Что можно сделать на деревообрабатывающем станке в школе

Обновлено: 07.07.2024

Работа на станках связана с возможностью травматизма, поэтому особенное внимание должно быть уделено правилам безопасности труда. Опыт работы показывает, что учащиеся не всегда осознают грозящую им опасность и нарушают элементарные правила безопасности, пытаясь, например, остановить руками части станка, вращающиеся по инерции после выключения последнего, измерить на ходу станка деталь и др. Поэтому учитель подробно разъясняет учащимся правила безопасности труда и указывает, к чему может привести нарушение их. Конечно, предостерегать учащихся нужно так, чтобы не вызвать у них боязни к работе на станке. Известно, что некоторые учащиеся не сразу решаются работать на станке, и поэтому в процессе разъяснения правил безопасности труда нужно вселять в них уверенность в свои силы.

Работа на станке начинается с организации рабочего места. Учитель показывает на конкретных примерах, на что надо обратить особое внимание, например на правильное расположение инструментов в тумбочке и заготовок на стеллаже.

Непосредственной обработке материалов на станках предшествует ознакомление с приемами управления: включение и выключение станка, переключение коробки скоростей и подач, перемещение рабочих органов. Особое внимание следует уделить разъяснению правил пользования рукоятками, так как учащиеся, не понимая, чем это грозит, пытаются иногда переключать рукоятки, не останавливая станка.

Работая на станках, учащиеся овладевают приемами выполнения ряда операций. Так, после ознакомления с устройством и работой сверлильного станка и соответствующего инструктажа учащиеся накернивают центры будущих отверстий, закрепляют детали, подбирают и закрепляют сверла требуемого диаметра, подводят сверло к накерненному месту детали и выполняют сверление. Целесообразно предупредить учащихся, что сверло следует подавать равномерно, а по окончании сверления сквозного отверстия, когда сверло идёт легче, необходимо с меньшей силой нажимать на ручку подачи. Следует предупредить и об опасности увеличения скорости подачи во время выхода сверла из сквозного отверстия.

Учитель внимательно следит за работой учащихся и своевременно предостерегает их от ошибок и нарушений правил безопасности труда. Чаще всего учащиеся делают такие ошибки при освоении приемов фрезерования:

Ненадежно закрепляют деталь. В таком случае учащегося не следует допускать к работе, пока он не научится закреплять деталь.

Чрезмерно или недостаточно нажимают на рычаг (ручку) подачи. Учитель должен положить свою руку на руку учащегося и продемонстрировать силу нажима.

Неправильно располагают заготовку по отношению к фрезе.

Работая на токарном станке, учащиеся обтачивают наружные цилиндрические поверхности, подрезают торцы и уступы, протачивают канавки, отрезают заготовки, растачивают отверстия. При этом могут применяться различные методики обучения трудовым операциям.

В одних случаях обучение строится так, чтобы учащиеся с первых уроков занимались общественно полезным трудом. Для этого объединяется изучение таких операций, как обтачивание наружной цилиндрической поверхности и отрезание, что даёт возможность с самого начала придать работе учащихся производственный характер.

Другие учителя предлагают учащимся изучить сначала только одну новую операцию, а после овладения первоначальными навыками по её выполнению приступить к следующей операции. Такая методика связана с различными формами организации занятий. Первая форма характеризуется тем, что учащийся, обрабатывая деталь, выполняет изучаемую и ранее усвоенные операции, а незнакомые ему операции выполняет учитель. По мере овладения операциями учащийся принимает все большее участие в изготовлении детали, а участие учителя становится соответственно меньше. Такая организация занятий удобна тем, что учащиеся с самого начала обучения могут включаться в производительный труд; благодаря последовательному изучению отдельных операций облегчается процесс овладения ими. Однако существенный недостаток такого обучения заключается в том, что значительное время на станке работает сам учитель, а школы, как известно, имеют небольшое количество станков.

Вторая форма организации занятий предусматривает такой подбор заготовок, при котором учащиеся, обрабатывая их, изучают все предусмотренные программой операции, переходя от простых к более сложным. Так, на первом занятии учащиеся обтачивают наружную поверхность заготовки, на втором - подрезают торцы и уступы, а на следующих - протачивают канавки, отрезают деталь и, наконец, растачивают отверстия. Таким образом, появляется возможность соединить обучение с изготовлением полезных изделий при сохранении последовательности изучения операций, оправданной с технологической и педагогической точек зрения. Стремясь быстрее изготовить изделие, учащиеся с интересом изучают новые операции. Однако необходимость в этом случае иметь большое количество заготовок затрудняет применение данной формы организации занятий во всех школах.

Третья форма организации занятий обусловлена тем, что одну и ту же деталь изготавливают два учащихся. При этом простейшие операции выполняет тот, кто только приступил к работе на станке, а более сложные - тот, кто уже работал на нём. Для этого заблаговременно, например, на кружковых занятиях, учитель обучает нескольких учащихся работать на станке. При данной форме организации занятий достигается более рациональное использование станков, чем при первой форме. Именно поэтому она широко распространена в школах.

При профессиональной подготовке рекомендуется изучать вспомогательные приёмы отдельно от основных. При этом изучение вспомогательных приёмов рассматривается как подготовка к овладению основными приёмами. Эти рекомендации достаточно обоснованы, и с ними можно согласиться, когда идёт речь о подготовке токарей. Что же касается занятий в мастерских, где учащиеся знакомятся лишь с элементами обработки материалов на станках, то опыт показывает, что процесс обучения ускоряется при одновременном изучении вспомогательных и основных приёмов. Кроме того, в этом случае удаётся с самого начала соединить обучение с производительным трудом.

Изучение каждой новой операции, приёма начинается с демонстрации их учителем, после чего 1—3 учащихся воспроизводят то, что они видели. Если учитель убеждается, что новый материал воспринят правильно, он предлагает учащимся приступить к работе. В процессе работы учащиеся должны себя контролировать. Поэтому очень важно вооружать их критериями для самоконтроля, на основании которых они могли бы судить, насколько успешно идёт работа. Такими критериями могут быть цвет стружки, вибрация резца, чистота обработанной поверхности и др.

В процессе работы учащихся на деревообрабатывающих и металлорежущих станках следует знакомить их с типовыми деталями машин, механизмами, видами их соединений.

Опыт показывает, что учащиеся легко усваивают сущность данного понятия, но очень часто не осознают его практическое значение. Поэтому необходимо познакомить учащихся с тем, какие преимущества обеспечивает типизация деталей, как благодаря этому облегчается труд конструктора и технолога, повышается качество продукции, снижается её себестоимость, упрощается изготовление запасных частей для машин.

Для развития технического кругозора учащихся особенное внимание следует обращать на то, что детали машин непрерывно совершенствуются. Например, в последние годы в машиностроении появляются подшипники, изготовленные не из металлов, а из других материалов. Так, подшипники качения изготавливаются из прессованной древесины и картона, подшипники скольжения - из сплава пластмассы с графитом, благодаря чему отпадает необходимость в смазке поверхностей трения. Знакомясь с такими фактами, учащиеся убеждаются в том, что изучаемые ими технические объекты нельзя воспринимать как навсегда устоявшиеся конструкции, что нужно находить пути для их совершенствования.

Вторым примером могут быть такие часто встречающиеся детали, как зубчатые колеса. Для того чтобы создать у учащихся целостное представление о конструктивных разновидностях зубчатых колёс, необходимо не только охарактеризовать и продемонстрировать различные зубчатые колёса, но и сопоставить их между собой, сравнить их преимущества и недостатки. Известно, что основными показателями эксплуатационных качеств зубчатых колёс являются плавность передачи движения и наибольший крутящий момент, который можно передать с одного вала на другой. По этим показателям и следует сравнивать различные конструктивные разновидности зубчатых колёс. Следует подчеркнуть, что и сейчас, когда, казалось бы, машиностроение располагает таким солидным арсеналом зубчатых колёс, рассчитанных на различные виды и величины передаваемой нагрузки, различную скорость вращения, точность работы, конструкторы не отказались от дальнейших поисков. Так, в последнее время появились зубчатые колёса с переменным передаточным отношением, которые позволяют изменять скорость ведомого вала на протяжении одного оборота. Появились также колёса со специальным профилем зубьев, который при той же прочности колёс делает их меньше по массе. Это особенно важно, например, для самолетостроения.

Ознакомление с классификацией соединений деталей машин имеет большое значение для политехнического образования учащихся. Знакомясь с преимуществами и недостатками отдельных видов соединений, учащиеся приобретают знания, которые могут быть использованы ими при изучении устройства и работы любых машин, встречающихся на практике.

В процессе изучения механизмов передачи и преобразования движения учащимся можно указать, что для преобразования движения используется всего лишь семь основных видов различных механизмов, а для передачи вращательного движения - пять.

Наиболее полное представление о механизме можно создать у учащихся на примере токарного станка. Именно в этой машине встречаются основные механизмы, применяющиеся на практике (ремённые, фрикционные, зубчатые, червячные, винтовые, реечные).

Рассматривая механизмы, целесообразно сопоставлять их между собой, анализировать преимущества и недостатки каждого из них.

Заканчивая ознакомление учащихся с обработкой материалов снятием стружки, целесообразно обобщить их знания на примере резания металлов на станках. При этом учитель подчёркивает, что сущность процесса стружкообразования остается неизменной, несмотря на то, что внешний вид стружки может быть различный (сливная стружка, стружка скалывания и надлома) в зависимости от обрабатываемого материала и режима работы. Сам процесс, стружкообразования может быть раскрыт перед учащимися
на научной основе, так как они знакомы по курсу физики с упругой и пластической деформациями материалов, которыми сопровождается резание металлов. Учащиеся подготовлены также к пониманию таких явлений, сопутствующих процессу резания металлов, как трение, нагревание заготовки, стружки и инструмента.

Обобщению подлежат также знания учащихся об инструменте, применяющемся для резания материалов. В связи с этим целесообразно, знакомя учащихся с новыми операциями, сопоставлять режущие инструменты по конструкции, показывая, что в них есть общего и различного. Так, например, токарный резец может быть рассмотрен в сравнении с зубилом. При этом делается вывод, что режущая часть резца, как и всех других режущих инструментов, имеет форму клина. Но форма режущей части токарного резца, если её сравнить с режущей частью зубила, является более сложной, что объясняется более трудными условиями работы, в которых находится станочный инструмент. Опираясь на знания учащихся об устройстве сверла и токарного резца, можно объяснить, что фреза представляет собой как бы несколько резцов, сложенных вместе для повышения производительности труда, и предложить учащимся самостоятельно найти на зубьях фрезы режущую кромку, переднюю и заднюю поверхности. Опыт показывает, что такое задание посильно, оно активизирует учащихся, учит их находить общие признаки во внешне различных технических объектах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наше общество, войдя в третье тысячелетие, столкнулось с ситуацией, когда образование должно подготовить новые поколения людей к жизни в условиях, которые ещё полностью не сформированы, и к решению задач, которые однозначно ещё не сформулированы.

В обобщённом виде под технологической культурой понимается уровень развития преобразовательной деятельности человека, выраженной в совокупности достигнутых технологий материального и духовного производства и позволяющий ему эффективно участвовать в современных технологических процессах на основе гармоничного взаимодействия с природой, обществом и технологической средой. Следовательно, технологическое образование – это процесс и результат творческого, активного приобретения учащимися технологических знаний, умений навыков и личностных качеств с целью формирования технологической культуры, выражающейся в готовности к преобразовательной деятельности на научной основе. В технологическом образовании меняется роль учителя. Он превращается из основного источника и контролёра знаний в консультанта, организатора учебной деятельности учащихся, т.е. менеджера в образовании.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ахияров К.Ш., Атутов П.Р., Тагариев Р.З. Политехническая направленность обучения основам наук в образовательной школе: Учеб. пособ. для студентов педагогических институтов. – М., 2000.

2. Башенков А.К., Бычков А.В., Казакевич В.М., Маркуцкая С.Э. Методика обучения технологии 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2004. - 220с.

3. Бишенков А.К. Технология. Трудовое обучение: 5-7 класс. - М.: Дрофа, 1999. - 256 с.

4. Борисов И. Б. Обработка дерева. - М.: Феникс, 2000.

7. Кочетов А.И. Трудовое воспитание школьников. – Минск, 1991.

8. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом. - М.: Академия, 2002. - 480с.

9. Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом. – М.: Академия, 2005. - 345с.

10. Кругликов Г.И. Теоретические основы методики преподавания технологии. – Курск, 1998.

11. Методика обучения учащихся технологии: Книга для учителя / Н.Л. Бронников, Г.И. Кругликов, В.Д. Симоненко. – Брянск; Ишим, 1998.

12. Сафроненко В. М. Секреты древесины. - М., 2004 г.

14. Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д. Технология. Трудовое обучение. - М.: Просвещение, 2001. - 240с.

На уроке-презентации говорится об этапах обработки древесины: как выбрать материал, как использовать эффективно, как настроить станок, последовательность действий, техника безопасности.

ВложениеРазмер
prezentatsiya.ppt 137 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Последовательность обработки материала на деревообрабатывающих станках

Задачи урока Ознакомление с материалом: породы древесины; возможности; свойства; пороки. Изучение деревообрабатывающих станков: назначение; функции; возможности. Определение логической последовательности технологических процессов.

Методы обучения Словесные методы; Объяснительно-иллюстративный метод (показ); Частично-поисковый метод (самостоятельная работа под контролем мастера); Аналитический метод (работа над ошибками).

Виды материала: В мастерской материал (древесина) представлен в трех видах: 1. Доска необрезная 2. Доска обрезная 3. Брус

Этапы обработки на примере доски необрезной Доска не обрезная предпологает большее число операций, что усложняет её обработку. Данный материал используется чаще, потому как имеет более высокий потенциал эффективного использова-ния.

Выбор материала Выбор материала по размеру: студент должен измерить длину, ширину и толщину материала, с учетом запаса на обработку. Выбор материала, исходя из пороков древесины: студент должен оценить, помешают ли они в работе (сучки, крылыватость, покоробленность, следы присутсвия насекомых, следы гниения, инородные включения).

Подготовительный этап. На циркулярном станке материал необходимо отпилить по длине. Затем в продольном направлении с края делается распил, который избавляет от обзола - эта сторона впоследствии будет прилегать к линейке при отпиливании противоположной стороны.

Подготовка плоскости. Чтобы сделать плоскость на фуговальном станке, необходимо найти самое устойчивое положение материала на столе, и в таком положении строгать до тех пор пока вся плокость не будет прилегать к столу. Затем на рейсмусном станке нужно прострогать вторую, параллельную плоскость, до необходимой толщины.

Подгонка всех сторон. Подпиливание сторон в размер или с небольшим запасом: (в продольном направлении) для этого необходимо настроить линейку, затем проводить заготовку между линейкой и диском с использованием вспомогательных средств, (в поперечном направлении) доску необходимо прижимать к перпендикулярной линейке. Необходимо проследить, чтобы все стороны были строго параллельны друг другу, и имели угол 90 градусов.

Данная заготовка может служить, для дальнейшей художественной обработки, или использоваться в таком виде.

Техника безопасности Все работы проводить под контролем преподавателя или мастера. Надевать очки и халат; Помнить, что станок-это источник потенциальной опасности, который требует внимательности Избегать халатного и самоуверенного отношения к станкам.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентации к уроку (Раздел : технология обработки древесины)

В данных архивах содержатся тематические презентации к урокам по технологии для мальчиков ( 5-9 кл.) . Архив пополняемыЙ.


Тема: Технология обработки древесины Тема урока: Разметка и строгание древесины.

Цели: 1. Образовательная: Создать условия для получения учениками знаний и формирования умений по разметке и строганию древесины.

Открытый урок. Тема: Технология обработки древесины.

Технология обработки древесины.

Технология обработки древесины на токарном станке
Методическая разработка урока технологии в 6 классе "Технология обработки древесины на токарном станке"

Методическая разработка по теме "Технология обработки древесины на токарном станке" может быть использована учителями при организации образовательного процесса в 6 классах.

Технология обработки древесины на токарном станке

дать обучающимся начальное представление о технологии точения древесины на токарном станке.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Оборудование для обработки древесины на уроках профессионально трудового обучения ( Фрезерный станок 3Д с ЧПУ по дереву )

Сизинцев Сергей Владимирович

Цель: изучить характеристики, возможности, особенности фрезерного станка с ЧПУ по дереву 3D, способы его применения и технику безопасности при работе на станке.

В информационном и динамично развивающемся мире, людям необходим быстрый результат. И сейчас есть все условия, чтобы помочь ученикам и студентам как можно быстрее реализовать себя и освоить подаваемый материал. Именно поэтому актуально внедрение станков с ЧПУ, 3Д оборудования и образовательных конструкторов в учебные заведения начиная со школы. Это обеспечит интеграцию теоретических знаний, реализуемых в программном обеспечении, и практических знаний, реализуемых на станках.

Как же разнообразить образовательный процесс, как использовать привлекательное, инновационное для детей оборудование, а не устаревшее лабораторное - все это вы узнаете на данном курсе.

Особенности фрезерного станка с ЧПУ по дереву 3D

На сегодняшний день 3Д фрезерный станок ЧПУ по дереву успешно работает на малых, крупных мебельных и гравировально-деревообрабатывающих производствах, производя уникальные изделия, высокоточную резьбу по дереву, элементы декора, эксклюзивную мебель.

Фрезерной станок ЧПУ идеально подходит для обработки дерева в промышленных масштабах. Тщательно разработанные компьютерные программы, лежащие в основе ЧПУ, обеспечивают легкость, точность управления.

Конструкция 3D фрезерно-гравировальных станков позволяет создавать из дерева единичные изделия, а также многочисленную серийную продукцию высокого качества, сделанную таким станком.

Фрезерные станки ЧПУ по дереву имеют следующие особенности и преимущества:

  • Станки ЧПУ отличаются высокой функциональностью, что делает возможным использование фрезерных станков для решения широкого круга производственных задач.
  • Фрезерными станками ЧПУ можно выполнять работы с высоким уровнем производительности станков.
  • Фрезерный станок ЧПУ можно широко применять в различных сферах, что делает его максимально полезным для использования.
  • Станки ЧПУ по дереву отличаются надежностью и долговечностью.
  • 3D станки по дереву обрабатывают заготовки из дерева на высоком уровне качества и точности в трех плоскостях.
  • Фрезерные станки ЧПУ просты в эксплуатации, а также обслуживании. При этом станок по дереву характеризуется прочностью.

Фрезерно-гравировальный станок способен решать разнообразные задачи, поэтому перед тем, как купить подобное оборудование, необходимо определиться с конкретными производственными целями. Следует учитывать, что от мощности фрезерного станка зависят функциональные возможности и цена конкретного агрегата.

Например, станки ЧПУ по дереву мощностью 80-120 W могут выполнять только простые задачи. Фрезерные станки ЧПУ отличаются своей универсальностью.

Поэтому перед приобретением 3D фрезерного станка ЧПУ нужно определиться с конкретной моделью станка, возможностью дополнения его специальными приспособлениями, которые позволили бы ему превратиться в универсальный фрезерный станок по обработке дерева.

Такие особенности станка ЧПУ позволяют использовать его не только в небольших домашних мастерских, но и на крупном мебельном или деревообрабатывающем предприятии. Фрезерный станок ЧПУ, усиленный дополнительными приспособлениями, может обрабатывать дерево различными способами.

Таким образом, фрезерный станок ЧПУ значительно превосходит станки с ручным управлением по четкости, качеству и производительности работ.

Возможности фрезерного станка с ЧПУ по дереву

· создание погонных изделий, например половых досок, плинтусов и др.;

· изготовление декоративных изображений, цифр, букв;

· применение в рекламных работах;

· создание резных перегородок;

· изготовление шахмат, различных фигур и сувениров;

· на станках можно делать сувенирную посуду.

С помощью станков с ЧПУ можно изготавливать сложные изделия, на которые раньше требовалось много ручного труда. Сейчас такие устройства стали доступнее, благодаря чему каждый желающий может себе их позволить. С помощью специализированного софта подготавливаются 3D-модели, после чего происходит их конвертация в управляющие коды для станков.

  • Станок ЧПУ по дереву: что это такое?
  • Что может станок с ЧПУ по дереву?
    • Основные возможности станков с ЧПУ по дереву
    • Возможности фрезерного станка с ЧПУ по дереву
    • Основная техника безопасности при работе с ЧПУ-станком
    • Техника безопасности на токарном станке с ЧПУ

    Станок ЧПУ по дереву: что это такое?

    Во время обработки дерева работа ведется по трем или более осям на одном устройстве. ЧПУ позволяет направлять инструмент в заранее заданном направлении, благодаря чему можно изготавливать изделия серийно. Деревообрабатывающие станки с числовым программным управлением отличаются по размеру, конструкции консоли, выполняемым работам.

    Основные типы устройств:

    • настольные;
    • универсальные;
    • копировальные;
    • токарный;
    • сверлильный;
    • мини-фрезер;
    • гравировальный;
    • расточной.

    Гравировальные станки по дереву оборудуются шпинделем. Он подключен к отдельному приводу. Благодаря этому можно обрабатывать большие детали.

    Универсальные устройства с ЧПУ считаются промышленными машинами. Они большие и могут осуществлять много разных операций:

    • отрезку;
    • зенкование;
    • сверление;
    • расточку;
    • фрезеровку.

    За один проход выполняется как грубая, так и чистовая обработка. Смена рабочих инструментов происходит автоматически. Такие станки способны непрерывно работать на протяжении 8–16 часов.

    Фрезерно-гравировальные станки с ЧПУ нужны для изготовления резных панелей и других необычных элементов. В программе делается объемная модель, после чего фреза начинает стачивать лишний материал.

    Для домашней мастерской лучше всего подойдет настольный фрезерный станок. С его помощью можно оперировать и с единичными элементами, и с небольшими партиями деталей.

    Самые большие станки способны обрабатывать заготовки, размер которых может доходить до 3 метров. Чаще всего оборудование применяют во время раскроя ДСП и ДВП в строительстве и мебельной промышленности.

    Копировальные устройства изготавливают детали по образцу. Датчики сканируют заготовку и переводят в трехмерное изображение. После этого фреза начинает вырезать деталь.

    Что может станок с ЧПУ по дереву?

    Самым популярным видом станков является токарно-фрезерный. Рабочая поверхность размещена горизонтально, а головка станка может перемещаться в любом направлении.

    Эти устройства могут обрабатывать детали со всех четырех сторон. Благодаря этому, дереву придают практически любую форму. Кроме того, на детали можно наносить выемки, пазы и различные узоры.

    Основные возможности станков с ЧПУ по дереву

    Домашний станок с ЧПУ обладает такими возможностями:

    1. Гравировка и резка по дереву или пластику. Это позволяет изготавливать мебель и различные сувениры.

    2. Вытачивание трехмерных деталей из различных композитов.

    3. Нанесение рисунков и узоров.

    4. Вместо режущего инструмента можно установить лазер. В этом случае будет доступна операция выжигания.

    Возможности фрезерного станка с ЧПУ по дереву

    Станки часто используются на мебельных производствах. С их помощью можно изготавливать перила, окна, двери и другие деревянные изделия. Также их применяют для шлифования, строгания и фрезерования больших и маленьких деревянных заготовок. Станки позволяют производить фигурную резьбу, наносить трехмерные рисунки внутри панелей.

    • создание погонных изделий, например половых досок, плинтусов и др.;
    • изготовление декоративных изображений, цифр, букв;
    • применение в рекламных работах;
    • создание резных перегородок;
    • изготовление шахмат, различных фигур и сувениров;
    • на станках можно делать сувенирную посуду.

    Меры безопасности при работе на станках с ЧПУ: охрана труда

    Во время работы на оборудовании с числовым программным управлением в обязательном порядке необходимо соблюдать правила техники безопасности. Если недостаточно ответственно к ним отнестись, можно нанести вред здоровью. Почти 96 % несчастных случаев на производстве происходят из-за несоблюдения техники безопасности.

    Основная техника безопасности при работе с ЧПУ-станком

    Перед допуском к станку оператор обязан пройти полный медосмотр, а также подтвердить знания правил использования устройства. Присвоенный разряд указывают в квалификационном удостоверении.

    Приводы оборудования нужно отключать каждый раз, когда требуется снять изделие или установить заготовку. Также это необходимо делать и при удалении стружки, смене инструмента и выполнении замеров.

    Стружку запрещено сдувать ртом или удалять руками. Для этого используются специальные крючки и щетки.

    Перед началом работы оператор должен знать:

    • основные неисправности оборудования;
    • устройство станка;
    • правила распорядка в цеху;
    • требования санитарных норм.

    На рабочем месте категорически запрещено употреблять алкоголь или наркотические вещества. Пьяного работника нельзя допускать к оборудованию.

    Техника безопасности на токарном станке с ЧПУ

    Перед началом работ на станке оператор должен проверить:

    • наличие инструмента;
    • надежность ограждения;
    • заземление;
    • работоспособность систем охлаждения и смазывания;
    • функционирование на холостом ходу.

    Необходимо максимально прочно закреплять заготовки. Для этого используется специальное приспособление. Если зажимной механизм уже изношен, то нужно выполнить замену губок или кулачков.

    Во время работы нельзя ничего класть на вибрирующие поверхности. Это может привести к травме.

    Привод станка отключают в таких случаях:

    • при обнаружении поломки;
    • при сбоях в электропитании;
    • во время смазки;
    • во время перерыва в работе.

    В самом начале работы необходимо выполнить следующие операции:

    1. Включить привод устройства, после этого подать его на заготовку.

    2. Отвести инструмент от детали, затем остановить шпиндель.

    ВАЖНО. При остановке шпинделя нельзя нажимать на вращающиеся элементы оборудования руками.

    На работающем оборудовании запрещено выполнять такие манипуляции:

    • смазывать устройство и очищать от опилок;
    • выполнять замеры детали;
    • проверять обрабатываемую поверхность рукой.

    После завершения работы станочник отключает электропривод. После этого нужно очистить устройство от стружки. Затем инструмент убирается на штатное место.

    После полной остановки движущиеся части смазывают. Использованную ветошь необходимо положить в стальной ящик с крышкой.

    Станки с ЧПУ — это современное оборудование, с помощью которого любой человек может обзавестись производственным участком. Устройства обладают уникальными возможностями. Они способны создавать произведения искусства, даже когда у оператора нет особых талантов.

    Рассказываем об устройстве токарного станка, технике безопасности и двух способах обработки заготовок.


    Работа на токарном станке по дереву: советы для начинающих

    Работа на токарном станке по дереву, в принципе, несложная, но требует навыка и умения чувствовать обрабатываемую деталь. Рассказываем подробности.

    Все о работе на токарном станке

    Устройство и работа токарных станков

    Токарный станок по дереву имеет одну ограниченную функцию: он только вращает деревянную заготовку. Столяр же из простого куска дерева постепенно вытачивает законченный предмет: ножки для мебели, корпус лампы, стойки перил, игрушки, коробочки, кубки, салатницы, вазы и т.д.

    В отличие от прочих машин для обработки дерева, использующихся лишь на тех или иных промежуточных стадиях, токарный станок годится для всех операций: от черновой обработки до полирования. Требуемый инструмент — это желобчатые (цилиндрические или в форме буквы V) и плоские стамески, резцы, скребки различных размеров и форм. Станок вращает заготовку, а рука контролирует движение резца.

    Устройство станка с электронным регулированием

    Необходимый набор резцов для токарных работ

    1. Желобчатая стамеска
    2. Резец-майсель (2 мм)
    3. Полукруглый резец
    4. Отрезной резец
    5. Скошенная стамеска (косяк)
    6. Полукруглая стамеска для обработки фасонной поверхности
    7. Желобчатая стамеска для черновой обработки (рейер)


    Принцип работы токарного станка

    Весь механизм станка укреплен на станине, сделанной из двух стальных брусьев или из профильных чугунных либо алюминиевых балок. С одной стороны станины располагается передняя бабка, внутри которой размещен электрический двигатель (0,5-1,5 л. с.), вращающий шпиндель. Последний имеет конус Морзе, в него может вставляться поводковый центр (с двумя, тремя либо четырьмя ножами и одним острием), патрон или планшайба. С другой стороны станка находится задняя бабка, центр которой поджимает заготовку, удерживая ее в горизонтальном положении.

    Поворачивающийся во все стороны подручник, располагающийся как можно ближе к заготовке, поддерживает и направляет резец.

    На станках с ручной регулировкой скорость (частота) вращения может переключаться (от 450 до 2 000 об./мин) рычагом коробки передач, в которой расположены шкивы с подшипниками. В более сложных моделях станков коробка передач заменена электронным вариатором, позволяющим плавно регулировать скорость на ходу.

    Техника безопасности при работе на токарном станке

    Обеспечение безопасности работы на токарных станках — очень важное мероприятие. Этим нельзя пренебрегать ни начинающим, ни профессионалам. При несоблюдении инструкции можно повредить глаза, ранить руки или получить удар током.

    Правила работы на токарном станке

    • Наденьте спецодежду.
    • Проверьте инструмент перед стартом. Должно быть заземление, защитные щитки.
    • В патроне не должно быть лишних элементов (стружки).
    • Установка станков больше 16 кг (для мужчин) и 10 кг (для женщин) разрешается только с помощью специальных инструментов.
    • Заготовка должна быть выровнена, надежно закреплена на станке.
    • Запрещается замерять деталь во время работы устройства.
    • Нельзя удалять стружку струей воздуха, поддерживать детали руками.
    • Не пытайтесь остановить рабочее устройство вручную.


    Виды работ на токарном станке для начинающих

    В зависимости от того, какой предмет надо изготовить, существует два способа крепления заготовки. В первом случае деревянная деталь зажимается горизонтально между центрами передней и задней бабок. Второй способ предусматривает установку исключительно в передней бабке с помощью патрона или планшайбы. Если вы новичок в работе на этом станке, будет логично начинать с первого способа.

    1. Обработка заготовки, зажатой между центрами

    Этот способ применяется для обработки деталей цилиндрической формы различной длины, укрепленных между центрами передней и задней бабок. Таким образом вы можете изготовить разнообразные детали: от миниатюрных шахматных фигур до ножек стола или стоек перил. Особенно опытным мастерам удается даже вытачивать бильярдные кии.

    Как правильно зажать деталь

    Первый шаг работы заключается в нахождении положения оси деревянной заготовки, чтобы зажать ее между поводковым центром и центром задней бабки.

    • С помощью углового центроискателя проведите карандашом с обоих торцов заготовки по две-три линии, пересечение которых и будет центром торца.
    • Сильно ударив молотком по разметочному керну, сделайте канавки и осевое углубление на торцах заготовки.
    • Наденьте заготовку на поводковый центр, подведите заднюю бабку к противоположному торцу и подожмите ею деталь так, чтобы поводки хорошо врезались в канавки на торце, а затем отведите центр задней бабки — изделие должно держаться само.
    • Вновь подведите центр задней бабки к заготовке, чтобы зафиксировать ее по оси центров. Поверните маховик задней бабки на четверть оборота, если дерево мягкое, и на пол-оборота, если оно твердое. Деталь должна быть закреплена так, чтобы ее можно было без сопротивления проворачивать рукой.

    Подведите подручник как можно ближе. Поворачивая ее рукой, убедитесь, что заготовка свободно вращается и ни за что не задевает. Опорная плоскость подручника должна располагаться примерно на 5 мм ниже оси вращения.


    Как работать

    Следующий состоит в том, чтобы сделать брусок дерева цилиндрическим. Это осуществляется на скорости 1 000-1 500 об./мин. При этом стружка снимается справа налево с помощью широкой вогнутой желобчатой стамески для черновой обработки — рейера. Если кусок дерева длинный, черновая обработка производится в несколько этапов; подручник придвигается к детали по мере ее обтачивания, не изменяя своего положения по высоте.

    Для вытачивания деталей существуют инструменты разной формы: желобчатая стамеска для обработки фасонной поверхности, плоская стамеска, крючок, полукруглый резец, скошенная стамеска (косяк) и др.

    В зависимости от типа используемого инструмента и стадии работы, следует периодически приближать подручник к заготовке. После завершения процесса, когда деталь уже выточена, производится окончательная отделка (шлифование, полирование, вощение, тонирование и др.) при снятом подручнике.

    Черновая обработка

    Для чернового точения цилиндра с помощью рейера установите частоту вращения 1 000 или 1 500 об./мин. Чем точнее должна быть форма цилиндра, тем большую скорость надо устанавливать. Бруски с малым припуском на обработку можно проточить с одного прохода по всей длине, с большим припуском — небольшими порциями, двигаясь от задней бабки к шпинделю.

    Начинайте работу плавно, опираясь стержнем резца на подручник и держа лезвие так, чтобы пятка резца соприкасалась с деревом. Затем поднимайте ручку стамески до тех пор, пока кромка лезвия не начнет врезаться в дерево, снимая при этом ровную и хорошо скручивающуюся стружку. Ведите резец в направлении снятия стружки таким образом: одна рука, держащая ручку, задает движение, а другая — лишь поддерживает лезвие (не нажимая на него).


    При черновой обработке квадратного бруска аккуратно срезайте стамеской углы, не слишком на нее налегая. Доведите деталь до цилиндрической формы наибольшего диаметра, придвигая по мере стачивания припуска подручник по направлению к оси вращения.

    В зависимости от того, какую форму вам нужно придать детали, проведите карандашом основные линии разметки выпуклых и вогнутых частей, поворачивая заготовку рукой. Размечайте брусок так, чтобы наиболее широкие части детали всегда располагались со стороны передней бабки.

    Начните с обтачивания стамеской двух краев заготовки. Опираясь на подручник, она должна плавно входить в дерево (без резких движений), оставаясь перпендикулярно оси вращения.

    Проверка размера

    Регулярно проверяйте размер штангенциркулем. Опытные столяры обычно прижимают резец локтем к бедру, чтобы освободить руку для измерительного инструмента. Как только штангенциркуль начинает вибрировать, уменьшите толщину стружки. Таким образом обточите прежде всего наибольшие диаметры, а затем переходите к точению шеек, торов, шаров, плеч и т.д.

    Для того чтобы выточить полутор, воспользуйтесь желобчатой стамеской для обработки фасонной поверхности. Держа ее перпендикулярно оси, спускайте режущую кромку с внешней стороны внутрь бруска, поднимая и слегка поворачивая ручку. Чтобы получить целый тор, произведите ту же операцию с обеих сторон.

    Шейка (свод) вытачивается таким же резцом, что и тор. После черновой обработки донышка посередине шейки проточите правую полушейку, на этот раз ведя инструмент снизу вверх и вправо. Никогда не переводите резец сразу с одной стороны шейки на другую — их нужно вытачивать по очереди.

    Листели (маленькие ободки, часто оставляемые с обеих сторон шейки) вытачиваются мейсель-резцом. У него нет задних углов на боковых гранях стержня, как у стамески, но зато есть тонкая канавка для выхода стружек.

    Галтель представляет собой плавный переход от одной поверхности к другой — по сути, комбинацию тора и шейки. Поэтому вначале точите шейку, а затем тор, примыкающий к ней.

    Деталь, зажатую с двух сторон, никогда не отрезают полностью. Выточите с двух краев канавки, оставляя перемычки маленького диаметра, и отпилите концы ножовкой, предварительно остановив станок.

    Чтобы завершить отделку детали, снимите резцедержатель и обработайте деталь снизу мелкой шкуркой (зернистостью от 16 до М63). Во время работы поворачивайте шкурку крест-накрест, чтобы избежать кольцевых царапин.

    Для отделки детали во время вращения натрите ее куском воска и отполируйте плотной тканью или пробковым материалом.

    2. Обработка заготовки, зажатой с одного конца

    Эта работа требует немалого мастерства. Здесь надо проявить большую аккуратность при вытачивании уступа, чтобы диаметр не сделать меньше, чем нужно.

    Читайте также: