Цели педагогического процесса кратко

Обновлено: 04.07.2024

Педагогический процесс создавался педагогами для осуществления воспитания, образования и обучения учащихся. Помимо целей, которые ставит педагог, для каждого учащегося существует своя цель обучения, а также методы и средства, с помощью которых он получает эти знания. Для идеального педагогического процесса цели преподавателя и цели учащегося, даже в течение одного занятия, должны совпадать.

Очень часто на практике мы видим совершенно другое: цели преподавателя и учащегося не совпадают, при этом ухудшается педагогический процесс. Для лучшего состояния педагогического процесса необходимо, чтобы внешний процесс преподавания и внутренний процесс учения были ближе, в идеале – практически совпадали. Из этого следует, что не только педагогический процесс станет идти лучше, но и воспитательные отношения будут лучше строиться.

В свою очередь, педагогическая цель – это предвидение педагогом и учащимся результатов их взаимодействия при выполнении каких-либо действий.

Виды педагогических целей многочисленны. Можно разбить их на следующие классы:

– нормативные государственные цели образования – это наиболее общие цели, которые описываются в государственных документах и стандартах образования;

– общественные цели – существуют параллельно государственным целям, заключаются в целях различных слоев общества, а также отражающие их потребности, например цели работодателей;

– инициативные цели педагогов и учащихся – это цели непосредственно педагогов-практиков, которые разрабатываются вместе с учениками с учетом типа образовательных учреждений, профилей специализированных классов, учета уровня развития учащихся и т. д.

На основе приведенных классов выделяются три группы целей:

– группа А – цели формирования знаний, умений и навыков;

– группа В – цели формирования отношений к различным сторонам жизни;

– группа С – цели формирования творческих способностей учащихся, их интересов, деятельности, взглядов.

Существуют также организационные цели, которые ставятся педагогом в области его управленческой функции. Например, организационной может быть цель расширить функции учащихся в оказании помощи в процессе обучения.

Нельзя не сказать о методических целях, которые связаны с расширением и развитием технологии обучения, а также внеучебной деятельности, например изменения метода преподавания в учебном процессе, на конкретном занятии или внедрения новых, инновационных форм обучения в конкретном коллективе.

Таким образом, педагогические цели предназначены для улучшения педагогического процесса. От того, как правильно будет поставлена цель, зависит результат обучения. Педагог должен стремиться к тому, чтобы его цели совпадали с целями учащихся, что является важнейшим условием успеха педагогического процесса.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Рыбакова М.М. Педагогические ситуации и конфликты [19]

Рыбакова М.М. Педагогические ситуации и конфликты [19] Особенности педагогических ситуаций и конфликтовОпределения и примеры. Взаимодействие с учениками учитель организует через разрешение педагогических ситуаций. Педагогическая ситуация определяется Н. В. Кузьминой

21. ОБЩЕСТВО И ЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СФЕРЫ

21. ОБЩЕСТВО И ЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СФЕРЫ Обществом является определившаяся в процессе исторического развития большая общность людей, которая связана достаточно устойчивой системой социальных связей и отношений, духовным единством, сложившимися традициями,

41. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

41. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ Под принципом понимают основные исходные положения какой-либо теории или науки в целом, это основные требования, предъявляемые к чему-либо.Педагогический принцип – это основные идеи, следование которым помогает лучшим образом достичь

54. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

54. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ Педагогическое проектирование состоит в том, чтобы создавать предположительные варианты предстоящей деятельности и прогнозировать результаты этой деятельности.Объектами педагогического проектирования могут быть педагогические системы,

60. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

Глава 3 Семья и педагогические прозрения Ф. М. Достоевского

2.5. Педагогические профессии и специальности

2.5. Педагогические профессии и специальности Функции педагога существенно различаются в зависимости от характера педагогической профессии и ее специальностей. Профессия – род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки. К педагогическим профессиям

3.2. Педагогические учреждения

3.2. Педагогические учреждения ШколаМодель межличностных отношений в школе напоминает таковую в лечебных учреждениях (рис. 7). К сожалению, наша школа пока еще работает на троечника, посещение ее является обязательным, престиж учительской профессии низкий, а зарплата

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ Педагогические способности – определенные психологические особенности личности, которые являются условием достижения ею в роли учителя высоких результатов в обучении и воспитании детей.Как известно, среди свойств и особенностей личности,

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ

Ваши педагогические идеалы

13. Наши педагогические проблемы в свете самоанских антитез

13. Наши педагогические проблемы в свете самоанских антитез На протяжении многих глав мы внимательно следили за жизнью самоанских девочек. Мы наблюдали за тем, как из младенцев на руках они сами превращались в нянек, учились разжигать очаг и плести красивые циновки, как

Педагогические эссе

Педагогические эссе Истина школы Что умеет и чего не умеет Школа?Школа умеет любить и воспитывать любовь.Но она не умеет ненавидеть и воспитывать ненависть.Школа умеет быть преданной и воспитывать преданность.Но она не умеет предавать и воспитывать предательство.Школа

66. ЦЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Педагогический процесс организуется учителем с целью воспитания, образования и обучения учеников. Однако любой ученик имеет свои цели, методы и средства обучения. На протяжении одного занятия цели ученика и педагога могут не совпадать.

При тесном взаимодействии внешнего процесса преподавания и внутреннего процесса учения педагогический процесс проходит намного успешнее и намного лучше создаются воспитательные отношения.

Педагогическая цель представляет собой способность учителя и учеников предугадать итог их взаимодействия. Итоги обобщают и исходя из этого строят следующие компоненты педагогического процесса.

Существует много видов педагогических целей. Среди них можно обозначить нормативные государственные цели образования, общественные цели, инициативные цели педагогов и учащихся.

Нормативные государственные цели представляют собой общие цели, которые определены в государственном стандарте образования. Одновременно имеются общественные цели, это цели разнообразных слоев общества, которые зависят от их потребностей, интересов и требований по профессиональной подготовке. Инициативные цели – это непосредственные цели, которые педагог-практик и ученики создают сами, учитывая при этом тип учебного заведения, профиля учебного предмета, уровень развития учащихся, готовность педагога. У любой цели существует то, что предполагается воспитать у учащегося, это называется предмет. Исходя из вышесказанного выделяются три группы целей.

Группа А – цели формирования сознания и поведения.

Группа В – цели развития отношений к обществу, труду, теме урока, профессии, друзьям, родителям, искусству и т. д.

Группа С – цели воспитания творческой деятельности, воспитание способностей, задатков, интересов учащихся.

В управленческую функцию педагога входит задача постановки организационных целей. Эти цели могут заключаться в применении самоуправления в построении учебной деятельности учащихся, расширении функций учащихся, в оказании взаимопомощи в течение занятия.

Методические цели педагога – это перестройка технологии учебной и внеучебной деятельности обучающихся, например применение новых форм создания учебного процесса.

Задачи педагога заключаются в обучении учащихся процедурам целеполагания, постижении и знании целей каждого ученика, содействии исполнению полезных целей. В педагогическом процессе цели учащихся должны совпадать с целями, поставленными преподавателем, так как главным условием успешного педагогического процесса является совпадение целей педагога и учащихся.

Разработка цели – это логико-конструктивный процесс, он заключается:

– в сравнении и обобщении информации;

– выборе наиболее важной информации;

– выражении цели, или, по-другому, нахождении объекта цели, предмета цели и нужных действий. Объект педагогической цели – конкретный ученик или группа с определенными ролевыми взглядами. Предметом педагогической цели являются качества, которые необходимо изменить в течение данного педагогического процесса;

Физическая техника речи — результат правильного дыхания, чёткой дикции, нормального голосоведения.

Мы прежде всего должны позаботиться, чтобы нас могли легко и без напряжения слышать. Для этого необходима внешняя организация речи, отвечающая следующим требованиям.

Старайтесь быть тактичными и следите за тем, чтобы словами и их смысл не обидеть других людей. Так, в широком обществе, которого вы не знаете, не стоит рассказывать истории, например, о то.

-->Детская психология -->

-->Магазин детских колготок -->

Его основная задача – формирование и развитие личности воспитанника на основе научного мировоззрения, духовности, активной жизненной установки, убежденности, совокупности знаний, навыков, умений, основ профессионального мастерства.

Структурно педагогический процесс состоит из плановых занятий. Его непосредственными производными и условием эффективности является самообразование и самовоспитание. Системообразующие компоненты педагогического процесса – это главное его назначение и учебно-воспитательные задачи. Они также определяют и его функции.

Учебно-воспитательные задачи – это противоречивые педагогические ситуации, которые объективно обусловлены потребностями повседневной жизнедеятельности воспитанников, их будущей профессиональной деятельностью.

Основное назначение педагогического процесса определяет содержание его составляющих – воспитания, обучения, развития, которые одновременно являются его функциями. Безусловно, эти функции неравнозначны.

Основной функцией является воспитательная, которая представляет собой высший уровень педагогического процесса. В ней синтезируются все другие структурно-функционально-смысловые компоненты и реализуются как общие (формирование личности гражданина Украины, заложения основ саморазвития и самоактуализации), так и специфические (подготовка конкретного специалиста к определенному виду профессиональной деятельности) задачи этого процесса.

Педагогический процесс предполагает определенные отношения между его участниками – воспитателями и воспитанниками, которые являются его центральными фигурами. Эффективность этого процесса в основном зависит от характера и содержания взаимодействия, возникающего между ними. Она должна быть активной, осмысленной, осознанной. Современные гуманистические педагогические концепции – гуманистическая педагогика, педагогика сотрудничества и личностно ориентированная педагогика – особое внимание обращают на формирование между воспитателями и воспитанниками субъект-субъектных взаимоотношений. Характер этого взаимодействия является существенной характеристикой современного педагогического процесса.

Воспитатели, которые организуют педагогический процесс, управляют им и контролируют его ход, оценивают результаты и вносят определенные необходимые коррективы, должны осознавать высокую ответственность за организацию и конечные результаты всех видов деятельности воспитанников (учебной, общественной) и личной поведения; совмещать функции учителя и воспитателя.

Воспитанники в русле современных гуманистических педагогических концепций обязательно должны быть субъектами обучения, воспитания, развития и самовоспитания. Поэтому воспитателям необходимо хорошо знать их индивидуально-психические особенности. Незнания или недостаточного учета их в педагогическом процессе может свести на нет усилия воспитателей, потому что только при активном участии всех воспитанников в педагогическом процессе можно достичь определенных положительных результатов, а в противоположном случае – вообще теряется его смысл. Безусловно, наряду с общими и типичными необходимо учитывать также национальные, региональные, профессиональные особенности воспитанников, разный жизненный опыт, уровни подготовленности. Главная задача воспитателей – сделать воспитанников активными, сознательными, заинтересованными и самостоятельными участниками этого процесса.

Цель представляет собой предвидение результата деятельности в идеальном виде, которое опережает отражение событий в человеческом сознании. Цель является философской категорией.

Педагогические цели заключаются в предвидении педагогом, учениками, воспитанниками результатов их взаимодействия в виде мысленных обобщенных образований, в соответствии с которыми далее соотносятся остальные элементы педагогического процесса.

Структура цели постоянна и определяется ее алгоритмом. Цель состоит из целевого объекта, предмета и действия.

Целевой объект представлен человеком в различных ролевых позициях, на которые планируется воздействие. Целевой предмет представляет собой ту сторону личности воспитанника, которая в конкретном педагогическом процессе должна быть преобразована. Целевое действие обозначает определенное действие педагога, совершаемое для развития целевого предмета.

Виды педагогических целей достаточно многообразны. Можно выделить следующие:

  • нормативно-государственные;
  • общественные;
  • инициативные цели педагогов, учащихся.

Государственные нормативные цели являются общими и определяются в законодательных документах и в государственных образовательных стандартах. Параллельно с ними реализуются общественные цели, представляющие собой цели разных слоев общества, которые отражают их интересы, потребности, запросы по профподготовке. Данные запросы учитываются педагогами при разработке различных типов специализаций и концепций обучения.

Инициативные цели разрабатываются непосредственно педагогами-практиками и учениками. При этом обязательно учитываются тип учебного заведения, профиль специализации, учебные предметы, уровень развития учащихся, степень подготовленности педагогов.

Предметная классификация целей

Определенная цель обладает своим предметом, то есть направлением развития воспитанника. На данной основе можно выделить три группы целей:

  • цели формирования навыков, знаний, умений, сознания и поведения – образовательные цели;
  • цели формирования отношения к различным сторонам жизни – воспитательные цели;
  • цели развития способностей, интересов, задатков, формирования творческой деятельности – развивающие цели.

Готовые работы на аналогичную тему

Цели участников педагогического процесса

Педагогический процесс формируется и реализуется педагогом для решения задач связанных с воспитанием, образованием и обучением учащихся. При этом каждый учащийся имеет свою цель обучения, средства и методы учения. Цели педагога и учащегося могут не совпадать. Чем меньше разрыв между внешним процессом преподавания и внутренним процессом учения, тем эффективнее идет педагогический процесс в целом, строятся воспитательные отношения.

Функция педагога заключается в учении учеников целеполаганию, изучении целей каждого из них и помощь в реализации их полезных целей. Цели учеников должны входить в педагогический процесс наравне с целями преподавателей.

Совпадение целей двух основных участников педагогического процесса является важным условием его успеха.

Педагог, со своей стороны, определяет организационные и методические цели. Методические цели связаны с трансформацией технологий обучения, внеучебной деятельности учащихся. Организационные цели формулируются педагогом в сфере функции управления.

Разработка целей

Разработка цели является логико-конструктивным процессом, который заключается в следующем:

Читайте также: