Расскажите о структуре и деятельности европейского суда по правам человека кратко ответ

Обновлено: 05.07.2024

Европейский суд по правам человека (известный также как Европейский суд, Страсбургский суд, ЕСПЧ) - это международный судебный орган по рассмотрению жалоб на нарушение прав человека, расположенный во французском городе Страсбург. Основанный в 1959 году, Европейский Суд по правам человека является компетентным в вынесении постановлений в отношении жалоб, поданных индивидуальными заявителями или государствами о нарушении Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года.

Постановления Европейского суда (Judgments) - это окончательные решения по существу дела. Только в постановлении ЕСПЧ может признать нарушение Конвенции со стороны государства-ответчика. Постановления ЕСПЧ являются обязательными для государств-участников и вынуждают правительства вносить изменения в законодательство, менять административную и судебную практику.

Конвенции о защите прав человека и основных свобод была принята в 1950 году и является главным юридическим документом для всех стран Совета Европы. Защищать ее обязанность государственных и муниципальных властей каждого государства, а также национальных судов. Поэтому Европейский суд выступает последней судебной инстанцией и действует на основе принципа субсидиарности.

ЕСПЧ является необычным судом во многих отношениях. Его юрисдикция простирается от Рейкьявика в Северной Атлантике до Владивостока на тихоокеанском побережье России. Европейский суд по правам человека служит основой для защиты прав человека в 47 государствах-членах Совета Европы, в которых проживают больше, чем 800 миллионов человек. Участником Конвенции о защите прав человека и основных свобод в скором времени будет также Европейский союз.

Здание Европейского суда по правам человека

Здание Европейского суда по правам человека

Здание Европейского суда по правам человека, именутеся также как "ДВОРЕЦ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА" было построено в 1995 года по проекту архитекторов: Richard Rogers Partnership Ltd, Лондон, и Клод Бюше, Страсбург. Полезная площадь: 28 000 кв.м, из них: - 860 кв.м большой зал судебных заседаний - 520 кв.м малый зал судебных заседаний - 4500 кв.м конференц-залы. Количество конференц-залов: -16500 кв.м офисы 18, в том числе: - большой зал судебных заседаний (243 места + 49 мест для судей + 22 места для заявителей) - малый зал судебных заседаний (101 место + 25 мест для судей + 12 мест для заявителей) - совещательные комнаты (от 47 до 52 мест) - конференц-залы (в среднем 47 мест вокруг стола + 52 отдельных места).

Содержание

I. Десять главных фактов о Европейском суде по правам человека

ЕСПЧ - высшая судебная инстанция для всех судебных систем европейских стран, включая Турцию и Россию, кроме Республики Беларусь; всего 47 государств.

ЕСПЧ создан и действует с 1959 года во французском городе Страсбург на основании Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года (Конвенция).

ЕСПЧ рассматривает жалобы от любых физических, юридических лиц, или государств на действия (бездействия) властей государств-участников Конвенции или Европейского Союза (ЕС еще не присоединился к Конвенции).

Официальными языками Европейского суда являются английский и французский; это означает, что судебные заседания и судебное делопроизводство осуществляется на одном из этих языков.

Рабочими языками ЕСПЧ являются все языки государств-участников Конвенции; это означает, например, что жалоба может быть подана на любом языке государства-участника.

Европейский суд выносит три основных вида решений (всего их более 10 видов):

  • решение о неприемлемости жалобы, оформленное в виде письма, адресованного заявителю (более 95%);
  • решение о неприемлемости или приемлемости жалобы в виде отдельного мотивированного документа, в переводе на русский, именуется собственно "решением" (decision);
  • окончательное решение по делу, в переводе на русский, именуемое постановлением (judgment); только в этом документе Европейский суд может признать нарушение прав человека.

7. За 56 лет своего существования ЕСПЧ вынес 42,529 мотивированных решений и постановлений (на 25 ноября 2016 года). 90% из них было вынесено за 20 последних лет.

8. Полномочия Европейского суда по правам человека:

  • признавать факт нарушения прав человека;
  • присуждать компенсацию жертвам; признавать ответчика не исполнившим окончательное решение Европейского суда;
  • выносить консультативные заключения; предписывать ответчику принять определенные меры по устранению нарушений прав человека, указав на характер этих мер.

9. Последствия для государства (или Европейского союза) вынесения постановления Европейским судом, в котором будет признано нарушение, зависят от характера нарушений и могут быть следующие:

  • выплата компенсации; проведения расследования, если речь идет о потерпевшем в преступлении, пересмотр как гражданского, так и уголовного дела (индивидуальные меры);
  • изменение законодательства или принятие других общих мер по исправлению ситуации в целом (меры общего характера).

10. Последствия невыполнения постановления Европейского суда: привлечение к международно-правовой ответственности, включая все применимые международно-правовые виды ответственности (порицание, ответные меры и и др., а также как крайняя мера - приостановление членства или исключение из членов Совета Европы.

II. Идеология Европейского суда по правам человека

Идеология создания и работы ЕСПЧ определяется двумя факторами. Во-первых, создателями Европейского суда и их целями. Во-вторых, тем кто и на что может жаловаться в этот международный суд.

Идеологами создания ЕСПЧ является небольшая группа дальновидных и идеалистически настроенных адвокатов, которые решили предотвратить повторение разрушительных войн и сопутствующих ужасных преступлений. Они утверждали, что лучшим способом для достижения этой цели должно быть гарантировано уважение к демократии и верховенству права на национальном уровне. Они считали, что только коллективное соблюдение основных прав обеспечит общие минимальные стандарты, которые составляют основу демократического общества.

Обращаться с жалобами в Европейский суд по правам человека можно только против государств-участников Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Это означает, что жалобы против частных лиц (физических или организаций) являются недопустимыми. Однако в некоторых случаях государство несет ответственность за действия частных лиц. Тем не мене жалоба в любом случае подается против государства.

Государство несет ответственность за действия всех своих органов и представителей. Муниципальные органы также подпадают для целей обращения в Европейский суд по правам человека в круг ответственных субъектов, хотя формально не являются государственными органами. В некоторых случаях в Европейский суд по правам человека можно обращаться в связи с действиями коммерческих организаций, которые не являются ни государственными, ни муниципальными, однако в руководстве, которых государство играет определенную роль.

Главной целью создания и функционирования Европейского суда по правам человека является обеспечение соблюдение прав и свобод людей и организаций, закрепленных в Конвенции по защите прав и основных свобод.

III. Ключевые даты истории Европейского суда по правам человека

IV. Конвенция о защите прав человека и основных свобод:

основа существования и деятельности ЕСПЧ

Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms) принята 4 ноября 1950 года в Риме. Конвенция закрепляет перечень основных прав, которые обязаны обеспечивать, в первую очередь государства-члены Совета Европы. Конвенция учреждает Европейский суд по правам человека, в который человек, организация, группа лиц или государство имеет право подать жалобу в случае несоблюдения государствами прав, гарантируемых Конвенцией.

Таким образом, Конвенция включает в себя нормы материального и процессуального права.

Конвенция дополнялась отдельными протоколами, которые действуют и юридически являются частью Конвенции. В Конвенцию вносились изменения отдельными протоколами. Протокол № 14 изменил процедуру рассмотрения дел, а также дополнил текст Конвенции положениями гарантирующими исполнение окончательных постановлений (решений) Европейского суда по правам человека. Текст Конвенции также был ранее изменен в соответствии с положениями Протокола № 3, который вступил в силу 21 сентября 1970 г., Протокола № 5, который вступил в силу 20 декабря 1971 года и Протокола № 8, который вступил в силу с 1 января 1990 года, и включает в себя также текст Протокола № 2. Все положения, которые были изменены или добавлены 5 и 8 протоколами были заменены Протоколом № 11, с даты вступления его в силу - 1 ноября 1998 года.Начиная с этого момента, Протокол № 9, который вступил в силу 1 октября 1994 года, был отменен, а Протокол № 10 потерял свою цель.

V. Cостав Европейского суда по правам человека

Судьи и Секретариат ЕСПЧ

ЕСПЧ состоит из 47 судей. Число судей, входящих в состав суда, равно количеству государств - участников Конвенции. Судьи ЕСПЧ избираются Парламентской ассамблеей Совета Европы из списка, поданного каждым государством и включающего в себя три кандидатуры. Они избираются со сроком полномочий на девять лет и не могут быть переизбраны. У

ЕСПЧ есть вспомогательный орган - Секретариат ЕСПЧ. В состав Секретариата входят юристы, административный и технический персонал, переводчики. В настоящий момент в Секретариате работает 679 человек, из которых 62 – граждане России.

VI. Полномочия Европейского суда по правам человека

Компетенция (юрисдикция, полномочия) Европейского суда по правам человека является обязательной для всех государств-участников Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Кратко и почти исчерпывающим образом о полномочиях ЕСПЧ. Европейский суд по правам человека имеет право:

  • рассматривать индивидуальные и межгосударственные жалобы, поданные в Европейский суд по правам человека против одного или нескольких государств-членов Совета Европы или против Европейского союза;
  • признавать факт того, что было нарушено, то или иное право заявителя;
  • присудить выигравшему заявителю справедливую компенсацию;
  • толковать Конвенцию о защите прав человек и основных свобод;
  • устанавливать факт того, что какое-либо нарушение в определенном государстве носит массовый характер из-за системной проблемы, в связи, с чем предписывать этому государству предпринять меры по исправлению этого недостатка;
  • рассматривать запрос комитета министров Совета Европы по вопросу о том, не нарушило ли государство-ответчик свое обязательство по исполнению постановлений (решений) Европейского суда поп правам человека;
  • давать толкование ранее вынесенному постановлению по запросу Комитета Министров Совета Европы;
  • выносить Консультативные заключения о толковании Конвенции о защите прав человека и основных свобод, по вопросам, не связанным с рассмотрением дел.

VII. Права, которые защищает Европейский суд по правам человека

Перечень прав за соблюдением которых государствами-членами Совета Европы следит Европейский суд по правам человека закреплен в Конвенции о защите прав человека и протоколах к ней:

  1. Право на жизнь
  2. Запрещение пыток
  3. Запрещение рабства и принудительного труда
  4. Право на свободу и личную неприкосновенность
  5. Право на справедливое судебное разбирательство
  6. Наказание исключительно на основании закона
  7. Право на уважение частной и семейной жизни
  8. Свобода мысли, совести и религии
  9. Свобода выражения мнения
  10. Свобода собраний и объединений
  11. Право на вступление в брак
  12. Право на эффективное средство правовой защиты
  13. Запрещение дискриминации
  14. Защита собственности
  15. Право на образование
  16. Право на свободные выборы
  17. Свобода передвижения
  18. Право на обжалование приговоров по уголовным делам во второй инстанции
  19. Право на компенсацию в случае судебной ошибки
  20. Право не быть судимым или наказанным дважды
  21. Равноправие супругов

VIII. Порядок рассмотрения дел в Европейском суде по правам человека

Поступившие в ЕСПЧ жалобы, рассматриваются сначала всегда Секретариатом Суда, затем либо Единоличным Судьей, либо Комитетом из трех Судей, либо Палатой из семи судей (или 5 судей), либо Большой Палатой из 17 судей.

С 2014 года в Суд может быть подана только жалоба установленной формы (раньше, можно было написать письмо в произвольной форме (предварительная жалоба), в котором высказывалось намерение подать жалобу и ее суть).

Также в Суд может быть направлено заявление о применении Европейским судом предварительных мер. В любом случае за письмом или заявлением в Суд направляется жалоба. В противном случае производство по жалобе просто не будет возбуждено, а по возбужденному делу оно прекращается.

Рассмотрение индивидуальных жалоб является основным видом деятельности Европейского суда по правам человека. Однако наряду с этим ЕСПЧ разрешает другие вопросы: о применении предварительных мер, о вынесении консультативного заключения, вынесение пилотного постановления, толкование ранее вынесенного Судом постановления, производство по вопросу нарушения обязательства исполнять постановление. Два последних производства введены Протоколом № 14 к Конвенции.

Читайте подробнее о порядке рассмотрения жалоб: Процесс рассмотрения жалоб в ЕСПЧ

Кто может подавать жалобы в ЕСПЧ

Европейский суд по правам человека принимает жалобы от любого физического лица, юридического лица или группы таких лиц. Исключение составляют только государственные органы и организации.

После какой национальной инстанции можно подавать жалобу в ЕСПЧ

Европейский суд принимает жалобы только после исчерпания внутренних средств правовой защиты, но не всех, а только эффективных средств. Право определить, является ли национальное средство защиты эффективным, принадлежит самому Европейскому суду по правам человека.

Применительно к России, ответить на вопрос о том, после какой инстанции можно обращаться в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), необходимо следующим образом:

  • По гражданским делам, рассматриваемым по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным кодексом, а также по делам из публичных правоотношений, разрешаемым по кодексу административного судопроизводства жалобу в Европейский суд по правам человека следует подавать в течении 6 месяцев после кассационного определения Верховного суда РФ (суда четвертой инстанции) инстанции.
  • По уголовным делам, а также делам по административным правонарушениям, рассматриваемым по КоАП, жалобу в ЕСПЧ необходимо подавать после суда второй (апелляционной) инстанции.
  • В отличие от гражданских и уголовных дел, рассматриваемых в судах общей юрисдикции, по делам рассматриваемым в арбитражном суде нет точной определенности, поскольку на данный момент ЕСПЧ не рассмотрел вопрос о том, является ли Верховный суд РФ, который рассматривает арбитражные дела взамен упраздненного Высшего арбитражного суда, эффективном средством правовой защиты. Однако автор убежден, что ответ будет положительным.
  • В определенных случаях обращение в национальные суды может не потребоваться.

IX. Cтатистические показатели работы Европейского суда по правам человека

ЕСПЧ: статистика в 2016 году

С 1 января по 1 ноября 2016 года

за 2015 тот же период

Статистика Европейского суда по правам человека за с 1959 по 2016 годы

Главными полномочиями Европейского суда по правам человека является компетенция рассматривать межгосударственные и индивидуальные жалобы. Именно в рассмотрении индивидуальных жалоб сосредоточенно больше 99% деятельности Европейского суда по правам человека.

С момента своего основания в 1959 году по 10.06.2016, Европейский суд по правам человека вынес:

  • постановлений: 19001;
  • мотивированных решений: 22 483;
  • консультативных заключения: 3.

Около половины постановлений и решений вынесено против четырех государств: Турции (5 195), Польша (3597), Россия (3309), Италия (3036).

Статистика ЕСПЧ в картинках

Поступившие жалобы в еспч

Количество жалоб, ожидающих рассмотрения ЕСПЧ

Количество жалоб, ожидающих рассмотрения ЕСПЧ

Стадии на которых находятся жалобы в ЕСПЧ

статистика еспч 2014

X. Европейский суд по правам человека и Европейский Союз

В настоящее время идет процесс присоединения Европейского Союза к Конвенции. После присоединения Европейского союза к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, жаловаться также можно будет и против действий органов и институтов Европейского союза.

Присоединение Европейского союза к Конвенции стало юридическим обязательством по Лиссабонскому договору, который вступил в силу 1 декабря 2009 года. Правовая основа для присоединения ЕС Конвенции стала статья 59 этого договора ( "Европейский Союз может присоединиться к настоящей Конвенции"), с поправками, внесенными Протоколом № 14 к Конвенции, который вступил в силу 1 июня 2010 года.

Присоединение Европейского союза к Конвенции о защите прав человека преследует решение двух основных задач:

  • дать возможность гражданам и организациям обжаловать действия органов Европейского Союза;
  • сбалансировать практику Европейского суда по правам человека и Суда Европейского Союза, которые находится в Люксембурге.

XI. Адрес и сайт Европейского суда по правам человека

European Court of Human Rights
Council of Europe
67075 STRASBOURG CEDEX
FRANCE


Европейский суд по правам человека (англ. European Court of Human Rights , фр. Cour européenne des droits de l’homme ) — международный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства-члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, и включает все вопросы, относящиеся к толкованию и применению Конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц.

Его защита распространяется на граждан России с 5 мая 1998 года.

Содержание

История возникновения

Вступившая в силу 3 сентября 1953 года Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты.

Первоначально этот механизм включал три органа, которые несли ответственность за обеспечение соблюдения обязательств, принятых на себя государствами-участниками Конвенции: Европейскую комиссию по правам человека, Европейский суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы.

С 1 ноября 1998 года, по вступлении в силу Протокола № 11, первые два из этих органов были заменены единым, постоянно действующим Европейским судом по правам человека. Его местонахождение — Дворец прав человека в Страсбурге (Франция), где находится и сам Совет Европы.

Согласно первоначальной системе все жалобы, поданные индивидуальными заявителями или государствами-участниками Конвенции, становились предметом предварительного рассмотрения Европейской Комиссии по правам человека. Она рассматривала вопрос об их приемлемости и при положительном решении передавала дело в Европейский суд по правам человека для принятия окончательного, имеющего обязательную силу решения. Если дело не передавалось в Суд, оно решалось Комитетом министров. С 1 октября 1994 года заявителям было предоставлено право самим передавать свои дела в Суд по жалобам, признанным Комиссией приемлемыми.

Европейский суд призван обеспечивать неукоснительное соблюдение и исполнение норм Конвенции её государствами-участниками. Он осуществляет эту задачу путём рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых им к производству на основе индивидуальных жалоб, поданных физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией. Возможна также подача жалобы на нарушение Конвенции государством-членом Совета Европы со стороны другого государства-члена.

Начав свою деятельность в 1959 году, Европейский суд к концу 1998 года рассмотрел более тысячи дел, подавляющее большинство из которых — по жалобам граждан.

Условия подачи жалоб


Прежде, чем жалоба будет подана в Суд, необходимо строгое соблюдение нескольких непременных условий.

Юрисдикция Европейского суда по правам человека

Ратификация Конвенции и признание юрисдикции Европейского суда означает также и то, что деятельность всех российских органов государственной власти, в особенности судебных, их решения и используемые процедуры, равно как и решения законодательных органов, не должны противоречить положениям Конвенции, тем более что в соответствии со ст. 15, ч. 4 Конституции Российской Федерации она образует составную часть российской правовой системы.

За всю многолетнюю практику Европейского суда не было зафиксировано ни одного случая неисполнения решений Суда государствами-членами Совета Европы. Иное, согласно Уставу Совета Европы, может привести к приостановлению членства государства и, в конце концов, в соответствии с решением Комитета министров, — исключению государства из состава Совета Европы. В случае, если государство констатирует, что без изменения законодательства или судебной практики рассмотренная Европейским судом ситуация может повториться, оно, как правило, осуществляет необходимые новации.

В соответствии со ст. 46 Конвенции, надзор за исполнением решений Суда осуществляет Комитет министров Совета Европы, который во исполнение этой нормы призван следить не только за своевременной выплатой денежной компенсации, но и за тем, как государство-участник Конвенции исправляет ставшие очевидными в свете решения Суда расхождения норм его внутреннего права или позиции судебной практики со стандартами Совета Европы. Юридически решение, вынесенное Судом, обязательно лишь для государства-ответчика по делу. Однако нередко значимость решений Суда выходит за национальные пределы, воздействуя на право и судебную практику и других государств-участников Конвенции.

ЕСПЧ и Россия

Российским судьёй в ЕСПЧ является Анатолий Ковлер.

Уполномоченным Российской Федерации (то есть адвокатом правительства) долгое время работал Павел Лаптев, в 2007 году на эту должность назначена Вероника Милинчук, в 2008 году — Георгий Матюшкин.

  • 2001 год — 2490 жалоб,
  • 2002 год — 4716,
  • 2003 год — 6602,
  • 2004 год — 7855,
  • 2005 год — 10 009.

Согласно предварительным данным за 2008 год, из России поступило 28 % жалоб: 27 250 исков из 97 307. [1]

Периодически представители российских властей предлагают уменьшить количество исков, подаваемых в Европейский суд, путём запрета обращаться в Страсбург до исчерпания национальных средств правовой защиты. [2] Однако такое требование и без того содержится в Европейской конвенции о правах человека. При этом сам ЕСПЧ под исчерпанием средств правовой защиты применительно к России понимает прохождение первой и кассационной инстанций в российских судах; подача заявления о пересмотре дела в порядке надзора до подачи жалобы в ЕСПЧ необязательна. ЕСПЧ рассматривает жалобы до прохождения всех национальных инстанций, только если заявителю удаётся доказать, что его права не могли быть эффективно защищены с помощью внутренних средств правовой защиты.

ЕСПЧ последовательно признаёт, что условия содержания в местах заключения в России (отсутствие нормальной освещённости, перенаселение камер, устройство туалетов в камерах, содержание совместно курящих и некурящих и т. д.) сами по себе могут рассматриваться как бесчеловечное обращение и составлять нарушение Конвенции (см., например: Khudoyorov v. Russia, Labzov v. Russia, Novoselov v. Russia, Mayzit v. Russia, Kalashnikov v. Russia, Guliyev v. Russia, Shchebet v. Russia).

menu

Основанный в 1959 году, Европейский Суд по правам человека является международным судебным органом, компетентным в вынесении постановлений в отношении жалоб, поданных индивидуальными заявителями или государствами. Жалобы должны касаться нарушений гражданских и политических прав, изложенных в Европейской Конвенции о защите прав человека. С 1998 года Суд заседает на постоянной основе, и физические лица имеют возможность подавать жалобы напрямую. Почти за полвека Суд вынес более 10 000 постановлений. Они являются обязательными для государств-участников и вынуждают правительства вносить изменения в свои законодательства и административную практику в многочисленных сферах деятельности. Благодаря практике Суда Конвенция является динамичным и мощным инструментом для решения новых задач и укрепления правового государства и демократии в Европе. Суд расположен в Страсбурге, во Дворце прав человека, спроектированном в 1994 году британским архитектором лордом Ричардом Роджерсом. Именно в этом здании, чье изображение известно во всем мире, Суд следит за соблюдением прав человека 800 миллионов европейцев в 47 государствах-членах Совета Европы, ратифицировавших Конвенцию.

Европейский Суд по правам человека: структура и состав

Количество судей, входящих в состав Европейского Суда по правам человека равно количеству стран, входящих в состав Совета Европы и ратифицировавших Конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Таким образом один судья представляет одно государство, участника Конвенции.

Судьи не являются представителями государств, а принимают участие в работе Европейского суда не в качестве представителей государств, а в личном. Защита интересов своей страны не должна быть целью работы судьи.

Реорганизация Европейского суда, проведенная в 1998 г. руководящими органами Совета Европы, существенно повлияло на состав суда. Реорганизация была проведена с целью:

  1. сохранить преемственность судебной практики и обеспечить максимально эффективное использование судебного опыта, накопленного в предыдущие периоды;
  2. омолодить судейский состав, поскольку в предыдущем составе большинство судей были старше 70-ти лет или довольно близко к этому возрасту. Новый суд в большинстве своем составлен из судей возрастом 50-60 лет и в меньшей мере судьями, перешагнувшими возраст 60-ти лет.

Конвенцией не устанавливается нижний возрастной предел для судей в Европейском Суде по правам человека.

  1. сбалансировать гендерное представительство в суде, поскольку в предыдущих составах женщины судьи практически отсутствовали.

Одно из правил, действующих во время выборов судей в Европейском Суде, гласит, что если два претендента на должность, один из которых женщина, набирают во время голосования одинаковое количество голосов, то выбранной на должность считается женщина-судья.

Судьей Европейского Суда может быть выбрано исключительно лицо, выставленное претендентом исключительно государство, членом Совета Европы.

Как правило, судьями избираются граждане государств, представивших их в качестве претендентов, но это правило не носит обязательного характера.

Конвенция предусматривает выбор судей Парламентской Ассамблеей Совета Европы большинством голосов сроком на 6 лет с правом переизбрания.

Полномочия судей досрочно прекращаются на основании отставки, то есть ухода по собственному желанию, или освобождения от занимаемой должности. В случае отставки судья подпет соответствующее заявление на имя Председателя суда, а тот, в свою очередь, передает его Генеральному Секретарю Совета Европы. Освобождение судьи от занимаемой должности происходит в случае его несоответствия предъявляемым требованиям.

Европейский Суд по правам человека является абсолютно независимым органом. Исключено вмешательство в его деятельность и деятельность судей, входящих в его состав, со стороны других органов СЕ.

Шестой протокол Генерального соглашения о привилегиях и иммунитете СЕ постановил следующее:

  • в процессе исполнения своих обязанностей, а также во время перемещений, связанных с выполнением обязанностей, судья, равно ка и его багаж, не может быть задержан или арестован и в вопросах, связанных с таможенным контролем, обладает теми же привилегиями, что и глава дипломатической миссии;
  • документы, связанные с деятельностью судьи Европейского Суда, неприкосновенны, а официальные переписки судей не могут быть арестованы или подданы цензуре;
  • с целью обеспечения независимости и свободы слова в процессе исполнения обязанностей судьям предоставлен судебный иммунитет, относящийся ко всему сказанному, написанному или совершенному в процессе исполнения служебных обязанностей. Данный иммунитет действует и после того, как полномочия судьи прекращаются.

Статусом судьи также предусмотрен запрет на осуществление деятельности, несовместимой с принципами независимости и беспристрастности или противоречащих требованиям, вытекающим из полномочий судьи. Запрет распространяется на все время пребывания судьи в должности. Значимым для статуса также является правило старшинства, определяющееся исходя из возраста или времени пребывания в должности. Одно из правил Конвенции предусматривает обязательное участие в деле судьи от страны-представителя, являющейся стороной в рассматриваемом деле. Такая необходимость продиктована тем, что в результате такого рассмотрения Суд непосредственно сталкивается с правовыми нормами данного государства и вопросы, возникающие в процессе рассмотрения дела, лучше всего способен разъяснить именно судья, представляющий эту страну.

Структура Европейского Суда по правам человека

В качестве высшего распорядительного органа Европейского суда выступает пленарное заседание, в состав которого входят все без исключения судьи. Пленарное заседание решает важные организационные вопросы. Судебные функции не относятся к компетенции заседаний. К числу вопросов, обсуждаемых на пленарном заседании, относятся:

  • выборы руководящего состава суда, в том числе Председателя и его заместителей, а также Председателя Секции. Процесс выбора представляет собой тайное голосование. В случае, если ни один из кандидатов не получил абсолютное большинство голосов, проводится второй тур голосования. Во втором туре производится голосование за двоих кандидатов, получивших наибольшее количество голосов в первом туре. При равенстве голосов выбор производится по принципу старшинства;
  • вопросы образования судебных секций и утверждения их составов;
  • выборы руководителя судейского аппарата, именуемого Грефье, а также его заместителей;
  • утверждение регламента Суда, его толкования и внесение правок и изменений;
  • принятие решения об освобождения судей от занимаемых должностей на основании дискредитирующих фактов;
  • иные вопросы, вынесенные на рассмотрение пленарным заседанием Председателем или другими судьями. Пленарное заседание созывается Председателем Суда на основании требования не менее трети судей.

Решение пленарного заседания является правомочным только в случае, если в заседании принимало участие не меньше 2/3 от состава судей.

Ключевой фигурой Европейского Суда по правам человека является его Председатель. Он обладает широкими компетенциями, в числе которых выделяются:

  • организационные и управленческие функции, такие как осуществление руководства работой и управление делами Суда;
  • представительские функции, на пример взаимодействие с органами управления Совета Европы;
  • судебные функции, которые заключаются в председательствовании на пленарном заседании, заседании Большой Палаты и комитета 5-ти судей. Голос Председателя является определяющим в случаях, когда голоса судей разделяются поровну.

Судебные функции Председателя ЕСПЧ подчиняются принципам коллегиальности, согласно которых рассматриваются решения Суда.

1 апреля 2019 г. новым Председателем Европейского Суда по правам человек был избран представитель от Греции Линос-Александр Сицилианос, занимавший с мая 2017 г. должность вице-президента.

Председатель Европейского Суда выбирается сроком на три года с правом переизбрания путем голосования на Пленарном заседании. Выборы заместителей председателя проводятся по тем же правилам.

Пребывание судьи в должности Председателя ограничивается сроком его полномочий судьи.

C 2003 г. в Европейском Суде начал функционировать новый орган, именуемый Бюро и созданный с целью содействия Председателю в процессе выполнения обязанностей, связанных с руководством Судом и его подразделениями и улучшения координации работы Секций. На Бюро возложены обязанности по решению административных и внесудебных вопросов, находящихся в компетенции председателя суда и переданных им для рассмотрения Бюро. По результатам рассмотрения вопросов Бюро делает доклад и вносит предложения в процессе пленарного заседания. По результатам совещания Бюро составляется отчет на французском и английском языках и его копии передаются всем судьям.

Важным моментом деятельности Бюро также является выполнение им функций консультационного органа ЕСПЧ в случаях, когда Регламент предполагает предписание практических инструкций по отправлению правосудия.

Секция в полном составе (11 судей) принимает участие в рассмотрении дела в процессе открытого публичного слушанья.

Секции Суда созданы с целью децентрализации в процессе распределения между судьями наростающего количества дел. Раньше эта функция возлагалась непосредственно на Председателя ЕСПЧ.

Европейский Суд разделен на четыре Секции, представленных равным количеством судей. Секции образуются в процессе пленарного заседания на основании предложения Председателя. Срок полномочий Секций аналогичен сроку полномочий Председателя и составляет 3 года. При создании Секций соблюдается баланс по географическому и гендерному критериям с учетом специфика права стран-участниц. Такое распределение способствует максимально всестороннему рассмотрению дел в каждой из Секций в независимости от того, интересы какого государства при этом подлежат рассмотрению.

Председатели Секций выбираются по общим правилам в процессе пленарного заседания.

Каждое дело, переданное в Секции рассматриваются образованной Палатой в составе 7-ми судей, в число которых входят: председатель, судья, представляющий государство и еще 5 судей из Секции, назначенных председателем. Дела подлежат рассмотрению Палатами в порядке очередности. Также Палатой может быть принято решение о рассмотрении в приоритетном порядке. Если судья, являющийся представителем от государства-участника конвенции не состоит в Секции, то он принимает участие в заседании Палаты на правах полноценного участника, а остальные судьи назначаются стандартным путем председателем Секции. Судьи, не получившие назначения в Палаты, принимают участие в слушании по делу без права голоса. Такие судьи имеют статус запасных и могут заменить судью, который был изначально назначен на это рассмотрение, но отсутствует.

Европейским Судом практикуется объединение в общее производства нескольких жалоб при условии, что они характеризуются сходностью предмета и в качестве ответчика выступает одно государство. Исходя из возрастающего количества жалоб такая практика, скорее всего, будет более широко применятся и в будущем.

Если в качестве ответчика и заявителя с общими интересами выступают два и более государства ст. 30 Регламента Европейского Суда предусмотрена возможность назначения общего судьи для заседания в Палате в качестве избранного по предложению Председателя. Соответствующее предложение вносится Председателем после ознакомления государств-участников с поданной жалобой в соответствии с требованиями ст. 54. Если соглашение о назначении единого избранного судьи между государствами не достигается, то такой определяется Председателем путем жребия из числа претендентов, поданных государствами-участниками процесса.

Высшей судебной инстанцией ЕСПЧ является Большая Палата, состоящая из 17-ти основных и 3-х запасных судей. На заседаниях Большой Палаты председательствует Председатель или же один из его заместителей. В состав Большой Палаты входят также Председатели Секций или их заместители и другие судьи. Состав суда Большой Палаты избирается жеребьевкой, проводимой Председателем при участии Секретаря. Правила жеребьевки обеспечивают соответствие принципам географической и гендерной сбалансированности и принимают во внимание специфику правовых систем государств – участников процесса. В результате такого подхода обогащается работа Суда, и увеличивает значимость принимаемых решений.

Ст. 30 Конвенции предусмотрена возможность отказа Палатой от своих компетенций в пользу Большой палаты, если дело, рассматриваемое в Палате касается существенных вопросов, связанных с толкованием положений Конвенции или Протоколов или решение рассматриваемых вопросов противоречит постановлениям, которые были вынесены Судом ранее. При этом в состав Большой палаты включаются Члены Палаты, ранее рассматривающей это дело и отказавшейся от своих компетенций. В исключительном случае любая из сторон процесса на протяжении 3-х месяцев после вынесения постановления Палатой имеет право подать письменное ходатайство о передаче рассмотрения дела в Большую Палату. При этом указывается существенный вопрос, касающийся толкования или применения Конвенции и ее Протоколов, или же другой существенной проблемы, требующей рассмотрения в Большой Палате. При рассмотрении подобных дел Большой Палатой в ее состав не входит судья, принимавший участие в совещаниях при первом рассмотрении. Исключением являются Председатель Палаты и судьи – представители государств, участвующих в процессе. Соответствующие прошения рассматриваются Коллегией в составе 5-ти судей. В состав Коллегии входит Председатель Суда и Председатели Секций или заместители. В коллегию не могут входить Председатели и заместители Секций, образовывавших Палату, которая рассматривала это дело ранее и судья – представитель государства, участвующего в процессе или его гражданин.

В соответствии со ст. 44 Конвенции постановления, вынесенные Большой Палатой являются окончательными, а решения Палат приобретают статус окончательных, когда:

  • сторонами сделано заявление о том, что рассматриваемое дело не будет перенаправлено в Большую Палату;
  • истек 3-х месячный срок с момента вступления в силу постановления и ни одной из сторон за прошедшее время не было подано прошения о передаче дела в Большую Палату;
  • прошение о передаче дела на рассмотрение в Большую Палату было отклонено Коллегией.

Окончательные постановления ЕСПЧ носят обязательный характер для выполнения всеми государствами – участниками Конвенции. Контроль за выполнением постановлений возлагается на Комитет Министров. Согласно ст. 44 Конвенции окончательные постановления Европейского суда должны быть опубликованы.

На протяжении года с момента публикации постановления согласно ст. 79 регламента любая из сторон дела может подать прошение в Суд с целью его разъяснения если обнаруживается факт, который на момент вынесения постановления не был/или не мог быть известен Суду, но мог быть решающим при принятии решения. Данное прошение может быть подано стороной, обнаружившей факт, на протяжении 6-ти месяце с момента обнаружения с обязательным подкреплением в виде документов. Рассмотрение такого прошения производится Палатой в ее изначальном составе. Палата может принимать решение об отклонении прошения, если отсутствуют основания для рассмотрения либо удовлетворить прошение и назначить дату повторного рассмотрения с уведомлением другой стороны процесса. В результате рассмотрения прошений Палаты выносят решения в виде постановлений.

Также допускается внесение исправлений в постановление по инициативе Суда или на основании ходатайства одного из участников процесса на протяжении месяца с момента вступления постановления в силу в части технических, арифметических и ошибок другого рода, а также описок.

Решение о количестве комитетов принимается Председателями Суда и Секций. В состав Комитета входят 3 судьи из одной Секции. Комитеты создаются на 12-ти месячный срок. В задачу Комитетов входит решение вопросов приемлемости к рассмотрению жалоб, внесенных в Секцию.

Комитеты не занимаются рассмотрением жалоб по существу, а лишь проверяют последние на соответствие критериям приемлемости.

Особый статус и функции секретаря в Европейском Суде по правам человека

Эффективная работа ЕСПЧ во многом зависит от организованности и профессиональности его аппарата.

Одной из важнейших функций Секретариата Европейского Суда является судебная. Ее основной отличительной чертой стоит отметить значительную вовлеченность представителей аппарата в процессы рассмотрения дел и принятия решений. Именно ввиду такой специфики руководителя аппарата ЕСПЧ называют Грефье (рус. секретарь). Грефье или его заместители вместе с ведущими сотрудниками аппарата, готовившими дело, принимают участие в судебных заседаниях. Они не обладают правом голоса, но при этом отвечают на вопросы судьи, дают разъяснения по вопросам, касающимся обстоятельств дела, а также в случае возникновения разночтений в документах на английском и французском языках. В процессе подготовки дел к слушаниям служба Грефье фиксирует вопросы, которые они считают самыми важными для принятия решения по делу. Также служба Грефье может заниматься подготовкой первоначального проекта решения по рассматриваемому делу. Ст. 25 Конвенции говорит об использовании Судом помощи референтов. Постановления Суда подписывает Председатель состава судей, рассматривавших дело, а также Грифье или кто-то из его заместителей. Дополнительной значимости Грифье добавляет тот факт, что последний пользуется иммунитетом, аналогичным установленному Протоколом для судей. Грефье избираются на пленарном заседании путем тайного голосования сроком на 5-ть лет с правом на переизбрание. Назначение состава секретариата, в том числе референтов, осуществляет Генеральный секретарь СЕ с согласия Председателя ЕСПЧ или Грефье согласно его поручения.

Значимость должности Секретаря также подчеркнуто в ст.1 Регламента, устанавливающей, что данный термин применим только к Секретарю Суда или Секретарю Секции.

Регламентом установлен ряд требований, предъявляемых к кандидату на должность Секретаря:

  • кандидат должен соответствовать высочайшим моральным критериям;
  • обладать необходимыми познаниями в области права, лингвистики и администрирования;
  • иметь необходимый опыт для выполнения своих обязанностей на занимаемой должности.

Секретарь может быть отстранен от занимаемой должности решением 2/3 голосов судей, принимающих участие в пленарном заседании в случае несоответствия секретарем требованиям, предъявляемым на данной должности.

В случае с избранием Грефье наиболее ярко отслеживается политика ЕСПЧ по сбалансированному представительству полов. Так, в случае, если в процессе голосования кандидаты на должность получают одинаковое количество голосов, приоритетом в назначении пользуется кандидат – женщина и только потом старший по возрасту кандидат.

Состав секретариата ЕСПЧ, в том числе референтов, назначает Генеральный секретарь СЕ с согласия Председателя ЕС или Грефье.

В настоящее время ведется обсуждение возможности вывода секретариата из подчинения Совету Европы с дальнейшей передачей в прямое подчинение Европейскому Суду.


Вступившая в силу 3 сентября 1953 г. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты.

Первоначально этот механизм включал три органа, которые несли ответственность за обеспечение соблюдения обязательств, принятых на себя государствами — участниками Конвенции: Европейскую Комиссию по правам человека, Европейский Суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы.

С 1 ноября 1998 г., по вступлении в силу Протокола № 11, первые два из этих органов были заменены единым, постоянно действующим Европейским Судом по правам человека. Его местонахождение — Дворец прав человека в Страсбурге (Франция), где находится и сам Совет Европы.

Согласно первоначальной системе все жалобы, поданные индивидуальными заявителями или государствами — участниками Конвенции, становились предметом предварительного рассмотрения Европейской Комиссии по правам человека. Она рассматривала вопрос об их приемлемости и при положительном решении передавала дело в Европейский Суд по правам человека для принятия окончательного, имеющего обязательную силу решения. Если дело не передавалось в Суд, оно решалось Комитетом министров. С 1 октября 1994 г. заявителям было предоставлено право самим передавать свои дела в Суд по жалобам, признанным Комиссией приемлемыми.

Европейский Суд призван обеспечивать неукоснительное соблюдение и исполнение норм Конвенции ее государствами-участниками. Он осуществляет эту задачу путем рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых им к производству на основе индивидуальных жалоб, поданных физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией. Возможна также подача жалобы на нарушение Конвенции государством — членом Совета Европы со стороны другого государства-члена.

Начав свою деятельность в 1959 г., Европейский Суд к концу 1998 г. рассмотрел более тысячи дел, подавляющее большинство из которых по жалобам граждан. Сегодня можно сказать, что все нормы, содержащиеся в разделе I Конвенции, а также нормы Протоколов, дополняющие этот раздел, применяются так, как они истолкованы в решениях Европейского Суда.

При этом прежде, чем жалоба будет подана в Суд, необходимо строгое соблюдение нескольких непременных условий.

Во-вторых, жалоба может исходить только от самого потерпевшего. Даже в том случае, когда жалобу подает объединение лиц, каждый должен доказать свои конкретные личные претензии.

В-третьих, жалоба должна быть подана не позднее чем через шесть месяцев после окончательного рассмотрения вопроса компетентным государственным органом.

В-четвертых, жаловаться можно только на те нарушения, которые имели место после даты ратификации Конвенции Россией.

В-пятых, для того, чтобы жалоба была признана приемлемой по существу, заявителем должны быть исчерпаны все внутригосударственные средства защиты своего права, и прежде всего судебные средства такой защиты.

Ратификация Конвенции и признание юрисдикции Европейского Суда означает также и то, что деятельность всех российских органов государственной власти, в особенности судебных, их решения и используемые процедуры, равно как и решения законодательных органов, не должны противоречить положениям Конвенции, тем более, что в соответствии со статьей 15 (ч. 4) Конституции Российской Федерации она образует составную часть российской правовой системы.

За всю многолетнюю практику Европейского Суда не было зафиксировано ни одного случая неисполнения государствами — членами Совета Европы решений Суда. Иное, согласно Уставу Совета Европы, может привести к приостановлению членства государства и, в конце концов, в соответствии с решением Комитета министров — исключению государства из состава Совета Европы. В случае, если государство констатирует, что без изменения законодательства или судебной практики рассмотренная Европейским Судом ситуация может повториться, оно, как правило, осуществляет необходимые новации.

В соответствии со статьей 46 Конвенции надзор за исполнением решений Суда осуществляет Комитет министров Совета Европы, который во исполнение этой нормы призван следить не только за своевременной выплатой денежной компенсации, но и за тем, как государство — участник Конвенцииисправляет ставшие очевидными в свете решения Суда расхождения норм его внутреннего права или позиции судебной практики со стандартами Совета Европы. Юридически решение, вынесенное Судом, обязательно лишь для государства — ответчика по делу. Однако нередко значимость решений Суда выходит за национальные пределы, воздействуя на право и судебную практику и других государств — участников Конвенции.

Читайте также: