Умения относящиеся к профессиональной деятельности практиканта логопеда в школе

Обновлено: 04.07.2024

Студентка (ФИО) факультета Социальной и коррекционной педагогики группы … проходила практику в (название учебного заведения) в период с… по……г .

В период педагогической практики практикантка посетила … занятий, из которых … провела сама.

Грамотно проведено психолого-педагогическое обследование ребенка, составлена речевая карта ребенка.

За время прохождения практики … показала себя как специалист, владеющий теоретическими и практическими знаниями в области логопедии, профессиональным языком предметной области знаний.

К прохождению практики … отнеслась ответственно: ознакомилась с

  • организацией и содержанием коррекционно-воспитательного процесса;
  • режимных моментов;
  • с документацией логопеда и с оснащением логопедического кабинета.

Студентка добросовестно подошла к подготовке и проведению занятий, обладая организационно-деятельностными и профессионально-педагогическими умениями. Провела занятия на должном уровне, проанализировала совместно с логопедом результаты работы по коррекции речи детей.

Отношения с детьми были доброжелательные, речь студентки грамматически правильная. В общении с детьми корректна. Можно отметить, что работа с детьми … нравится.

Во время прохождения педагогической практики был проведен ряд мероприятий:

  • диагностическое обследование,
  • участие в беседе с родителями, после чего студенткой был сделан ряд ценных выводов, которые пригодятся ей в дальнейшей работе,
  • оказана помощь наставнику в оформлении уголка для родителей, изготовлен материал для индивидуальных занятий, диагностики детей.

Следует отметить умение студентки применять на практике полученные в университете знания.

Отличает данную студентку культура речи, педагогическая культура, инициативность, активность.


Полный текст материала Характеристика работы студентки в период учебной практики на логопункте школы смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Работа логопеда интересна, перспективна, приносит пользу и моральное удовлетворение. Но в то же время она связана с постоянными психоэмоциональными нагрузками, необходимостью находить подход к сложным ученикам, тесно взаимодействовать с коллегами и пр. Для успешной карьеры в этой сфере нужно обладать рядом личных и профессиональных качеств. Поговорим о том, кто может стать хорошим логопедом и как это сделать.

Личные качества логопеда

  • Мотивация и психологическая готовность работать с детьми, у которых отмечаются проблемы в развитии. Важно, чтобы педагогика и логопедия входили в сферу ваших интересов, формировали ваше профессиональное самосознание.
  • Эмпатия – способность сопереживать другому человеку в процессе общения и взаимодействия, эмоционально отзываться на его чувства.
  • Педагогический такт – чувство меры, умение в любой рабочей ситуации держаться достойно.
  • Педагогическая зоркость – способность фиксировать существенные моменты в развитии ребенка, предвидеть перспективы, отслеживать динамику.
  • Педагогический оптимизм – способность акцентировать внимание на возможностях и сильных сторонах ребенка, верить в результативность специального образовательного процесса, в способности каждого ученика.

Также обязательными для логопеда качествами являются стрессоустойчивость, эмоциональная стабильность, умение отключаться от рабочих задач, чтобы избежать профессионального выгорания. Важно быть аккуратным, ответственным, усидчивым, ведь на любом месте работы придется работать с большим объемом документов (включая планы, речевые карты, журналы, диагностические таблицы и т. д.).

Профессиональные качества логопеда

Профессионализм формируется в процессе обучения и развивается в ходе работы и систематического повышения квалификации. Он включает:

  • Знание программ, школьных учебников, пособий по логопедии, достижений отечественной и зарубежной логопедии, смежных с ней наук.
  • Знания о типологии и структуре аномального развития речи, о способах профилактики и преодоления речевой недостаточности, о методах психолого-педагогического воздействия, о психологических особенностях детей с речевыми патологиями.
  • Умение распознавать речевые нарушения, использовать приемы и методы их устранения и коррекции, применять специальные методы обучения детей с речевыми расстройствами родному языку, проводить профилактическую работу по предупреждению неуспеваемости.
  • Умение использовать приемы и методы воспитания детей, развития и коррекции высших корковых функций.
  • Образцовую речь. Логопед должен быть речевым эталоном не только для детей, но и для взрослых. Именно он обеспечивает единый речевой режим в образовательной или медицинской организации, консультирует младший и средний персонал специальных детских учреждений, а в отдельных случаях и возглавляет весь учебно-воспитательный процесс, например, в специальных Домах ребенка.

Принцип этичности как важное профессиональное качество логопеда

Работа логопеда строится в тесном взаимодействии с коллегами, с самим ребенком или взрослым, имеющим речевое расстройство, и с его родственниками. Поэтому специалисту важно знать и соблюдать нормы педагогической этики и нравственности, понимать психологию родителей ребенка с речевыми расстройствами, уметь сопереживать им. Логопед должен быть терпелив, доброжелателен и тактичен. Отношение к ребенку с патологией речи и его родителями должно выстраиваться по тому же принципу, что и отношения между врачом и пациентом, его родственниками. Логопеду важно быть осторожным в оценке тяжести, механизмов возникновения, прогнозов в исправлении нарушений речи.

Для успешной работы логопеду нужно установить и поддерживать профессиональные отношения с коллегами: врачами детского медицинского учреждения, воспитателями, педагогами. Деятельность по коррекции речи строится с учетом заключения врача — невропатолога или психоневролога. Для успешного исправления речевых патологий, особенно сложных, важно совместно обсуждать их с коллегами в атмосфере взаимопонимания и взаимоуважения.

Где получить и развить нужные логопеду умения, знания и навыки?

Качества, которые нужны для работы логопеда, можно сформировать на курсах профессиональной переподготовки. Они будут полезны и тем, кто только планирует начать карьеру в сфере логопедии, и тем, кто уже работает с речевыми патологиями и хочет повысить свой профессиональный уровень.

Программа

Объем

Что вы узнаете – основные дисциплины

620 часов – 5,5 месяцев

  • Основы специальной психологии и педагогики
  • Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи, зрения у детей
  • Развитие речи в норме и недоразвитие речи
  • Основы логопедии
  • Психология лиц с нарушением речи (логопсихология)
  • Типы нарушений речи и специфика логопедической работы с ними
  • Логопедические технологии коррекции нарушений устной речи
  • Формы логопедической работы с детьми
  • Взаимодействие логопеда и родителей в процессе организации коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями речи

1080 часов – 11 месяцев

  • Теория обучения и воспитания, современные педагогические технологии
  • Общая и педагогическая психология, психология развития и возрастная психология
  • Специальная педагогика и психология
  • Инклюзивное и интегрированное образование
  • Невропатология, психопатология
  • Развитие речи в норме и недоразвитие речи
  • Психолого-педагогическая диагностика нарушений речевого развития
  • Основы логопедии
  • Логопсихология
  • Специфика логокоррекционной работы при дислалии, алалии, дизартрии, ринолалии, афазии, заикании, других нарушениях письменной и устной речи

340 часов – 3 месяца

  • Развитие речи в норме и недоразвитие речи
  • Психология детей с нарушениями речи (логопсихология)
  • Диагностика особенностей развития детей с нарушениями речи
  • Основы логопедии
  • Артикуляционная гимнастика и логоритмика
  • Обучение и воспитание детей с нарушениями речи в условиях реализации ФГОС

620 часов – 5,5 месяцев

  • Психолого-педагогические основы дошкольного образования
  • Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО
  • Современная организация игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
  • Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста с нарушениями речи с учетом ФГОС ДО
  • Развитие речи в норме и недоразвитие речи
  • Основы логопедии
  • Психология детей с нарушениями речи (логопсихология)
  • Логопедические технологии коррекции нарушений устной речи
  • Логопедическая ритмика в коррекции речевых нарушений и развитии мелкой моторики у детей
  • Формы и содержание работы воспитателя по развитию речи детей дошкольного возраста
  • Организация совместной работы логопеда и воспитателя дошкольной образовательной организации для детей с нарушениями речи

Решили обрести или развить профессиональные знания, навыки и умения логопеда на наших курсах? Осталось только выбрать программу. Для этого обратитесь за консультацией к специалистам приемной комиссии.

*Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТим. А.С. ПУШКИНА

ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Продолжительность – 6 недель.

Студенты работают в детском саду в соответствии с расписанием рабочего времени учителя-логопеда, а также по индивидуальным планам.

Основной целью практики является овладение системой, специальных педагогических знаний, умений и навыков, позволяющих осуществлять дифференциальную диагностику речевых нарушений, планировать и проводить коррекционную логопедическую работу в условиях специальных дошкольных учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи (логопедических групп ДОУ общеразвивающего вида).

Задачи логопедической практики.

1. Закрепление и углубление теоретических знаний, полученных при изучении курсов логопедии, психологии, педагогики и других смежных дисциплин.

2. Овладение умениями практического применения полученных знаний в процессе логопедической работы.

3. Ознакомление с контингентом воспитанников дошкольного учреждения, с комплектованием специальных групп, с практической реализацией комплексного подхода к преодолению речевых нарушений.

4. Формирование специальных профессионально-педагогических умений и необходимых для учителя-логопеда личностных качеств.

6. Воспитание творческого подхода к осуществлению деятельности учителя-логопеда.

В процессе педагогической практики у студентов формируются и совершенствуются различные профессионально-педагогические умения:

изучать и обобщать педагогический опыт логопеда дошкольного учреждения;

анализировать содержание и результаты логопедических занятий;

изучать и анализировать взаимодействие в работе логопеда и психолога, логопеда и воспитателя;

проводить психолого-педагогическое и логопедическое обследование речевой и познавательной деятельности детей дошкольного возраста, анализировать его результаты и диагностировать выявленные отклонения в развитии детей;

составлять конспекты фронтальных (подгрупповых) и индивидуальных занятий с детьми, имеющими нарушения речи (общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи);

обоснованно выбирать и применять методы и приемы преодоления речевых нарушений у детей, логопедические технологии;

осуществлять методически правильный выбор речевого материала, наглядных и технических средств обучения дошкольников с речевыми нарушениями;

изготавливать демонстрационный и раздаточный дидактический материал;

осуществлять пропаганду логопедических и психологических знаний среди воспитателей и родителей;

воспитывать личностные качества (эмпатия, сопереживание и др.), позволяющие работать как с детьми, так и с их родителями;

осуществлять адекватную оценку собственной педагогической деятельности.

Педагогическая практика в детском саду включает 4 этапа.

II этапы – ориентировочный;

III – собственно практический;

на первом этапе проходит установочная конференция;

на втором этапе студенты знакомятся со специальным дошкольным учреждением, проводят психолого-педагогическое и логопедическое обследование детей (2 ребенка, с которыми на следующем этапе будет проводиться индивидуальная работа);

на третьем этапе

студенты посещают занятия логопеда, воспитателя логопедической группы, анализируют их (письменно, с приложением планов-конспектов занятий);

совместно с учителем-логопедом студенты разрабатывают 4 конспекта фронтальных (или подгрупповых) занятий и 4 конспекта индивидуальных занятий;

оформляют конспекты всех 8 занятий в печатном виде с соблюдением всех требований к оформлению;

студенты работают в группах детей с общим недоразвитием речи (или с фонетико-фонематическими недоразвитием речи); самостоятельно проводят с ними 4 фронтальных (или подгрупповых) занятия;

для самостоятельного проведения индивидуальных занятий за студентами закрепляется по 2 дошкольника; с каждым ребёнком проводится по 2 индивидуальных занятия (можно больше, по согласованию с логопедом);

студенты по заданию логопеда изготавливают для логопедического кабинета наглядные пособия, подбирают дидактический материал;

студенты посещают другие мероприятия методического и воспитательного характера, обозначенные в плане работы ДОУ в период практики (педсоветы, открытые занятия педагогов, родительские собрания, детские утренники и т.п.).

на четвертом этапе студенты отчитываются за работу, проведенную ими в период II - III этапов практики; в установленные сроки сдают преподавателю перечень отчетных документов; подводят итоги практики на отчётной конференции.

Дневник практики.

Этот документ должен включать следующие материалы:

- лист со сведениями об учреждении, его руководителе, учителе-логопеде;

- график работы учителя-логопеда;

- расписание занятий в логопедической группе;

- список детей группы (с датами рождения и логопедическими заключениями);

- тематический план работы логопеда (на период практики);

- ежедневные записи о содержании практики (см. Приложение 1.)

Психолого-педагогическую характеристику на 1 ребёнка (из числа, закреплённых за студентом для индивидуальных занятий).

Две заполненные речевые карты (на тех детей, с которыми студент самостоятельно проводил индивидуальные занятия).

Два плана-конспекта фронтальных (или подгрупповых) занятий, проведённых учителем-логопедом (просмотренных и проанализированных студентом)(схему анализа занятия см. в Приложении 2).

Два конспекта индивидуальных занятий, проведённых учителем-логопедом (просмотренных и проанализированных студентом).

Один конспект занятия, проведённого воспитателем логопедической группы (просмотренного и проанализированного студентом).

Четыре конспекта фронтальных (или подгрупповых) логопедических занятий (самостоятельно проведённых студентом) (см. Приложение 3.).

Четыре конспекта индивидуальныхлогопедических занятий (самостоятельно проведённых студентом) (см.Приложение 3.).

Образцы наглядных пособий и дидактического материала, изготовленного по заданию учителя-логопеда для логопедического кабинета (могут быть представлены на фото).

Отчет по практике (схему см. в Приложении4.).

Характеристика на студента, составленная учителем – логопедом ДОУ, заверенная печатью образовательного учреждения и подписью его руководителя.

Самостоятельное проведение логопедических занятий

Наиболее сложным видом деятельности в процессе педпрактики является подготовка к проведению фронтальных и индивидуальных логопедических занятий. Студенту необходимо ознакомиться с тематическим планом логопеда. Посетить и проанализировать (совместно с учителем-логопедом) несколько логопедических занятий. Изучить материал предшествующей и последующей тем. Эта работа позволит правильно определить место проводимого студентом занятия в общей системе коррекционно-развивающей работы. Обсудить с учителем-логопедом темы будущих занятий и приступить к подготовке конспекта.

Непосредственная подготовка к логопедическому занятию включает:

- формулировку темы, цели и задач логопедического занятия;

- планирование продолжительности занятия (в зависимости от возраста детей, и в соответствии с СанПин);

- продумывание структуры занятия(количества и последовательности этапов занятия, продолжительности каждого этапа в минутах);

- продумывание хода занятия, содержания каждого этапа(упражнения, игры, речевые инструкции детям, формулировки вопросов и т.д.);

- отбор речевого материала в соответствии с темой и задачами занятия;

- отбор логопедических технологий (артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика и др.);

- подготовка необходимых дидактических средств (демонстрационного и раздаточного картинного материала; пособий; игрового оборудования; технических средств обучения и пр.).

Завершается подготовительная работа составлением подробного плана-конспекта логопедического занятия.

Структурными компонентами логопедических занятий являются:

- повторение ранее изученного речевого материала, проверка степени усвоения его детьми;

- введение нового речевого материала;

- закрепление нового материала;

- подведение итогов логопедического занятия.

После проведения занятий студентом организуется их обсуждение.

Во время основного этапа практики студенты, помимо изготовления наглядного и дидактического материала к текущим логопедическим занятиям, выполняют задания логопеда дошкольного учреждения по оформлению кабинета и его оборудованию.

Студенты ведут работу по пропаганде логопедических знаний среди педколлектива и родителей детей: готовят тематические доклады, консультации для педагогического коллектива и родителей, оформляют логопедический стенд.

Учебно-методическое обеспечение производственной практики

«Логопедическая практика

I . Основная литература

Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. – СПБ.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004 – 144с.

Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: сб. метод.рекомендаций. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. – 240 с.

Калягин В. А. Психолого-педагогическая диагностика детей и подростков с речевыми нарушениями: учебное пособие для студентов высших педагогических учреждений / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. – СПб. : Каро, 2005. – 288 с.

Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак-в пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. : ВЛАДОС, 2008. – 680 с.

Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ.ред. проф. Г.В.Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.

Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей, учителей начальных классов, студентов пед. училищ./ Под ред. Г.В.Чиркиной. - М.: АРКТИ, 2002.-240 с.

Настольная книга логопеда: справ.-метод. пособие / авт.-сост. Л. Н.Зуева, Е. Е. Шевцова. – М. : АСТ: Астрель: Профиздат, 2005. – 398 с.

Смирнова И.А. Диагностика нарушений развития речи: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕСТВО-ПРЕСС, 2007. – 192 с.

Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. – М.: "Гном-Пресс", 1999. – 80 с.

II . Дополнительная литература.

Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда /авт.-сост. И. А. Михеева. – Спб. : КАРО, 2009. – 256 с.

Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: методическое пособие / сост. И. Ю. Кондратенко. – М. : Айрис-пресс, 2005. – 224 с.

Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования: методическое пособие / О. Е. Грибова. – М. : Айрис-пресс, 2005. – 92 с.

Давыдова, О. И. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогичнский подход / О. И. Давыдова, Л. Г. Богославец, А. А. Майер. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 144 с.

Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: учебное пособие / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург : ЛИТУР, 2000. – 317 с

Калинченко, А. В. Развитие игровой деятельности дошкольников /А. В. Калинченко. – М. : Айрис-Пресс, 2004. – 112 с.

Кирьянова, Р. А. Диагностический материал для психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи 5-6 и 6-7 лет / Р. А. Кирьянова. – Спб. : КАРО, 2007. – 145 с.

Кожевникова, В. А. Формирование эмоциональной сферы личности дошкольника при подготовке к школе: Методические рекомендации /В. А. Кожевникова – Рига : 1990. – 54с.

Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под ред. Г. В. Чиркиной. – М. :Аркти, 2003. – 240 с.

Микляева, Ю. В. Развитие речи в процессе их адаптации к ДОУ / Ю. В. Микляева, В. Н, Сидоренко. – М. : Айрис-пресс, 2005. – 71 с.

Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида / Т. В. Волосовец, С. Н. Сазонова. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 156 с.

Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу / под ред. Т. С. Комаровой, О. А. Соломенниковой. – Ярославль : Академия развития, 2006. – 144 с.

Социальная адаптация и интеграция детей с особыми образовательными потребностями / под ред. Ю. Ф. Гаркуши. - М. : Издательство: Сфера, 2008. – 13 с.

Степанова, О. А. Справочник учителя-логопеда ДОУ /О. А. Степанова. – М. : ТЦ сфера, 2009. – 224 с.

Юдина, Е. Г. Педагогическая диагностика в детском саду / Е. Г. Юдина,Г. Б. Степанова, Е. Н. Денисова. – М. : Просвещение, 2002. – 144 с.

Приложение 1.

Направление (вид) работы

Приложение 2.

Схема анализа логопедического занятия

Насколько чётко была определена и поставлена цель?

Какова структура занятия? (Количество этапов, их логическая взаимосвязанность, чёткость инструкций на каждом этапе, наличие и чёткость выводов в завершении каждого этапа).

Соответствовало ли содержание занятия теме, цели, задачам, возрасту детей?

Проводилось ли закрепление знакомого материала? Как оно осуществлялось?

Наличие обучающего момента. Какие новые знания, умения, навыки формировались?

Сочетание фронтальной, подгрупповой, индивидуальной форм работы.

Разнообразие методических приёмов. Их соответствие цели и задачам занятия.

Наглядно-дидактическое оснащение занятия. Насколько уместно и эффективно использовались дидактические пособия, раздаточный материал, атрибуты, технические средства обучения.

Организация детей на занятии:

речевая активность детей ( все ли дети активно участвовали в занятии);

осуществлялся ли дифференцированный подход к детям на основе их психофизических и речевых особенностей;

отмечалось ли наступление утомления, как осуществлялась активизация детей, привлечение и удержание их внимания, поддержания интереса, стимулирование речевой активности, смена различных видов деятельности;

как осуществлялось поощрение за правильное выполнение заданий, активную работу, старание, внимание, проявления взаимопомощи и др.

Речь и поведение логопеда. Характер его взаимоотношений с детьми. Владение собой и детским коллективом. Способность к импровизации. Особенности индивидуального стиля преподавания.

Длительность, темп и динамика занятия.

Как был подведён итог занятия?

Приложение 3.

Схема конспекта логопедического занятия (примерный образец)

Задачи занятия (образовательные, коррекционные, воспитательные).

Оборудование (демонстрационный и раздаточный материал, игрушки, технические средства обучения и др.)

Ход занятия (с указанием речевых инструкций логопеда детям, вопросов, объяснений и т.д. ).

Повторение изученного материала.

Введение нового материала.

Динамическая пауза (физкультминутка).

Закрепление нового материала.

7. Список литературы

Приложение 4.

Отчет студента-практиканта (примерная схема)

I. Выделить основные этапы практики (дать им краткую характеристику).

II. Раскрыть содержание психолого-педагогической работы, выполненной в процессе практики.

Рассказать о своей работе по обследованию речевого развития детей, составлению психолого-педагогической характеристики, заполнению речевых карт. Оценить свои умения, связанные с психолого-педагогическим изучением детей дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями.

Указать количество посещенных и проанализированных занятий. Кратко изложить свои впечатления о работе логопеда и воспитателя логопедической группы.

Указать количество и темы самостоятельно проведенных фронтальных (подгрупповых) и индивидуальных логопедических занятий. Обозначить трудности при проведении занятий, определить их причины.

Дать краткую характеристику речевого развития детей, с которыми проводились индивидуальные логопедические занятия. Рассказать о результатах индивидуальных занятий, своих впечатлениях о данной работе.

Рассказать об использовании в работе методической литературы, наглядных пособий и дидактического материала. Отметить характер и степень помощи учителя-логопеда и других педагогов в подборе материала, подготовке занятий.

Представить сведения об изготовленных наглядных пособиях и дидактическом материале (указать количество, название, цель использования).

Перечислить документы, подготовленные к окончанию практики (названия, количество).

Сформулировать итоговые выводы о результативности педпрактики для овладения студентом профессиональными умениями и навыками. Высказать предложения по совершенствованию организации и содержания педагогической практики студентов.

Психолого-педагогическая характеристика ученика 1 класса

Харламова Никиты, 06.02.2008 года рождения.

Харламов Никита обучается в школе-интернате с 1 сентября 2014 года, поступил в 1 класс. До поступления в школу-интернат посещал ДОУ Переславского МО Дубковский детский сад. Имеет диагноз F -70, СНР.

Эмоционально-волевая сфера неустойчивая. Волевые процессы развиваются медленно. Никита бывает безынициативен, медлителен, с трудом самоорганизовывается. Никите свойственны импульсивные реакции и необдуманные действия в общении со сверстниками и педагогами. Мальчик мнителен, часто думает, что его кто-то хочет обидеть. Он бывает раздражителен и даже агрессивен. Проявляет вспыльчивость, злобу; может раскричаться, ударить. Часто жалуется на ребят, хотя сам может создать конфликт. Мальчик контактен с ребятами-сверстниками, старшими, взрослыми. Самооценка поверхностная, случайная. Волевые усилия проявляет при личной заинтересованности или при контроле со стороны старших. Мальчик посещает занятия логопеда, дефектолога, занятия по коррекции осанки. Поручения старается выполнять в меру своих возможностей. Санитарно-гигиенические навыки приобретает медленно. Знает, что нужно мыть руки в определённых ситуациях,умываться,чистить зубы. За своим внешним видом не особо следит. Нуждается в постоянном контроле со стороны старших.

ПРАКТИКА ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

(ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ)

2-й семестр (4 недели)

П.Игра Игринского района

в кабинете учителя- логопеда с

Заведующая образовательной организации: Агафонова Ольга Вячеславовна

Учитель-логопед: Корепанова Ольга Рудольфовна

Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики:

- готов сознавать социальную значимость своей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

- способен к организации, совершенствованию и анализу собственной образовательно-коррекционной деятельности (ПК-4).

Цель практики: развитие компетенций, связанных с использованием нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности, направленных на формирование готовности к сбору, анализу и систематизации информации, а также способности к взаимодействию с общественными и социальными организациями, учреждениями образования с целью формирования и укрепления толерантного сознания и поведения по отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи практики:

2. Познакомиться с основными направлениями, целями и задачами логопедического и психологического сопровождения обучающихся: проанализировать и определить место и значение каждого вида деятельности (просвещение, диагностика, коррекция, консультирование, профилактика) в конкретной организации, с учетом ее типа и вида.

3. Познакомиться со спецификой основных методов психолого-педагогического исследования и требованиями к ним.

4. Содействовать процессу развития интереса студентов к выбранному профилю обучения, осознания своих профессиональных интересов и склонностей, освоения профессиональной этики, повышать учебную мотивацию.

График (план) проведения практики

Формируемые компетенции

1. Участие в работе установочной конференции (знакомство с программой практики, распределением по объектам, с групповым руководителем, методистами)

Участие в работе установочной конференции

2. Прохождение инструктажа по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, а также правилами внутреннего трудового распорядка организации, на базе которой проходит практика

Отметка о прохождении инструктажа в журнале

3. Изучение должностных инструкций учителя-логопеда и педагога-психолога (специального психолога)

Анализ должностных инструкций учителя-логопеда и педагога-психолога (специального психолога) (заполнить первый столбик таблиц)

1. Составление плана индивидуальной работы на период практики.

Совместно с учителем-логопедом и педагогом-психологом (специальным психологом) на рабочем месте наметить порядок и сроки выполнения заданий

Индивидуальный план работы

2. Знакомство с образовательной организацией.

В беседе с представителями администрации выявить общие сведения об организации, его структуре, основных направлениях деятельности, о составе специалистов, их обязанностях, специфике деятельности, о проблемах, решаемых данными специалистами

Аналитическая справка об образовательной организации

3. Составления перечня должностных обязанностей учителя-логопеда и педагога-психолога (специального психолога).

В беседе с учителем-логопедом и педагогом-психологом (специальным психологом) ознакомиться с их должностными обязанностями, планом работы; особенностями той группы детей, с которой предстоит работать (их индивидуальными, возрастными и психологическими особенностями развития)

Перечень должностных обязанностей учителя-логопеда и педагога-психолога (специального психолога) (заполнить второй столбик таблиц)

4. Изучение рабочей документации учителя-логопеда и педагога-психолога (специального психолога)

Аналитическая справка, включающая реестр обязательных документов учителя-логопеда и педагога-психолога (специального психолога)

5. Знакомство с сайтами, касающимися вопросов профессиональной деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога (специального психолога)

Изучить рекомендованные сайты и составить аннотации

6. Изучение методической литературы, имеющейся в кабинете учителя-логопеда и педагога-психолога (специального психолога)

База для курсовой

7. Иностранные статьи

База для курсовой

Протоколы не менее четырех посещенных индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий

Формирование банка методик

9. Подготовка двух макетов информационных буклетов для родителей по тематическому запросу учителей-логопедов и педагогов- психологов (специальных психологов)

Один буклет должен отражать логопедическую проблематику, второй – психологическую

Два информационных буклета

Оформленный текст консультации с опорой на аннотированные источники

Обобщить полученные на практике результаты (что удалось и не удалось реализовать), свои впечатления, высказать пожелания по организации практики

Отчет по практике по установленной форме

Подготовить и провести на итоговой конференции тематическое выступление, отражающее сформированность компетенций.

Выступление сопровождается презентацией, видеоматериалами

Выступление на итоговой конференции

Индивидуальный план работы студента на период практики по получению первичных профессиональных умений и навыков (ознакомительной)

1.Участие в работе установочной конференции

2.Прохождение инструктажа по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, правилами внутреннего трудового распорядка организации

3.Изучение должностных инструкций учителя-логопеда

4.Составить план индивидуальной работы на период практики

5.Знакомство с образовательной организацией

6.Составление перечня должностных обязанностей учителя-логопеда

7.Изучить рабочую документацию учителя-логопеда

8.Изучить сайты, касающиеся вопросов профессиональной деятельности

9.Изучить методическую литературу, имеющуюся в кабинете учителя-логопеда

11.Посещение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий

14.Отчет по практике

15.Участие в работе итоговой конференции по практике

подпись расшифровка подписи

Должностные обязанности учителя-логопеда

Специфика обязанностей в образовательной организации

1.Осуществлять работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков в развитии ребенка;

2. Осуществлять обследование ребенка, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у него нарушения развития;

3.Комплектовать группы для занятий с учетом психофизического состояния ребенка;

4.Проводить групповые и индивидуальные занятия по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций;

5.Работать в тесном контакте с учителями и другими педагогическими работниками, посещает занятия и уроки;

6.Консультировать педагогических работников и родителей по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья;

7.Вести необходимую документацию;

8.Способствовать формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ;

9.Реализовать образовательные программы.

1.Учитель-логопед детского сада относиться к категории специалистов, считается педагогическим работником;

2.Учитель-логопед должен иметь высшее профессиональное образование в области дефектологии, повышать свою квалификацию;

3. Учитель-логопед назначается и увольняется приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением;

4.Учитель-логопед ДОУ подчиняется заведующему детским садом;

5.Учитель-логопед, находясь при исполнении трудовых обязанностей, проходит первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте, повторный- не реже одного раза в 6 месяцев;

7.Учитель-логопед должен знать положения должностной инструкции учителя-логопеда в ДОУ и строго соблюдать их в своей педагогической деятельности, знать порядок действий при чрезвычайной ситуации;

8. Рабочим местом учителя-логопеда является кабинет учителя-логопеда.

Перечень сайтов по логопедии с аннотациями

Название сайта (ссылка)

Представлены материалы о возрастных нормах развития ребенка от рождения до 7 лет, рекомендации дефектолога, логопеда, психолога, описываются развивающие игры, а также есть возможность участия в форуме

Рассказывается о том, какие бывают речевые нарушения, почему они возникают, и какие приемы работы помогут решить речевые проблемы

Собрано большое количество практического материала для всестороннего развития детей. Раздел по развитию речи включает в себя различные творческие игры и упражнения для артикуляционной гимнастики, логоритмики, мелкой моторики, обогащения словарного запаса, грамматического строя речи и т.д.

Современные интерактивные игры на развитие мелкой и общей моторики, на развитие грамматического строя, на автоматизацию и дифференциацию звуков. На этапе формирования и коррекции произносительной стороны речи есть игры с диктофоном для развития и укрепления воздушной струи

Протоколы индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий

учителя-логопеда и педагога-психолога (специального психолога)

1.Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие

Учитель-логопед: Корепанова Ольга Рудольфовна

Занятие проводилось с ребенком старшей группы. У ребенка наблюдается общее недоразвитие речи 2 степень, нарушение слоговой структуры.

После этого выполнили дыхательную гимнастику - подуть на ладошку на ниточке.

После этого занятия ребенку было предложены картинки- нужно пропеть слова по слогам.

На занятии логопед использовала разнообразие видов работ и методических приемов (дидактическая игры, различные виды работ над словарём и т.д.).

Прослеживалось четкое соответствие речевого материала теме, который был подобран и преподнесён ребёнку в доступной форме

Логопед постоянно помогала мыслить, используя дидактический материал.

В ходе занятия чувствовалось, что логопед знает индивидуальные эмоциональные особенности ребёнка, что помогало осуществить дифференциальный и индивидуальный подход, трудные задания сопровождались комментариями.

Занятие было чётко продумано, спокойное объяснение трудных заданий; тон и речь логопеда были очень доброжелательны, располагающие к общению и совместной работе ребёнка и логопеда. В ходе занятия логопед особенно следила за четким проговариванием ребёнка, в случае ошибок тактично и доходчиво поправляла, причем, не перебивая мысли ребёнка, давая ему досказать, а затем просила повторить правильно.

Ребёнок в процессе занятия проявлял заинтересованность, был активным.

Вывод: Занятие было очень насыщенным, проделан большой объем работы.

2.Групповое коррекционно-развивающее занятие

Учитель-логопед: Корепанова Ольга Рудольфовна

Занятие проводилось в подготовительной группе.

В начале занятия организационный момент. Логопед показала стакан и спросила что в нем? (ВОДА). Ольга Рудольфовна, попросила детей угадать какое слово она загадала, загадала загадки. Дети сформулировали тему занятия.

- Выделение ударного звука в слове (с опорой на картинки).

- Построение буквы с помощью пальцев, из шнурков

Тема, цель и содержание занятия соответствуют перспективному плану работы, возрастным особенностям детей и их речевому развитию.

Контроль за речью детей осуществляется на всех этапах занятия.

В итоговой части занятия была дана хорошая оценка работы детей. Обсудили прошедшее занятия, дети вспомнили о чем говорили, что больше всего им понравилось.

В результате цель занятия была достигнута, задачи решены.

Речевое развитие ребенка – один из важнейших показателей его гармоничного продвижения вперед. Первое слово малыша незамедлительно попадает в семейный архив и дает повод для великой отцовской гордости. Человеческий язык – изобретение цивилизации, система условных знаков и определенных правил. Какие этапы развития детской речи называют логопеды?

Общая периодизация речевого развития ребенка

Детская речь начинается с лепета. Глядя в лицо матери, малыш пытается подражать ее улыбке, движению губ и языка. Посмотрите, как утрированно молодые женщины выражают свои эмоции. Они стараются выговаривать звуки четко и повторяют понравившиеся крохе звуки, приблизив свое лицо к кроватке.

Развитие речи у детей происходит по двум разным сценариям : поступательная активизация словаря и скачкообразная. Если ребенок постоянно радует родителей новыми звуками и словами, то говорят о плавном течении речи. Если малыш склонен накапливать новые слова, а после удивлять родителей рывками развитие речи ребенка до года и после логопеды называют скачками. И то и другое норма.

Подражание взрослым – это главный способ покорения новых речевых вершин . Роль семьи в развитии речи ребенка огромна, более того, она определяющая! Детишки всех возрастов берут пример с родителей и употребляют как раз те слова, которые слышат чаще всего.

Этапы речевого развития ребенка не имеют четких границ. Нельзя сказать, что в 1 год малыш должен говорить 10 слов, а в 3 года – 50. Специалисты более склонны оценивать динамику речевого развития , то есть – постепенное улучшение произношения, накопление словарного запаса, умение строить простые и сложные предложения, выражать эмоции, высказывать мысль.

Ребенок с 1 года уже дает несколько предметов по просьбе. Смотрит на показываемые картинки в течение 2 минут. Указывает на знакомое лицо, животных игрушки. Показывает знакомые картинки, когда их называют. Реагирует на запрет "не трогай". Ассоциирует простые слова по категориям: "пища", "одежда" [Дефектолог. ru ].

по практике по получению первичных профессиональных умений и навыков

(ознакомительной)

в кабинете логопеда с ___________________ по _____________________20__ г.

1. Что особенно удалось в ходе выполнения заданий по практике?

В ходе выполнения заданий по практике мне удалось реализовать все намеченные цели и задачи. План педагогической практики выполнен полностью.

2. Какие трудности встречались при выполнении заданий практики и какая помощь была оказана?

В ходе выполнения заданий по практике так же и встретились трудности. Было сложно подготовить макет информационного буклета, а так же консультации для родителей. Мне были даны рекомендации со стороны логопеда по оформлению буклета и рекомендаций для родителей.

3. Какие умения и навыки приобретены в процессе практики?

В ходе практики я получила много полезной информации. Я изучила должностные инструкции учителя-логопеда, познакомилась с техникой безопасности в логопедическом пункте. Также изучила всю документацию учителя-логопеда, как правильно нужно ее оформлять и вести. Просмотрела занятия и увидела какая должна быть структура занятия. Узнала много новых сайтов, которыми пользуется учитель-логопед. Познакомилась с методической литературой в кабинете логопеда.

4. Какие отношения сложились с учителем-логопедом, какие выводы сделаны из наблюдения за их работой, какую помощь Вы им оказали?

Отношения с логопедом сложились очень хорошие. Логопед мне помогла в трудностях, которые у меня возникали.

Наблюдая за работой логопеда , я сделала для себя следующие выводы: логопед должен обязательно иметь высшее образование в области дефектологии, повышать свою квалификацию, быть очень умным, знать свои обязанности.

5. Предложения по совершенствованию содержания и организации практики.

Я предлагаю, давать четкие, понятные критерии и порядок прохождения педагогической практики; проводить 2-3 консультации по вопросам организации и содержания практики.

6. Общие выводы о практике. Ее значение в овладении профессией учителя-логопеда.

В результате педагогической практики я приобрела практические умения и навыки профессионально-педагогической деятельности учителя-логопеда.

Приобретенные умения и навыки помогут мне приобрести опыт в скором времени в будущей профессии учителя-логопеда.

Читайте также: