План мероприятий ко дню рождения жукова в школе

Обновлено: 17.06.2024

На доске портрет Жукова и плакат со словами: “На полководческом небосклоне среди звезд первой величины его звезда – самая яркая. “Баталий не проигрывал” - так сказал о себе когда-то Суворов. Эти слова благодарные потомки вправе отнести и маршалу Г. К. Жукову”

2. Введение в тему урока

Учитель: 1 (2) декабря 2006 года исполняется 110 лет со дня рождения Г. К. Жукова – выдающегося русского полководца, который в годину суровых испытаний Великой Отечественной войны заслуженно снискал себе лавры спасителя Отечества. Он был там, где случались катастрофы и провалы, и кардинально выправлял положение.

Жуков Г. К. 1896 -1974 гг. – Маршал Советского Союза. Родился в Калужской губернии, в деревне Стрелковке.

Деревня Стрелковка… Надо думать, название восходит к тем далеким временам, когда в ней жили стрельцы, стоявшие на страже русских рубежей. Едва ли жившие в Стрелковке помнили об этом: слишком много поколений сменилось с тех пор. В годы детства Жукова деревня ничем не выделялась из тысяч русских деревень. Бедность, земля рожала плохо. Мужчины - часто на отхожем промысле, в поле – женщины и дети.

Отца Жуков видел мало, он сапожничал в городах. Мать билась на тяжелой работе. Заработки… “Я думаю, - напишет на склоне лет Г.К.Жуков, - нищие собирали больше”. Еще он напишет: “Спасибо соседям, они иногда нас выручали то щами, то кашей. Такая взаимопомощь в деревнях была не исключением, а скорее традицией дружбы и солидарности русских людей, живших в тяжелой нужде”. Взращенной веками солидарности, проявлявшейся и на ратном поле, и тогда, когда нужно было выжить в неурожайные годы. На этом стоит жизнь человека. Просто и понятно, доступно разумению мальчика.

Когда пришел вечер жизни, Жуков часто возвращался к детству. Он помнил, как в церковноприходской школе семи лет попал к “хорошему человеку”, первому учителю Сергею Николаевичу Ремизову. Мудрый народный учитель, вводивший своих маленьких питомцев в XX век. Учивший их, как подсказывало сердце, и никогда не повышавший голоса на деревенских ребят. “Отец Сергея Николаевича, - еще помнил Жуков, - тихий добрый старичок, был священником и преподавал в нашей школе “закон божий”.

Ещё юношей Георгий перебрался в город, поначалу стал работать подмастерьем. Позже его призвали в армию и вскоре он оказался на фронтах Первой мировой. Жуков был хорошим солдатом и кавалеристом. Сражаясь наравне со всеми, дослужился до унтер-офицера. Он был награжден двумя георгиевскими крестами. Когда в России произошла революция, - вступил в Красную Армию. Окончил высшие пулеметные и кавалерийские курсы, в гражданскую войну командовал эскадроном.

В 1938 г. Г. К. Жуков – заместитель командующего Белорусским особым военным округом. В 1939 г. он возглавлял 1-ю армейскую группу советских войск, которая совместно с частями монгольской Народно-революционной армии разгромила японские войска в боях на реке Халхин-Гол. Жуков перестроил всю систему управления, установил жесткую дисциплину и в ходе тяжелейших и упорных боев нанес японской армии сокрушительное поражение. За эти достижения был удостоен звание Героя Советского Союза.

В 1940 г. Жуков был назначен командующим Киевским особым военным округом, которому в вероятной войне с Германией отводилась главная роль. Но после неудач в войне с Финляндией был переведен в Москву. Здесь полководец принял активное участие в разработке мероприятий по усилению боевой готовности Красной Армии.

Начало войны с Германией застало Жукова в должности начальника Генерального штаба и заместителя наркома обороны, с 23 июня 1941 г. он – член Ставки Верховного Главнокомандования, командующий Резервным и Ленинградским фронтами, главнокомандующий Западным направлением.

Г. К. Жуков был наиболее ярким полководцем Великой Отечественной войны. Не зря среди солдат бытовало: “Где Жуков, там и победа”. Г. К. Жуков был наделен талантом стратегического мышления и выдающимися организаторскими способностями, ему были свойственны стальная воля и острый ум. В литературе нередко подчеркивают жесткость маршала. Но следует иметь в виду, что сам характер войны, создавал ситуацию, в которой военачальнику приходилось принимать крайние меры. И все же Жуков стремился, чтобы понесенные красной Армией жертвы были минимальными. Так было в блокадном Ленинграде и под Москвой в 1941 году, под Сталинградом в 1942 году, под Курском и на Украине в 1943 году. Не было ни одной крупной операции в Великой Отечественной войне, в которой Г. К. Жуков не принимал участие. Он руководил штурмом Берлина, принимал безоговорочную капитуляцию поверженного противника и Парад Победы 24 июня 1945 года.

4. Просмотр фрагментов

- Перелом под Москвой

- Москва встречает победителей

Кровную связь с народом Г. К. Жуков пронес через всю свою жизнь. Судьбы родины и семьи для него были неотделимы. В семье, в окружающей его жизни он черпал силы для служения Отчизне, а на священной службе Отчизне выполнял свой долг перед семьей и народом. Защищая Родину, он защищая жизнь родных и близких.

Заглянем в одно из немногих писем Георгия Константиновича жене Александре Диевне и дочерям Эре и Элле в Великую Отечественную войну. Строки этого письма лучше, чем библиотека книг, отражают внутренний мир прославленного полководца.

“Действующая армия. 10. 2. 44.

Шлю тебе свой привет. Крепко-крепко целую тебя и особенно вместе с ребятами.

Спасибо за письмо, за капустку, бруснику и за все остальное.

Дела наши идут, в общем, хорошо. Все намеченные дела армией выполняются хорошо.

В общем, дела Гитлера идут к полному провалу, а наша страна идет к безусловной победе, к торжеству русского оружия.

В общем, фронт справляется со своими задачами, дела сейчас за тылом, тыл должен очень много работать, чтобы обеспечить потребности фронта, тыл должен хорошо учиться, морально быть крепким, тогда победа наверняка будет за русскими.

Крепко, крепко тебя целую.

В коротком письме, как в капле моря, весь Жуков. Он жил только интересами войны, которую расценивал как вдохновенный труд фронта и тыла. Всего народа. Так и будет завоевана, обязательно завоевана Победа. А личный вклад в нее? Маршала мало заботила слава сама по себе. О ней позаботилась история.

6. Заключительное слово учителя

Послевоенная судьба полководца сложилась не лучшим образом. В 1946 и 1947 годах Г. К. Жуков чудом не разделил судьбу репрессированного маршала М. Н. Тухачевского. В период острой борьбы за власть, наступившей после смерти И. В. Сталина, о нем вспомнили. Он был нужен при аресте Берии и во время разгрома “антипартийной группировки”.

В 1955-1957 годах – министр обороны СССР. Но уже в 1957 году его вывели из Президиума и Центрального Комитета, а в марте 1958 года уволили в отставку. Решение об отставке было беспрецедентным: Маршалы Советского Союза ей не подлежали.

Да конца жизни Георгий Константинович Жуков находился под негласным надзором спецслужб, находясь по сути дела под домашним арестом. Знаменитые мемуары полководца подвергались тщательной цензуре. И в мирные годы маршалу пригодились его полководческие и человеческие таланты – смелость, мужество, умение бороться и отстаивать свои принципы. Умер Г. К. Жуков в 1974 году. Прошло более 20 лет после его смерти, когда в Москве был установлен памятник Жукову – дань благодарной памяти народа, которому он служил и который защищал.

3) патриотическое воспитание учащихся на примере жизни и деятельности Г.К.Жукова.

Оформление урока: плакат с эпиграфом; выставка книг: а) произведений Г.К.Жукова; б) книги о Г.К.Жукове; альбом с фотографиями; копии некоторых из писем Г.К.Жукова.

ВложениеРазмер
zhukov.docx 23.28 КБ

Предварительный просмотр:

(к 120-летней годовщине со дня рождения Маршала Г.К.Жукова)

Есть люди вечные гореньем,

Их жизнь – эпохи нашей цвет

У них есть только День Рожденья,

А даты смерти у них нет.

Учитель МБОУ СОШ №15

Цели: 1) познакомить учащихся с жизнью и деятельностью Маршала Советского Союза Г.К.Жукова;

2) воспитывать интерес учащихся к великим историческим деятелям России;

3) патриотическое воспитание учащихся на примере жизни и деятельности Г.К.Жукова.

Оформление урока: плакат с эпиграфом; выставка книг: а) произведений Г.К.Жукова; б) книги о Г.К.Жукове; альбом с фотографиями; копии некоторых из писем Г.К.Жукова.

  1. 1) Выразительное чтение эпиграфа (заранее подготовленное учеником).

Есть люди вечные гореньем,

Их жизнь – эпохи нашей цвет

У них есть только День Рожденья,

А даты смерти у них нет.

- О каких людях мы говорим, что они бессмертны?

Сегодня на классном часе мы говорим о Георгии Константиновиче Жукова, великом полководце, посвятившем свою жизнь служению Родине.

  1. Знакомство учащихся с планом классного часа:
  1. Сын народа.
  2. Жуков – полководец.
  3. Дела семейные.
  4. Парад Победы.
  5. Вместо заключения.

Работа по плану урока.

1. Ученица. В конце 19-го столетия в деревне Стрелковке Калужской губернии стоял осевший на угол дом в два окна с одной комнатой. От ветхости стены и крыша поросли мхом. В этом доме когда-то жила бездетная вдова Аннушка Жукова.

Ученица. На склоне лет Г.К.Жуков задался вопросом – кто были его предки. Ответа так и не нашел. Он не мог проследить родословную по линии отца дальше его самого. Георгию Константиновичу было достаточно – отец родился в России. Судьба Родины и семьи были для Жукова неотделимы.

2. Учитель истории.

Сталин ценил Г.К.Жукова как полководца, особенно бестрепетно расходовал людей для достижения поставленных целей и заставлять подчиненных делать то же самое. Иные полководцы при Сталине просто не могли существовать.

3. Ученица. Суровый на службе человек, Г.К.всегда оставался любящим отцом. Немногие часы, проведенные в кругу семьи в Москве, грозный полководец мог долго беседовать о домашних пустяках или, водрузив на колени баян, с шутливо-серьезным и озорным видом потешать близких. Иногда он привозил фотографии с фронта, где были запечатлены зверства гитлеровцев. Писем Жуков писал мало, чаще говорил по телефону со своей семьей. Те немногие письма, которые сохранились, проливают свет на внутренний мир полководца. Приведем привет.

Ученик. «Здравствуй мой милый Шурик! Шлю тебе свой привет и крепко целую. Шлю привет Эрочке и Эллочке, поцелуй их за меня.

4. Учитель истории.

24 июня 1945 года, несмотря на пасмурную, дождливую погоду, парад состоялся. И Георгий Жуков, и Константин Рокоссовский, и другие участники оказались на высоте. Позднее Жуков вспомнил: «Ни с чем не сравнимым был момент, когда двести бойцов… под барабанный бой бросили к подножию Мавзолея В.И.Ленина двести знамен немецко - фашисткой армии.

Г.К.Жуков – фигура в русской истории исключительная. Жизнь то поднимала его, то низвергала. Его боялись такие люди, как Сталин и Хрущев, ненавидел Брежнев. Обладая громадной властью, они унижали его, но лишить его боевой славы, всемирной известности не могли.

Имя и дела Г.К.Жукова известны в нашей стране и за ее пределами. Наследие полководца – его победы, о которых он рассказывал в своих мемуарах.

В ноябре 1973 года умерла жена Жукова Г.К. После ее похорон, Жуков очень изменился, стал задумчив. Он пережил свою жену только на полгода. 18 июня 1974 года Великий полководец скончался.

На смерть Жукова.

Вижу колонны замерших внуков,

Гроб на лафете, лошади круп.

Ветер сюда не доносит мне звуков

Русских военных плачущих труб.

Вижу в регалии убранный труп:

В смерть уезжает пламенный Жуков.

Воин, пред коим многие пали

Стены, хоть меч был вражьим тупей

Блеском маневра о Ганнибале

Напоминавшим средь волжских степей.

Кончивший дни свои глухо, в опале,

Как Велизарий или Помпей.

Сколько он пролил крови солдатской

В землю чужую! Что ж, горевал?

Вспомнил ли их, умирающий в штатской

Белой кровати? Полный провал.

Что он ответит, встретившись в адской

К правому делу Жуков десницы

Больше уже не приложит в бою.

Спи! У истории русской страницы

Хватит для тех, кто в пехотном строю

Смело входили в чужие столицы,

Но возвращались в страхе в свою.

IV. Подведение итогов классного часа (обобщающая беседа).

  1. С каким историческим деятелем России вы познакомились?
  2. Что нового и интересного вы узнали о Г.К.Жуковы?
  3. Кого из русских полководцев вы еще знаете, кроме Жукова?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Выступление учителя истории Фролочкиной Р.Л. на Межрегиональной конференции,посвященной 110-ой годовщине со дня рождения дважды Героя Советского Союза,маршала Советского Союза В.И.Чуйкова "Роль поискового отряда в пополнении школьного музея экспонатами"

Выступление на Межрегиональной конференции, посвященной 110 годовщине со дня рождения дважды Героя Советского Союза, маршала Советского Союза В.И.Чуйкова " Роль поискового отряда в пополнении школьног.

Внеклассное мероприятие, посвященное годовщине со дня рождения А. С. Пушкина. Пушкинский бал. По страницам романа "Евгений Онегин"

Донести до сознания учащихся коррекционной школы величие творчества А. С. Пушкина, красоту и богатство русского языка при изучении внепрограммных произведений. Воспитывать и развивать нра.



Любимый уголок земли, о котором написал поэт, называют малой родиной. Наша с вами малая родина – Кубань, чудесный, благодатный край. Край снежных гор и золотых хлебных полей, привольных степей и цвету.


Цель:Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.Задачи:1. Познакомить студентов с понятием блокада;2. Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтич.


Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 9-11 классов, посвященная 120 - ти летней годовщине со дня рождения С. А. Есенина. Литературно-музыкальная гостиная "Я сердцем никогда не лгу. ".

Предлагаю вашему вниманию методическую разработку внеклассного мероприятия, посвященную 120-ти летней годовщине со дня рождения С. А. Есенина. Мероприятие раскрывает важные этапы жизни поэта, дает пре.

Свидетельство по окончанию курса первоначальной военной подготовки при областном военно-историческом лагере "Патриот Зауралья" им. четырежды Героя Советского Союза маршала Г. К. Жукова

Свидетельство по окончанию курса первоначальной военной подготовки при областном военно-историческом лагере "Патриот Зауралья" им. четырежды Героя Советского Союза маршала Г. К. Жукова.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Будущий маршал с женой Александрой Зуйковой, 1924 год.jpg

Георгий Жуков и брат матери скорняк Михаил Пилихин..jpg

Личный архив семьи маршала Жукова Семья Жуковых, 1939 год. Смоленск.jpg

Мать Г. К. Жукова Устинья Артемьевна..jpg

Выбранный для просмотра документ 1.doc

После Гражданской войны, когда армия была сокращена в несколько раз до штатов мирного времени, Жуков остался в ее рядах в той же должности командира кавалерийского эскадрона. Уже в июле 1923 г.а стал командиром полка. Через семь лет - командиром кавалерийской бригады. В начале 1931 г.а комбриг Г.К.Жуков назначен на должность помощника инспектора кавалерии Красной Армии, потом - командиром 4-й кавалерийской дивизии. С 1937 г. - командиром 3-го, а затем 6-го кавалерийских корпусов РККА.

В июне 1939 г. а направлен в район советско-японского конфликта, где по предложению Генштаба заменил предыдущего командующего советскими войсками Н. В. Фекленко. Для улучшения действий советско-монгольских войск Жуков предложил применять активную оборону и проводить контрудары по наступающей группировке противника. 20-31 августа 1939 г. провёл успешную операцию на окружение и разгромил группировку японских войск генерала Комацубары на реке Халхин-Гол. В боях на Халхин-Голе Жуков впервые широко использовал танковые части для решения задачи окружения и уничтожения противника. В ходе боёв на Халхин-Голе советские войска потеряли 23 225 человек убитыми, ранеными и пропавшими без вести. Японские потери оцениваются в 61 тыс. человек. Разгром японцев в боях на Халхин-Голе рассматривается как один из ключевых факторов, заставивших Японию отказаться от планов нападения на СССР вместе с Германией. За эту операцию комкор Жуков удостоился звания Героя Советского Союза и ордена Красного Знамени МНР.

Великая Отечественная война

С этого времени Жуков стремительно продвигается по службе: в июне 1940 г. назначается командующим войсками Киевского особого военного округа. С января по 29 июля 1941 г. он начальник Генерального штаба - заместитель народного комиссара обороны СССР. Доля вины за ошибки и просчеты, приведшие к тяжелым поражениям Красной Армии в начале Великой Отечественной войны, безусловно, лежат и на руководстве Генерального штаба РККА, и Жуков признавал это.

Полководческий талант Жукова в полной мере раскрывается в гг. Великой Отечественной войны. 23 июня 1941 г. он назначается членом Ставки Верховного Главнокомандования. В августе 1942 г. - первым заместителем народного комиссара обороны СССР и заместителем Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина. Уже в первые дни вражеского вторжения Жуков организовал на Юго-Западном фронте контрудар силами нескольких механизированных корпусов в районе города Броды. Это было первое крупное танковое сражение с начала Второй мировой войны. Под Берестечко, Луцком и Дубно советские танки сходу атаковали наступающие колонны немцев. С обеих сторон на участке шириной всего до 70 километров столкнулось около 2 тысяч бронированных машин. В результате операции план высшего гитлеровского командования с ходу прорваться к столице Украины городу Киеву и выйти на левобережье Днепра был сорван. Советские корпуса были обескровлены, но и неприятель понес немалые потери в боевой технике, что заметно снизило его возможности.
В конце июля генерал армии Жуков был отстранен Сталиным от должности начальника Генштаба. По версии самого Жукова это произошло из-за желания вождя во что бы то ни стало удержать Киев, тогда как генерал предлагал немедленно отойти на левый берег Днепра, спасая войска от окружения. Тем не менее, вскоре Жуков занимает заметный участок борьбы с захватчиками. В августе - сентябре 1941 г. он командует войсками Резервного фронта и в условиях продолжающегося продвижения на восток немецко-фашистских войск проводит Ельнинскую операцию. В Великой Отечественной войне она стала для Красной Армии первым сравнительно большим наступательным успехом.

В битве под Москвой в полной мере проявились оперативно-стратегические черты полководческого искусства Жукова. Необходимо выделить его огромное самообладание и уверенность, которые в, казалось бы, безнадежной обстановке позволяли применить наиболее рациональные способы решения поставленных задач. От Жукова требовалось восстановление не просто прорванного на отдельных направлениях, а полностью нарушенного фронта обороны. Жуков лично выезжал на передовую, собирал полуразбитые отступающие части и ставил им задачи по обороне рубежей.

8 апреля 1943 г., в записке на имя наркома обороны, Г.К. Жуков осветил возможную стратегию вермахта на летнюю кампанию. В его основе лежал замысел преднамеренной обороной обескровить ударные вражеские группировки, выбить танки, а затем самим перейти в наступление. В Курской битве в июле 1943 г. Жуков координировал действия советских войск на южном фланге и добился решительной победы. Советские успехи летом-осенью 1943 г. завершили коренной перелом в Великой Отечественной войне.

В октябре 1944 г. Сталин назначил Жукова, до этого возглавлявшего Первый Украинский фронт, командующим Первым Белорусским фронтом, который должен был наступать непосредственно на Берлин. Среди простых солдат на передовой было распространено поверье - там, где появляется Жуков - там скоро будет наступление. И если высшие командиры зачастую побаивались гнева маршала, то простые солдаты верили ему, желали проявить все свои лучшие качества, чтобы под его руководством добиться победы. В январе 1945 силы Первого Белорусского фронта заняли Польшу и вышли на Одер.

К весне 1945 г. германское командование подтянуло к Берлину значительные силы, укрепило Зееловские высоты. Маршал предложил начать атаку 16 апреля до рассвета, использую свет мощных прожекторов, которые бы ослепляли противника. Завершающие бои Великой Отечественной были чрезвычайно кровопролитными. Столицу Германии защищали не только немцы, но и эсэсовцы из разных стран.

Ко 2 мая части Первого Белорусского фронта, совместно с Первым Украинским фронтом овладели Берлином. Красный флаг был водружен над Рейхстагом. 8 мая 1945 Жуков от имени Верховного главнокомандования Красной Армии принял безоговорочную капитуляцию Германии.

Со времени окончания войны до весны 1946 Жуков возглавлял Советскую военную администрацию в Германии. Обеспечил снабжение голодавших немцев и установив порядок. Весной 1946 г. он был отозван в Москву, чтобы принять должность главнокомандующим сухопутными силами.

На заседании Главного военного совета летом 1946 г. его обвинили в преувеличении собственной роли в ходе войны. Ему приписывали незаконный вывоз из Германии значительного количества трофейного имущества. В результате маршал был смещен с поста главкома, выведен из ЦК партии и отправлен руководить Одесским военным округом. В 1948 г. получил назначение командующего Уральским округом.


(к 120-летней годовщине со дня рождения Маршала Г.К.Жукова), посвящен маршалу Жукову.

Расширяет знания учащихся о Великой Отечественной войне, знакомит учащихся с подвигами народа и отдельных людей в годы ВОВ.

Содержимое разработки

Классный час

(к 120-летней годовщине со дня рождения Маршала Г.К.Жукова)


Учителя истории и обществознания

МКОУ «СОШ №6 с.Первомайское

Есть люди вечные гореньем,

Их жизнь – эпохи нашей цвет

У них есть только День Рожденья,

А даты смерти у них нет.

Цели: 1) познакомить учащихся с жизнью и деятельностью Маршала Советского Союза Г.К.Жукова;

2) воспитывать интерес учащихся к великим историческим деятелям России;

3) патриотическое воспитание учащихся на примере жизни и деятельности Г.К.Жукова.

Оформление урока: плакат с эпиграфом; выставка книг: а) произведений Г.К.Жукова; б) книги о Г.К.Жукове; альбом с фотографиями; копии некоторых из писем Г.К.Жукова.

Вступительное учителя литературы.

Наша страна огромна. Она богата полезными ископаемыми, животным и растительным миром. Омывается морями и океанами. (Показ по карте)

Поэтому нашу страну хотели завоевать многие народы. Они нападали войной на наши земли. Но на границах их всегда встречали наши богатыри - мужественные люди, которые могли дать достойный отпор врагам.

А. Невский, Д. Донской, Д. Пожарский, В. Долгоруков, А. Суворов, Ф. Ушаков, М. Кутузов – это далеко не весь список военачальников, защищавших Родину. Многие из этих имен вам известны из кинофильмов, уроков истории, книг.

Наша страна всегда старалась и старается все решить мирным путем. Но не всегда страны, заверившие с нашей страной мирный договор, выполняли его.

Звучит музыка “Вставай страна огромная”. На фоне музыки учитель продолжает рассказ.

Так, в июне 1941 года, фашистская Германия, во главе с Гитлером, напала на нашу страну. Началась Великая Отечественная война, которая продлилась 4 года.

22 июня, ровно в 4 часа
Киев бомбили, нам объявили,
Что началась война.

Учитель истории. Весь советский народ встал на защиту нашей Родины. В бой шли простые солдаты во главе с командирами. А командиров направляли офицеры – генералы – маршалы.

Сегодня мы познакомимся с одним из маршалов Советского Союза- Г. К. Жуковым.

1) Выразительное чтение эпиграфа (заранее подготовленное учеником).

Есть люди вечные гореньем,

Их жизнь – эпохи нашей цвет

У них есть только День Рожденья,

А даты смерти у них нет.

- О каких людях мы говорим, что они бессмертны?

Сегодня на классном часе мы говорим о Георгии Константиновиче Жукова, великом полководце, посвятившем свою жизнь служению Родине.

Знакомство учащихся с планом классного часа:

Сын народа.

Жуков – полководец.

Дела семейные.

Парад Победы.

Вместо заключения.

Работа по плану урока.

1. Ученица. В конце 19-го столетия в деревне Стрелковке Калужской губернии стоял осевший на угол дом в два окна с одной комнатой. От ветхости стены и крыша поросли мхом. В этом доме когда-то жила бездетная вдова Аннушка Жукова.

Ученица. На склоне лет Г.К.Жуков задался вопросом – кто были его предки. Ответа так и не нашел. Он не мог проследить родословную по линии отца дальше его самого. Георгию Константиновичу было достаточно – отец родился в России. Судьба Родины и семьи были для Жукова неотделимы.

2.Учитель истории.

Сталин ценил Г.К.Жукова как полководца, особенно бестрепетно расходовал людей для достижения поставленных целей и заставлять подчиненных делать то же самое. Иные полководцы при Сталине просто не могли существовать.

Учитель литературы.

3.Ученица. Суровый на службе человек, Г.К. всегда оставался любящим отцом. Немногие часы, проведенные в кругу семьи в Москве, грозный полководец мог долго беседовать о домашних пустяках или, водрузив на колени баян, с шутливо-серьезным и озорным видом потешать близких. Иногда он привозил фотографии с фронта, где были запечатлены зверства гитлеровцев. Писем Жуков писал мало, чаще говорил по телефону со своей семьей. Те немногие письма, которые сохранились, проливают свет на внутренний мир полководца. Приведем привет.

Ученик. «Здравствуй мой милый Шурик! Шлю тебе свой привет и крепко целую. Шлю привет Эрочке и Эллочке, поцелуй их за меня.

Ученик. С августа 1942 г. Жуков – заместитель Верховного Главнокомандующего. Он внес большой вклад в разработку и осуществление операций по разгрому гитлеровских войск под Сталинградом, по прорыву блокады Ленинграда.


(На фоне музыки ученик читает стихотворение)

Поклонимся великим тем годам:
Тем славным командирам и бойцам,
И маршалам страны и рядовым,
Поклонимся и мертвым и живым –
Всем тем, которых забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся, друзья.
Всем миром, всем народом, всей землей,
Поклонимся за тот великий бой!

Ученик. В 1944 г. вся территория страны была освобождена от захватчиков, и тогда Сталин приказал идти на Берлин. Взятие германской столицы стало для Жукова вопросом чести.

(Звучит музыка “День Победы”)

Ученица. Войскам под командованием Жукова удалось первыми ворваться в Берлин и водрузить над рейхстагом советский флаг. Взятие Берлина вознесло маршала на вершину славы. Сталин предоставил ему особую честь – принимать вместо себя Парад Победы на Красной площади.

Ученица. Маршал Жуков был четырежды удостоен звания Героя Советского Союза, награжден шестью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, двумя орденами “Победа”, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Суворова 1 степени, орденом Красного Знамени Тувы, а так же 20 иностранными орденами и многими медалями.

Ученик. За победу на реке Халхин-Гол Г. К. Жуков был удостоен звания Героя Монгольской Народной Республики.

(Рассказ сопровождается показом наград на портрете Жукова)

Учитель. Жуков прожил долгую жизнь. Он умер 18 июня 1974 г. Похоронен у Кремлевской стены, где хоронят самых великих и знаменитых людей нашей страны.

Он умер, но его имя живет в памяти людей

Память народная, - сказал журналист В. Песков, - будет беречь имя Жукова в ряду самых славных имен Отечества. Суворов, Кутузов, Жуков… Мы скоро привыкнем к соседству этих имен. И это лучший памятник полководцу”.

Ученик. Его имя носят Военная командная академия противовоздушной обороны, улицы в Москве, Ленинграде и других городах.

Ученик. Его именем названа улица. Ему слагают стихи поэты. Память об этом герое будет в человеческих сердцах на долгие годы.

Жуков на Кубани

Мы помним наши ратные победы
В боях за честь отеческой земли.
Своим потомкам прадеды и деды
Солдатские былины донесли.

Мы слышим сквозь века и расстоянья
Глас Невского, Донского и Петра,
И звон мечей, и пушек громыханье,
И русское бессмертное “Ура!”

Бородино мы вспоминаем снова
И Прохоровки дымные поля.
Огромным стала полем Куликовым
Российская – в окопах вся – земля.

В огне святых баталий и сражений
Росла и крепла гордая страна.
И на щитах побед не заржавели
Великих полководцев имена.

Хранили Русь Суворов и Кутузов,
И с ними встал в один бессмертный ряд
Четырежды Герой Советского Союза.
Георгий Жуков – маршал и солдат.

Он был в войну везде,
Где трудно было.
Спасал наш край родной. И потому
Кубань Победоносца не забыла
И памятник поставила ему.


4. Заключение. Учитель истории.

Г.К.Жуков – фигура в русской истории исключительная. Жизнь то поднимала его, то низвергала. Его боялись такие люди, как Сталин и Хрущев, ненавидел Брежнев. Обладая громадной властью, они унижали его, но лишить его боевой славы, всемирной известности не могли.

Имя и дела Г.К.Жукова известны в нашей стране и за ее пределами. Наследие полководца – его победы, о которых он рассказывал в своих мемуарах.

На смерть Жукова.

Вижу колонны замерших внуков,

Гроб на лафете, лошади круп.

Ветер сюда не доносит мне звуков

Русских военных плачущих труб.

Вижу в регалии убранный труп:

В смерть уезжает пламенный Жуков.

Воин, пред коим многие пали

Стены, хоть меч был вражьим тупей

Блеском маневра о Ганнибале

Напоминавшим средь волжских степей.

Кончивший дни свои глухо, в опале,

Как Велизарий или Помпей.

Сколько он пролил крови солдатской

В землю чужую! Что ж, горевал?

Вспомнил ли их, умирающий в штатской

Белой кровати? Полный провал.

Что он ответит, встретившись в адской

К правому делу Жуков десницы

Больше уже не приложит в бою.

Спи! У истории русской страницы

Хватит для тех, кто в пехотном строю

Смело входили в чужие столицы,

Но возвращались в страхе в свою.


-75%

Читайте также: