Проект для детей с овз в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Худайбердина Лениза Халитовна

Населенный пункт: город Сибай Республики Башкортостан

Целевая аудитория: Проект ориентирован на детей 4-7 лет с ОВЗ (ОВЗ по слуху, ОВЗ по зрению, расстройства аутистического спектра и др.). Работа над проектом предусматривает взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, воспитанников и их родителей.

Постановка проблемы: В последнее время все актуальнее встает проблема увеличения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Начав работать в коррекционно-развивающей группе, мною были выявлены следующие проблемы: дети малоинициативны, предпочитают долго сидеть, часто плохо ориентируются на листе бумаги, не усидчивы, не могут довести до конца начатое дело, а порой вовсе отказываются рисовать. Учитывая все эти особенности, я начала искать пути решения проблемы. Изучив множество технологий и приемы работы я пришла к решению использовать в работе один из приемов арт-терапии – изотерапия. На сегодняшний день интересной формой изобразительного творчества является рисование на прозрачном мольберте. Ведь стандарты дошкольного образования ориентируют нас, педагогов, на новые формы взаимодействия и сотрудничества с детьми.

За время своей работы в детском саду я обратила внимание, что изобразительная деятельность одна из самых привлекательных для детей дошкольного возраста. Она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. А рисование нетрадиционными техниками - способствует развитию воображения и фантазии; эстетического воспитания; проявления интереса к совместной деятельности; развитию у ребенка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эмоциональной отзывчивости. Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля. Что особенно актуально в работе с детьми с ОВЗ.

Цель проекта: Развитие эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Задачи проекта.

С детьми:

-образовательные: Познакомить детей с рисованием на прозрачном мольберте как видом нетрадиционной техники и способами применения в быту. Формировать у детей практические умения и навыки выполнения нетрадиционных техник в процессе продуктивной деятельности. Формировать способности управлять собственными эмоциями. Корректировать нарушения в эмоционально - личностном и познавательном развитии. Обучить простейшим способам релаксации, саморегуляции. Расширять представление детей об эмоциях и различных способах адекватно их выражать;

-развивающие: Способствовать развитию творческих способностей, художественного вкуса, фантазии и изобретательности. Способствовать раскрытию творческого потенциала детей. Развивать умение идентифицировать и передавать разные эмоции через работу мимикой и жестами, развивать невербальные средства общения. Способствовать творческому самовыражению и самореализации в продуктах творчества.

-воспитательные: Стимулировать и поощрять творческую активность, эмоциональную раскованность дошкольников. Воспитывать эстетические чувства детей посредством техники рисования на прозрачном мольберте. Воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность, умение довести работу до конца (предпосылки к учебной деятельности). Воспитывать доброжелательность, укреплять эмоциональную устойчивость.

С родителями: Вовлечь родителей в процесс поддержки детской инициативы и потребности в познании и овладении нетрадиционной изобразительной техники. Оказывать поддержку и содействие семье по развитию у детей творческих способностей посредством использования техники рисования на прозрачном мольберте.

С педагогами: Обогащать представления педагогов о нетрадиционных техниках рисования. Способствовать формированию активной позиции педагогов по достижению предполагаемых результатов проекта.

Практическая значимость: Использование прозрачного мольберта в работе детского сада может быть использовано не только воспитателями, но и другими специалистами дошкольного образовательного учреждения в различных формах организации образовательного процесса. Также мольберт может быть использован, для проведения совместных мероприятий с детьми и родителями.

Перспективы развития: Разработка методических рекомендаций для работы с детьми коррекционно-развивающей группы с использованием прозрачного мольберта. Проект позволит расширить и углубить знания, использовать приобретенные навыки и умения в повседневной жизни и выполнять в продуктивной, экспериментальной деятельности.

Результаты проекта:

Для детей: Положительная динамика развития воображения и художественно- творческих способностей детей. Положительная динамика развития коммуникативных навыков. Снижение уровня эмоциональной тревожности. Повышение личностных качеств, таких как уверенность, умение общаться со сверстниками, умение применения знаний в процессе продуктивной деятельности.

Для взрослых: Сплочение детско-взрослого коллектива через интерактивные формы взаимодействия. Активизация позиций родителей (законных представителей) воспитанников. Становление родителей (законных представителей) полноценными участниками образовательных отношений, появление сотрудничества между ребенком и родителями.

Для своей педагогической деятельности: Разработка рекомендаций по использованию нетрадиционной техники рисования на прозрачном мольберте. Повышение профессиональной компетентности.

Срок реализации: краткосрочный (сентябрь-декабрь 2019г.).

Итоговое проектное мероприятие: фото-выставка детских работ, оформление стеклянных стен библиотеки к празднику.

Принципы реализации проекта:
Принцип развивающего обучения.

Принцип доступности.
Принцип свободы выбора.
Принцип личностного ориентирования.
Принцип креативности.

Риски:
1. Недостаточное количество практической информации и методических рекомендаций по данной методике.
2. Недостаточная сформированность художественных умений и навыков работы на прозрачном мольберте.
Предупреждение рисков:
1. Необходимый уровень теоретической и методической подготовки воспитателя;
2. Наличие учебно-методического комплекта для реализации программных задач на занятии;
3. Специально оборудованная развивающая среда в группе.
Методы и приёмы:

1. Работа с раздаточным материалом, поиск, наблюдение, рисование;

2. Игровая деятельность. Обыгрывание ситуации;

3. Словесные методы. Мини – беседа, доверительная беседа, рассказ педагога;

4. Наглядные методы. Показ игрушек, показ картинок, использование трафаретов, раскрасок;

Деятельность в рамках проекта.

1. Изучение методических материалов по теме проекта, составление теоретической концепции. Отбор материала, литературы, определение цели, задач (сентябрь).

2. Разработка проекта (сентябрь).

3. Разработка перспективного планирования по реализации проекта (сентябрь).

4. Подбор практического и художественного материала (сентябрь).

5. Наблюдение за детьми, диагностирование (сентябрь).

1. Составление дидактических материалов по организации проекта (сентябрь).

2. Создание картотеки игр и упражнений с использованием прозрачного мольберта (сентябрь).

3. Введение в практику и дальнейшее использование мольбертов (октябрь).

7. Организация фотовыставки, оформление стекол к новому году рисунками (декабрь).

8. Фиксация результатов, ход реализации проекта на странице группы в социальной сети ВК (октябь-декабрь).

III этап: Заключительный. Цель: Проанализировать полученные результаты, обобщить полученный опыт.

1. Сравнение фактических результатов с полученными (декабрь).

2. Запланировать дальнейшей работы по апробации стратегий (декабрь).

3. Оценка появившихся затруднений в ходе проекта (декабрь).

5. Мастер – класс для педагогов на тему: «Нетрадиционные техники рисования на прозрачном мольберте в работе с детьми в ДОУ (декабрь).

Заключение. При работе с использованием прозрачного мольберта отмечается: положительная динамика в развитии детей; преобладает положительный эмоциональный фон, дети становятся активными, снижается страх перед неудачей, появляется уверенность в себе и в своих возможностях. Внимание детей становится более устойчивым, повышается самоконтроль. У некоторых детей формируются сенсорные эталоны цвета, формы, величины. Показательные успехи детей в развитии речевой функции; повышается уровень понимания речи, значительно пополняется активный словарь.

Во время рисования на мольберте можно использовать различные нетрадиционные техники (рисование пальцами и ладошкой, рисование листьями, штампы и печати, поролоновые рисунки, метод монотипии, рисование кремом, рисование предметами окружающего пространства, точечный рисунок, рисование маркером, рисуем по очереди, рисунок плюс аппликация, рисуем с натуры, юный портретист), что позволяет разнообразить игры и поддерживать интерес к рисованию.

Даже никогда не рисуя пальцами, можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытываешь, когда опускаешь палец в гуашь — плотную, но мягкую, размешиваешь краску в баночке, подцепляешь некоторое количество, переносишь на бумагу и оставляешь первый мазок. Это целый ритуал!

Каждую осень мы собираем желтые, красные, рыжие листья, лепестки цветов: роз, тюльпанов. Лепестки и листья натуральны, вкусно пахнут, невесомы, приятны на ощупь. Дети с удовольствием окунают листья в краску и оставляют на мольберте красочные неповторимые оттиски.

Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется).

Это изображение на целлофане, которое переносится на бумагу или стекло. На гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки, или ватной палочкой, или пальцем (не надо единообразия). Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на стекло и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на стекле. В такой технике можно делать не весь рисунок, а отдельные его части, дополняя другими художественными приемами.

Виды рисования:

  • обводка,
  • штриховка,
  • дорисовка недостающих деталей, особенно привлекательны задания на одновременное рисование по замыслу.

Берется ватная палочка и окунается в густую краску. Затем нужно поставить ее перпендикулярно к стеклу и начать изображать рисунок точками.

Если ребёнок не хочет рисовать, его можно увлечь собственным примером. Возьмите краску и начинайте рисовать что-нибудь близкое ребёнку. Может, это гараж с машинами, или роботы, или инопланетяне, или прекрасная принцесса и ее дворец. Не сомневайтесь, очень скоро он подсядет к вам и будет с интересом наблюдать, подсказывать, а потом и сам захочет добавить на рисунок что-нибудь свое.

Очень интересно совмещать рисование и аппликацию: ребёнок рисует рисунок, а некоторые детали приклеивает из ткани, ваты, цветной бумаги.

Предложите ребенку нарисовать что-нибудь с натуры, что-то такое, что ему по-настоящему интересно. Например, кошку или любимую игрушку. Такое рисование развивает наблюдательность, учит ребёнка изображать что-либо не как захочется, а чтобы было похоже на оригинал. Для этого нужно правильно передать и форму, и цвет, и пропорции. Для начала рассмотрите игрушку вместе, обращая внимание на характерные детали, а потом пусть ребенок попробует ее изобразить. Не беда, если будет получаться не сразу. Все равно похвалите юного художника, а затем поинтересуйтесь, чем отличается нарисованная игрушка от настоящей. Так ему будет легче заметить свои неточности.

Можно рисовать портреты: автопортрет, глядя на себя в зеркало, портрет друга, или портрет мамы, рассматривая ее фотографию. Вспомните вместе с ребёнком, какие у мамы волосы: длинные или короткие, светлые или темные. Какие глаза, рост. А может ребёнок захочет нарисовать свою подружку или друга?

  • стеклянный мольберт,
  • гуашь синего цвета.
  • Пластиковая тарелочка,
  • влажные салфетки для вытирания пальцев руки,
  • халат.
  1. Обмакнем один палец в синюю краску
  2. Нарисуем капельки дождя, используя краску синего цвета.
  3. Вместе радуемся полученному изображению

1.формировать умения дорисовывать изображения до целостного образа, используя традиционную технику рисования кистью (прием "примакивание", рисование кончиком кисти, рисование волнистых линий);

2. расширять активный и пассивный словарный запас ребенка;

3. развивать желание украсить формы узором.

  • стеклянный мольберт,
  • гуашь желтого, красного, синего, зеленого цвета,
  • пластиковые тарелочки,
  • баночка с водой,
  • влажные салфетки,
  • халат
  • беличьи кисточки № 1, 3;
  • широкие кисти.
  1. Обмакнем ребро ладони в краску или используем кисть для окрашивания его в нужный цвет. Оттиснем отпечаток ребра ладони несколько раз на стекле мольберта
  2. Дорисуем с помощью тонкой кисточки полученное изображение, используя краски красного, зеленого и синего цвета.
  1. развивать навыки ориентирования на вертикальной плоскости, сотрудничества ;
  2. формировать творческую активность.
  • стеклянный мольберт,
  • гуашь,
  • кисти,
  • непроливайка,
  • салфетка,
  • образец рисунка

1.формировать навыки работы в паре, по определенным правилам

2. развивать зрительно - моторную координацию.

  • стеклянный мольберт,
  • гуашь,
  • кисти,
  • стакан непроливайка,
  • салфетка,
  • образец рисунка

Готовые решения для построения образовательного процесса в группах с детьми, имеющими различные ограничения возможностей здоровья. В данном разделе можно найти консультации для педагогов и родителей о каждом из видов ОВЗ.

Готовые проекты, образцы календарно-тематического планирования по разным направлениям работы с особенными детьми. Публикации о проведении педсоветов и семинаров-практикумов для педагогов-дефектологов. Специальные рекомендации от коллег, работающих в группах компенсирующего типа.

Осуществляйте планирование своей деятельности вместе с МААМ.

Содержится в разделах:

Пальчиковая гимнастика для работы с дошкольниками с ОВЗ по темам недель Пальчиковая гимнастика, используемая в работе с дошкольниками с ОВЗ по темам недель Учитель-дефектолог, учитель-логопед: Ярмолюк Анна Юрьевна Златоуст, 2022 год Цель: формировать и развивать речь детей, с включением в непосредственно образовательную и игровую деятельность.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

hello_html_65537f6b.jpg

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

по организации инклюзивного образования

детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

в дошкольных образовательных учреждениях города Шарыпово

Шарыпово, 2016 год

Приоритетное направление Организация инклюзивного образования

Тип проекта: инновационный

Актуальность проекта.

Организация инклюзивного образования в дошкольных образовательных учреждениях обусловлена следующими объективными факторами:

- социальным заказом общества и государства;

- изменением отношения общества к проблеме;

- созданием условий для полного вовлечения ребенка с особенностями развития в жизнь образовательного учреждения;

- необходимостью формирования у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как: взаимное уважение, толерантность, осознание себя частью общества, взаимопомощь, возможность учиться друг у друга.

По данным аналитического отчета ГПМПК на 01.06. 2016 года ДОУ города посещают 270 детей с ограниченными возможностями здоровья: дети с тяжелыми нарушениями речи, слабовидящие, дети с задержкой психического развития, дети с умственной отсталостью, дети с расстройствами аутистического характера.

Обобщение имеющейся педагогической практики организации инклюзивного образования детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями в ДОУ города, предварительная диагностика уровня профессиональной компетентности педагогов дошкольных учреждений города Шарыпово в вопросах организации инклюзивного образования позволили определить следующие приоритетные проблемы.

2. Проблемы, решаемые в ходе реализации проекта:

не определены единые подходы к организации инклюзивного образования детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями в ДОУ города;

недостаточная компетентность педагогов в вопросах применения современных технологий психолого-педагогического сопровождения дошкольников в условиях инклюзивной образовательной практики.

Идея проекта: обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей .

Цель проекта: определение единых подходов к организации инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями в ДОУ города через повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ города в вопросах инклюзивной образовательной практики.

6. Планируемые результаты

7. Критерии результатов

8. Мероприятия

1. И зучить нормативно-правовую базу регионального и федерального уровня и определить единые подходы к организации инклюзивного образования в дошкольных образовательных учреждениях города.

Локальная нормативно-правовая база учреждений приведена в соответствие с действующим законодательством.

Определены единые подходы к организации инклюзивного образования в дошкольных образовательных учреждениях города.

- Положение об организации инклюзивного образования в ДОУ; Дельфин

- Положение о ПМПк ДОУ;

- Положение об организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и ребенка с инвалидностью в ДОУ; - Положение о разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования;

- Положение о разработке и реализации адаптированных образовательных программ для различных категорий детей с ОВЗ; Зол. ключик

- договор с родителями ребенка с ОВЗ;

- Положение о мониторинге качества реализации адаптированных образовательных программ для различных категорий детей с ОВЗ. Сказка

Семинары по разработке ЛНПА, заседания ГТГ

2. Организовать методическое сопровождение педагогов по вопросам инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

1. Создана система методического и психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования в ДОУ:

- определены направления, разработан план мероприятий методического сопровождения педагогов в вопросах инклюзивного образования .

2. Сформированы представления педагогов ДОУ об особенностях и разнообразии педагогических форм и методов работы в рамках инклюзивного образования.

3. Разработаны методические рекомендации по использованию разнообразных организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося с ОВЗ.

4. Подготовлен примерный перечень учебно-методических пособий с указанием ссылок на возможные места их приобретения.

1.Разработаны и реализуются: -АОП и ИОМ для детей с различными категориями ОВЗ в соответствии с ФГОС ДО;

- программы семинаров, тренингов, педагогических мастерских, мастер-классов, открытых мероприятий.

2. Наличие рекомендаций (буклетов, методичек, перечня учебно-методических пособий )

3. Наличие положительной динамики развития детей с ОВЗ.

Семинары, тренинги, работа педагогических мастерских, мастер-классы, проведение открытых мероприятий педагогами ДОУ.

3. Представление участниками сетевого взаимодействия опыта работы по организации инклюзивного образования в ДОУ города Шарыпово.

Наличие публикаций, выступлений на научно – практических конференциях, семинарах и др.

Предъявление опыта работы педагогов и специалистов ДОУ в вопросах инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на различных уровнях

Субъекты проекта: педагоги ДОУ города, заместители заведующих по воспитательно – методической работе, заведующие ДОУ, специалисты Управления образованием и ИМЦ РО.

Критерии реализации проекта.

Опыт, полученный в ходе реализации проекта использован дошкольными образовательными учреждениями

заинтересованность социальных партнеров,

удовлетворенность родителей (законных представителей) услугами, предоставляемыми ДОУ

Разработаны примерные адаптированные образовательные программы для всех категорий обучающихся с ОВЗ

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ города в вопросах инклюзивного образования не менее, чем на 30%

100% удовлетворенность участников целевой группы проекта (через опрос-анкету) результатами проектной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие, его значение трудно переоценить. И, если ребенок не получит, по каким-либо причинам, способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира

Восприятие мира ребенком идет через чувства и ощущения. А восприятие ребенка с ОВЗ иное! Проявляется это в том, что особые дети затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе. Кроме того, они испытывают затруднения при необходимости узнать предметы на контурных или схематических изображениях, особенно если они перечёркнуты или перекрывают друг друга. Такие дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию и т.д.Основные задачи формирования восприятия необходимо интегрировать с задачами развития речи, движений, игровых умений.

Предложенный материал можно использовать вариативно, конкретизировать его, дополнять задачи, приемы взаимодействия с детьми.

(развитие мелкой моторики рук)

«Истоки способностей и дарований

детей – на кончиках их пальцев.

Чем больше уверенности в движениях

детской руки, тем тоньше взаимодействие руки

с орудием труда, сложнее движения,

ярче творческая стихия детского разума.

А чем больше мастерства в детской руке, тем

В.А. Сухомлинский

Актуальность

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику, но просто делать упражнения малышу будет скучно, а тем более ребенку с ОВЗ, здесь необходимо обратить внимание в разнообразные и полезные игры. Вместе с развитием мелкой моторики развиваются речь, память, внимание, а также словарный запас малыша.

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики, тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь.

Можно и главное, необходимо развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей с ОВЗ, организуя развивающие игры для детей при помощи обычных предметов обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой: пуговицы, крышки, крупа, бельевые прищепки, бумага, и т.д. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна!

Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка с ОВЗ. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.

Совместная деятельность по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Читайте также: