Я иду долиной на затылке кепи анализ стихотворения кратко

Обновлено: 07.07.2024

История создания стиха

☝ Летом 1925 года Есенин в последний, как оказалось, раз приехал на побывку в родное Константиново (Рязанская губерния). Погода как будто ждала Сергея – небо стояло чистое, сенокос в разгаре, а закат наполнял небосвод на западе огнём утопающего на ночь солнца.

Пробыть в родном селе получилось почти неделю, но это так много, это позволило набрать полные легкие константиновского воздуха и очистить душу, как на исповеди. Сергей успел покосить траву, сошелся на пару дней с рыбаками рыбной артели, не чем не был поход на городского денди.

Этой поездке на малую Родину и посвящено стихотворение.

Развитие сюжета и тема

👀 Повествование ведется от лица главного героя, сюжет не изобилует крутыми поворотами и интригой меж строк. Беспечный парень, он же главный герой в кепи, прогуливается по родным местам в полной истоме от возвращения сюда из пыльного города.

Я иду долиной. На затылке кепи,
В лайковой перчатке смуглая рука.

Долго ходить и любоваться родными местами у героя не получается, чешутся руки, он не выдерживает и показывает, что коса ему не чужда, что местным косарям ещё надо подумать трижды, угонятся ли они за ним на покосе.

Ты ли деревенским, ты ль крестьянским не был?
Размахнись косою, покажи свой пыл.

☝ В финале автор строк сравнивает кошение травы с написанием стихов, только строки скошенной травы читает не человек, а лошадь, баран или корова, которая в дань уважения творчеств платит за него крынкой парного молока.

Выводить по долам травяные строчки,
Чтобы их читали лошадь и баран.

Композиция, размер и тропы

✔ Стихотворный размер комбинированный – в основном Есенин использует хорей, но в некоторых местах он пересекается с пиррихием.

Рифмовка перекрестная (кепи – рука – степи – река) при использовании женских (ударение на предпоследний слог) и мужских рифм.

  1. Эй, поэт, послушай, слаб ты иль не слаб?
  2. Ты ли деревенским, ты ль крестьянским не был?

✔ В стихотворении достаточно инверсий (перестановка слов или словосочетаний, нарушающая их привычный порядок) и много эпитетов:

  1. Лайковая перчатка.
  2. Смуглая рука.
  3. Розовые степи.
  4. Тихая река.
  5. Легкая прохлада и т д.

Полный текст

Я иду долиной. На затылке кепи,
В лайковой перчатке смуглая рука.
Далеко сияют розовые степи,
Широко синеет тихая река.

Я — беспечный парень. Ничего не надо.
Только б слушать песни — сердцем подпевать,
Только бы струилась легкая прохлада,
Только б не сгибалась молодая стать.

Выйду за дорогу, выйду под откосы,-
Сколько там нарядных мужиков и баб!
Что-то шепчут грабли, что-то свищут косы.
«Эй, поэт, послушай, слаб ты иль не слаб?

Ах, перо не грабли, ах, коса не ручка —
Но косой выводят строчки хоть куда.
Под весенним солнцем, под весенней тучкой
Их читают люди всякие года.

К черту я снимаю свой костюм английский.
Что же, дайте косу, я вам покажу —
Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий,
Памятью деревни я ль не дорожу?

Нипочем мне ямы, нипочем мне кочки.
Хорошо косою в утренний туман
Выводить по долам травяные строчки,
Чтобы их читали лошадь и баран.

В этих строчках — песня, в этих строчках — слово.
Потому и рад я в думах ни о ком,
Что читать их может каждая корова,
Отдавая плату теплым молоком.

“Я иду долиной. На затылке кепи…” – стихотворение, относящееся к позднему творчеству Есенина. В нем он обращается к любимой деревенской теме, а также затрагивает вопросы, касающиеся назначения поэта и поэзии.

Произведение отличается экспрессивностью, которая достигается за счет употребления неполных предложений, риторических вопросов и восклицаний, междометий.

Краткая история создания

В начале июля 1925 года Есенин меньше чем на неделю уехал из Москвы в родное село Константиново. Как вспоминала сестра поэта, значительную

Есенин успел помочь отцу на сенокосе, несколько суток провел в компании работников рыбацкой артели. Под впечатлением от поездки в Константиново поэт в середине июля написал стихотворение “Я иду долиной. На затылке кепи…”.

Сюжет и композиция

Стихотворение характеризуется наличием четкого сюжета. Лирический герой прогуливается по деревенским окрестностям, любуясь прекрасными пейзажами. Ему на глаза попадаются местные жители, трудящиеся в поле.

Крестьяне начинают провоцировать

его. Они просят героя размахнуться косою, “показать свой пыл”. Тот соглашается – снимает модный английский костюм и не без удовольствия принимается за работу.

В основе композиции стихотворения лежит принцип контраста. В частности, это касается настроения произведения. Начало – беспечное, веселое, беззаботное. Ближе к финалу текст становится более серьезным, приобретает философский оттенок.

Кроме того, лирический герой изначально явно противопоставлен крестьянам. Они – простые труженики. Он – поэт, витающий в облаках.

Впрочем, в конце Есенин обозначает их близость. Поэт берется за косу и тем самым показывает, что не забыл свои деревенские корни.

Тематика стихотворения

Основная тема стихотворения – тема поэта и поэзии. В произведении крестьянский труд противопоставляется творческой работе. При этом смысловая оригинальность заключается в том, что предпочтение лирический герой в итоге отдает именно деятельности простых деревенских жителей.

По его мнению, косой выводятся “строчки хоть куда”, которые люди “читают всякие года”. Более того – эти строчки доступны не только человеку, но и животным – лошадям, баранам, коровам. Что касается поэзии, то исходя из логики стихотворения, она подобной ценностью не обладает.

Образ лирического героя

Лирический герой стихотворения – молодой поэт, “беспечный парень”. В начале стихотворения Есенин изображает его франтоватым модником, одетым в английский костюм. В финале становится понятно, что герой не забыл о своей малой родине, что он уважительно относится к крестьянскому труду и еще помнит, каково это – трудиться в поле.

В нем будто живут две личности. Первая – поэт, зарабатывающий творчеством. Вторая – обычный деревенский парень.

Размер, рифмы и тропы

Стихотворение написано шестистопным хореем, при этом часто встречается пиррихий. Рифмы есть как мужские, так и женские. Рифмовка использована перекрестная.

В стихотворении можно обнаружить ряд средств художественной выразительности. Среди них – эпитеты (“розовые степи”), анафора (в трех последних строках второй строфы), риторические вопросы и восклицания (“…Памятью деревни я ль не дорожу?”).

Литературное направление

Стихотворение “Я иду долиной. На затылке кепи…” в наибольшей степени тяготеет к новокрестьянской поэзии (ее представителем Есенин был в начале творческого пути). В произведении затрагивается тема деревенской России.

Крестьянский мир в целом и его составляющие в частности здесь поэтизируются. Например, лирический герой замечает, что в выводимых косою строчках слышится песня, в них присутствует слово.

Я иду долиной. На затылке кепи,
В лайковой перчатке смуглая рука.
Далеко сияют розовые степи,
Широко синеет тихая река.

Я — беспечный парень. Ничего не надо.
Только б слушать песни — сердцем подпевать,
Только бы струилась легкая прохлада,
Только б не сгибалась молодая стать.

Выйду за дорогу, выйду под откосы,-
Сколько там нарядных мужиков и баб!
Что-то шепчут грабли, что-то свищут косы.
«Эй, поэт, послушай, слаб ты иль не слаб?

Ах, перо не грабли, ах, коса не ручка —
Но косой выводят строчки хоть куда.
Под весенним солнцем, под весенней тучкой
Их читают люди всякие года.

К черту я снимаю свой костюм английский.
Что же, дайте косу, я вам покажу —
Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий,
Памятью деревни я ль не дорожу?

Нипочем мне ямы, нипочем мне кочки.
Хорошо косою в утренний туман
Выводить по долам травяные строчки,
Чтобы их читали лошадь и баран.

В этих строчках — песня, в этих строчках — слово.
Потому и рад я в думах ни о ком,
Что читать их может каждая корова,
Отдавая плату теплым молоком.

Стихотворение написано в июле 1925 года. В эту пору его автору исполнилось 30 лет, и это был последний год его жизни. Он давно известен, много раз был женат, путешествует, готовит к изданию собрание сочинений. Стихотворение создано по впечатлениям последнего посещения поэтом родного села. В те дни он с удовольствием принимал участие в крестьянских заботах по хозяйству, рыбачил, приглядывался к жизни теперь уже советского села. По жанру – пейзажная лирика с философским подтекстом, по размеру – шестистопный хорей с перекрестной рифмовкой, 8 строф. Рифмы открытые и закрытые, мужские и женские. Лирический герой – сам автор. Интонация грустная, ироничная.


Стихотворение написано в июле 1925 года. В эту пору его автору исполнилось 30 лет, и это был последний год его жизни. Он давно известен, много раз был женат, путешествует, готовит к изданию собрание сочинений. Стихотворение создано по впечатлениям последнего посещения поэтом родного села. В те дни он с удовольствием принимал участие в крестьянских заботах по хозяйству, рыбачил, приглядывался к жизни теперь уже советского села. По жанру – пейзажная лирика с философским подтекстом, по размеру – шестистопный хорей с перекрестной рифмовкой, 8 строф. Рифмы открытые и закрытые, мужские и женские. Лирический герой – сам автор. Интонация грустная, ироничная.

Читайте также: