Чем государственное насилие отличается от любого другого кратко

Обновлено: 02.07.2024

Теории зарождения государственности пытаются объяснить смысл изменений, происходящих в обществе, их характер, причины возникновения государства и условия, в которых этот процесс происходит.

Среди множества концепций выделяют несколько, пользующихся особой популярностью среди исследователей:

  • теологическая;
  • классовая;
  • патриархальная;
  • договорная;
  • теория насилия.

Теория насилия возникла в XIX-XX веках и является относительно новой. Популярность теории обусловлена горячими спорами, которые спровоцировали ее принципы. Ее суть состоит в том, что государства зарождались в процессе захвата территории в ходе военных конфликтов.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Насилие было определяющим фактором в возникновении государственности. Оно обычно выражалось в присвоении материальных и производственных благ сильным народом:

  • сбор дани;
  • отъем территорий;
  • присвоение хозяйств.

Нашествие татаро-монгольского ига имело лишь материальные последствия для славянских племен, но не привело к образованию государства. Причиной служит кочевой образ жизни завоевателей.

Сущность теории насилия

Сторонники данной теории считают, что в основе возникновения любого государства лежит акт насилия. Сильное племя порабощало слабое. В результате возникало классовое неравенство. Правящий класс, состоящий из представителей поработителей, имел определенные привилегии. Угнетенное племя образовывало рабочее сословие.

Инструмент управления государством — законы. Первоначально роль права играла общественная мораль, общество же и гарантировало следование ее нормам. Впоследствии место морали занял закон, и сдерживающим фактором стало принуждение.

Насилие оказывало влияние абсолютно на все стороны общественной жизни, на институты государства и права.

Необходимым элементом образования государства считается принуждение господствующими классами угнетенных и возникновение рабства. Впоследствии было два возможных пути развития, из которых образовались такие виды насилия как:

Приверженцы теории внешнего насилия говорят о неравноправии между племенами и народами, в результате которого происходит завоевание слабого племени сильным. Внутреннее же насилие являет собой конфликты, происходящие внутри одного племени.

Принуждение действительно было необходимо для поддержания общественного порядка, для контроля над исполнением законов. Таким образом был создан ряд государств: Римская империя, Германия, Франция, США.

Видные представители теории насилия

Предпосылки к возникновению теории насилия появились еще в XIX веке. А в XX веке она приобрела распространенность среди ученых. Самыми видными представителями теории стали Евгений Дюринг, Франц Оппенгеймер, Людвиг Гумплович и Карл Каутский.

По мнению Е. Дюринга, основоположника теории, возникновение классового неравенства обусловлено присутствием насилия одной части общества над другой. Одна из них заведомо сильнее. Поскольку их равенство не могло бы вызвать возникновение подавления и рабства.

Дюрингом активно разрабатывалась именно теория внутреннего насилия, когда в результате конфликта между общественными группами внутри народа возникает государство. Промежуточным этапом является возникновение частной собственности.

Приверженцами теории внешнего насилия являются Карл Каутский и Людвиг Гумплович. Согласно данной теории государственность возникает в результате завоевания слабого племени более сильным.

Л. Гумплович развивал концепцию, по которой победившее племя объявляет о своем господстве, и возникает рабство. Оно приводит к образованию классового общества и появлению частной собственности. Кочевая жизнь племен сменяется оседлой, развивается земледелие. Продажа излишков ведет к развитию торговли и экономики в целом. С опорой на экономику развивается аппарат государственной власти.

К. Каутский также определяет насилие как источник государственности. Но его теория состоит в образовании сильного принудительного аппарата за счет сбора дани и организации принудительных работ. Общество делится на классы вследствие подчинения господствующим племенем угнетенного.

Официальная идеология фашистской Германии опирается на теорию внешнего насилия Карла Каутского.

Также он описывает процесс равноправного обмена результатами деятельности как экономические методы, а изъятие результатов чужого труда как политические.

Первоначальные факторы теории насилия

Сама идея образования государства путем насильственных действий зародилась еще в рабовладельческие времена. Хоть и была озвучена и сформирована как теория намного позже.

В истории возникновения государственности с применением принудительной силы можно выделить этапы, характерные для описания этой теории:

  1. Покорение слабого племени более сильным.
  2. Появление и развитие частной собственности.
  3. Возникновение классового деления.
  4. Формирование аппарата государственной власти, способного осуществлять контроль над всеми сферами жизни общества.

Постепенно происходит размытие явных границ между сословиями, переход от законов военного положения к правовым нормам. Все члены общества наделяются равными правами и возможностями и объединяются в единую нацию.

С помощью одного лишь насилия невозможно образование государственности. Этот процесс становится возможным при наличии некоторых социальных и экономических факторов:

  • присутствие общественного сознания, выражающегося в готовности к признанию населением власти захватчика;
  • определенный уровень развития производства, предполагающий возникновение частной собственности;
  • создание экономической основы для содержания аппарата власти.

Преимущества и недостатки теории

И в настоящее время раздел сфер экономического влияния вызывает немало конфликтов, в том числе, военных. Поэтому насилие действительно имело место при образовании некоторых государств.

Как и каждая концепция, теория насилия имеет свои недостатки и достоинства. К плюсам возникновения теории можно отнести:

  1. Подтверждение теории историческими фактами. Примером внутреннего насилия является Гражданская война в Америке между южанами и северянами, которая привела к образованию США.
  2. Возникновение классового общества и образование культурного государства со своими законами тоже является результатом насильственного захвата. Покорение одного племени другим вызывает классовое деление, правовые нормы выдвигаются на первый план, происходит объединение в единый народ и образование одной нации.
  3. Появление частной собственности как результата классового деления общества.
  4. Поддержание установленного порядка с применением методов насилия характерно для любого государства как источника закона.

Теория насилия обладает и существенными минусами:

  1. Ее нельзя применить для объяснения возникновения государственности в каждом государстве.
  2. Роль насилия несколько преувеличена, поскольку для возникновения государства нужен определенный уровень развития экономики, возможности для содержания аппарата власти и управления.
  3. Захват территории может быть вторичным по отношению к образованию государства. В качестве примера рассматривается становление государства германцами на территории римского государства.
  4. Наличие противоречий в использовании насилия как метода возникновения государства. Насильственным способом можно его не только создать, но и разрушить. К тому же, угроза завоевания может служить толчком к объединению угнетаемых племен и созданию ими собственного союза.

Принципы, которыми руководствуются сторонники теории насилия, не обрели всесторонней поддержки исследователей происхождения государства и неоспоримого подтверждения. Данная концепция не является универсальной, поскольку ее существование зависит от воздействия других факторов, кроме насилия.

Отношения между гражданским обществом и государством сравнивались с отношениями между индивидуальной свободой и публичной властью, т.е. насилием. В этом собственно и заключена основная философская проблема в понимании общества, государства и человека. Без власти и насилия одних над другими не может существовать никакое государство, на что обратил внимание еще Макиавелли. Суть государства не в силе или насилии, а в опоре на общественное мнение граждан.

Правовое государство - это не только власть и законы, но и общественный договор, т.е. готовность граждан исполнять эти законы и реальная готовность и способность государства уважать и защищать права граждан. Человек может быть лично не согласен с властью и законами, но он обязан их исполнять наравне с другими гражданами. Равенство в правах и обязанностях перед законом не только по вертикали, но и по горизонтали представляет собой важнейший принцип гражданского общества.

Несогласие с системой права и законами может и должно выражаться в многообразных формах политической жизни общества, в деятельности партий, общественных объединений и т.п. Единственное условие - сохранить правовое государство, без чего невозможно развитие гражданского общества. К числу первостепенных прав человека относится право частной собственности как механизм обеспечения всеобщего интереса в условиях индивидуальной заинтересованности каждого гражданина.

Для обеспечения прав и свобод гражданина еще в античном мире выработан принцип демократии, народовластия, предусматривающий право на участие каждого в управлении государством. Важно подчеркнуть, что демократия - это не власть большинства, а защита прав и свобод меньшинства и в конечном итоге каждого человека. Реализация демократического принципа в жизни любого общества и государства представляет собой очень трудную задачу.

Суть проблемы в том, что демократические принципы должны войти в "плоть и кровь" человека, стать неотъемлемой частью его самосознания, умонастроения, ментальности. Если в духовной культуре народа еще не сложилась парадигма "свобода в рамках закона", а господствует авторитарная политическая культура, то можно говорить только о ранней стадии формирования гражданского общества. Пока миллионы граждан не доверяют власти и не считают строгое соблюдение законов нормой жизни, общество будет в определенном смысле слова обречено на постоянное противоборство, на "хромающее развитие" и политическую нестабильность.

В понимании феномена насилия есть два крайних подхода — широкий (абсолютистский) и узкий (прагматический), каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки.

В широком смысле под насилием понимается подавление человека во всех его разновидностях и формах — не только прямое, но и косвенное, не только физическое, но и экономическое, и политическое, и психологическое, и всякое иное. При этом подавлением считается любое ограничение условий личностного развития, причина которого заключена в других людях или общественных институтах. В узком смысле насилие обычно сводится к физическому и экономическому ущербу, который люди наносят друг другу, и оно понимается как телесные повреждения, убийства, ограбления, поджоги и т.п. Трудности, связанные с определением насилия, получают разрешение, если поместить его в пространство свободной воли и рассматривать как одну из разновидностей властно-волевых отношений между людьми.

Насилие есть один из способов, обеспечивающих господство, власть человека над человеком. Основания, в силу которых одна воля господствует, властвует над другой, подменяет ее, принимает за нее решения, могут быть разными:

а) некое реальное превосходство в состоянии воли — типичный случай: патерналистская власть, власть отца;

б) предварительный взаимный договор — типичный случай: власть закона и законных правителей;

в) насилие — типичный случай: власть оккупанта, завоевателя, насильника.

Насилие — не вообще принуждение, не вообще ущерб жизни и собственности, а такое принуждение и такой ущерб, которые осуществляются вопреки воле того или тех, против кого они направлены. В понятии насилия существенно важными являются два момента:

а) то, что одна воля пресекает другую волю или подчиняет ее себе;

б) то, что это осуществляется путем внешне ограничивающего воздействия, физического принуждения.

Понятие насилия имеет достаточно конкретное и строгое содержание, его нельзя отождествлять с любой формой принуждения. Насилие как определенную форму общественного отношения следует отличать, с одной стороны, от инстинктивно-природных свойств человека, а с другой стороны, от других форм принуждения в обществе, в частности, патерналистского и правового.

Само существование, человечества доказывает, что ненасилие превалирует над насилием. Превалирование ненасилия — существенная основа жизни вообще. Особенность человеческой формы жизни состоит в том, что преодоление насилия становится сознательным усилием и целенаправленной деятельностью.

Насилие и государство. Отношение государства к насилию характеризуется тремя основными признаками. Государство:

а) монополизирует насилие,

6) институционализирует его

в) заменяет косвенными формами.

В государстве насилие институционализируется: право насилия оформляется законодательно. Соответствие каждого случая возможного применения насилия закону устанавливается в результате специальной процедуры, предполагающей объективное, всесторонне взвешенное расследование и обсуждение. Практикуемое государством насилие основывается на доводах разума и характеризуется беспристрастностью.

Государство сделало существенный шаг в ограничении насилия. Прямую борьбу с насилием оно дополнило упреждающим воздействием на обстоятельства, способные породить его. В государстве насилие по большей части заменяется угрозой насилия.

Каким бы легитимным, институционально оформленным и предосторожным государственное насилие не было, оно остается насилием — и в этом смысле прямо противоположно морали. Монополия на насилие ведет к его избыточности. Институциональность насилия придает ему анонимность и притупляет его восприятие. Косвенный характер насилия (манипулирование сознанием, скрытая эксплуатация и т.п.) расширяет сферу его применения.

Отношение к государственному насилию может быть существенно иным, если рассматривать его, как форму ограничения насилия, этап на пути преодоления насилия. Институционализация насилия включает его в пространство действий, легитимность которых совпадает с разумной обоснованностью и требует такого обоснования; вне этого была бы невозможна сама постановка вопроса о допустимости насилия. Косвенные, латентные формы насилия — свидетельство того, что оно в своей эффективности может быть заменено другими средствами.

Государственное насилие — не просто ограничение насилия, а такое его ограничение, которое создает предпосылки для окончательного преодоления и перехода к принципиально ненасильственному общественному устройству.

НенасилиеВ истории общества ненасилие выражалось в непротивлении, хотя часто воспринималось всего лишь как воплощение покорности, пассивности, слабости. На этом основании выдвигался аргумент в пользу насилия, который состоял в том, что без него нельзя противостоять агрессивным формам зла (например, тирании). И как бы плохо ни было насилие, оно все же лучше покорности и трусости. Насилие считается оправданным как противонасилие.

Однако, этот аргумент не совсем состоятелен, поскольку существует еще один тип поведения — это активное ненасильственное сопротивление, преодоление ситуации несправедливости ненасильственными методами. Этот тип поведения является морально оправданным.

Принципы ненасильственного поведения:

а) отказ от монополии на истину, готовность к изменениям, диалогу и компромиссу;

б) критика своего собственного поведения с целью выявления того, что в нем могло бы питать и провоцировать враждебную позицию оппонента;

в) анализ ситуации глазами оппонента с целью понять его и найти такой выход, который позволил бы ему сохранить лицо, выйти из конфликта с честью;

г) борьба со злом, но любовь к людям, стоящим за ним;

д) полная открытость поведения, отсутствие в отношении оппонента какой бы то ни было лжи, скрытых намерений, тактических хитростей и т.п.

В ХХ столетии ненасилие становиться стратегией и техникой социально политической борьбы, способом разрешения конфликтов, тактикой посредничества. Все это является свидетельством того, что открывается новая эпоха, когда общественная справедливость сопрягается исключительно с ненасильственными методами решения человеческих конфликтов.

Вторым качественным скачком в ограничении насилия явилось возникновение государства. Отношение государства к насилию, в отличие от первобытной практики талиона, характеризуется тремя основными признаками. Государство а) монополизирует насилие, б) институционализирует его и в) заменяет косвенными формами.

Государство обозначает такую стадию развития общества, когда обеспечение его безопасности становится специализированной функцией в рамках общего разделения труда. С этой целью право на насилие локализуется в руках особой группы лиц и осуществляется по установленным правилам. Подобно тому, как появляются ремесленники, земледельцы, купцы и т. д., появляются также стражи (воины, полицейские), призванные защищать жизнь и собственность людей как от их взаимных посягательств, так и от внешней экспансии.

В государстве насилие институционализируется. Это нельзя понимать так, будто талион не был социальным институтом. Талион также являлся нормативной системой, но он осуществлялся в результате спонтанных действий самих заинтересованных лиц. Хотя это и был детально разработанный обычай с целью гарантировать принцип эквивалента в разнообразных обстоятельствах, тем не менее каждый член первобытного коллектива имел право его толкования и безусловную обязанность исполнения. В государстве дело обстоит иначе. Здесь право насилия оформляется законодательно. Законы вырабатываются иначе, чем обычай, более элитарным путем. А соответствие каждого случая возможного применения насилия закону устанавливается в результате специальной процедуры, предполагающей объективное, всесторонне взвешенное расследование и обсуждение. Практикуемое государством насилие основывается на доводах разума и характеризуется беспристрастностью, в этом смысле оно достигает по сравнению с талионом качественно более высокого уровня институционализации.

Государство сделало еще один существенный шаг в ограничении насилия. Прямую борьбу с насилием оно дополнило упреждающим воздействием на обстоятельства, способные породить его. В государстве насилие по большей части заменяется угрозой насилия.

Предметом спора был и остается вопрос, как квалифицировать этот третий способ воздействия, который в опыте современных обществ является основным. Аристотель выделял его в особый разряд. Наряду с непроизвольными действиями, осуществляемыми человеком не по своей воле, и произвольными действиями, в которых он реализует свои желания, Аристотель выделял особый класс смешанных действий, которые человек совершает сам, по своей воле, но под жестким давлением обстоятельств, когда их альтернативой является нечто более худшее, чем сами эти действия, в предельном случае — смерть. Таково, например, поведение человека, совершающего нечто постыдное по требованию тирана, чтобы спасти своих близких, или поведение купцов, выбрасывающих во время шторма за борт свое имущество, чтобы не затонул корабль. Гоббс считал, что такие действия следует считать добровольными, свободными, поскольку у человека остается выбор, хотя он и крайне зауженный; страх смерти нельзя отождествлять с самой смертью. Многие современные теоретики ненасилия, напротив, придерживаются взгляда, согласно которому такие действия следует сводить к подневольным. По их мнению, угроза насилием сама является насилием.

Если практикуемое государством насилие рассматривать само по себе, как итоговое состояние и постоянное условие человеческого существования, то оно не может не вызвать негативной нравственной оценки. Каким бы легитимным, институционально оформленным и предосторожным государственное насилие не было, оно остается насилием — и в этом смысле прямо противоположно морали. Более того, все отмеченные особенности могут быть интерпретированы как факторы, которые придают насилию размах и изощренность. Монополия на насилие ведет к его избыточности. Институциональность насилия придает ему анонимность и притупляет его восприятие. Косвенный характер насилия (манипулирование сознанием, скрытая эксплуатация и т. п.) расширяет сферу его применения.

Отношение к государственному насилию может быть существенно иным, если рассматривать его в исторической динамике и учитывать, что в отношении к насилию была догосударственная стадия и будет постгосударственная. Государственное насилие, как и предшествовавший ему талион, — не форма насилия, а форма ограничения насилия, этап на пути его преодоления. Монополия на насилие сужает его источник до размеров, дающих возможность обществу осуществлять целенаправленный контроль за ним. Институционализация насилия включает его в пространство действий, легитимность которых совпадает с разумной обоснованностью и требует такого обоснования; вне этого была бы невозможна сама постановка вопроса о допустимости насилия. Косвенные, латентные формы насилия — свидетельство того, что оно в своей эффективности может быть заменено другими средствами.

Государственное насилие — не просто ограничение насилия, а такое его ограничение, которое создает предпосылки для окончательного преодоления и перехода к принципиально ненасильственному общественному устройству.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

НАСИЛИЕ

Насилие языка

Насилие языка Откуда же сегодня берется этот страх перед чрезмерной близостью Другого как субъекта желания? Зачем нужно удалять кофеин из Другого, лишая его грубой материальности jouissance[11]? Подозреваю, что это является реакцией на распад защитных символических стен,

17 ИЮЛЯ (Насилие)

17 ИЮЛЯ (Насилие) Основа устройства древнего общества – насилие; основа устройства общества, свойственного нашему времени, – разумное согласие и отрицание насилия.1 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в

14 АВГУСТА (Насилие)

14 АВГУСТА (Насилие) Люди так привыкли к поддержанию внешнего порядка жизни насилием, что жизнь людей без насилия представляется им невозможною. А между тем если люди насилием учреждают справедливую (по внешности) жизнь, то те люди, которые учреждают такую жизнь, должны

14 СЕНТЯБРЯ (Насилие)

14 СЕНТЯБРЯ (Насилие) Насилие тем особенно вредно, что оно всегда облекается во внешнее величие и этим внушает уважение к тому, что должно бы вызывать одно отвращение.1 Принуждающий нас силой как бы лишает нас наших прав, и мы потому ненавидим его. Как благодетелей наших, мы

Насилие

… насилие

… насилие Сегодня я увидела, как миром завладевает насилие. Это происходит не впервые, не впервые насилие отравляет все, с чем соприкасается.Я увидела, как тысячи и тысячи молодых людей отдают лучшие свои силы, служа разрушению, разбивая вдребезги собственную жизнь и без

Насилие глобализации

Добро и насилие

Добро и насилие Милосердие — внимательно, понимающе. Но здесь возникает практический вопрос: что должно быть предметом внимания и понимания — благо другого человека или его мнение о собственном благе, собственная готовность оказать благодеяние или желание другого

Насилие и священное

Насилие и священное Полю Тулузу Фонд Гуггенхейма и Университет Нью-Йорка в Буффало (факультет искусств и литературы) предоставили мне первый — стипендию, второй — свободное время, которые способствовали завершению настоящей книги. Автор приносит им

Ненависть и насилие

Ненависть и насилие Было довольно рано, солнце еще не появится в течение часа или около того. Южный Крест был очень ясно виден и удивительно красив над пальмовыми деревьями. Все было очень тихим, деревья были неподвижны и темны, и даже маленькие существа на земле были

НАСИЛИЕ

Насилие и власть

Насилие и власть С насилием связывают представление о том, что близко и прямо сейчас. Оно непосредственнее и безотлагательнее власти. Подчеркивая этот аспект, говорят о физическом насилии. Власть на более глубоком, животном уровне лучше назвать насилием. Путем насилия

Насилие (Violence)

Насилие (Violence) Неумеренное применение силы. Иногда оно бывает необходимым (умеренность не всегда возможна), но никогда не бывает благом. Всегда достойно сожаления, но не всегда ожидаемо. Противоположностью насилия является мягкость (не путать со слабостью –

Насилие как средство власти: сущность и политические возможности

власть

Залысин И.Ю.

Духовное принуждение предполагает воздействие на сознание объекта власти с помощью духовных ценностей и деятельности. Оно включает в себя распространение угроз с помощью системы пропаганды, общественного мнения, морали и т. д., которые заставляют объект власти подчиняться субъекту.
Какое место занимает насилие среди средств властного воздействия? Насилие, на наш взгляд, является разновидностью принуждения. Согласно русской лингвистической традиции, под насилием понимается принудительное воздействие на кого-либо [6]. В чем его специфика? Насилие представляет собой принуждение с помощью физического воздействия.
Это означает, во-первых, что объектом насилия выступает, прежде всего, телесная оболочка человека, его ткани. Конечно, применение насилия имеет и психологические последствия, затрагивает не только физические, но и духовные свойства человека (эмоции, чувства и т. д.).
Однако их можно назвать побочными эффектами насилия (за исключением одной раз-новидности политического насилия — терроризма).

Читайте также: