Барьеры педагогического общения кратко

Обновлено: 02.07.2024

Педагогическое общение – это вид межличностного взаимодействия педагога и обучающегося, в процессе которого происходит становление личности и усвоение знаний.

Под барьерами педагогического общения понимают трудности, возникающие в процессе передачи информации от педагога к учащемуся.

Сущностью явления считается возникновение психологического препятствия, нарушающего ход учебного процесса. К причинам явления относят:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • слабое владение учебной информацией со стороны учителя;
  • эмоциональное напряжение, связанное с неуверенностью педагога;
  • противоречие между знанием и его принятием со стороны ученика;
  • негативная реакция на низкую оценку достигнутых результатов.

От наличия или отсутствия барьеров зависит адекватность восприятия учениками передаваемых знаний, их активность или пассивность в ходе учебного процесса. Транслируемая информация может искажаться, терять первоначальный смысл или вовсе теряться.

Основные виды барьеров в педагогическом общении

Все барьеры в педагогическом общении можно условно разделить на две категории. Стандартная классификация включает:

  1. Проблемы с коммуникацией.
  2. Трудности психологической природы.

При этом один барьер может относиться к одной из категорий или обладать основными характеристиками обеих.

Основы классификации, понятия основных видов барьеров педагогического общения были определены советским педагогом, бывшим ректором Чечено-Ингушского государственного университета Виктором Абрамовичем Кан-Каликом.

К наиболее распространенным видам в педагогике относят:

  • боязнь класса, группы, любого детского коллектива;
  • отсутствие взаимодействия с детьми, отстраненная подача материала;
  • сужение функционала общения, выстраивание официальных взаимоотношений исключительно в учебном поле;
  • предвзятое отрицательное отношение педагога к детскому коллективу, основанное на отзывах коллег, изначально негативная установка;
  • опыт неудач в прошлой педагогической деятельности;
  • несовпадение установок учителя и учеников, вызывающее гнев, раздражение;
  • боязнь ошибиться, показаться некомпетентным.

Для молодых, только начинающих свой педагогический путь учителей характерно подражание более опытным коллегам. Эта тенденция тоже может послужить причиной возникновения барьера между преподавателем и его воспитанниками, так как механический перенос стиля другого человека выглядит неестественным.

Способы преодоления, основные рекомендации

Способы преодоления хорошо известны психологам, занимающимся проблемами начинающих педагогов. Их рекомендации предполагают:

  • необходимость доминирования разума над охватывающими в момент затруднения эмоциями;
  • использование разнообразных форм общения в соответствии со спецификой детского коллектива, с учетом возраста;
  • индивидуальный подход к каждому ученику;
  • осознание значимости, важности педагогического общения в становлении личности ребенка;
  • недопустимость демонстрации раздражения, гнева, недовольства даже при возникновении конфликтов, управление эмоциями;
  • ориентация на позитивные качества детей;
  • уважительное отношение к личности каждого воспитанника;
  • способность оценивать процесс обучения со стороны ребенка.

Важным условием успеха является способность учителя исключать вертикаль общения, когда педагог, демонстрируя свое превосходство, ставит себя выше учеников.

Меры профилактики психологических затруднений

Особенность психологических затруднений состоит в том, что они возникают незаметно для человека и поэтому на первых этапах часто остаются незамеченными. Здесь важен взгляд со стороны, оценка коллег, руководителей.

В качестве профилактики специалисты рекомендуют следующие меры:

  • изучение основных понятий и процессов конфликтологии;
  • ознакомление с примерами решения затруднительных ситуаций на практике;
  • овладение эффективными инструментами гашения конфликтов;
  • знакомство с техниками самоконтроля, развитие в себе таких черт характера, как терпимость, толерантность, вдумчивость.

Важно, чтобы педагог владел различными приемами привлечения внимания, расположения к себе детей, мог комбинировать их, исходя из особенностей детского коллектива, настроения, эмоциональной обстановки.

Исследования показывают, что наибольшее влияние на педагога оказывает первое впечатление от группы, класса. Исходя из него, он выстраивает свою дальнейшую линию поведения. Однако многие психологи считают это неправильным. Более профессиональная схема подразумевает длительное наблюдение, анализ, постоянную коррекцию педагогической деятельности в соответствии с результатами, выводами.

Педагогическое общение - специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе.

Сущность барьеров в педагогическом общении и причины их возникновения

Педагогическое общение является важной составляющей педагогического процесса. Для организации эффективного педагогического общения, педагог должен обладать необходимой системой коммуникативных навыков и умений, а также социально-психологической компетенцией. Довольно часто, при организации педагогического общения возникают трудности, которые называют барьерами.

Возникновение барьеров педагогического общения связано в первую очередь с тем, что педагог – это, прежде всего, человек, который как элемент коммуникации обладает определенными психологическими особенностями и внутренними индивидуальностями.

Адекватность восприятия и передачи учебной информации во многом зависит от наличия или отсутствия барьеров в педагогическом общении. В том случае, если имеются барьеры, то передаваемая педагогом информация может быть искажена, потерян ее первоначальный смысл, а в ряде случаев она и вовсе может не дойти до учащихся.

Барьеры педагогического общения – это ряд факторов, которые являются причинами конфликтов в общении или способствуют их возникновению.

По своей природе барьер в педагогическом общении – это своеобразное психологическое препятствие адекватной передачи учебной информации от педагога к детям.

Основными причинами возникновения барьеров в педагогическом общении являются:

  1. Возникновение в процессе общения отрицательной эмоциогенной ситуации, которая негативно сказывается на эмоциональном и психологическом состоянии педагога.
  2. Затруднения у педагога в действиях с предметом познания. В случае если педагог слабо владеет необходимой учебной информацией, то возникает эмоциональное напряжение в процессе педагогического общения.
  3. Возникновение противоречий между достигнутым знанием и его принятием со стороны ученика. В том случае, если переданная учебная информация воспринимается и понимается учащимися, но при этом в силу разных причин они отказываются принимать это знание.
  4. Отрицательная реакция на негативную оценку достигнутого результата.

Готовые работы на аналогичную тему

Основные виды барьеров педагогического общения

По своей природе барьеры общения принято разделять на два основных вида:

  • Коммуникативные барьеры общения – возникают в том случае, когда собеседники не понимают и не воспринимают речь друга, в силу различных причин.
  • Психологические барьеры – возникают, когда собеседники не могут понять друг друга в силу различных психологических проблем. Например, негативное первое впечатление, стеснение и т.д.

Барьеры педагогического общения имеют психологическую природу. Речь педагога не может быть искажена или не понятна детям, потому что к кандидатуре педагога предъявляются определенные требования и изначально к чистоте речи предъявляются высокие требования.

Принято выделять следующие виды барьеров педагогического общения:

Способы преодоления барьеров в педагогическом общении

Для предупреждения и преодоления барьеров в педагогическом общении необходимо придерживаться следующих правил:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из важных механизмов всех межличностных процессов является психологический контакт. В данной статье рассмотрены методы и средства формирования данного психологического ампекта, для исключения возможных конфликтных ситуаций.

Известно, что в последнее время педагогическое общение и его особенности стали приоритетной проблемой. Это вызвано тем, что именно в условиях вуза происходит передача профессионального опыта и профессиональных знаний, умений и навыков, обучение навыкам взаимодействия с другими людьми, и освоение общечеловеческих ценностей, образцов и норм поведения в обществе.

Одним из важных механизмов всех межличностных процессов является психологический контакт. Он осуществляет замыкание между отдельными звеньями, составляющими процессы общения, взаимодействия и установления взаимоприемлемых межличностных отношений.

Педагогическое общение изучалось многими исследователями (А.А. Бодалев, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.А. Кан-Калик, Н.Н. Обозов, А.В. Мудрик и др.). Проблемам в общении посвящены работы Е.В. Цукановой, И.М. Юсупова, В.Н. Куницына и др.

"Барьер" общения - это явление субъективной природы, возникающее в объективно сложившейся ситуации, сигналом появления которого являются острые отрицательные эмоциональные переживания, сопровождающиеся нервно-психическим напряжением и препятствующие процессу взаимодействия.

Барьер общения - психическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности субъекта, что препятствует выполнению им тех или иных действий. Барьер состоит в усилении отрицательных переживаний и установок - стыда, чувства вины, страха, тревоги, низкой самооценки, ассоциированных с задачей.

Установка - это стереотипная готовность действовать в соответствующей ситуации определенным образом. Эта готовность к стереотипному поведению возникает на основе прошлого опыта. Установки являются неосознанной основой поведенческих актов, в которых не осознается ни цель действия, ни потребность, ради которого оно совершается. Существует теория Э. Берна, которая рассказывает о стереотипах (часть из которых становится психологическими барьерами) заложенных в человеке еще с самого раннего детства.

Личностный аспект является определяющим в классификации "барьеров" основанной на положениях психологии отношений В.Н.Мясищева.

1) "барьеры" отражения - это барьеры, которые возникают в результате искаженного восприятия:

- себя (неадекватная самооценка);

- партнера (приписывание не присущих ему свойств, способностей);

- ситуации (неадекватная оценка значимости ситуации);

2) "барьер" отношения - это барьеры, возникающие в результате неадекватного отношения:

- к себе (неудовлетворенность своим ролевым статусом);

- к партнеру (чувство антипатии, неприязни к партнеру);

- к ситуации (негативное отношение к ситуации);

3) "барьеры" обращения как специфической формы отношения. Эти "барьеры" возникают:

- при формах обращения, которые ведут к кооперации, сотрудничеству и т.д. (комплименты, похвала, какие-либо поощрительные жесты и т.п.);

- при формах обращения ведущих к непродуктивному общению (повышенный тон голоса, невербальные средства, используемые в конфликтных ситуациях, оскорбительные выражения и т. п.).

Изучение проблемы "барьеров" общения в контексте личностного подхода позволяет говорить о схеме выхода из ситуации "барьера", где главным является принцип взаимоотношений ведущих к сотрудничеству и взаимопониманию с учетом индивидуально-психологических особенностей партнеров по общению. Барьеры общения многогранны, разнообразны и требуют определённого разрешения.

Также выделяют следующие барьеры общения:

· коммуникативные барьеры (когда человек не понимает речи собеседника по тем или иным причинам, например, если речь искажена или люди беседуют на разных языках);

· психологические барьеры (например, если люди не понимают друг друга из-за разницы в возрасте или "первое впечатление" оказало слишком сильное влияние).

От чего же зависит адекватность восприятия учебной информации? Можно назвать ряд причин, важнейшей из которых является наличие или отсутствие в процессе коммуникативных барьеров. В самом общем смысле коммуникативный барьер - это психологическое препятствие на пути адекватной передачи учебной информации между участниками педагогического процесса. В случае возникновения барьера учебная информация искажается или теряет изначальный смысл.

Вот некоторые, наиболее типичные затруднения, выявленные В.А. Кан-Каликом:

Итак, мы выяснили, что педагогическое общение - специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе.

Сущность барьеров в педагогическом общении и причины их возникновения

Педагогическое общение является важной составляющей педагогического процесса. Для организации эффективного педагогического общения, педагог должен обладать необходимой системой коммуникативных навыков и умений, а также социально-психологической компетенцией.

Довольно часто, при организации педагогического общения возникают трудности, которые называют барьерами. Возникновение барьеров педагогического общения связано в первую очередь с тем, что педагог – это, прежде всего, человек, который как элемент коммуникации обладает определенными психологическими особенностями и внутренними индивидуальностями.

Адекватность восприятия и передачи учебной информации во многом зависит от наличия или отсутствия барьеров в педагогическом общении. В том случае, если имеются барьеры, то передаваемая педагогом информация может быть искажена, потерян ее первоначальный смысл, а в ряде случаев она и вовсе может не дойти до учащихся.

Барьеры педагогического общения – это ряд факторов, которые являются причинами конфликтов в общении или способствуют их возникновению. По своей природе барьер в педагогическом общении – это своеобразное психологическое препятствие адекватной передачи учебной информации от педагога к детям.

Основными причинами возникновения барьеров в педагогическом общении являются:

Возникновение в процессе общения отрицательной эмоциогенной ситуации, которая негативно сказывается на эмоциональном и психологическом состоянии педагога.

Затруднения у педагога в действиях с предметом познания. В случае если педагог слабо владеет необходимой учебной информацией, то возникает эмоциональное напряжение в процессе педагогического общения.

Возникновение противоречий между достигнутым знанием и его принятием со стороны ученика. В том случае, если переданная учебная информация воспринимается и понимается учащимися, но при этом в силу разных причин они отказываются принимать это знание.

Отрицательная реакция на негативную оценку достигнутого результата.

Основные виды барьеров педагогического общения

По своей природе барьеры общения принято разделять на два основных вида:

Коммуникативные барьеры общения – возникают в том случае, когда собеседники не понимают и не воспринимают речь друга, в силу различных причин.

Психологические барьеры – возникают, когда собеседники не могут понять друг друга в силу различных психологических проблем. Например, негативное первое впечатление, стеснение и т.д.

Барьеры педагогического общения имеют психологическую природу. Речь педагога не может быть искажена или не понятна детям, потому что к кандидатуре педагога предъявляются определенные требования и изначально к чистоте речи предъявляются высокие требования.

Принято выделять следующие виды барьеров педагогического общения:

Барьер боязни детского коллектива (класса, группы). Данный барьер характерен для начинающих педагогов, которые хорошо владеют учебным материалом, но их пугает сама мысль контакта с детьми.

Барьер сужения функций общения. Состоит в том, что педагог сводит процесс общения с детьми исключительно к темам обучения и совершенно упускает из вида значимость социально-личностной функции педагогического общения.

Барьер негативной установки на детский коллектив. Данный барьер может сформироваться у педагога заочно, до того как он познакомиться с детьми. На формирование мнения влияют отзывы других педагогов, которые имели неудачный опыт взаимодействия с классом (группой).

Барьер прошлого негативного опыта основан на том, что педагог ранее не смог выстроить эффективные взаимоотношения с детьми, и настроен уже на то, что у него не получится и далее установить контакт с каким-либо детским коллективом.

Барьер несовпадения установок, основан на том, что педагог приходит в детский коллектив с интересным замыслом, а дети воспринимают его равнодушно. Такое отношение вызывает у педагога гнев или раздражение.

Барьер боязни педагогических ошибок заключается в том, что педагог боится опоздать на урок, оговориться, показаться глупым, не уложиться во время занятия и т.д.

Барьер подражания основан на том, что молодой педагог еще не выработал собственную установку поведения, и он подражает манерам другого педагога. Механический перенос чужого стиля общения на собственную педагогическую индивидуальность невозможен.

Способы преодоления барьеров в педагогическом общении

Для предупреждения и преодоления барьеров в педагогическом общении необходимо придерживаться следующих правил:

При организации процесса педагогического общения необходимо чтобы разум доминировал над эмоциями.

Использовать многообразие видов и форм общения. Это же касается и установлению взаимоотношений с детьми, следует подбирать к каждому свой индивидуальный подход.

Осознавать значимость педагогического общения, не только как основного фактора передачи знаний и умений, но и как фактора развития и становления личности ребенка.

Не допускать в процесс общения отрицательных эмоций – гнев, раздражение, недовольство и т.д.

Педагогу необходимо уметь держать свои эмоции под контролем.

Ориентироваться на положительные качества детей при выстраивании взаимоотношений с ними. Это обяжет быть их лучше и соответственно уважительно относится к педагогу, дорожить его расположением, стремиться к общению.

Подводя итог, можно сделать следующие выводы:

Вообще, трудность преодоления психологических барьеров в общении определяется тем, что психологические барьеры в общении возникают незаметно и первое время могут не осознаваться учителем. Процесс преодоления психологических барьеров строго индивидуален, но в нем существуют общие моменты, и нужно стараться преодолевать данные барьеры.

Трудности в общении могут выполнять две положительные функции: 1) индикаторную (заставляет учителя осознать проблему средств и способов общения, когда они не устраивают его учеников); 2) стимулирующую (мобилизует учителя на преодоление трудностей и приобретение опыта). Трудности могут играть и другую, негативную роль: 1) тормозящую (замедляют достижение положительного результата); 2) разрушительную (приводят к остановке или распаду деятельности).

Трудности, связанные со статусной ролью, обычно мало осознаются. Они несут на себе печать семейного воспитания и отражают особенности ролевого статуса и статуса учебного заведения, региона или города.

Барьеры педагогического общения - Профессиональная подготовка педагога

Профессиональная подготовка педагога

Деятельность учителя не случайно стала объектом рассмотрения в психологии образования, она является ориентиром для изменения психических характеристик ребенка в образовательных организациях. У учителя есть много возможностей влиять на будущее опосредованно — через своих учеников.

В современных условиях конкурентным ресурсом учителя являются не столько специальные знания, владение информацией, освоенные технологии обучения и воспитания, сколько общая и профессиональная педагогическая культура, обеспечивающая развитие личности, выход за пределы нормативной деятельности, способность создавать и передавать ценности.

Долгое время педагогическая подготовка рассматривалась как совокупность норм и правил, регулирующих деятельность педагога, проявление его такта, воспитания. Несомненно, это важные и необходимые характеристики педагогической подготовки, но они не отражают исследуемое явление во всей его противоречивости и многообразии структурно-функциональных компонентов. При таком описательном подходе есть риск положиться на эмпиризм и переоценить роль практики и опыта в педагогических исследованиях.

Творческий характер педагогической деятельности, определяющий особый стиль мыслительной деятельности учителя, связанный с новизной и значимостью ее результатов, вызывает сложный синтез всех психических сфер (когнитивной, эмоциональной, волевой и мотивационной) личности учителя. Особое место в ней занимает развитая потребность в творчестве, которая воплощается в специфических способностях и их проявлении.

Одной из таких способностей является интегративная и высокодифференцированная способность педагогического мышления. Способность педагогического мышления, дивергентного по своей природе и содержанию, позволяет учителю активно преобразовывать педагогическую информацию, выходящую за временные параметры педагогической реальности. Развитый интеллект позволяет учителю знать и понимать не только отдельные факты и явления, но и педагогические идеи, теории обучения и воспитания учащихся.

Рефлексивность, гуманизм, ориентация на будущее и четкое понимание необходимых средств для профессионального самосовершенствования и развития личности ученика — характерные черты интеллектуальной компетентности учителя. Развитое педагогическое мышление преломляет знания и способы деятельности через призму собственного индивидуального профессионально-педагогического опыта и помогает найти личностный смысл профессиональной деятельности.

Личностный смысл профессиональной деятельности требует от педагога высокого уровня активности, умения управлять, регулировать свое поведение в соответствии с возникшими или специально поставленными задачами. Саморегуляция как волевое проявление личности раскрывает природу и механизм таких профессиональных качеств личности, как инициативность, самостоятельность, ответственность и др.

Учитель как часть целостного педагогического процесса выполняет следующие функции:

  • Функция лидера, организатора (организует и направляет педагогическую деятельность).
  • Адаптивная функция (помогает детям адаптироваться и реализовывать свои навыки в изменяющихся условиях).
  • Функция преобразования образовательного объекта в субъект.
  • Преобразование социально значимого содержания в акт индивидуального познания (рефлексия знаний ученика).

Стили и модели педагогического общения

Выделяют следующие виды педагогического общения (по В. А. Кан-Калику):

1) общение на основе высоких профессиональных установок учителя, его отношение к педагогической деятельности в целом.

2) Общение на основе дружеского отношения. Оно подразумевает энтузиазм по отношению к общему делу.

3) Коммуникативная дистанция относится к наиболее распространенному типу педагогического общения. При этом взаимные отношения постоянно отслеживают дистанцию во всех сферах.

4) Подавление общения, негативная форма общения, которая является антигуманной и выявляет педагогическую несостоятельность учителя.

5) Общение — флирт, характерный для молодых преподавателей, стремящихся к популярности.

Модели педагогического общения

Среди классификаций стилей педагогического общения, разработанных за рубежом в последние годы, интерес представляет типология профессиональных позиций учителей, предложенная М. Таленом. Тален.

M. Тален указывает на основу типологии: выбор педагогом роли, основанный на его собственных потребностях, а не на потребностях учеников.

Барьеры в педагогическом общении:

  • Эффект ореола — влияние общего впечатления о другом человеке на восприятие и оценку частных качеств и проявлений его личности;
  • Эффект инерции — тенденция к сохранению однажды созданного образа человека.
  • Эффект последовательности — влияние на восприятие последовательности информации о человеке;
  • Эффект имплицитной теории личности — рассмотрение конкретного человека через призму имплицитных представлений о том, каким, по мнению воспринимающего, должен быть человек
  • Суждение о другом человеке по аналогии с собой — обычно бессознательный перенос черт, опыта и т.д. на других;
  • Эффект стереотипизации — наложение стереотипа, обобщенного образа класса, группы, категории людей на восприятие отдельного человека;
  • Предвзятость внутреннего несоответствия — тенденция восприятия подавлять все аспекты образа воспринимаемого человека, которые противоречат существующему представлению о нем
  • Влияние личностных особенностей воспринимающего — влияние на социальную перцепцию воспринимающего на уровне когнитивной сложности, уровня правомочности получателя, самооценки, общительности и т.д.

Виды барьеров педагогического общения

  • Стереотипное мышление;
  • предвзятые мнения;
  • Заблуждения;
  • Отсутствие внимания и интереса;
  • Неумение обращать внимание на факты;
  • Барьер страха;
  • барьер страданий;
  • барьер плохого настроения;
  • Барьер презрения;
  • Барьер отсутствия понимания важности общения;
  • Языковой барьер.
  • Барьеры в физической среде;
  • барьеры физического состояния.
  • Организационно-психологические барьеры;
  • Когнитивно-психологические барьеры;
  • Сенсорно-рецепторные барьеры;
  • психомоторные барьеры;
  • психосоциальные барьеры.

От чего зависит адекватность восприятия образовательной информации? Можно назвать ряд причин, самой важной из которых является наличие или отсутствие коммуникативных барьеров в процессе. В самом общем смысле коммуникативный барьер — это психологическое препятствие, которое стоит на пути адекватной передачи учебной информации между участниками образовательного процесса. В случае барьера учебная информация искажается или теряет свой первоначальный смысл.

Вот некоторые из наиболее типичных трудностей, выявленных В.А. Кан-Каликом:

Проблема педагогических конфликтов и способы их предотвращения. Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — это столкновение противоположных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Конфликт может быть скрытым или открытым, но в своей основе он всегда связан с отсутствием согласия.

Причины конфликтов в сфере образования. Конфликты между учителем и учеником могут иметь самые разные причины.

В целом, эти причины схожи для любого межличностного конфликта:

  • Противоположные социально-ролевые позиции, цели, интересы;
  • психологическая несовместимость;
  • Наличие внутренних конфликтов;
  • отсутствие культуры общения и т.д.

Однако на практике, в процессе поиска эффективных способов разрешения конфликтных ситуаций в образовательном процессе, полезно уточнить эти причины и рассмотреть их в контексте педагогической деятельности.

Причины возникновения педагогических конфликтов

С.Ю. Темина перечисляет следующие объективные и субъективные причины педагогических конфликтов.

1)Объективные причины педагогических конфликтов:

2) Субъективные причины включают:

Конфликтная ситуация — это ситуация, в которой участники (оппоненты) отстаивают свои цели, интересы и предмет конфликта, с которыми не согласны другие.

Среди потенциально конфликтных педагогических ситуаций можно выделить ситуации деятельности, поведения и отношений.

Деятельностные ситуации могут возникать в связи с выполнением студентом конкретных заданий, успеваемостью, учебой и внеклассными мероприятиями.

Поведенческие ситуации обычно возникают в связи с нарушениями правил поведения.

Ситуации взаимоотношений возникают тогда, когда в процесс общения или деятельности вовлекаются эмоции и интересы учеников и учителей.

Выделяют следующие основные типы образовательных конфликтов:

  • Конфликт между студентом и студентом. Большинство конфликтов между студентами возникает из-за претензий на лидерство в малых группах.
  • Конфликт между студентом и преподавателем. Межличностные конфликты между учениками и учителями возникают, когда позиции учителя и ученика противоположны.
  • Конфликт между учителем и преподавателем. Конфликтные ситуации среди учителей возникают не только из-за особенностей темперамента и характера, но и в случаях низкого уровня развития личности.

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: