Роль детской деятельности в процессе воспитания кратко

Обновлено: 05.07.2024

Ирина Куриленко
Воспитание ребёнка в различных видах деятельности.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

тема: Воспитание ребёнка в различных видах деятельности.

Формирование нравственных качеств у детей требует от родителей повседневного труда, такта, выдержки, единства требований. Воспитание ребёнка, в частности воспитание послушания, формируется в деятельности путём упражнения в хороших поступках.

Как показывают психолого-педагогические исследования, сильные эмоциональные побуждения рождаются у детей в практической деятельности, в различных жизненных ситуациях. В деятельности накапливается нравственный опыт ребёнка.

Игра, труд, общение ребёнка имеют большую роль в его психическом развитии. Воспитывать ребёнка – значит руководить его деятельностью, общением, подкреплять активность, успех.

Игра – ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста. она является самостоятельной деятельностью, средством воспитания и формой организации жизни детей. Известно, что ребёнок большую часть времени играет.

Совместные игры родителей с детьми помогают:

-добиваться выполнение требований без особого нажима.

Родители, которые относятся к игре безучастно, равнодушно, лишают себя возможности:

- сблизится с ребёнком,

- узнать его внутренний мир.

Родители часто недооценивают роль игры, относят её к забавам и шалостям ребёнка. Они стремятся с ранних лет готовить детей к школе, много читают им без учёта возраста, увлекаются ранним обучением. Подчиняя игру лишь задаче познавательного развития ребёнка, они покупают игрушки для более старшего возраста. в результате маленький ребёнок, обладая фантазией, большим количеством игрушек, не умеют играть.

Обучать ребёнка игре должны взрослые.

Сюжетно-ролевая игра очень популярна и любима детьми, готовит их к будущей жизни. Для ребёнка очень важны одобрение родителей, их участие в игре.

Родители не играют с детьми по разным причинам:

- ссылаются на занятость: считают, что на совместную игру уходит много времени.

Часто у взрослых бытует мнение, что для ребёнка полезнее посидеть у телевизора, у компьютера, послушать сказки в записи, поиграть в компьютерные развивающие игры и т. д. А в игре ребёнок может :

- что-то сломать, порвать, испачкать,

Важно найти силы, время, желание научить ребёнка играть :

- можно наблюдать за его игрой, задавать вопросы, подбирать игрушки;

- следует обучать детей способами игрового воспроизведения действительности;

- ненавязчиво вмешиваться в игру, побуждать ребёнка действовать по определённому сюжету, обращать внимание на то, кто что делает. Например, произносить диалоги с воображаемым собеседником, проводить с детьми игры имитационного характера, обращаться к ребёнку через роль, поощрять самостоятельную выдумку, инициативу.

- обращать внимание на разговор персонажей;

- сводить к минимуму число сюжетных игрушек;

- действовать с воображаемыми предметами.

Ребёнок 5 лет также нуждается в игре со взрослым. Когда дети находятся в данном возрасте, то родителям рекомендуется:

- направлять игру детей, не разрушаю её;

- сохранять самодеятельный и творческий характер;

- сохранять непосредственность переживаний, веру в правду игры.

С детьми 5 – 6 лет можно использовать косвенные методы:

- введение дополнительных персонажей, ролей.

По мнению специалистов, достаточно играть с ребёнком всего 15 – 20 минут в день. С детьми 4 – 5 лет необходимо играть не реже 1 – 2 раза в неделю.

Не упускайте возможность формировать у детей игровые навыки:

- во время прогулок,

- повседневных домашних дел.

Насколько богатой и разнообразной будет сюжетно-ролевая игра ребёнка, в значительной мере зависит от взрослых.

Помимо игровой деятельности развитие и воспитание ребёнка осуществляется в труде. Посильный труд неоценим для формирования личности ребёнка.

Игра и труд – важнейшие средства нравственного воспитания, формирования положительных взаимоотношений между детьми, первых общественных качеств. Это практическая деятельность, оставляющая ребёнку удовлетворение, радость.

Положительное отношение к деятельности (в том числе и трудовой) формируется у ребёнка в семье двумя путями:

- во-первых, это сознательное, целенаправленное воспитание, когда родители формируют у ребёнка любовь труду, полезные навыки и привычки;

- во-вторых, это происходит путём подражания ребёнка трудовым занятиям родителей, его воспитывают сами условия жизни семьи: быт, традиции, интересы и потребности, стили взаимоотношений родителей.

Воспитание, в том числе и трудовое, должно строиться прежде всего на положительных примерах и фактах, ярких и убеждающих. Необходимо вовлекать детей в понятные для них воспитательно-ценные семейные проблемы, приучать к самостоятельной трудовой деятельности. Следует давать ребёнку знания о том, кто кем работает, сформировать уважение к труду, его результатам.

Основные методы и приёмы, необходимые для руководства разными видами труда детей в семье :

- определить цель труда (если ребёнок сам решает, что он хочет сделать, каков должен быть результат, можно уточнить цель либо внести другое предложение);

- помочь ребёнку мотивировать свой труд, обсуждать с ним, для чего и для кого нужна данная работа, в чём её значение;

- учить элементам планирования работы (например, сначала приготовить таз с водой и тряпочку для мытья игрушек, потом выбрать место для чистых игрушек и т. д.);

- показывать и объяснять (или напоминать, как лучше сделать работу, советовать, как успешнее выполнить поручение, обязанность;

- пробудить интерес к предстоящему делу, поддерживать и развивать его в ходе работы;

- выяснить, что уже сделано и что ещё можно сделать, чтобы добиться лучшего результата;

- поощрять самостоятельность, интерес к делу, стремление преодолеть трудности, добиваясь намеченной цели;

- систематически проверять вместе с ребёнком ход и результаты работы, оценивая её, уделяя особое внимание проявлению терпения, самостоятельности, инициативы, настойчивости в достижении цели;

-привлекать ребёнка к труду взрослых, подавать пример добросовестного отношения к делу, помогая советом или делом в случае затруднения (но не делать работу за него);

- организовать совместную работу со старшими и младшими членами семьи, вместе обсудив мотив и предполагаемый результат намеченного дела, определить долю работы каждого, посоветовать, как помочь младшему брату или сестре, напомнить правила поведения и взаимоотношений во время общего труда (проявление личной старательности, добросовестности, дружелюбия);

- использовать поощрение, научить ребёнка выполнять требования, проверять, оценивать и обсуждать результаты труда и вклада каждого в общее дело;

- пробуждать инициативу и находчивость, задавая вопросы (что и как лучше сделать, наталкивать на самостоятельное принятие решения;

- поставить ребёнка перед необходимостью сделать выбор и помочь принять правильное решение (например, можно идти играть, но сначала нужно закончить работу, иначе не успеть приготовить подарок к завтрашнему дню);

- читать художественные произведения, посвящённые людям труда, рассматривать иллюстрации, обращать внимание ребёнка на то, как трудятся люди (на прогулке, в магазине и т. д.).

При воспитании трудовых потребностей у ребёнка взрослым стоит помнить, что:

- удовольствие, достигнутое трудовым усилием, формирует потребность;

- у ребёнка должны быть постоянные трудовые поручения;

- особенно важно вовремя и правильно оценить труд ребёнка (перехваливание или предъявления необоснованно высоких требований к труду ребёнка имеет отрицательное действие);

- необходимо оценивать результат труда и отношение к делу, а не самого ребёнка;

- при оценки труда ребёнка важно помочь ребёнку понять, что он сделал хорошо и в чём ошибся;

- оценивая труд надо учитывать индивидуальные особенности ребёнка;

- важно соблюдать такт в общении с легко возбудимыми, ранимыми, застенчивыми детьми.

Дети испытывают потребность в совместной деятельности с родителями. Источник радости таится не в самом труде, но и в том общении, которое несёт труд или какая-либо деятельность.

Развитие и воспитание ребёнка вне деятельности невозможно.

Формирование понимания синонимичных значений слов у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности Система проводится в несколько этапов. Вначале синонимы вводятся в пассивный словарь детей. Ознакомление детей с близкими по смыслу словами.

Использование игровых приемов в работе с дошкольниками с нарушениями речи в различных видах деятельности. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЁМОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА УТОЧНЕНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в различных видах деятельности Цель: Выявить и обобщить знания воспитателей по данной теме. План семинара: 1. Доклад и презентация на тему: ««Использование нетрадиционных.

Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности Содержание: 1. Аннотация 2. Введение 3. Теоретические основы 3.1Что такое мелкая моторика и почему она так важна для детей 3.2Взаимосвязь.

Особенности использования ИКТ в различных видах музыкальной деятельности детей дошкольного возраста Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает такие компетенции современного педагога, как.

Осень в разных видах деятельности

Осень в разных видах деятельности В рамках проекта "Краски осени" ребята попробовали изобразить красоту осени при помощи разнообразных творческих методов и вот что им больше.

Развитие мелкой моторики в различных видах деятельности В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования.

Процесс становления личности ребенка осуществляется в условиях воспитания и обучения путем присвоения общественно- исторического опыта человечества. Это происходит в разных видах деятельности. В итоге ребенок входит в систему социальных отношений того общества, в котором он живет.

Освоение общественно-исторического опыта происходит в процессе активной деятельности. Активность присуща ребенку. На основе активности в процессе воспитания формируются разные виды деятельности.

Основными являются деятельность общения, познавательная, предметная, игровая, элементарная трудовая и учебная деятельность.

Сами виды деятельности являются частью общественно-исторического опыта. Осваивая ту или иную деятельность, проявляя активность, ребенок одновременно осваивает знания, умения, навыки, связанные с этой деятельностью. На этой основе у него формируются разнообразные способности и свойства личности.

Активная позиция ребенка в деятельности делает его не только объектом, но и субъектом воспитания. Это определяет ведущую роль деятельности в воспитании и развитии ребенка. В разные периоды развития и воспитания детей разные виды деятельности сосуществуют и взаимодействуют, но роль их в воспитании и развитии ребенка неодинакова: на каждом этапе выделяется ведущий вид деятельности, в котором проявляются основные достижения развития.

Различные виды деятельности, формируясь в условиях воспитания и обучения, осваиваются ребенком не сразу: лишь постепенно овладевают ими дети под руководством воспитателей.

В состав каждой деятельности входят такие элементы: потребность, мотивы, цель, предмет деятельности, средства, действия, осуществляемые с предметом, и, наконец, результат деятельности. Научные данные свидетельствуют, что ребенок не сразу овладевает всеми этими элементами, а постепенно, и только с помощью и под руководством взрослого. Многообразие и богатство деятельности ребенка, успех в ее овладении зависят в большой мере от условий воспитания и обучения в семье, детском саду (А. Н. Леонтьев и др.)

С первых лет жизни элементарные виды деятельности являются основой формирования личностных способностей, свойств и отношения к окружающему. Так, уже в элементарных видах общения (эмоциональном и эмоционально-предметном) взрослых с ребенком раннего возраста у него развиваются первоначальные социальные потребности во впечатлениях, происходит формирование действий и представлений. По мере овладения новыми способами действий активность детей возрастает. Однако степень активности, ее динамика зависят и от органических, наследственно обусловленных предпосылок, от подражания.

В первые годы жизни основными видами деятельности детей становятся общение со взрослыми и действия с предметами. В ходе общения воспитатели вводят детей в мир предметов. Именно таким путем дети овладевают специфической предметной деятельностью. При этом само общение становится для ребенка необходимой потребностью.

Организация предметной деятельности является одной из задач воспитания детей первых двух лет жизни и в семье, и в дошкольных учреждениях, так как в ней происходит развитие всех познавательных процессов, целей и мотивов поведения.

В этой деятельности под руководством воспитателей дети усваивают первоначальные знания об особенностях предметов, способы действий с ними, элементарные операции анализа, синтеза, абстракции, обобщения.

Ко второму полугодию третьего года жизни ребенка предметная деятельность и общение достигают достаточно высокого уровня развития, создается основа для перехода к игровой и изобразительной деятельности.

Если активность и самостоятельность детей раннего возраста вызываются непосредственным присутствием и влиянием взрослых, то дети 4—6 лет все более самостоятельно, по собственному побуждению включаются в разнообразную деятельность. В ней возрастает роль сознания, она принимает репродуктивный, а подчас и творческий характер.

Научные исследования показали, как развивается социальная, познавательная активность дошкольников в игровой деятельности, которая в дошкольном возрасте становится ведущей. В играх под руководством воспитателей дети усваивают различные способы действий, знания о предметах, их свойствах и признаках. Дети осмысливают также пространственные, временные отношения, связи по сходству, тождеству, овладевают понятиями. Подвижные игры способствуют развитию движений, их качеств, пространственной ориентировке. В совместных играх дети осознают и усваивают отношения между людьми, значение согласования действий, расширяют представления об окружающем.

У детей старшего дошкольного возраста содержание игровой деятельности становится многообразнее и возможности всестороннего развития детей расширяются. Игра способствует развитию воображения, углублению знаний об окружающей действительности, о труде людей, формированию коллективистических черт личности.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Наряду с игрой в этом возрасте развиваются продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, конструирование. Они являются источниками развития воображения, конструктивного мышления, художественных способностей, творчества.

Регулярные трудовые задания воспитывают и развивают умения подчинять свою деятельность общественным интересам, руководствоваться общественной пользой, радоваться общим результатам труда.

Элементарная учебная деятельность на занятиях способствует усвоению знаний об окружающей природе, общественной жизни, о людях, а также формированию умственных и практических умений.

Если в 3—4 года внимание детей в процессе обучения фиксируется на конкретных фактах и явлениях из жизни природы, людей, то обучение детей 5—6 лет направлено на усвоение существенных связей и отношений, на обобщение этих связей и формирование простейших понятий, что подводит к развитию у детей понятийного мышления. Усвоенные знания и развитые умственные способности используются детьми в разнообразных играх и труде. Все это влияет на развитие личности ребенка, формирует у него интерес к новому содержанию деятельности.

Воспитание и развитие потребностей, чувств, мотивов, целей и других сторон личности в период дошкольного возраста достигает такого уровня, который позволяет ребенку перейти на ступень систематического обучения в школе.

Исходя из положения о ведущей роли деятельности в воспитании и развитии ребенка, необходимо организовать жизнь ребенка в учебно-воспитательных учреждениях и в семье таким образом, чтобы она была насыщена разнообразными видами деятельности. При этом должно быть обеспечено руководство ими, направленное на обогащение содержания, усвоение новых умений, развитие самостоятельности и т. п.

Роль ребенка в воспитании ребенка

Воспитание – довольно сложный и кропотливый процесс, от правильной организации которого зависит то, в каком русле будет в дальнейшем развиваться личность. Главенствующие роли в воспитательном процессе всегда отдавались различным социальным институтам: дошкольному образовательному учреждению, школе, семье и т.п. Но не стоит забывать и про роль ребенка в воспитании ребенка.

В последнее время все чаще можно услышать о проблеме развития самоактивности подрастающей личности. Так, в современной педагогике акцентируют внимание на том, что ребенок не должен быть объектом воспитания, которого все время направляют и воспитывают учителя, педагоги, родители и воспитатели, максимально наполняя его необходимыми знаниями и обучая правильным моделям поведения. Сегодня ребенок должен восприниматься в первую очередь как активный субъект своего развития и воспитания. Только при таком подходе воспитание будет максимально эффективным, а как результат – получим активную, самостоятельную и целостную личность.

Значение самовоспитания

Особая роль ребенка в воспитании ребенка отводится в процессе самовоспитания. Многие педагоги и психологи подчеркивают, что успех в развитии и формировании высокоморальной личности зависит, прежде всего, от включенности в данный процесс самого воспитуемого. Тут следует вспомнить споры многих психологических и педагогических школ о роли наследственности и социума в воспитании человека. Сколько бы времени не велись эти дебаты, в итоге все приходят к одному и тому же выводу – важным в развитии и воспитании личности является не только наследственность и социальные условия, но и собственная активность человека (его направленность).

Деятельность ребенка, направленная на формирование собственной личности, находит свое проявление именно в процессе самовоспитания (сознательная, целеустремленная и саморегулируемая деятельность воспитуемого). Целью самовоспитания является наиболее полное раскрытие ребенком собственного потенциала и продуктивное формирования своих лучших человеческих качеств.

От чего зависит и как формируется у ребенка стремление к самовоспитанию? В первую очередь это зависит от родителей, ведь именно они являются первыми воспитателями с момента появления малыша на свет. Именно они наравне с воспитателями и педагогами закладывают основу будущей личности.

Следует подчеркнуть, что роль ребенка в воспитании ребенка уже определяется в дошкольном возрасте, когда родители начинают формировать у него ответственность, самостоятельность и правильное восприятие мира. Примерно к 5-летнему возрасту у детей активно формируется совесть, что является основополагающим в морально-нравственном развитии личности. Именно в этот момент различные методы и приемы воспитания оказывают наиболее существенное влияние на подрастающую личность. Но родителям следует помнить, что если они будут относиться к своему чаду только, как к объекту воспитания, то есть сами определять что лучше для него, не учитывая желания и внутренние тенденции самого воспитуемого, то в будущем этом может привести совершенно не к тому результату, который ожидался. Такой ребенок будет всю жизнь полагаться на мнение других, не проявляя инициативность и самостоятельность в принятии решения в различных жизненных ситуациях.

Говоря о воспитании, каждый из нас вкладывает в это понятие разный смысл. Одни родители считают, что воспитание ребенка сводится к обеспечению достойных условий жизни. Другие уверенны в том, что воспитывать — значит прививать определенные навыки в нравственной, этической, трудовой и умственной сфере. Кто из них прав, попытаемся разобраться в данной статье.

воспитание в современном обществе

Значение воспитания в современном обществе

Итак, какую же роль играет воспитание в становлении личности?

Современная жизнь, насыщенная информационными технологиями и обилием информации, приводит к тому, что молодое поколение теряет многие нравственные ценности, выставляя на первый план материальные блага. В связи с этим роль воспитания в формировании личности становится все более актуальной.

Воспитание как педагогический процесс выполняет следующие функции:

  • Организует целенаправленную деятельность ребенка, в процессе которой формируется его личность;
  • Осуществляет выбор содержания обучения и средств воздействия на развитие личности в том направлении, которое нужно педагогическому процессу;
  • Устраняет негативные воздействия окружающей среды, которые могут отрицательно сказаться на становлении личностных качеств детей.

Главная цель воспитательного процесса заключается в развитии тех задатков и качеств, которыми наградила малыша природа. Его задача – помочь ребенку сформироваться как личность.

Конечно, воспитание не может поменять строение тела ребенка, однако научить следить за своим здоровьем, вести здоровый образ жизни, помочь отказаться от вредных привычек ему под силу. С помощью физического развития прививается любовь к спорту, сила, выносливость, способность преодолевать трудности.

преодоление трудностей

Воспитание не может изменить врожденное строение нервной системы, однако оно способно откорректировать силу и динамичность нервных процессов.

Любой маленький человечек наделен талантами и особыми возможностями. Однако смогут ли они развиться, зависит исключительно от воспитания, которое представляет собой целенаправленное воздействие родителей и педагогических работников на еще не сформировавшуюся личность ребенка.

Роль воспитания в формировании личности невозможно переоценить. Правильное воздействие взрослых способно развить самые незначительные природные задатки в настоящие таланты. Отсутствие воспитания или его неправильное использование, напротив, не даст сформироваться возможностям малыша.

Уровни развития

Известный педагог и воспитатель Л. Выготский считал, что воспитание не только должно содействовать развитию ребенка, но и опережать его. Ученый предполагал, что обучение является главным фактором развития личности. В связи с этим положением он выделил уровни развития личности:

  1. Уровень актуального развития. Этот этап в развитии ребенка предполагает выполнение им самостоятельно предложенных заданий, которые соответствуют возрастным и индивидуальным способностям.
  2. Зона ближнего развития. Учащемуся предлагаются задания, которые он заведомо не выполнит самостоятельно. Следовательно, предполагается, что взрослые будут содействовать малышу в выполнении задания. Однако помощь эта основывается не на готовом решении или преподнесении нужной информации. Взрослый объясняет, направляет, подсказывает. Эти задания предусматривают помощь педагогов или родителей, которая призвана выработать навыки самостоятельной работы со сложными заданиями.

интеллектуальная деятельность

Отсюда следует, что правильно сформировать личность сможет такое воздействие, которое способствует развитию умственных качеств ребенка, побуждает к интеллектуальной деятельности.

Эффективное взаимодействие

Воздействие на сознание только тогда будет эффективным, когда включает ребенка в различные сферы деятельности, помогает его разностороннему развитию.

За время обучения учащийся должен поучаствовать во всех областях общественной жизни:

  • Заниматься трудовой практикой;
  • Совершенствовать физическое здоровье;
  • Развивать интеллектуальные навыки;
  • Участвовать в социальной деятельности;
  • Формировать нравственные качества через приобщение к общественно-полезным делам.

Эффективность воспитания будет зависеть от комплексного и целенаправленного воздействия на личность ребенка.

Важным моментом в становлении личности является тесная взаимосвязь семейного и педагогического взаимодействия. Только совместная деятельность семьи и школы способна дать положительные результаты в деле всестороннего развития ребенка.

Заинтересованность самого ребенка, его активность также будут влиять на процесс воспитания. Именно поэтому важной задачей педагогической деятельности является формирование у учащихся потребности к самопознанию и саморазвитию.

Читайте также: