Бизнес план коммерческого банка кратко

Обновлено: 05.07.2024

Бизнес-план представляет собой результат исследований и организационной работы, цель которых — изучение конкретного направления деятельности банка на определенном рынке в сложившихся организационно-экономических условиях.

Бизнес-план базируется на общей концепции развития банка и является одним из документов, определяющих стратегию развития банка.

Особенностью бизнес-плана как стратегического документа является его сбалансированность в постановке задач с учетом реальных финансовых возможностей банка.

Составляя бизнес-план, необходимо придерживаться следующих принципов.

При формировании бизнес-плана нужно учитывать реальные возможности банка.

Бизнес-план по возможности должен формироваться с обязательным положительным финансовым результатом. При формировании планово-убыточного результата необходимо представлять план финансового оздоровления банка.

Структура активов и пассивов должна быть сбалансированной, т. е. увеличение пассивов должно сопровождаться увеличением активов и наоборот.

При формировании бизнес-плана необходимо стремиться к увеличению положительной разницы между средне-взвешенными ставками размещения и привлечения (про- центной маржи) за счет оптимизации структуры привлечения и размещения ресурсов.

Разработка бизнес-плана включает в себя следующие основные этапы.

этап. Анализ ситуации в регионе: экономической, де-мографической, конкурентной, в которой банку предстоит работать в планируемом периоде.

этап. Анализ позиций банка на региональном финансовом рынке; изучение преимуществ и слабых сторон банка, влияющих на его рыночную позицию, в том числе имеющихся и потенциальных внутренних ресурсов (кадровых, материально-технических, программно-информаци- онных), которые необходимо задействовать для реализации бизнес-плана.

этап. Собственно планирование: на основе проведенного анализа ситуации в регионе, изучения места банка на рынке, анализа внутрибанковского потенциала проводятся формулировка рыночных и внутренних задач банка на предстоящий год и планирование контрольных показателей бизнес-плана.

(К рыночным задачам относятся: увеличение или сохранение позиций на местном рынке тех или иных финансовых продуктов или услуг; достижение к концу года конкретных объемов активных и пассивных операций, сопровождающихся повышением их качества; формирование универсального конкурентного спектра услуг, в том числе выход на местный рынок с конкретными новыми услугами; стремление к имиджу лидера, имеющего устойчивый образ лучшего поставщика определенных финансовых продуктов или самого надежного партнера в регионе. К внутренним задачам банка относятся: достижение определенного уровня установленных контрольных показателей деятельности банка; поддержание определенного уровня ликвидности операций; реструктуризация активов и пассивов; развитие внутренних ресурсов банка.)

этап. Корректировка решений и стратегических программ под влиянием изменений внешней среды.

Бизнес-план может включать в себя:

план привлечения и размещения рублевых и валютных ресурсов;

расчетный баланс усредненных капиталов;

план распределения прибыли;

экономические показатели деятельности банка;

план развития персонала банка;

план развития сети банка и его материально-технической базы;

план развития программно-информационного обеспечения банка.

Приведенная структура не является обязательной для использования всеми банками, а видится авторам как наиболее приемлемая.

Кроме того, если банк испытывает финансовые затруднения и хочет отдельно отразить свои усилия по стабилизации положения, возможно введение в бизнес- план дополнительного раздела, который можно назвать либо "Финансовый план", либо "План финансового оз-доровления".

К бизнес-плану в обязательном порядке прилагается аналитическая записка, содержащая обобщенную комплексную оценку текущей ситуации в регионе И ПОЗИЦИЙ банка на региональном финансовом рынке.

В записке кратко формулируются итоги проведенного анализа по следующим направлениям:

динамика развития региональных финансовых рынков и отраслей с точки зрения возможных приоритетов для кредитования и привлечения финансовых ресурсов;

достигнутые и предполагаемые позиции банка на раз-личных сегментах регионального финансового рынка;

состояние внутренних ресурсов банка и необходимость их развития.

На основе проведенного анализа вырабатываются приоритетные задачи работы банка на предстоящий период. Разработка бизнес-плана осуществляется на основе утвержденных Правлением банка приоритетных задач и целевых ориентиров на предстоящий год.

Требование наличия банковского плана закреплено Центральным банком Российской Федерации на уровне нормативного акта.

Так, в "Положении об организации внутреннего контроля в банках" № 509, утвержденном приказом Банка России № 02-372 от 28.08.1997 г. речь идет о программах развития банка, стратегиях и тактиках, текущих и перспективных направлениях деятельно-сти кредитных организаций, что по своей экономической сути и является составными частями бизнес-плана.

К плану банка предъявляются следующие требования:

он должен быть утвержден собственниками банка в лице высшего органа его управления;

план должен отражать текущие и перспективные направления развития банка;

план должен содержать как конкретные (выраженные цифрами) целевые ориентиры, так и средства, и методы их достижения, т. е. политику банка на различных рынках;

план должен быть оценен службой внутреннего контроля, которая дает заключение о соблюдении оптимальных значений рисков и учете пруденциальных норм, установленных нормативными указаниями ЦБ

Кроме того, на службу внутреннего контроля возложена миссия выработки заключения о реалистичности плановых заданий и достижении поставленных целей как на этапе раз-работки плана, так и в дальнейшем — по мере его реализации.

Таким образом, сущность планирования заключается в том, чтобы на основе сознательного использования системы объективных экономических законов, накопленного опыта и хозяйственной практики обеспечить научно обоснованное руководство развитием кредитной организации посредством использования системы плановых документов. Упрощенно планирование можно свести к пониманию того места, которое занимает организация, определению положения, к которому она стремится, и оценке реалистичности перехода из одного положения в другое. Для выполнения этой многоцелевой задачи план должен охватывать все аспекты банковских операций и банковского управления.

открытие банка

Банковские структуры достаточно сложные, но в это же время они представляют собой перспективную и высокодоходную идею. Говоря о том, как открыть свой банк, нельзя не отметить, что предприниматель должен облагать багажом знаний в выбранной сфере и иметь большой стартовый капитал. Вложения в бизнес потребуются большие, поэтому лучшим вариантом считается привлечь в дело инвесторов. Также можно значительно упростить себе работу, если приобрести уже готовый банк, чем открывать его с нуля. Такой подход сократит расходы времени на подтверждение всех лицензий, обучения и найма персонала и дальнейшего обустройства. В целом, банковское учреждение – специфическое направление, которое создается уже опытными предпринимателями и обычно не выступает основным бизнесом.

Почему стоит открыть свой банк, что хорошего в этой сфере?

Банком считается финансовое учреждение, которое оказывает материальную поддержку гражданам – кредиты, прием различных платежей, выдача депозитов и так далее.

Множество предпринимателей ставят себе цель открыть банк, все оттого, что подобное предприятие не только коммерчески выгодное, но и позволяет совершать различные операции для собственных нужд. При условии определенных знаний и опыта, а также при наличии хорошего стартового капитала открытие дела не станет проблемой.

Важно понимать, что войти в эту сферу очень тяжело, но усилия окупаются прибылью и рядом функций, которые дает банк своему владельцу. Для открытия потребуется капитал в размере от 100 миллионов рублей, а также наличие хороших связей.

Именно поэтому большинство банков держат уже опытные бизнесмены, имеющие другие проекты, дающие хороший доход.

Существующие форматы банков

Одним из пунктов списка, что нужно чтобы открыть банк считается выбор формата. Банковская сфера постоянно расширяется, принимая в свои ряды новых предпринимателей. Существуют различные направления:

  1. Рыночный банк – вся их деятельность в основном направлена на поддержание взаимоотношений между банками. Большой процент их активов состоит из денег, полученных из других организаций. Направление их деятельности – спекулятивные финансы, к примеру, ценные бумаги.
  2. Кредитное учреждение – большинство их активов составляют заемные деньги. Их деятельность – выдача кредитов населению и бизнесу.
  3. Расчетный банк – в основном занимаются обслуживанием клиентов. У них может не быть большой клиентской базы, достаточно всего одного, но крупного клиента.
  4. Розничная организация – самая большая банковская отрасль. Это универсальная организация, совокупность всех форм банковского дела. Предоставляют различные услуги населению и бизнесу.

Через сколько окупаются стартовые вложения?

На срок окупаемости, в большинстве случаев, влияет экономическая ситуация в стране и каждом отдельном городе. Даже самое организованное предприятие окупается не менее, чем за 5-10 лет стабильной работы.

Но для настолько масштабного бизнеса – 5 лет считается отличным сроком окупаемости, что говорит о выгодности открытия подобного дела. И даже, несмотря на большой уровень конкуренции, открытие небольших предприятий, возможно, им не препятствуют уже существующие фирмы.

Какой банк открыть?

В понимании населения, банк – простая структура, но на деле масштаб существующих форматов обширен и перед открытием необходимо его выбрать.

К примеру, существует Центральный банк, который сотрудничает с правительством, помогает реализовывать стабильную работу различных малых и средних учреждений.

Чем хорошо открытие коммерческого заведения, так это возможностью лично выбрать подходящий формат. Перед тем, как открыть банк в России с нуля, нужно выбрать одно из направлений:

  1. Универсальное предприятие – оказывает большинство существующих услуг населению и предпринимателям (выдает кредиты, принимает оплату, оформляет депозиты, проводит различные денежные операции).
  2. Инвестиционный – основная его задача состоит в поиске проектов, в которые можно вложиться с максимальной выгодой.
  3. Кредитное заведение – специализируется на выдаче различных кредитов, заработок в таких организациях идет с процентов.
  4. Сберегательная организация – считается противоположностью кредитного заведения, ведь деньги не выдаются, а берутся. Заработок состоит в правильном инвестировании средств.
  5. Рыночный – работа в одном направлении – ценные бумаги.
  6. Межбанковские структуры – обеспечивают налаживание отношений и связей между различными организациями.

Выбрав формат, на котором будет строиться банк можно приступать к следующим пунктам плана.

Какие услуги можно предоставлять?

При составлении бизнес-плана необходимо перечислить все услуги, которые будет предоставлять организация. От них будет идти основной доход.

Можно открыть свой банк в России и предоставлять следующие услуги:

  • Создание и дальнейшее обслуживание счетов для физических и юридических лиц.
  • Кассовый прием различных платежей.
  • Оформление депозитов, выдача кредитов.
  • Предоставление брокерской услуги.
  • Выдача клиентом банковских пластиковых карт – в дальнейшем потребуется их обслуживание.
  • Услуга по переводу денег.
  • Открытие и обслуживание золотовалютных счетов клиентов.
  • Консультирование по различным финансовым вопросам.


Исходя из формата банка, можно составить собственный перечень, который будет подходить под определенный выбор. От качества и разнообразия услуг будет зависеть конечная прибыль банка.

Актуальность бизнеса

Существует несколько причин, обуславливающих актуальность открытия такого бизнеса:

  1. Высокий доход и рентабельность проекта – если грамотно подойти к созданию дела, то оно окупится за 5 лет работы и приумножит доход владельца.
  2. Перспективы развития – банковские услуги постоянно развиваются, придумываются новые услуги. Также не стоит забывать о возможном расширении, создании новых филиалов.
  3. Престиж – предприниматель, владеющий банковской организацией, сразу же получает более высокий статус, что сказывается на его проектах.
  4. Большой выбор направления – можно выбрать целевую аудиторию, формат работы, перечень предоставляемых услуг и так далее.

Анализ рынка

Описание российского рынка в банковской сфере выглядит следующим образом:

  • Почти половина населения ежегодно оформляет кредит на покупку жилья, машины или техники.
  • Рынок наполнен различными предложениями, что говорит о высокой конкуренции.
  • Около 30% населения подтверждают, что делают вклады на депозитные счета, покупают акции и другие ценные бумаги.
  • Потребительский кредит – одна из самых популярных услуг.
  • Вклады в банк считаются одним из трех самых надежных способов сохранить деньги.
  • Многие клиенты делают покупки, оплачивают различные услуги с помощью безналичного расчета.
  • В большинстве случаев один человек пользуется одной картой выбранного банка, но 22% используют две карты, а 5% – три и более.

Характеристика целевой аудитории

Чтобы открыть банк нужно знать портрет аудитории, на которую будут направлена рекламная кампания и разрабатываются новые предложения.

Обычно клиентами выступают физические и юридические лица. Портрет среднестатистической аудитории банка:

  1. Мужчины и женщины в возрасте 30-55 лет.
  2. Обычно со средним уровнем дохода.
  3. По социальному статусу – это рабочие, различные руководители компаний и обычные служащие.
  4. Психологические особенности – ориентация на семейные потребности, организованность, стремление к комфорту, прагматичность и коллективизм.

Конкурентные преимущества

Чтобы дать достойный отпор конкурентам потребуется наличие каких-либо преимуществ, способствующих переманиванию клиентов.

Сильными сторонами бизнеса могут выступать:

  • Хороший имидж компании, лестные отзывы клиентов.
  • Выгодные процентные ставки на кредиты.
  • Высокий процент начислений по депозиту.
  • Знаменитые акционеры, их репутация.
  • Сбалансированный перечень услуг.
  • Наличие большой клиентской базы.
  • Отличный сервис – вежливые, терпеливые консультанты.
  • Наличие индивидуального подхода.
  • Отсутствие в отделении очередей, бесперебойная работа терминалов и касс.
  • Хорошая рекламная кампания.
  • Продуманное и комфортное расположение терминалов и банкоматов по городу.
  • Наличие мобильного приложения, интернет-банкинга.
  • Новые услуги и функции, которых нет у конкурентов.

Маркетинговый план

Говоря о том, как открыть свой банк с нуля в России нельзя упустить такой важный элемент, как рекламная кампания. Разработку стратегии необходимо поручить опытным специалистам, которые знают, как необходимо привлекать клиентов.

Задачи у рекламной кампании, следующие:

  1. Создать узнаваемый бренд.
  2. Заставить потенциальных клиентов верить в надежность и качество услуг.
  3. После создать обширную клиентскую базу.
  4. Создать положительное впечатление об открывшемся заведении.

Для этого можно применить такие рекламные ходы:

  • Разработать цепляющий, запоминающийся логотип и название.
  • Разместить наружную рекламу – вывески, баннеры, рекламные щиты по городу.
  • Создать собственный сайт и заняться его продвижением в интернете.
  • Создать бонусные, дисконтные программы для будущих клиентов.
  • Разработать мобильное приложение для удобства пользователей.
  • Также можно выступать спонсором различных спортивных и культурных мероприятий, чтобы сделать бренд узнаваемым.

Маркетинг необходимо разрабатывать с самого начала работы над проектом. На реализацию задуманного потребуется сумма от 500 000 рублей, а после ежемесячно необходимо будет поддерживать ее.

Как открыть свой банк с нуля в России: пошаговая инструкция

Прежде всего, необходимо составить бизнес-план, в котором будут детально расписаны каждое мероприятие, необходимое для открытия. Алгоритм открытия должен выглядеть примерно таким образом:

  • Анализ рынка, выявление конкуренции в городе, составление портрета целевой аудитории.
  • Изучение всей необходимой информации – законов, правил, банковской системы в целом.
  • Подбор направления банка.
  • Составление бизнес-проекта.
  • Выбор партнеров, поиски инвесторов.
  • Создание ООО, разработка устава, выбор размера уставного капитала.
  • Подбор помещения для главного отделения, поиск мест для установки банкоматов и терминалов.
  • Проведение ремонта в помещении.
  • Покупка и установка оборудования.
  • Подбор сотрудников.
  • Рекламная кампания.
  • Открытие.

Необходимые документы, лицензии для открытия


Прежде всего необходимо зарегистрировать бизнес. Согласно законодательству РФ, потребуется оформить юридическое лицо, поэтому формами могут выступить – ООО, акционерное общество (публичное или непубличное).

Также необходимо указать коды ОКВЭД:

  • 19 – денежное посредничество.
  • 92 – предоставление займов, кредитов и прочее.

Для создания банка потребуется собрать пакет документов, который включает в себя:

  • Заявление в регистрационный орган.
  • Созданный устав организации.
  • Бизнес-план.
  • Договор об аренде или документы, подтверждающие право собственности.
  • Квитанция об оплате госпошлины (для ООО – 4000 рублей).
  • Учредительные документы организации.
  • Протокол собрания учредителей.
  • Документы, подтверждающие капитал учредителя.
  • Сертификаты на оборудование и технику, схема помещения, договор об охране.
  • Ходатайство в антимонопольный орган.
  • Список и характеристика на каждого учредителя банка.

За получением лицензии нужно обратиться в Центральный Банк России, выданный документ будет содержать перечень услуг, которые может предоставлять банк.

Лицензия может разрешать работу с иностранными банками, драгоценным металлом, различными валютами и категориями физических и юридических лиц. Документ оформляется в течение 6 месяцев с момента подачи заявления.

При подготовке всех бумаг рекомендуется обратиться в юридическую фирму, которая быстро и качественно соберет их.

Выбор помещения

Предприниматель, задумывающийся о том, как создать банк, должен понимать, какое помещение и дизайн ему потребуются. Для создания такого предприятия нужно три основных помещения – главный офис, банковское отделение и места для установки банкоматов.

Критерии для выбора главного офиса:

  • Расположение в центре города.
  • Размер помещения не менее 150 квадратных метров.
  • Возможность повесить вывеску на видном месте.
  • Расположение поблизости транспортной развязки.
  • Наличие рядом парковки, удобного подъезда.
  • По соседству должны размещаться торговые и развлекательные центры, крупные супермаркеты.

Главное здание банка обычно принято выкупать, а вот остальные офисы и отделения лучше взять в аренду.

Также стоит позаботиться о дизайне. Помещение не должно быть ярких, раздражающих цветов, лучше оформить его в спокойных тонах. Не стоит переусердствовать в украшении отделов, лучше выбрать минимальный, сдержанный стиль. Планировка мебели должна оставлять в помещении свободное пространство для удобного перемещения между отделами. Каждый офис должен был выполнен в общем дизайне, чтобы клиент ощущал между ними связь.

Необходимое оборудование

Чтобы полностью оснастить главный офис и отделения потребуется купить:

  • Банкоматы и терминалы.
  • Счетчики купюр.
  • Сейфы для документов и денег.
  • Детекторы валют.
  • Упаковщики банкнот.
  • Тележку для банкнот.
  • Компьютеры.
  • Оргтехника (телефон, факс, принтер).
  • Мебель для работников и посетителей (столы, стулья, скамейки, стеллажи и шкафы).
  • Оборудование для проведения инкассации, денежного хранилища.
  • Системы видеонаблюдения, пожарной безопасности.
  • Служебный транспорт.
  • Канцелярские принадлежности.

Подбор сотрудников

Организационная структура каждого банка индивидуальна, зависит от количества отделений, формата бизнеса, выданной лицензии.

Нанимаемые работники должны отвечать критериям:

  • Ответственность.
  • Хорошие рекомендации с прошлых мест работы.
  • Дружелюбие, умение наладить контакт с людьми.
  • Опыт работы в подобной сфере.
  • Умение вести переговоры, базовые навыки убеждения.
  • Умение вести себя спокойно в экстренных ситуациях.
  • Волевой характер.
  • Организаторские, коммуникационные способности.
  • Наличие высшего образования.
  • Отсутствие судимостей.
  • Пунктуальность.
  • Стремление профессионально развиваться.

В любой штат потребуется нанять:

  • Управляющих, их заместителей.
  • Менеджера по подбору персонала.
  • Начальников на каждый существующий отдел.
  • Главного бухгалтера и его помощников.
  • Юриста.
  • Старшего кассира и обычных кассиров в каждое отделение.
  • Операторов горячей линии.
  • Маркетолога.
  • Экономиста.
  • Финансистов.
  • Кредитных экспертов.

Количество сотрудников изменяется в зависимости от масштаба предприятия и количества отделов.

Сколько стоит открыть банк?

Стартовые инвестиции в бизнес включают такие пункты:

  • Создание уставного капитала – от 100 миллионов рублей.
  • Оформление лицензии, всех документов – 50 млн рублей.
  • Покупка оборудования – 30 млн рублей.
  • Покупка нематериальных активов – 5-10 млн рублей.
  • Здание главного офиса – 20 млн рублей.
  • Ремонт и дизайн офисов – 5 млн рублей.
  • Рекламная кампания – 2 млн рублей.
  • Дополнительные расходы – 2 млн рублей.

Для открытия банка потребуются стартовые инвестиции в размере 220 000 000 рублей. Если планируется открытие банков по всей стране, то необходимы вложения в несколько миллиардов рублей.

Где взять стартовый капитал?

После осознания, сколько нужно денег, чтобы открыть банк, появляется вопрос о том, где их взять. Получить капитал можно несколькими путями:

  1. Основным ресурсом выступают личные сбережения.
  2. Можно привлечь в бизнес дополнительных партнеров и инвесторов.
  3. Оформление банковского кредита – если имеются поручители и возможен залог.

Лучшим способом считаю привлечение в бизнес личных средств, но если их недостаточно, то поиск инвесторов – хороший вариант. Для него потребуется создать грамотный бизнес-план с расписанными выгодами.

Доход от банка

В среднем, при наличии от 5 отделений и главного офиса, годовая прибыль составляет около 100 000 000 рублей.

Все отделения должны приносить ежемесячный доход в размере от 15 млн рублей из которой половина будет уходить на покрытие регулярных расходов. Тогда рентабельность проекта будет держаться на уровне 50%.

В банковском деле существует много рисков. Самыми популярными из них считаются:

  1. Невыплаты заемщиками кредитов – высокая вероятность возникновения.
  2. Процентный риск – возникает из-за изменений процентных кредитных и депозитных ставок. Шанс возникновения высокий.
  3. Несбалансированная ликвидность – возникает в случаях, когда банк не может рассчитаться по займам.
  4. Потеря клиентов, уменьшение прибыли.
  5. Операционный риск – возникает из-за ошибок в проведении различных операций.

Конечно, при наличии стартового капитала, связей открыть свой банк в России достаточно просто, но его успешность будет зависеть от множества факторов. Начиная от личных качеств руководителя, заканчивая политической обстановкой в стране. Перед открытием необходимо провести анализ рынка, просчитать все риски, составить качественный бизнес-план и заручиться партнерской и инвесторской поддержкой.

Читайте также: