Чем было обусловлено развитие школ и совершенствование воспитания в рабовладельческих государствах

Обновлено: 02.07.2024

Начало истории школы и воспитания как особых сфер общественной деятельности восходит к эпохе цивилизаций Древнего Востока, зарождение которых относится к 5–му тысячалетию до н.э.

Цивилизации Древнего Востока дали человечеству бесценный опыт, без которого невозможно представить дальнейшие витки развития мировой школы и педагогики. В этот период возникли первые учебные заведения, были предприняты первые попытки осмысления сущности воспитания и образования. Педагогические традиции древних государств Двуречья, Египта, Индии, Китая повлияли на генезис воспитания и обучения в более поздние времена. Общей чертой всех рабовладельческих государств было воспитание и обучение в основном детей рабовладельцев и некоторой прослойки свободных граждан. Школы были разными по своей направленности и расположению.

В Индии существовали три высшие касты: жрецы (брахманы), воины, общинники (земледельцы, ремесленники, торговцы). Четвертой – низшей кастой были наемные рабочие (слуги, рабы).

Для общинников открывались общинные школы, обучали письменности, грамоте, воспитывали трудолюбие, терпение.

У будущих воинов воспитывали силу, мужество, у низшей касты – терпение, послушание. Переход от семейного воспитания к общественному начинался с 8, 11, 12 лет. Существовали в Индии и повышенные школы. Там получали образование немногие юноши из очень богатых семей. Обучались религии, поэзии, литературе, философии, грамматике, математике, астрономии.

В Древней Индии впервые были введены нуль и счет с помощью 10 знаков, которые в дальнейшем заимствовали арабы и европейцы.

Кастовый строй наложил специфический отпечаток на развитие воспитания и обучения в Древней Индии. Важным фактором генезиса воспитания и образования оказалась религиозная идеология: брахманизм (идуизм), а последующем буддизм (у истоков буддийской традиции стоял Будда или Шакья–Мани (623–544 гг до н.э.). Будда (Просветленный) – достиг высшего духовного совершенства (считали его последователем), он выступал против монономии брахманизма, за уравнивание каст в религиозной жизни и в воспитании. Буддизм отвергал принцип неравенства каст, обратился к отдельной личности и провозгласил равенство людей по рождению.

По преданию, Будда начинал просветительскую деятельность в лесной школе близ города Бенареса. Вокруг него отшельника – гуру (учитель) собирались ученики, которым он преподавал свое учение.

Согласно древним книгам первые школы в Китае появились в 3-м тысячелетии до н.э. Они возникли (на месте приб) в жилищах для престарелых бравших на обучение молодежь (СЯН). Позже появились школы (СЮЭ) (учить, учиться). В СЮЭ учились дети свободных и состоятельных людей (в основном очень богатых). В программу обучения и воспитания входили шесть искусств: мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью.

Главной целью обучения было освоение иероглифического письма. Умение пользоваться иероглификой передавалось по наследству. Писали на черепашьих панцирях, костях животных, на сосудах из бронзы (10 в. до н.э.), на бамбуковых стволах, на шелковой ткани. Во II в. до н.э. стали изготовлять бумагу и тушь.

Подход к школьному обучению в Древнем Китае сводился к краткой но емкой формуле: легкость, согласие между учителем и учеником, самостоятельность школяров. Наставник заботился о том, чтобы научить своих питомцев самостоятельно ставить и решать различные вопросы.

Китай стоит в ряду древних цивилизаций, где были сделаны первые попытки теоретически осмыслить воспитание и образование. Основные философские школы сформировались в Китае к VI в. до н.э. К ним относились даосизм, буддизм и конфуцианство.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Среди первых педагогов, соединивших опыт обучения и воспитания и теоретически осмысливших его, был знаменитый китайский мудрец Конфуций (551–479 до н.э.) (Латинизированная форма от кит. Кун–Фу–цзы, т.е. учитель Кун.) Слава о нем облетела весь мир. Он считался первым Учителем Китая, и память о нем сохранилась до наших дней. Он создал свою школу, где по преданию прошли обучение до 3 тыс. человек. Методика преподавания в школе Конфуция предусматривала диалоги учителя с учениками. Классификацию и сравнение фактов и явлений, подражание образцам.

Школа и воспитание в Древнем Египте.

Первые сведения о школьном обучении в Египте восходят к 3-му тысячалетию до н.э. Идеалом древнего египтянина считался немногословный, стойкий к лишениям и ударам судьбы человек. В логике такого идеала шло обучение и воспитание.

В Древнем Египте, как и в других странах Древнего Востока, огромную роль играло семейное воспитание. Отношение между женщиной и мужчиной в семье строились на достаточно гуманной равноправной основе. Поэтому обучению мальчиков и девочек уделялось одинаковое внимание. Ибо, по их верованиям, именно дети могли дать родителям новую жизнь после совершения погребального обряда. Школы возникали при храмах, дворцах царей и вельмож. В основном учились там дети состоятельных родителей. Для овладения грамотой ученику следовало запомнить не менее 700 иероглифов, различать беглое, упрощенное и классическое письмо. В итоге учение должен был освоить деловой стиль для светских нужд и священный (уставной) для составления религиозных текстов. Обучали красноречию (первый этап обучения). Затем в ряде школ давали знания по математике, геометрии, географии, астрономии, медицине, языкам других народов. Особое место занимали царские школы, где дети высшей знати учились вместе с детьми (отпрысками) фараонов и их родственниками. В таких школах особое внимание уделялось переводу на живой язык древнейших текстов.

Целью обучения была подготовка к профессии, которой традиционно занимались члены семьи (ремесленники, торговцы, музыканты, писцы, медики и т.д.). Военное дело находилось строго специального сословия – профессионального обучения. Будущих воинов учили владеть оружием, особыми упражнениями развивали силу, выносливость, ловкость.

Воспитание и школа в Древней Греции

Древняя Греция – страна состоящая из ряда небольших рабовладельческих государств (полисов).

Наиболее влиятельными из них были Лакония с главным городом Спарта (авторитарная система управления) и Аттика с главным городом Афины (республиканское управление).

В них определились различные педагогические системы спартанская и афинская. Спартанское воспитание сложилось как под влиянием природно-климатических условий, так и во взаимосвязи с исторической судьбой государства, находящегося в состоянии постоянных воин, обладающего огромным количеством рабов.

Спарта (VII – III вв до н.э.) в силу своего местоположения находилась в политической изоляции от других греческих государств. Спарта отличалась огромным военным потенциалом и удивительной стабильностью политической системы.

До 7 лет дети воспитывались в семье, но государство контролировало родителей. Детей не пеленали, растили неприхотливыми в еде, не боящихся темноты, не знающими своеволия и плача.

С 7 до 30 лет (7-15, 15-20, 20-30) человек постоянно находился в системе государственной опеки. Мальчиков собирали в агеллы, где они находились до 18 лет, это государственная система воспитания (мальчики вместе жили и ели, приучались стойко переносить лишения, одерживать победы над противником).

Физическая закалка, умение переносить голод, жажду, боль приобретались благодаря соответствующим условиям жизни: мальчик получал плащ, спал на циновке, сделанной им самим, сам добывал себе пищу. Ребятишек коротко стригли и приучали ходить босиком. Большое место в подготовке будущего воина уделялось военно-гимнастическим упражнениям: метанию диска и копья, борьбе, приемам рукопашного боя, бегу.

В 14 лет каждый спартанец проходил через агон – публичную порку, в которой воспитанники соревновались в терпении и выносливости. Такое состязание повторялось и позже.

Физическое воспитание дополнялось пением и танцами, носившими воинственный характер и пробуждавшими мужество. Особой заботой воспитания было приучение к немногословию, честности и чистоте речи, соединявшейся с едкими остротами. Грамоте и чтению учили в минимальном объеме.

С 18 лет юноши становились членами военной общины, получали право ношения оружия, несли военную службу, принимали участие в облавах и расправах над подозрительными плотами и рабами.

В течение следующих лет не прекращалась военная подготовка и физическая тренировка, укреплялись нравственные и мировоззренческие установки.

Воспитание девушек преследовало цель подготовки здоровых и неприхотливых женщин, способных воспроизвести потомство. Они были так же суровы и целеустремленны, как и мужчины.

Девочки состязались в беге, в борьбе, метании диска и копья так же, как и мальчики. (Они держали в повиновении рабов, когда мужчины уходили на войну).

До 7 лет все свободнорожденные дети воспитывались в семье, с ними были мать, нянька, раб-дядька.

После 7 лет девочки оставались в семье, приучались к домашнему хозяйству. Жизнь женщин в Афинах была замкнутой и сосредоточена в женской половине дома (генекее), а мальчики начинали посещать платные школы (одновременно или последовательно).

Палестры (13-14 лет) – школы пятиборья, бег, прыжки, борьба, плавание, метание диска. Большое внимание уделялось искусству танца, в которых пытались передать гамму человеческих переживаний. Ученики участвовали в народных играх и зрелищах. Здесь известные граждане вели с детьми беседы на нравственные темы.

Гимнассии (16-18 лет). Обучались в них наиболее состоятельные юноши, они совершенствовались в гимнастике, здесь шла и умственная тренировка. Сюда приходили и взрослые мужчины, чтобы послушать популярного философа, поделиться новостями, понаблюдать за состязаниями молодежи – так осуществлялось свободное обучение взрослых и подростков.

Наряду со школой воспитание в Афинах осуществлялось широкой системой внешкольного образования, которое оказывало большое влияние на каждого. Это и афинский театр, и всенародные игры –олимпиады, и изобразительное искусство, и архитектура – целая система культурных воздействий.

В древнегреческой науке находятся истоки многих педагогических идей. В учениях философов Сократа, Демокрита, Платона, Аристотеля определены цели воспитания, выявлены его закономерности, принципы, на которых строятся воспитание и образование. Многие из педагогических идей получили свое дальнейшее развитие в науке в последующие века.

Педагогический опыт Древней Греции бесценен для человечества. Здесь широко использовались средства физического воспитания и закалки; доказана возможность гармонического развития; выявлена связь содержания воспитания, его средства с возрастом ребенка. Гармоничное развитие детей через воспитание остается до сих пор одной из самых гуманных и благородных идей в педагогике.

В этот период появляются олимпийские игры.

Воспитание в Древнем Риме.

Школы в Древнем Риме делились по имущественному признаку. (многие черты) и знатности происхождения их учащихся.

Элементарные школы частные и платные обслуживали некоторую часть небогатого и незнатного свободорожденного населения (плейбеев), учили чтению, письму и счету, знакомили с законами страны.

В грамматических школах, также частных и платных, обучались сыновья богатых и знатных семей (мальчики шли в школу в 11-12 лет. Богатые родители предпочитали давать своим детям начальное образование на дому).

Обучали мальчиков латинскому и греческому, риторике (искусству красноречия), литературе и истории.

15 – летние юноши пройдя курс серьезной для того времени гуманитарной подготовки, могли в будущем посвятить себя политике, судебному делу.

В последнее столетие Римской республики (начало и середина 1 столетия до н.э.) возникли школы риторов (араторов), где знатное юношество за высокую плату обучалось риторике, философии, правоведению, греческому языку, математике и музыке с тем, чтобы в дальнейшем занять высшие государственные должности.

Квинтилиан теоретически обосновал и использовал в своей практике три метода обучения и воспитания, которые считал наиболее эффективными: подражание, обучение (теоретическое наставление), упражнение. Считал, что основы знаний должны закладываться прочно и не спеша. В школе Квинтилиана основательность широкого общего образования совмещалась глубоким изучением ораторского искусства.

Воспитательная практика древних славян

Во II ст. до н.э. на исторической арене появляются славянские (праславянские) племена. Во второй половине III ст. окончилось расселение славян и их раздел на три этнические группы: восточную, западную и южную. За долгое время прославяне, а затем славяне отработали свою практику воспитания, создали педагогическую культуру, которая вышла из глубины трудовой жизни народа. Как и во всех народов, у первобытных славян существовал культ труда и ума, умелых рук и понимания своего места в природе. Формировались приемы передачи детям трудовых, бытовых, природоохранных навыков. Дети воспитывались в процессе жизни, посильного труда, тяжелых условий быта и природы.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Воспитание и школа в рабовладельческом обществе. Зарождение педагогической теории.

Воспитание и школа в рабовладельческом обществе. Зарождение педагогической теории.

Воспитание и школа в рабовладельческом обществе. Зарождение педагогической теории.

В дальнейшем педагогами стали называть специально подготовленных людей, которые занимались обучением и воспитанием детей, и для которых педагогическая деятельность являлась профессией. Отсюда особая наука о воспитании стала называться – педагогикой.

Педагогическая мысль в рабовладельческом обществе.

В древнейших государствах, пришедших на смену союзам племен, воспитание и обучение осуществляется в семье.

Воспитание зародилось в древних цивилизациях Ближнего и Дальнего Востока (примерно 5 век до н.э.).

Древний Египет: школы возникают при храмах и дворцах, обучение ведется с 5 лет. Изучаются математика, география, астрономия, медицина, языки других народов. Школа являлась семейным институтом, т.е. сын должен был продолжить дело отца.

Древняя Индия: (3-2 век до н.э.). Население делится на четыре касты: жрецы, воины, земледельцы и рабы. Здесь имеет место религиозное воспитание. Идеальное воспитание (для высшей касты) – умственное развитие, духовность (самопознание), физическое воспитание, любовь к природе. Обучение велось на устной передаче знаний и как таковых школ не было. Существовали семейные школы, где взрослые мужчины посвящали себя обучению молодежи.

Дворцовые школы создавались для детей знати. Обучение по двум направлениям:

- подготовка правителей и военачальников;

- навыки управления рабами.

В жреческих школах (подготовка служителей культа) изучались ма­тематика; астрономия; география; навыки иероглифиче­ского письма и др.

В школах писцов, в которые допускались дети ремесленников и крестьян изучались письмо; математика и др.

В Древней Греции возникла самобытная культура со своей особой письменностью. Ею владели жрецы, обитатели царских дворцов, знатные вельможи и состоятельные граждане

Спарта: Жизнь гражданина подчинена интересам государства. Полис вмешивается в общественную и личную жизнь граждан, брачно-половые отношения, воспитание детей. С 7 лет дети жили в специальных лагерях. Основным предметом была физкультура, различные способы выживания и боевых единоборств. Воспитывалась сдержанность в поведении, в удовольствии и питье. Воспитание подчиняется общей модели. Широко используется террор и насилие. Орудием закона провозглашена сила.

Афины: Коллектив граждан – основа всей социально-экономической и политической организации. Государство существовало для граждан и опиралось прежде всего на гражданина. Афиняне имели право на свободу и независимость, право на земельный участок, на помощь государства, право на ношение оружия и службу в ополчении. Огромное значение придавалось воспитанию посредством театра и изобразительного искусства граждан. Уделялось внимание гуманитарному образованию: грамматике, арифметике, истории, ораторскому искусству и риторике, музыке и графике (5 век до н.э.).

4 век – создание различных школ. Образование доступно лишь состоятельной верхушке горожан..

Платон (427-347 гг. до н. э.) – ученик Сократа, отстаи­вал государственную систему воспитания. По его мнению, воспитание должно быть организовано государством и соответствовать интересам господствующего класса рабовладельцев. Он предложил следующие этапы обучения:

3-6 лет (игры на площадке с воспитателем),

7-12 лет (посещение государственной школы – изучение чтения, письма, счёта, музыки и пения),

12-16 (палестра – физическое воспитание),

16-18 (изучение арифметики, геометрии, астрономии – для подготовки воинов),

с 20 лет юноши, не проявившие способностей к умственным занятиям, становятся воинами),

20-30 (3 высшая ступень образования.Философия, арифметика, геометрия, астрономия, теория музыки),

30-35 (немногие, т.е. те, которые проявили исключительное дарование (философское образование)),

30-50 (правители государства),

от 50 (самоуглубление, самосовершенствование).

Платон основал в Афинах учебное заведение – Академия, которая просуществовала более тысячи лет

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) – ближайший ученик Платона. Ввел первую в истории педагогики возрастную периодизацию. Создал в Афинах учебное заведение «Лицей

До 7 лет – воспитание в семье под началом отца. Семейное воспитание должно полностью контролироваться государственными чиновниками. Выступал против воспитания рабами.

С 7 лет до половой зрелости (21 год) – чтение, письмо, грамма­тика, счет, гимнастика, музыка. От 7 по 21 года – воспитание государственное.

Половая зрелость – математика, геометрия, ас­трономия, физика и физическое воспитание - не самоцель, основание для развития интеллекта; изучается чтение, письмо, грамматика, счёт, гимнастика и музыка. Ввёл первую в истории педагогики возрастную периодизацию.

Римская система воспитания носила более приземленный, практичный характер. Обучение свободных граждан начиналось с семи лет в тривиальных школах. Эти учебные заведения имели неопределенные сроки обучения и располагались, где придется: во дворе, в мастерской, на перекрестке. На занятиях дети изучали грамоту, счет, законы Рима. В первые века нашей эры в Риме установился устойчивый школьный курс, т.н. семь свободных искусств. Этот курс был разделен на тривиум (грамматика, риторика и диалектика) и квадриум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка).

Византия: Образование обязательно должны были получить чиновники и члены церковных учреждений. Система образования состояла из 3-х ступеней:

1) элементарная (школы грамоты) – с 5-7 лет 2-3 года учёбы. Обучали грамоте и счёту. Существовали школы отдельно для детей особо религиозных родителей, где обучение велось на материалах библии;

2) средний (грамматические школы) – светские или церковные школы. Обучение с 10-16 лет. Изучали 7 свободных искусств: грамматику, риторику, диалектику, поэтику, арифметику, геометрию, музыку и астрономию;

3) высшая (вузы) – в Александрии изучалась медицина, в Афинах – философия, риторика, филология, в Беруте – право и т.д.

Характер и формы средневекового образования и воспитания определялись господствующим положением религии и церкви в обществе. Католическая церковь официально отвергала античную образовательную традицию. Значительный вклад в развитие педагогической мысли раннего Средневековья внесла схоластика - тип религиозной философии, центральная проблема которой – соотношение светского знания и христианской веры. Она способствовала повышению статуса образованного человека в средневековом обществе, определяла содержание и методы средневекового образования, подняла авторитет образования и учителя. В раннем Средневековье в Европе сложилось несколько типовых церковных школ (приходские, монастырские, соборные). Городские школы выгодно отличались от церковных практической направленностью обучения. Помимо латыни в них изучали математику, естествознание, географию.

Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения.

В их числе голландец Эразм Роттердамский ,итальянец Витторино де Фельтрэ , французы Франсуа Рабле и Мишель Монтень

Ж.Ж. Руссо (1712 – 1778 г.г.) В основе педагогических воззрений Руссо лежит его дуалистическое, сенсуалистическое мировоззрение мыслителя. Отвергая вероисповедальные религии, философ предполагал наличие внешней силы – творца всего сущего. Центральный пункт педагогической программы Руссо – естественное воспитание. По Руссо на человека действуют три фактора: природа, люди, общество. Составной частью естественного воспитания является отрицательное воспитание.

А Иоганн Генрих Песталоцци (1746 – 1827 г.г.) предлагал при определении основ образования опираться на знание человеческой психологии. Песталоцци разработал метод элементного образования. Суть метода заключается в том, чтобы пробудить задатки способностей, которые заложены в каждом ребенке.

Крупным событием в развитии средневекового образования стало открытие университетов. Первые – возникли либо на базе кафедральных школ, либо в крупных городах, были открыты в Париже где жили прославленные учителя, окруженные способными учениками. Средневековые университеты: Парижский, Оксфордский, Кембриджский, Пражский, Краковский.

Факультеты: искусств, богословский, юридический, медицинский.

Характер и его структура.

Хара́ктер (греч. χαρακτηρ — примета, отличительная черта, знак) — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все её проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни.

Структура характера – это черты личности, которые входят в состав характера человека:

те свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности. Здесь могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества.

черты, которые направлены на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, а также альтернативные им (как свидетельство отсутствия характера). В этом плане характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека.

чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия-интроверсия, спокойствие-тревожность, сдержанность-импульсивность, переключаемость-ригидность и др.

Акцентуации характера – это крайние варианты нормы характера, при которых отдельные черты чрезмерно усилены.

Рассмотрим класификацию акцентуаций на примере подростков. Предложенная А.Е. Личко типология включает следующие акцентуации.

1. Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события они всегда вносят много шума, любят неспокойные компании сверстников. При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. У них нередко возникают конфликты со взрослыми, родителями, педагогами. Такие подростки имеют много разнообразных увлечений, но эти увлечения, как правило, поверхностны и быстро проходят. Подростки гипертимного типа зачастую переоценивают свои способности, бывают слишком самоуверенными, стремятся показать себя, прихвастнуть, произвести на окружающих впечатление.

2. Циклоидный тип характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Подростки этого типа предпочитают находиться дома в одиночестве, вместо того чтобы где-то быть со своими сверстниками. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне раздражительно. Их настроение периодически меняется от приподнятого до подавленного.

4. Астеноневротический тип. Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной умственной задачи.

6. Психастенический тип характеризуются ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Такие подростки, однако, нередко бывают больше сильны на словах, чем в деле. Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью, а безаппеляционность суждений – со скоропалительностью действий, предпринимаемых как раз в те моменты, когда требуется осторожность и осмотрительность.

10. Неустойчивый тип, иногда неверно характеризуемый как слабовольный, плывущий по течению. Подростки этого типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе профессиональные, интересы, они почти совсем не думают о своем будущем.

Найди готовую курсовую работу выполненное домашнее задание решённую задачу готовую лабораторную работу написанный реферат подготовленный доклад готовую ВКР готовую диссертацию готовую НИР готовый отчёт по практике готовые ответы полные лекции полные семинары заполненную рабочую тетрадь подготовленную презентацию переведённый текст написанное изложение написанное сочинение готовую статью

Частица массой находится в одномерном потенциальном поле в стационарном состоянии, описываемом волновой функцией , где и - постоянные ( ). Найдите энергию частицы и вид функции , если .

Квантовый гармонический осциллятор находится в основном состоянии. Найдите вероятность обнаружения частицы в области , где - амплитуда классических колебаний.

Частица находится в одномерной прямоугольной потенциальной яме с бесконечно высокими стенками, имеющими ширину . В каких точках интервала плотность вероятности обнаружения частицы одинакова для основного и второго возбуждённого состояний?

Частица массой находится в кубической потенциальной яме с абсолютно непроницаемыми стенками. Найдите длину ребра куба, если разность энергий 6-ого и 5-ого уровней равна . Чему равна кратность вырождения 6-ого и 5-ого уровней?

Частица массой находится в основном состоянии в двумерной квадратной потенциальной яме с бесконечно высокими стенками. Найдите энергию частицы, если максимальное значение плотности вероятности местонахождения частицы равно .

Частица находится в двумерной квадратной потенциальной яме с бесконечно высокими стенками во втором возбуждённом состоянии. Сторона ямы равна а. Определите вероятность нахождения частицы в области: а) ; б) ; в) .

Частица находится в двумерной прямоугольной потенциальной яме с бесконечно высокими стенками. Координаты x и y частицы лежат в пределах 0 50 руб.

Волновая функция основного состояния электрона в атоме водорода имеет вид , где - расстояние электрона до ядра, - первый радиус боровской орбиты. Определите наиболее вероятное расстояние электрона от ядра.

Пользуясь решением задачи о гармоническом осцилляторе, найдите энергетический спектр частицы массой в потенциальной яме вида Здесь , а - собственная частота гармонического осциллятора.

Оцените с помощью соотношения неопределённостей Гейзенберга неопределённость скорости электрона в атоме водорода, полагая размер атома . Сравните полученную величину со скоростью электрона на первой боровской орбите.

Оцените относительную ширину спектральной линии, если известны время жизни атома в возбуждённом состоянии и длина волны излучаемого фотона .

Найти плотность сепарированной нефти 1-го горизонта при температуре 64 оС, если плотность ее при 20 оС равна 854 кг/м3, и нефти 2-го горизонта при 82 оС, если плотность ее при 20 оС равна 886 кг/м3.

При прохождении нефтегазовой смеси через штуцер в сепараторе образуются капли нефти диаметром 65 мкм. Смесь находится под давлением 0,4 МПа при 305 К. Найти скорость осаждения капель нефти и определить пропускную способность вертикального гравитацион

На дожимной насосной станции (ДНС) в сепараторе первой ступени поддерживают давление 0,4 МПа. Длина сборного коллектора, идущего от АГЗУ до ДНС, 12 км и (внутренний) диаметр его 0,3 м, разность геодезических отметок 10 м. Сборный коллектор горизонтал

Рассчитать основные параметры процесса освоения скважины, методом замены жидкости, выбрать промывочную жидкость и необходимое оборудование. Составить схему размещения оборудования при освоении скважины. Скважина заполнена буровым раствором плотностью

2. Возникновение организованных форм обучения и воспитания в рабовладельческом обществе. Спартанская и афинская системы воспитания.

Возникновение обучения и воспитания подрастающих поколений как особых форм человеческой деятельности восходит к эпохе древних цивилизаций Ближнего и Дальнего востока. Древние рабовладельческие государства возникли на рубеже 4-3 тысячелетий до н. э. В этих классовых обществах закладывались основы материальной и духовной культуры. Строительство каналов, храмов, пирамид, крепостей и других сооружений способствовали появлению зачатков наук: астрономии, геометрии, арифметики, медицины, простейших машин. Для передачи опыта и знаний от поколений к поколениям нужна была письменность.

Обучение и воспитание в рабовладельческих государствах приобретает ярко выраженный классовый характер. Появляются специальные учреждения (школы), которые всё более становились привилегией господствующих групп населения. Так, в Индии на протяжении тысячелетий существовали общинные школы для детей простых детей земледельцев. Наряду с ними имелись школы в городах при храмах для знатных и богатых.

В Египте существовали замкнутые жреческие и придворные школы для избранных. Там применялось сложное иероглифическое письмо. В низших школах писцов, служащих, возникших для потребностей управления государством и хозяйством, использовалось упрощенное иероглифическое письмо, что свидетельствует о стремлении облечь образование господствующего класса таинственностью, обособить его. В Древнем Китае также существовали низшие и высшие школы.

В древнейших рукописях Китая, Индии, Египта и др. встречаются ценные мысли о воспитании, о требованиях к учителю, ученику.

Большинство детей простых людей и рабов не получали подготовки в школах; основные знания, трудовые умения и навыки, нормы поведения им сообщали родители и окружающие.

Наивысшего развития культура эпохи рабовладельческого строя достигла в государствах Древней Греции и Рима. Поэтому античное образование мы рассмотрим более подробно.

Рекомендуемые материалы

Сохранившиеся памятники и произведения изобразительного искусства позволяют иметь достаточно полное представление о воспитательных системах сложившихся в IV-VI вв. до н.э. в городах государствах Спарте и Афинах.

Лакония (Спарта) находилась в восточной части Пелопонесса и была отделена с востока горным хребтом Парноном от морского побережья, а с запада горным хребтом Тайчетом от других областей Пелопонесса. В стране господствовало земледелие, основанное на рабском труде. 9 тыс. рабовладельцев держали под своей властью более 250 тыс. рабов. Поэтому спартиаты должны были находиться в состоянии военной готовности, проявлять жестокость и насилие по отношению к рабам. Названные социально-экономические и политические условия Спарты обусловили и характер спартанского воспитания, которое носило ярко выраженный военно-физический характер и было прерогативой государства.

Яркую картину спартанского воспитания нарисовал в биографии легендарного спартанского законодателя Ликурга греческий писатель Плутарх.

Как только рождался ребенок, - пишет Плутарх, - отец относил своего ребёнка и показывал его старейшинам – специальной комиссии, которая осматривала его и если находила его крепким и ладно сложенным, приказывала воспитывать. Если же ребёнок был хилым и тщедушным, то его отправляли к Апотетам (так назывался обрыв, куда сбрасывали детей). Исполнение такого решения поручалось отцу. Спартиатам нужны были крепкие члены их малочисленного класса – сословия.

С 7 лет мальчиков-спартиатов забирали у родителей и подвергали суровому общественному воспитанию в специальных государственных воспитательных учреждениях, которые назывались агеллами, под руководством педонома. Целью воспитания было вырастить физически крепкого и ловкого для рукопашного боя воина, не умеющего рассуждать и привыкшего повиноваться. Поэтому большое внимание обращалось на физическое воспитание детей. Их закаляли, приучали переносить холод, жажду, боль. Плутарх пишет, что ребятишки бегали босиком, учились играть нагими. Всего несколько дней в году им устраивали баню. Спали они на матах из тростника, который сами ломали голыми руками. За играми детей присматривали старики, которые постоянно провоцировали драки, наблюдая, как мальчики ведут себя в схватках (Хрестоматия…, с.13)

Много внимания уделялось военно-гимнастическим упражнениям, юных спартиатов учили бегать, прыгать, метать диск, копьё, бороться, пользоваться приёмами рукопашного боя. Детей даже учили воровать, считая, что это развивает ловкость и хитрость.

Преподавались также музыка и пение, как предметы необходимые для воинов.

Идеалом воспитания в Афинах был гармонически развитый в физическом и умственном отношении человек, восприимчивый к прекрасному, обладающий красноречием. Поэтому афиняне стремились к сочетанию умственного, нравственного и эстетического и физического воспитания.

Афинское воспитание, в отличие от спартанского, не было полностью государственным. До 7 лет дети воспитывались в семье. Их учили правилам хорошего поведения, рассказывали сказки и мифы. Большое внимание уделялось играм, лепке, вырезанию. Девочки получали только семейное воспитание, что соответствовало положению женщины в рабовладельческом обществе. Их учили писать, читать, играть на каком-либо музыкальном инструменте, а главное – домоводству, шитью и рукоделию. До брака афинянки жили в затворничестве, как правило, в специальных отдельных помещениях, находившихся в задней части дома, которые назывались гинекием. Они лишь изредка выходили из дому для участия в религиозных церемониях. Вместе следует отметить, что у древних греков были женщины, которые находились вне рамок обычного семейно-бытового уклада рабовладельческого общества и вели свободный образ жизни. Их называли гетерами (от греч. - подруга). Некоторые из них (напр. Аспасия, Фрина, Таис) занимали видное место в общественной жизни.

Лекция "Лекция 9" также может быть Вам полезна.

С 7-летнего возраста мальчики посещали школу грамматиста, где обучались чтению, письму и счёту, а позже или одновременно школу кифариста, в которой занимались музыкой, пением, декламацией. Занятия вели дидаскалы (учителя ибо дидаско - учу). Детей в школу сопровождали рабы педагоги (пайс – ребенок, агогейн - вести).

С 13-14 лет мальчики воспитывались в палестре (школе борьбы), где под руководством педотриба в течении 2-3 лет занимались системой физических упражнений, которые назывались пятиборьем и включали в себя бег, прыжки, борьбу, метание диска, копья и плавание. Здесь же велись беседы на политические и нравственные темы. Школы грамматиста, кифариста и палестра были частными и платными и поэтому значительная часть даже детей свободнорожденных, но не имевших средств граждан (демоса) не могла получать в них образование.

С 16-18 лет юноши из наиболее состоятельных семей посещали гимнасий – государственное учебно-воспитательное учреждение, готовившее к занятию руководящих должностей в государстве. Здесь обучали философии, литературе, политике, продолжались занятия гимнастикой. Наиболее знаменитыми гимнасиями были Академия (Платон) и Ликей (где преподавал Аристотель).

(Вопросы к аудитории: 1) Чем обусловлены существенные различия целей, содержания и организации воспитания в Спарте и Афинах?; 2) В чём выражается классовый характер обеих систем воспитания?)

Содержание

1.Воспитание и образование Древнего Востока;
2. Воспитание и образование Древней Греции;
3. Воспитание и образование Древнего Рима ;
4. Воспитание и образование Древнего Египта;
5. Взгляды на воспитание и образование античных философов;
6.Заключение;
7.Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат педагогика.docx

НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

студент 3 курса

1.Воспитание и образование Древнего Востока;

2. Воспитание и образование Древней Греции;

3. Воспитание и образование Древнего Рима ;

4. Воспитание и образование Древнего Египта;

5. Взгляды на воспитание и образование античных философов;

В Древней Индии обучение носило семейно-школьный характер, причем роль семьи была доминирующей. В Индии сложилась особая кастовая система общественного устройства. Вплоть до V в. до н. э. в период индуизма воспитание и обучение в Древней Индии основывалось на идее, согласно которой каждый человек должен развивать свои нравственные, физические и умственные качества, чтобы органично вписаться в свою касту. Таким образом, воспитательный идеал имел различия в зависимости от касты: для брахманов (жрецов) необходимо было воспитание праведности и чистоты помыслов, для кшатриев (воинов) – формирование смелости и мужества, для вайшьев (крестьян) требовалось развитие трудолюбия, для шудры (слуг) предусматривалось воспитание послушания и исполнительности.

К середине I тысячелетия до н. э. в Древней Индии выстроилась своеобразная система образования. На начальной ступени дети получали образование в семье. Сроки упанаямы для трех высших каст были неодинаковыми: для брахманов – 8 лет, для кшатриев – 11 лет, для вайшья – 12 лет. Самым широким было содержание образования брахманов, которое длилось около 8 лет и могло после этого продолжаться еще 3–4 года. Оно включало в себя поэзию и литературу, грамматику, зачатки философских знаний, математику, астрономию. Следующим уровнем образования повышенного типа, которому посвящали себя немногие ученики, было обучение у гуру – особо почитаемого учителя.

В целом народы Древнего Востока дали человечеству бесценный опыт обучения и воспитания, создали первые в истории человечества школы, сформулировали начальные представления об обучении и воспитании.

До 7 лет дети в Спарте воспитывались в семье. Они находились на попечении кормилиц, которые не баловали детей, воспитывая их в строгости, и уделяли внимание развитию физического здоровья. Государство с самого раннего возраста участвовало в деле воспитания мальчика-спартанца, которого уже в первые дни жизни старейшины должны были признать годным или не годным к военной службе. В легенде, приводимой Плутархом, физически нездоровых детей сбрасывали в Тайгетскую пропасть. Однако, по данным исторических исследований, такие дети, конечно, не умертвлялись, но воспитывались вне спартанской военной общины.

С 7 лет мальчики-спартиаты, жившие до этого времени дома, помещались в особого рода государственные воспитательные учреждения, называемые агеллами, где воспитывались и обучались до 18 лет. Руководителем их назначался известный властям человек—педоном. Особое внимание обращалось на физическое воспитание подростков: их закаляли, приучали переносить холод, голод и жажду, выносить боль. Много внимания уделялось военно-гимнастическим упражнениям. Юных спартиатов учили бегать, прыгать, метать диск и копье, бороться, пользоваться приемами рукопашного боя, петь воинственные песни. К физическому воспитанию присоединялись музыка, пение и религиозные танцы, носившие боевой, воинственный характер.

Основной упор в воспитании делался на гимнастические и военные упражнения. Мальчики росли в довольно суровых условиях: из одежды им полагался один хитон (а с 12 лет один плащ) на год, пища была весьма скудной и простой, ухаживать за телом не разрешалось, постель, на которой спали подростки, изготавливалась из тростника. Чтение, письмо, счет, музыка не являлись приоритетными предметами в содержании образования спартиатов, а их изучение было утилитарным (чтение и письмо – для того, чтобы составить военное донесение, музыка и стихосложение – для того, чтобы петь военные гимны, и т. п.). Особое внимание уделялось выработке лаконичной речи – способности кратко и точно изъясняться. Мальчики участвовали в ежегодных публичных состязаниях – агонах, в ходе которых им предстояло показать все, чему они научились. Первый период воспитания в 14 лет заканчивался большим агоном, включавшим мусические (музыка, пение, стихосложение и т. п.) и гимнастические состязания, а также испытание на мужество и выдержку – публичные сечения.

Юноши 18—20 лет переводились в особую группу эфебов и несли военную службу. Большое внимание было обращено на военное и физическое воспитание девушек. Когда мужчины, подавляя восстания рабов или уходя на войну, оставляли город и жилища, вооруженные женщины несли охрану и держали в повиновении рабов.

Воспитание спартанских девушек мало чем отличалось от воспитания спартанских юношей и проходило в постоянных гимнастических упражнениях. Физическое здоровье спартанок должно было обеспечить воспроизводство здорового потомства.

По-иному было организовано афинское воспитание. Экономическая жизнь в Афинах не была такой замкнутой, как в Спарте. На рабов была установлена частная собственность. В Афинах в V—IV веках до н. э. бурно развивалась культура. Энгельс указывал, что в многообразных формах греческой философии имелись в зародыше все позднейшие типы мировоззрения. В воззрениях некоторых философов этого времени видны элементы и материализма, и диалектики. Развились естествознание, математика, история, искусство, литература, замечательная греческая архитектура и скульптура.

Афиняне считали идеальным человеком того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении, и стремились к сочетанию умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Но этот идеал полностью относился только к социальной верхушке—рабовладельцам. Физический труд считался обязанностью лишь рабов. Однако в результате расслоения среди рабовладельцев вычленилась значительная группа малоимущих свободнорожденных и вольноотпущенников, которые вынуждены были заниматься ремеслом или другими видами деятельности, в том числе и учительской деятельностью. На них переносилось презрительное отношение со стороны богатых рабовладельцев.

В Афинах дети до 7 лет воспитывались дома. Мальчики с этого возраста начинали посещать школу. Девочки получали дальнейшее воспитание в семье, приучаясь к домашнему хозяйству. Жизнь женщины в Афинах была вообще замкнутой и сосредоточена в женской половине дома (гинекее). Здесь от матери, кормилиц и других женщин семьи девочка получала элементарные знания чтения, письма, навыки игры на каком-либо музыкальном инструменте, пения, но в основном все время девочки было занято обучением рукоделию..

Читайте также: