Чем эти стили отличались от искусства авангардизма кратко

Обновлено: 04.07.2024

Авангардизм это сводное название совокупности направлений мирового, в первую очередь европейского искусства, которые возникли на границе XIX и XX веков. Как пересмотр классических традиций в пользу новых нетрадиционных начал, литературный авангардизм отклоняет прежние каноны реалистического образа произведения, приносит новые средства выражения его традиционной структуры.

Авангардизм как историческое явление

Авангардизм как историческое явление представляет собой крупное и тяжелое порождение кризиса буржуазной культуры начала ХХ века, он проистекает из субъективистского, анархического миропонимания.

Авангардные течения основаны на резком радикальном отношении к художественному творчеству, не ограниченном аспектами классической эстетики, применяя нестандартные, новые способы представления, насыщенные символизмом творческих образов.

Значение авангарда неорганично по своей сути: в нем сочетаются школы и движения искусства, представляющие порой абсолютно разные идеологии. Такое противоречие тенденций авангардизма, обусловленное разными творческими судьбами авторов, их эстетическими и общественными позициями, привело к его эстетической двойственности, художественной эклектичности. Общей особенностью авангардных течений является манифест – открытый и непреклонный протест против социальных норм и устоев.

Представители авангардизма считают, что для преобразования мира средствами искусства, формирования нового сознания человечества нужна его неограниченная свобода от устаревших условностей, они, прежде всего, обращаются к инстинкту как к первоначальному природному чувству, не омраченному общественными запретами. Авангардисты умело свертывают восприятие сознательного и развивают бессознательное начало в творческом и рецептивном процессах.

Интенсивный период развития авангардизма

Интенсивный период развития авангардизма 1905-1930 год тесно связан с модернизмом, его черты отразились в таких наиболее крупных модернистских направлениях как: импрессионизм, экспрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм, абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм, поскольку, несмотря на широкую распространенность авангардистских концепций, ни одно движение или школа не обозначали принадлежность к авангарду в своем названии. Творческие группы начали именоваться авангардистскими после их распада.

Из-за опасной политической ситуации в Европе в конце 1930-х годов бунтарский характер творчества авангардистов сменяется военно-политическим содержанием, что приводит к исчезновению экстремальной литературы.

Отличие авангардизма и модернизма

Модернизм. Анри Матисс:

Модернизм. Анри Матисс: “Танец”

Модернизм, возникнувший в конце XIX века, является ранним периодом авангардизма, основной период развития которого приходится на первую треть ХХ века. Модернизм с авангардизмом связаны общей утопической целью непринятия реализма, преобразования сознания посредством искусства. Но авангардистам присущи более радикальные идеи перестройки не только сознания, но и общества с помощью искусства.

Модернизм был направлен на художественный переворот, изменения внутри творческих традиций, не отрицая их, авангардизм же радикально выступал против всех предшествующих обычаев.

В отличии от модернизма, авангардизм не является четко обозначенной и сформированной системой философских и художественных условий, основные качества, которыми он руководствуется: неустойчивость границ, эклектика теорий, отсутствие консерватизма.

Разноплановые школы авангардизма существовали недолго, что обусловлено их противостоянием друг с другом в соперничестве за первенство и уникальность их идеологии.

Тем не менее, новаторские оригинальные идеи воплощают общую черту авангардистского искусства в целом, что дает возможность определить его как единое направление, богатое своими художественными формами на протяжении ХХ века. Появление этого движения обусловлено как разрушением основ мирового порядка, провозгласившего либеральность и гуманизм гарантиями социального прогресса, так и неразрывно связано с отсутствием соответственных форм искусства, овеянных новыми приоритетами.

Бертольд Брехт

Прежде всего, были опровергнуты эстетические аспекты искусства классического реализма, которые оказались отжившими и не приспособленными для революционного периода ХХ века. Авангардисты считали, что действительность разрушила философские и моральные концепции, чрезвычайно необходимые для искусства этого времени. К примеру, авангардизм вмешивается в аналогию между понятиями образности и выразительности, отдавая предпочтение последнему. В сравнении с реализмом, который предпочитал полностью и всесторонне изображать мир во всех его гранях, передаваемых художником, авангардизм придерживался противоположных принципов, считая такое органичное и многоплановое изображение недопустимым в обстоятельствах, при которых разрушено мироустройство, современная жизнь человечества охвачена хаосом, беспорядком, происходят тяжелые революционные события. Искусство авангардизма отказывается от репрезентативности – воспроизведения действительности в привычных и точных видах. На смену приходит идея художественного деформирования реальности, которая проложит путь для создания таких важных стилистических приемов, как гипербола, алогизм, гротеск, в отдельных своих формах побуждающая отвергнуть классический творческий акт в пользу образного жеста, который служит отчаянием перед жестоким миром, несогласие с его устоями. Бертольд Брехт

Ощущая время как период кардинальной смены жизненного порядка, падения стойких, несокрушимых убеждений, авангардисты явно примыкают к радикально левым идеологическим силам, что связывает его школы (футуризм, экспрессионизм) с коммунистическими концепциями, так же как и творчество мастеров слова Владимира Владимировича Маяковского, Бертольда Брехта, Луи Арагона, Поля Элюара. Теории коммунизма противоречили незаменимой авангардистской цели о полной свободе и независимости искусства, несочетаемой с канонами. Таким же недопустимым являлось разногласие между теорией подчинения искусства политике коммунизма и авангардистским неконсерватизмом, сопутствующим непрерывному творческому процессу.

Революционное искусство – авангардизм

Однако, авангардизм, по правде, в некоторой степени помог укреплению тоталитарных властей, его идеологическое несоответствие тоталитаризму было очевидным явлением, что привело к уничтожению авангардистской культуры, ее школ, арестам и убийствам выдающихся деятелей искусства. Жертвами жестокой расправы стали: яркий представитель театрального гротеска Всеволод Эмильевич Мейерхольд, писатель, поэт Даниил Иванович Хармс, писатель, поэт, сценарист Николай Макарович Олейников, актер, режиссер Александр Яковлевич Таиров и другие.

Отличительные особенности авангардизма

Авангардизм – смелое новаторское течение, не имеющее страха к большим экспериментам, следуя истине. В поисках правды он проникает в подсознательное и дорефлективное, в мистическое состояние, подобное сну (сюрреализм, использующий аллюзии и парадоксы), раскрывает формы психологического (иррациональный дадаизм), социального искусства (футуризм, неоавангард), травестирует стандартные понятия, которые оказываются несуразными (абсурдизм), задействует художественные решения с помощью подчеркнуто геометрических условных форм (кубизм).

Эдвард Эстлин Каммингс

Слово авангардизм произошло от французского avantgarde, что в переводе означает — передовой отряд.

Авангардизм, или авангард — это не единый живописный стиль, как иногда представляется, а совокупность множества художественных направлений, появившихся на рубеже XIX-XX столетий. Этот термин объединил все те дерзкие и новаторские течения, которые шокировали публику и отрицали классическую традицию. Представители авангардизма стали тем передовым отрядом, который шёл впереди основной массы деятелей культуры, открывая и разведывая новые пути творческого самовыражения. (Кстати, в первоначальном, военном смысле avant-garde (фр.) — это и есть передовой отряд). Но вот что удивительно: художники, о которых идёт речь, называли себя кем угодно — фовистами, лучистами, кубистами — но только не авангардистами.

Авангардизм заперт в довольно узкие хронологические рамки. С одной стороны, этот термин подчёркивает революционный характер новейших художественных направлений, которые объединяет, а с другой — касается только течений, возникших в конце XIX и начале XX вв. Иными словами, сейчас эти явления уже прочно заняли свои места в истории, они были авангардными в момент своего появления. По отношению к современным направлениям это название не используется.

Как военный термин стал искусствоведческим

Авангард, как уже было сказано, первоначально был военным понятием (в противоположность арьергарду — замыкающему отряду). Но в конце XVIII столетия у него появилось дополнительное, политическое значение. Связаны изменения были с Великой французской революцией. В политическом смысле это понятие стало символом революционности, передовых взглядов. Именно так был назван журнал якобинцев, вышедший в 1794 году.

В XIX веке данное понятие широко использовалось среди представителей радикальных политических групп, в частности — среди бакунинцев и анархистов. В революционном смысле это слово стало употребляться и деятелями культуры, но эпизодически.

К таким художникам-нонконформистам Бенуа отнёс основателя лучизма Михаила Фёдоровича Ларионова и ещё нескольких молодых живописцев. Кстати, теперь лучистов действительно относят к художникам-авангардистам.

Но у Бенуа данное словоупотребление можно считать частным случаем. А в привычном нам смысле ввёл термин в широкий дискурс франко-бельгийский художник Мишель Сёфор (Michel Seuphor), причём по отношению только к русской культуре. И сейчас за рубежом авангардистская живопись нередко напрямую ассоциируется с Россией.

Модернизм — синоним или нет?

С авангардом всё очень и очень непросто. Существует ещё один термин, объединяющий художественные движения рассматриваемого периода — модернизм. Некоторые искусствоведы считают эти названия синонимами, другие их разделяют.

Наконец, нередко под авангардистским искусством понимают вообще всё нетрадиционное, антиреалистическое творчество (такой подход был характерен для советского искусствоведения и сохранился среди некоторых критиков).

Эти терминологические нюансы следует учитывать, чтобы не запутаться при чтении статей и книг о современном искусстве.

Кого можно отнести к авангардистам?

Давайте же взглянем на его основные течения.

Фовизм — считается первой ласточкой в плеяде авангардистских стилей. Художники-фовисты отказались от линейной перспективы и традиционной колористики, провозгласив право художника отображать мир так, как он его видит. Картинам фовистов были свойственны яркие, кричащие краски, экспрессия и эпатажность.

Экспрессионизм — родственное фовизму явление, оказывавшее большое влияние на европейскую культуру в первые десятилетия XX столетия. Экспрессионисты стремились выразить в своих картинах эмоции, преимущественно болезненные — боль, тревогу, страх, разочарование (это было связано с последствиями Первой мировой войны).

Следует заметить, что впоследствии многие современные стили оказались по сути беспредметными, но данный термин применяется именно к первооткрывателям этого подхода. На тот момент отказ от изображения на холсте конкретных предметов выглядел оригинально, дерзко и революционно.

Супрематизм — развитие идеи беспредметности, разновидность абстрактной живописи. Это одно из ключевых направлений русского авангарда, основанное Казимиром Малевичем.

  • асимметрия;
  • внутренняя динамика;
  • использование простейших геометрических фигур — квадратов и прямоугольников, кругов и прямых линий.

Унизм — ответвление супрематизма, созданное Владиславом Максимилиановичем Стржеминским. Чтобы ещё больше акцентировать внимание на цвете, он призывал к отказу от множественности форм.

Футуризм — крупное авангардное движение, владевшее умами в 1910-х — начале 1920-х годов. Его основатель и автор названия — итальянский поэт Филиппо Томмазо Маринетти (Filippo Tommaso Marinetti). Его лозунги активно подхватили в России, где совершался революционный перелом.

  • делали акцент на динамике;
  • использовали симультанность (совмещение на одном полотне нескольких моментов движения);
  • вливали в свои произведения энергию;
  • любили закручивающиеся спирали, резкие углы, динамичные зигзаги.
  • в геометризме;
  • в упрощении и строгости композиции;
  • в чёткости линий;
  • в доминанте простых цветов — чёрного, красного, синего, жёлтого, белого, серого.

Кубизм — одно из самых известных течений начала XX века, получившее широкое распространение и давшее планете десятки признанных шедевров. Крупнейшие мастера — Пабло Пикассо (Pablo Picasso), Жорж Брак (Georges Braque).

Орфизм — авангардное направление, возникшее во Франции в 1910-х годах. В орфизме слились экспрессионистские, кубистские и футуристические мотивы, поданные через призму музыкальности. Картинам орфистов свойственна динамика и ритмичность, взятые из мира музыки.

Сюрреализм — один из самых известных стилей XX века. Наиболее известные его представители в живописи — Сальвадор Дали (Salvador Dalí) и Рене Магритт (René Magritte). Для работ сюрреалистов характерна:

  • парадоксальность;
  • иррациональность;
  • фантасмагория;
  • применение аллюзий;
  • сочетание реальности с миром фантазий и сновидений.

Стоимость работ художников-авангардистов первого эшелона очень высока: миллионы долларов. Они регулярно становятся сенсациями крупнейших аукционов. Это выгодное инвестиционное вложение. Неуклонно дорожают и произведения мастеров-авангардистов, которые сейчас можно купить по сравнительно доступной цене. Для этого, кстати, необязательно лично являться на аукционные торги, они сейчас проводятся онлайн. Такую возможность предоставляет сайт VeryImportantLot, популярный у инвесторов и коллекционеров.

Хочу опубликовать свою статью, написанную по моей курсовой работе. Думаю, она будет интересна всем любителям живописи, а так же родителям.

Искусство играет значительную роль в формировании личности ребенка. Проблема приобщения молодого поколения к изобразительному искусству особенно остра в наши дни. Без преподавателя, который может заинтересовать детей и помочь им сориентироваться в пространстве культуры, они, возможно, так и не познакомятся с удивительным миром живописи, графики и скульптуры. В то же время классическое искусство, апробированное временем и наиболее полезное для формирования ребенка, вызывает все меньший интерес. Одна из причин этого — широкое распространение поп-культуры, более простой для восприятия, не требующей особых усилий со стороны зрителя. Массовая культура или поп-культура основана, во-многом, на развлечении и на освещении актуальных событий и явлений. Творческий потенциал произведений массвой культуры как правило не велик, они не затрагивают глубоко воображение и чувства людей. С другой стороны, художественные образы массового искусства нередко не пригодны для детского возраста, когда ребенок еще не умеет анализировать должным образом полученную информацию и может увлечься яркой формой, не замечая, например, аморальности поведения изображенных персонажей. Поэтому для развития ребенка все же благотворнее проверенные временем произведения искусства. Ведь классическое искусство формировалось по принципам отображения лучших черт окружающего нас мира. В противопоставлении массовому, оно отражает идеи гуманизма, привлекает внимание к человеку как к самому ценному, воспевает героизм, вызывая чувства любви к родине и ближнему, а также формирует неприятие насилия. Безусловно, общество меняется, его волнуют разные проблемы, а искусство отражает их словно зеркало. И невозможно отгородить ребенка от злободневных образов и событий, что было бы не правильно, но важно научить его ориентироваться во всем многообразии жизненных явлений, помочь найти свое в этом мире, в том числе и в мире искусства. Поэтому важно показать ребенку разнообразие и красоту произведений искусства, иначе поп-культура с ее вездесущностью будет лидировать. Таким образом, перед преподавателем искусства стоят непростые вопросы: как познакомить ребенка с классическим искусством прошлых веков, а также с произведениями модернизма и постмодернизма? Какое искусство больше подходит для цели художественного воспитания?

Классическое искусство или авангард? Два подхода к художественному образованию, фото № 1

Классическое искусство или авангард? Два подхода к художественному образованию, фото № 2

Классическое искусство или авангард? Два подхода к художественному образованию, фото № 3

Классическое искусство или авангард? Два подхода к художественному образованию, фото № 4

Классическое искусство или авангард? Два подхода к художественному образованию, фото № 5

Классическое искусство или авангард? Два подхода к художественному образованию, фото № 7

Классическое искусство или авангард? Два подхода к художественному образованию, фото № 8

Авангард

Михаил Федорович Ларионов. Лучистый пейзаж

Казимир Северинович Малевич. Скачет красная конница

Наталья Сергеевна Гончарова. Лес. Красно-зеленое

Эдвард Мунк. Солнце

Течения авангардного искусства

преломил объективную реальность через разочарование и страхи , претерпеваемые людьми в неспокойные времена. Во главу угла экспрессионисты поставили эмоциональную субъективную составляющую произведения , которую автор стремился донести до зрителя.

Эдвард Мунк. Крик

Пабло Пикассо. Дружба

Футуризм
Это движение , возникшее в 1910-х годах , делало ставку на будущее , на постоянное движение. Неотъемлемой составляющей футуризма стали не только объекты искусства , но манифестации , программы , теории взглядов , которые пропагандировали художники и поэты. Искусствоведы считают , что футуризм наследовал цветовые эксперименты фовизма и художественные формы кубизма. Скорость , энергия , ощущение движения , доля абсурда — все это можно найти в полотнах футуристов. Из футуризма впоследствии развились такие авангардные направления , как конструктивизм

Конструктивизм возник в России, в среде художников и архитекторов, активно приветствовавших революционные настроения, а впоследствии и саму пролетарскую революцию, как начало новой эпохи, призванной качественно изменить внутренний мир человека и окружающую его среду.

Владимир Евграфович Татлин. Автопортрет. Матрос

Сальвадор Дали. Явление города Делфта

Авангард и модернизм

Фовизм считается самым первым авангардным стилем ХХ века. Свое название это направление получило в 1905 году и просуществовало всего пару лет, после чего художники, называвшие себя фовистами, углубились каждый в свои творческие изыскания. Самые яркие представители этого стиля – Анри Матисс, Андре Дерен и Морис де Вламинк. Читать дальше

, сюрреализм , дадаизм , кубизм. При этом можно считать , что модернизм — более емкое понятие , поскольку им обозначают и более ранние направления — импрессионизм

Об импрессионизме вы наверняка знаете очень много: и фамилии художников-корифеев назовете, и в музее запросто отыщете зал, где мерцает водная гладь и один и тот же мотив написан в разное время суток, и про скандал на первой выставке наверняка вспомните, и даже Моне от Мане отличите. А значит, пора переходить на следующий уровень: все, что вы еще хотели узнать об импрессионизме. Читать дальше

и постимпрессионизм , а также и более поздние — оптическое и кинетическое направление в искусстве. И авангард , и модернизм выступают за внутреннюю свободу художника , бросающего вызов классическим канонам.

Читайте также: