План урока гражданство как институт конституционного права республики казахстан

Обновлено: 02.07.2024

Тема: Конституционно- правовой статус человека и гражданина в Республике Казахстан.

Приобретение гражданства Утрата гражданства Отказ о приеме в гражданство

Права и свободы граждан РК

Личные права и свободы граждан Политические права и свободы граждан Экономические и социальные права и свободы граждан


Задавая учащимся актуальные вопросы, объяснить обязанности граждан и гарантии их прав.
Вопросы:
• Чьей обязанностью является осуществление прав граждан?
• Для чего нужно обладать одновременно и правом, и обязанностью? Каковы их различия?
• Почему обязанности обсуждаются и приводятся в обязательное исполнение?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Предмет: Человек. Общество. Право.

Тема урока: Гражданство

Развитие понятия о принципах приобретения гражданства в разных государствах.

Тип урока: комбинированный.

Метод урока: словесный - объяснение, беседа.

I .Орг. момент: (психологический настрой).

II .Повторение: опрос дом. задания.

1. Членом каких международных организаций является Республика Казахстан?

2. Этапы принятия Декларации прав человека.

3. Основные положения Декларации.

4. В чем проявляется равенство граждан перед законом?

5. Как можно усовершенствовать механизмы защиты прав и свобод граждан?

6. Назовите органы, обеспечивающие защиту прав человека в Казахстане.

III .Новая тема:

План: 1. Общее понятие гражданства.

2. Конституция РК о гражданстве.

3. Двойное гражданство.

4. Получение гражданства РК.

? Как вы понимаете значение этого слова? (ответы детей)

Гражданство – правовая связь физического лица с определенным государством. Гражданин имеет определенные права и обязанности по отношению к своему государству, которые определяются внутренним законодательством страны.

Порядок приобретения гражданства регулируется двумя принципами:

Гражданин – это личность, определяемая принадлежностью государства.

Естественное право человека – жить на родине. Поэтому Конституция РК запрещает лишение человека гражданства и изгнание его из страны. Более того, государство проявляет заботу о своих гражданах, находящихся за пределами его территории, защищает их права и свободы.

3. В отдельных случаях гражданин может приобрести гражданство другого государства, т.е. двойное гражданство. Но это не бывает в массовом масштабе. Для этого должны быть существенные причины. Человека имеющего двойное гражданство называют бипатрид.

Согласно этому Закону, гражданами РК являются лица, которые постоянно проживают в Казахстане. Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть приняты в гражданство РК по их заявлению. Для того чтобы получить гражданство, необходимо постоянно проживать в Казахстане не менее 5 лет. Ближайшие родственники граждан РК принимаются в гражданство республики сразу после подачи заявления. Решению по ходатайствам о приема в гражданство РК принимается президентом.

Заявление о приеме в гражданство РК отклоняется, если лицо, ходатайствующее об этом: - совершило преступление против человечества;

- выступает против суверенитета и независимости РК;

- призывает к нарушению единства и целостности территории РК;

- нарушает законы, наносит ущерб гос.безопасности, здоровью населения;

- разжигает межгосударственную, межнациональную и религиозную вражду;

- противодействует функционированию государственного языка РК;

- осуждено за террористическую деятельность;

- признано судом особо опасным рецидивистом;

- состоит в гражданстве другого государства.

Документами, подтверждающими гражданство, являются удостоверение и паспорт. Если лицо не достигло 16 лет, то гражданство подтверждается свидетельством о рождении или паспортом одного из родителей.

IV .Закрепление: Дать рекомендации по следующим ситуациям:

Ситуация 1: Ербол решил жениться на девушке из Ирана. Если он уедет в Иран, то лишится гражданства Казахстана. Против этого выступают его родители. Он также опасается, что это породит трудности в работе и в семье.

Ситуация 2: Талгат и Бибигуль – граждане Казахстана, но работают по контракту в США. У них родился ребенок. Они опасаются, что возникнут проблемы с определением гражданства ребенка.

Ситуация 3: Айжан вышла замуж за гражданина Турции. Так как они не регистрировались в бюро ЗАГСа, то считаются гражданами двух различных государств. Теперь перед ними встала проблема определения гражданства ребенка.

Ситуация 4: Семья Сидоровых решила переехать на историческую родину – в Россию, но там у них нет родственников.

Ситуация 5: Переехавший 2 года назад в Россию Константинов решил вернуться с семьей и написал об этом заявление в посольство Казахстана в России.

Рефлексия: Что из данной темы вы уже знали до урока?

Что нового вы узнали на этом уроке?

Домашнее задание: § 35, вопросы.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Сформировать знания учащихся о гражданстве Республики Казахстан, об основных принципах приобретения и прекращения гражданства, о документах подтверждающих гражданство РК;

Развивать у учащихся интерес, мышление, память, речь;

Воспитать у учащихся правосознание, патриотизм.

Тип урока: комбинированный

от 20.12.1991 г., Конституция РК, от 30.08.1995г.,

I .Организационный момент.

II . Опрос домашнего задания

Что такое Конституция РК?

Назовите права граждан

Назовите обязанности граждан

IV . План:

2.Приобритение и прекращение гражданства РК.

3.Документы, подтверждающие гражданство РК

V .Объяснение темы:

Гражданство РК определяет устойчивую политико-правовую связь лица с государством, выражающую совокупность их взаимных прав и обязанностей.

Гражданами Республики Казахстан являются лица, которые:

- постоянно проживают в Республике Казахстан на день вступления в силу настоящего Закона;

- родились на территории Республики Казахстан и не состоят в гражданстве иностранного государства;

-приобрели гражданство Республики Казахстан в соответствии с настоящим Законом.

За гражданином Республики Казахстан не признается гражданство другого государства.

Республика Казахстан создает условия для возвращения на ее территорию лиц, вынужденно покинувших территорию республики в периоды массовых репрессий, насильственной коллективизации, в результате иных антигуманных политических акций, и их потомков, а также для казахов, проживающих на территории других государств.

Согласно ст. 10 Конституции РК, гражданин РК ни при каких условиях не может быть лишён гражданства, права изменить своё гражданство, а также не может быть изгнан за пределы Казахстана.

Лишение человека гражданства своего государства, изгнание его из родной страны – противоестественное явление. Естественное право человека – жить на родине.

Конституция РК запрещает лишение человека гражданства и изгнание его из страны.

Гражданство – это правовая связь физического лица с государством.

Гражданин имеет определённые права и несёт обязанности по отношению к своему государству, которые определяются внутренним законодательством страны.

Приобретение гражданства.

Гражданство характеризуется как постоянная взаимосвязь государства и отдельного человека.

Статья 11. Гражданство ребенка, родители которого

состоят в гражданстве Республики Казахстан

Ребенок, оба родителя которого к моменту его рождения состояли в гражданстве Республики Казахстан, является гражданином Республики Казахстан независимо от места рождения.

Статья 12. Гражданство ребенка при различном

гражданстве родителей

При различном гражданстве родителей, один из которых к моменту рождения ребенка состоял в гражданстве Республики Казахстан, ребенок является гражданином Республики Казахстан, если он родился:

1) на территории Республики Казахстан;

2) вне пределов Республики Казахстан, но родители или один из них в это время имели постоянное место жительства на территории Республики Казахстан.

При различном гражданстве родителей, один из которых к моменту рождения ребенка состоял в гражданстве Республики Казахстан, если в это время оба родителя имели постоянное место жительства вне пределов

Республики Казахстан, гражданство ребенка, родившегося вне пределов Республики Казахстан, определяется по соглашению родителей,

выраженному в письменной форме.

Ребенок, один из родителей которого к моменту рождения ребенка состоял в гражданстве Республики Казахстан, а другой являлся лицом без гражданства, либо гражданство его неизвестно, является гражданином Республики Казахстан независимо от места рождения.

В случае установления отцовства ребенка, мать которого является лицом без гражданства, а отцом признается гражданин Республики Казахстан, ребенок, не достигший 14 лет, становится гражданином Республики Казахстан независимо от места рождения. В случае постоянного проживания этого ребенка за пределами Республики Казахстан его гражданство определяется по письменному заявлению родителей.

Статья 13. Гражданство ребенка, родители которого

Находящийся на территории Республики Казахстан ребенок, оба родителя которого неизвестны, является гражданином Республики Казахстан.

Статья 14. Приобретение гражданства Республики Казахстан

ребенком лиц без гражданства

Ребенок, родившийся на территории Республики Казахстан у лиц без гражданства, имеющих постоянное место жительства на территории Республики Казахстан, является гражданином Республики Казахстан.

Статья 15. Прием в гражданство Республики Казахстан

Иностранцы и лица без гражданства могут быть по их ходатайствам приняты в гражданство Республики Казахстан в соответствии с настоящим Законом.

Решение по ходатайствам о приеме в гражданство Республики Казахстан принимается Президентом Республики Казахстан.

Статья 16. Условия приема в гражданство Республики

В гражданство Республики Казахстан могут быть приняты:

1) лица , постоянно проживающие на территории Республики Казахстан на законных основаниях не менее пяти лет либо состоящие в браке с гражданами Республики Казахстан не менее трех лет.

2) граждане бывших союзных республик, прибывшие с целью постоянного проживания в Республику Казахстан, имеющие одного из близких родственников - граждан Республики Казахстан: ребенка (в том числе усыновленного), супруга (супругу), одного из родителей (усыновителей), сестру, брата, деда или бабушку, независимо от срока их проживания в Республике Казахстан.

Статья 17. Основания для отказа в приеме в гражданство

Республики Казахстан

Ходатайство о приеме в гражданство Республики Казахстан отклоняется, если лицо, ходатайствующее об этом:

1) совершило преступление против человечества, предусмотренное международным правом, сознательно выступает против суверенитета и независимости Республики Казахстан;

2) призывает к нарушению единства и целостности территории Республики Казахстан;

3) осуществляет противоправную деятельность, наносящую ущерб государственной безопасности, здоровью населения;

4) разжигает межгосударственную, межнациональную и религиозную вражду, противодействует функционированию государственного языка Республики Казахстан;

5) осуждено за террористическую деятельность;

6) признано судом особо опасным рецидивистом;

7) состоит в гражданстве других государств.

Прекращение гражданства.

Статья 19. Основание прекращения гражданства

Гражданство Республики Казахстан прекращается вследствие:

1) выхода из гражданства Республики Казахстан;

2) утраты гражданства Республики Казахстан.

Статья 20. Выход из гражданства

Выход из гражданства Республики Казахстан разрешается на основании ходатайства лица в порядке, установленном настоящим Законом.

В выходе из гражданства Республики Казахстан может быть отказано, если лицо, ходатайствующее о выходе, имеет неисполненные обязательства перед Республикой Казахстан или имущественные обязанности, с которыми связаны существенные интересы граждан или предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, расположенных на территории Республики Казахстан.

Выход из гражданства Республики Казахстан не допускается, если лицо, ходатайствующее о выходе, привлечено к уголовной ответственности в качестве обвиняемого либо отбывает наказание по вступившему в силу приговору суда, или если выход лица из гражданства Республики Казахстан противоречит интересам государственной безопасности Республики Казахстан.

Статья 21. Утрата гражданства

Гражданство Республики Казахстан утрачивается:

1) вследствие поступления лица на воинскую службу, в службу безопасности, полицию, органы юстиции или иные органы государственной власти и управления другого государства, за исключением случаев, предусмотренных межгосударственными договорами Республики Казахстан;

2) если гражданство Республики Казахстан приобретено в результате представления заведомо ложных сведений или фальшивых документов;

3) по основаниям, предусмотренным межгосударственными договорами Республики Казахстан;

4) если лицо, постоянно проживающее за пределами Республики Казахстан, не встало на консульский учет без уважительных причин в течение трех лет;

5) если лицо приобрело гражданство другого государства.

Документы, подтверждающими гражданство , являются удостоверение и паспорт. Если лицо не достигло 16 лет, то гражданство подтверждается свидетельством о рождении или паспортом одного из родителей.

VI . Закрепление

Малика собирается выйти замуж за гражданина Турции. Её родители против, так как опасаются, что она потеряет гражданство Республики Казахстан и у неё будут трудности с работой и посещением семьи, если она уедет.

Олег и Ольга являются гражданами Казахстана, но работают по контракту в Литве. У них родился сын. Ольга опасается, что у неё возникнут трудности с усыновлением гражданства ребёнка.

Пожилой человек обратился в консульство РК в Буэнос-Айресе с просьбой о предоставлении ему гражданства. Выяснилось, что он является скрывающимся нацистским преступником, приговорённым международным судом к пожизненному заключению за преступления против мирного населения Польши, совершённые в годы второй мировой войны.

Семья Колесниченко обратилась в посольство РК в Киеве с просьбой о предоставлении им гражданства. Сами они никогда не проживали на территории РК, но там много лет живёт старшая сестра главы семьи вместе с их престарелыми родителями.

Израильский бизнесмен подал заявление о предоставлении ему, помимо израильского, ещё и казахстанского гражданства. На территории Казахстана у него много родственников, по роду деятельности он часто приезжает в РК и подолгу здесь живёт. Отказываться от израильского гражданства он не собирается, чтобы не нанести ущерба своей коммерческой деятельности.

Правильные ответы:

1.В гражданство РК могут быть приняты:

- Лица, проживающие на территории РК в течение 3-х лет.

- Лица, проживающие на территории РК в течение 5-ти лет.

- Любой человек, изъявивший желание и подавший заявление.

2.Проживание гражданина РК за пределами РК:

- Влечёт за собой прекращение гражданства.

- Не влечёт прекращения гражданства.

- Допускается гражданство двух государств.

3.Ребёнок является гражданином РК, если он родился:

- На территории РК или вне пределов РК, но родители или один из них являются гражданами РК.

- Вне пределов РК, но родители – граждане Молдовы – подали заявление о предоставлении им казахстанского гражданства.

- Вне пределов РК, но родители выбрали для него это гражданство.

4.Может ли гражданин РК быть изгнан за пределы Казахстана?

- В случае совершения тяжкого преступления.

- Не может быть изгнан ни при каких условиях.

- Если он не согласен с политическим курсом Правительства.

5.Документом, подтверждающим гражданство РК, являются:

- Удостоверение личности, паспорт или свидетельство о рождении.

VII . Итог, оценки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание Казахстанского патриотизма у учащихся: любви к Родине, чувства ответственности за судьбу Родины, готовности и способности служить интересам Родины, защиты Отечества, приумножение достижений Родины в сфере внутренней жизни и на международной арене, изучение казахского языка, как государственного, уважение прав народов Казахстана, знание родного языка, знание, уважение, соблюдение национальных традиций и обычаев народов Казахстана, сохранение межнационального единства и согласия народов Казахстана, воспитание толерантности.

Володарская средняя общеобразовательная школа

Воспитание Казахстанского патриотизма у учащихся: любви к Родине, чувства ответственности за судьбу Родины, готовности и способности служить интересам Родины, защиты Отечества, приумножение достижений Родины в сфере внутренней жизни и на международной арене, изучение казахского языка, как государственного, уважение прав народов Казахстана, знание родного языка, знание, уважение, соблюдение национальных традиций и обычаев народов Казахстана, сохранение межнационального единства и согласия народов Казахстана, воспитание толерантности.

1. Обобщение знаний об основных исторических предпосылках создания Основного Закона страны.

2. Помощь учащимся в уяснении значения государственных символов Республики Казахстан, являющихся символами независимости, источником вдохновения и гордости.

З.Закрепление сформированных знаний о правах и обязанностях граждан Республики Казахстан.

4.Формирование представления о структуре Основного Закона Республики Казахстан.

5.Формирование умения использования знаний о правах и обязанностях граждан Республики Казахстан в ходе бесед и игр.

-развитие познавательных мотивов, навыков мыслительной деятельности, индивидуальных творческих способностей каждой личности;

-формирование требовательности к себе, проявление к другим чуткости, отзывчивости и уважения к чужому мнению, установление добрых отношений , сотрудничества и взаимопомощи;

-воспитание учащихся в духе солидарности, национального согласия, уважения и почитания культуры всех народов, проживающих в Казахстане;

-формирование навыков установления взаимоотношений с окружающими людьми на основе принципов гуманизма, соблюдая нравственные принципы ( честь, совесть, ответственность).

-воспитание любви к Родине;

-воспитание законопослушности и уважения к Основному Закону.

Ожидаемый результат:

По окончанию мероприятия учащиеся смогут:

- рассказать об основных исторических предпосылках создания Основного Закона страны;

- назвать государственные символы Республики Казахстан, являющиеся символами независимости, источником вдохновения и гордости;

- перечислить основные права и обязанности граждан Республики Казахстан.

- назвать разделы Основного Закона Республики Казахстан;

- проанализировать различные ситуации, связанные с правами и обязанностями граждан Республики Казахстан;

Оборудование:

Конституция Республики Казахстан, 1995г., плакаты с государственными символами республики Казахстан, физическая карта Казахстана.

Тип мероприятия: комбинированный

Ход мероприятия.

1. Организационный момент

Звучит музыка, учащиеся рассаживаются по местам.

2. Вступительное слово учителя

Среди множества законов есть один, значение которого трудно переоценить. Часто его так и называют - ОСНОВНОЙ ЗАКОН, это - КОНСТИТУЦИЯ.

Казахстаном пройден непростой путь к нынешнему конституциональному согласию, достигнутому и засвидетельствованному на республиканском референдуме (всеобщем голосовании) 30 августа 1995 года.

Если попытаться наиболее ёмко обобщить их, то можно сказать, что Конституция дала стабильность, устойчивость и уверенность.

(учащиеся разделены на 3-4 группы, им раздали альбомные листы и ручки. В жюри выбираются гости -3 чел.)

Жюри по итогам защиты вручает грамоты.

Учитель: Настоящий гражданин должен отличаться правовой грамотностью. Сейчас мы познакомимся с основными разделами Конституции и узнаем, сколько статей в нашем Основном Законе.

Учащиеся работают в группах. Им раздаются карточки с названиями основных разделов Основного Закона (на одной карточке - название одного раздела). Каждая группа должна иметь на парте Конституцию.

Задание: Надо расположить карточки в правильном порядке, ориентируясь по названиям разделов в Конституции. Побеждает команда, выполнившая работу правильно и быстрее остальных.

Жюри подводит итоги.

(Разделы Основного Закона Республики Казахстан І. Общие положения 2.Человек и гражданин 3.Президент 4.Парламент 5.Правительсво 6.Конституционный Совет 7.Суды и

правосудие 8.Местное государственное управление и самоуправление 9.3аключи- тельные и переходные положение 10.Всего 98 статей)

Республика Казахстан имеет государственные символы - Флаг, Герб, и Гимн. Их описание и порядок официального использования устанавливаются конституционным законом

Какие вы знаете государственные символы?

Учитель: Конституция Республики Казахстан 1995 года явила собой новый шаг в развитии страны как демократического правового государства, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.

Одно из центральных мест в Конституции Республики Казахстан занимают основные права и свободы человека и гражданина.

Делаем вывод, что человек - биологическое понятие, а гражданин-сын своей страны, ведь еще Н.А.Некрасов писал:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

А что такое гражданин?

Отечества достойный сын.

Ни одна конституция в мире не закрепляет так широко и полно права и свободы человека и гражданина, как в нашей стране. Важно и то, что в Конституции РК в полном объеме зафиксированы положения из Всеобщей декларации прав человека и других международных правовых документов. В этом проявляется не только уважение нашего государства к общепризнанным нормам международного права, но и повышенная ответственность за их неукоснительное выполнение.

Обратимся к словарю. Права - это система правовых норм, закрепляющих положение личности, правила взаимоотношений между людьми, отношения личности и государства.

В Конституции Республики Казахстан записаны следующие права и обязанности человека и гражданина:

(учитель может зачитать все ниже перечисленные права или выбрать некоторые, в зависимости от уровня подготовленности учащихся класса и возрастных особенностей детей)

-на личную свободу;

-на неприкосновенность достоинства;

- на неприкосновенность частной жизни

-на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества

-на свободу передвижения;

-на свободу совести:

-на свободу слова и творчества;

-на свободу объединений;

-на свободу труда;

-на неприкосновенность жилища;

-на охрану здоровья;

-на владение частной собственностью;

-на заботу и воспитание о детях (это одновременно и право и обязанность родителей)

-на минимальный размер заработной платы и пенсии, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца,;

-на бесплатное среднее образование;

-на мирные собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование;

-на участие в управлении делами государства;

-избирать и быть избранным в государственные органы и органы местного самоуправления, а также участвовать в республиканском референдуме;

-равное право на доступ к государственной службе;

Учитель просит высказаться 1-2 учащихся по каждому утверждению. ВЕРНО ЛИ, ЧТО:

1. Права - это то, что принадлежит каждому с самого рождения?

2. Права человека должны соблюдаться всегда и везде?

3. Права должны соблюдать только взрослые?

4. Права - это сама жизнь

5. Каждый человек выбирает соблюдать права или нет.

6. Мы должны соблюдать права других и бороться за соблюдение своих прав, (неверные ответы -№№ 3, 5)

У каждого человека и гражданина есть определенные обязанности, которые можно условно разделить на моральные и правовые. Есть много моральных обязанностей, которым вас учат с детства, например: здороваться, уступать место старшим, не перебивать . Продолжите. За невыполнение этих обязанностей Вас накажут морально - поговорят по душам, лишат каких-то удовольствий и т.д.

Но те обязанности, за неисполнение которых государство может привлечь человека к ответственности - это правовые обязанности, они записаны в Конституции Казахстана и подзаконных актах.

В статьях №№34-38 нашего Основного Закона записаны основные обязанности граждан Республики Казахстан.

-соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан; -уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц; -уважать государственные символы Республики; (мы об этом говорили ранее) -защищать Республику Казахстан (воинская служба);

-заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры;

-сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам.

- на заботу и воспитание о детях (это одновременно и право и обязанность родителей);

- совершеннолетние трудоспособные дети обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Давайте вспомним знакомые с детства сказки и попробуем разобрать ситуации с точки зрения соблюдения прав главных героев.

2.Какие права были нарушены?

(дети забывают, что бабка и дед сами покушались на жизнь колобка)

Здесь дети забывают, что Емеля сам подавил много народа и является как пострадавшим, так и правонарушителем.

Надо подсказать детям, что вначале сказки царь подслушивал, что является вмешательством в личную жизнь и т.д.

1.Одноклассник ежедневно посылает тебя в буфет купить ему пирожок. Нарушаются ли при этом чьи - либо права? Разбери ситуацию.

2. Письмо, адресованное тебе, было прочитано твоим другом (мамой, папой, учителем) без твоего разрешения. Является ли это нарушением права на тайну личной жизни?

3. В автобусе ты не купил билет. Является ли это правонарушением или это моральный проступок? (ответ - является, т.к. есть штраф за бесплатный проезд)

4. Твоя подруга высказалась нелестно о твоих умственных способностях в присутствии одноклассников (любых лиц). Нарушены ли при этом твои права?

(ответ - да. Возможно возмещение в виде извинения в присутствии тех же лиц. Либо надо обращаться в суд по защите чести и достоинства.)

Читайте также: