Признаки соревновательной деятельности кратко

Обновлено: 18.05.2024

Спортивное соревнование представляет собой центральное, узловое образование в системе спорта. Именно в нем и проявляется наиболее концентрированно социальная сущность спорта – организуется регламентированное, гуманистическое соперничество, побуждающее активность его участников для самосовершенствования. Организация соревновательной деятельности способствует созданию социальных институтов, обеспечивающих деятельность в сфере спорта, а также формированию специфических общественных отношений в этой сфере.

Однако следует учитывать, что в этих сферах деятельности человека устранение соревновательной ситуации всегда оставляет полноценную социальную деятельность (производственный труд, исполнительское творчество и т. п.), которая вполне может существовать и часто существует без каких-либо официально организуемых соревнований, поскольку они не являются их специфической основой.

Спортивная же деятельность полностью утрачивает свой смысл и специфику без главного составного элемента – соревнования. Оно является важнейшей и неотъемлемой частью спортивной деятельности, основным системообразующим и интегрирующим фактором, наиболее существенно влияющим на все остальные элементы спортивной деятельности. Обучение и тренировка в спорте не имеют значения сами по себе, они являются лишь подготовительной работой, цель которой обеспечить успешный исход спортивного состязания. Соревновательная деятельность обеспечивает проверку качества учебно-тренировочной работы, способствует повышению спортивного мастерства и в то же время выступает в качестве средства учебно-воспитательной работы, оказывая значительное влияние на совершенствование моральных и волевых качеств личности спортсмена, его характера.

Будучи исходной формой спортивных отношений, всякое состязание для человека представляет собой соперничество, требующее предельного напряжения всех сил и способностей. При этом поиск предела человеческих возможностей неизменно направляет спортсмена по пути постоянного развития и прогресса физических и духовных сил.

В социуме спортивные соревнования несут определенные социокультурные функции. По мнению Л. И. Лубышевой (1997, 2013), при их рассмотрении следует выделять первичные и вторичные функции. Первичные (специфические) функции соревнований – ранговая оценка всех соперников, нахождение победителей и призеров, фиксация спортивных достижений и рекордов – относятся в первую очередь к классу социальных оценок.

Вторичные (неспецифические) функции соревнований весьма разнообразны. К ним относятся: нормативная, селекционная, стимулирующая, самоутверждающая (престижная), подготовительная, управления, моделирования, контроля, зрелищная, информационная, познавательная, воспитательная, экономическая, коммуникативная, агитационно-пропагандистская, культурного обмена, осуществления международных связей и многие другие.

Систему спортивных соревнований можно рассматривать как социальный институт, позволяющий освоить комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих деятельность людей и организующих их в систему ролей и статусов, а также стимулирующих стремление к самосовершенствованию.

Главными специфическими особенностями спортивных соревнований являются:

– унификация состава действий, условий их выполнения и способов оценки достижений (закрепляется правилами соревнований);

– регламентация поведения соревнующихся, обслуживающего персонала и других лиц, имеющая гуманитарную основу (регламентируется нормами спортивной этики);

– равенство условий и сравнимость результатов каждого участника с помощью определенного стандарта;

– наличие процесса борьбы, противоборства, неантагонистического соперничества, конкуренции;

– высокая общественная и личностная значимость и самого процесса борьбы, и достигнутого спортивного результата (последний получает общественную оценку, влияет на статус спортсмена в обществе);

– активизация факторов, побуждающих и усиливающих состязательно-достиженческие установки личности (системное воспроизведение соревнований с последовательным возрастанием уровня конкуренции и требований к результатам; система прогрессирующих поощрений за спортивные достижения в них);

Таким образом, в самом обобщенном виде о соревнованиях можно говорить как о достаточно сложном и многогранном социальном явлении, включающем в себя целый ряд компонентов. Л. П. Матвеев (1997) определяет соревновательную деятельность как специфическую сферу деятельности спортсмена, в рамках которой в соответствии с присущими для разных видов спорта правилами, содержанием двигательных действий, способами ведения соревновательной борьбы осуществляется объективное сравнение спортивно-достиженческих возможностей спортсменов (команд), обеспечивается их максимальное проявление и максимально специализированными средствами повышается уровень подготовленности занимающихся.

– спортивное состязание спортсменов;

Все это свидетельствует, что смысловое содержание анализируемого понятия охватывает не только собственно соревновательную деятельность (состязания спортсменов), но и многое другое, сопряженное с ней.

В своей сущности соревновательная деятельность должна быть нацелена прежде всего на предельную реализацию спортсменом своих возможностей для достижения максимально высокого спортивного результата, незаурядной спортивной победы, личного или иного рекорда. Это опирается на устойчивые мотивы самовыражения, самоутверждения и самосовершенствования личности, наряду с опорой на коренные социально значимые ориентации, нравственные принципы и чувства (чувства чести, патриотизма, общественной ответственности и т. д.).

Вместе с тем конкретная цель, преследуемая спортсменом в том или ином отдельном соревновании, далеко не всегда предусматривает демонстрацию предельного результата. Это обусловлено необходимостью удовлетворять различные потребности личности и общества в системе соревнований, а также соображениями, вытекающими из закономерностей оптимальной подготовки спортсмена к наиболее ответственному старту, успешное выступление в котором способствует максимальному повышению рейтинга самого спортсмена или организации, которую он представляет.

В таких случаях вольно или невольно нивелируется основная сущность спортивного соревнования. Принципиальные отличия тут могут состоять в определяющих чертах деятельности спортсмена, в том числе исходной мотивации, характере конкуренции, эмоциональной атмосфере, создаваемой взаимодействиями участников и зрителей, обусловленной всем этим степени мобилизации достиженческих возможностей спортсмена.

Мотив и цель выступают в роли системообразующих факторов, формирующих направленность, а также величину усилий, развиваемых субъектом при выполнении деятельности в процессе состязания. Исходной предпосылкой для принятия конкретной целевой установки спортсмена выступают потребности, интересы и осмысление существующей ситуации как мотива соревновательного поведения.

Среди личностных мотивов, влияющих на целевые установки, по мнению Л. П. Матвеева (2010), есть относительно устойчивые (прочно сформированные в течение жизни под воздействием воспитания и общих жизненных условий) и сравнительно подвижные (оперативно меняющиеся в зависимости от актуальных ситуаций). Кроме того, состязательные установки спортсмена связаны также с общими нравственными устоями его поведения, характером, темпераментом, индивидуальными особенностями волевых проявлений. Все это в комплексе, так или иначе, индивидуально обусловливает, в личностном отношении, конкретную состязательную нацеленность и поведение спортсмена в том или ином соревновании.

– особенности места проведения (географическое положение, климатические условия) – с этим связана необходимость адаптации к новому часовому поясу, непривычным температуре и влажности воздуха, атмосферному давлению;

– состояние и оборудование спортивных баз – этим часто бывает обусловлена необходимость существенной коррекции отработанных моделей технико-тактических действий, изменения характера предсоревновательной разминки и отдыха между отдельными выступлениями и т. п.;

– характер судейства, который приобретает особое значение в спортивных играх, единоборствах, сложно-координационных видах спорта;

– особенности поведения соперников, болельщиков;

– эффективность действий служб обеспечения соревнований, представителей команд и других лиц во время подготовки и проведения соревнований.

Отсюда понятно, что конкретная соревновательная нацеленность и характер поведения спортсмена на соревновании не всегда будут совпадать с его долговременно перспективной или даже этапной целью.

В соответствии с этим в общем разнообразии конкретных целевых намерений, реализуемых спортсменом в различных состязаниях, можно выделить, как минимум, несколько достаточно распространенных вариантов.

Нацеленность на победу или завоевание возможно более высокого места с превышением прежнего индивидуально-максимального достижения, то есть на то, чтобы непременно, несмотря на все трудности противоборства, добиться спортивного превосходства над соперниками (если и не над всеми участниками соревнования, то над теми, которых можно победить с предельной мобилизацией своих возможностей) – в этих случаях проецируется этапная цель победы или завоевания возможно высокого зачетного места или (и) установления рекорда (личного, и не только личного, в тех, разумеется, видах спорта, в которых фиксируются рекорды); такой вариант целевой установки типичен главным образом тогда, когда спортсмены основательно мотивированы на достижения в ответственных, наиболее престижных, собственно спортивных соревнованиях.

Нацеленность на демонстрацию преднамеренно строго лимитированного результата. Такая целевая установка может реализоваться в серии системно-подготовительных или в длительной серии ординарных соревнований, позволяя, несмотря на увеличение числа состязаний, избежать излишней напряженности соревновательной нагрузки. Она же может быть взята на вооружение, когда по тактическим соображениям спортсмен не желает преждевременно раскрывать свои достиженческие возможности.

Л. П. Матвеев (2010) считает, что предпочтение того или иного варианта целевой установки и ее реализации субъективно во многом зависит от так называемого уровня притязаний спортсмена (меры свойственных ему устремлений к самоутверждению и вообще к удовлетворению личных запросов, производной от самооценки личных возможностей, характера, темперамента и других свойств личности).

Однако в практике спорта нередко возникают противоречия между теми, кто непосредственно вырабатывает и реализует индивидуализированные спортивно-соревновательные цели (тренеры, спортсмены), и теми, кто влияет на их постановку с иных позиций (спортивные функционеры, менеджеры, организаторы, спонсоры). Конечно, спортсмены и тренеры не могут не считаться с интересами команды, за которую они выступают, а также интересами общественных организаций и государственных структур, однако решающая роль в конкретизации индивидуализированных состязательных целей должна принадлежать тренеру и спортсмену. Вероятные расхождения между конкретными индивидуальными и общими целями пусть нелегко, но при разумном подходе преодолимы.

Соревновательная деятельность – это специфическая двигательная активность человека, осуществляемая, как правило, в условиях официальных соревнований на пределе психических и физических сил человека, конечной целью, которой является установление общественно значимых и личных результатов.

Характерной особенностью спорта является соревновательная деятельность, специфической формой которой являются соревнования, позволяющие выявлять, сравнивать и сопоставлять человеческие возможности на основе четкой регламентации взаимодействий соревнующихся, унификации состава действий (вес снаряда, соперника, дистанция и т.д.), условий их выполнения и способов оценки достижений по установленным правилам. Специальная подготовка к соревновательной деятельности в спорте осуществляется в форме спортивной тренировки.

Специфическим для спорта является то, что конечной его целью является физическое совершенствование человека, реализуемое в условиях соревновательной деятельности, без которой он существовать не может. Соревновательная деятельность осуществляется в условиях официальных соревнований с установкой на достижение высокого спортивного результата.

Соревновательная деятельность по отношению к официальным соревнованиям выступает в своем абсолютном значении как собственно соревновательная деятельность. И в этом плане это есть специфическая двигательная активность человека, осуществляемая, как правило, в условиях официальных соревнований на пределе психических и физических сил человека, конечной целью, которой является установление общественно значимых и личных результатов. Собственно соревновательная деятельность спортсменов осуществляется в соревнованиях.

Спортивные соревнования — это своеобразная модель человеческих отношений, реально существующих в мире: борьбы, побед и поражений, направленности к постоянному совершенствованию и стремления к наивысшим результатам, достижения творческих, престижных и материальных целей

Соревнования — важный фактор познания человеческих возможностей и формирования этических взаимоотношений, а также форма общения между людьми или группами людей. Конечным результатом соревновательной деятельности является спортивное достижение, которое характеризуется количественным или качественным уровнем показателей в спорте.

Спортивное достижение — это показатель спортивного мастерства и способностей спортсмена, выраженный в конкретных результатах.

В состав соревновательной деятельности входят: 1) соревновательные действия (например, в легкой атлетике – бег по дистанции, метание копья и т.п.); 2) комплексные формы поведения спортсмена во время состязания (проявление технической, физической, тактической, психической и др. видов подготовленности).

Классификации видов соревнований. По цели - собственно спортивные и субспортивные соревнования. Собственно спортивные соревнования (основные) – главные, имеющие официальный статус (Олимпийские игры, чемпионаты мира, Европы, страны).Субспортивные соревнования- соревнования отличающиеся частными субдостиженческими функциями (подводящие, контрольные, отборочные, зрелищные, массовые, коммерческие и др.). По контингенту соперников соревнования подразделяются по возрасту, полу, квалификации, территориальной или ведомственной принадлежности. По способу ведения соревновательного противоборства соревнования бывают с непосредственным контактом соперников (спортивная борьба) и с опосредованным контактом (фехтование), выполнением соперниками соревновательных действий без помех со стороны друг друга (легкая атлетика, плавание, гимнастика) и с преодолением сопротивления (спортивные игры, единоборства). Соревнования бывают очные (участники находятся вместе в одно время) и заочные (проходящие в одно время, но территориально разделенные). По условиям проведения соревнований выделяется признак периодичности (ежегодно, один раз в два года, один раз в четыре года, единичные, традиционные и т.п.) и признак места проведения (в закрытых помещениях, на открытом воздухе, на равнине, в среднегорье, высокогорье). По типу судейства (способу определения победителя) выделяют соревнования с субъективными оценками действий участников (гимнастика, фигурное катание и др.) и с объективными оценками (бег, метания и др.), соревнования с выбыванием проигравшего. По продолжительности: соревнования с различным числом стартов (матчей), от одного (виды легкой атлетики) до нескольких (игровые виды спорта, горнолыжный спорт, многодневные велогонки).

Принципы спортивной тренировки представляют собой наиболее важные педагогические правила рационального построения тренировочного процесса, s которых синтезированы научные данные и передовой практический опыт тренерской работы. Направленность на максимально возможные достижения, углубленная специализация и индивидуализация. Если при использовании физических упражнений без спортивных целей реализуется лишь

некоторая, не предельно возможная степень достижений, то для спортивной деятельности характерна направленность именно к максимуму. И хотя этот максимум индивидуально различен, закономерным является стремление каждого возможно дальше пройти по пути спортивного совершенствования. Спортивные достижения важны, конечно, не сами по себе, а как конкретные показатели развития способностей и мастерства. Установка на высшие спортивные результаты имеет в этой связи существенное общественно-педагогическое значение, поскольку означает устремленность к высшим рубежам совершенства человека. Такая устремленность стимулируется всей организацией и условиями спортивной деятельности, особенно системой спортивных состязаний и прогрессирующих поощрений (от присвоения начального спортивного разряда до золотой медали чемпиона). Установка на высшие показатели реализуется соответствующим построением спортивной тренировки, использованием наиболее действенных средств и методов, углубленной специализацией в избранном виде спорта. Направленность к максимуму обусловливает, так или иначе, все отличительные черты спортивной тренировки — повышенный уровень нагрузок, особую систему чередования нагрузок и отдыха, ярко выраженную цикличность и т.д. Данная закономерность спортивной тренировки проявляется по-разному в зависимости от этапов многолетнего спортивного совершенствования. На первых этапах, когда занятия спортом проводятся в основном по типу общей подготовки, тренировочный процесс не имеет ярко выраженных черт спортивной специализации — установка на высшие достижения носит характер дальней перспективы. По мере возрастного формирования организма и повышения уровня тренированности эта установка реализуется в полной мере до тех пор, пока не начнут действовать ограничивающие возрастные и другие факторы. Таким образом, общий принцип прогрессирования приобретает в области спортивной подготовки особое содержание. Его нужно понимать, как требование обеспечить максимально возможную степень совершенствования в определенном виде спорта. А это означает необходимость углубленной специализации. Спортивная специализация характеризуется таким распределением времени и усилий в процессе спортивной деятельности, которое наиболее благоприятно для совершенствования в избранном виде спорта, но не является таковым для других видов спорта. В связи с этим при построении спортивной тренировки чрезвычайно важен учет индивидуальных особенностей. Узкая специализация, проводимая в соответствии с индивидуальными склонностями взрослого спортсмена, дает возможность наиболее полно выявить его одаренность в области спорта и удовлетворить спортивные интересы. Напротив, ошибочный, не отвечающий индивидуальным качествам спортсмена выбор специализации, а в некоторых видах спорта и определенного амплуа в команде в значительной мере сводит на нет усилия спортсмена и тренера. Принцип индивидуализации требует построения и проведения тренировки спортсменов с учетом их возрастных особенностей, способностей, уровня подготовленности. Единство общей и специальной подготовки. Спортивная специализация не исключает всестороннего развития спортсмена. Напротив, наиболее значительный прогресс в избранном виде спорта возможен лишь на основе разностороннего развития физических и духовных способностей, общего подъема функциональных возможностей организма. Объективные закономерности спортивного совершенствования требуют, чтобы спортивная тренировка, являясь глубоко специализированным процессом, вела бы в то же время к всестороннему развитию. В соответствии с этим в спортивной тренировке неразрывно сочетаются общая и специальная подготовка.

Содержание и особенности соревновательной деятельности.

Соревновательная деятельность предусматривает демонстрацию и оценку возможностей спортсменов в различных видах спорта в соответствии с присущими им правилами, содержанием двигательных действий, способами соревновательной борьбы и оценки результатов.

Четкие и полные знания о содержании и результатах соревновательной деятельности в каждом отдельном виде спорта необходимы прежде всего для:

- определения общей стратегии подготовки - выбора средств, методов тренировки, параметров тренировочных нагрузок, использования внетренировочных факторов;

- объективизации спортивного результата в конкретном соревновании - возможности быстрого и точного выявления причин успеха или неудачи;

- внесения своевременных коррекций в планы подготовки;

- повышения эффективности тактической подготовки, в частности, выбора тактического варианта выступления в конкретном соревновании, адекватного цели выступления и возможностям предполагаемых соперников;

- моделирования в тренировке условий протекания реальных состязаний.

Соревновательная деятельность оказывает большое воздействие на организм спортсмена. Это связано и с ее экстремальными двигательными режимами (максимальная скорость движений и действий; проявление максимальной силы, выносливости; координационная сложность действий с элементами риска и др.), и с нервно-эмоциональными напряжениями, стрессовыми воздействиями, связанными с социальным статусом соревнований, их престижностью и др.

Поэтому в последние годы изучению закономерностей соревновательной деятельности стало уделяться значительно большее внимание.

Соревновательная деятельность спортсмена имеет фазовый характер.

Фазовая структура соревновательной деятельности спортсмена

I . Предстартовая фаза

II . Собственно-состязательная фаза

модель технико-тактических действий

коррекция элементов соревновательной деятельности

III . Фаза последействия

Первая фаза - предстартовая - состоит из психологической настройки и предсоревновательной разминки, которая часто значительно различается с тренировочной.

Вторая фаза - собственно состязание - включает в себя построенную модель технико-тактических действий, сам процесс спортивного соперничества и коррекцию отдельных элементов соревновательной деятельности в процессе состязания.

Третья фаза - последействие - включает в себя фазу ближнего восстановления (заключительная физическая нагрузка низкой интенсивности, часто называется "заминкой"), анализ проведенного соревнования и дальнего восстановления с возможным выходом в фазу суперкомпенсации (состояния более высокого, чем до старта).

Спортсмен в процессе соревновательной деятельности должен иметь конкретную систему целей, ресурсы для их реализации, информацию для принятия решения.

В соревнованиях спортсмену приходится иметь дело с большим количеством информации технико-тактического, психологического и другого характера. Эта информация должна соотноситься с задачами, стоящими перед спортсменами в каждой ситуации поединка и в соревнованиях в целом. Для решения конкретной задачи полезная информация о создавшейся ситуации соотносится с тактическим планом, выработанным спортсменом в тренировочном процессе, и соревновательным опытом. Активное выделение и переработка необходимой информации составляет одну из важных задач тактики соревновательной деятельности.

Спортсмен в соревновании принимает решение, строящееся на размышлении - анализе собственного психического и физического состояния для выбора предполагаемого ответного действия соперника (или партнера). Разведав особенности действий противника, спортсмен на основании своего представления о его предполагаемых реакциях составляет собственный план. При этом во всех своих тактических рассуждениях спортсмен воспроизводит рассуждения противника (партнера по команде). Деятельность спортсмена в поединке определяется его представлением, мысленным воспроизведением моделирования основных положений предполагаемого поведения противника и своего. В спортивных играх и единоборствах моделирование соревновательной деятельности в конкретных соревнованиях и стартах приобретает решающее значение.

Способность к размышлению и анализу в спортивных играх связана с тем, что игрок в отличие от спортсменов других специализаций должен воссоздавать в своем сознании не только тактический план своих действий, но и адекватно отображать действия партнеров по команде, т.е. представлять их возможности: состояние подготовленности, индивидуальные особенности, техническое мастерство и тактическое мышление.

В видах спорта с отсутствием непосредственного контакта между спортсменами в процессе соревнования и очередностью старта принятие решения определяется последовательностью выступления спортсменов в соревнованиях до и после основных конкурентов. Так, например, заявка исходного веса в тяжелой атлетике и высоты в легкоатлетических прыжках определяется спортсменом, исходя из указанного условия, а также включение в комбинацию наиболее сложных элементов в гимнастике и прыжках в воду, фигурном катании на коньках.

Принятие решений в ходе соревновательной деятельности в видах ' спорта, характерных одновременностью начала, возможно непосредственно в процессе борьбы с соперниками. При одновременном старте партнеров по команде возможна взаимопомощь и групповые варианты состязательной борьбы (забеги в легкой атлетике на средние и длинные дистанции, шоссейные гонки в велосипедном спорте и др.).

Результативность соревновательной деятельности при условии хорошей подготовленности спортсмена зависит от надежности восприятия и быстроты переработки информации, характера ее отражения, времени выработки и целесообразности принятого решения, своевременности его воплощения, за счет целенаправленных специализированных действий.

Все виды спортивной подготовки: техническая, физическая, тактическая и психическая всегда проявляются в соревновательной деятельности в сложном сочетании, специфичным для конкретного вида спорта и соревновательной дисциплины.

Необходимо чётко определить в каждой соревновательной дисциплине главные, решающие компоненты соревновательной деятельности. Тогда, определив уровень совершенства отдельных составляющих можно объективно оценить сильные и слабые звенья в структуре соревновательной деятельности конкретного спортсмена, разработать оптимальную модель соревновательной деятельности наметить пути её достижения.

Например, в структуре соревновательной деятельности в легкоатлетическом беге на 100 метров (и по аналогии на спринтерских дистанциях циклических видов спорта) может быть выделено как минимум четыре компонента:

• быстрота двигательной реакции на стартовый сигнал (определяется по времени от выстрела стартёра до первого движения бегуна);

• эффективность стартового разгона (оцениваемая по времени пробегания отрезка 30 метров со старта);

• абсолютная скорость (максимальная скорость, оцениваемая по времени бега с хода на отрезке 30 – 40 метров);

• эффективность финиша, которую оценивают по степени снижения скорости бега на последних 20 – 30 метрах дистанции.

Анализ пробегания соревновательной дистанции лучшими спринтерами мира, свидетельствует о том, что они имеют значительные различия в характеристике названных составляющих. Аналогичным образом можно представить структуру соревновательной деятельности в других видах спорта циклического характера: в конькобежном спорте, плавании, гребле и т.п.

В скоростно-силовых видах спорта структура соревновательной деятельности иная. Так, например, в структуре соревновательной деятельности метателей молота выделяют следующие компоненты:

• целесообразность исходного положения;

• эффективность предварительного вращения молота;

• эффективность финального усилия и скорость вылета снаряда;

• сохранение равновесия после вылета снаряда.

В структуре соревновательной деятельности в фигурном катании на коньках (и по аналогии в сложнокоординационных видах спорта) выделяют:

• соответствие программы обязательным элементам;

• техничность выполнения элементов, включённых в программу;

• техника и скорость скольжения;

• сложность и оригинальность связок;

• гармоничность композиции программы;

• соответствие движений характеру музыки.

В соревновательной деятельности боксёров (по аналогии в единоборствах) выделяют:

• плотность ведения боя (по числу нанесённых ударов);

• эффективность атакующих действий (по отношению числа ударов дошедших до цели к общему их числу);

• эффективность защитных действий;

• сила ударов, дошедших до цели (в баллах, по результатам экспертной оценки);

• эффективность действий в условиях утомления (по отношению эффективности действий в третьем раунде к показателям в первом раунде).

Специфическими особенностями соревновательной деятельности в спорте являются: 1)восприятие информации в условиях маскировки и ложных действий противника; 2)отработка информации и принятие решений в условиях дефицита пространства и времени; 3)воплощение принятых решений в условиях активного противоборства с соперником и не всегда благоприятных условий внешней среды.

В структуре соревновательной деятельности спортсменов следует также выделять и такие элементы как восприятие внешней среды, поведение противников и партнёров, динамики собственного состояния, анализ полученной информации. Затем сопоставление этой информации с прежним опытом и целью соревнований; принятие решения и его воплощение в соответствующих двигательных действиях.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Соревновательная деятельность предусматривает демонстрацию и оценку возможностей спортсменов в различных видах спорта в соответствии с присущими им правилами, содержанием двигательных действий, способами соревновательной борьбы и оценки результатов.

Четкие и полные знания о содержании и результатах соревновательной деятельности в каждом отдельном виде спорта необходимы прежде всего для:

- определения общей стратегии подготовки - выбора средств, методов тренировки, параметров тренировочных нагрузок, использования внетренировочных факторов;

- объективизации спортивного результата в конкретном соревновании - возможности быстрого и точного выявления причин успеха или неудачи;

- внесения своевременных коррекций в планы подготовки;

- повышения эффективности тактической подготовки, в частности, выбора тактического варианта выступления в конкретном соревновании, адекватного цели выступления и возможностям предполагаемых соперников;

- моделирования в тренировке условий протекания реальных состязаний.

Соревновательная деятельность и её роль в подготовке спортсмена

Развитие современного спорта, особенно на этапе высших достижений, сопровождается постоянным ростом уровня спортивных достижений, трудности соревновательных программ и мастерства исполнителей, эффективное и перспективное решение данных задач связано прежде всего с научной разработкой системы и технологии управления соревновательной деятельностью (СД) спортсменов. Это в полной мере относится и к соревновательной деятельности спортсменов-бальников.

В соответствии с современными представлениями в структуре подготовки спортсменов-бальников выделяют три основные подсистемы: спортивную тренировку, соревнования, внетренировочные и внесоревновательные факторы. Основным результатом системы подготовки является спортивное достижение, уровень которого определяется одаренностью занимающегося, направленностью и эффективностью всей системы подготовки .

Долгое время усилия специалистов были направлены на совершенствование методологических основ спортивной тренировки, и только в последние годы наблюдается повышенный интерес ученых и практиков к изучению соревновательной деятельности (СД) спортсменов.

Как показывает анализ научно-методической литературы, в настоящее время широкое распространение получили исследования отдельных составляющих СД, в основе которых лежит деление соревновательной программы на части, временные отрезки или технико-тактические варианты, при этом используется различная степень детализации с последующей оценкой собственно соревновательных действий, которые определяются как компоненты СД. Большое внимание уделяется разработке модельных характеристик различных сторон подготовленности и состояний спортсменов в процессе соревновательной борьбы. Однако такие исследовательские подходы не всегда позволяют рассмотреть СД как целостную систему.

Нам представляется, что в качестве концепции, определяющей исследовательские подходы в изучении этого важного компонента подготовки спортсменов, должна выступать современная теория деятельности, согласно которой в основе любой деятельности лежит система интеллектуальных и моторных действий, реализуемых посредством целенаправленных субъект-объектных отношений и связей. При этом успешное выполнение деятельности определяется комплексом навыков, среди которых выделяют двигательные, мыслительные, сенсорные и навыки поведения.

Изучение научной литературы позволяет заключить, что СД необходимо рассматривать как целостную, самостоятельную систему, которая имеет конкретную мотивацию, содержание, результат, и как сам процесс, состоящий из внешних и внутренних сторон.

Развивая точку зрения ведущих отечественных специалистов, мы пришли к выводу, что соревновательная деятельность в бальных танцах это специфически организованная форма проявления двигательных способностей, выработанных в процессе тренировки навыков и мотивированного поведения, которая направлена на достижение максимально возможного спортивного результата в процессе соревнований.

Это можно представить в виде таблицы:

БИОЛОГИЧЕСКИЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ (подсистемы)

СОРЕВНОВА-ТЕЛЬНАЯ

СОРЕВНОВА-ТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

СОРЕВНОВА-ТЕЛЬНАЯ НАГРУЗКА

ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ (подсистнмы)

ОРГАНИЗАЦИЯ СОРЕВНОВАНИЯ

- положение о соревнованиях

УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

- государственные и общественные организации

Предлагаемая система соревновательной деятельности и ее содержание определяются, прежде всего, направленностью на достижение высшего результата и должны рассматриваться с двух взаимосвязанных сторон - внешней и внутренней. К внутренним факторам СД спортсмена относятся его подготовленность, его собственно соревновательные действия и поведение. Внешняя сторона СД заключается в организации данной деятельности и условиях ее функционирования.

Внутренние факторы СД в спортивных бальных танцах включают следующие компоненты:

1. Подсистему мотивации , которая состоит из следующих частей:

а) потребностей в соревновательных отношениях; б) мотивов; в) целей; г) стратегии и тактики, которые вырабатываются исходя из конкретных условий. Подсистеме мотивации отводится одна из ведущих ролей в системе СД.

2. Подсистему готовности, среди множества компонентов которой следует выделить основные: а) техническую готовность - умение выполнять соревновательные упражнения, композиции; б) тактическую - умение вести борьбу в условиях соревнований; в) функциональную - определенный уровень развития физических качеств, функций и систем организма; г) психическую - комплексное состояние боевой готовности к выполнению соревновательных упражнений. Оптимальное соотношение всех компонентов подсистемы готовности обеспечивает необходимый уровень развития спортивной формы.

3. Подсистему соревновательных действий. Собственно соревновательные действия (ССД) - это подготовленная в соответствии с правилами соревнований программа, выполняемых на оценку и определяющих спортивный результат. Основными компонентами ССД в спортивных бальных танцах являются: а) сложность программы; б) техника выполнения отдельных элементов и всего упражнения в целом; в) выразительность движений; г) ритмическая структура комбинации; д) композиционное построение упражнения .

4. Подсистему соревновательных нагрузок. В процессе соревновательной деятельности на организм спортсменов воздействует множество факторов, которые определяют направленность, характер и величину соревновательных нагрузок. Основными составляющими данной подсистемы являются показатели физической, физиологической и психической нагрузок.

5. Подсистему поведения. Информация о восприятии среды, поведении участников соревнований, динамике собственного состояния также во многом обусловливает эффективность соревновательной деятельности . Среди множества компонентов необходимо выделить наиболее значимые: а) соревновательную адаптацию; б) накопленный индивидуальный опыт СД; в) поведение болельщиков; г) соперников; д) партнеров; е) судей; ж) тренера.

На основе подсистем мотивации и готовности разрабатывается соревновательная программа к конкретным соревнованиям.

Внешние факторы системы соревновательной деятельности в спортивных бальных танцах включают в себя следующие компоненты:

1. Подсистему соревнований. Подготовленная программа реализуется в процессе соревнований, которые в зависимости от решаемых задач могут быть: подготовительными, подводящими, контрольными, отборочными и главными.

2. Подсистему судейства. Основными составляющими данной подсистемы являются: а) положение о соревнованиях, которое разрабатывается проводящей организацией и в зависимости от программы, спецтребований и т.д. оказывает значительное влияние на содержание выполняемых комбинаций; б) правила соревнований, с помощью которых можно управлять как СД, так и развитием бальных танцев как направления спорта; в) судейская коллегия. Субъективный характер судейской оценки соревновательных упражнений позволяет также считать данную подсистему одной из главных во всей соревновательной деятельности танцоров .

Подсистемы соревнования и судейства отражают организационные аспекты соревновательной деятельности спортсменов.

3. Подсистему условий функционирования. На СД оказывают существенное влияние различные факторы, которые, не являясь определяющими, могут значительно улучшить или ухудшить конечный результат. К ним, прежде всего, следует отнести: а) государственные и общественные организации, проводящие соревнования; б) федерации по видам спорта, которые разрабатывают положения и правила соревнований, готовят судейские кадры; в) материально-техническую базу проводимых соревнований; г) особенности места проведения турниров; д) медицинское обеспечение участников; е) наличие эффективных средств восстановления физических и психических сил; ж) материальное стимулирование участников; з) рациональный режим жизни и питания спортсменов в процессе СД. Данные факторы во многом обеспечивают благоприятные условия функционирования системы СД как в период непосредственного проведения соревнований, так и во время подготовки к ним.

Итогом и системообразующим фактором в структуре соревновательной деятельности танцоров является спортивный результат, выраженный в экспертной судейской оценке достигнутого уровня технического мастерства исполнителей. Соревновательный результат включает в себя следующие составные части: социальную, биологическую, педагогическую и психологическую.

Первая фаза - предстартовая - состоит из психологической настройки и предсоревновательной разминки, которая часто значительно различается с тренировочной.

Вторая фаза - собственно состязание - включает в себя построенную модель технико-тактических действий, сам процесс спортивного соперничества и коррекцию отдельных элементов соревновательной деятельности в процессе состязания.

Третья фаза - последействие - включает в себя фазу ближнего восстановления (заключительная физическая нагрузка низкой интенсивности, часто называется "заминкой"), анализ проведенного соревнования и дальнего восстановления с возможным выходом в фазу суперкомпенсации (состояния более высокого, чем до старта).

Спортсмен в процессе соревновательной деятельности должен иметь конкретную систему целей, ресурсы для их реализации, информацию для принятия решения.

В соревнованиях спортсмену приходится иметь дело с большим количеством информации технико-тактического, психологического и другого характера. Эта информация должна соотноситься с задачами, стоящими перед спортсменами в каждой ситуации поединка и в соревнованиях в целом. Для решения конкретной задачи полезная информация о создавшейся ситуации соотносится с тактическим планом, выработанным спортсменом в тренировочном процессе, и соревновательным опытом. Активное выделение и переработка необходимой информации составляет одну из важных задач тактики соревновательной деятельности.

Тренерские мысли и опыт должны быть нацелены на создание перспективных модельных характеристик, в которых параметры компонентов подготовленности для будущего результата соответственно индивидуальным особенностям спортсмена могут быть разработаны на основании информации о характеристиках больших групп выдающихся спортсменов, их усредненных результатах, математических моделей, обобщения опыта подготовки, экстраполяции современных достижений.

В.Н. Платонов (2004) говорит, что применительно к структуре соревновательной деятельности и подготовленности основной методологии разработки моделей наряду с изучением и использованием данных о группах спортсменов высокой квалификации должны являться всесторонние исследования задатков, способностей, адаптационных возможностей, закономерностей становления основных составляющих спортивного мастерства, взаимосвязи между отдельными факторами, компенсаторных возможностей организма конкретных спортсменов.

Понятие спортивной формы является одной из основных категорий науки о тренировке. По мнению Л.П.Матвеева, под спортивной формой следует понимать состояние оптимальной готовности к спортивным достижениям, которое приобретается спортсменом в результате соответствующей подготовки на каждом этапе спортивного совершенствования. Основными компонентами спортивной формы являются физическая, функциональная, техническая, тактическая и психологическая готовность к достижению высоких результатов в соревнованиях. Только наличие всех этих компонентов и оптимальное соотношение между ними дают основание говорить о наличии спортивной формы.

Сложившиеся в настоящее время методы определения спортивной формы можно условно разделить на педагогические и врачебно-физиологические. Педагогические методы позволяют выявить состояние подготовленности спортсмена на основе обобщенной оценки его физических качеств, знаний, двигательных умений и навыков. Врачебно-физиологические методы направлены на выявление дееспособности важнейших функциональных систем организма, осуществляющих и обеспечивающих двигательную деятельность.

Вполне очевидно, что полная всесторонняя характеристика спортивной формы может быть дана лишь при комплексном использовании как педагогических, так и врачебно-физиологических критериев. Это не исключает, однако, возможности и практической целесообразности ориентировочной оценки спортивной формы, в частности, сроков ее сохранения, на основе преимущественного использования какого-либо одного из показателей, при условии, что он имеет достаточно интегративный характер. Серьезного внимания в этом отношении заслуживают показываемые в процессе соревнований спортивные результаты. По сравнению с любым другим показателем результат состязаний дает наиболее полную характеристику спортивной формы, причем именно в реальных условиях спортивной борьбы, которые должны приниматься в расчет для оценки возможностей спортсмена.

Современные спортивные достижения достигли такого высокого уровня, что нужны принципиально новые подходы к построению тренировочного процесса и, особенно, к сохранению здоровья спортсмена. Современные исследования позволяют ставить вопрос о необходимости нового подхода к планированию физических нагрузок с учетом индивидуального состояния организма спортсмена.

Таким образом, проведя анализ соревновательной деятельности и ее роли в подготовке спортсменов можно отметить, что СД предусматривает демонстрацию и оценку возможностей спортсменов в различных видах спорта в соответствии с присущими им правилами, содержанием двигательных действий, способами соревновательной борьбы и оценки результатов.

Четкие и полные знания о содержании и результатах соревновательной деятельности в каждом отдельном виде спорта необходимы прежде всего для:

- определения общей стратегии подготовки - выбора средств, методов тренировки, параметров тренировочных нагрузок, использования внетренировочных факторов;

- объективизации спортивного результата в конкретном соревновании - возможности быстрого и точного выявления причин успеха или неудачи;

- внесения своевременных коррекций в планы подготовки;

- повышения эффективности тактической подготовки, в частности, выбора тактического варианта выступления в конкретном соревновании, адекватного цели выступления и возможностям предполагаемых соперников;

Читайте также: