Как происходило распространение ислама кратко

Обновлено: 05.07.2024

Ислам — самая молодая из трех авра­амических религий, появившаяся на полторы тысячи лет позже иудаизма и на шесть веков позже хрис­тианства. Эта религиозная версия была создана арабом из клана курайшитов, жителем Мекки Мохаммедом ибн Абдаллахом по кличке Куцый (такое прозвище Мохаммед получил за отсутствие у него сыновей и страстно его ненавидел).

Мохаммед родился в 570 году, остался без отца еще до своего рождения, в шесть лет потерял мать и вел печальную жизнь сироты. О нем кое-как заботились родственники, а в общем-то никому до него не было особого дела. Образования он никакого не получил, читать и писать не научился, хорошим воином тоже не стал, зато стал торговцем. Вскоре миловидного и скромного юношу приметила богатая вдова Хадиджа, которая была старше его на пятнадцать лет. Она послала к Мохаммеду сватов, и тот, естественно, долго не раздумывал. Так он получил в свое распоряжение не только средства, но и, видимо, надежного друга и советчика. При жизни Хадиджи он ни разу ей не изменил, всегда относился к жене с любовь­ю и почтением.

Когда Мохаммеду исполнилось сорок лет, он сообщил, что к нему стал являться архангел Гавриил и передавать слова Господа. Послания в основном представляли собой довольно наивный пересказ Ветхого и частично Нового завета (благо с иудаизмом и христианством арабы были весьма неплохо знакомы), были сдобрены восточным красноречием и глубокомысленными рассуждениями о злободневных событиях тогдашней Мекки. Эти слова Мохаммед передавал согражданам и надиктовывал секретарям — так был создан Коран. Сограждане, естественно, сперва подняли Мохаммеда на смех, потом, когда пророк допек их, выгнали его из города. Но с этим они запоздали: к тому времени Мохаммед успел собрать вокруг себя достаточно сторонников.

Надо сказать, пророков в Мекке было тогда немало. Собственной полноценной религии у арабов не было, они верили кто во что горазд, и в храме Каабы имелось более трехсот статуй самых различных богов. При этом иудейское и христианское влияние в последние века все больше брало верх над чистым язычеством, так что желавших навести тут порядок было предостаточно. Но Мохаммед оказался самым красно­речивым, настойчивым и талантливым. После ряда кровавых стычек с мекканцами он вернулся в город победителем, пустил под нож всех хулителей (особенно он не любил злословящих его поэтов), окружил себя толпой фанатично преданных сторонников, женился на девяти (по другим сведениям — на 11, 18 и даже 25) женщинах и девушках из самых влиятельных кланов и принялся строить новое общество. Он правил, истреб­ляя врагов и радуя сограждан все новыми предписаниями и законами, которые представляли собой причудливое сочетание традиционных арабских норм, законов Моисея, требований здравомыслия и личных предпочтений пророка (например, он был невероятно брезглив и чистоплотен, так что личная гигиена стала одной из важнейших составляющих ислама). В 632 году Мохаммед умер, создав к тому времени мощную исламскую общину. К Корану (тексты, продиктованные непосредственно Мохаммедом) была добавлена Сунна — воспоминания о словах и поступках пророка, записанные со слов его родственников и близких. Оба эти источника считаются основой ислама.

В данный момент в мире проживает примерно полтора миллиарда мусульман.

Является ли ислам только религией

Ислам — это комплекс представлений о мире, государственном и социальном устройстве, юридическая система и справочник этических норм. Ни одна религия в мире, даже христианство, никогда не регулировала так мощно общественную жизнь и государственную систему. Поэтому противники ислама всегда указывают на его опасную особенность — неготовность оставаться чистой верой, бесплотной идеей, которая может прижиться в любой среде и приспособиться под нее. К сожалению, любой настоящий мусульманин должен соглашаться с тем, что наиболее правильный образ жизни в любые времена — уклад полукочевых арабов VII века, так как никаких модернизаций и реформаций в исламе не предусмотрено: Коран и Сунна даны один раз и навсегда, их можно пытаться толковать на новый лад, но нельзя с ними спорить.

У них есть Книга, у них есть закон, а у нас — только благие намерения. И если в законе сказано, что любой, кто распространяет хулу на ислам, должен умереть, то европейской цивилизации остается только хоронить Тео ван Гогов и прятать Салманов Рушди, осуждать датских карикатуристов и посылать жалобные петиции в Иран о том, как плохо вешать маленьких детей на подъемных кранах.

Что нельзя мусульманину:

1. Есть свинину, а также мясо любых хищных животных и птиц

2. Пить вино

3. Смотреть на женское тело, исключая лицо и кисти рук

Если только эта женщина не приходится тебе женой, сестрой, дочерью или матерью.

4. Посещать общественную баню и носить шорты

5. Держать дома собак

6. Жениться на язычницах

7. Играть в азартные игры

8. Давать деньги в долг под процент

На эту тему пророк, пострадавший в свое время от жадности заимодавцев, высказался категорически: те, кто дает деньги под процент, будут гореть в огне неугасаемом. В связи с этим современное исламское банковское дело является невероятно запутанной штукой, где принято считать кредитора участником торговой сделки, где все вкладчики банка являются торгующими сторонами, спонсирующими конкретные операции в долевом участии и где сам черт ногу сломит, пытаясь потом разобрать, кого из участников этой вакханалии он имеет право забрать в ад, а кто все же ухитрился остаться чистым перед требованиями шариата.

9. Носить шелковую одежду, золото и серебро

10. Выщипывать брови

11. Не брить подмышки

А вот подмышки и лобок обязательно нужно брить (или эпилировать) не реже чем раз в сорок дней — как мужчине, так и женщине. А кто этого не делает, тот большой грешник.

12. Изображать людей

13. Оставаться наедине с женщиной, если она не его жена или родственница, либо прикасаться к ней

Этот запрет особенно украшает жизнь современного исламского мегаполиса. То, что стадионы, кинозалы и общественный транспорт должны быть строго поделены на женские и мужские части, давно уже не подлежит обсуждению. Сейчас же на полном серьезе рассмат­ривается и возможность введения отдельных тротуаров для лиц разного пола. Посещение магазинов, базаров и всяких публичных мероприятий невероятно опасно в смысле осквернения противоположным полом. На стадионы и в рестораны женщин можно просто не пускать, но, например, когда в некоторых регионах Пакистана для женщин сделали запретными городские рынки, то даже среди самых богобоязненных слоев населения начались пусть и робкие, но протесты. Много шумного веселья наделала и знаменитая фетва египетских богословов Аль-Азхара Иззатом Аттыйя и Абделя Махди Абдель Кадера, согласно которой женщина может работать с мужчиной в одном офисе только при условии, что она не менее пяти раз покормит его грудью, став таким образом его молочной матерью. Египет, как одно из наиболее светских государств с исламским населением, чаще остальных сталкивается с тем, что современные реалии плохо коррелируют с требованиями ислама, но даже там идея заставить чиновниц допустить до груди своих коллег мужского пола не показалась глупой шуткой — ее на полном серьезе обсуждали несколько месяцев.

14. Усыновлять детей

Сложное положение сирот в исламе объясняется тем, что некогда Мохаммед решил жениться на Зейнаб — весьма привлекательной барышне, на которой был женат его приемный сын Зейд. С точки зрения арабов, такой брак был бы безусловно кровосмесительным, так как на невестках, даже разведенных, жениться было нельзя, о чем сам Мохаммед сообщал до того неоднократно. Пришлось архангелу Гавриилу доставить пророку особое донесение, в котором говорилось, что у правоверного не может быть иных сыновей, кроме как по крови. Поэтому усыновления шариат не признает. Сироту можно взять на воспитание — при условии, что ребенку оставляют прежнее имя, семья не притворяется его родителями, а сам он не является их наследником. Но даже и такая форма опекунства в мусульманских семьях затруднена, так как перед мальчиком с шести лет его опекунша должна будет появляться только в хиджабе, что в домашних условиях весьма затруднительно, и не будет иметь права прикасаться к нему, а отец не должен будет оставаться один в комнате со своей воспитанницей.

И это далеко не полный перечень запретов, с которыми вынужден иметь дело мусульманин. Ислам — религия регламента, которая не считает ниже своего достоинства вмешиваться в самые ничтожные, казалось бы, мелочи жизни человека — от чистки ногтей до узора на подушках. И в тех странах, где государство не отделено от мечети, несоблюдение этого регламента может привести к весьма трагичным для ослушника последствиям.

Наказания же в шариате, увы, также заимствованы из времен Мохаммеда. Кроме вполне современных штрафов и тюрем, уголовное право ислама кишит телесными наказаниями, отрубанием частей тела и весьма изощренными смертными казнями вроде сбрасывания со скалы и раздавливания каменной стеной.

Чем ислам отличается от христианства?

1. Христиане верят в Троицу, а мусульмане — в Единого Бога. Христианские рассказы про то, что Троица и есть единое существо, мусульмане отметают как вранье язычников, которые мало того что верят в трех богов, так еще и вполне земную женщину Марию тоже норовят в божественный пантеон пропихнуть.

2. Иисуса мусульмане уважают как пророка, но не более того. Никаких сыновей у Аллаха быть не может — только рабы, коими все мы и являемся.

история ислама

Ислам – религия, которая является самой молодой в истории человечества, а по числу приверженцев занимает в мире второе место, число приверженцев ислама составляет около двух миллиардов человек.

Мусульмане проживают в ста двадцати пяти странах по всему земному шару, и в двадцати восеми государств мира ислам является официальной государственной религией.

Мусульмане, в большинстве принадлежат к течению суннитов, составляет от 85 до 90% всех последователей ислама, а остальные подразделяются на шиитов и ибадитов.

Ислам и его источники

Посланник Аллаха Пророк Мухаммед ﷺ – проповедник ислама, а основным источником ислама является Священная Книга Коран, а также Сунна Пророка Мухаммеда ﷺ, которая является вторым по значению источником исламского права и вероучения. Сунна – это совокупность хадисов Пророка Мухаммеда ﷺ или преданий, рассказов, в которых сообщается о жизни Посланника Аллаха ﷺ, его изречениях и мудрых высказываниях, о его деяниях. Исламские богослужения совершаются на арабском языке.

Первые мусульмане

Ислам считает первыми мусульманами первых людей на земле Адама и Еву или Хавву. В ряду исламских пророков называют Нуха или Ноя, Ибрахима или Авраама, Давуда или Давида, Мусу или Моисея, Ису или Иисуса, а также ряд других.

Зарождение Ислама

Точный год возникновения ислама определить нельзя: зарождение ислама связывают с городом Меккой в Западной Аравии и началом седьмого века. В этот период истории господствующей религией было язычество, и каждое племя почитало своих богов, идолы которых были установлены в Мекке. На этом отрезке истории началось постепенное разрушение родоплеменного патриархального строя, и общество начинает разделяться на классы, в результате чего должно было появиться нечто, что объединило бы людей духовно.

В этих условиях и возникает Ислам, который является религией авраамической, как иудаизм и христианство, которые также восходят своими корнями к самым древним формам монотеизма, то есть все эти религии объединяет с исламом принципиально единая картина мира, и относится к богооткровенной или ревелятивной традиции.

Осознание монотеизма происходило на самых ранних этапах зарождения ислама, и это было выражено в проповедях, с которыми обращался к своей умме Пророк Мухаммед ﷺ, главной идеей которых была мысль о необходимости очищения единобожия или таухида от тех искажений, которые были внесены многобожниками, христианами и иудеями.

Религиозная и историческая ситуация в Аравии накануне зарождения Ислама

В преддверии возникновения ислама на Аравийском полуострове господствовала ханифия или автохтонный аравийский монотеизм, уходящий своими корнями к пророку Аврааму (Ибрахиму). Современная концепция указывает на наличие в тот период двух относительно независимых монотеистических традиций, которые в итоге объединились в аравийское пророческое движение. В период, когда возник ислам, то есть до момента прихода к пророческой миссии Мухаммеда ﷺ, в Аравии уже действовали несколько авраамических пророков, но именно на Мухаммеда ﷺ была возложена Богом миссия распространения Ислама. Пророка Мухаммед ﷺ существенно отличался от остальных пророков, как с политической, так и с идейной точки зрения, что явилось одной из главных составляющих успеха ислама.

Частично население Аравийского полуострова в этот период времени приняли иудаизм, частично – приняли христианство, а в некоторых государствах, таких, как Йемен и Бахрейн, проповедовали зороастризм. Аравийский полуостров в этот исторический период делили между собой княжество Лахмидов, которое являлось союзником с Ираном, где правили Сасаниды, и княжество Гассанидов, которое являлось вассалом Византии.

Центральная же Аравия осталась свободной после того, как на Мекку совершил поход эфиопский царь, и чудесным образом мекканцам удалось спастись, а армия царя и сам эфиопский царь были уничтожены раскаленными камнями, которые скидывали на них прилетевшие с неба птицы. Данное событие было известно арабскими и мекканскими современниками и описывается в суре Корана "Слон".

Саудовская Аравия в эпоху зарождения Ислама

Саудовская Аравия в эпоху зарождения Ислама

Основатель ислама: пророческая деятельность Мухаммеда ﷺ

Пророк Мухаммед ﷺ, будучи мекканцем по своему происхождению и рождению, выходцем из курайшитов, вел активную деятельность мекканского ханифа: с момента рождения до начала своей пророческой миссии он вел обычную жизнь, позже занимался скотоводством и перегонял караваны. Мухаммад ﷺ принимал активное участие в восстановлении курайшитами общеарабской святыни Каабы.

Когда ему исполнилось сорок лет, в 610 году, Мухаммед ﷺ объявил, что он – расуль, то есть посланник, и наби, то есть пророк Аллаха, Единого Бога. После этого Пророк Мухаммад ﷺ начал проповедовать новую религию ислам в Мекке. Первые аяты Корана были произнесены Пророком Мухаммедом ﷺ в это же время. В его проповедях звучали призывы вернуться к монотеизму, к вере Ибрахима или Авраама, к вере пророков Мусы или Моисея и Исы или Иисуса, произносить молитвы и держать пост, давать милостыню и честно производить торговые сделки. В своих призывах во время проповедей Посланник Всевышнего говорил о необходимости веры в Единого Бога, о том, что верующие должны сплотиться в единое братство и соблюдать простые нормы морали.

По словам Мухаммеда ﷺ, всем народам были посланы пророки, появление которых было связано с тем, что они должны были наставить на истинный путь людей. Одними из главных вопросов, на которые обращал внимание Пророк Мухаммад ﷺ, был вопросы веры (имана) и неверия (куфра), вопросы загробной жизни, Ада и Рая.

Противостояние распространению Ислама

Но мекканская знать не поддержала идеи Мохаммеда ﷺ и встретила его пророческую проповедническую деятельность враждебно. История возникновения Ислама рассказывает о тех тяжелых испытаниях, которые испытывал Пророк Мухаммад ﷺ поначалу, ведь очень немногие люди приняли для себя новую веру с самого начала: только сам Пророк Мухаммад ﷺ и его жена Хадиджа приняли ислам, а также его двоюродный брат Али ибн Абу Талиб, которого он взял на воспитание, в возрасте 9 лет. Также к числу первых мусульман присоединился Абу Бакр, который был богатым купцом, а также еще сорок человек, среди которых были богатые и бедные люди преимущественно в молодом возрасте, которые впоследствии стали первыми сподвижниками Пророка Мухаммада ﷺ.

От преследований соотечественников многобожников Пророк Мухаммед ﷺ вынужден был спасаться бегством в сопровождении своих последователей.

Переселение мусульман

В Ясрибе (Йасрибе) люди питали надежду на то, что появление Пророка Мухаммада ﷺ положит конец войнам и междоусобицам своим справедливым судом. В Медине Пророк ﷺ и его сподвижники оказались практически без средств к существованию, и местные ансары из числа мединских мусульман помогали им.

В Медине Мухаммаду ﷺ удалось сплотить вокруг себя местное население, и в городе была создана первая мусульманская умма или община. Но религиозная борьба (газават) между мединскими мусульманами и многобожниками Мекки продолжалась еще восемь лет.

переселение в Медину (хиджра)

Причина битв Пророка ﷺ

Пророк Мухаммад ﷺ оправдал надежды мединцев и прекратил конфликты, которые происходили внутри, но мекканские многобожники все еще притесняли мусульман из Мекки, и с 623 года начали происходить военные столкновения мединцев и мекканцев. В 624 году произошла битва при Бадре, которая закончилась поражением мекканцев, хотя их количество превышало количество мусульман в три раза. Многие мекканцы были захвачены в плен, Пророк Мухаммад ﷺ предложил, чтобы пленные обучали грамоте детей мединцев в обмен на их свободу.

Позже в 625 году состоялась битва при Ухуде, в которой верх взяли уже мекканцы. Через год войско из Мекки совместно с племенами Аравийского полуострова пришло к городу Медине, чтобы покончить с исламом раз и навсегда. Мекканским многобожникам также помогало иудейское племя в Медине, нарушившее договор с Мухаммедом ﷺ о взаимопомощи и ненападении. Мусульмане, обладавшие армией в четыре раза меньше, но будучи более мудрыми в тактике и стратегии, сумели противостоять мекканцам, которые вынуждены были вернуться домой ни с чем.

Мухаммад ﷺ покорил Мекку в 630 году, уже установив контроль над большей частью Аравии.

Распространение ислама

Всего за 23 года благодаря пророческой деятельности Мухаммеда ﷺ новая вера ислам быстро распространилась на территории Аравийского полуострова.

Существует предание, по которому Пророк Мухаммед ﷺ отправил письмо с призывом принять ислам тогдашним правителям Византии, Персии (Ирана), Эфиопии и Египта. Все, кроме царя Персии, приняли послов благосклонно: иранский же царь письмо разорвал, но вскоре после этого события иранский царь Хосров Парвиз умер.

Пророк Мухаммад ﷺ умер в 632 году, и к этому году почти все племена арабов приняли ислам.

Успех в распространении ислама во многом был обусловлен тем, что учение Мухаммада ﷺ осуждало неравенство между людьми, ростовщичество, несло справедливость и развитие.

Когда же мусульмане в 630 году завоевали Мекку, ислам стал общей религией всех арабов, а сама Мекка стала центром ислама. В период с пятого по седьмой века древние государства Киндитов, Гассанидов и Лахмидов, Пальмира, Саба, Химьяр и Набатея пришли в упадок и распались, и этот процесс способствовал активной исламизации региона.

История развития ислама после смерти Пророка Мухаммеда ﷺ: Праведный халифат

Появление ислама кардинально изменило всю политическую, социальную, экономическую, бытовую жизнь многих народов от Испании до берегов Индонезии.

После кончины Пророка Мухаммада ﷺ образовалось первое мусульманское государство Халифат, в котором власть, как светская, так и духовная, была сосредоточена в руках халифа. Первыми халифами государства были Абу Бакр, а затем Умар, Усман, Али, после них к власти пришла династия Омейядов, а затем их сменила династия Аббасидов. В результате проводимых Халифатом завоевательных войн в течение седьмого и восьмого веков ислам распространился на Среднюю и Переднюю Азию, а также на Северную Африку, Закавказье, Индию, а затем на Балканский полуостров через Турцию.

Правление Абу Бакра ас-Сиддыка

История ислама гласит, что Абу Бакр сделал многое для распространения ислама: успел начать боевые действия против Персии и Византии, которые в то время были самыми могущественными империями. Накануне своей кончины Абу Бакр назначил Умара (Омара) своим преемником.

Правление Умара ибн аль-Хаттаба

Омар (Умар) стал вторым халифом исламского государства, и он, продолжив военные походы на Византию, отвоевав Сирию, а также захватив Египет, Палестину, частично Магриб, который располагался на территории Северной Африки.

При халифе Умаре мусульмане вели военные действия и против династии Сисанидов, правившей в Персидской империи: в битве при Кадисии и Нихавенде он нанесли армии Ирана тяжелые поражения, а вскоре и заняли столицу государства Сисанидов Ктесифон, который находился неподалеку от Багдада. Мусульмане также заняли Армению, Азербайджан, Ирак, Мазендаран, Хузестан и часть Фарса, что составляло основные территории Ирана.

Во время правления Омара были проведены реформы, которые заложили основы мусульманской государственности: был определен порядок налогообложения, установлены законы. На покоренных территориях халиф Омар придерживался политики веротерпимости, христианам и иудеям была предоставлена защита и свободное вероисповедание своей религии.

Праведный Халифат

Расширение Халифата во времена праведных халифов

Правление Усмана ибн Афвана

Следующий халифом избрали Османа (Усмана), в тот период Усман был самым достойным титула халифа человеком, и выбор членов совета был верным и справедливым.

При нем все ключевые посты в государстве занимали его родственники Омеяды, по этой причине в сторону Усмана (Османа) поступало много критики, в результате поднялся бунт, в ходе которого мятежники убили халифа. Осман сделал важный шаг в дальнейшем развитии ислама и создании основ религии – во время его правления был составлен полный канонический текст Священной Книги Коран. До этого момента текст Корана существовал только в памяти хафизов – людей, заучивших текст Священной Книги Коран наизусть в момент, когда появлялся каждый аят, будучи ниспослан Посланнику Аллаха ﷺ еще при жизни Пророка Мухаммада ﷺ. Осман отдал приказ собрать весь Коран и записать его тогда, когда сразу семьдесят хафизов погибло в одном из воинских сражений.

Правление Али ибн Абу Талиба

Следующим халифом стал Али ибн Абу Талиб, который прославился как мужественный, справедливый халиф, который внес огромный вклад в становление ислама и чьи заслуги перед исламом огромны. Во время правления халифа Али была развернута борьба с коррупцией, халиф стремился распределить государственные доходы так, чтобы разрыв между богатыми и бедными гражданами государства сократился максимально.

Четыре первые халифа вошли в историю ислама как Праведные халифы, а государство, во главе которого они стояли, получило название Праведный халифат.

Развитие Халифата

Первые три века существования ислама, когда он зародился и распространился, вошли в историю как золотой период арабской культуры – были сформированы первые мусульманские религиозные школы, сформулированы этические, философские и правовые положения, а также сформированы правила арабского языка, было положено начало таким наукам, как литература, химия, география и медицина.

История ислама продолжилась в феодальном государстве, которое стало преемником Праведного халифата – Омейядском халифате или Дамасском халифате, во главе которого стояла династия Омеядов. Во время существования этого государства исламский мир распространился на Северную Африку, частично Пиренейский полуостров - Андалусию, а также на Табаристан, Синд, Джурджан, Среднюю Азию, Юго-Восточную Азию, включая Малайзию и Индонезию.

Ислам в современном мире играет в жизни верующих большую и важную роль: это не только религиозная идеология, дошедшая со времени возникновения ислама до наших дней, но и идеология, определяющая светскую жизнь мусульман, мерило их гражданского поведения, системы ценностей. Исламская религия, мусульманство оказывает большое влияние на все сферы жизни мусульман.

История исламского мира является отдельным направлением для многих историков и исследователей, охватывая более 14 веков жизни человечества, именно, благодаря мусульманским ученым удалось сохранить научное наследие предыдущих цивилизаций и развить новые направления в науке, культуре и искусстве.

Ислам зародился в Аравии. Эта страна была населена в основном семитическими племенами, которые являются предками современных арабов. Часть из них жила в оазисах и городах. Это были оседлые племена, которые занимались земледелием, ремеслами и торговлей. Другие племена кочевали в степях и пустынях, разводили верблюдов, лошадей, овец и коз.

Аравия экономически и культурно была связана с соседними странами – Месопотамией, Сирией, Палестиной, Египтом и Эфиопией. Все торговые пути, связывающие эти страны, пересекали Аравию. Один из главных узлов пересечения торговых дорог находился в Мекке – оазисе возле побережья Красного моря. В этом оазисе правило племя корейш, которое получало большую выгоду от торговли.

Там же, в Мекке, образовался религиозный центр всех арабов. В особом святилище – Каабе – были собраны культовые предметы и изображения разных арабских племен.

Также в Аравии существовали и поселения иноземцев, в частности иудейские и христианские общины. Получалось, что люди разных языков, религий и культур общались между собой и их верования влияли друг на друга. Некоторые арабы принимали даже иудаизм или христианство.

В VI веке торговые дороги постепенно перемещались в сасанидийский Иран, было нарушено традиционное экономическое равновесие, которое сохранялось веками. В связи с этим в Аравии начался упадок караванной торговли. Кочевые племена, которые потеряли доход от движения караванов, стали переходить к оседлому образу жизни и земледелию. Из-за этого плодородных земель стало не хватать, и соседние племена зачастую начинали воевать за территории.

Для Аравии требовалось нечто объединяющее, что прекратит кровопролитные войны и восстановит равновесие. И этим объединяющим звеном стала религия, родоначальником которой считается Мухаммед, именуемый пророком.

Он родился в Мекке 29 августа 570 года в семье погонщика верблюдов. Его родители умерли, когда он еще не достиг совершеннолетия, и ему пришлось заниматься караванной торговлей у богатой вдовы Хадиджи. В 20 лет он женился на своей хозяйке, которая к тому времени успела дважды овдоветь. Теперь у Мухаммеда появилось свободное время, и он проводил его, прогуливаясь в раздумьях по окрестностям Мекки. Считается, что во время этих прогулок к нему являлся ангел Джабраил, который делился с ним откровениями. Именно эти откровения в дальнейшем вошли в священную книгу ислама – Коран.

Мухаммед стал собирать людей и читать им проповеди. В проповедях нового пророка, казалось, не было ничего нового по сравнению с религиозными учениями иудеев, христиан или ханифов. Основное отличие заключалось в том, что Мухаммед требовал почитать только Аллаха и быть безусловно покорными его воле.

Изначально такие проповеди воспринимались людьми недоверчиво, а иногда даже враждебно, особенно предводителями его племени корейш. Верхушка племени опасалась, что уничтожение культа староарабских племенных богов подорвет значение Мекки как религиозного, а значит, и экономического центра.

Из-за нападок и угроз (ему угрожали физической расправой) Мухаммеду с его приверженцами даже пришлось бежать из Мекки. Это бегство – хиджра – произошло в 622 году нашей эры. В мусульманской традиции эта дата считается началом мусульманского летоисчисления, с этого момента начинается мусульманская эра.

Благодатную почву для пророчеств Мухаммед нашел в соседнем земледельческом оазисе Медине (Ятриб). Дело в том, что мединцы соперничали и враждовали с мекканской аристократией. И рады были любому предлогу, который давал им повод выступить против нее. Мухаммеда поддержало несколько местных племен и даже некоторые еврейские общины. Именно в Медине была построена первая мечеть. Мухаммеда признали духовным лидером и наместником Аллаха на земле. Его целью становится введение теократии – это он называл передачей власти из злых рук в праведные. Пророк побуждает мусульман к войне с язычеством.

В 630 году Мухаммед со своими сторонниками захватил Мекку. Однако этот шаг не только не стал проигрышным для Мекки, но, наоборот, усилил позиции этого города как в экономике, так и культуре. Одно за другим арабские племена примыкали к новой религии и объединялись. И значение Мекки как национально-религиозного центра все время возрастало. Корейшитская верхушка, которая вначале была враждебно настроена по отношению к мусульманству, теперь признала за благо примкнуть к нему и даже возглавила движение.

Эти завоевания проходили достаточно легко благодаря тому, что население Византийской и Сасанидской империй, как и других государств, сильно страдало от экономического гнета местных феодалов и надеялось, что арабы облегчат их положение.

Действительно, в покоренных мусульманами странах повинности крестьян были значительно облегчены, особенно для тех, кто принимал ислам. Естественно, это привело к тому, что массы людей разных национальностей стали исповедовать новую религию. Ислам, зародившийся как национальная религия арабов, постепенно стал превращаться в наднациональную, мировую религию.

В XI–XVIII веках он широко распространился в Северной Индии, тоже во многом благодаря завоеваниям. А в Индонезии ислам получил распространение в XIV–XVI веках главным образом через арабских и индийских купцов. Причем в этой стране он практически полностью вытеснил господствующие здесь ранее индуизм и буддизм.

В XVI веке ислам проник даже к кыпчакам в Золотую Орду, к булгарам и другим народам Причерноморья. Немногим позже ислам стал основной религией народов Северного Кавказа и Западной Сибири.

Однако в конце XV века арабы были вытеснены из Испании и постепенно христианство вернуло свои позиции на этой территории. Но это был, пожалуй, единственный случай в истории ислама.

Контакты арабской культуры с сирийской, античной, христианской, персидской и индийской привели к расцвету мусульманской поэзии, философии теологии и права. Среди проявлений духовной культуры в IX–XII веках выделяется аскетическое направление ислама – суфизм.

В средние века успехи и достижения арабской культуры оказали воздействие на многие страны, в числе которых были и культурные центры средневековой Европы. Это проявилось, в частности, в математике (арабскими мы называем заимствованные арабами из Индии цифры, которыми и поныне пользуемся), в химии, в философии.

Через мусульманскую Испанию (Кордовский халифат), бывшую в VIII–XII веках видным центром развития арабо-исламской культуры, европейские университеты знакомились с работами таких видных мыслителей, как Авиценна, Аверроэс, аль-Газали. Например, комментарии Аверроэса в связи с проблемой толкования наследия Аристотеля вызывали живейшие споры среди самых известных философов и богословов Европы, таких как Альберт Великий, Сигер Брабантский, Фома Аквинский.

Позже, в связи с распадом Кордовского халифата в 1008 году в Испании и общим упадком арабской государственности, уровень развития арабской культуры, ее влияние на другие народы стали падать. Однако то, что вошло в ислам, превратилось со временем в фактически неотъемлемый его элемент, став обязательным религиозно-культурным компонентом во всех, даже самых отдаленных районах, куда проникал ислам.

Пережив эпоху внешних вторжений – тюрков, монголов, воинов Тимура, – мир ислама на рубеже XV–XVI веков далеко ушел от первоначального политического единства времен халифата. В XVI веке большая часть его территории оказалась под властью Османской империи. Самостоятельным сильным государством стал сефевидский Иран, центр шиитского ислама. Третьей крупной исламской империей была Индия Великих Моголов. В каждой из этих империй ислам существовал как самостоятельная политическая сила, приспосабливающаяся к обстоятельствам. В Индии это был поиск форм сосуществования с индуизмом[1], в Иране – процесс дальнейшего становления шиизма как оппозиционного направления в исламе. В империи Османов, включившей в себя почти все арабские земли и народы, традиции халифата были наиболее прочны – только функции халифа перешли к турецкому султану, ставшему повелителем правоверных.

Последующая трансформация ислама в каждом из упомянутых регионов (в XVII–XIX веках, как упоминалось выше, к ним прибавился еще один – Голландская Индия, Индонезия) шла своим путем. Кроме того, важно учесть, что после эпохи Великих географических открытий, Ренессанса и начала буржуазного развития и колониальной экспансии европейских держав общая ситуация в мире резко изменилась. Под нажимом Европы с ее капиталистическими потенциями традиционный Восток начал подвергаться глубокой, коренной ломке, затронувшей также и его религии. И хотя религий эта ломка коснулась в наименьшей степени, этого было вполне достаточно для того, чтобы уже в XIX веке весь мир ислама, в лице, прежде всего, его духовных вождей, культурных лидеров, остро ощутил, что необходимы изменения – в противном случае религии и связанной с ней культурной традиции грозит катастрофа.

Началась эпоха реформ и трансформации ислама, сложная и противоречивая, с различными поступательными и реверсивными движениями, под знаком которых ислам живет и в наши дни. Первым серьезным реформационным движением в исламе стал ваххабизм, направивший свой основной удар на рубеже XVIII–XIX веков против отклонений от чистоты первоначального ислама.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

§ 7. Худейбийский мир и распространение ислама в Аравии

§ 7. Худейбийский мир и распространение ислама в Аравии Перемирие в Худейбии. В 6 г. х. Пророк принял решение совершить малое паломничество (умру) в Заповедную мечеть. С одной стороны, такое решение мотивировалось тем, что мухаджиры уже несколько лет не были на родине и не

Зарождение веры

Зарождение веры С самого начала нашей жизни нам знакомы ощущения, переживания и представления, связанные с чем-то, что является высшим по отношению к нам. По мере освоения мира, по мере того, как мы овладеваем теми или иными средствами ориентации в нём, спектр этих

3.11 – 30. Зарождение

7.5 ЗАРОЖДЕНИЕ

Зарождение бодхичитты

Зарождение бодхичитты Бодхичитта является абсолютной и исключительной причиной становления Буддой — как семя ячменя может порождать только ячмень. Бодхичитта — определяющее качество высшей духовной личности, это дверь в махаяну. Только бодхичитта (и никакое другое

ЗАРОЖДЕНИЕ БОДХИЧИТТЫ

ЗАРОЖДЕНИЕ БОДХИЧИТТЫ Приход к Прибежищу сопровождается зарождением Бодхичитты.Говоря вообще, если помыслы человека всецело обращены к Дхарме, то он пойдет Стезею Дхармы только тогда, когда в его сознании зародится и начнет формироваться Бодхичитта. Если же он не

Глава первая. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИСЛАМА

Глава первая. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ

Становление и распространение ислама

Зарождение монашества

Зарождение монашества В IV веке произошел невероятный рост монашеского движения. Предпосылки к нему можно обнаружить еще в дохристианском периоде: в Греции были философы–киники, сознательно избравшие нищету как образ жизни; на берегу Мертвого моря образованные аскеты

1. Зарождение ислама и его влияние на христианство

1. Зарождение ислама и его влияние на христианство Мусульмане, вдохновленные вновь образованной религией, возможностью грабить во имя религии и жаждой обращать неверных в свою веру, быстро распространялись из Аравии по Северной Африке, Азии и даже по Европе через

История и судьба ислама через призму философии Шариати. Проблемы современного мусульманского общества. Необходимость возрождения и реформации ислама в понимании Али Шариати

История и судьба ислама через призму философии Шариати. Проблемы современного мусульманского общества. Необходимость возрождения и реформации ислама в понимании Али Шариати Используя данные теоретические разработки, Шариати рассуждает о судьбе, проблемах, задачах и

Возникновение ислама

История

История появления

Дата возникновения ислама — это первая половина седьмого века, а появился он на Аравийском полуострове. Главными городами тогда считались Мекка и Ясриб, который позже переименовали в Медину. Сегодня они расположены на территории современной Саудовской Аравии.

Пророк Мухаммед

А основал религию пророк Мухаммед или Мухаммад. Он родился в Мекке в 570 году, был пастухом. Но ему удалось жениться на богатой вдове, тогда он изменил род своей деятельности — превратился в купца.

В 610 году у Мухаммеда открылся дар видения и речения — он наблюдал и слышал то, что было неподвластно другим людям. До него доносились голоса ангелов и самого Аллаха. Они диктовали ему содержание Корана, приказали искоренить безбожие и установить на земле мусульманскую веру. Так и началась проповедническая жизнь Мухаммеда.

В конце седьмого столетия ислам поделился на три ветви:

Есть и другие конфессии, но они менее популярны. Самая распространенная религия — суннизм, ее проповедуют около 80% мусульман в мире.

В мире 22% населения придерживаются заповедей ислама. Пророк также создал арабо-мусульманское государство — халифат. В истории было известно множество таких стран. Некоторые из них пережили распады и превратились в несколько государств. Другие даже не были официально признанными халифатами.

Священные тексты

Самая главная книга — Коран

Но арабы считают, что точной копией является Коран, изложенный на их языке. Содержание книги Аллах диктовал ангелу Джабраилу, а тот уже нашептывал его Мухаммеду. Коран состоит из 114 глав (сур), а каждая из них делится на знамения (аяты).

Второй тип священных писаний — Сунна. Это сборник изречений пророка и описание его жизненного пути. Рассказы про великие чудеса, сотворенные Мухаммедом, долго передавались от одного поколения в устной форме. И только в Х веке их записали богословы Сиджистани, Маджа, Нисаи, Нишапури, Бухари и Тирмизи.

Они считаются авторами и создателями Сунны. Богословы собирали легенды о нем во многих городах, долго размышляли на тему религии и записали мудрые фразы пророка в единый сборник.

Согласно исламу, Аллах сотворил мир и все живое в нем. Он разделил небеса на семь уровней. Ниже первого находится ад, а на последнем — рай. В религии есть много мифических существ:

  • злые и добрые джинны;
  • ангелы;
  • гурии;
  • Бурак — крылатая лошадь с человеческой головой.

Джинны были созданы из огня и обладали злым характером. Но после проповедей пророка некоторые из них стали добрыми и праведными.

Пророки и посланники

Наиболее почитаемых пророков девять. Некоторые из них соответствуют христианским святым:

Пророки и посланники в Исламе

  • Нух — Ной;
  • Якуб — Иаков;
  • Муса — Моисей;
  • Ибрагим — Авраам;
  • Дауд — Давид;
  • Юсуф — Иосиф;
  • Айюб — Иов;
  • Иса — Иисус Христос.

Последнего мусульмане не считают Богом, как это делают приверженцы христианства. А главнейший среди пророков — Мухаммед. Аллах ему передал полное откровение и поручил донести народу суть ислама.

В мусульманских странах есть два праздника, которые возникли благодаря Мухаммеду. Первый — это мавлюд. Этот день ознаменовался рождением будущего пророка. А второй — мирадж, тогда он вознесся на небеса к Богу для беседы с ним.

Жизнь после смерти

Учение о бессмертности души в истории ислама мало отличается от того, что проповедуют христиане. Эта невидимая сущность продолжает жить после смерти физического тела. Душой называется единое образование, которое создал Бог.

Мусульманский загробный мир разделяется на две части — джанну (рай) и джаханнам (преисподняя). Праведники после кончины вознесутся к Аллаху, а грешники спустятся под первое небо. Христиане считают, что душа будет вечно томиться в чистилище или пребывать в раю. Но у мусульман человек после смерти живет в аду временно. После полного искупления своих грехов они предстанут перед Богом, который простит их.

Мусульманский загробный мир

А находиться в загробном мире всем душам предстоит до Судного дня. А затем они снова приобретут тела. В этот день на землю спустится ангел Исрафиль. Он умертвит всех живых, чтобы они заново воскресли одновременно с теми, кто скончался раньше них.

Все люди перед возвращением в физические тела должны пройти по мосту Сират, протянутым над пропастью в ад. Ступать придется по тонкому, как волос, канату. А еще он острый, словно лезвие ножа. Только праведники могут пройти по этому мосту. Грешники обязательно упадут в пропасть и вернутся в ад.

Законы шариата

Шариат основан на текстах из Корана и Сунны. Они описывают то, что можно делать народу и как поступать запрещается. Но в разных странах законы могут отличаться. Приемлемое для одного государства правило становится преступлением в другом.

Законы шариата

Хотя и в пределах страны возникают противоречия. В Афганистане в 80-х годах мужчины могли не отращивать бороду, а женщинам позволялось не закрывать лицо чадрой. Но уже через десять лет сильному полу запретили бриться, а девушки в общественных местах обязаны были скрывать свою красоту за одеяниями.

Несоответствие шариатов часто становилось причиной конфликтов внутри государства или между разными странами. Запреты получили широкое распространение, они коснулись также кулинарии. Мусульмане не должны употреблять свинину, акул, раков, мясо краба, хищных животных, им нельзя пить алкоголь.

Практически в каждой стране установлены меры наказаний за нарушение этих правил. Преступникам грозит публичное избиение, заключение в тюрьму, отсечение конечностей. В некоторых случаях все заканчивается казнью.

Правила молитв

Всего в религии существует три типа молитв:

  • шахада;
  • намаз;
  • дополнительная.

Намаз мусульмане читают пять раз в день — на рассвете, в полдень, до заката и после него, перед сном. Одновременно с произношением словесных формул они выполняют определенные движения, стоя на коленях на коврике для молитв. Перед намазом нужно обязательно совершить омовение. Женщины всегда молятся отдельно от мужчин. Произносить священные слова можно в любом месте — в мечети или за ее пределами.

Дополнительные молитвы необходимы для выражения своих просьб к Аллаху. Тексты в этом случае просящий составляет самостоятельно. Произносить желание можно на любом языке, для этого подходит разное время суток. Но при произношении молитв обязательно нужно повернуться в сторону Мекки.

Мусульмане обязательно принимают участие в борьбе за свою веру. Завоевание новых территорий и обращение людей в ислам называют джихадом. Это священная война против неверных. Всего есть четыре типа джихада:

Джихад меча — вооруженные выступления против неверных. Второй тип применяют старшие члены семьи по отношению к младшим. Третий используется для осуждения или одобрения поступков других людей. Джихад сердца — это борьба человека со своими недостатками и пороками.

Паломничества и посты

В месяце рамадане мусульмане начинают соблюдать пост. В светлое время суток они отказываются от еды, развлечений, курения. Но больные, военные и пленники, дети и старики, беременные и кормящие грудью женщины освобождаются от всех ограничений.

Паломничество в Мекку

Паломники в Мекке проводят семь дней, в каждый совершая определенные обряды. Сначала они обходят Каабы, пьют воду из священного источника, затем бегают по холмам и молятся у горы Арафат. А также они собирают камни, забрасывают ими столб, символизирующий шайтана, приносят в жертву скот.

Ислам — своеобразная религия, какой уже более четырнадцати столетий. У нее есть общие черты с христианством, но существуют и своеобразные отличия. А чтение молитв и знание сводов Корана помогает верующим людям в тяжелых ситуациях.

Читайте также: