Что относится к наглядным пособиям в детском саду

Обновлено: 07.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Наглядные средства обучения в Доу

При обучении и развитии детей дошкольного возраста применять

наглядные пособия особенно важно, т.к. в этом возрасте развиваются разные виды мышления: наглядно – действенное, наглядно – образное, словесно – логическое, абстрактное.

У детей младшего дошкольного возраста в основном преобладает наглядно – действенное мышление. Действие (практическое) служит средством ориентировки и решения задачи. Речь в этом случае нужна для формулировки задачи (надо починить игрушку; вытащить флажок; сложить картинку). В дальнейшем речь подытоживает уже выполненное действие. Она используется после выполнения практического действия.

У старших дошкольников идет формирование наглядно – образного мышления. Ориентировка в задаче, ее планирование и решение совершается сразу в плане умственного действия, т. е. через внутреннюю, беззвучную речь. Практическое действие выполняется после решения задачи в словесном плане и поэтому практическое действие теряет свой проблемный, поисковый характер, становясь только исполнительным. Это изменение роли практического и умственного действия сказывается посредственно в изменении всего типа мышления. Из наглядно - действенного оно становится наглядно – образным, в дальнейшем логическим, рассуждающим мышлением. Изменение соотношений действия и речи в развитии мышления ребенка говорит об успехах в развитии всей умственной деятельности ребенка.

Использование наглядного материала в работе с детьми.

В воспитательно – образовательном процессе с детьми используем разнообразный наглядный материал: дидактические картины (предметные и сюжетные картинки), репродукции с художественных картин, фотографии, модели, муляжи, предметы – заменители, игрушки, диафильмы. Иллюстративно - наглядный материал помогает детям усвоить новый материал, углублять, закреплять и уточнять уже имеющиеся представления детей. Наглядные пособия применяются на всех видах занятий с детьми. На занятиях по развитию речи используются предметные и сюжетные картинки. С помощью предметных картинок дети знакомятся с разными объектами и их свойствами: внешний вид, цвет, составляют по ним предложения. С помощью сюжетных картинок развивается творческое воображение детей, наглядно – образное мышление, умение составлять описательные рассказы, небольшие сюжеты. Работа с сериями сюжетных картинок способствует формированию и закреплению представлении рассказа, умений придумать ему точное название, логически переходить от одной картины к другой, включать в связное высказывание разнообразные синтаксические конструкции. Обычно дети проявляют большой интерес к такой работе.

На занятиях по формированию элементарных математических представлений используется демонстрационный и раздаточный материал: это плоскостные и объемные геометрические фигуры, разноцветные полоски на закрепление знаний о цвете, пирамидки – вкладыши, применяются как предметы – заменители, так и натуральные предметы (например, при знакомстве детей старшей группы с часовым временем используем и настоящие часы и нарисованные, при знакомстве с монетами тоже и настоящие монеты показываем и изображенные на рисунке). Часто используем плакаты для ознакомления детей с животными и их детенышами.

На занятиях по изобразительной деятельности применяем иллюстрации, игрушки, предметы – заменителя, образцы рисунков, образцы разных видов росписи и т.д.

Наглядным материалом являются как настоящие предметы, так и их изображения. Главное, умело и эффективно их использовать. Например, ознакомление детей с птицами проходит в разных видах деятельности: на прогулках наблюдаем за живыми птицами, их повадками, сходством и различиями. В данном случае наглядным средством является живой натуральный объект. Если мы лепим птиц на занятии, то наглядным средством может быть игрушка или чучело птицы, чтобы дети могли не только увидеть, но и потрогать форму туловища, головы, чтобы передать это в лепке. Если идет рисование птиц, то наглядным материалом служит иллюстрация, образец рисунка.

Иллюстративно - наглядный материал позволяет дать детям представление о длительно протекающих в природе явлениях (например, рост и развитие растений и животных, сезонные изменения в природе).

С помощью иллюстративно – наглядного материала удается успешно обобщать и систематизировать знания детей.

Большое значение имеет наглядный материал в формировании эстетического восприятия, в обогащении эстетических впечатлений и чувств. Эти задачи успешно решаются при рассматривании репродукций с художественных картин, иллюстраций.

При отборе наглядного материала для работы с детьми учитывается ряд требований, основными из которых являются реалистичность изображенных объектов, художественная выразительность материала, познавательная содержательность предмета. Также учитываются и возрастные возможности восприятия детей. Например, при формировании знаний о временах года для детей младшего возраста лучше использовать сюжетные картинки, изображающие не только состояние природы, но и детей в одежде, соответствующей сезону. Это облегчает малышам задачу установления времени года, т.к. позволяет малышу опереться на собственный опыт. Распознание сезонов по пейзажным картинкам для детей младшего возраста затруднительно. Животные и растения должны быть изображены на картинках крупным планом, в естественных условиях. По xоду рассматривания задают детям вопросы, помогающие им осмыслить изображенное явление, самостоятельно установить связи.

В улучшении организации учебно-воспитательной работы с детьми и повышении ее качества большую помощь оказывают технические, или, как их еще называют, аудиовизуальные, средства обучения. Они тоже являются наглядными средствами обучения. К техническим средствам относится как сама аппаратура (диапроекторы, магнитофоны, телевизор, DWD (ди-ви-ди), так и специально созданные дидактические материалы и пособия: диафил ьмы, грампластинки, магнитные записи, кинофильмы, радио-и телепередачи, т. е. экранно-звуковые средства.


Что такое дидактические материалы? Это всевозможные материалы, предназначенные для улучшения процесса обучения или развития детей в школе или в детском саду. Ну а далее более подробно о том, что такое дидактические материалы для школы, садика и просто занятий.

обучающие игры

Что к ним относят

К дидактическим можно отнести материалы, которые грамотно дополняют обучение:

  • презентации;
  • обучающие игры;
  • всевозможные карточки;
  • рисунки;
  • схемы, таблицы;
  • графики, диаграммы;
  • контурные карты.

Для дошкольных учреждений это более простые материалы, которые направлены на обучение в игре. В школе это контурные карты, учебники, рабочие тетради, сборники задач, то, что делает учебу интереснее и эффективнее.

Дидактические материалы помогают самостоятельно выполнить задание. Также школьники изготавливают такие обучающие пособия своими руками или вместе с педагогом.

С их помощью легче осваивается урок и запоминается новая информация. Так как во время занятия ребенок не только слушает, но и рассматривает всевозможные примеры, рисунки, картинки.

Обучение становится разнообразнее. Для более наглядного понятия о новом материале учитель даже может показать интересное видео или презентацию. Это тоже дидактический материал. Ученики с интересом относятся к такой подаче материала.

Дидактический материал также применяется для закрепления пройденного урока и его дальнейшего освоения.

Дети изучают разные способы подачи информации и учатся с ними правильно работать, выбирать важную информацию.

Разберем подробнее, какие бывают виды учебных наглядных пособий.

Учебные учреждения совместно с учителями сами выбирают, какие наглядные пособия необходимы для процесса обучения. При этом учитывают наглядность, возрастные особенности детей, степень индивидуальности.

виды учебных наглядных пособий

Разнообразные демонстрационные пособия

К таким пособиям можно отнести плакаты, таблицы, приложения к учебникам, сборники задач. Еще такие материалы называют раздаточный материал. Такие пособия часто используют педагоги и в школе, и в детском саду. Это, пожалуй, самый доступный материал, его также можно подготовить самостоятельно. Изготовление дидактических пособий своими руками учит детей уважать чужой труд, бережно относиться к учебным пособиям.

Раздаточный материал

Для маленьких учеников можно использовать необычный раздаточный материал в виде веера, с различными вкладышами, перекидной вариант, со шнуровкой. Такое интересное исполнение точно увлечет юного ученика, и он усвоит больше новой информации.

дидактический материал для школы

Муляжи, макеты, модели измерительных приборов

Все это относится к наглядным пособиям. С помощью таких макетов можно изучить, как устроены различные приборы. Например, глобус - это своеобразный макет земли. Или макет для изучения солнечной системы.

дидактические материалы таблицы графики

Таблицы

Это тоже раздаточный материал, но наглядные материалы в виде таблиц очень разнообразны, поэтому их относят в отдельную группу. Таблицы существуют справочные, тренировочные, познавательные, тестовые. Информация в таблицах расположена группами в виде столбцов, различных схем, диаграмм. Таблицы больших размеров используют как плакат и вешают на стену.

Обучающие дидактические материалы (таблицы и графики) бывают нескольких видов:

  • Справочные - в них указана часто используемая информация, такие таблицы обычно располагают как плакаты. Например, таблица Менделеева в кабинете химии.
  • Познавательные (такие таблицы служат как дополнительный материал к изучаемому материалу, например, изображение пищевой цепочки, наглядное изображение времен года).
  • Инструктивные (такие таблицы используются как образцы, например для правильного правописания).
  • Тренировочные (для тренировки и закрепления пройденного материла, например, для тренировки математических навыков).
  • Справочные.

Изображения, различные картинки

Изображения предметов, животных, карточки с картинками или схемами. Для более наглядного изображения рисунок может быть выполнен на большом формате и использоваться как плакат. Для каждого предмета свои обучающие плакаты с изображениями.

Электронные пособия

Что такое дидактические материалы в электронной форме? Это видеоуроки, различные презентации, электронные аудио- и видеокниги.

Самым эффективным из всех электронных пособий являются видеоуроки, при просмотре такого материала усваивается большая часть информации. При помощи видеоурока ученик самостоятельно может изучить тему, такой вариант удобен при болезни ученика или при обучении дистанционно.

Такие материалы дополнены таблицами, схемами, фотографиями, что делает процесс обучения более увлекательным.

Так, при использовании электронных материалов отпадает необходимость в целой куче бумажных конспектов и наглядных пособий, но естественно это не заменяет их полностью.

При дистанционном обучении есть возможность задавать вопросы учителю онлайн, выполнять практические работы и сдавать их на проверку.

Наличие электронных материалов в современном мире необходимо и выполняет огромную роль в процессе обучения:

  • повышается эффективность освоения материала;
  • поиск информации занимает меньше времени;
  • дети заинтересованы в изучении предмета;
  • можно самостоятельно изучить урок;
  • возможно использовать для большой аудитории;
  • возможно наглядно объяснить новую информацию.

что такое дидактические материалы

Обучающие игры

Рассмотрим еще один вариант обучения, для которого используются различные дидактические материалы. Это обучающие игры.

Такой элемент обучения чаще используют в детском саду или для младших школьников.

Что такое дидактические материалы в виде игры? В процессе игры ребенок получает разнообразную информацию, обучается новым навыкам и знаниям. Игра - это часть жизни ребенка, но в процессе правильно подобранных развлечений юный исследователь будет обучаться.

наглядные пособия особенно важно, т.к. в этом возрасте развиваются разные виды мышления: наглядно – действенное, наглядно – образное, словесно – логическое, абстрактное.

ВложениеРазмер
naglyadnye_sredstva_obucheniya_v_dou.docx 21.48 КБ

Предварительный просмотр:

Наглядные средства обучения в Доу

При обучении и развитии детей дошкольного возраста применять

наглядные пособия особенно важно, т.к. в этом возрасте развиваются разные виды мышления: наглядно – действенное, наглядно – образное, словесно – логическое, абстрактное.

У детей младшего дошкольного возраста в основном преобладает наглядно – действенное мышление. Действие (практическое) служит средством ориентировки и решения задачи. Речь в этом случае нужна для формулировки задачи (надо починить игрушку; вытащить флажок; сложить картинку). В дальнейшем речь подытоживает уже выполненное действие. Она используется после выполнения практического действия.

У старших дошкольников идет формирование наглядно – образного мышления. Ориентировка в задаче, ее планирование и решение совершается сразу в плане умственного действия, т. е. через внутреннюю, беззвучную речь. Практическое действие выполняется после решения задачи в словесном плане и поэтому практическое действие теряет свой проблемный, поисковый характер, становясь только исполнительным. Это изменение роли практического и умственного действия сказывается посредственно в изменении всего типа мышления. Из наглядно - действенного оно становится наглядно – образным, в дальнейшем логическим, рассуждающим мышлением. Изменение соотношений действия и речи в развитии мышления ребенка говорит об успехах в развитии всей умственной деятельности ребенка.

Использование наглядного материала в работе с детьми.

В воспитательно – образовательном процессе с детьми используем разнообразный наглядный материал: дидактические картины (предметные и сюжетные картинки), репродукции с художественных картин, фотографии, модели, муляжи, предметы – заменители, игрушки, диафильмы. Иллюстративно - наглядный материал помогает детям усвоить новый материал, углублять, закреплять и уточнять уже имеющиеся представления детей. Наглядные пособия применяются на всех видах занятий с детьми. На занятиях по развитию речи используются предметные и сюжетные картинки. С помощью предметных картинок дети знакомятся с разными объектами и их свойствами: внешний вид, цвет, составляют по ним предложения. С помощью сюжетных картинок развивается творческое воображение детей, наглядно – образное мышление, умение составлять описательные рассказы, небольшие сюжеты. Работа с сериями сюжетных картинок способствует формированию и закреплению представлении рассказа, умений придумать ему точное название, логически переходить от одной картины к другой, включать в связное высказывание разнообразные синтаксические конструкции. Обычно дети проявляют большой интерес к такой работе.

На занятиях по формированию элементарных математических представлений используется демонстрационный и раздаточный материал: это плоскостные и объемные геометрические фигуры, разноцветные полоски на закрепление знаний о цвете, пирамидки – вкладыши, применяются как предметы – заменители, так и натуральные предметы (например, при знакомстве детей старшей группы с часовым временем используем и настоящие часы и нарисованные, при знакомстве с монетами тоже и настоящие монеты показываем и изображенные на рисунке). Часто используем плакаты для ознакомления детей с животными и их детенышами.

На занятиях по изобразительной деятельности применяем иллюстрации, игрушки, предметы – заменителя, образцы рисунков, образцы разных видов росписи и т.д.

Наглядным материалом являются как настоящие предметы, так и их изображения. Главное, умело и эффективно их использовать. Например, ознакомление детей с птицами проходит в разных видах деятельности: на прогулках наблюдаем за живыми птицами, их повадками, сходством и различиями. В данном случае наглядным средством является живой натуральный объект. Если мы лепим птиц на занятии, то наглядным средством может быть игрушка или чучело птицы, чтобы дети могли не только увидеть, но и потрогать форму туловища, головы, чтобы передать это в лепке. Если идет рисование птиц, то наглядным материалом служит иллюстрация, образец рисунка.

Иллюстративно - наглядный материал позволяет дать детям представление о длительно протекающих в природе явлениях (например, рост и развитие растений и животных, сезонные изменения в природе).

С помощью иллюстративно – наглядного материала удается успешно обобщать и систематизировать знания детей.

Большое значение имеет наглядный материал в формировании эстетического восприятия, в обогащении эстетических впечатлений и чувств. Эти задачи успешно решаются при рассматривании репродукций с художественных картин, иллюстраций.

При отборе наглядного материала для работы с детьми учитывается ряд требований, основными из которых являются реалистичность изображенных объектов, художественная выразительность материала, познавательная содержательность предмета. Также учитываются и возрастные возможности восприятия детей. Например, при формировании знаний о временах года для детей младшего возраста лучше использовать сюжетные картинки, изображающие не только состояние природы, но и детей в одежде, соответствующей сезону. Это облегчает малышам задачу установления времени года, т.к. позволяет малышу опереться на собственный опыт. Распознание сезонов по пейзажным картинкам для детей младшего возраста затруднительно. Животные и растения должны быть изображены на картинках крупным планом, в естественных условиях. По xоду рассматривания задают детям вопросы, помогающие им осмыслить изображенное явление, самостоятельно установить связи.

В улучшении организации учебно-воспитательной работы с детьми и повышении ее качества большую помощь оказывают технические, или, как их еще называют, аудиовизуальные, средства обучения. Они тоже являются наглядными средствами обучения. К техническим средствам относится как сама аппаратура (диапроекторы, магнитофоны, телевизор, DWD (ди-ви-ди), так и специально созданные дидактические материалы и пособия: диафил ьмы, грампластинки, магнитные записи, кинофильмы, радио-и телепередачи, т. е. экранно-звуковые средства.

Дети с наглядным материалом

В современном мире детей постоянно окружают информационные символы и знаки, с которыми они встречаются в магазинах, транспорте, на улицах родного города. Яркие и красочные вывески, разнообразные световые сигналы привлекают внимание ребёнка, помогают ориентироваться в пространстве, осваивать важную информацию о безопасном поведении. Использование карточек, картинок и схем в детском саду поможет воспитателю пробудить интерес к теме занятия, активизировать мыслительные процессы воспитанников, проиллюстрировать словесную информацию, научить детей видеть главное и делать самостоятельные выводы.

Значение наглядного материала для дошкольников

Необходимо, чтобы предмет непосредственно отражался в душе дитяти и, так сказать, на глазах учителя и под его руководством ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль и мысль облекалась в слово.

К.Д. Ушинский

Многие виды знаний, которые ребёнку сложно понять на основе устного пояснения или рассказа педагога, он с лёгкостью усваивает, если информация подаётся в виде схематического изображения или модели. Происходит это потому, что у детей до 6–7 лет преимущественно развито наглядно-образное мышление. Например, дошкольнику гораздо легче представить звуковой состав слова или процесс деления целого предмета на части именно с помощью наглядной схемы-картинки, нежели словесной формы подачи материала.

Цели и задачи создания наглядного материала

Приём наглядности — один из ведущих принципов обучения дошкольника, который путём создания доступных для понимания и эстетически привлекательных образов позволяет добиться более качественного усвоения материла.

Дети сидят за столом, на котором разложены наглядные материалы разных цветов

Яркий и интересный раздаточный материал привлекает внимание детей и эмоционально вовлекает в деятельность

Эффективность наглядного метода связана с тем, что демонстрационный и иллюстративный материал позволяет активизировать зрительный, слуховой и тактильный каналы восприятия ребёнка, эмоционально вовлекает в познавательную деятельность.

Активное использование наглядных пособий во время работы с детьми способствует:

  • осознанному восприятию и разностороннему усвоению материала;
  • формированию пространственных и количественных представлений;
  • развитию абстрактного и логического мышления;
  • совершенствованию речи и образного мышления;
  • формированию интеллектуальных операций анализа и синтеза.

Основные виды наглядного материала

Наглядный материал по способу использования бывает индивидуальный и групповой.

    Предметная — игрушки, макеты, муляжи объектов или явлений природы (растения, плоды, животные и т. д.).

Макет вулкана в окружении пальмы и динозавров, на заднем плане — книги

Макет вулкана помогает продемонстрировать природу происхождения такого явления, как извержение лавы

Виды наглядного материала:

Тематические демонстрационные стенды помогут малышам усвоить и обобщить полученную информацию

Читайте также: