Как организовать школьный ансамбль

Обновлено: 07.07.2024

Интерес школьников к деятельности ВИА позволяет привлечь подростков к занятиям музыкой, заполнить активным содержанием их свободное время, развивает творческие способности и самодисциплину, чувство коллективизма, ответственности, формирует гражданскую позицию и собственную значимость. Методы и приемы, используемые в ходе реализации проекта – это беседы, слушание музыкальных произведений и композиций, наглядный показ, творческие мастерские, мастер-классы, практические и репетиционные занятия.

Организация вокально-инструментального ансамбля в средней школе

Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна

Организация вокально-инструментального ансамбля в средней школе


Для одного коллектива кружок в школе не откроешь, надо набрать хотя бы десять человек, а это уже почти две рок-группы. Два коллектива — двойная работа, а ставка одна. Дураков нет! Всё, круг замкнулся.

Первое, что приходит на ум, — это разговор со школьным учителем музыки. Но опытные музыканты, с которыми я начал общаться, сказали, что обращаться к педагогу нужно только в случае, если хочешь запороть дело. Конечно, на школьных концертах ребята играют и поют, но обычная школа не мониторит музыкальные, как сейчас модно говорить, компетенции ребят. Ну а мне-то что делать? Останавливаться было как-то несолидно, поэтому работа пошла параллельно в трёх направлениях.

1. Поиск художественного руководителя

Да-да, я взялся за организацию проекта, не умея играть на музыкальных инструментах. Вот, что животворящая любовь к музыке делает! Познакомился с одним музыкантом на музыкальном форуме, который предлагал свои услуги по работе с молодыми коллективами.

2. Материальное обеспечение

Подключил своих студенческих знакомых, имеющих отношение к музыке. Ребята подарили комбики (комбоусилители — прим. ред.), одна мама из школы подарила синтезатор, клиент с работы — барабанную установку. На тарелки для неё я накраудфандил необходимую сумму и был приятно удивлён отзывчивости знакомых и незнакомых людей.

3. Найти школьников

Под репетиции нам актовый зал давать не рискнули, выделили тир в подвале. Теперь нам надо было придерживаться постоянного коллектива: договориться о первых репетициях (раз в неделю) и прочих организационных моментах и начинать играть. Тут пошла текучка.

В апреле к нам обратились из администрации школы. На неделю приехала делегация школьников из Минска — нашей рок-группе (без названия) предложили выступить перед ними. Сыграли как смогли. Сейчас без улыбки мы это видео не смотрим, но белорусы в хорошем смысле обалдели от нашего выступления. В мае мы ещё раз выступили с этими двумя песнями на школьном концерте, а летом все ушли на каникулы. То, что произошло осенью, круто всё поменяло, но об этом в другой раз.

P. S. Если у кого-то был менее трудозатратный путь, прошу отозваться.


ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ШКОЛЬНОГО ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Организация вокального ансамбля и методика работы с ним в основе своей такие же, как с хором. Специфика заключается в сочетании приемов сольного и коллективного исполнительства, так как, занимая промежуточное положение между солистом-певцом и хором, ансамбль вобрал в себя черты как сольного, так и хорового пения.

Прежде чем приступить к организации ансамбля, необходимо наметить пути его создания и решить, какого типа он будет. Для этого нужно изучить запросы и интересы людей того учреждения, где создается коллектив, ознакомиться с местными условиями.

Ввиду того, что пение в ансамбле по сравнению с хоровым представляет собой более тонкую форму совместного исполнения, весьма желательно формировать ансамбль в основном из детей, которые участвовали в хоре и владеют навыками коллективного пения. Наиболее естественный путь – организации ансамбля на базе уже существующего хора. Принадлежность к единому хоровому коллективу облегчает создание ансамблевых содружеств.

Формирование ансамбля начинается с индивидуального прослушивания всех желающих вступить в коллектив. Цель такого прослушивания – определение слуховых, вокальных и общемузыкальных данных у певцов, их вокально-сольного, вокально-ансамблевого или вокально-хорового опыта, если такой имеется, а также типа голоса и возможности участия в данном ансамбле. Все это помогает руководителю определить творческие возможности коллектива и подобрать произведения, которые будут по силам данному составу ансамбля.

При приеме в ансамбль следует различать организацию первого приема, когда ансамбль еще не функционирует, и организацию ежегодных приемов-пополнений. При приеме в коллектив, существующий уже несколько лет, предъявляются более высокие требования.

Каждый новый певец должен отвечать тому уровню исполнительского мастерства, который достигнут данным ансамблем. Практика же показывает, что в большинстве случаев новый певец не обладает достаточной подготовкой и с ним нужно много работать. В этом случае при оценке певца основным ориентиром служат его потенциальные возможности.

Очень важным и трудным моментом для руководителя является определение типа голоса певца и степень годности для приема его в ансамбль. Для определения типа голоса лучше всего предложить ребенку исполнить песню. Можно прослушать один куплет, а затем предложить спеть его в разных тональностях удобных, с точки зрения руководителя, для исполнения певцом. Это поможет школьнику наиболее полно раскрыть свои истинные вокальные данные. В процессе прослушивания определяется диапазон голоса, переходные звуки и тембр, которые помогают определить тип голоса.

Одно из главных условий успешной работы ансамбля – наличие в коллективе равноценных по силе голосов, которые при одновременном звучании должны обладать единой тембровой окраской.

Для того чтобы проверить и подобрать тембровое соответствие голосов при формировании ансамбля, необходимо каждого участника, без исключения, прослушать в дуэтах, трио, квартетах и в различных комбинациях. Например: женский четырехголосный септет в составе: С1 – 2 человека, С2 – 2 человека, А1 – 1 человек, А2 – 2 человека.

Вариант I. Прослушивается А2. Так как в партии два человека, то прежде всего – проверка звучания с соседом по партии в дуэте А2 (1 чел.) + А2 (1 чел.); А2 (2 чел.) + С2 (1 чел.); А2 (2 чел.) + С2 (2 чел.); А2 (2 чел.) + С2 (2 чел.) + А1 (1 чел.) и т. д.

Вариант II. Прослушивается А1. А1 (1 чел.) + С2 (1 чел.); А1 (1 чел.) + С2 (2 чел.); А1 (1 чел.) + С1 (1 чел.); А1 (1 чел.) + С1 (2 чел.); А1 (1 чел.) + А2 (1 чел.); А1 (1 чел.) + А2 (2 чел.); А1 (1 чел.) + А2 (2 чел.) + С2 (2 чел.); и т. п. варианты.

Предпочтительней давать упражнения с распевом широких гласных А, У, О в унисон.

Можно формировать ансамбль из участников не только с хорошими, но и средними вокальными данными, однако, обладающими хорошим гармоническим слухом.

Отсутствие певца на репетиции не должно служить тормозом для ее проведения. Более того, в отдельных случаях это даже полезно. С меньшим числом учащихся педагог получает возможность для более тщательной проработки музыкального материала.

На первой же репетиции полезно провести с участниками беседу о некоторой специфике этого вида исполнительского искусства, объяснить разницу между хоровым пением, где хоровая партия представляет собой довольно многочисленную группу певцов, и пением в ансамбле, где в партии один – два человека, на которых тем самым ложится большая ответственность за качество исполнения. Затем можно подробно остановиться на учебной и репетиционной работе ансамбля, поделиться ближайшими творческими планами. В этой беседе не следует сосредоточивать внимание на тех поощрениях и льготах, которыми обычно пользуются участники школьной самодеятельности. Не это главное. Основное – эстетическое воспитание участников, расширение их кругозора, овладение тайнами мастерства любимого вида искусства.

1. Герасимов, О. М. О принципах работы с фольклорным ансамблем / О. М. Герасимов // Фольклор и современная духовная культура финно-угров. – Саранск, 1993. – С. 34–37.

2. Самс, В. Мой опыт работы с вокальными ансамблями / В. Самс. – Рига, 1957. – 67 с.

3. Чернова, Е. В. Вокально-хоровое воспитание в школе : учеб. пособие / Е. В. Чернова, Т. А. Козлова ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2003. – 117 с.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7

муниципального района Давлекановский район

Название проекта

зам.директора по ВР,

Зайчук Я.В., старшая вожатая

г. Давлеканово, 2018 год

План работы

1. Описание мероприятий проекта

Актуальность

В настоящее время общество нуждается не только в умных, но и всесторонне развитых молодых людях, которые способны самостоятельно принимать решения, творчески и неординарно мыслить. В современной педагогике музыкальная деятельность признана перспективным направлением в развитии духовного мира и творческих способностей детей и подростков. Занятия музыкальной деятельностью способствуют развитию исполнительского и актерского мастерства, эстетического вкуса, развивают творческое воображение, фантазию и ассоциативное мышление школьников. Дети учатся высказывать свое мнение и предлагать свои варианты решения той или иной проблемы, начинают импровизировать, повышается их самооценка и значимость в собственных глазах и глазах социума. Занятия в школьных кружках бесплатные, позволяют удовлетворить потребности детей и создают условия для развития их способностей, а ещё это и решение проблемы свободного времени обучающихся, и их досуга. Кроме этого, школьники получают прекрасную возможность развить свои коммуникативные умения, найти новых друзей, расширить общий кругозор. Творческое самовыражение необходимо детям для нормального развития.

Основополагающий вопрос:

Как создать вокально-инструментальную группу в школе?

Цель – создание условий для творческой самореализации обучающихся.

Для достижения цели необходимо решить следующие

создать условия для самостоятельного применения обучающимися комплекса знаний и умений;

привлечь обучающихся школы в вокально-инструментальную группу;

создать возможность для реализации и совершенствования творческих способностей обучающимися через участие в концертной деятельности школы и района;

продолжать воспитывать у учащихся духовно-нравственные качества;

способствовать накоплению опыта концертных выступлений и сценического поведения;

пополнить материально-техническое оснащение вокально-инструментальной группы через спонсоров.

Гипотеза - музыка ведется только до 7 класса по 1 часу в неделю, поэтому учитель музыки в школе работает один. Из-за этого возникают определенные трудности — подбор музыкальных номеров на школьные мероприятия. Действующий вокальный кружок выставляет недостаточное количество песен, не всегда подходящее по тематике праздников. Вокально-инструментальная группа же обладает относительно большой захватывающей энергией (драйвом). Она может перепеть каверы на многие известные песни, разнообразить концертные номера.

Этапы реализации проекта

Адресат : подростки 14-18 лет, родители; предпочтение отдается обучающимся музыкальной школы или учащимся, имеющим навыки игры на музыкальных инструментах, имеющим вокальные навыки.

Срок реализации проекта – 3 года.

Проект важен тем, что социальная и личностная адаптация, самореализация и самовыражение, развитие уверенности в себе являются необходимой основой для дальнейшей профессиональной деятельности школьников и реализации их творческих способностей.

I . Подготовительный этап

1. Проведение социологического опроса среди учащихся и родителей.

3. Проверка состояния материально-технической базы школы. Поиск спонсоров.

4. Разработка проекта по созданию ВИГ в школе.

5. Участие в мероприятиях, посещение концертов различных ВИГ.

II . Основной этап

1.Создание условий: материально-техническая база: приобретение инструментов.

2. Организация работы ВИГ:

1) Подбор репертуара

2) Концертная деятельность в школе

III . Заключительный этап.

Возможные риски:

1. Отсутствие поддержки со стороны администрации школы, родителей учащихся.

2. Отсутствие материально-технических условий. Отказ в спонсорской помощи.

3. Отсутствие интереса школьников к занятиям.

Перспективы развития проекта:

1. Участие ВИГ в различных школьных мероприятиях.

2. Участие ВИГ в фестивалях и конкурсах различного уровня.

Результатом работы вокально-инструментальной группы является активное участие в общешкольных и городских мероприятиях как сольно, так и в группе; разовьется музыкально-эстетический вкус, художественно-самостоятельное творчество; расширится музыкальный кругозор; будут развиты потребности в разумном проведении своего свободного времени; разовьются коммуникативные умения и навыки общения в социуме; сформируется гражданско-нравственная позиция, чувство патриотизма.

С целью изучения мнения учеников, родителей о создании вокально-инструментальной группы в школе мы провели социологический опрос (приложение 1). В опросе приняли участие 226 человек, 200 из которых - дети. Выявлено, что большинство родителей посещают концерты, довольны и видят результат творческой деятельности обучающихся.

Проект обеспечивает реализацию социального заказа общества по формированию высоконравственной, духовно богатой личности. Основываясь на интересах и потребностях учащихся, имеющихся достижениях, материально-технических условиях школы, можно утверждать, что проект достижим и жизнеспособен.

Методы исследования, используемые в ходе реализации проекта:

устные опросы, интервью

Проведенные в ходе проекта исследования наглядно показали, что даже единичная проведённая встреча обучающихся, педагогического коллектива с музыкальной группой способствовала повышению у ребят интереса к развитию творческих способностей и вовлечению в творческую музыкальную деятельность, приобретению собственного опыта, а также повышению самооценки и значимости в собственных глазах и глазах социума.

Условия реализации проекта

Материально-техническое оснащение школьной вокально-инструментальной группы должно соответствовать определенным нормам и требованиям. Инструменты ансамбля необходимо подбирать хорошего качества, в соответствии с современными запросами общества. Оснащение может быть следующее:

акустическая гитара (1 шт.);

электрогитары ( 3 шт: бас и ритм, соло-гитара);

ударная установка (бас-бочка, малый барабан, 3 тома, хетт, райт, креш -тарелки);

клавишные инструменты (синтезатор);

микрофоны (2-4 шт.);

колонки (мощностью не менее 250 Вт),

стойки для микрофонов (2 шт.),

Сегодня в школе имеются: синтезатор, микрофоны (4 шт.), микшерный пульт, колонки, стойки для микрофонов (2 шт.), магнитофон.

Оставшуюся аппаратуру приобрели родители, школой планируется частичное оснащение вокально-инструментальной группы за счет спонсорских средств.

Группа первого года может включать в себя от 8 до 15 человек. На втором году состав группы не должен превышать 5-8 человек, в зависимости от наличия инструментов и солистов группы. Концертная деятельность на третьем году является ведущей.

Критериями эффективности проекта являются творческие отчеты, публичные выступления, участие в мастер-классах, концертная деятельность. Правильно подобранный репертуар группы способствует формированию нравственного потенциала, развитию эстетического вкуса, техническому росту коллектива, определяет его лицо и в целом профессиональное самоопределение школьников.

Основная часть

Описание мероприятий проекта

Гафаров Тагир – 9А – барабанщик, клавишник;

Якушин Даниил – 9А - бас гитарист;

Кабиров Алмаз – 9А – гитарист;

Хамченкова Владислава – 7Б – вокалист;

Ямилов Ильшат – 7Б – вокалист;

Ильясов Илья – 9В – звукооператор (ответственный за подключение аппаратуры);

Ожидаемые результаты

Благодаря проекту у детей появится возможность проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и предметными умениями, выявить способность к самообразованию и самоорганизации. А самым главным достижением проекта можно считать факт пополнения вокальной - инструментальной группы новыми участниками . Степанова Валентина, ученица 10 Б класса желает солировать в группе на английском языке.

Интерес школьников к деятельности ВИГ позволяет привлекать подростков девиантного поведения, заполнить активным содержанием их свободное время, развивает творческие способности и самодисциплину, чувство коллективизма, ответственности, формирует гражданскую позицию и собственную значимость. Обществу сегодня необходим человек, который чувствует себя достаточно сильным и отважным, чтобы смело входить в любую современную ситуацию, уметь решать проблемы творчески, без предварительной подготовки. Современные дети нуждаются в развитии гибкости и независимости мышления, вере в свои силы и идеи. Таким образом, творческое самовыражение обучающихся, при создании условий для самореализации, необходимо им для нормального развития. Что и требовалось доказать.

Подросткам свойственно чувство коллективизма, поэтому у них возникает желание выполнять что-либо в группе, в частности, музицировать. Электромузыкальные инструменты широко используются не только в профессиональных музыкальных коллективах, но и получают всё более широкое распространение в повседневном обиходе, как инструменты любительского музицирования. Музыкальный коллектив, деятельностью которого является творческий процесс вокально-инструментального исполнительства, организованный творческими целями и задачами. Музыка – это тот путь, который принесет пользу в любом случае, даже если это будет кратковременным увлечением.

Методическая литература:

Приложение 1

Анкета для учащихся

(выбери подходящий для тебя ответ):

Посещаю потому, что так хотят мои родители.

Все мои друзья занимаются здесь.

Некуда девать свободное время.

Приятно обучаться в кружке.

Знания, полученные в кружке, пригодятся мне в будущем.

Нужна ли в школе ВИГ (вокально-инструментальная группа)?

Анкета для родителей:

3. Знакомы ли вы с программами школьных объединений?

4. Посещаете ли концертные выступления объединений, в которых обучается Ваш ребенок?

5.Как вы относитесь к увлечению Вашего ребенка занятиями на музыкальных инструментах?

Читайте также: