Программа внеурочной деятельности по профориентации в начальной школе

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Администрация Октябрьского района

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Тип учебного учреждения: общеобразовательное учреждение

Вид учебного учреждения: средняя общеобразовательная школа

Класс обучающихся: 2-4 класс

Название программы : Мир профессий

Название направления: социальное

Название учебной профориентация

Вид образовательной Программа внеурочных занятий

Ступень образования: I ( первая) ступень

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Администрация Октябрьского района

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Зам. директора по НР Директор школы

МИР ПРОФЕССИЙ

занятий внеурочной деятельности

по профориентации

№ 1 от 28 августа 2016 г.

Программа составлена с учетом требований ФГОС НОО и обеспечивает развитие универсальных учебных действий, творческих способностей у обучающихся, необходимых для дальнейшей самореализации как в учебной, так и внеурочной деятельности, а так же позволяет учащимся проявить себя, выявить свой творческий потенциал.

В рамках данной программы формируются коммуникативные и социальные навыки обучающихся начальной школы, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребёнка.

Цель программы: формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание условий для успешной профориентации младших подростков в будущем.

Актуальность данной программы обусловлена её практической значимостью: она не только помогает овладеть определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.

Рекомендуется учителям начальных классов, занимающимися вопросами профессионального просветительства, профориентационной работой, социальной адаптацией детей в возрасте от 7 до 10 лет.

6. Аппарат контроля (формы контроля и система оценивания)…………………………….13

7. Методическое обеспечение учебного процесса…………………………………………..14

10. Литература для учащихся …………………………………………………………………16

Пояснительная записка

С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта второго поколения воспитательный процесс должен строиться на основе развития у школьников психологической готовности к выбору, профессиональному и личностному самоопределению. Правильный выбор профессии – один из значимых факторов успешности в жизни человека. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам. У отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной.

Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка 7-10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом - работа мамы и папы, воспитателя в детском саду и учителя в школе, профессии летчика, полицейского, разведчика, но об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно.

Актуальность . Мир профессий огромен. Найти свое место в нем, обрести уверенность в себе, стать профессионалом – процесс длительный. Проблема профессиональной ориентации с учётом личностных факторов становится в наши дни, как никогда актуальна. Данной программой определяется, что обучающиеся понимают роль и место психологической компетентности в построении правильно жизненной стратегии и успешного достижения поставленных целей. Успешность профессионального самоопределения тесно связана с общим развитием личности, показателем психического развития, способностью к самоанализу, уровнем мотивации.

Цель: формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание условий для успешной профориентации младших подростков в будущем.

- расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда, представлении о структуре труда (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат);

- расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и обществе;

- активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии.

- воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых.

- расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, создание положительной основы для воспитания социально-личностных чувств;

- воспитание физических, психологических, социальных качеств, необходимых для полноценного развития личности.

Принципы реализации программы:

С целью эффективности и результативности занятия содержат следующие виды деятельности:

- игровая деятельность (ролевые игры);

- чтение и составление текстов по темам разделов;

- выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.

С целью достижения качественных результатов учебный процесс должен быть оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, видео и фото реквизитами.

Во время каникул деятельность может видоизменяться (оформление страничек портфолио и защита проектов).

Количество часов в год – 34 (1 час в неделю).

Количество часов в неделю – 1.

Количество часов в I четверти – 9.

Количество часов во II четверти – 7.

Количество часов в III четверти – 10.

Количество часов в IV четверти – 8.

Профессии вокруг нас.

Профессии, которые нас охраняют.

Профессии, которые нас лечат.

Профессии в школе.

первые умения и навыки общего труда на пользу людям, культуры труда, расширит знания о производственной деятельности людей, о технике, о воспитании уважения к людям труда, понимании значения труда в жизни человека.

Профессии вокруг нас.

Профессии, которые нас кормят.

Профессии, которые нас одевают.

Профессии, которые помогают путешествовать.

Клубные часы профориентационной направленности

Планируемые результаты

- когнитивные - знания обучающихся о труде, о мире профессий;

- мотивационно-личностные - отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;

-поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.

Регулятивные УУД

Обучающиеся научатся:

- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, работать по предложенному учителем плану.Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД

Обучающиеся научатся:

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные УУД

Обучающиеся научатся:

-Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).Слушать и понимать речь других.Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

Обучающиеся получат возможность научиться:

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следоватьим.Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

Ханты-Мансийский автономный округ –Югра

Администрация Октябрьского района

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Зам. директора по НР Директор школы

Громак Н.М. Черноколпакова Т.З.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

программы занятий внеурочной деятельности по профориентации

Цель программы: познакомить с многообразием мира профессий, значимостью выбора профессии в жизни человека.

Категория слушателей: учащиеся 2-х классов.

Срок обучения: 34 часа.

Режим занятий : 1 час в неделю.

Наименование разделов программы

Всего часов

В том числе

Формы контроля

Теоретические

Практические занятия

Профессии, вок

Профессии, которые нас охраняют

Составление памяток по безопасности, оформление плакатов с дорожными знаками

Профессии, которые нас лечат

Мини- сочинения, тест, составление режима дня второклассника

Профессии в школе

Ханты-Мансийский автономный округ –Югра

Администрация Октябрьского района

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Зам. директора по НР Директор школы

Громак Н.М. Черноколпакова Т.З.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

программы занятий внеурочной деятельности по профориентации

Цель программы: познакомить с многообразием мира профессий, значимостью выбора профессии в жизни человека.

Категория слушателей: учащиеся 3-х классов.

Срок обучения: 34 часа.

Режим занятий : 1 час в неделю.

Наименование разделов программы

Всего часов

В том числе

Формы контроля

Теоретические

Практические занятия

Профессии вокруг нас

Профессии, которые нас кормят

Конкурс рецептов блюд

Профессии, которые нас одевают

Конкурс на лучшего модельера

Профессии которые помогают путешествовать

Ханты-Мансийский автономный округ –Югра

Администрация Октябрьского района

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Зам. директора по НР Директор школы

Громак Н.М. Черноколпакова Т.З.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

программы занятий внеурочной деятельности по профориентации

Цель программы: познакомить с многообразием мира профессий, значимостью выбора профессии в жизни человека.

Категория слушателей: учащиеся 4-х классов.

Срок обучения: 34 часа.

Режим занятий : 1 час в неделю.

Наименование разделов программы

Всего часов

В том числе

Формы контроля

Теоретические

Практические занятия

Клубный час профориентационнойнаправленности.

Ханты-Мансийский автономный округ –Югра

Администрация Октябрьского района

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Зам. директора по НР Директор школы

Громак Н.М. Черноколпакова Т.З.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

программы занятий внеурочной деятельности по профориентации

Цель программы : познакомить с многообразием мира профессий, значимостью выбора профессии в жизни человека.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребёнка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учёба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам. У отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной.

Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка 7-10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду и учителя в школе, профессии лётчика, милиционера, разведчика; но об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка.

Цель курса: формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание условий для успешной профориентации младших подростков в будущем.

формировать у детей представление о структуре труда (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат), о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда;

расширять знания детей о родных людях, значимости их труда в семье и обществе;

активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии;

воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых;

развивать кругозор, создавать положительную основу для воспитания социально-личностных качеств.

Описание курса в учебном плане

Внеурочные занятия проводятся 1 раз в неделю. На изучение курса отводится 138 часов: в 1 классе – 33 часа, во 2-4 классах по 35 часов.

В ходе реализации программы обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся:

когнитивные – знания обучающихся о труде, о мире профессий;

мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;

поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.

Регулятивные УУД:

Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные УУД:

Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

Содержание программы

Содержание программы курса

Программа состоит из четырёх частей:

Профессии, связанные с природой. Профессии наших мам и пап. Профессии, связанные с путешествиями.

Чтение произведений о труде, просмотр мультфильмов. Конкурсы рисунков. Профориентационные игры и викторины. Ролевые игры. Экскурсии.

Профессии, которые нас охраняют. Профессии, которые нас лечат. Профессии в школе.

Незнакомые, необычные и редкие профессии.

Профессии, которые меня привлекают.

Нажмите, чтобы узнать подробности

МИР ПРОФЕССИЙ

занятий внеурочной деятельности

по профориентации

№1 от 28 августа 2016 г.

Программа составлена с учетом требований ФГОС НОО и обеспечивает развитие универсальных учебных действий, творческих способностей у обучающихся, необходимых для дальнейшей самореализации как в учебной, так и внеурочной деятельности, а так же позволяет учащимся проявить себя, выявить свой творческий потенциал.

В рамках данной программы формируются коммуникативные и социальные навыки обучающихся начальной школы, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребёнка.

Цель программы: формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание условий для успешной профориентации младших подростков в будущем.

Актуальность данной программы обусловлена её практической значимостью: она не только помогает овладеть определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.

Рекомендуется учителям начальных классов, занимающимися вопросами профессионального просветительства, профориентационной работой, социальной адаптацией детей в возрасте от 7 до 10 лет.

6. Аппарат контроля (формы контроля и система оценивания)…………………………….13

7. Методическое обеспечение учебного процесса…………………………………………..14

10. Литература для учащихся …………………………………………………………………16

Пояснительная записка

С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта второго поколения воспитательный процесс должен строиться на основе развития у школьников психологической готовности к выбору, профессиональному и личностному самоопределению. Правильный выбор профессии – один из значимых факторов успешности в жизни человека. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам. У отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной.

Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка 7-10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом - работа мамы и папы, воспитателя в детском саду и учителя в школе, профессии летчика, полицейского, разведчика, но об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно.

Актуальность. Мир профессий огромен. Найти свое место в нем, обрести уверенность в себе, стать профессионалом – процесс длительный. Проблема профессиональной ориентации с учётом личностных факторов становится в наши дни, как никогда актуальна. Данной программой определяется, что обучающиеся понимают роль и место психологической компетентности в построении правильно жизненной стратегии и успешного достижения поставленных целей. Успешность профессионального самоопределения тесно связана с общим развитием личности, показателем психического развития, способностью к самоанализу, уровнем мотивации.

Цель: формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание условий для успешной профориентации младших подростков в будущем.

- расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда, представлении о структуре труда (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат);

- расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и обществе;

- активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии.

- воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых.

- расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, создание положительной основы для воспитания социально-личностных чувств;

- воспитание физических, психологических, социальных качеств, необходимых для полноценного развития личности.

Принципы реализации программы:

С целью эффективности и результативности занятия содержат следующие виды деятельности:

- игровая деятельность (ролевые игры);

- чтение и составление текстов по темам разделов;

- выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.

С целью достижения качественных результатов учебный процесс должен быть оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, видео и фото реквизитами.

Во время каникул деятельность может видоизменяться (оформление страничек портфолио и защита проектов).

Количество часов в год – 34 (1 час в неделю).

Количество часов в неделю – 1.

Количество часов в I четверти – 9.

Количество часов во II четверти – 7.

Количество часов в III четверти – 10.

Количество часов в IV четверти – 8.

Профессии вокруг нас.

Профессии, которые нас охраняют.

Профессии, которые нас лечат.

Профессии в школе.

первые умения и навыки общего труда на пользу людям, культуры труда, расширит знания о производственной деятельности людей, о технике, о воспитании уважения к людям труда, понимании значения труда в жизни человека.

Профессии вокруг нас.

Профессии, которые нас кормят.

Профессии, которые нас одевают.

Профессии, которые помогают путешествовать.

Клубные часы профориентационной направленности

Планируемые результаты

- когнитивные - знания обучающихся о труде, о мире профессий;

- мотивационно-личностные - отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;

-поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.

Регулятивные УУД

Обучающиеся научатся:

- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, работать по предложенному учителем плану.Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД

Обучающиеся научатся:

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные УУД

Обучающиеся научатся:

-Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).Слушать и понимать речь других.Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

Обучающиеся получат возможность научиться:

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следоватьим.Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

Ханты-Мансийский автономный округ –Югра

Администрация Октябрьского района

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Зам. директора по НР Директор школы

Громак Н.М. Черноколпакова Т.З.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

программы занятий внеурочной деятельности по профориентации

Цель программы: познакомить с многообразием мира профессий, значимостью выбора профессии в жизни человека.


Программа внеурочной деятельности, направление социальное "мир профессий". Рассчитана на начальную школу.

Содержимое разработки

Программа внеурочной деятельности

Сергеева Евгения Евгеньевна

Челябинск, 2016-2017

1 Пояснительная записка

Проблема выбора профессии стоит перед подрастающим поколением всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Ученики 2-3 классов ещё далеки от выбора профессии, но правильно проведённая с ними работа по профессиональной ориентации должна стать основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения школьников в старших классах. О множестве профессий школьники практически не имеют информации, поэтому знакомство с миром профессий начинается в начальной школе.

Цель курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.

-познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;

-формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессий;

-сравнивать интеллектуальные и творческие возможности детей.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Читайте также: