Чего боятся ученики в школе

Обновлено: 05.07.2024

Тревогу можно назвать глубоко скрытым возбуждением, которое человек никак не может разрядить. Она направлена на страх будущего. Тревога может быть связана с каким-то событием (перед экзаменом), может быть чертой характера (который называют тревожным). Тревога может передаваться по наследству и окружающим людям. Тревожность может быть следствием депрессии (и тогда потребуется помощь психотерапевта) или психологической травмы. Она может быть проекцией предшествующего неудачного опыта на события в будущем. Иногда она маскируется под агрессивность.

Нередко тревогу сопровождают нарушения сна, выражающиеся сонливостью или, наоборот, бессонницей, а также расстройства пищеварения, тошнота, желудочные боли, головокружения, учащённое сердцебиение. При наличии соматических симптомов, сопровождающих тревогу, с ребёнком следует обратиться к врачу. Медики обнаружили связь между тревогой и окислительными процессами в организме, а также нарушениями работы поджелудочной железы.

Переживая любые эмоции, человек получает от этого и пользу, и вред. Поэтому не следует стремиться избавиться от какой-то эмоции, просто нужно отрегулировать её в себе. Благодаря сильной стороне тревоги человек может многое проверить, предусмотреть, лучше подготовиться, в том числе, разные варианты решений, появиться в нужном месте чуточку раньше. Но слабая сторона тревоги мешает действовать, быть естественным, лишает сил, вместо многих вариантов развития ситуации оставляет один, наиболее негативный.

Каковы же школьные страхи?

О чём беспокоится ребёнок, предвкушая приближающееся посещение школы? Связанные с посещением школы страхи могут быть разнообразными, их можно условно разделить на группы.

Страх оценок и контрольных работ

Распорядок дня

Ученики младших классов часто боятся опоздать на урок, услышать звонок о начале урока, находясь ещё вне пределов класса. Они боятся, что им не хватит времени, чтобы выполнить контрольное задание. Не успевая сделать дома домашнее задание, они доходят до истерик и слёз. В таких случаях родители должны прийти им на помощь. Ребёнку нужно помочь притереться к режиму, выделить время для подготовки уроков.

Преподаватели и другие работники школы

Иногда у детей паника возникает просто от встречи с классным руководителем, завучем или директором школы, а в последние годы к ним добавились школьные охранники. Последних чаще боятся дети, которых родители запугали грозными милиционерами, которые мечтают забрать их за плохое поведение. Этот способ воспитания является деструктивным, может привести к паническим атакам. Такой школьник, проходя каждый раз мимо человека в униформе, испытывает стресс, после чего уже не способен усваивать знания на уроке.

8 1

Организация школьной жизни

Порой школьники боятся переходить в другой кабинет, боясь не найти нужную дверь. Они вообще не любят перемен. Первоклассникам снятся кошмары, в которых они блуждают в лабиринтах школьных коридоров. Верный способ побороть такой кошмар – пройтись по всем школьным закоулкам. Лучше всего, чтобы организовал эту экскурсию сам классный руководитель.

Страх продолжительного расставания с родителями

Этому страху больше подвержены ученики младших классов, которые попали в школу, минуя детский сад. Психологи рекомендуют в подобных случаях перед поступлением в школу приводить детей в развивающие центры, где те некоторое время будут проводить со своими сверстниками наедине.

Есть ещё длинный список страхов, которые может переживать ребёнок в школе:


  • что не найдёт там друзей;
  • кто-то обидит;
  • накричит учитель;
  • не успеет на урок;
  • не успеет за время перемены сходить в туалет;
  • разочарует родителей;
  • не сдаст физкультурных нормативов и т. д.

Специалисты различают специфический вариант школьной тревожности – математическую, которая является разновидностью страха совершения ошибки. Если в гуманитарных дисциплинах ответы могут быть многовариантными, то в математике обычно всё строже. Тем более что в начальных классах детям вдалбливают, что правильным может быть только один вариант решения.

Динамика страхов

Школьные страхи не являются чем-то застывшим, под воздействием внутренних и внешних факторов они могут изменяться, прогрессировать или ослабевать. У учеников начальных классов есть несколько кризисных моментов, вызванных внешними изменениями.

1. Синдром первоклассника

Когда ребёнок становится школьником, он меняет социальный статус. Первый школьный день связан с обилием переживаний, ещё только собираясь в школу, ребёнок боится опоздать, проспать. Все эти переживания вполне нормальны, как и боязнь школьника потеряться в школе, поскольку для младших школьников пространственные страхи также не выбиваются из нормы. Благодаря последним дети быстрее учатся ориентироваться. В среднем адаптационный период продолжается около двух месяцев. Первоклассникам обычно не приходится переходить между классами, но в некоторых школах используется предметное обучение, и в таких пространственные страхи учеников наблюдаются значительно чаще.

Смена преподавателя также может вызывать стресс. В начальной школе все предметы обычно ведёт один учитель, чтобы дети быстрее привыкали к процессу обучения, ведь если лица у доски будут постоянно меняться, то у детей могут возникать стрессы и беспочвенная тревога.

2. Введение оценочной системы

Оценки за учёбу появляются во втором классе. Перед плохими оценками у детей возникает естественный страх, но задачей учителей, психологов и родителей является то, чтобы он не превратился в болезненную фобию.

3. Окончание первого класса

Страхи после окончания первого класса становятся индивидуальными, а следующий период со второго по пятый класс в плане кризисов является спокойным. К этому времени школьники уже привыкли к распорядку и персоналу школы, и обучение идёт размеренно.

Умеет ли ваш ребёнок проигрывать

3 посетителя рекомендуют

3

Умеет ли ваш ребёнок проигрывать

Дети часто остро реагируют на проигрыши, что у родителей вызывает раздражение или растерянность. Но .

4. Переход в среднюю школу

Темп обучения постепенно возрастает, появляются новые предметы и учителя, что вновь вызывает страхи и стресс, хотя они и не столь яркие, как у первоклашек. Обычно всё возвращается в норму уже к зимним каникулам.

Как успокоить ребёнка?

Детских стрессов можно избежать благодаря правильной профилактике. Но иногда родители слишком поздно узнают о страхе отпрыска, когда он уже стал навязчивой тревогой, а ребёнок норовит увиливать от посещения школы. Несколько дней уйдут на разбирательства и скандалы, а потом выяснится, что по дороге в школу несколько дней назад его укусила собака. От этого он замкнулся, а его страх лишь рос день ото дня. Далее этот страх переносится на школу, он прогуливает уроки, чтобы избежать возможной физической боли. В этой ситуации родителям лучше всего обратиться к занимающемуся психологическими травмами специалисту.


В некоторых случаях нездоровая атмосфера в классе постепенно накаляется, заканчиваясь взрывом. В разговоре с учеником родителям следует интересоваться не только его успеваемостью, но и взаимоотношениями с одноклассниками. Ему можно предложить пригласить их в гости, чтобы наладить с ними и их родителями нормальные отношения. Это поможет избавиться от страхов, вызванных конфликтами в классе. Учёба в дружном классе, где нет зависти и обид, намного приятнее и продуктивнее. В наших школах обучение совместное, поэтому одноклассники часто на всю жизнь становятся лучшими друзьями и влюблёнными парами.

Примеры для школьников наиболее действенны, поэтому ребёнку можно показать свои школьные снимки, поделиться приятными воспоминаниями о классе и учителях. Можно вспомнить и кризисные моменты, и то, как они разрешались. Такие рассказы приободрят ученика, научат его смелее противостоять страхам.

Если страх не покидает ребёнка, то пусть он представит его наглядно. Пусть нарисует свой страх на бумаге, а потом порвёт её на клочки, словно уничтожая с ней и сами страхи. Психологи находят этот метод довольно действенным. Другой вариант – свернуть листок с нарисованным страхом трубочкой, вставить в воздушный шар, наполнить его гелием и пустить по ветру.

Если родители заметили, что их ребёнок чувствует себя некомфортно в школе, чего-то опасается, то им следует выяснить причину этого. С помощью взаимного доверия можно победить большинство школьных страхов. Уточнив, что конкретно беспокоит ребёнка, можно уже искать верный способ устранения страха.

 О кризисе семилеток

4 посетителя рекомендуют

4

О кризисе семилеток

Взросление семилетнего ребёнка является очень ответственным временем. Иногда эта стадия наступает в .


Сегодня мы поговорим о том, что делать, если ребёнок боится отвечать на уроках, молчит, когда его спрашивает учитель и стесняется выступать перед публикой.

Содержание:

Почему дети боятся отвечать на уроках?


Сама ситуация, когда ребёнка вызывают к доске, достаточно нервная и напряжённая. Ученик оказывается под пристальным вниманием не только учителя, но и одноклассников. Мало того, ему ещё нужно продемонстрировать свои знания, рассказать выученную тему или решить задачу.

У одних детей вызов к доске вызывает лёгкое волнение и беспокойство, другие словно впадают в ступор: молчат или что-то бормочут про себя, кто-то может даже заплакать.

Почему так происходит? Причин может быть несколько:

Страх неудачи

Ребёнок боится, что его ответ окажется неправильным или учитель задаст ему слишком сложный вопрос.

Часто такие опасения связаны с завышенными требованиями родителей, которые хотят от ребёнка только отличной успеваемости.

Боязнь конкретного учителя

как сделать чтобы не вызвали к доске

Как правило, дети боятся авторитарных, грубых и острых на язык педагогов, которые строго следят за дисциплиной и не прочь высказать своё мнение о ребёнке в присутствии его одноклассников.

Личностные особенности ребёнка: повышенная тревожность, робость, боязливость, стеснительность

Такие дети боятся любых публичных выступлений, долго привыкают к новой обстановке и тяжело переживают любую неудачу.

Недостаточное знание предмета

ребенок боится отвечать у доски

Речевые недостатки (заикание, картавость, шепелявость и др.)

Любой устный ответ причиняет такому ребёнку неудобство. Он стесняется своей речи и старается как можно меньше говорить.

Боязнь насмешек и издёвок одноклассников

ребенок боится выходить к доске

Как мы видим, боязнь отвечать на уроке может быть вызвана самыми разными причинами. И если родители не вмешаются в ситуацию и не помогут ребёнку, это может иметь для него негативные последствия.

О страхе публичных выступлений

ребенок боится отвечать на уроках что делать

Страх перед выступлениями мешает жить полноценной жизнью и сильно ограничивает людей в социальном взаимодействии. Человек начинает избегать ситуаций, где ему предстояло бы выступить перед публикой (сказать тост на торжестве, высказать свое мнение на собрании и т.д.).

Глоссофобия сопровождается такими неприятными ощущениями, как:

  • учащённое сердцебиение;
  • повышенная потливость;
  • дрожь в руках и ногах;
  • сухость во рту, ощущение кома в горле;
  • тошнота;
  • ощущение нехватки воздуха;
  • чувство озноба или жара;
  • дискомфортные ощущения в желудке;
  • напряжение во всем теле.

Боязнь произносить речь перед аудиторией может проявляться:

До выступления


Как только человек узнает, что ему предстоит выступить с докладом или презентацией перед большим количеством людей, у него нарушается привычный образ жизни, в голове постоянно крутятся мысли о возможной неудаче, он плохо ест и спит.

Чем ближе день Х, тем тяжелее чувствует себя выступающий. Он старается всевозможными способами отложить это мероприятие или вообще отказаться от него.

Кто-то может даже заболеть перед выступлением, поскольку психика не выдерживает такой нагрузки и включает свои защитные механизмы, одним из которых является уход в болезнь.

Во время выступления


Человек оказывается на сцене, и тут же в его голове включается хор мыслей: а вдруг слушателям не понравится то, что я скажу? А вдруг кто-то засмеётся? А если все поймут, что я волнуюсь?

Докладчика может вывести из строя любая мелочь: покашливание кого-то из зрителей, духота, посторонний шум, и вот он уже теряет нить повествования, начинает заикаться и паниковать.

После выступления

ребенок у доски

Даже после того, как всё завершилось, человека со страхом публичных выступлений долго терзают сомнения: хорошо ли он выступил, понравилось ли аудитории, ничего ли он не упустил в своём докладе и т.д.

Учёные говорят, что в основе глоссофобии лежит один из базовых инстинктов человека – инстинкт доминирования. Под его воздействием человек стремится занять более высокую иерархическую ступень на общественной лестнице. Страх выступления на публике является защитным механизмом, который уберегает людей от возможности быть неуспешными в глазах окружающих.

Поэтому от страха выступлений на публике не нужно избавляться. Необходимо трансформировать его в положительный настрой и уверенность в себе. Признать, что страх существует, но он не помешает вам выступить перед людьми и рассказать им всё, что вы хотели.

О том, как помочь ребёнку подружиться со своим страхом, мы поговорим далее.

Как помочь ребёнку стать увереннее и не бояться выходить к доске?

ребенок боится отвечать на уроках

Руководство действий для родителей, которые хотят помочь своему ребёнку не бояться тянуть руку на уроках, отвечать и успешно выступать перед всем классом.

Разбираемся с причиной

Как мы уже знаем, страх ребёнка отвечать у доски всегда связан с определённой причиной. Решать проблему нужно именно исходя из корня проблемы.

Боязнь учителя


Узнайте у ребёнка, что именно в поведении педагога его пугает.

Если учитель груб, авторитарен и может задеть вашего сына или дочь неосторожным словом – это повод для личного разговора с ним:

  1. Спокойным тоном, без оскорблений и упрёков, обсудите с педагогом сложившуюся ситуацию.
  2. Расскажите об особенностях ребёнка и об его страхе отвечать у доски.
  3. Попросите по возможности не повышать голос на ребёнка и какое-то время не вызывать его к доске.

Если учитель не идёт с вами на контакт и отказывается помочь, попробуйте обратиться к школьному психологу или в администрацию школы.

Трудности с устными ответами

Если у школьника хорошая зрительная память, это сможет выручить его в ситуации устного ответа на уроке.

Психологи советуют такой приём: выходя к доске, ребёнок должен вспомнить, на какой странице учебника или тетради написан ответ на вопрос учителя, и как будто прочитать его по листу.

Страх неудачи


Чтобы ребёнок перестал бояться получить плохую оценку, родители должны пересмотреть свои ожидания касаемо учёбы сына или дочери. Пятёрки в дневнике – это, конечно, хорошо, но гораздо важнее самочувствие ребёнка и здоровая психика.

Непонимание предмета

Если ребёнок плохо усваивает тот или иной предмет и из-за этого боится выходить к доске или молчит на уроке, значит, надо восполнить существующие пробелы. Для этой цели подойдут дополнительные занятия с учителем или репетитором, онлайн-уроки, интересные видео на YouTube и других ресурсах, а также интерактивные экскурсии. Выбирайте, что вам и вашему ребёнку больше нравится.

Чем больше школьник узнает нового и интересного о предмете, тем вероятнее ему захочется поделиться этим с учителем и одноклассниками. Вместо страха он начнёт испытывать гордость за то, что теперь так много знает.

Речевые нарушения

В случае нарушений речи у ребёнка родителям необходимо посетить вместе с ним логопеда или невролога. Ведь правильная речь важна не только для учёбы в школе, но и для дальнейшей жизни вашего сына или дочери.

Буллинг и насмешки


Если ребёнок стал жертвой буллинга и издевательств со стороны одноклассников, не пускайте ситуацию на самотёк! Расспросите сына или дочь о происходящем, обязательно поставьте в известность классного руководителя и, если потребуется, администрацию школы. Также ребёнку будет необходима помощь психолога.

Вместе с психологами мы подробно разобрали острую и важную тему школьного буллинга. Вот несколько материалов, которые помогут вам победить травлю:

Советы психологов мамам и папам


Наше тело и эмоции тесно связаны друг с другом. Организм человека всегда чутко реагирует на изменение эмоционального состояния. Поэтому важно научить ребёнка техникам мышечной релаксации (расслабления) перед тем, как выходить к доске. Это поможет ему чувствовать себя увереннее и спокойнее.

Можно использовать следующие упражнения:

Чаще обращайте внимание на успехи ребёнка, хвалите его даже за маленькие победы. А вот сравнивать с другими детьми не нужно. Ребёнок должен знать, что родители любят его и принимают таким, какой он есть.

Школьник должен уметь себя правильно настраивать на выступление или ответ у доски. Можно использовать следующие фразы:

Что НЕ рекомендуется делать:

Готовимся к устным ответам правильно!


Когда предстоит выступление перед большой аудиторией или просто ответ у доски, важна правильная подготовка.

Ребёнку необходимо отрепетировать свою речь перед слушателями, в качестве которых могут выступить родители или бабушки с дедушками.

Шаг 1. Выходим к доске

Обращаем внимание на уверенный шаг и позу. Плечи должны быть расправлены, голова поднята, дыхание ровное, глубокое.

Шаг 2. Оцениваем обстановку

Шаг 3. Начинаем отвечать

Обращаем внимание на голос. Он должен звучать уверенно, не слишком громко, но и не тихо. Темп размеренный, без долгих пауз. Чем увереннее будет говорить ученик, тем увереннее он будет себя чувствовать.

Шаг 4. Следуем плану

Любой доклад должен иметь вступление, основную часть и заключение. Лучше заранее составить план ответа и стараться не отклоняться от него.

Шаг 5. Не боимся вопросов

Если учитель задаст вопрос по теме выступления, нужно быть готовым на него ответить. Поэтому родителям необходимо подготовить список примерных вопросов, которые могут встретиться ребёнку на уроке, и задать их в спокойной, домашней обстановке.

Одной репетиции будет вполне достаточно для того, чтобы ребёнок чувствовал себя увереннее и спокойнее, когда ему предстоит отвечать у доски или выступать с докладом.

Взгляд на проблему глазами учителя: кого чаще всего вызывают к доске?

учитель вызывает к доске

Педагоги тоже заинтересованы в том, чтобы ученики не боялись отвечать у доски. По их мнению, устные выступления способствуют:

  • развитию речевых способностей детей;
  • формированию умения грамотно излагать свои мысли;
  • развитию памяти и критического мышления.

Опытный педагог никогда не будет случайно вызывать учеников к доске.

По каким критериям учителя выбирают того, кто сегодня будет отвечать материал? Их несколько:

Вызов к доске не должен быть наказанием за несделанное задание или плохое поведение ученика на уроке.


Также у педагогов есть свои секреты относительно того, кто пойдёт к доске:

Когда ребёнок боится отвечать у доски, учитель обязан помочь ему и поддержать.

Педагоги практикуют следующие формы работы с такими учениками:

Таким образом, учителя тоже заинтересованы в том, что дети не боялись отвечать на уроках и смогли проявить себя и свои способности.

Дорогие мамы и папы, помните, что умение выражать свои мысли перед аудиторией и демонстрировать свои знания – это качество, которое пригодится ребёнку не только в школе, но и в дальнейшей жизни. Поэтому со страхом отвечать у доски не нужно бороться, его нужно превращать в уверенность в себе и в собственных силах!

Каждому человеку свойственно чувство страха. Страх — это защитная реакция организма, которая помогает избежать опасности, сохраняет нам жизнь. Однако случается так, что состояние тревоги уже не отпускает, привычные объекты воспринимаются как источник опасности, рядовая проблема расценивается как трагедия. Вышеперечисленные признаки — серьезный повод забеспокоиться о своем эмоциональном здоровье для взрослого человека, и еще большая причина сделать это, если речь идет о ребенке.

Все начинается в семье

Что же усиливает состояние тревоги, провоцирует рождение страхов? Прежде всего, это чрезмерная родительская требовательность по отношению к своим детям. Конечно, каждый мечтает видеть ребенка успешным. Но все хорошо в меру. И подчас ожидания взрослых не совпадают с реальными возможностями детей.

Однако, как ни странно, поведение родителей, которые чересчур жалеют и опекают своего ребенка, также создает у него чувство незащищенности. Подстилая соломку везде, где только можно, и постоянно предостерегая от возможных бед, этим взрослые постоянно сообщают ребенку о том, что мир небезопасен и даже агрессивен.

То же самое происходит, и когда в семье отсутствует единый взгляд на воспитание: отец требует от ребенка одного, а мать — совсем другого. Ситуация неопределенности, постоянно изменяющиеся правила, политика двойных стандартов — в таких условиях нестабильности и непредсказуемости нельзя воспитать уверенного в себе, позитивного настроенного человека.

Школьные ситуации, вызывающие страх

3. Страх перед необъективностью учителя. В этой ситуации ребенок практически беззащитен, так как педагогический коллектив даже в случае неправоты коллеги обычно защищает честь мундира.

5. Страх перед обидчиками — одноклассниками, старшими ребятами, которые могут спровоцировать драку, отнять чужую вещь, организовать травлю.

Когда состояние страха и тревоги слишком усиливается, поведение ребенка меняется: одни становятся слишком агрессивными, вызывая нарекания со стороны педагогов и школьной администрации, а другие, напротив, — забитыми и беспомощными, что не может не волновать родителей.

У детей пропадает интерес к учебе вплоть до явного отказа ходить в школу, или они начинают врать и прогуливать.

Как помочь?

Чего не стоит делать:

· Пытаться снизить остроту и значимость эмоции: дескать, стоит ли этого бояться? — и долго убеждать в этом ребенка. Однако для детей каждая подобная попытка — только еще одно подтверждение того, что источник их страхов действительно существует, иначе почему взрослые тратят на это столько времени? Кроме того, ребенок может почувствовать себя непонятым, обиженным и больше не захочет делиться со взрослыми своими переживаниями.

· Стремиться выяснить отношения с родителями тех детей, которые обижают вашего ребенка. Ваша активность может навредить ребенку, вызвать по отношению к нему еще большую неприязнь. Можно добиться, чтобы дети перестали дразнить вашего ребенка, но нельзя их заставить его любить.

· Сравнивать достижения ребенка с достижениями других детей.

И что делать необходимо:

· Присмотритесь к ребенку, к самим себе, проанализируйте ситуацию в вашей семье в целом: какая у вас атмосфера, как часто вы проводите время вместе (семейные обеды и ужины, выходные, праздники), сложились ли у вас какие-то традиции.

· Оцените уровень своих требований: не исключено, что они завышены и не соответствуют реальным возможностям вашего ребенка.

· Сравнивайте достижения ребенка только с его собственными достижениями и обязательно хвалите его за улучшение собственных результатов.

· Пересмотрите свои методы поощрения и наказания. Обратите внимание: не слишком ли вы концентрируетесь на минусах, не слишком ли часто наказываете своего ребенка?

· Создавайте для ребенка ситуацию успеха. Ничто так не окрыляет, как радость от хорошо выполненного дела, пускай и самого маленького.

· Не бойтесь и не стесняйтесь хвалить и поощрять своего ребенка — он не зазнается, а только станет более счастливым, уверенным в себе и свободным от страхов!

Чего боятся ученики? Психологи назвали основные причины школьной фобии

Страх перед низкими оценками

Что же это за такая болезнь? Врачи называют школьной фобией эмоциональное расстройство, которое неразрывно связано с проблемами посещения учебного заведения, иными словами — страх перед школой. Эта проблема носит повсеместный характер: в одной только Германии почти 3,5% детей сталкивались с теми или иными проявлениями этого расстройства, причем мальчики подвержены школьной фобии сильнее девочек.

Школьная фобия — это не расстройство поведения, а одно из тревожных расстройств. А значит, в его основе лежат психические механизмы намного более сложные, чем просто лень или стеснительность. Обратите внимание на поведение своего ребёнка: часто дети не хотят посещать школу не потому что они лодыри и любят прогуливать занятия, а оттого что испытывают вполне реальный ужас. Иногда это даже не страх перед школой как таковой, а боязнь покидать дом. Ребёнку с чувствительной психикой страшно расставаться с родителями, к которым он эмоционально привязан.

Школьная фобия

Если вовремя не заметить первые тревожные звоночки в виде жалоб или посещения уроков только по принуждению, то можно столкнуться с гораздо более неприятными проблемами. Начинается всё с неспецифических симптомов: болит или кружится голова, ноет живот, ребёнка подташнивает или у него может внезапно разболеться спина. Со временем состояние ухудшается: пропадает настроение и аппетит, ребёнок эмоционально и физически разбит и не может нормально учиться. Он перестаёт появляться на занятиях, отстаёт по программе, больше не общается с одноклассниками, теряет с ними связь — количество проблем постоянно растёт.

Отчего возникает школьная фобия? Причин может быть множество: и неуспеваемость, и страх перед излишне строгими учителями или родителями. Проблема может крыться в наличии у ребёнка невыявленного психического заболевания или просто в особенностях характера. Влиять на детей могут и другие факторы, ухудшающие психическое состояние: болезнь или смерть родственников, редкое общение с родителями или разногласия со сверстниками и педагогами.

Если ребёнок не умеет эффективно справляться со стрессом, то его типичной реакцией становится плаксивость, раздражительность и излишняя тревожность. Иногда случается, что ребёнок становится сонным и безразличным. Помочь ему может длительный курс психотерапии и некоторые другие средства.

Хорошо зарекомендовала себя терапия при помощи музыки, арт-терапия и танцевально-двигательные практики. А совладать со своими эмоциями и поговорить о беспокоящих вопросах помогают групповые встречи.

Не стоит дожидаться критической ситуации: часто родители недооценивают состояние своих детей и обращаются к психотерапевтам лишь в самом крайнем случае. А ведь чем раньше ребёнку будет оказана квалицированная помощь и поддержка, тем выше вероятность благополучного исхода и быстрого возвращения к нормальной жизни.

Как не допустить развития школьной фобии? Специалисты советуют: поддерживайте ребёнка, старайтесь поощрять его начинания и верить в его успех.



Страх — эмоция, которая помогает избегать опасностей и сохранять жизнь. Данная эмоция появляется, когда человек неуверен в своем будущем. Будет ли оно — будущее? Если будет, то каким? Страх показывает, что человек ожидает от будущих событий неприятных или разрушительных последствий. Данная эмоция заставляет организм человека мобилизоваться и начать действовать, а именно убегать, избегать или застывать в оцепенении.

В оцепенение человек может впадать, когда ощущает невозможность спастись бегством от опасного для жизни раздражителя. Человек полностью обездвижен и имитирует собственную смерть. Как правило, это предотвращает нападение преследователя. Например, в подобное состояние рекомендуют впадать при встрече с медведем в живой природе. Некоторым людям удалось сохранить жизнь подобным образом. Таким способом иногда пользуются и дети, застывая на месте, в надежде на то, что учитель переключит свое внимание на другого ученика.

В норме страх появляется как реакция на происходящее. Например, физический страх. Человек ходит по лесу в поисках грибов и видит зайца, белку или бурундука. Он идентифицирует данных животных как безопасных для жизни и продолжает собирать грибы, не пытаясь спрятаться от них. Или, например, человек ходит по лесу, слышит треск веток, поворачивает голову и видит кабана с потомством (которое кабан будет защищать), он идентифицирует животное как опасное и начнет испытывать страх. В эти моменты мозг посылает сигнал и в доли секунды в кровь выбрасывается адреналин. Начинается мобилизация организма, чтобы человек мог быстро найти, принять решение и начать действовать. Знания помогают человеку выбрать оптимальный способ защиты своей жизни. Человек получил опыт. На основании этого опыта он будет дальше планировать свои действия.

Второй пример. Человек ходит по лесу, слышит треск веток, поворачивает голову и никого не видит, но воображает кого-то и начинает бояться собственных фантазий. Мозг посылает сигнал, и в организме происходит смена биохимического состояния, как и при реальной угрозе жизни. Психика человека не отличает реальную опасность от воображаемой и реагирует одинаково в обоих случаях, то есть мобилизует организм для собственной защиты. В реальности человек слышит треск веток и никого не видит. В норме страх не должен появиться, так как нет повода. Однако человек придумывает и начинает бояться своих фантазий. И его поведение в данной ситуации построено на собственных фантазиях и не имеет никакого отношения к реальности. Вопрос: насколько его поведение, сформированное под действием его фантазий, эффективно в реальности?

Подведу небольшой итог, страх — кратковременная и жизненно важная эмоция, которая влияет на изменение внутреннего состояния человека, для быстрого поиска решения и быстрого действия, чтобы избежать разрушительных последствий. Например, чтобы человеку при виде кабана хватило сил вспорхнуть на дерево, как птица, даже при отсутствии нижних веток.

Страх = убегать, избегать, застывать

Две группы социальных страхов

Однако причин, по которым ученик не выучил урок, много, и разбирать их надо отдельно, но объединяет эти причины одно — есть что-то более важное, чем выполнение домашнего задания. Например,

  • сильная загрузка как времени, так и физических ресурсов: общеобразовательная школа, секции, музыкальная школа и так далее, ученик физически может не успевать учить домашнее задание;
  • отсутствие интереса к учебе или к конкретному предмету. Не видит ученик в учебе никакой выгоды для себя. Зачем себя напрягать?
  • высокие требования взрослых. Многие учителя, тренера и родители хотят видеть отличника, победителя, кого-то великого и лучшего. Если ребенок не соответствует их ожиданиям, то каждый взрослый в меру своих знаний и способностей будет пытаться заставить ребенка соответствовать их ожиданиям.

Но вернемся к страху наказания или отвержения взрослыми. Ученик хочет сохранить и хорошие отношения с взрослыми, но хочет сохранить и время на удовлетворение собственных интересов. Возникает конфликт между интересами взрослых и интересами ребенка. Если при появлении такого конфликта взрослые не начинают выяснять корни происходящего или выясняют, но отказываются пересмотреть свои ранее принятые решения, то рискуют либо довести ребенка до апатии и выученной беспомощности, либо ребенок начнет хитрить, врать, придумывать небылицы, совсем в плохом варианте убегать из дома, ходить в секты и прочее. И в первом, и во втором случае ребенок уверен, что не имеет возможностей повлиять на развитие ситуации, ребенок уверен, что взрослых не интересуют его трудности, ребенок уверен, что взрослых не интересуют его желания и эмоции. Подобное развитие ситуации разрушает контакт между ребенком и взрослыми. Дальше ситуация, как правило, ухудшается. Постоянное запугивание ребенка, особенно родителями, декларируемое как проявление заботы о благе ребенка, наоборот разрушает психику и мешает развитию его личности. Ребенок теряет способность конкурировать, проявлять инициативу, проявлять себя. Выученная беспомощность из одной сферы со временем распространяется на другие сферы жизни.

Во избежание развития ситуации в подобном ключе, я уверена, взрослые могут найти и другие инструменты для стимулирования детей к развитию. Для этого необходимо поощрять всё продуктивное и запрещать, а иногда игнорировать всё непродуктивное в поведении ребенка. Не ребенка, а его слова и действия. Не Маша — плохая, т.к. залезла в лужу без сапог. Поведение Маши — неуместное, так как она намочила ноги, потому что полезла в лужу без резиновых сапог. Предложить Маше альтернативное решение — выйти погулять в сапогах и ходить по лужам с удовольствием и для Маши, и для родителей. И это простой пример, но подобное отношение к ребенку формирует у него адекватное отношение и к запретам, и к поиску альтернативных решений.

Как поступить учителю в ситуации, если ученик отказывается отвечать у доски и при этом плачет, пытается убегать или стоит в оцепенении?

Что же можно сделать учителю в сложившейся ситуации для выхода из замкнутого круга?

В данном примере для ученика ни первое, ни второе, ни третье не является решающим. В школу он ходит, потому что туда ходят все или родители сказали, что надо ходить. Что делать с полученной информацией, он не представляет. Выгоды не видит. Радость от процесса тоже не велика. Не хватает личной мотивации. С родителями ссориться он не хочет. К учителю относится с уважением, но личной цели для учебы не имеет. И старается как-то сохранить равновесие: и с родителями, и с учителями жить в мире и свои интересы удовлетворять. По-другому будет выглядеть данная ситуация, если ребенок настроен враждебно, а именно проявляет агрессию по защите своих интересов, потому что считает, что изучение каких-то предметов или в целом учеба в школе не принесет ему никакой пользы в жизни. Страх — не лучшая эмоция для учебного процесса. Интерес намного выгоднее и для учителей, и для родителей, и для ученика. Увлечь за собой собственными эмоциями лучше, чем заставить бояться.

Читайте также: