Как одевать детей на прогулку в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

Обновлять детский гардероб приходится почти каждый сезон, ведь дети быстро растут. Весна — отличное время для покупки новой одежды. На улице становится теплее, и зимние куртки с комбинезонами уже не подходят для прогулок, а в остальной одежде хочется добавить ярких красок. Расскажу, как выбрать одежду для ребёнка, в которой ему будет комфортно в детском саду.

Чтобы подготовиться к любой неожиданной ситуации, в шкафчик ребёнка стоит положить запасную одежду. Тёплая кофта с высоким горлом, сменные трусы и носки, колготки, расчёска и носовой платок — базовый набор. Каждую пятницу можно забирать сменную одежду на стирку.

На прогулку: выбирать непромокаемую верхнюю одежду и аксессуары

Весной на улице бывает очень сыро, а детей выводят на прогулку вне зависимости от количества луж на площадке. Дети не сидят на месте, воспитатели не всегда за ними успевают, поэтому малыши могут легко испачкаться на горке или наступить в лужу. Верхняя одежда из прочных непромокаемых материалов защитит ребёнка от ветра и дождя, а родителей — от утомительной стирки и новых расходов. От пятен такую одежду можно легко спасти — достаточно просто протереть губкой или тряпочкой.

Можно обратить внимание на верхнюю одежду с тёплой подкладкой, капюшоном и манжетами на резинке. Так ребёнок будет защищён от ветра и холода во время активных игр. Но даже из лёгкой куртки легко сделать тёплую. Достаточно надеть шерстяную кофту и шапку-балаклаву, чтобы защитить и шею, и уши.

Резинки на манжетах и внизу куртки отлично защищают от ветра, который весной всё ещё остаётся достаточно сильным и холодным

Для занятий физкультурой: собирать многослойные комплекты

В помещении дети проводят не меньше времени, чем на улице. Можно не делить специальную одежду для занятий физкультурой и повседневные комплекты. В спортивных брюках ребёнку точно будет комфортнее, чем в узких джинсах, а в простой футболке он всегда будет чувствовать себя свободно.

Футболки, шорты и брюки из натурального хлопка позволяют коже дышать — в них не будет ни слишком жарко, ни слишком холодно. Можно подобрать толстовку или свитшот в тон к брюкам, чтобы получился настоящий костюм. Комплекты лучше всегда делать многослойными, чтобы ребёнок мог чувствовать себя комфортно при любой температуре в помещении и снять любой элемент одежды, если ему станет жарко.

Смесовые и синтетические ткани гораздо устойчивее к трению, поэтому для ползаний на четвереньках лучше выбрать брюки не из 100%-ного хлопка.

Рекомендую покупать кроссовки на липучках. Они позволят ребёнку быстро переодеваться самому, если он ещё не так хорошо справляется со шнурками.

Хлопковые штаны с футболкой станут универсальным комплектом для ребёнка: в них удобно и заниматься физкультурой, и с комфортом проводить время в те дни, когда физкультуры нет

При подготовке ребенка к детскому саду много внимания уделяется вопросам адаптации малыша к новым условиям, и совсем мало говорится о том, как его экипировать.

Чтобы малыш побыстрее адаптировался в саду, родители должны максимально исключить возникновение у него дополнительных трудностей. Поэтому самое главное требование к детсадовской одежде — она должна быть такой, чтобы снять и одеть ее кроха легко мог сам. Или, если он еще мало что умеет, с этой задачей быстро справились бы воспитатели. Не забывайте, что у этих тружеников таких девочек и мальчиков бывает до 25 человек в группе, а вывести на прогулку зимой нужно всех и желательно сразу, чтобы никто не вспотел, а потом не простудился. Кроме того, если малыш идет в сад в самый первый раз, но уже обращает внимание на то, что на нем надето, не одевайте на него ничего раздражающего или умаляющего его статус, чтобы избежать лишних поводов для переживаний.

Одежда и обувь для занятий в группе

Обувь в группу должна быть легкой, поскольку в детском саду обычно жарко. Предпочтительнее всего сандалии с закрытыми мысами и высокой пяткой — чтобы защитить ножку, желательно еще и с супинатором. Не стоит экономить на хорошей обуви, чтобы не испортить стопу, ведь в садике ребенок проводит целый день. Поэтому для профилактики плоскостопия лучше выбирать ортопедически правильную обувь. А вдруг ваша дочь захочет стать балериной? Или, из-за плоскостопия, парня в армию не возьмут? Вот, потом локти кусать будете.

Забудьте про шнурки, молнии и замочки с дырочками — самые удобные застежки на обуви для ребенка (любого возраста) — липучки. Правда, завязывание шнурков, развивает, между делом, мелкую моторику, а, следовательно, мозг… Но давайте не будем усложнять жизнь малышу в период адаптации к садику. К тому же, сейчас достаточно развивающих пособий, чтобы тренироваться на них.

Что касается обуви: закрытая, тем более, теплая обувь, конечно, не подходит. Так же, как и кеды и кроссовки, даже на физкультурные занятия. На гимнастику в детском саду, обычно, требуют чешки или вовсе носочки. Что касается запасной комнатной обуви, если малыш может описать ее, оставляйте еще одну пару в шкафчике, много места она не займет.

Одежду для игр и занятий в группе тоже желательно подбирать безо всяких застежек. То есть — футболки с разной длиной рукава, а не рубашки и блузки на пуговицах. Вырез для головы должен быть таким, чтобы она не застревала, доставляя мучения крохе. Вместо платьев — сарафаны без пуговиц, вместо шортиков и юбочек с застежками — те, что на резинке.

В детских садах, как и всюду, становится холодно перед началом отопительного сезона (и после него, весной). Тогда разумно давать с собой что-то из одежды для утепления. Это могут быть свитера, а не кофты на пуговицах и молниях, а если водолазка, то с достаточно широким и удобным для надевания горлом.

Материалы для детей, разумеется, должны быть натуральными, хотя флис, например, тоже не возбраняется.

Если в группе не носят колготки, то носки предпочтительнее гольф, которые могут перетягивать нежную ножку. Кстати, в СССР в детских садах гольфы разрешались только по праздникам.

Даже, если ваш кроха уже давно не писает в штаны, имейте в его шкафчике запасное белье ВСЕГДА. На всякий случай.

Экипировка для прогулки в детском саду

Погода в России часто холодная и мокрая, поэтому выбор правильной одежды для прогулок весьма важен.

Казалось бы, комбинезон удобнее, чем куртка плюс штаны — одевать-то надо одну вещь, вместо двух. Ан, нет, воспитатели предпочитают все по отдельности, руководствуясь тем, что одетые в штаны малыши стоят и ждут, когда штаны помогут одеть другим. И только потом, всем тем, кто уже в штанах, надевают куртки — чтобы не вспотели. Так что, имейте это в виду. Или спросите у своего воспитателя, что ему предпочтительнее.

Многое зависит от молнии. Представляете, что будет, если она сломается? Выбирайте молнию большую, металлическую, антивандальную (такие есть у хороших производителей).

Куртку лучше брать с высоким горлом (идеально — и со вторым, мягким внутренним), чтобы вообще не заморачиваться с шарфом. Наличие капюшона тоже желательно, даже, если не надет на голову, утепляет спину.

Подбираем шапку: из всех шапок самые удобные и для самостоятельного надевания и, как защита от ветра и холода — шлемы. Лоб, уши, шея — все под надежной и комфортной защитой. Со шлемом и шарф не нужен будет. Шапка без завязок может слететь, уши будут постоянно открыты. С завязками тоже неудобно, по причине мороки с ними. Чересчур теплые меховые шапки разумны только в очень сильные морозы. Частенько мех перегревает голову подвижных ребят. Голова в нем чешется и потеет.

Не давайте ребенку в сад перчатки! Он (и воспитатели) замучаются надевать их. Длинные, теплые и непромокаемые варежки-краги, надевающиеся поверх куртки — наилучший вариант.

Итак, все красивое, но быстро пачкающееся и трудно надеваемое оставьте для гостей, утренников и прочих праздников. Помните — в детском саду малыш меньше всего должен думать об одежде. Там других дел хватает. Удачи в адаптации!

Больше полезных материалов об адаптации ребенка в детском саду — в нашем канале на Яндекс.Дзен .

Прогулка - режимный момент жизнедеятельности детей в Учреждении.

Цель прогулки- укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма. Задачи прогулки:

  • оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях;
  • способствовать повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста;
  • оптимизировать двигательную активность детей;
  • способствовать познавательно - речевому, художественно - эстетическому, социально - личностному развитию детей.

Виды прогулки (по месту проведения):

  • на участке Учреждения;
  • пешеходные прогулки за пределы участка Учреждения (старший дошкольный возраст на расстояние до двух километров);
  • в функциональных помещениях детского сада (в актированные дни).

Виды прогулок по содержанию:

  • Традиционная;
  • Тематическая;
  • Целевая (проводится со второй младшей группы с выходом за пределы детского сада);
  • Экскурсия (проводится систематически со средней группы не менее 1 раза в месяц);
  • Поход, пеший переход (с детьми старшего дошкольного возраста).

Требования к оборудованию и санитарному состоянию
участка детского сада для проведения прогулок.

  1. Оборудование и санитарное состояние детского сада должно соответствовать требованиям СанПиН.
  2. Зона игровой территории включает в себя площадку для игр с современным игровым оборудованием.
  3. Уборка территории участка проводится родителями (дворником) ежедневно: утром за 1 час до прихода детей и по мере загрязнения территории.
  4. При сухой и жаркой погоде полив участка, песка производится не менее 2-х раз в день.
  5. У входа в здание следует иметь решетки, скребки, коврики, щетки.

Требования безопасности

при организации прогулок на участке детского сада.

  1. Перед выходом детей на прогулку дворник Учреждения осматривает территорию участка на предмет соответствия требованиям безопасности в соответствии со своей должностной инструкцией.
  2. Решение о проведении, отмене или сокращении времени прогулки на свежем воздухе принимает заведующий.
  3. Перед выходом на прогулку работники Учреждения, занятые одеванием детей должны следить, чтобы дети не оставались долго одетыми в помещении во избежание перегрева. Следить за исправностью и соответствием одежды и обуви детей микроклимату и погодным условиям.
  4. В случае усиления ветра до недопустимых параметров, ухудшения погодных условий (дождь, метель и др.) во время прогулки, воспитатель должен немедленно завести детей в помещение.
  5. При проведении прогулки воспитатель следит, чтобы дети не уходили за пределы участка детского сада. В случае самовольного ухода ребенка немедленно сообщать о случившемся руководителю ДОУ, который организует поиски ребенка, ставит в известность Управление образования, милицию, родителей в соответствии со схемой оповещения.
  6. В процессе прогулки воспитатель должен обучать навыкам безопасного поведения, правилам безопасного обращения с различными предметами.
  7. При выборе игр воспитатель должен учитывать психофизические особенности детей данного возраста, предшествующую деятельность детей, погодные условия.

Запрещается:

S Оставлять детей одних, без присмотра работников Учреждения;

Использовать в детских играх острые, колющие, режущие предметы, сломанные игрушки.

  1. О каждом несчастном случае с ребенком воспитатель должен немедленно возвестить руководителя, родителей, при необходимости привлечь медицинский персонал для оказания первой медицинской помощи. При необходимости организовать доставку ребенка в отделение скорой помощи.

Требования к подготовке и возвращению с прогулки.

Требования к одежде детей и её хранению:

  1. В любое время года одежда и обувь должны соответствовать погоде на данный момент и не должны способствовать перегреванию или переохлаждению детей;
  2. Порядок хранения одежды в шкафчике: на верхней полке кладется шапка и шарф. Кофта, гамаши, колготки, теплые штаны, верхнюю одежду вешают на крючок. Рукавички на резинке должны быть передернуты через рукава и вешалку верхней одежды. Обувь ставят на нижнюю полку, сверху кладут носки.

Требования к содержанию прогулок на участке Учреждения.

  1. Прогулка должна состоять из следующих структурных элементов:
  • наблюдение;
  • двигательная активность: подвижные, спортивные игры, спортивные упражнения;
  • индивидуальная работа по различным направлениям развития воспитанников;
  • трудовые поручения;

— самостоятельная деятельность детей.

  1. Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем - наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры.
  2. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.
  3. Содержание прогулок определяется программой по ознакомлению детей с окружающим с учетом предшествующей деятельности детей, педагогических и оздоровительных задач, и строится в соответствии с календарным планированием в каждой возрастной группе.
  1. Процесс наблюдения может быть организован за объектами и погодными явлениями.
  2. При планировании наблюдений воспитатель придумывает:
  • оборудование и материалы, используемые по ходу наблюдения, размещение детей;
  • приемы привлечения внимания детей к наблюдению (сюрпризные моменты, загадки, постановка познавательной задачи, проблемная ситуация);
  • приемы активизации умственной деятельности (поисковые вопросы, действия, сравнение, использование детского опыта).

Организация детской активности

  1. В двигательную деятельность детей на прогулке следует включать подвижные игры и физические упражнения:

На утренней прогулке:

в младшей группе - 6 - 10 минут;

в средней группе - 10-15 минут;

в старших и подготовительных - 20-25 минут.

На вечерней прогулке:

в младших и средних группах - 10-15 минут,

в старших и подготовительных - 12 -15 минут.

  1. Подвижные игры можно дополнять или заменять спортивными упражнениями или в старшем дошкольном возрасте - спортивными играми, играми с элементами соревнований.
  • К спортивным упражнениям относятся: катание на санках, лыжах, катание на велосипедах, самокатах.
  • К спортивным играм относятся: городки, баскетбол, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей; организация самостоятельной двигательной активности, характер и продолжительность зависят от индивидуальных потребностей и интересов детей, развивающей среды; индивидуальные задания (в соответствии с календарным планированием).
  1. В зависимости от погодных условий двигательная деятельность детей на воздухе может быть различной интенсивности, чтобы дети не переохлаждались и не перегревались. Организацию двигательной активности воспитатель продумывает перед выходом на прогулку, ориентируясь на конкретные метеоусловия.
  2. Не допускается длительное нахождение детей на прогулке без движений. Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которых следует вовлекать в подвижные игры.
  3. Игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся перевозбужденными, что отрицательно сказывается на характере дневного сна, увеличивает длительность засыпания, может быть причиной снижения аппетита.
  4. Особенности организации двигательной активности в зимний период:
  • в холодный период года, воспитателю необходимо следить за тем, чтобы дети дышали носом. Носовое дыхание соответствует формированию у детей умения правильно дышать, предупреждает заболевание носоглотки;
  • при низких температурах воздуха нецелесообразно организовывать игры большой подвижности, так как они приводят к форсированию дыхания, когда дети начинают дышать ртом. Не следует также в этих условиях проводить игры, требующие произнесения детьми в полный голос четверостиший, припевок, какого - либо текста.
  1. Организация индивидуальной работы:
  • в соответствии с календарным планированием воспитатель осуществляет индивидуальную работу по познавательно - речевому, социально - личностному, физическому или художественно - эстетическому развитию детей;
  • с этой целью подготавливаются все необходимые на прогулке материалы и оборудование.
  1. Трудовые поручения:
  • воспитатель привлекает детей к сбору игрушек;
  • оказанию посильной помощи по наведению порядка на участке после прогулки;
  • уходу за растениями и т.д.
  1. Самостоятельная деятельность:
  • В зависимости от целей и задач прогулки воспитатель готовит необходимый выносной материал, пособия для различных видов детской деятельности, соответствующий санитарно - гигиеническим требованиям.
  • Воспитатель должен руководить самостоятельной деятельность детей: обеспечить им полную безопасность, научить использовать пособия в соответствии с их предназначением, осуществлять постоянный контроль деятельности детей на протяжении всей прогулки.

Требования к организации прогулок за пределами участка Учреждения.

  1. Планирование прогулок за пределы участка планируются со второй младшей группы.
  2. Содержание прогулок определяется программой по ознакомлению детей с окружающим.
  3. При подготовке к прогулке воспитатель должен предварительно осмотреть место прогулки, маршрут исследования, согласовывать с руководителем детского сада. Маршрут движения группы должен предусматривать как можно меньшее пересечение проезжей части и, по возможности, использование только регулированных переходов.
  4. Руководитель ДОУ проводит целевой инструктаж по организации прогулок и экскурсий за пределы участка детского сада со всеми работниками, сопровождающими детей, согласовывает общее количество детей, отправляющихся на прогулку. Руководитель Учреждения издает приказ об ответственности за охрану жизни и здоровья детей.
  5. В случае дальней прогулки важно предусмотреть необходимое количество взрослых на 15 детей. Воспитатель должен предварительно осматривать маршрут следования и согласовывать его с руководителем Учреждения.
  6. Если по каким - то причинам дети из группы остались в Учреждении, они по указанию руководителя Учреждения находятся под присмотром определенного работника, на которого возможно возложение ответственности за жизнь и здоровье детей.
  7. Детей во время прогулок, экскурсий должны сопровождать не менее двух взрослых. Один из сопровождающих назначается старшим.
  8. Дети строятся в колонну по два и берут друг друга за руки. Во время движения колонной в руках у детей не должно быть никаких предметов и игрушек.
  9. Один из сопровождающих колонну находится впереди группы, второй - позади.
  10. Каждый из сопровождающих должен иметь красный флажок. Группа должна быть обозначена красными флажками, которые несут первая и последняя пары детей.
  11. Группа детей должна двигаться по тротуару или пешеходной дорожке, придерживаясь правой стороны. Если тротуар или пешеходная дорожка отсутствует, разрешается вести группу детей по левой стороне навстречу движению транспортных средств. Движение по обочине разрешается только в светлое время.
  12. Перед пересечением проезжей части группу следует остановить на тротуаре, чтобы растянувшийся строй сгруппировался.
  13. Пересекать проезжую часть разрешается только по обозначенным пешеходным переходам, а если их нет - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
  14. На регулируемом переходе пересечение проезжей части разрешается только по разрешающим сигналам светофора или регулировщика. Начинать движение можно только одновременно с включением разрешающего сигнала. Во время движения группы через проезжую часть дороги оба сопровождающих должны стоять на проезжей части по обеим ее сторонам лицом навстречу движению транспортных средств с поднятыми красными флажками. В случае смены сигналов до окончания пересечения группой проезжей части сопровождающие остаются на ней до окончания движения группы и покидают проезжую часть после последней пары детей.
  15. При пересечении проезжей части на нерегулируемых перекрестках и пешеходных переходах группу следует остановить на тротуаре. Перед началом перехода сопровождающие должны выйти на обе стороны проезжей части с поднятыми красными флажками, чтобы привлечь внимание водителей, и только убедившись, что их сигналы восприняты, старший сопровождающий разрешает переход. Сопровождающие покидают переход после последней пары детей.
  16. Пересечение проезжей части вне обозначенных пешеходных переходов или перекрестков разрешается только как исключение, в одном случае: вне населенных пунктов при отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка. Пересекать проезжую часть разрешается под прямым углом к краю проезжей части и только на участках без разделительной полосы и ограждений, там ,где она хорошо просматривается в обе стороны. Перед началом пересечения группой проезжей части сопровождающие выходят на нее, становятся с поднятыми красными флажками лицом навстречу движению транспортных средств. Убедившись в безопасности перехода, старший сопровождающий подает команду, разрешающую начало перехода.
  17. Необходимо избегать прогулок по улицам с большим движением.
  18. По окончании прогулки, экскурсии, проверить количество воспитанников, сообщить руководителю о возвращении.

Требования к организации прогулки в помещениях Учреждения в актированные дни или при
неблагоприятных погодных условиях.

  1. В зимний период, в соответствии с графиком определения погодных условий, для установления возможности отмены прогулок на улице с воспитанниками ДОУ, утвержденным приказом заведующей ДОУ исключается или сокращается время пребывания детей на свежем воздухе.
  2. В дни сокращения времени или отмены прогулок на свежем воздухе необходимо компенсировать недостаток двигательной активности детей хорошо продуманной организацией динамической (двигательной) прогулки в помещениях учреждения, в соответствии с графиком прогулок в актированные дни.
  3. В содержание прогулки в групповых и функциональных помещениях должны быть включены все структурные элементы (см. выше) с учетом имеющихся условий.
  4. Организация прогулки при сниженной температуре в прогулочной зоне Учреждения с детьми раннего возраста:
  • для наблюдения за изменением температуры необходимо наличие термометра: на высоте 80 см от пола;
  • на прогулку и с прогулки детей сопровождает помощник воспитателя;
  • в начале прогулки воспитатель организует подвижные игры с большей двигательной активностью для поддержания положительно - эмоционального тонуса, в которых все дети участвуют одновременно или подгруппами, далее - игра средней подвижности;
  • в заключении прогулки воспитатель организует спокойные игры или самостоятельную деятельность детей.

Требования к продолжительности прогулки.
Режим длительности проведения прогулок на улице.

Например, у детей, как и у взрослых, может быть неважное настроение, рассеянность, ребёнок может замечтаться. И если он никак не одевается на прогулку, что тогда будет делать воспитатель?

  • Оставит его в группе?
  • Поможет одеться?
  • Попросит помощника одеть ребёнка и вывести на прогулку?

Конечно же, должны помочь одеться!

Обязан ли воспитатель одевать ребенка в детском саду?

МНЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ:

  • Думаю, да. На улицу вывести нужно всю группу, поэтому хочешь-не хочешь, а одетым должен быть каждый ребенок. Другой вопрос насколько приветливо воспитатель относиться к тому, умеет ли ребенок одеваться или нет и как ведет беседу с родителями.
  • Ответственность за навыки ребенка несет не только родитель! Воспитатель тоже должен учить ребенка одеваться. И воспитатель не должен предъявлять претензии родителям. Я считаю воспитатель обязан помогать ребенку одеваться.
  • Воспитатель должен помогать ребенку и учить его. Но если родители ребенка балуют и все делают за него, то такие родители не в праве предъявлять претензии к воспитателю. Навыки самостоятельности должны даваться ребенку от обеих сторон.
  • Не несёт ответственности. Ну дак пусть тогда на улицу голый идёт. Воспитатель обязан помочь. А если бы все дети сами одевались, то на улицу бы выходили только через часа два.
  • Воспитатель должен помогать, и контролировать что бы все дети, были одеты на прогулку в любом возрасте.
  • Вот именно, здесь ключевое слово ПОМОГАТЬ! Поэтому воспитатель помогает одеваться, зачастую родители дома сами одевают своих детей и не дают им возможности самостоятельно развиваться и обучаться тем или иным навыкам.

Вот такие мнения высказали родители.

А что говорит по этому поводу закон?

МНЕНИЕ ЮРИСТА

Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей…

На федеральном уровне нет специальных норм об обязанностях подготовки в ДОО ребеночка к прогулке. Однако, как указано выше ДОО отвечает за сохранение здоровья своих дошкольников с учетом их индивидуальных особенностей.

Специально изучила должностные инструкции воспитателя, чтобы убедиться, обязан ли он контролировать процесс одевания ребёнка.

В основном должностные инструкции воспитателя типовые, не содержат подробного перечня их обязанностей

Читайте также: