месяц 2-3), вечно недовольные родители, да и дети сложные. Вот и не выдерживают МС в школе. Сама несколько раз подумывала об уходе, но держит то, что своевременно оплачивается работа, так как везде сейчас кризис, да и без этой работы не представляю жизни. Старые лучшие кадры покидают стены школ, а на их место никто не стремится. Так что в системе образования появляется огромная трещина, которая с каждым годом становится больше и глубже. Так что сложно представить то, что ожидается в будущем Российского образования. Да и страшно становится за будущее поколение.

Вы правы! Наверное в будущем, если ничего лучшего не произойдет в пользу учителя, придется нанимать "гастарбайтеров". Не хотелось бы, ведь дети НАШЕ БУДУЩЕЕ!

Кто же все-таки приходит в школу? Я знаю очень хороших молодых учителей, которые в последние десять лет пришли в школы. Но их единицы. Не берусь говорить за все образовательные учреждения страны, приведу пример школы, в которой работаю сама. За пятнадцать лет к нам поступали следующие педработники (называю предмет, даю краткую характеристику и дальнейшую судьбу в профессии):

- учитель физкультуры – алкоголик – уволен;

- учитель технологии – алкоголик – уволился сам;

- учитель биологии – хороший специалист – работает до сих пор, но порывался уйти;

- учитель математики – хороший специалист – работает до сих пор, дважды в декретном отпуске;

- учитель физкультуры – человек, которому ни до чего нет дела, – работает;

- учитель иностранного языка – очень слабый педагог – работает;

- учитель иностранного языка – хороший специалист – уволился;

- учитель начальных классов – ни рыба ни мясо – работает;

- еще один учитель иностранного языка – ничего о нем не знаю, так как уволился через месяц;

- психолог – человек, которому самому нужен психолог, – работает;

- учитель истории – неплохой педагог – работает.

Кроме этих педработников, приходили-уходили и другие, но это были НЕ молодые специалисты. Я думаю, это весьма показательный пример. Стабильны только учителя, которым за сорок. Но и сорокалетние в наших школах – молодые, потому что средний возраст учителей, по разным данным, от 52 до 56 лет. Кто будет учить наших детей через 10 – 15 лет?

Когда меня спрашивают мои ученики, идти ли им в педагоги, я теряюсь. С одной стороны, я понимаю, что скоро наступит катастрофа и учить будет некому, а с другой – я не могу пожелать молодым людям такой незавидной участи, как быть учителем в российской школе. Чтобы молодой учитель приходил в школу, нужно его заинтересовать, и прежде всего, материально. Можно сколько угодно говорить о призвании и служении, но если нечего есть, то уже не до благородных целей.

Фото: Shutterstock

С сентября 2021 года в школах России должны появиться учителя-методисты и учителя-наставники — эти изменения планируются в рамках новой системы аттестации преподавателей, разработанной министерством просвещения. Цель нововведений, по словам министра Сергея Кравцова, — повысить престиж профессии, создать условия для непрерывного профессионального развития педагогов и обеспечить высокое качество образовательных результатов.

Рост потребности в высококвалифицированных специалистах обострит конкуренцию как в сфере академического образования, так и в области EdTech-проектов, число которых за последние месяцы существенно выросло. Преимущество при трудоустройстве будут получать преподаватели, которые смогут быстрее адаптироваться к новым тенденциям.

Новые роли преподавателей

Новые запросы к системе образования, глубокое проникновение гаджетов и интернета в повседневную жизнь, растущая популярность концепции непрерывного обучения (lifelong learning), набирающий обороты формат blended learning — лишь некоторые из факторов, трансформирующих традиционную модель взаимодействия между педагогом и учеником. Расскажем о трех ключевых трендах, приводящих к появлению новых ролей преподавателей.

  • Обучение на цифровых платформах — учитель-координатор

По данным Global Market Insights, в 2019 году, еще до пандемии, объем мирового рынка онлайн-обучения достиг $200 млрд, а в ближайшие пять лет рост должен составить не менее 8% в год. Особенно быстро будет развиваться ниша массовых открытых онлайн-курсов (МООК): по оценкам консалтинговой фирмы Mordor Intelligence, на 29% ежегодно.

Цифровое образование отвечает потребностям современных учеников: как показал опрос McKinsey, представителям поколения Z — старшеклассникам и студентам начальных курсов вузов — комфортнее обучаться удаленно. Хотя классическое школьное образование невозможно сделать дистанционным на 100%, онлайн-формат, как утверждает ЮНЕСКО, помогает решить целый ряд проблем — как минимум, связанных с неравным доступом к образованию в некоторых регионах мира. Правда, и здесь есть свои нюансы.

Фото:Honey Yanibel Minaya Cruz / Unsplash, Rastislav Bado / Shutterstock

Онлайн-обучение дает студенту больше контроля над процессом: значительная часть материала отдается на самостоятельное освоение, что позволяет выбирать удобные график и темп работы, а также последовательность тем и их выбор. В результате преподаватель из фигуры, диктующей, что именно делать в данный момент, превращается в координатора, чья задача — сопровождать процесс, отслеживая успехи студента и корректируя курс в соответствии с ними. Иначе говоря, ответственность за усвоение материала отдается ученику, педагог же помогает идти в нужном направлении, останавливаясь на проблемных моментах.

Самостоятельность в онлайн-обучении стала важным фактором и в сфере корпоративного образования, где тенденция перехода на удаленный формат наметилась уже давно. В ходе опроса LinkedIn 60% сотрудников из разных сфер отметили, что возможность личного выбора является для них существенным критерием привлекательности онлайн-курсов.

  • Смешанное обучение — учитель-наставник

Смешанное обучение, или blending learning (сочетание онлайн и офлайн-форматов) — подход не новый. На Западе он практикуется уже достаточно давно, и даже сами учителя повышают свою квалификацию с помощью омниканальных методов — это подтвердили 62% опрошенных TeachUp.

В России blended learning уверенно отвоевывает свои позиции: уже в следующем учебном году планируется апробация формата в 14 регионах страны в рамках внедрения ЦОС — Цифровой образовательной среды.

Поскольку при смешанной модели ученики также самостоятельно отрабатывают материал, учителю нужно фокусироваться на более глубокой проработке темы, чтобы донести ее до всех студентов. На первый план здесь выходит индивидуальный подход, учитывающий особенности каждого обучающегося. Преподаватель выступает в роли компетентного наставника, чья главная задача — понять запросы и особенности ученика, чтобы предложить ему персональную траекторию освоения материала.

Фото:Shutterstock

Александр Альперн, основатель и CEO Webinar Group:

  • Фокус на практических навыках — учитель-практик

Если для школы проектное обучение, нацеленное на рынок — скорее вопрос отдаленного будущего, то в университетской среде некоторые вузы уже сейчас становятся трендсеттерами нового подхода. Так, выпускники ряда учебных заведений могут представлять на рассмотрение аттестационной комиссии не дипломную работу, а собственный стартап. Одним из первых такую практику внедрили РЭУ им. Плеханова, МФТИ, ТПУ, ИТМО и РАНХиГС, а в будущем году эту инициативу опробуют еще 40 российских вузов. Студенту нужно фактически создать реальный бизнес-проект, который позволит ему не только сформировать портфолио и получить доход, но и принять участие в федеральной программе, нацеленной на развитие предпринимательства в стране.

Этот тип преподавателей необходимо по возможности освободить от методической работы, от заполнения документов.

Какие еще роли преподавателя существуют?

Фото:Filip Bunkens / Unsplash

Научные исследования и публикации — мечта для преподавателя-ученого. Этой группе интересны углубленная работа с аспирантами, тишина лабораторий, архивов и библиотек. Зачастую это — выдающиеся специалисты в своей области. Они охотно возьмут на себя научное руководство. Таким преподавателям интересно открывать новое, писать научные статьи и книги.

По стандартам преподавателю необходимо отработать определенное количество аудиторных часов. Часто под них специально разрабатывают узкие спецкурсы, чтобы отрабатывались эти часы. Но иногда стоит снизить аудиторную нагрузку на преподавателей-ученых и дать им возможность заниматься тем, что им нравится — наукой.

Мнения по методической работе расходятся: кто-то считает, что ее нужно убрать совсем, чтобы преподаватель мог сконцентрироваться на учебном процессе, другие считают, что методическая работа необходима для профессионального развития, а некоторым педагогам разработка новых программ и методик даже нравится.

Методист обеспечивает учебными материалами и контентом тех, кто работает в другой функциональной роли. Ему нравится писать программы, учебники, подбирать литературу. Создание курсов, в том числе в онлайне, не вызывает у него сложности и паники. Методисту нравится готовить фонд оценочных средств, и он может помочь с проведением экзамена.

Такой преподаватель может брать на себя методическую работу преподавателя-практика, помогать в составлении курсов преподавателю-лектору и забирать часть работы у преподавателя-исследователя.

Общение со всеми инстанциями, министерствами, получение грантов, — за все это несет ответственность администратор. Он занимается урегулированием конфликтов и обеспечивает соответствие регулярной работы с Федеральными государственными образовательными стандартами.

У преподавателей должна быть возможность выбора траектории своего преподавательского развития. Администрации необходимо выстраивать систему уравновешивания ролей. Если для каждой роли будет продумана система бонусов и мотивации, огромное количество фейковых публикаций и практики бесполезной аудиторной работы сойдут на нет.

У разных функциональных групп также должны быть равные условия, иначе все будут уходить в исследования, потому что там больше надбавок и дают гранты.

Преподаватели разные, им нужны разные стандарты, наименования и функционал, чтобы они могли успешно развиваться и эффективно работать. Такое разделение будет полезно и для студентов, которые будут понимать, к кому можно обратиться, чтобы решить вопрос с документами, а к кому — с просьбой быть научным руководителем.

Требования к учителю будущего

Новые роли подразумевают и изменение пула навыков. Учителя и преподаватели будущего должны овладеть новыми компетенциями:

Практико-ориентированное, гибкое и смешанное обучение требуют постоянного обновления и контента, и методик, и технологий. Учителям и преподавателям придется больше самостоятельно анализировать информацию, выбирая самые релевантные данные, чем опираться на готовые методические пособия и учебники.

ООН включила реализацию принципа lifelong learning в число приоритетных задач наравне с другими глобальными вызовами современности (такими, как преодоление голода или загрязнения окружающей среды). Многие навыки в современном мире стремительно устаревают, и это в полной мере касается и самих специалистов сферы образования. Поэтому умение непрерывно (и зачастую самостоятельно) учиться станет одним из основных требований к преподавателям.

Фото:из личного архива

  • Организационные навыки и проектное мышление

Если перегружены учителя, страдает и качество образования

Кадровый дефицит

— Нехватка кадров в школе ощущается достаточно остро. Есть два подхода на этот счет: бюрократический (формальный) и фактический. Допустим, необходимо пять учителей в школе по определенному предмету, а есть только три. Нагрузка недостающих педагогов распределяется по другим учителям. Формально у нас нет нехватки, потому что часы распределены, но фактически нам всё еще нужны два учителя, чтоб сделать нагрузку нормальной, при которой не будем терять в качестве. Хотя часто люди соглашаются на повышение нагрузки, чтобы увеличить заработную плату. Ну и чиновникам легче отчитываться по показателям. Но в реальности это сказывается на качестве преподавания в школе, поскольку учитель регулярно перерабатывает, — делится учитель истории и обществознания омского лицея Степан Кошкарёв.

Однако в Минтруде Омской области слова о нехватке учителей подтверждают цифрами — по состоянию на конец апреля этого года в области официально требовались . Самые востребованные — преподаватели иностранного языка (), русского языка и литературы () и математики (). Вакансии в сфере общего образования актуальны каждый год.

Идут ли в сферу образования молодые специалисты? В через службу занятости населения Омской области в школы устроили профильных заведений. Неутешительный показатель для области с почти двухмиллионным населением.

— Молодежь у нас есть, но ее мало. У нас в школе не задерживается. Хотя пара-тройка толковых девочек работает. К нам они пришли уже с маленьким, но опытом. Есть те, кто понимает, что это не их профессия, и они просто не могут работать в школе с детьми и родителями. В нашу школу нужны учителя иностранного языка и начальной школы. Есть учителя, которые больше двух ставок ведут. Тут уж не до хорошего. Хочешь заработать — нужно брать часы. С одной ставкой далеко не уедешь. Многие занимаются репетиторством. Так и крутятся. У многих выслуга. Примерно 20% учителей уже на пенсии по выслуге лет, — поделилась с нами учительница из школы .

Кто учит детей сегодня?

Инфографика: Полина Авдошина

По масштабам всей Омской области речь идет о учителей. За последние четыре года их количество практически не менялось. Судя по докладам Министерства образования Омской области на их официальном сайте, по итогам в школах всего региона работал , по итогам почти столько же — .

При этом количество учеников в регионе растет. Как указано в тех же докладах на сайте Минобра за последние четыре года, обучающихся в школах стало на больше — с человек в до человек в .

— Однозначно нехватка педагогов есть, она зафиксирована на официальном уровне. Где-то порядка нехватка педагогических кадров по области. По нашим оценкам, конечно, гораздо больше, потому что педагоги сейчас ведут и полторы, и две ставки, и чуть ли не до трех доходит у некоторых. У учителя норма труда составляет в неделю. Понятно, что это идеальный случай. Но, по крайней мере, раньше больше не рекомендовалось вести. Это большая нагрузка на педагога, потому что у него, помимо ведения часов, есть еще и другая педагогическая деятельность, не связанная с образовательной. Это проверка тетрадей, подготовка к урокам, самообразование, внутришкольные мероприятия — поделился глава профсоюза работников образования Евгений Дрейлинг.

Инфографика: Евгения Бикунова

Зарплата. Реальная против формальной

— Средняя зарплата, которую предлагают работодатели в регионе, составляет примерно рублей. Но всё зависит от нагрузки, преподаваемых предметов, местонахождения — город это или село. Зарплата может варьироваться и быть выше, если это молодой специалист или активный участник конкурсов. Самые высокооплачиваемые — логопеды-дефектологи. Им предлагают от рублей. Работодатели из Ямало-Ненецкого автономного округа и Ханты-Мансийска предлагают нашим студентам зарплату от 30 до рублей — нам приходят запросы из других регионов. А вообще в нашем регионе есть определенная потребность в кадрах, что греха таить, поэтому нам дополнительно выделили 49 бюджетных мест на бакалавриат и магистратуру к тем местам, которые у нас были ранее на , — пояснил ректор.

Иван Кротт подчеркнул, что в северных регионах выпускникам предлагают куда более высокую зарплату

Главные проблемы молодых учителей — низкая зарплата, конфликты с администрацией и куча бесполезной бумажной работы

В России средний возраст учителя составляет — об этом в марте рассказал министр просвещения Сергей Кравцов. Молодые люди идут в учителя неохотно: смущает маленькая зарплата, отсутствие роста и возможностей, диктатура школьных администраций и элементарное отсутствие благодарности со стороны детей и родителей. А опытные учителя постепенно уходят на пенсию. Отсюда и нехватка учителей.

Согласно данным банка вакансий Агентства труда и занятости, сейчас только в Красноярском крае больше предложений по вакансиям педагогов. Самая большая нехватка приходится на учителей иностранного языка — 246 вакансий, математики — 187 вакансий, русского языка и литературы — 171 вакансия. По официальным данным Росстата, средняя зарплата учителя в регионе составляет 44,6 тысячи рублей. Реальность однако не настолько радужна. Даже опытным учителям, чтобы зарабатывать 40 тысяч, нужно работать очень много, при обычной средней нагрузке зарплата начинается от 16 тысяч рублей.

Валерия

— Я пришла работать в школу еще во время учебы в педагогическом университете, как и многие студенты. Если говорить от чистого сердца, я никогда не хотела быть педагогом и особо не стремилась к этому. Несмотря на слова преподавателей о том, что у меня всё прекрасно получается и мне точно нужно идти работать по специальности, я первые курсы не воспринимала это всерьез. Но праздное любопытство победило, и я устроилась работать в одну из красноярских школ.

У работы в школе много приятного и важного. Мне больше всего нравилась работа с учащимися и сам образовательный процесс. И, конечно, для каждого учителя важно видеть победы своих учеников. И я не про те, что написаны на грамотах и благодарственных письмах, а про их личные победы, когда, пройдя тернистый путь борьбы с собой, они добиваются важного для себя результата. Порой даже выступление с докладом перед классом — победа над собственной робостью, стеснительностью. Для кого-то победа — заветная четверка, а не привычная тройка.

Учителя признаются, что при удобной возможности уйдут из школы

Иллюстрация: Полина Авдошина / Сеть городских порталов

Думаю, о том, что не нравилось, можно рассказать в четырех основных пунктах:

1. Бумаги. Современная школа не о детях и образовании, а о бесконечных бумагах, которые отнимают большую часть времени.

2. Потребительское отношение родителей к учителям, школе. Некоторые родители открыто заявляют, что они родили ребенка, привели в школу, купили ему канцелярию, рабочие тетради, обули и одели, а всё остальное обязаны дать в школе. Но задача школы дать знания и лишь скорректировать воспитание, если это необходимо, а не быть родителями для каждого учащегося. Конечно, для таких родителей всегда был отдельный разговор, где приходилось всё объяснять, тогда отношение менялось, но не у всех.

Зарплата моя составляла 16–18 тысяч рублей, однажды при максимуме нагрузки я выжала зарплату в 25 тысяч рублей.

При этом отношения в нашем коллективе были весьма теплыми, я до сих пор общаюсь с коллегами, с кем-то даже стали друзьями. Старшее поколение делилось на тех, кто радуется молодым педагогам и всячески помогает на первых этапах работать с документацией, подсказывает о том, как лучше поступить в той или иной конфликтной ситуации. Другие же наблюдают с презрением или натягивают улыбку, тут же обсуждая за спиной внешний вид, стоимость новой сумочки и на какой машине ты приезжаешь на работу. Они иногда могли что-то ехидно сказать о том, что я сама недавно окончила школу, или о моей разнице в три года с одиннадцатиклассниками. Но даже такие коллеги в нужный момент могли поддержать. Как и везде, были совсем возрастные коллеги, которые молодых педагогов вытравливали из коллектива, мотивируя это тем, что они ничего не смогут дать учащимся, ведь у них нет опыта.

Если в целом, то типичный женский коллектив, который можно именовать змеиным гнездом. Главное — не ужалить себя. Некоторых молодых учителей это смущало, они чувствовали некоторое напряжение, предпочитали запираться у себя в кабинете и не общаться с коллегами. Меня это не волновало, потому что на работу я прихожу работать, а не для того, чтобы всем нравиться.

Детей в школах могу охарактеризовать одним словом — интересные! Они шире мыслят, им понятны личные границы и многое другое, что стоит понять и их родителям. Самое приятное для меня, что сейчас ребята более эмпатичные. Почти в каждом классе есть задиристый ученик, который кажется оторванным от общества и реальности, но и с ним можно найти точки соприкосновения для плодотворной работы.

Периодически я думаю о возвращении в школу, скучаю по тем временам. Иногда хочется вновь зайти в свой кабинет, написать тему урока на доске, поприветствовать учеников и начать урок, но понимаю, что не готова променять свой уровень жизни, свободу и высокий доход на борьбу с системой. Да, получая удовольствие от этой работы, но за смешные деньги, без возможности уехать среди недели в другой город, открыто высказывать на работе свою позицию без материальных санкций.

Дарить знания, учить новому — это для меня большое счастье, поэтому я продолжаю давать несколько частных уроков в неделю, совмещая с основной работой.

Николай

— Я работаю в школе около семи лет учителем английского языка. Вопрос выбора профессии особо не стоял. Английский язык — это единственный предмет, который я любил и понимал. Еще в восьмом классе я для себя решил, что свяжу свою жизнь с ним. Но, к сожалению, на переводоведение мне не хватило ни имеющихся знаний по другим необходимым дисциплинам, ни амбиций, ни смелости — так что пошел в пед. Чувствовал ли я некое призвание быть учителем? Нет.

Мне нравится ощущение того, что я приношу пользу обществу. Английский язык — это не только об общении с иностранцами, это и о развитии памяти и логики, то есть я помогаю ученикам развивать их умственные способности.

Я очень радуюсь успехам ребят. Для некоторых детей ощущаю себя старшим братом, мне нравится мотивировать их к изучению языка своим примером.

Отношения с коллективом у меня хорошие, старшие коллеги мне помогают, поддерживает по сей день. Они, конечно, позволяют себе порой менторский тон, но я им это прощаю в силу понимания их опыта и возраста. Важно донести до них, что ты не один из их подопечных, а такой же равноправный работник школы, как и они, и в общении с тобой не стоит использовать пренебрежительный тон. В целом если атмосфера и не дружеская, то скорее приятельская и уважительная. Может быть, мне повезло оказаться в школе, которая не похожа на серпентарий. Может, просто конфликты и склоки обходят меня стороной. Но, глядя на свой коллектив, я могу сказать, что он довольно-таки сплоченный. Тому свидетельствуют различные массовые выезды и мероприятия, а также легкое, уважительное общение друг с другом на педсоветах и совместных рабочих собраниях.

В работе учителя самый большой минус — уровень оплаты труда. Чтобы тебе получать 35–40 тысяч, нужно иметь минимум + классное руководство + вести какое-нибудь дополнительное образование или кружок. А какой КПД будет у учителя, когда у него такая нагрузка? Учителя набирают немыслимое количество рабочих часов, обязанностей — только так и выживают. Ты учишься в университете несколько лет, осваиваешь ряд дисциплин, а твоя ставка равна ставке работника другой сферы, где профессиональное образование не нужно. Логично ли это? Нет. И несправедливо. Я зарабатываю 27 тысяч рублей за 36 часов нагрузки, это . Дай бог еще стимулирующих наберется, но это нестабильно, один месяц они есть, в другой их может не быть.

Дети, нахватавшись фразочек от родителей, могут вести себя некорректно по отношению к учителям

Иллюстрация: Полина Авдошина / Сеть городских порталов

Что касается детей, мое мнение — они такие же, какие были всегда. Есть умные, способные, сообразительные, воспитанные, искренние, которыми занимаются родители (это видно сразу, и это здорово!). Есть неуправляемые, капризные, хулиганистые и невоспитанные. Вообще же школьники сейчас вольные и свободные. Могут не иметь никаких рамок и не признавать авторитет учителя. Для нашего поколения учитель был фигурой, требующей по умолчанию уважения и вежливости.

Скажу банальность, но век высоких технологий и интернета отражается на нынешних детях. Они имеют доступ к соцсетям — к фактически открытой нараспашку личной жизни сверстников и педагогов. Смотрят блогеров и пранкеров, не стесняющихся в выражениях и тезисах. В смартфонах собран целый мир отвлекающих игр и развлечений. Стали ли они от этого хуже или лучше — нет, не думаю. Они просто другие в силу изменившейся с течением времени новой реальности. Хотя это и может восприниматься острее в сравнении с тем, как было раньше.

Честно, если мне вдруг завтра подвернется высокооплачиваемая работа, обязанности которой меня устроят, — я уволюсь. Профессия учителя требует стальных нервов и здоровья — а я у себя один.

Максим

— Я работаю в школе недавно, всего чуть больше года. Изначально не хотел работать учителем, но в школу пришел и понял — в принципе, это мое, поэтому пока остаюсь здесь. Пришел, потому что есть поддержка в этой сфере от государства и выгодно работать (доплачивают 30% к зарплате).

Коллектив у нас очень разрозненный, после прихода нового директора поделился на молодых, которые между собой вообще не общаются, и старших сотрудников. Я больше общаюсь с теми, кто работает давно, мы нашли с ними общий язык. Дело в том, что новый директор делает ставку на молодых педагогов, а более взрослым сотрудникам, я думаю, это всё слышать обидно. Атмосфера так себе, но, если не обращать внимания и придерживаться того, что мы приходим к детям, — работается нормально. На работу это не сильно влияет.

Школьники меня любят, мы с ними отлично нашли общий язык и легко общаемся друг с другом. Мне , детям по , у нас много общего. Они понимают, что я в тренде и знаю, что интересно им. Дети уважают и даже побаиваются меня, потому что я строгий учитель. Когда пришел, они не делали домашнюю работу — учителю было всё равно на то, как и что они учат, она им ставила оценки просто так. Я политику поменял, они приходят готовые, и это заметно по тому, что выросли результаты всероссийской проверочной работы. Это то, что нравится в работе.

Не нравится — зарплата, поддержка со стороны государства, которое не стимулирует молодых идти в школы. Если хотя бы была компенсации оплаты съема жилья, это бы уже сильно помогло — наша зарплата не позволяет это делать. Мне, чтобы получать хотя бы среднюю по Красноярскому краю зарплату (около 40 тысяч), приходится работать больше чем на — это по уроков в день, а мне еще тетради проверять нужно. На мой взгляд, из-за этого уровень преподавания и подготовки школьников падает. Также я руковожу одаренными детьми и пойду на ЕГЭ сидеть наблюдателем. При этом у более опытных учителей доход может быть иной раз даже ниже, так как у них зачастую просто нет сил столько работать.

Чаще всего конфликты возникают между молодыми учителями и школьной администрацией

Иллюстрация: Полина Авдошина / Сеть городских порталов

Дети бывают разные. Кто-то наслушается от родителей, что учителя плохие, поэтому начинают провоцировать других учеников или даже учителей. Я как-то вышел по делу к завучу, другой завуч зашел, и школьник сказал ему, что я не дал задание и ушел. А кто-то, наоборот, защищает. Мне кажется, когда я учился, уважения к учителям было больше.

Родители тоже бывают разные. Бывает, что ищут конфликты, но зачем — я не понимаю. Таких меньшинство, на самом деле в основном поддерживают и понимающе относятся. Я учитель строгий, дети рассказывают, что на меня родители в чате катят бочку, но мне всё равно, главное, что дети ко мне хорошо относятся и слушаются.

Раньше я активно занимался творчеством, его можно найти в интернете. Я ничего не убирал, и ни от руководства, ни от родителей претензий не было, хотя я знаю, что были случаи, когда у учительниц были проблемы из-за фото в купальниках. Небольшой страх есть, что на меня могут начать давить из-за моего творчества, но пока всё спокойно.

Пока мне платят надбавку как за молодого специалиста, я остаюсь. Если в плане зарплаты ничего не изменится — нужно что-то менять. Есть идея уехать в Москву и поработать учителем там. Там платят больше 100 тысяч — это раза в больше, чем в Красноярске.

Софья

— Я, как и моя мама, учительница русского языка и литературы. Я много времени проводила с ней на работе, было интересно взаимодействовать с учениками и наблюдать, как она ведет уроки. В детстве мои игры были связаны со школой и организацией урока, выдавала куклам ручки, листочки и что-то пыталась им рассказать.

В педагогике я уже три года, это только начало моего пути. Я чувствую, что нахожусь на своем месте. Мне нравятся дети — это самый благодарный слушатель. Мне приятно видеть практически мгновенный результат моей работы, по крайней мере на уроках литературы. Заставить ребенка прожить, прочувствовать определенную тему, произведение, поймать это мгновение озарения на детском лице — прекрасно! Прекрасно знать, что ты сопутствуешь духовному росту юной личности.

Сейчас я работаю в комфортной для себя обстановке, могу рассчитывать на поддержку коллег и руководства. В начале пути пришлось столкнуться с халатным руководством, даже с психологическим давлением. Часто сталкиваюсь с предвзятым отношением к молодым педагогам. Это задевает, но иногда также является неким вызовом, шансом показать себя. Мой нынешний коллектив и руководитель — предел мечтаний. Задерживаться на работе приятно, выполнение поручений руководства тоже приносит удовольствие. Добавить нечего.

Бывают трудные времена: проверки, экзамены и прочее. Но мы умеем объединяться и мирно проходить все испытания.

— Молодые учителя — более непосредственные и более смелые — чаще всего обращаются к нам ввиду давления, связанного с их активностью или политическими взглядами, так как они еще не сильно погрязли в нашей косной системе. Самая основная проблема, с которой обращаются, — маленькие зарплаты. В России в 60% регионов минимальный оклад учителя, установленный регионом, меньше минимального размера оплаты труда, поэтому учителю для того, чтобы начать зарабатывать больше МРОТа, приходится выполнять большую нагрузку, и много формальных требований, в том числе довольно бессмысленных.

Учителей, которые готовы делиться своими проблемами, не так уж и много — к тому же сейчас наблюдается такая тенденция, что объединить учителей в коллективе сложно. Молодые учителя часто одиночки, особо смелые и деятельные вступают в профсоюз и открыто заявляют о своих проблемах и позиции, еще человека их поддерживают, но стараются сильно не светиться. И всё. Коллективы разрозненные.

Молодой учитель должен максимально подстроиться под систему и стать, как те, кто отработал , — молчащим тогда, когда надо. Иначе он вступает в разногласия с системой.

Читайте также: