Педагогический эксперимент в начальной школе

Обновлено: 04.07.2024

9 класс делится на 2 группы, чтобы каждый ученик мог самостоятельно работать за компьютером. В первой группе, в эксперименте участвовало 10 человек. Возраст учеников – 15-16 лет. В целом, класс успевающий. Большинство учеников класса имеют достаточные знания в области информатики, свободно на них опираются при изучении нового материала. Это ученики с высоким и средним уровнем обученности. Но кроме них имеются 3 ученика, которым необходимо пристальное внимание со стороны учителя, так как они имеют пробелы в знании программного материала, часто не могут применить имеющиеся знания на практике, то есть обладают низким уровнем обученности. Эти данные получены с помощью изучения оценок по информатике и ИКТ в классном журнале, и из моего опыта работы с данным классом. Распределение учащихся по уровням обученности отражено в таблице.

Высокий уровень обученности

Средний уровень обученности

Пояснение к таблице:

-Высокий уровень обученности - ученик в любой ситуации учебного процесса демонстрирует высокие знания ранее изученного материала, высокий уровень умений и навыков;

-Средний уровень обученности – ученик не всегда располагает необходимым фондом знаний, умений и навыков при изучении информатики;

-Низкий уровень обученности – школьник имеет ограниченный фонд знаний, умений и навыков.

Кроме того, установлено, что более половины учеников класса имеют уровень обучаемости, достаточный для глубокого изучения программного материала. В качестве метода исследования обучаемости был выбран анализ процесса решения экспериментальных задач. Задания были подобраны так, чтобы они требовали не воспроизведения известных алгоритмов решения, а самостоятельного нахождения пути решения задачи. Ученикам была предложена самостоятельная работа из 3-х заданий. По результатам выполнения работ была составлена таблица.

Пояснение к таблице:

-Высший уровень обучаемости – ученик свободно анализирует материал, обладает способностью самостоятельно найти путь решения задачи нового типа;

-средний уровень обучаемости - ученик испытывает трудности в анализе материала, решении задач нового типа, но с помощью учителя справляется с заданием;

- низкий уровень обучаемости - ученик испытывает большие трудности в анализе материала, слабо владеет или совсем не владеет умениями и навыками умственного труда, не способен выполнить задание, требующее самостоятельного нахождения пути решения.

На основании вышеприведенных данных можно выделить следующие группы в классе:

На втором этапе эксперимента занятия были построены с учетом различий в уровнях знаний и способностей учащихся. Одной из целей уроков было развитие интереса к информатике, которому способствовали необычные формы проведения уроков, личное участие каждого ученика в работе, чувство ответственности, осознание каждым учеником своей возможности чего-то достичь.

Пример использования дифференцированного обучения на конкретном уроке.

Цель урока: закрепление понятий алгоритма и его основных свойств, рассмотрение форм записи алгоритмов и их основных структурах.

На этом уроке дифференциация применяется на этапе закрепления изученного материала (дифференцированно-групповая работа). Учащиеся рассаживаются по группам (группы А, В, С).

Карточка группы А:

1. Объясните работу следующего алгоритма:

2. Составьте алгоритм, по которому заданное число А возводится в квадрат, если оно нечётное и остаётся неизменным в противном случае.

Карточка группы B.

1. Объясните работу следующего алгоритма:

2. Составьте на языке блок-схем алгоритм решения неравенства ax 09.12.15 в 19:59

Автор: Тарасова Наталья Александровна

Организация: МОУ Турочакская СОШ им. Я. И. Баляева

Населенный пункт: Республика Алтай, село Турочак


В эксперименте участвовала большая часть моего класса. Продолжительность эксперимента – 2 года ( 1 и 2 классы)

2 этап – развитие динамики ,четкости , выразительности речи через специальные упражнения.

5 этап – здесь дети начали работать самостоятельно. Я лишь проверяла и направляла их. Мы посещали концерты – и ребята высказывали своё отношение к выступающим. Чего не хватило артисту: эмоциональности, четкости, глубины мыслей и т. д? Какое выступление понравилось больше всего? Чем?

Не могу сказать, что ведение подобной кружковой работы – единственный способ достижения таких результатов. Здесь немаловажную роль играет и социальный статус, воспитание детей дома, личные качества и другие приёмы воспитательной и учебной работы в классе. Существуют определённые материальные трудности – не хватает качественной аппаратуры, не у всех родителей есть возможность сшить костюм или просто поддержать своего ребёнка на концерте.

Однако я намерена продолжать подобную работу со следующими детьми, которые прийдут ко мне в 1 класс, потому что, получая результаты данной работы, я понимаю, что сделала что-то поистине ценное для этого мира.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выступление Ниязовой А.А.

Добрый день, уавжаемые коллеги!

Слайд 1. Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне?

Как развить способность искать новое?

Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы?

Слайд 2. Эти вопросы очень актуальны для современной школы. Тема моего выступления на экране.

Слайд 4. Каждому педагогу известно, что дети уже по природе своей – исследователи окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений , действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает всё как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.

С педагогической точки зрения неважно, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное.

Слайд 6. И здесь самое ценное - исследовательский опыт. Именно этот опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка. Учебно-исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей.

Слайд 7. В начальной школе проводятся опыты:

· по исследованию свойств воздуха, воды, минералов, почвы, полезных ископаемых и других объектов природы;

· по изучению световых, тепловых, магнитных, звуковых явлений;

· по выяснению условий, необходимых для прорастания семян, роста и развития растений и животных.

Учебные опыты подразделяются на демонстрационные и лабораторные. Лабораторные опыты предполагают самостоятельную исследовательскую деятельность всех учащихся. Они могут проводиться индивидуально или в группах (по 2-4 учащихся). При нехватке лабораторного оборудования группы учащихся выполняют разные опыты, а затем докладывают о полученных результатах в классе и делают коллективные выводы.

При проведении лабораторных опытов учащиеся приобретают навыки обращения с оборудованием; у них формируются важные практические и интеллектуальные умения: измерять и вычислять, обрабатывать результаты и сравнивать их, проверять известные и выбирать новые пути самостоятельных исследований. Демонстрационые опыты проводит учитель.

Формы внеурочной деятельности позволяют объединить вокруг проблемной цели отдельные группы учащихся, в полной мере использовать такие современные методики, как технология проблемного обучения, проектная деятельность, и особенно метод учебного экспериментирования как наиболее полно выражающий деятельностный подход к образованию, выраженный в требованиях ФГОС. Кроме того, командный принцип работы способствует сплочению класса, развивает у детей навыки сотрудничества.

Слайд 8. Я хочу поделиться с вами некоторыми видами экспериментирования, которые использовала в работе с детьми начальной школы.

Какие эксперименты можно проводить с первоклассниками? Самые разнообразные. Опыты сопровождаются рассказом учителя, обсуждением, дискуссией по поводу наблюдаемых явлений.

Например, в 1 классе проводили эксперимент: Что необходимо растению для роста? Мы брали несколько обычных луковиц, высадили в почву. Одну ставили на подоконик и поливали водой, другую не поливали. Вторую пару поливали ( не поливали) и ставили в шкаф, третью пару поливали (не поливали) и ставили в холодное место. Результаты эксперимента вдохновили ребят на другие опыты.

Влияние почвы на рост растений - это тема нашего следующего проекта. Взяли садовую почву и купленный в магазине грунт для рассады. Посадили овощные культуры: огурцы, помидоры, капусту, редиску. Все семена взошли, но в ходе эксперимента выяснили, что садовая земля оказалось, заражена и рассада капусты у нас погибла. Зато рассаду помидоров мы с удовольствием подарили бабушкам.

Эксперименты с кока-колой и чипсами наглядно показали ребятам о вредности этих продуктов. В стакан налить колу и поставить в теплое место у батареи, через неделю на дне стакана можно увидеть густой сироп темного цвета. Чипсы надо поджечь и растереть салфеткой. Наличие жира налицо.

Предлагаю пройти мастер-класс, цель которого показать, как можно наглядно объяснить школьникам, что такое эксперимент и каковы его основные этапы.

Подтвердилась ли ваша гипотеза? У кого не получился эксперимент? Почему?

Почему поместилось капель значительно больше, чем предполагали? (младшие школьники не ответят на этот вопрос, поэтому нужно рассказать учащимся о поверхностном натяжении воды).

Шаг 6. Акцентировать внимание школьников на этапах эксперимента.
Слайд 9. Какие этапы эксперимента можно выделить?

Формулировка проблемы, вопроса.

Определение способов подтверждения гипотезы.

Сравнение выдвинутой гипотезы и результатов эксперимента.

Наш мастер-класс подошел к логическому завершению.

Подводя итог своего выступления, могу сказать, что главное достоинство экспериментов , которые мы проводим с детьми в том, что они позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по - иному. Ребенок может увидеть что-то новое, и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

Научная деятельность в педагогике – процедура не просто интересная, но и полезная. Она способствует совершенствованию методов преподавания, образовательных программ, выявлению реальных актуальных проблем и созданию современных способов их решения. Притом в этой сфере она просто немыслима без проведения эксперимента.

Научная деятельность в педагогике – процедура не просто интересная, но и полезная. Она способствует совершенствованию методов преподавания, образовательных программ, выявлению реальных актуальных проблем и созданию современных способов их решения. Притом в этой сфере она просто немыслима без проведения эксперимента.

Заниматься научной деятельностью в образовательной среде могут студенты, осваивающие педагогический профиль, а также практикующие специалисты. Сегодня мы расскажем об особенностях, важности педагогического эксперимента и порядке его проведения.

Что это такое?

Педагогический эксперимент представляет собой часть научно-исследовательской деятельности, связанную с диагностикой, подтверждением проблемы в области образования, психологии и разработкой эффективного метода решения, его проверки. Необходимость его проведения обусловлена рядом факторов:

Эксперимент в педагогике и психологии можно представить в виде действий исследователя, направленных на определение проблемы (подтверждение его догадок) и разработку ее решения с учетом текущих параметров (условий и возможностей).

Педагогический эксперимент чаще всего используется для проверки частных и общих гипотез, определения эффективности привычных схем и методик преподавания, уточнения отдельных фактов и моментов (с которыми педагог сталкивается на ежедневной основе), повышения производительности труда учащихся и лично преподавателя.

Фактически педагогический эксперимент – это комплекс действий, позволяющий грамотно и обоснованно диагностировать проблему, определить причинно-следственные связи и разработать систему мер по ее решению с учетом современных приемов, достижений науки и техники, возможностей исследователя и учащихся.

Условия для организации и проведения педагогического эксперимента

В этом мероприятии обязательно должны присутствовать две стороны: преподаватель и учащиеся. Притом проводить исследование может как сам педагог, так и вышестоящие ведомства. Поэтому о ходе проведения эксперимента будет знать конкретное лицо, затеявшее научное изыскание.

Организация и реализация всех действий происходит преимущественно в учебном заведении, реже – непосредственно в контрольно-надзорном ведомстве с целью профилактики и решения актуальных проблем в сфере образования и психологии.

Условия реализации педэксперимента

Что нужно для организации и проведения педагогического эксперимента?

Проведение педагогического эксперимента должно быть тщательно спланированным. Автору научной работы подробно расписать каждый шаг, каждое действие, а также пометить: что он ожидает получить от его реализации.

Гипотеза автора формируется с учетом принципов точности и конкретики должен отражать направление следования, цель исследования, проблему и способ ее решения. Организатор должен посредством гипотезы показать новизну и возможности исследования, подчеркивать разницу между традиционными способами решения проблемы и его предложением.

Проведение педагогического эксперимента напрямую связано с пополнением доказательной базы. Важно моментально или оперативно фиксировать получаемые результаты, так как повторить эксперимент можно всегда, но получить точно такие же результаты – маловероятно. Поэтому педагогический эксперимент должен быть на постоянном контроле у организатора.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Педагогический эксперимент должен иметь определенные границы: сроки проведения, объект исследования, способ проверки, инструменты, материалы, методическое обеспечение и пр. Такой подход позволит исследователю сразу и полностью обеспечить себя и подопечных необходимыми сведениями, базами, данными и проверить гипотезу, при необходимости скорректировать план действий.

Результаты научных изысканий должны быть отражены в выводах автора, рекомендациях, которые подчеркнуть низкую эффективность традиционных форм и необходимость их изменения.

Не менее важным условием для организации и проведения эксперимента в педагогике является то, что исследователь должен быть беспристрастным, объективным и честным.

Виды научного эксперимента

На практике выделяют два основных основания, по которым классифицируют эксперимент в педагогике:

Здесь принято проводить естественный или лабораторный (искусственный) эксперимент.

Первый предполагает, что исследователь будет базироваться на таком приеме, как наблюдение. То есть все мероприятия будут реализовываться в привычном темпе, по четкому плану в естественных условиях, без каких-либо вмешательств со стороны и новшеств, изменения порядка работы и пр. Такой подход позволяет определить текущее положение дел, диагностировать реальную проблему и решить ее с учетом личных возможностей и возможностей учащихся, специфики их подготовки, характера и пр. Естественный эксперимент позволяет решить общую проблему в системе образования.

Виды эксперимента

Классификация эксперимента

Второй – требует колоссальной подготовки. Он базируется на конкретике: подбираются те объекты, которые удовлетворяют конкретным условиям: возраст, успеваемость, пол и пр. Для его организации и проведения исследователю предстоит создать специальные условия: определить место проведения, продолжительность, программу, определить шкалу оценки результатов и пр. В этом случае организатор фактически вмешивается в образовательный процесс, регулируя факторы, условия и параметры эксперимента. Результаты такого эксперимента носят частный характер и считаются более чистыми, идеализированными, а их дальнейшее использование будет носить более узкий характер.

В этой классификации выделяют констатирующий и формирующий педагогический эксперименты.

Какие бывают эксперименты?

Классификация экспериментов по целям

Второй призван проследить изменения и тенденции в классе в динамике с учетом привнесения каких-либо новшеств, определенных действий (вмешательств) исследователя. Цель такого мероприятия заключается в активном формировании качеств, навыков и знаний. Здесь сначала констатируется текущая ситуация, затем вносятся коррективы и проверяется их целесообразность, эффективность. Формирующий эксперимент призван сформировать новые знания и навыки у подопечных, которые плодотворно отразятся на конечном результате.

Длительный, который предполагает проведение эксперимента на протяжении большого периода времени (весь учебный год, семестр или триместр).

Педагогический эксперимент по продолжительности проведения

По продолжительности проведения

Этапы проведения педагогического эксперимента

Для начала автору научной работы необходимо тщательно изучить теоретические аспекты в рамках выбранного им направления: проблема, тема и пр. Для этого целесообразно исследовать труды современных ученых, изучить последние новшества и изменения, течение проблемы на раннем и текущем этапе, определить противоречие, недостатки и выдвинуть собственную гипотезу. Как правило, тема научной работы прямо соотносится с проблемами, с которыми автор сталкивается в своей трудовой деятельности, на практике.

Этапы проведения педэксперимента

Как проводят педагогический эксперимент?

Далее исследователь приступает к диагностике. Здесь он оценивает реальное состояние дел: какая проблема присутствует, формы ее проявления, причины возникновения, влияние на конечный результат учащегося или работы педагога.

Третий этап – прогностический. Здесь организатор должен определить ключевые моменты изысканий: цель и задачи (для чего и что он намерен делать, в какой последовательности), объект и предмет, методология.

Организационный этап предполагает планирование комплекса мероприятий и подготовку всех необходимых материалов: инструкции, задания, план-конспекты занятий, форма проверки знаний и подготовки.

Далее следует практическая стадия. Когда автор приступает непосредственно к проведению педагогического эксперимента: наблюдает за подопечными и/или вводит новшества, проверяет действие собственной гипотезы, собирает доказательную базу.

Следующим шагом становится обобщение полученных результатов: анализ и оценка, соотнесение поставленной цели и полученных результатов, корректировка гипотезы или обоснование необходимости корректив плана мероприятий и проведения повторного эксперимента, формулировка выводов и рекомендаций.

Последний этап – это внедрение новоиспеченной методики или правила в повсеместное пользование. Данное действие уместно при соблюдении определённых условий: автор научной работы сумел доказать необходимость и эффективность перемен, разработал рекомендации по их внедрению и использованию, лично апробировал результаты.

Таким образом, педагогический эксперимент – это особый комплекс мер, позволяющий грамотно показать наличие проблем в сфере образования и разработать план мероприятий по их решению с учетом современных инструментов, возможностей. Он способствует обоснованному реформированию учебного процесса и образовательных программ, повышению качества обучения и облегчению работы педагогов. Именно результаты педагогического эксперимента становятся основой диссертаций, монографий и иных изысканий в сфере образования.




План исследовательской деятельности в первом классе
Экспериментальная часть








Приложение.
1. Оборудование для исследовательской деятельности:

1. Прозрачные и непрозрачные емкости.
2. Мерные ложки, колбы, пробирки, ситечки, воронки разного
размера, резиновые перчатки.
3. Пипетки, шприцы пластиковые (без игл).
4. Резиновые груши разного размера.
5. Пластиковые, резиновые трубочки.
6. Деревянные палочки, лопаточки, шпатели.
7. Пластиковые контейнеры.
8. Рулетка, линейка.
9. Весы, компас, песочные часы, фонарик, микроскоп, свечи,
термометр.
10. Фартуки клеенчатые, щетки, совки.
11. Цветные прозрачные стеклышки.
12. Лупы, зеркала, магниты.
13. Лопатки, грабли, лейки.
14. Схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для
самостоятельной исследовательской деятельности.

2. Материал, подлежащий исследованию:

1. Пищевые материалы: сахар, соль, мука, кофе, чай, активированный
уголь.
2. Растворимые ароматические вещества (соли для ванн, детские
шампуни, пенка для ванн).
3. Йод, марганец, медный и железный купорос, сода, гуашь, акварель.
4. Природные материалы: камешки, желуди, кора деревьев, веточки,
мел, почва, глина, семена, шишки, перья, ракушки, скорлупки
орехов.
5. Бросовый материал: бумага разной фактуры и цвета, поролон,
кусочки ткани, меха, пробки, вата, салфетки, нитки, резина.

3. Правила безопасности жизнедеятельности учащихся:
1. Работа под наблюдением взрослого.
2. Все вещества эксперимента брать только ложечкой.
3. Грязными руками не трогать глаза.
4. Не брать руки в рот.
4. Показатели сформированности исследовательской деятельности:
• Умение видеть проблему;
• Умение формулировать и задавать вопросы;
• Умение выдвигать гипотезы;
• Умение делать выводы и умозаключения;
• Умение доказывать и защищать свои идеи;
• Умение самостоятельно действовать на этапах исследования.





Читайте также: