Вариативный компонент в детском саду план

Обновлено: 05.07.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная область - "Познание", "Естествознание". Костанай, 2017г.

Составитель: Безболинова М.К.

Рекомендуется работникам системы дошкольного образования для реализации вариативного компонента типового учебного плана (ТУП) по формированию у детей среднего дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию посредством экспериментальной деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Тарановский край- край обильных рос,

где озерами туман стелется.

В эту землю я корнями врос

- и лишь с ним мне –

Пояснительная записка:

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию — это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины. По этому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту. Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке — это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами.

Проблема: дети не задумываются о том, что место, в котором они живут это их малая Родина. Не знают историю своего села, достопримечательности.

Основные задачи:

Формировать любовь к родному краю;

Развивать эмоционально – ценностные отношения к семье, дому, улице, селу, стране;

Развивать бережное отношение к родному краю (достопримечательностям, культуре, природе);

Ожидаемый результат:

Проявление интереса к родному краю, который находит отражение в совместных рисунках детей и родителей, рассказах.

Дети знают праздники и традиции, которые отмечаются в селе и семье.

С помощью мини – музея дети могут рассказать, поделиться впечатлениями от полученных знаний .

В настоящее время эта тема актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую, вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя, особого внимания и чуткости к каждому ребенку. Поэтому сегодня первоочередная задача педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему родному краю, семье и друзьям, учить помогать друг другу, в общем, воспитывать настоящего, достойного человека – гражданина .


Что представляет собой образовательная программа в садике?

Для тех, кому интересно, замечу, что образовательные программы каждый детский сад составляет индивидуально, но в соответствии с примерной программой, утвержденной нашим профильным Министерством. Существует несколько программ, на основе которых ДОУ пишут свои программы. И вот, исходя из этого, программа для детских садов включает в себя обязательные и вариативные блоки.

дети

Но вернемся к программам. Обязательная часть – это то, что должно в обязательном порядке быть реализовано в любом дошкольном учреждении. Она предусматривает реализацию основных образовательных и развивающих задач для подготовки ребенка к школе через совместную деятельность взрослых и деток, самостоятельную работу малышей, а также посредством создания трехуровневого сотрудничества: детский сад – ребенок – семья.

Еще проще скажу: берется готовая рабочая программа, которую выбирает ваш садик, создается экспертный совет из заведующей, методиста, авторитетных воспитателей, и эта рабочая программа адаптируется под конкретный детский сад.

Далее по общей программе для вашего садика вы пишете свою программу для вашей возрастной группы. И вот именно вариативная часть – это то, что пишет сам воспитатель. Ее еще называют региональный компонент, так, примите к сведению…

Что нужно знать, чтобы написать вариативную часть образовательной программы?

Как ее написать – в этом главная сложность. Здесь нужно помнить, что вариативная часть программы должна учитывать образовательные, культурные, социальные потребности детей, их интересы, особенности развития и здоровья. То есть, мы подгоняем примерную программу, разработанную для всех детей, под конкретно наш садик или группу.

модель

Важно учитывать культурные особенности, возможно, религиозные. Кроме того, не забываем о парциальных программах и ищем такие формы работы с детками, которые наиболее подходят именно этим конкретным детям.

Итак, до того как приступить к написанию вариативной части образовательной программы строго по ФГОС, нужно провести такую работу:

  • Изучить учебные, мотивационные потребности деток путем обработки результатов диагностик, проведенных на протяжении предыдущего года;
  • Провести анкетирование родителей на предмет их желаний и стремлений в вопросе дошкольного образования. Возможно, родители хотят, чтобы дети глубже изучили музыкальный фольклор вашего края или освоили какие-то другие навыки или знания, о которых вы бы сами и не подумали. Что-то по трудовому обучению, тоже может быть;
  • Определить реальные возможности реализации этапов программы в конкретных социокультурных условиях вашего края. Даже климатические условия региона нужно учесть;
  • Затем изучаем программы, из списка утвержденных Министерством, и смотрим, какие из них подойдут для конкретных образовательных потребностей;
  • Решаем, какие формы работы подойдут под конкретную программу. Это должно быть идеальное сочетание формы и содержания, как в литературе;
  • Рассчитываем планируемые результаты освоения детьми всех этапов программы, то есть, заранее определяем, чему дети научатся в конце года благодаря именно этой программе и этим формам работы;
  • Проводится презентация программы для родителей и с учетом их мнения, и на основании результатов предварительно проделанной работы пишем вариативную часть.

Итого, основные принципы формирования индивидуальной составляющей образовательной программы я вам перечислила. Немного сумбурно, мне кажется. Но я – автор, я так вижу

Структура вариативной части программы

Технологии сочетания основной и вариативной части просты: отдельными разделами прописываем региональный компонент.

Так, к каждому разделу рабочей программы или там, где это уместно, дописываем раздел, где делаем анализ организации образовательного процесса в конкретном ДОУ или группе. Описываем особенности развития, здоровья детей, объясняем выбор форм и методик работы с детками. Указываем приоритетное направление работы садика (группы), каким образом мы реализуем поставленные задачи.

программа

Помним, что соотношение вариативной и основной части колеблется в пределах 80-20, 60-40%, где большая часть отведена под основную программу. Самое главное – чтобы региональный компонент не противоречил принципам основной части и соответствовал ФГОСу.

В принципе, не запрещено какой-то блок основной программы полностью переписать под конкретный садик, особенно, если он компенсирующего вида. Можно заменить какой-то смысловой блок авторской или парциальной программой.

Ну, как-то так… Если будут вопросы, прошу не стесняться и задавать. Обратная связь – это так важно! А пока мысль уже закончена по этой теме, буду прощаться. Буду рада новым подписчикам и расширению круга моих читателей в соцсетях!

Вариативная программа для дошколников. Расчитана на 3-5 лет детей.

Содержимое разработки

К ом м унальное государственное казенное предприятие

отдел образования города Аксу, акимата города Аксу

по вариативному компоненту


СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Требования к содержанию образования

Этапы реализации программы

Требования к уровню подготовки воспитанников

Мониторинг достижений ребенка

Список используемой литературы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана в соответствии с требованиями Государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения для обеспечения физического, художественно-эстетического развития детей в возрасте от 3 до 7.

Реализуемая программа строится на принципе личностно-развивающего характера взаимодействия взрослого с детьми, с целью развития творческих способностей воспитанников через использование декоративно -прикладного творчества.

Актуальность заключается в том, что работа нитью способствует художественно-эстетическому развитию, проявлению творческих способностей, воспитывают усидчивость, аккуратность, терпение, развивают абстрактное мышление и умение концентрировать внимание, зрительно-моторную координацию, координации движений рук, подготавливает кисти рук к занятию письмом.

1.Формирование познавательных процессов 2. Позитивное психологическое самочувствие

ребёнка на занятии

3.Активизация интереса к изобразительной деятельности.

4. Формирование и развитие творческих способностей детей.

5. Снижение закомплексованности и тревожности детей.

6. Максимальная творческая самореализация детей.

1. Заинтересованность родителей в формировании и развитии

творческих способностей своих детей

2. Психолого-педагогическое просвещение родителей.

3.Активное сотрудничество в преобразовании и создании развивающей среды.

4. Трансляция результата на выставках, страницах web сайта

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по вопросам особенностей развития детей дошкольного возраста по формированию навыков изобразительной деятельности.

4. Разработать мониторинг уровня усвоения изобразительных навыков, мелкой моторики и навыков рисования нитью.

5. Совершенствовать содержание изоцентра в группах.

6.Создать консультативный материал для педагогического просвещения родителей и

7. Разработать перспективный план для внедрения технологии в учебно-воспитательный процесс

1. Эмоциональный комфорт, позитивное психологическое самочувствие ребёнка на занятии.

2. Организация здоровье формирующей предметно пространственной среды для максимальной творческой самореализации детей.

Содержание работы:

Программа обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее -образовательные области):

Занятия в технике ниткография являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию нитью (ниткография) способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.

Значение ниткографии для умственного воспитания и развития высших психических функций.

Ребёнок на основе умственных операций может представить результат своей работы и затем начать действовать. Развитие наглядно-образного мышления происходит в процессе обучения.

Знакомство с историей появления и развития техники изонити.

Инструменты и материалы.

Базовая форма угол.

Базовая форма круг, овал.

Здоровьесберегающий аспект

Занятия способствуют развитию:

• образного пространственного мышления,

- Терпения и аккуратности в работе с разнообразным материалом.

• чувство композиции, ритма, цветовосприятия;

• чувство фактурности и объёмности.

- Занятия способствуют создания психологического комфорта, через:

• снятие детских страхов;

• повышение уверенности в своих силах;

• свободное выражение своего замысла;

• формирование творческих способностей и полёта фантазии;

Таким образом, занятия изобразительным искусством в технике ниткография – важное средство всестороннего развития детей.

Изобразительная деятельность дошкольников:

– это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию сенсорики.

Расширение запасов познания, наблюдения и сравнения положительно сказывается на общем интеллектуальном развитии ребёнка.

Изонить – одна из техник рукоделия, которая базируется на создании ниточного рисунка на твердой основе. То есть, вы создаёте своеобразный рисунок, как бы затушевывая его нитью. Она пропускается через отверстия, образуя силуэт какого

Нитяная графика (вариан т ы названия: изонить, изображение нитью, ниточный дизайн)—графическая техника, получение изображения нитками на картоне или другом твёрдом основании. Нитяную графику также иногда называют изографика или вышивка по картону. В качестве основания иногда используется также бархат (бархатная бумага) или плотная бумага.

Нитки могут быть обычные швейные, шерстяные другие. Также можно использовать ленты, цветные шёлковые нитки.

Здоровьесберегающая технология:

1. Это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе

взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей.

2. Это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Планируемый ожидаемый результат:

Д ети младшего дошкольного возраста должны знать

Д ети старшего дошкольного возраста должны знать

О материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

О видах изобразительного искусства (ниткография , изонить и т.п.);

О способах аппликации в народном искусстве (ткань, бумага, нитки и т.д.),

С очетание аппликации с вышивкой;

О вышивке с украшением бисера ;

Об основах цветоведения

О материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

Правила техники безопасности при работе с иглой, ножницами

правила заполнения угла, круга, волны

правила нанесения проколов для вышивания

историю возникновения техники Изонить

О проектной деятельности.

Практические навыки

Практические навыки

Работать нужными инструментами и приспособлениями;

Последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала);

Работать в различных жанрах;

Применять разные формы аппликации нитками и т.д. ;

Обладать установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, чувством собственного достоинства; активно взаимодейств овать со сверстниками и взрослыми, участв овать в совместных играх.

З аполнять угол, круг, волну;

подбирать нитки нужного цвета,

выполнять вышивки, содержащие в себе основные фигуры,

в ышивать 2-3 способами, создавать композиции, располагать их на панно.

делать разбивку любого изображения на основные фигуры,

аккуратно выполнять вышивку,

оформлять свои изделия,

анализировать свою работу.

Требования к содержанию максимальному объему учебной нагруки

Занятия проводятся во вторую половину дня:

- 2 младшая группа -1 раз в неделю (36 часов) по 15 минут;

- средняя группа -1 раз в неделю (36 часов) по 20 минут;

- старшая группа -1 раз в неделю (36 часов) по 25 минут;

- подготовительная группа -2 раза в неделю (64 часа) по 25 минут

Методика проведения занятий в младших, средних группах

Необходимый материал для детей младшего дошкольного возраста

1. Организационный момент.

2. Объявление темы:

3. Пальчиковая гимнастика.

4. Рассматривание и анализ образца.

5. Разъяснение алгоритма действий.

6. Самостоятельное выполнение работы.

7. Подведение итогов

1. ш нурки: красного, жёлтого, синего, зелёного цветов;

2. н итки разноцветные;

4. с таканы непроливайки;

5. к исти для краски;

6. г уашь, акварель;

7. в атные палочки;

9. б архатная бумага;

10.л исты формата А- 4;

Методика проведения занятий в группах предшкольной подготовки

Необходимый материал для детей старшего дошкольного возраста

1. Организационный момент.

2. Объявление темы:

3. Пальчиковая гимнастика.

4. Рассматривание и анализ образца.

5. Разъяснение алгоритма действий.

6. Самостоятельное выполнение работы.

7. Подведение итогов. Рефлексия

1. иголка для вышивания (с широким ушком и тупым концом);

2. цветные нити разного качества;

3. ножницы с тупым концом;

5. кусок линолеума примерно 25х25 см;

6. цветной картон, бархатная бумага разного размера;

7. линейка, трафареты, фигурные лекала;

8. цветные карандаши, ручки, фломастеры;

9. бросовый материал для дополнения изображения.

10. учебные столы и стулья;

11. белая бумага;

12. волокнистые материалы;

14. кисточки для клея;

15. бумажные салфетки;

Этапы реализации программы:

Подготовительный (июнь- август):

- Анкетирование родителей с целью выявления степени заинтересованности родителей в художественно-эстетическом воспитании детей

- Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме особенностей детей 3 – 6 (7) лет и формирования навыков изобразительной деятельности и ручного труда в дошкольном возрасте.

- Программно-дидактическое обеспечение Программы

Проектно-диагностический этап (сентябрь, январь, май):

- Мониторинг усвоения навыков .

- Разработка направлений индивидуальной работы по результатам мониторинга.

Практический :

- Педагогическое просвещение родителей:

 Открытый просмотр занятия.

 Трансляция детской успешности на выставках, страницах web сайта дошкольного учреждения.

- Обмен опытом с педагогами через консультирование и мастер-класс в рамках гостевого обмена.

- Обобщение результатов, аналитические выводы по внедрению рабочей программы.

Этапы, методы и приемы:

Участие педагога в деятельности детей меняется и усложняется по мере овладения детьми навыками работы с нитью.

Рассматривание образцов работ .

Показ схемы (техника заполнения фигур).

В ыполнение техники ниткография .

П рактические приемы: отмерить нить, вдеть нить в иглу, завязывание узелка и др.

Вопросы прямые и наводящие

Стихи и загадки

Показ приёмов работ с материалом

Выполнение работы по образцу

Параллельно с педагогом

Поочерёдно с ребёнком

Частично-поисковый и исследовательский этап

Самостоятельный выбор материала

Напоминание алгоритма действий

Вопросы прямые и наводящие

Взаимодействие с родителями:

Для успешной реализации поставленных задач, необходимо тесное взаимодействие педагогов и родителей. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.

с материалом и приёмами работы в технике ниткография и изонить

Работа с родителями







Привлечение родителей к созданию материальной базы






Анкетирование по вопросам

художественного развития детей




Трансляция родителям успешности детей

Устные и письменные





На уровне детского сада

На уровне сайта

выполненные в техник е ниткография и изонить

Формы подведения итогов работы:

Выставка детских поделок.

Коллекция собранных работ.

Подарки мамам и т.д.

Требования к уровню о овладения ребенком содержания

Мониторинг знаний и умений

Чтобы правильно спланировать свою работу необходимо знать, какими знаниями и умениями владеют дети. Для этого целесообразно проводить диагностику в начале года. В конце года проводится диагностика для определения динамики в развитии детей.

При проведении диагностики используются такие методы как – беседа, опрос, наблюдение.

младший дошкольный возраст

1. Ребёнок помнит правила работы с ниткой , но выполняет работу поэтапно с использованием словесных инструкций, прибегает к помощи педагога.

1. Знает и понимает правила работы.

2. Подбирает цвета

3. Применять разные формы аппликации нитками, в некоторых случаях требуется схема алгоритма действия

1. Работает нужными инструментами и приспособлениями

2. Последовательно и самостоятельно исполняют работу (замысел, эскиз, выбор материала);

3. Работает в различных жанрах;

4.Применяет разные формы аппликации нитками и т.д.

Старший дошкольный возраст

1. Умеет пользоваться иглой, нитью, т. е. вставляет нить в иглу, но не делает узелок.

3. Не знает и не называет углы, изображает их только при помощи воспитателя.

4. Делит на части с помощью воспитателя.

5. Заполняет угол и окружность только с помощью педагога.

6. Ребёнок знает правила работы с изонитью, но на каждом этапе обращается за помощью к воспитателю.

1. Знает и понимает правила работы, применяет их на практике.

2. Умеет пользоваться иглой, нитью

3. Знает и называет углы, изображает их с помощью треугольника.

4. Знает и показывает стороны и вершину угла.

5. Умеет делить стороны на равное количество частей и прокалывает их шилом.

6. Заполняет угол и окружность техникой изонити, с нумерации полученных точек.

7. Подбирает цвета

8. Ребенок знает и понимает правила работы

1.Проводит следственно-причинные связи при выполнении работы, выборе оборудования, материала, эскиза.

2.Использует разные жанры в одной работе

3. Взаимодействует с другими детьми, оказывает помощь.

4. Учавствует в персональных выставках

Дети, вновь поступившие диагностируются по окончании периода адаптации.

Дети, вернувшиеся после болезни, диагностируются не ранее, чем через 2 недели.

1/2 показателей 1 уровня развития в рамках образовательной области будет свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребёнка возрасту.

1/3 показателей 1 уровня развития в рамках образовательной области можно считать показателем проблем в развитии ребёнка социального или органического генеза.

2 уровень можно считать нормативным вариантом развития по каждому ребёнку и общегрупповому параметру.

Непосредственный контакт ребенка с бумагой, тканью, нитками, природным материалом, красками, элементарные опыты с ними позволяют знать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе творческой работы дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы. Как показывает опыт практической работы, продуктивная деятельность не только оптимизирует коррекционное воздействие на развитие двигательной сферы, но и способствует устранению недостатков речевых и неречевых психических функций у дошкольников.

В заключении хочется сказать, что творческая работа, направленная на создание поделок из ниток, не просто забава и приятное развлечение на прогулке. Это настоящее мастерство сродни искусству. Как неповторима природа, так и неповторимо и то, что из нее создано. Дошкольники с большим интересом и желанием мастерят необычные вещицы – сувениры, подарки, украшения. Ну а взрослые, вместе с детьми снова и снова окунаются в свои детские впечатления. Самое важное в искусстве создания поделок – это умение видеть в природной форме какой-либо образ.

Читайте также: