Когда и в каких письменных источниках впервые упоминается о мокше и эрзе кратко

Обновлено: 04.07.2024

У Геродота же историки находят описание скифо-персидской войны 512 года до нашей эры, войны, вызвавшей серьезные передвижения народов на север. Естественно, это передвижение затронуло и городецкие племена. Вряд ли они снялись с обжитых мест, однако на их земли пришли иноплеменники. В истории городецких племен таким образом возник внешнеполитический фактор. Он-то, видимо, и ускорил оформление древне-мордовской культуры.

События второй половины первого тысячелетия нашей эры способствовали установлению тесных контактов предков мордвы с южными сарматскими племенами. Наиболее частыми они были в I–IV веках нашей эры. Именно в это время получают широкое развитие торговые связи.

Основным продуктом торгового обмена мордвы были меха и шкуры, продукты земледелия, в которых испытывали нужду их южные соседи. Сарматы же меняли предметы вооружения, изделия из металлов. Но кочевники были ненадежными торговыми партнерами. Нередко на смену торговому каравану приходил отряд конных воинов, и тогда неминуемо вспыхивала сеча. Железные трехлопастные наконечники сарматских стрел довольно часто археологи находят на валах мордовских городищ в Нижнем Присурье.

Набеги мелких сарматских отрядов сменились в конце концов нашествием большой лавы всадников, которые подчинили себе некоторые мордовские племена. На территории современного Большеигнатовского района неподалеку от села Андреевка археологи раскопали курган — захоронение вождя завоевателей и его дружинников. В центре могилы был установлен специальный помост, куда было возложено тело вождя, рядом покоились два вооруженных воина. В ногах лежал связанный пленник или раб.

Однако господство пришельцев было недолгим, они довольно быстро были ассимилированы древней мордвой и растворились в её среде. Борьба древней мордвы с южными пришельцами была поистине героической. Ведь последние стояли на более высокой ступени развития. Мордовские же племена в I—IV веках жили в условиях начинающегося разложения первобытно-общинных отношений.

В то далекое от нас время племена объединяли несколько родов. Каждый род состоял из нескольких больших патриархальных семей. Во главе семьи обычно стоял кудатя. Род или несколько родов составляли поселение — веле. Занимали они в основном удобные, приречные места. Лишь к середине I тысячелетия нашей эры поселения стали иметь мощные оборонительные сооружения.

Древняя мордва селилась в плодородных долинах рек Оки, среднего течения Волги, Цны, Мокши и Суры. Это был край с тучной, плодородной землей, богатый густыми лесами, реки изобиловали рыбой. Всё это наложило отпечаток на хозяйство наших предков.

Главным занятием древней мордвы было земледелие. Сеяли ячмень, рожь, полбу, горох. Пользовались серпом и косой, пашенное земледелие появится позднее.

Раскопки археологов свидетельствуют о высоком уровне развития ремесел у мордвы. Обнаруженные орудия труда говорят нам о довольно развитой древней металлургии.

Немалую роль в жизни древне-мордовских племен играли охота, рыбная ловля, бортничество — сбор меда диких пчел. Природные богатства (пушнина, мед, рыба) давали возможность нашим предкам вести торговлю с соседями.

И вот мирная жизнь прерывается нашествием. Вести борьбу с пришельцами трудно. Ведь постоянной военной дружины ещё нет, приходится и пахать, и учиться владеть оружием. И лишь к середине тысячелетия положение меняется. К этому времени происходят существенные сдвиги в жизни и быте древней мордвы. На смену родовой общине пришла соседская.

Наряду с городищами возникли открытые поселения. Сложилась постоянная боевая дружина. Земледелие стало пашенным. Возникло и стало развиваться имущественное и социальное неравенство.

А позже на южных границах мордовских земель появились новые, более грозные. А позже на южных границах мордовских земель появились новые, более грозные враги. Это ускорило процесс развития древне-мордовских племен, дало толчок возникновению боевых дружин. Тревожная обстановка на юге заставила мобилизовать все внутренние силы народа. Может быть, поэтому все попытки подчинить мордовские племена в IV-VII веках проваливались, были безуспешными, а вплоть до VIII века границы их расселения не менялись.

На рубеже VII—VIII веков обстановка резко изменилась. Давление кочевников юга усилилось, и мордовские племена не смогли уже успешно противостоять натиску.

Южные степи всегда были для мордовских племен источником опасности, с юга волна за волной накатывались кочевые орды. Скифы, превратившие лесостепь Восточной Европы в поле охоты за рабами, сменились сарматами. Следом смерчем прошли неизвестные восточные конники-гунны. И далее век от века конные лавины булгар, алан. Столетия мордовские племена вели ожесточенные схватки со степью. И выходили победителями. О мордовские укрепленные городища и военные дружины раскалывались пускай частые, но слабо организованные набеги мелких кочевых орд. Но государственной организации могучего Хазарского каганата (VIII-X вв.) древние мордовские племена не смогли противостоять. Основная часть южной мордвы покинула свои исконные земли в верховьях Суры и ушла на запад и северо-запад. Оставшиеся были вынуждены платить дань.

В период хазарского владычества у мордовских племен начинает исчезать военная дружина. В южно-мордовских могильниках V—VII веков археологи в каждом втором погребении мужчины обнаруживают конного воина, а в могильниках периода хазарского владычества только в каждом пятом. Хазары не позволяли местному населению создавать боевые дружины. Они обеспечивали себе тем самым повиновение и возможность грабежа покоренного населения.

Во второй половине I тысячелетия нашей эры, в результате внутреннего развития и внешнего давления произошло разделение единого древне-мордовского племени.

Эти этнонимы индоевропейского происхождения. Эрзя восходит в своей основе к иранскому слову arsan, что переводится как мужчина, герой, а мокша по происхождению связано с наименованием реки, истоки которого уходят к индо-европейскому населению Среднего Поволжья, обитавшему здесь отдельными группами еще до расселения финно-угров.

К концу I – началу II тысячелетия нашей эры различия между мокшей и эрзей стали весьма существенными. Главной отличительной особенностью явились различия в погребальном обряде. Северная группа, эрзянская, хоронила своих покойников головой на север, реже на северо-запад. Для южной, мокшанской, группы могильников, наоборот, характерна южная и юго-западная ориентировка погребений.

В 964 году его дружина появилась на берегах Оки и Волги. Здесь Святослав провёл целый год, готовя прочный тыл для своего похода в сердце хазарской державы — Итиль. По сведениям арабского автора Ибн-Хаукаля за это время он нейтрализовал союзников хазар на Средней Волге. В 965 году русские дружины спустились вниз по Волге и взяли Итиль и другие хазарские крепости : Семендер на Тереке и Саркел на Дону.

Крушение хазарской державы привело к освобождению народов, плативших дань хазарам. Возможность свободного развития получают и мордовские племена. Они начинают залечивать раны, нанесенные в ходе неравной борьбы.

Сарматский катафрактарий — тяжело-вооружённый конный воин.
Реконструкция.Южные степи всегда были для эрзянских и мокшанских племен
источником опасности, с юга волна за волной накатывались кочевые
орды. Ски-фы, превратившие лесостепь Вос-точной Европы в поле охоты
за рабами, сменились сарматами. Следом смерчем прошли неиз-вестные
восточные конники-гун-ны. И далее век от века конные лавины булгар,
алан. Столетия эрзянские и мокшанские племена племена вели ожес-точенные схватки со
степью. И выходили победителями. О эрзянские и мокшанские

Мордовка. Конец XVIII века.

Что известно о мордовском этносе?

В Республике Мордовия мокша расселена преимущественно в западных районах, а эрзя — в восточных, в бассейне рек Мокша и Сура, а также Волги и Белой.

Мокша.

Кто такие мокша?

Мокшане, мокша — этническая группа мордвы, говорящая на одном из двух мордовских языков волжско-финской подгруппы финно-угорской ветви. Группа образовалась во II–IV вв. н. э. Впервые упоминание о мокшах встречается в источниках XIII века — в записках фламандского путешественника брата Вильгельма де Рубрука среди покоренных Чингисханом народов назван народ Moxel. В летописях XIV века мокша упоминается в качестве одного из покоренных татарами народов Среднего Поволжья. Названия этноса связано с названием реки Мокши, протекающей по исконной территории расселения мордвы-мокши.

Мокшан относят к уральской расе, в пределах которой мокшане отнесены к субуральскому подтипу. Мокши чаще бывают смуглыми, монголоидного типа. Они генетически близки к соседям: марийцам, татарам, чувашам.

Большинство мокшан исповедуют православие, есть также лютеране и приверженцы традиционной религии (мокшень кой). Отдельной этнической группой мокшан являются каратаи, проживающие в Камско-Устьинском районе республики Татарстан. Они говорят на татарском диалекте с примесью мокшанского языка.

По данным переписи 1989 года, в республике Мордовия проживало 180 тыс. мокшан, остальные проживают за ее пределами, в различных областях и республиках Центральной России, Поволжья и Сибири. Согласно Всероссийской переписи населения 2010 года мокшанами назвали себя 4767 человек.

По мнению исследователей, мокшанские корни были у писателя и кинорежиссера Василия Шукшина. Его предки по отцовской линии (Шукшины) и материнской линии (Поповы) из села Толкаевка, в котором до революции 95 % жителей составляли представители мордвы-мокши.

Эрзя.

Кто такие эрзя?

Эрзян относят к европеоидной расе, беломоро-балтийскому типу. От мокшан эрзяне отличаются более высоким ростом, европеоидными чертами внешности, преобладанием светлых оттенков волос и глаз. По телосложению мокшане более крепкие, коренастые, а эрзя — худые и высокие.

Эрзя долгое время сохраняли различные языческие верования. Они верили в существование единого бога Инешкипаза — создателя всего сущего.

По информации переписи 2010 года, численность эрзян составляет 57 008 человек. Одной из представительниц народа является Наталья Водянова, имеющая эрзянские корни. Эрзянские корни по материнской линии также имеет и знаменитая советская певица Лидия Русланова.

Историко-этнографический сайт


Статьи и справочная
информация
о мордовских
языках и культуре

Единственное
поселение
мордвы-мокша
в Тюменской области : фотографии
её жителей и быта

Эрзянский журнал
документы,
эпос Масторава (на эрзянском языке),
песни, фольклор .

Недавно начавший функционировать кра-еведческий музей Зу-бовой Поляны обра-щается к жителям рай-она и выходцам из не-го с просьбой оказать содействие в пополне-нии фондов музея. С благодарностью будут приняты :
* предметы быта рус-ских, мордовских, та-тарских семей из дере-вень и райцентра
* старая русская, мор-довская, татарская оде-жда
* значимые вещи, при-надлежавшие извест-ным людям и выход-цам из района

* документы, книги, фотографии, рукописи известных людей и об известных людях райо-на
* рукописные, звуко-вые, фото и видео вос-поминания о жизни в XX веке
* рукописные, звуко-вые, фото и видео вос-поминания о репрес-сиях в районе
* рукописные, звуко-вые, фото и видео вос-поминания ветеранов ВОВ и о ветеранах
* другие артефакты, имеющие отношение к жизни района в прош-лом и в наши дни

Адрес музея :
431110 Мордовия, Зубова Поляна, ул. Новикова-Прибоя, музей.

МОРДВА, ЭРЗЯ, МОКША — ИСТОРИЯ ЭТНОСА И ЭТНОНИМА


Зубово-Полянский район, рас - положенный в Республике Мордовия, является местом компактного проживания од-ного из древних народов, насе-ляющих территорию России. Народ этот называется мордва. Мордва — этнос, относящийся к финно-угорской группе на-родов, в которую также входят венгры, финны, эстонцы, каре-лы, марийцы, удмурты, коми и другие.

На всём протяжении своей ис - тории мордва вступала в кон - такты и этногенетические свя - зи с различными племенами и народами, населявши ми Евро-

азиатскую часть северного полушария, что отразились в его антропологическом облике. Так, материалы антропологического обследования мордовского и сосед - них народов дают основание заключить, что в формировании морд вы участво - вало, в основном, два расовых компонента : светлый массивный широколицый европеоидный тип, прослеживаемый особенно у мордвы-эрзи; т ё мный гра циль- ный узколицый европеоидный тип, преобладающий среди мордвы-мокши на юго-западе Мордовии ; и небольшой компонент- примес ь субуральского типа.


Карта России 1643 г.


В древнерусских источниках, самыми ран-ними из которых являются летописи, этно-ним мордва встречается с X I века. В "По-вести временных лет" (второе десятиле-тие XII в.), составленной Нестором, гово-рится о мордве и месте её обитания : "А по Оце реце, где потече в Волгу же, Мурома язык свой, и Черемиси свой язык, Мордъва свой язык". Наряду с этнонимом мордва в летописях фигурирует и этноним мордвичи (“Мордовскиа князи с Мордвичи”). Этнони-


Мордва Сергачского уезда.
Раскрашенная фотография конца XIX века.

". всё это по большей части народ крупный, высо-кого роста, видимо, хорошо питающийся, здоровый, с открытым и чистым лицом, смелым взглядом, с свободными, непринуждёнными движениями."

Установлено, что в своей основе этноним мордва восходит к ирано-скифским языкам (сравните : иран-ское, таджикское мард — мужчи-на). В мордовских языках это сло-во сохранилось для обозначения мужа (мирде). В русском слове мордва частица -ва носит оттенок собирательности и может быть со-поставлена с этнонимами литва, татарва. В русских источниках вплоть до XVII в. мордва выступа-ет только под идентичным этнони-мом, т. е. этнонимом мордва. Но этот этноним мордва сама упот-ребляет чаще при контактах с дру-гими народами. Во внутриэтничес-ком общении они чаще применяют самоназвания эрзя и мокша.

основание считать их двумя субэтносами мордовского этноса. Таким образом, этнос этот является бинарным (бинарными являются и некоторые другие этносы нашей страны : марийцы (горные и луговые), чуваши (верховые и низовые), уд-мурты (северные и южные) и другие).


Этнонимы эрзя и мокша — не ме-стного, мордовского происхожде-ния, они также восходят к индоев-ропейским истокам : эрзя происхо-дит от иранского arsan (самец, му-жчина, герой), а мокша — от индоевропейского гидронима Мок - ша, который, в свою очередь, во-сходит санскритскому mokcha , оз-начающему ' проливание, утекание '

шение по переписям определить затруднительно, так как представители обоих субэтносов ассоциируют себя в основном с мордвой. Но, по мнению мордов-ских учёных, это соотношение осталось таким же. Венгерские же учёные при-шли к выводу, что вследствие процессов русификации и интернационализации к 3400 году мордва, как, впрочем, и другие угро-финские этносы, исчезнут вообще.


общей массы эрзи (в XVI - XVII вв.), эта группа оказалась среди мокши и не могла не испытать определенного влияния с её стороны, в том числе и в языке. Но не настолько, чтобы утратить своё эрзянское самосознание (эта группа, например, одевается как мокша, но говорит на языке эрзя).

Сама себя эта группа мордвы называет мордвой, морд-вой-эрзей, эрзей, соседние мокшане именуют их чаще эрзей, русские — мордвой. Причисление этой группы мордвы к особой национальности или третьей ветви мор-довского этноса — результат ненаучного подхода к эт-ническим процессам и истории мордовского этноса со стороны некоторых учёных, а со стороны обывателей — недостатка знаний в этой области.

Шокшей называется также приток реки Мокши. Назва-ние сел Шокша и Малая Шокша произведено, скорее всего, от этого гидронима.

В научной литературе некоторое время, начиная с XVIII века, существовало мнение, что внутри мордвы кроме мокши и эрзи существовали ещё этнические группы ка-ратаев и терюхан.

На территории Казанской губернии в середине XIX ве-ка было 6 селений, в название которых входило слово каратай, 5 из них располагались в Тетюшском уезде : Мордовские Каратаи (Рождественское) на р. Кара-тай, Каратаи при озере Менситов (починок Менси - тов), Малые Каратаи, или Шершалан, где прожи в ала мордва. Менситово и Малые Каратаи выделились из села Мордовские Каратаи.

В селе Каратай-Савиновка, или Барское, и в деревне Заовражные Каратаи проживали русские, а в деревне Каратай на реке Шошме в Казанском уезде — тата-ры. Видимо, название самого старого села со словом ка-ратаи произведено от гидронима Каратаи.

Таким образом, каратаи были не отдельным мордов-ским племенем, а локальной группой мордвы, подверг-шейся сильному татарскому влиянию : они восприняли татарский язык и некоторое элементы культуры татар, сохранив, однако, своё этническое, мордовское, самосоз - нание. Окружающие их татары однозначно относят их к мордве, называя их мукша, мукшилар (по-татарски — мордва), русские и сами себя они также называют морд-вой.

Терюхане начинают упоминаться в научной литерату-ре со второй половины XIX века. В ходе изучения этой группы выяснилось, что это обрусевшие мордва-эрзя, проживавшие в 40 селениях Нижегородского уезда Ни-жегородской губернии (в Терюшевской волости — ныне Дальнеконстантиновский р-н). Слово терюхане связано с названием центра их расселения — села Боль-шого Терюшева и происходит, вероятно, от мужского имени (Теряй — Терюхай — Терюш).

Терюшевские мордва были крещены только в середине XVIII века, позабыв к этому времени мордовский язык, но сохраняя, однако, мордовское самосознание и дохрис - тианские во многом обычаи и обряды. В первых деся-тилетиях XX века они полностью утратили мордовское этническое самосознание, окончательно влившись в рус-ский этнос.

Таким образом, и каратаи и терюхане не этнонимы, а псевдоэтнонимы.

В обывательских разговорах (особенно в связи с разви-тием Интернета) постоянно муссируются вопросы о мор-довском этносе, причём, некоторые представители даже мордовского этноса относят эрзю, мокшу (и даже исчез-нувших катараев и терюхан) к разным этносам. Это ошибочная точка зрения.

По материалам Н. Мокшина


Н. Баранова, мокша, преподавательница мок-шанского языка Зубово-Полянского педколледжа, запад Мордовии, 2004 г.


Владимир Мамайкин, эрзя, преподаватель немецкого языка проф-техучилища, посёлок Чамзинка, восток Мордовии, 2005 г.


Татьяна Ерина, эрзя, деревня Ботушево Атяшевского района, восток Мордовии, 2003 г.


Маркус Джеймс (Ерин), эрзя, со своей семьёй, Австралия, 2003 г. Дед Маркуса эмигрировал в Австралию в конце 40-х гг.

Читайте также: