Психолого педагогическое сопровождение игровой деятельности в доу

Обновлено: 05.07.2024

Детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений, а также построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка служит успешным условием эффективного сопровождения современных воспитанников.

Детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений, а также построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка служит успешным условием эффективного сопровождения современных воспитанников.

Одной из важнейших задач педагога-психолога, работающего с детьми дошкольного возраста, связаны с психологическим сопровождением естественного развития ребенка.

Психологическое сопровождение – наблюдение за естественным развитием ребенка и своевременное оказание психологической помощи с целью предупреждения различных психологических трудностей. Систематические диагностические обследования детей проводятся психологом в каждой возрастной группе детского сада в начале и в конце учебного года. Это позволяет осуществлять контроль за развитием у детей психических процессов – памяти, речи, внимания, мышления, что имеет большое значение для решения такой немаловажной задачи как формирование у детей готовности к обучению в школе.

Ведущую роль в познавательной деятельности человека играют психические процессы: воображение, восприятие, внимание, память, мышление. Несмотря на то, что каждому из этих процессов отводится свое место, все они тесно взаимодействуют друг с другом. В нашем саду после диагностического обследования детей такими специалистами, как педагог-психолог, учитель-логопед, и воспитатели, мы выявили некоторое количество детей, познавательное психическое развитие которых находится на нижней границе возрастной нормы.

Рассмотрев данную проблему более подробно, мы задумались о том, что необходимо сделать для уменьшения числа детей с подобными затруднениями. И поскольку основной формой воздействия на ребенка в дошкольных образовательных учреждениях является специально организованная деятельность, в которой ведущая роль принадлежит взрослым, то мы решили остановиться на дидактической игре, которую и будет использовать педагог-психолог как сопровождение. Непосредственно-образовательная деятельность (НОД) в саду должна носить развивающий, комплексный, игровой характер, чтобы дети могли чувствовать себя спокойно, свободно высказывать свои мысли, не бояться быть наказанными или получить плохую оценку взрослого.

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Каждая игра проходит в три этапа:

1. демонстрационный, где педагог-психолог показывает, как можно играть с предложенным материалом;

2. подготовительный, где ребенок изучает различные варианты и ходы выполнения заданий в игре;

3. самостоятельный, где ребенок может сам выбрать героев игры (животных, фигур клоунов) или предложить последовательность хода и т.д.

Также каждая игра имеет несколько усложненных вариантов и возможность использовать компьютер или планшет.

В своей образовательной деятельности Вы можете предложить педагогам, психологам, родителям использовать уже созданный и апробированный на протяжении нескольких лет рабочий материал.

Используя представленные ниже QR-коды, Вам сможете получить доступ:

1. к скачиванию готовых методических материалов (Рис. 1, Рис. 2, Рис. 3):

2. к просмотру обучающих видеопрограмм по работе с методическим материалом (Рис. 4, Рис. 5, Рис. 6):

• деревянные дощечки в форме домиков, на которых с одной стороны изображены животные;

• карточки-схемы с нарисованными домиками;

• маркер или фломастер, при выполнении некоторых упражнений, на карточках-схемах маркером или фломастером делаются записи, которые затем легко можно стереть салфеткой, так как поверхность заламинирована.

Таблица 1. Усвоение игровых комплексов.

После проведения игровых комплексов мы отметили, что дети, которые первоначально по диагностическому обследованию познавательных психических процессов (авторы диагностики: Семаго М.М., Семаго Н.Я.) обнаружили средний и низкий уровень их развития, показали очень большую заинтересованность играми, а вследствие этого – увеличилась усидчивость детей и успешные результаты прохождения вариантов заданий. На этом основании мы сделали вывод, что данные игровые комплексы могут помочь в развитии познавательных психических процессов у детей старшего дошкольного возраста, преимущественно память.

Таким образом, можно сказать, что дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка. Полученные результаты работы с данными игровыми комплексами показывают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования и поступления в школу.

Список литературы:

1. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 2005.
2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада. М.,1985.
3. Венгер Л.А., О.М. Дъяченко. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М.,1989.
4. СорокинаА.И., Батурина Е.Г. Игры с правилами в детском саду: сборник дидактических и подвижных игр. М., 1962.
5. ФГОС ДО. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155.
6. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.: Институт практической психологии, 1997. 416 с.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

В период преобразований в дошкольной педагогике, поиска гуманизации воспитательной работы с детьми, построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребёнка внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Интерес к ней закономерен: по имеющимся данным дети до семи лет большую часть дня проводят в игре. Можно даже сказать, что ребёнок – существо играющее, играя – он развивается.

Пристальное внимание к развитию игровой деятельности обусловлено её статусом в дошкольном детстве, её ведущей ролью в познавательном, социальном, физическом и культурном развитии дошкольников.

Игра – важное средство развития способности к творчеству. Для ребёнка – это сотворение собственного мира, в котором можно установить удобные для себя законы: избавиться от многих житейских сложностей, помечтать. Сочетание субъективной ценности игры для ребёнка и её общеразвивающего значения ставит организацию игровой деятельности в разряд приоритетных.

Наше время предъявляет к детскому саду высокие требования, в соответствии с которыми в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие является, сегодня неотъемлемой целью деятельности любого детского сада и школы.

Сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе. В последние годы наблюдается тенденция: по статистическим данным медиков, увеличивается количество детей с различными родами травмами, которые, в свою очередь накладывают отпечаток на общее развитие ребёнка. Всё чаще в детских садах встречаются дети с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью, неврозами и неврозоподобными состояниями.

Создание модели психолого-педагогического сопровождения дошкольников в ДОУ обеспечит решение этих проблем. При этом ребёнок должен выступать субъектом собственной деятельности, а его активность и свобода должны встречаться и взаимодействовать с субъективностью и активностью взрослых. Ученые разных стран принимают активные попытки интегрировать различные подходы к психолого-педагогическому сопровождению.

Известными учеными исследователями детской игры и ее сопровождению являются для нас Л. В. Артемова, Р. И. Жуковская, А. В. Запорожец, Е. В. Зворыгина, Д. В. Менджерицкая, Н. Я. Михайленко, С. Л. Новосёлова, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин, и другие. Все они едины в том, что игра – это важнейший вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, одна из характерных условий детского развития. Она является потребностью развивающейся личности.

Для решения задач личностно-ориентированного образования усилия педагога-психолога должны быть направлены на формирование запроса администрации детского сада, воспитателей и родителей на разработку и внедрение программы психологического сопровождения развития дошкольников.

Создание условий для сопровождения игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОУ, в процессе которого педагоги детского сада смогут оказать необходимую и достаточную поддержку ребёнку выступает как деятельность, направленная на оказание своевременной помощи детям в решении их индивидуальных проблем.

Решать проблемы полноценного личностного развития дошкольников возможно при условии разработки педагогических технологий, сбора информации о целостности представлений о личностных новообразованиях ребёнка дошкольного возраста, наличия чётких критериев и показателей развития ребёнка, диагностического инструментария их измерения. Наступило время осмысления и обобщения накопленного материала, достижений науки и практики.

Идея психологического и педагогического сопровождения в наибольшей степени соответствует прогрессивным идеям отечественной психологии, педагогики и социальной работы.

Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать в практике условия психолого-педагогического сопровождения игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: психолого-педагогического сопровождение игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: условия психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.

Гипотеза исследования - психолого-педагогическое сопровождение игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста, окажет положительное влияние на развитие игровых умений и навыков при условии:

организации работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в организации психолого-педагогического сопровождения игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста

создания предметно-пространственной среды для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста;

создания игровых и проблемных ситуаций для развития личностных качеств детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования и выдвинутая гипотеза позволяют сформулировать ряд задач:

1. Проанализировать литературу с целью определения основных теоретических положений, применимых для организации психолого-педагогического сопровождения игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста;

2. Изучить уровень развития игровых умений и навыков детей старшего дошкольного возраста;

3. Теоретически обосновать и внедрить в практику работы ДОУ условия психолого-педагогического сопровождения игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста;

4. Проверить эффективность условий психолого-педагогического сопровождения игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

ПРИМЕРЫ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ

Ситуация на транспорте (городском, железнодорожном).

1. Ты с бабушкой едешь в электричке. Она сошла на платформу, а ты не успел. Что будешь делать? Почему?

2. Бабушка села на поезд, а ты остался. Твои действия? Поясни, почему ты поступишь именно так, а не иначе?

Ситуация с огнём.

3. В квартире пожар. Что ты будешь делать? Почему?

4. Дым в соседней квартире. Твои действия?

Ситуация с водой.

5. Видишь, что кто-то тонет. Как поступишь?

6. В квартире прорвало кран. Ты один дома. Что предпримешь сначала, что потом? Почему?

7. Дети получают письмо из леса о том, что там появились люди, которые ломают молодые деревья, ветки, рвут цветы. Задача детей : организовывать отряд помощи и предложить пути решения проблемы.

8. Почтовый голубь приносит телеграмму от гиппопотама о том, что в Африке сильная засуха. Задача детей : организовывать доставку питьевой воды в специальных баллонах (их заменяют пластиковые бутылки); используя географическую карту, предложить способы доставки.

9. Собака Жучка приносит весть о том, что в горах сошла лавина, в результате чего пострадали звери, поломаны деревья. Задача детей : собрать специальную посылку с бинтами, йодом, замазкой для деревьев.

Противоречие: Буратино должен перебраться через речку, так как может опоздать в школу, и боится войти в воду, так как не умеет плавать и думает, что утонет. Что делать?

СИТУАЦИОННЫЕ ИГРЫ НА НАХОЖДЕНИЕ ВНЕШНИХ РЕСУРСОВ

Итак, дети решают проблемные ситуации, используя предложенный им алгоритм (2-й этап). На примере одной проблемной ситуации покажем, как используется алгоритм.

53. Буратино уронил золотой ключик в болото, но черепахи Тортиллы поблизости не оказалось. Это и есть ситуация, которая представляется детям.

Как Буратино достать ключ? В ситуации выделяется задача или вопрос.

Буратино должен опуститься под воду, потому что ему необходимо достать ключ, но не может этого сделать, потому что он деревянный и сразу, же всплывет на поверхность. Таковы противоречия этой проблемной ситуации.

Следующими этапами станут нахождение оптимального конечного результата с наименьшими затратами и определение ресурсов, которые помогут получить этот результат.

54. ОХ и АХ собрались в поход, взяли консервы и хлеб. Пришли на место и решили перекусить, но оказалось, что консервный и столовый ножи они оставили дома. Как открыть банку?

Противоречие. ОХ и АХ должны открыть банку консервов, потому что они проголодались, и не могут это сделать, потому что нечем.

55. В город приехал цирк. Чтобы об этом узнали взрослые и дети, необходимо расклеить афиши, но в городе нет, ни капли клея. Как расклеить афиши?

Противоречие. Афиши расклеить надо, потому что они помогут жителям города узнать о приезде цирка; афиши расклеить невозможно, потому что нет клея.

56. Знайка попросил Пончика через Незнайку передать ему рецепт вкусных пирожков. Когда Пончик начал говорить Незнайке о том, что входит в рецепт, они оба вспомнили, что писать не умеют. Как быть?

Противоречие. Незнайка должен передать Знайке рецепт пирожков, потому что тот без рецепта ничего сделать не сможет, и не может это сделать, потому что не умеет писать.

57. В королевском саду на волшебной яблоне созрело только одно молодильное яблоко, но так высоко, что король даже с помощью большой лестницы не смог достать его. Как королю овладеть этим яблоком?

Противоречие. Король должен достать молодильное яблоко, потому что только с его помощью он станет моложе, и не может, потому что не знает, как это сделать.

ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СВЕРСТНИКОВ.

У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их - важнейшая задача педагогов.

58. -Галина Анатольевна, если бы сломался цветок, вы бы очень рассердились?

- Наверное, рассердилась бы. А почему ты спрашиваешь?

- А я видела, как Рита сломала цветок. Что можно сказать о поступке Риты?

Какую пословицу вы знаете, которая подходит в данной ситуации?

59. У Кати укатился мяч и ударился о твою ногу.

Никита закричал. - Ты что не видишь, куда мяч бросаешь? Мне же больно.

Как бы вы поступили иначе? Что вы скажете друг другу?

60. Ника пришла в новом платье. Наташа увидела и громко сказала.

- Что хвастаешься? Подумаешь, мне мама еще лучшее платье купила.

Права ли Наташа в такой ситуации?

61. Саша до сих пор не научился завязывать шнурки.

Никита в раздевальной комнате кричит.

-Ха, посмотрите, скоро в школу пойдет, а шнурки не умеет завязывать.

Катя, молча подошла и помогла Саше.

Чей поступок верный?

62. Дети вернулись с прогулки. Быстро разделись, ушли в группу. Андрей выглянул в раздевальную комнату и кричит.

Галина Анатольевна, а Сережа сапоги не убрал на место.

Галина Николаевна с укоризной посмотрела на Андрея.

Почему? Как бы ты поступил на месте Андрея.

63. Дети рисуют. У Оли сломался карандаш. Она выхватила из рук Риты карандаш. Рита встала и пересела на другое место.

Почему Рита ушла за другой стол? Как бы поступил ты?

64. Марина Николаевна разговаривает с младшим воспитателем Валентиной Ивановной. Наташа кричит.

Марина Николаевна, А Оля не отдает мою куклу.

Потом подходит и трогает воспитателя за руку.

-Вы что не слышите, Оля не отдает мою куклу.

Что сказала Марина Николаевна, Наташе?

65. Утром Слава играл с Артемом. Когда пришел Рома, Слава стал играть с ним. Артем подошел и сказал Славе.

Как ты думаешь, почему?

66. Рита и Саша дежурные в уголке природы. Саша сказал.

-Рита, а давай мы черепаху отнесем к девочкам, пусть они с ней поиграют.

Рита рассказала об этом Галине Анатольевне.

Права ли Рита? Как бы ты поступил?

67. В раздевальной Галина Анатольевна разговаривает с мамой Артема. Рита подходит и говорит.

-А вы знаете, что ваш Артем самый последний одевается.

Галина Анатольевна сделала замечание Рите.

Как вы думаете, что сказала Рите Галина Анатольевна?

68. Света выходит в раздевальную и громко говорит.

- Я с Никой больше не дружу. Она меня называет Светкой- конфеткой. Почему обиделась Света

69. Во время обеда Вите Валентина Ивановна предложила добавку.

- Не нужна мне ваша добавка.

Что бы ты сказал Валентине Ивановне?

70. После обеда дети уснули. Наташе не спится. Она постоянно обращается к воспитателю.

-Поправьте мне одеяло.

-Я хочу в туалет.

- А Саша громко сопит, мне мешает.

Как бы поступили вы?

71. Во время полдника Саша поставил стул очень близко к столу. Когда стал усаживаться, толкнул Никиту. Тот пролил молоко.

Никита громко сказал.

-Ты, что не видишь? Я с тобой не хочу сидеть рядом.

Прав ли Никита? Как бы ты поступил на месте Саши и Никиты?

ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ.

Цель: воспитывать у детей уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста,

личностного своеобразия, внешнего облика, физических недостатков.

В сказке "Золушка" мачеха и ее сестры не взяли Золушку с собой на бал, потому что она была у них

служанкой, мыла и убирала за ними. Как бы ты поступил на месте мачехи?

а) Не взял бы на бал, ведь Золушка ходила в старом, грязном платье;

б) сказал бы, что на нее не хватило приглашения;

в) взял бы с собой, потому что все люди равны.

Однажды утром, когда дети завтракали, дверь группы открылась, вошла заведующая детским садом с двумя чернокожими девочками и сказала: "Эти сестренки, Карина и Алина, приехали из Эфиопии, и теперь будут ходить к вам в группу". Как бы ты поступил на месте детей?

а) Засмеялся и стал показывать пальцем на сестренок: "Они совсем черненькие!"

б) пригласил девочек вместе позавтракать, а затем показал свою группу; неважно какой расы девочки;

в) повернулся к своей тарелке, как будто никто не пришел.

В группу пришел новенький - мальчик из Грузии, который не очень хорошо говорил по-русски. Ваня

стал дразнить его. Что бы ты сказал Ване?

а) Посмеялся бы вместе с ним над новичком;

б) не обратил внимания на то, что Ваня дразнит новичка;

в) защитил бы новичка, стал играть с ним, ведь это не главное, на каком языке ты говоришь.

Однажды дети проходили мимо мечети и увидели, как молится пожилой человек, стоя на коленях. Они:

а) засмеялись, показывая пальцем на старика;

б) стали передразнивать;

в) отошли в сторону, чтобы не мешать ему, потому что нужно уважительно относиться к любой религии.

Как поступил бы ты?

В сказке "Сивка-Бурка" старшие братья не взяли Иванушку с собой в город, потому что считали его

маленьким и глупым. Они так и сказали ему: " Сиди, дурачок, дома!" Как бы поступил ты?

а) Так же, как братья;

б) взял бы Иванушку с собой;

в) оставил бы дома, но сказал: "Ты останешься за хозяина".

Обитатели птичьего двора из сказки Г. Х. Андерсена " Гадкий утенок" обижали утенка за то, что он был некрасивым. Они называли его гадким, никто с ним не дружил. Правильно ли вели себя птицы? Как

а) Правильно; я поступил бы так же;

б) неправильно; не дружи, если не хочешь, но обижать нельзя;

в) неправильно; несмотря на разную внешность, все имеют равные права; дружил бы.

Обследовать уровень знаний и навыков детей по ОБЖ; развивать мышление, внимание; воспитывать желание следовать правилам безопасности.

Учить детей правильно и быстро реагировать на сигналы тревоги, закрепить знания детей о мерах противопожарной безопасности; развивать быстроту реакции, согласованность действий воспитателя и детей; воспитывать желание помогать друг другу.

Учить понимать, что детям дошкольного возраста есть любые грибы вредно и опасно; познакомить со съедобными и ядовитыми ягодами и грибами; учить высказываться полными предложениями, развивать чувство осторожности к незнакомым ягодам; воспитывать чувство меры.

Учить детей действовать в различных ситуациях, связанных с домашними животными; закрепить знания детей о гигиенических навыках после игр с домашними питомцами; дать представление о заболеваниях, передаваемых животными; учить выражать свои мысли полными предложениями; воспитывать любовь к животным.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.

Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.


Статья

«Психолого-педагогическое сопровождение

Педагог-психолог: Пантюхина А.В.

МДОУ «Детский сад №18

г. Железногорска Курской области

«При появлении человека

В настоящее время проблема раннего развития ребенка достаточно актуальна. Все больше появляется методик раннего развития, забывая о самом важном - значении игры в раннем возрасте.

детей, определяется целями и задачами программы. В раннем возрасте (1год-3 года) преимущественно выступает предметная деятельность и игры с составными игрушками, экспериментирование с материалами и веществами (песок и вода), совместные игры со сверстниками под руководством взрослых, действия с бытовыми предметами (ложка, совок, лопата).

Благодаря играм у ребенка вырабатываются новые формы поведения. Она формирует у ребенка навыки общения, а также является средством воспитания и развития ребенка. Очень важным моментом в играх являются

правила, которые определяют, как можно и как нельзя играть, в будущем

ребенок будет соблюдать общественные нормы, а тем детям, которые не привыкли к правилам и ограничениям, трудно приспосабливаются в группе сверстников. В раннем возрасте ребенок может капризничать и упрямиться с родителями и воспитателями, но в игре со сверстниками он должен соотносить свои желания с желаниями других детей.

Об этом сегодня забывают многие родители, которые используют современные методики раннего развития.

Важной составляющей в развитии детей раннего возраста является материнский фольклор. Мы понимаем те жанры детского фольклора, которые используются в процессе пестования, взращивания ребёнка. Это, прежде всего, колыбельные песни, пестушки, сопровождающие телесный контакт матери и ребёнка в процессе ухода, потешки, прибаутки.

Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом. Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей. С незапамятных времен живут в народном быту пестушки, потешки, которые не только забавляют, но и учат маленького ребенка.

Познавая произведения народного искусства, дети усваивают мудрость народа, его духовное богатство, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость, необходимость добросовестного труда, уважение к человеку, семейные ценности, бережное отношение к природе.

Психологи и педагоги отмечают высокую пластичность нервной системы ребенка и в связи с этим,- легкую обучаемость. Поэтому необходимо вовремя начать всестороннее и полноценное развитие ребенка, предупредить возникновение отрицательных привычек и форм поведения.

Ранний возраст является сензитивным для развития игры. Игра-мотив игры, лежащий внутри нее самой (Леонтьев А.Н). Дошкольники готовы выполнять действия ради действия, поглощенность действием вне зависимости от результата. Ведущая деятельность раннего возраста- предметно-орудийная. Дети начала третьего года жизни стремятся делать то же самое, что в данный момент делает близкий им взрослый, - мыть посуду, подметать пол, сгребать снег или листья. В отличие от старших детей, они не играют в мытье посуды, подметание пола, а стремятся это делать по - настоящему, используя реальные орудия труда. Однако они в большей степени стараются действовать с предметами как взрослый, чем получить результат. На 10 месяце жизни возникает квази – игра: ребенок может баюкать куклу, пить из пустой кружки. Это еще не игра, а подражание действиям взрослого.

Объективно это уже игра, но она не стала игрой для самого ребенка. От 1,5 лет у ребенка начинает формироваться символическая функция, т.е

возникает различение обозначаемого и обозначающего, используемые ребенком, имеют форму отсроченной имитации, игрового символа, рисунка, умственного образа, и наконец, речи.

Благодаря символической функции начинает формироваться внутренний план деятельности - план представления.

Действие порождает воображаемую ситуацию, которая понимается ребенком уже после выполнения действия. Непосредственное погружение

в игровую ситуацию: оживление игрушки, оживление действительности, приемы народной педагогики. Создание игровых ситуаций в быту (самолет, машина) В раннем возрасте дошкольники с удовольствием играют с дидактической юбкой. Реалистичная игрушка как реальный предмет оставляет ребенка в зависимости от побудительной силы вещи.

(Л. С. Выготский). Отвлечение от предметной стороны игры обеспечивает переход к отображению социальных отношений (Е. М. Гаспарова).

Одно из важных преимуществ дидактической игры – то, что она всегда

требует активных действий каждого ребенка. Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую ее, с одной стороны, как форму обучения, а с другой стороны, как своеобразную игровую деятельность.

Эта структура включает следующие компоненты: дидактическая и игровая задача, правила игры, результат. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Любая игра становится дидактической, если имеются ее основные компоненты: дидактическая задача, игровые правила, игровые действия, которые являются основными структурными элементами дидактической игры.

Главное правило в организации игр детей с дидактическими игрушками

заключается в том, что необходимо чередовать игрушки каждые 10-15 минут, для того, чтобы интерес к игрушке не пропал. Для того, чтобы ребенок начал играть с такими игрушками, ему надо показать, как это делать. Очень важно соблюдать в игре с дидактическими игрушками постепенность, последовательность, учитывать возрастные возможности ребенка.

Организуя с детьми раннего возраста дидактические игры, взрослые должны учитывать определенные правила не только определенных игр, но и при их подготовке.

1.Дать возможность ребенку почувствовать свою значимость, успешность, оценить его старания. Похвалить за выполнение правил.

2.Необходимо дать возможность ребенку почувствовать веру взрослого в него, найти способ оказать поддержку, вовлечь ребенка в игру. Ребенку необходимо чувствовать, что он не одинок, и в нужный момент ему будет оказана помощь взрослого.

3.Необходимо работать с детьми в зоне их ближайшего развития. Но предлагать детям задания чуть сложнее, чем они могли выполнить. Пока малыш сам не найдет способ решения поставленной в игре дидактической и игровой задачи.

4. Учитывая особенности внимания дошкольников (его неустойчивость), все, что говорит взрослый, надо подкреплять наглядным или практическим материалом.

В дидактических играх, как и на занятиях, используются принципы

наглядно-действенного обучения: показ, объяснение, материалы и игрушки, двигательные поручения.

Автор одной из первых систем дошкольного воспитания Фридрих Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении, а в организации игры. В его систему дидактических игр вошли игры с разными игрушками, материалами (мячом, кубиками, шарами, цилиндрами и т. д), которые назывались дары. Обязательным элементом большинства его дидактических игр были стихи, песни, рифмованные сказки. Ф. Фребель ввел в образовательную практику детских садов ручную работу детей, связанную с выкладыванием фигур из палочек или бумажных полосок, плетением из полосок цветной бумаги, выкладыванием рисунков и орнаментов, а также разработал содержание дидактического рисования.

Таким образом, проблема игры в дошкольном возрасте-одна из самых сложных и интересных проблем в системе дошкольного образования. Всем известно, что игра - это фундамент социальных отношений ребенка-дошкольника, его успешности в мире других людей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

(Модель предполагает описание схемы)

Создание модели психолого-педагогического сопровождения дошкольников в МДОУ обеспечит решение этих проблем. При этом ребёнок должен выступать субъектом собственной деятельности, а его активность и свобода должны встречаться и взаимодействовать с субъективностью и активностью взрослых.

Перед педагогом-психологом ставятся задачи:

Психологический анализ социальной ситуации развития в ОУ, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их решения.

Содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности.

Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического в ОУ.

Профилактика и преодоление трудностей в социальном и психическом здоровье, а также развитии воспитанников.

Участие в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования.

В деятельности педагога-психолога МДОУ выделены следующие направления:

психопрофилактика (информирование родителей и педагогам по проблемам воспитания, обучения и развития дошкольников),

психодиагностика (психолого-педагогическое обследование детей всех возрастных групп),

развивающе -коррекционная работа (направленная на преодоление трудностей),

консультирование (помощь родителям, педагогам в решении трудностей воспитания, обучения и развития,

равноправное сотрудничество и личная ответственность участников образовательного процесса;

использование профессионального и личностного потенциала взрослых в сопровождении ребёнка в процессе обучения, воспитания и развития;

совместная деятельность разнопрофильных специалистов.

Для решения задач личностно-ориентированного образования усилия педагога-психолога должны быть направлены на формирование запроса администрации детского сада, воспитателей и родителей на разработку и внедрение программы психологического сопровождения развития дошкольников.

Создание условий для сопровождения дошкольников в МДОУ, в процессе которого воспитатели детского сада смогут оказать необходимую и достаточную поддержку ребёнку выступает как деятельность, направленная на оказание своевременной помощи детям в решении их индивидуальных проблем.

Решать проблемы полноценного личностного развития дошкольников возможно при условии разработки педагогических технологий, сбора информации о целостности представлений о личностных новообразованиях ребёнка дошкольного возраста, наличия чётких критериев и показателей развития ребёнка, диагностического инструментария их измерения. Наступило время осмысления и обобщения накопленного материала, достижений науки и практики.

Идея психологического и педагогического сопровождения в наибольшей степени соответствует прогрессивным идеям отечественной психологии, педагогики и социальной работы.

В основу модели сопровождения дошкольников положены принципы:

Гуманизация – предполагающая веру в возможности ребёнка.

Системный подход – основанный на понимании человека как целостной системы.

Комплексный подход к сопровождению развития ребёнка.

Учёт индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка, предполагающий содержание, формы, способы сопровождения, соответствующие индивидуальным возможностям ребёнка, темпам его развития.

Непрерывность сопровождения ребёнка в образовательном процессе, а именно преемственность и последовательность сопровождения.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

Создать для ребёнка эмоционально благоприятный микроклимат в группе, при общении с детьми и педагогическим персоналом.

Изучать индивидуальные особенности развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления.

Своевременно проводить раннюю диагностику и коррекцию нарушений в развитии.

Повышать психологическую компетентность воспитателей, родителей по вопросам воспитания и развития ребёнка.

Модель психолого-педагогического сопровождения детей в МДОУ представляет из себя следующую деятельность:

Организация работы ПМП(к) В основу педагогического процесса положен принцип диагностики, направленной на выявление психолого-педагогических особенностей развития дошкольников, что позволяет получить полную картину по развитию личности ребенка и планировать коррекционные мероприятия. В детских садах организована работа ПМП(к); разработано Положение по ПМП(к).

При поступлении ребенка в ДОУ проводится комплексная оценка состояния здоровья, анкетирование родителей, обследование физического развития дошкольников, анализируются результаты адаптации.

Результаты диагностического обследования выносятся на консилиум , куда приглашаются: заведующая, родители, воспитатели, врачи, педагоги. Встреча проходит в очень доброжелательной обстановке, в атмосфере эмоционального комфорта, каждому участнику встречи предоставляется возможность высказаться. Затем проходит вся процедура ПМП(к).

Данный разговор необходим для того, чтобы согласовать действия специалистов по коррекционной работе, выработать план работы с ребёнком на год, обратить внимание родителей на проблемы развития, заручиться их поддержкой, показать комплекс мероприятий в домашних условиях.

Систематическое наблюдение за детьми в разных видах деятельности и постоянная фиксация результатов наблюдений.

Осуществление мониторинга результативности психолого-педагогической деятельности.

Планирование индивидуальной работы с детьми через выстраивание индивидуальных образовательных программ.

При планировании индивидуальной работы воспитателям рекомендовано определять конкретную цель, задачи и содержание индивидуальной работы, на основании выявления причин и факторов риска, выбирать адекватные формы и методы работы (с учетом особенностей ребёнка).

Важно отметить, что все сведения относительно физического состояния ребёнка заносятся вкарту индивидуального наблюдения. По этой аналогии разрабатывается карта индивидуального развития ребёнка, в которой систематизируются все наблюдения и рекомендации специалистов, динамика развития ребёнка. (Здесь можно рекомендовать воспитателям вести дневник наблюдений).

По окончании курса реабилитационных и оздоровительных мероприятий оцениваются результаты реализации индивидуальной программы на очередном консилиуме.

Последовательность работы по сопровождению ребенка представляет из себя следующий алгоритм:

Постановка проблем. Начинается с поступления запроса, осознания сути проблемы, разработки плана сбора информации о ребёнке и проведения диагностического исследования.

Анализ полученной информации. Оценка и обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможных путей и способов решения проблемы, обсуждение позитивных и негативных сторон разных решений.

Разработка плана комплексной помощи. Определение последовательности действий, распределение функций и обязанностей сторон, сроков реализации: совместная выработка рекомендаций для ребёнка, педагога, родителей, специалистов. Консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребёнка.

Реализация плана по решению проблемы. Выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.

Осмысление и оценка результатов деятельности по сопровождению. Предполагает ответы на вопросы: что удалось? Что не удалось? Почему? Ответ на вопрос: что мы делаем дальше?

Итог психолого-педагогического сопровождения ребёнка дошкольника:

сформирован у всех участников педагогического процесса понятийный аппарат по теме;

работа более осмысленная и целенаправленная;

разработаны карты индивидуального развития дошкольников;

разработан алгоритм психолого-педагогического сопровождения;

разработана схема взаимодействия в работе специалистов ДОУ и воспитателей;

организована работа ПМП(к), подготовлена необходимая документация.

Предлагаемая модель сопровождения включает изменения не только в содержании образования, но и охватывает организацию всего процесса жизнедеятельности детей и вопросы управления ДОУ.


Личностно-ориентированные технологии развивают индивидуальность ребенка, его социальные возможности, уникальные способности и, как следствие, направлены на становление личности ребенка в обществе, т. е. на социализацию детей.

Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности имеет огромное значение. Через игру дети учатся строить свои личностные жизненные планы, конструктивному взаимодействию с людьми, а также анализируют действия и средства достижения желаемого результата. Играя, и примеряя на себя игровую роль, ребенок видит события с разных сторон, учитывает действия и интересы другого, соблюдает нормы и правила. Именно игровая деятельность позволяет сформировать первые этические установки и моральные ценности, когда ребенок начинает оценивать свои и чужие поступки.

Интегрируя игры с методами и приемами, содержащими игровую ситуацию и направленными на социализацию детей можно реализовать личностно-ориентированную технологию в программе психолого-педагогического сопровождения.

Цель программы: формирование у детей старшего дошкольного возраста социальной подготовленности.

1. Развивать представление о нормах и правилах поведения, принятых в обществе, а также рефлексию;

2. Способствовать развитию коммуникативных навыков со сверстниками и взрослыми;

3. Обеспечивать представление о социальном мире и о месте ребенка в нем;

4. Развивать эмпатию и децентрацию у детей;

5. Формировать эмоционально-благоприятные отношения со взрослыми и сверстниками.

Теоретическая основа: работы психологов и педагогов о сущности процесса социализации, об особенностях игровой деятельности и важности старшего дошкольного возраста в процессе социализации: Г. М. Андреева, Е. П. Белинская, Л. С. Выготский, Н. Ф. Голованова, В. В. Давыдов, И. С. Кон, А. В. Мудрик, В. С. Мухина, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин, В. А. Ядов и др.

Практическая основа: в программе использованы игры, упражнения, психогимнастика О. В. Хухлаевой, Р. Р. Калининой, Н. Л. Кряжевой, М. Н. Сигимовой, М. Чистяковой.

Методы и приемы, используемые в программе: развивающие игры, упражнения, тренинги, психогимнастика, рисование, беседы.

Научные подходы, используемые в программе:

2. Деятельностный подход (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев Л. А. Венгер и др.) — формирование личности рассматривается с позиций практической деятельности как особой формы психической активности человека. Согласно подходу, внутреннее богатство личности определяется разнообразием видов деятельности, в которые реально включен человек, и тем личностным смыслом, который наполняет он эти виды деятельности [4, с. 95].

3. Личностный подход (Л. И. Божович, А. В. Запорожец, В. А. Петровский и др.) — личность понимается как совокупность внутренних условий, преломляющих все внешние воздействия. Личность — это конкретный человек как субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему. Элементы (черты личности), входящие в подструктуру личности, не имеют непосредственных природных задатков и отражают индивидуальное общественное сознание [1, с. 36].

Научные принципы, используемые в программе:

1) Принцип развития: педагог оказывает влияние на развитие социализации у детей;

2) Принцип целостности: обеспечивает единство воспитания, обучения и развития;

3) Принцип единства: необходимо рассматривать социальное развитие в свете других аспектов развития, например, познавательное, личностное и т. д.

4) Принцип относительной самостоятельности: каждый ребенок индивидуален и имеет свой темп развития.

5) Принцип системности — необходимо иметь набор взаимосвязанных элементов и программы по развитию социализации детей.

Содержательная характеристика программы: 5 блоков соотносятся с поставленными задачами. Каждый блок разделен на две недели.

Временная характеристика программы: всего 10 занятий, рассчитанных на проведение 1 раза в неделю в течение 2,5 месяцев (10 недель), по 25–30 минут, в группе до 10 детей старшего дошкольного возраста.

2. Разминка (игры на внимание, память, логику и т. п.).

3. Рефлексия прошлого занятия.

4. Основная часть — методы и приемы.

5. Рефлексия прошедшего занятия.

В таблице 1 представлен план психолого-педагогического сопровождения, состоящий из блоков занятия, задач и форм работы с детьми.

План психолого-педагогического сопровождения по социализации детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности с применением личностно-ориентированной технологии

Блоки занятия

Формы работы с детьми

1) развивать представление о нормах и правилах поведения, принятых в обществе;

2) развивать рефлексию;

3) проводить коррекцию нежелательного поведения;

4) познакомить детей с правилами поведения во время общения с людьми, учить быть вежливыми;

5) формировать у детей способность использовать агрессивные действия в социально желательных целях.

1 неделя

6 неделя

1) способствовать развитию коммуникативных навыков со сверстниками и взрослыми;

2) способствовать развитию взаимопонимания между детьми;

3) развивать у детей умение сотрудничать;

4) способствовать формированию у детей умения любить окружающих;

5) содействовать улучшению общения со сверстниками.

2 неделя

7 неделя

1) обеспечивать представление о социальном мире и о месте ребенка в нем;

2) помочь осознать собственную уникальность;

3) развивать позитивное самовосприятие;

4) повышать самооценку детей;

5) способствовать самовыражению и спонтанности детей.

3 неделя

8 неделя

1) развивать эмпатию и децентрацию у детей;

2) способствовать формированию у детей сопереживания, сочувствия, содействия;

3) воспитывать у детей любовь к окружающим;

4) развивать умение чувствовать настроение другого человека.

4 неделя

9 неделя

1) формировать эмоционально-благоприятные отношения со взрослыми и сверстниками;

2) содействовать улучшению общения со сверстниками;

3) способствовать уменьшению обидчивости у детей;

4) тренировать сплоченность действий;

5) познакомить детей со средствами понимания друг друга.

5 неделя

10 неделя

Сроки проведения программы: 12.01.2015–20.03.2015.

Разработанная программа по психолого-педагогическому сопровождению может быть реализована в любом дошкольном учреждении. Данную деятельность может осуществлять не только педагог-психолог, но и воспитатель группы детского сада.

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб. [и др.]: Питер, 2008. — 398 с.

2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики/Под ред. А. М. Матюшкина. -- М.: Педагогика, 1983. — 368 с.

3. Калинина Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. — СПб.: Речь, 2009. — 156 с.

4. Кряжева Н. Л. Радуемся вместе. Развитие эмоционального мира детей. — М., 2008. — 192 с.

5. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. -- М., 1975. — 121 с.

6. Сигимова М. Н. Формирование представлений о себе у старших дошкольников. Игры-занятия — В.: Учитель, 2009. — 166 с.

7. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3–9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. — М.:Генезис, 2006. — 176 с.

8. Чистякова М. И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. — 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 160 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, психолого-педагогическое сопровождение, старший дошкольный возраст, детский сад, игра, игровая деятельность, неделя, социализация детей, друг друга, правило поведения.

Похожие статьи

Социализация детей старшего дошкольного возраста.

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников, жизнь ребенка, сюжетно-ролевая игра.

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного.

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста. Автор: Монгуш Орлана Орлан-ооловна.

Создание модели психолого-педагогического сопровождения дошкольников в детском саду обеспечит решение этих проблем.

Индивидуальный подход к организации игровой деятельности.

Образовательная программа дошкольного образования формируется, как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.

Организация работы по социализации детей в разновозрастной.

ребенок, дошкольный возраст, дошкольное образование, детский сад, социально-личностное развитие дошкольников, социально-личностное развитие детей, социально-личностное развитие, вид деятельности. К вопросу о социально-коммуникативном развитии.

Игра как ведущая деятельность в социально-личностном.

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников, жизнь ребенка, сюжетно-ролевая игра. Психолого-педагогическая характеристика игровой.

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале.

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников, жизнь ребенка, сюжетно-ролевая игра.

Психолого-педагогическая характеристика игровой.

игра, ребенок, дошкольный возраст, действие, игровая деятельность, роль, правило игры, игровое пространство, сюжетно-ролевая игра, дошкольное детство. Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие игровой. Игра представляет собой особую деятельность.

Использование игровых технологий в социализации детей.

Это обусловлено тем, что в программе заложена психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации, индивидуализации и личности детей дошкольного возраста.

Использование сюжетно-ролевой игры в полоролевой.

старший дошкольный возраст, игра, ребенок, игровая деятельность, девочка, пол, мальчик, сюжетно-ролевая игра, создание условий, формирование. Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного.

Читайте также: