Что такое пафос кратко и понятно

Обновлено: 08.07.2024

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

ПАФОС (от греч. pathos – чувство, страсть) – страдание, страстное возбуждение, волнение, подъем; патетический взволнованный, высокопарный.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

(греч. πάϑος - страдание, страсть, возбуждение) - в общеупотребительном смысле слова приподнятое и восторженное состояние человеч. духа в моменты общения (реального или фиктивного) с высокими и значит. предметами.

В антич. эстетике П. означал то или иное претерпевание, преим. болезненного характера, взволнованное состояние, связанное со страданием. Аристотель в "Поэтике", относя П. наряду с перипетией и узнаванием к числу необходимых элементов трагедии, характеризует его как ". действие, причиняющее гибель или боль. " ("Поэтика", 11, 1452 в; рус. пер., М., 1957). В "Метафизике" (IV, 21) он понимает П. как возможность перехода от одного состояния к другому или даже как чувствительность, а в "Риторике" определяет его как "все то, под влиянием чего люди изменяют свои решения, с чем сопряжено чувство удовольствия или неудовольствия, как, например, гнев, страдание, страх и все этим подобные и противоположные им чувства" (II, 1; рус. пер., СПБ, 1894). В этом смысле П. как душевное переживание противопоставлялся в антич. эстетике этосу как устойчивому нравств. характеру человека, проявляющемуся в действии. Так, Аристотель, говоря о разных св-вах стиля, разграничивает П. (чувство) и этос (характер): "Стиль будет обладать надлежащими качествами, если он полон чувства (παϑητική), если он отражает характер (ἠϑική) и если он соответствует истинному положению вещей" (там же, III, 7). Противопоставление П. и этоса мы находим у Дионисия Галикарнасского в "Риторике", где он пишет об этич. стиле Геродота, рисующего нравы людей, и патетич. стиле Фукидида, изображающего страстных героев. Лонгин в трактате "О возвышенном" (гл. 29) пишет о том, что "пафос причастен возвышенному настолько, насколько этос причастен удовольствию". Аналогичное противопоставление П. и этоса мы встречаем и у Квинтилиана (VI, 2).

В эстетике нового времени категория П. и патетического была развита прежде всего Ф. Шиллером ("О патетическом", 1793, и др.) в тесной связи с понятием возвышенного. Для П. и патетического в иск-ве, по Шиллеру, необходимо изображение не только глубокого и сильного страдания, но и сопротивления ему, так чтобы из борьбы морального "Я" человека с этим страданием обнаруживалась бы внутр. свобода человеч. дyxа. ". При всяком пафосе чувства должны быть привлечены страданием, дух же – свободой. Если в патетическом изображении отсутствует картина страдающей природы, то оно лишено эстетической силы, и наше сердце остается холодным. Если ему не хватает эстетической основы, то при всей чувственной силе, оно никогда не может быть п а т е т и ч е с к и м и неизбежно возмущает нас. Сквозь всякую свободу души должен всегда сквозить страдающий человек, сквозь всякое человеческое страдание должен просвечивать самостоятельный или способный к самостоятельности дух" (Собр. соч., т. 6, М., 1957, с. 211–12). Т.о., П. – это возвышенная свобода духа, возникающая в результате победы его над чувств. страданием.

Гегель, характеризуя П. как ". всеобщую движущую силу человеческого сердца. " (Соч., т. 12, М., 1938, с. 238), видит его отличие от случайной страсти в его разумном содержании: П. – это всеобщие "субстанциальные" силы мира, ставшие внутр. движением человеч. души, центром, к-рый определяет собой все человеч. чувствования и поступки. В этом смысле П. составляет "подлинное средоточие, подлинное царство искусства" (там же, с. 237).

Лит.: Гегель, Соч., т. 12, М., 1938, с. 236–40; Шиллер Ф., Собр. соч., т. 6, М., 1957, с. 193–97, 197–223.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .

ПАФОС — в широкомсмысле взволнованное, приподнятое состояние человеческого духа, связанное с переживанием высокого предмета. Аристотель относит пафос к числу необходимых элементов трагедии, определяя его в качестве действия, причиняющего гибель или боль. Пафос, или душевное переживание, противостоит в античной эстетике этосу, или устойчивому характеру. В Новое время категория пафоса связывается прежде всего с понятием возвышенного: изображение глубокого и сильного страдания, по мысли Ф. Шиллера, должно быть дополнено картиной сопротивления ему, в ходе которого обнаруживается самостоятельность и свобода человеческого духа. Гегель усматривает в пафосе разумное содержание, для него это “субстанциальные” силы мира, ставшие внутренним движением души, центром, определяющим собой все человеческие чувства и поступки. Театральный пафос делится им на субъективный и объективный: первый связан со страданием, подавленностью и пассивностью, переживаемыми публикой, тогда как второй относится к “субстанциальному” развитию театрального действия. В 20 в. оригинальную теорию пафоса строит С. Эйзенштейн на основе своих кинематографических экспериментов. Пафос, или экспрессивность, определяется им, в частности, как “скачки из взрыва в взрыв”, как своеобразная логика нарастающих и друг друга умножающих повторов. Эйзенштейновский пафос — это теория “захвата глубины” кинокадра, это особая техника актерской игры, прочерчивающей единые графические линии на всем протяжении фильма, это разновидности монтажа, влияющего на характер восприятия картины, короче, это такая теория (и практика), которая озабочена технологией экстаза как отдельной формы восприятия. В качестве категории восприятия пафос меняется с каждой эпохой: патетическое (преувеличенное и искусственное) узнается как таковое лишь по прошествии лет.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


1. Страстное воодушевление, подъем. Говорить с пафосом.[Клим] избегал пафоса, не позволял себе горячиться, а когда говорил то, что казалось ему особенно значительным, — понижал голос. М. Горький, Жизнь Клима Самгина. || Чрезмерная приподнятость тона речи. [Горева] играла всегда с захватывающим подъемом, горячо, но излишний ложный пафос, привитый ей в провинции, сильно вредил ее исполнению. Юрьев, Записки.

2. чего или какой. Воодушевление, энтузиазм, вызываемые какой-л. высокой идеей. Пафос созидательного труда. Революционный пафос.Миллионы ударников горят подлинным пафосом социалистического строительства, болеют за ту программу, которую они выполняют. Киров, Статьи и речи 1934. || чего. Высокая идея, вызывающая такое воодушевление, энтузиазм. Пафосом этой статьи является борьба с тем отвлеченным взглядом на историю, согласно которому историческое движение обусловливается понятиями людей. Плеханов, В. Г. Белинский. Все наше искусство, весь его пафос направлен к становлению и утверждению высоких моральных ценностей правды! А. Н. Толстой, Лицо гитлеровской армии.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Па́фос или патетика (греч. πάθος — страдание, страсть, возбуждение, воодушевление) — приём обращения к эмоциям аудитории. Соответствует стилю, манере или способу выражения чувств, которые характеризуются эмоциональной возвышенностью, воодушевлением, драматизацией.

Как категория риторики пафос впервые был полно разработан Аристотелем, который наряду с пафосом выделял такие элементы риторики, как этос и логос. В трактовке Аристотеля, пафос представляет собой приём, при котором эстетика повествования передаётся через трагедию героя, его страдание и ответные эмоции зрителей. Используя пафос, автор или оратор должен вызвать у аудитории нужные чувства, при этом не открывая до конца собственные.

Па́фос

па́фос

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова эгоцентрик (существительное):

Пафос: что это такое

Блогосфера

Что объединяет две непохожие друг на друга картинки?

Определение

Каких людей называют пафосными

Людей, склонных к демонстративному поведению, смешанному с высокомерием и агрессией, называют пафосными.

Определить их можно с помощью:

Однако бытовое поведение имеет мало общего с пафосом как явлением искусства.

Из истории термина

Другой теоретик искусства, Георг Гегель, говорил о том, что для рождения идеи и искренней веры в неё необходим целый ряд обстоятельств общественной, культурной, политической жизни и связывал пафос литературных произведений с окружающей действительностью.

Что такое пафос в литературе

В литературе пафосом называют эмоциональный посыл, который автор вкладывает в произведение. В лирике настроение рассказчика выражается прямо, в драме – с помощью ремарок, в эпических произведениях – через авторский текст, философские или лирические отступления. Об отношении автора к изображаемым явлениям рассказывают художественные детали (время, пространство, речь и облик героев, их имена).

Запомните:

Как пафос отражается в языке

Обнаружить пафос повествования помогают средства языка:

Виды пафоса

Теперь прочувствуем пафосность момента на конкретных примерах. Назовём некоторые виды пафоса:

Как правило, в художественном произведении присутствует сразу несколько видов пафоса.

Как избежать излишнего пафоса во время выступлений

Чтобы речь воодушевила слушателей и при этом не оттолкнула излишней пафосностью, пользуйтесь подсказками:

Надеемся, теперь вам понятно, что пафос – это огонь яркого чувства, горящий в человеке. Он придаёт речи, произведениям, поступкам силу и убедительность. Но те, кто пытается зажечь этот огонь на горелке честолюбия и высокомерия, рискуют создать смешное, искусственное, никого не греющее пламя.

Когда кто-то говорит очень эмоционально, то невольно начинаешь испытывать те же эмоции, что и говорящий. В ряде случаев в этом нет ничего плохого. Например, человек с лидерскими качествами с помощью пафоса может повести за собой целую толпу.

Железный человек

Другой момент – куда он ее поведет? К светлому будущему или свершению аморальных поступков. Пафос, используемый в благих намерениях – почему нет? А вот грязных манипуляций чувствами стоит опасаться.

Пафос — это.

Более полное его определение – это выражение эмоций в возвышенной манере, с особым драматизмом и возбуждением, чтобы вызвать аналогичный отклик у аудитории. В словаре Ожегова пафос имеет значение воодушевленного подъема, энтузиазма.

Служба в церкви

Впервые о пафосе заговорил Аристотель: он ввел это понятие в риторику, как речевой прием, используемый с целью вызвать у слушателей нужные чувства, таким образом, заставив их ощутить всю трагичность рассказа. При этом оратор на самом деле не задействует свои эмоции в полной мере, оставаясь внутри себя спокойным.

Далее Гегель стал использовать этот термин для передачи не только трагического настроения, но и торжественного. А еще позднее стали различать разные виды пафоса, использовать его не только в ораторском искусстве, но литературе, фильмах, музыке, телепередачах, на радио и других сферах.

Пафосный — это какой?

Что такое пафос в обычный жизни, и как выглядит пафосный человек? Как правило, он резко отличается на фоне остальных следующими характеристиками:

    возвышает себя на фоне окружения, хотя причины для этого в большинстве случаев отсутствуют. Либо имея небольшую заслугу, человек будет раздувать ее до огромных размеров (перевел бабушку через дорогу, возомнил себя спасателем Вселенной);

Мужчина

Отсюда видно, что в реальной жизни пафосный человек – это скорее отрицательный персонаж, от которого хочется сбежать подальше.

Кому понравится почувствовать себя рядом с ним никчемным, некрасивым, безнадежно глупым и т.д? А именно так себя ощущают обычные люди с собеседником, полным пафоса.

Что можно посоветовать:

Пафос и литература

Литературный пафос – это те чувства, которые автор вложил в свое сочинение, чтобы вызвать у читателя аналогичные эмоции. Это то настроение, в котором пребывает читатель после прочтения произведения.

В литературе существует несколько видов пафоса:

  1. сентиментальный – эмоции из семейно-бытовой сферы (описание рождения ребенка, свадебного торжества, переживание встречи или расставания и т. д.);
  2. героический – демонстрация воодушевления, приподнятого духа главного героя, борющегося за добро ( я спасу этот мир!);
  3. романтический – раскрывает перед читателем конфликт (что это?) идеала и несправедливой реальности (она ждала его 33 года и три дня, пока он был на войне);
  4. гуманистический пафос – это следование главного героя к высшим идеалам, несмотря на любые препятствия (я спасу планету даже ценой собственной жизни!);
  5. драматический – описание психологического, душевного страдания героев, как состояния (как мне больно, горько, обидно).

Череп

Таким образом, поэты и писатели используют этот прием, чтобы эмоционально вовлечь читателя в свое произведение.

Если вы вспомните несколько прочтенных вами книг, то обязательно обнаружите, что от некоторых из них ( а может и всех) вы получали яркие впечатления.

Как пафос влияет на нашу жизнь

Чтобы понимать реальное влияние пафоса, вспомните сколько решений было принято вами под давлением эмоций? В моменты сильной радости можно пообещать что угодно и кому угодно.

Когда вам очень грустно и печально, вы можете невзначай обидеть близкого, отказавшись с ним общаться. Будучи в гневе, картина мира искажается, и люди говорят много слов, о которых впоследствии сожалеют.

Модная пара

Об этих моментах прекрасно знают манипуляторы чужими чувствами и успешно используют пафос для достижения своих целей. Например, политик с трибуны добивается расположения народа – потенциальных избирателей.

Писатели, таким образом, завоевывают свою аудиторию. Бизнес-тренер набирает команду учеников, а участник какого-нибудь конкурса добивается расположения жюри и зрителей.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (3)

Пафос присущ закомплексованным людям, которые хотят быть более значимыми, чем являются на самом деле.

Будучи в гневе, картина искажается. Это ошибка с точки зрения ЕГЭ. Картина в гневе?

Что такое пафос и что значит быть пафосным?

Сегодня мы с вами разберемся с термином Пафос! Что это такое пафос и зачем быть пафосным? Все дело в том что это очень продуктивная техника убеждения окружающих в чем либо. Именно по этому люди изучают и используют данное понятие. С течением времени некоторые слова приобретают несколько значений, в зависимости от того, как они были произнесены.

Слишком эмоциональная и экспрессивная речь вызывает реакцию со стороны слушающих. В этом нет ничего плохого, чем раньше говорящий добьется этого эффекта тем будет лучше. Как показывает история лучшие лидеры использовали своё ораторское искусство для того, чтобы повести за собой большое количество человек. Однако куда они все шли? Пафос приемлем, если используется для совершений благих дел, однако если за речью стоял призыв к совершению плохих поступков, то таких манипуляций необходимо опасаться.

Слово пафос имеет греческие корни и дословно переводится как страдание, страсть.

Более обширная дефиниция этого слова — выражение эмоций и чувств с необычным драматизмом и, возможно, перевозбуждением, для того, чтобы вызвать моментальную реакцию у окружающих. В толковом словаре Ожегова пафос описывается как — энтузиазм, возвышенный, воодушевленный подъем.



Первые упоминания о пафосе у древнегреческих ученых были в работах Аристотеля. В своем труде он упомянул пафос, как ораторский прием, который позволяет выступающему вызвать определенные чувства у слушателей, тем самым поместив их на одну волну рассказа вместе с собой. При этом, несмотря на все старания оратора выплеснуть свои эмоции он остается предельно спокойным внутри.


Немецкий философ Гегель впервые применил этот термин не для трагической ситуации, а наоборот, в торжественном ключе. После этого, пафос обрел различные виды, которые начали использовать не только в ораторстве, но и в литературных произведениях, фильмах, музыке и других сферах, где важно взаимодействие с аудиторией.

Описание пафосного человека:

По описанию становится понятно, что в обычной жизни лучше не иметь дела с подобными людьми. Зачем вам общаться и взаимодействовать с тем, кто не считает вас за человека? Именно такие ощущения вызывает общение с пафосными людьми.

Как определять пафосных людей и что делать с ними?

Если подобные персонажи все-таки встретились вам на пути, очевидным решением будет максимальное ограничивание общения с ним. Пафосные люди не готовы что-либо менять в своем характере, поэтому если человек вам не понравился, то поменять его уже не получится. В то же время и доказать свою правоту ему не получится, вы только потеряете силы и время.

Пафос в литературе:

Пафос повсеместно используется в литературе авторами для того, чтобы придать определенный оттенок в свое произведение. Вызывая у вас эмоции, автор добивается поставленных целей.

Литература выделяет следующие виды пафоса:

  • сентиментальный — эмоции, которые сопровождают нас в реальной жизни, простые бытовые радости и разочарования.
  • героический — воодушевление персонажей, которые готовы свернуть горы для достижения финальной цели.
  • романтический — конфликт, который объясняется несправедливостью мира.
    гуманистический — готовность героя погибнуть за свое дело.
  • драматический — передача внутреннего состояния героев, их переживаний.

Благодаря таким приемам, поэты, писатели и драматурги создают у читателя настроение, которое держится на протяжении всего произведения.

Прочитанная книга должна вызывать у вас эмоции так, чтобы после прочтения вы еще несколько часов, а может дней обсуждали происходящее с самим собой или окружающими.

Влияние пафоса на жизнь:

Чтобы довольно точно определить значение пафоса в жизни достаточно вспомнить, как часто вы принимаете решения находясь под давлением эмоций. В моменты радости вы можете быть предельно благородными и обещать множество услуг, ровно так же, как и разрывать контакты, находясь в плохом настроении.

Люди-манипуляторы прекрасно знают то, как поведут себя люди в определенных условиях и часто используют пафос для усиления эффекта. Будьте осторожны в принятии спонтанных решений и тщательно обдумывайте важные события, происходящие в вашей жизни.

Видео по теме:

Читайте также: