Почему нельзя считать на пальцах рук в школе

Обновлено: 05.07.2024

Не знаю, поможет ли это, но однажды у меня была подобная тема с коллегой - математиком.
Она сказала:
А никто в уме не считает 4 плюс 5. Все просто помнят, что это девять.
И 9 плюс 7 никто не считает - все знают , что это 16. Запоминают.
Никто из взрослых в уме не отнимает от 25 например 6 - все знают, что это 19.

Краткий разговор был, в столовой, на переменке, но я поняла, что мы просто запоминаем какие-то арифметические результаты на всю жизнь. Никто в уме счетными палочками же не действует.

Может тому ученику просто надо больше заниматься уроками?
чтобы набить голову такой вот нужной арифметической элементарщиной?
я не советую, я не учитель начальных классов и не математик.


это про кого?
про Гальперина?
у меня нет тоже пединститута. есть вот геофак универа - педагогика там не преподавалась, если не считать "методики преподавания геогр" сроком в полгода (семестр) и потом не экзамен , а просто зачёт был.

Знаете, как правильно 20 разделить на 2?
Надо нарисовать 20 точек по прямой, затем листочек перегнуть пополам. В полученной серединке поставить черточку. Посчитать, сколько точек до черточки.


А если это дискалькулия, то традиционная система преподавания бессильна.
При дислексии ребенок не может читать, при дисграфии - грамотно писать -- выходит тоже не научили в начальной школе?
Проморгали, а скорее даже проигнорировали. Не любят у нас дислектиков, не понимают, и не пытаются понять.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Математика от 2 до 9 лет: Вредно ли считать на пальцах?

Математика ― это что-то сродни искусству телепатии. К такому выводу приходят некоторые начинающие школьники. Потому что надо внимательно посмотреть в лицо учителю и угадать: что здесь нужно сделать; это задача на сложение или вычитание? Зачастую дети просто не понимают, откуда все остальные знают ответ.

Математика ― это НЕ сплошные примерчики и прописи с цифрами.

Математика ― это интересно.

Мы можем показать детям, что в нее можно играть, играть весело и познавательно. И для этого необязательно усаживаться за парты и, тем более, дожидаться школы:)

По традиции приглашаем вас пройти по следам той лекции. В конце статьи вас ждут три увлекательные игры в математику, которые можно организовать на ходу. Или на лету:)

_______________________

Считать на пальцах вредно?

О последовательности в освоении математики

Я уверена, что надо сначала научиться считать правильно, не сбиваясь, ― на пальцах, на счетных палочках, на любом счетном материале. Если нет счетного материала, значит, на пальцах.

Не стремитесь побыстрее перейти к цифрам и примерам, а как можно больше считайте все, что можно потрогать, прикоснуться пальчиком.

Давайте вспомним, как дети считают на пальцах.

Например, нужно сложить 4 и 3.

Вот ребенок берет 4 пальца, добавляет 3, а руки-то уже заняты. И начинает пересчитывать: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь. Отлично. Получилось.

А теперь если попросим:

Ага, пять плюс два (смотрит на руки, думает). Тут обычно мама не выдерживает:

― Подожди, на этой-то руке у тебя пять пальцев, ты же знаешь, что их пять.

Ребенок начинает считать:

― Ага. Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь.

Родителям бывает сложно понять, зачем пересчитывать пять пальцев, когда ребенок точно знает, что на руке их ровно пять.

Дело в том, что ребенок умеет считать их только по порядку. Он может начать только с единицы ― тогда будет уверен, что результат правильный. А если начнет считать не с одного, а с пяти (пять, шесть, семь), то не будет уверен в правильности ответа.

Поэтому для ребенка нормально довольно долгое время начинать считать именно с единицы.

Экспресс-тест для взрослых:)

Думаете, вы сами по-другому общаетесь с числами? На самом деле у нас тоже в голове есть информация, которая хранится аудиально ― как длинный список.

Точно так же у многих детей хранится информация о числах. Она есть ― доступа к ней нет. Точнее, доступ к ней есть, но только последовательный, только когда считаешь от единицы.

Это точно такой же способ хранения аудиальной информации. Вы тоже им пользуетесь. И не только когда вспоминаете алфавит:)

У детей этап хранения информации о числах в виде такого звукового файла бывает довольно долгим, И у всех он протекает по-разному: кто-то разбирается и получает доступ к каждому числу отдельно в 4 года, а кто-то − в 7 или позже.

А как же таблица сложения?

Таблицу сложения, которую сейчас задают в начальной школе, не нужно заучивать, как текст.

Ребенку важно пощупать, что 2+4 и 4+2 дадут одинаковый результат.

Ему не надо учить наизусть 4+2=6.

Потому что очень часто эти выученные слова у ребенка не соотносятся с предметами, умение подряд произнести все цифры совсем не соотносится с умением считать. Это может быть просто словесный навык.

Мы можем дать ребенку, скажем, 4 кубика одного цвета и 2 другого. И он не увидит в этом 4+2. На просьбу посчитать, сколько всего кубиков, он пальчиком водит: один, два, три, четыре, пять, шесть.

Когда детей учат составу числа – например, 4+2, − в некоторых случаях ребенок может выучить 4+2, но не понимать, что это 4+1+1. И когда он встречает 4+1+1, он теряется, потому что этого не проходил.

Если бы выученное 4+2 помогало, было бы прекрасно, но это не работает. А работает как раз счет на пальцах, счет на кубиках – на любых предметах, которые можно потрогать.

Есть замечательная идея: если безобразие невозможно прекратить, то его нужно возглавить.

Если дети все равно считают на пальцах, то надо просто придумать много разных осмысленных занятий, во время которых они будут это делать.

А вот и несколько игр на осмысленный счет и сопоставление

Мы можем озвучить задачу для ребенка так:

― Покажи мне, пожалуйста, пять пальцев.

Ребенок показывает сразу всю ладошку.

― Хорошо, а можешь на двух руках показать пять пальцев?

Ребенок показывает сразу две ладошки. Продолжаем:

― Нет, это уже 10 пальцев. А ты мне покажи пять пальцев, но только используй две руки.

― О, могу! Вот тут 4 и еще вот тут 1.

― Хорошо, а есть другой способ?

― Нет, я другого не знаю.

― Ладно. А попробуй еще по-хитрому показать.

Он пробует, рассматривает пальцы, шевелит ими, потом в конце концов додумывается: тут три и еще два.

По сути, это тот же самый состав числа, который нам всем советовали выучить. Но надо не выучить, надо пощупать. И пощупать можно как раз на пальцах.

Мы показываем сколько-то пальцев на руке. Ребенок должен их пересчитать и показать на один больше. Или меньше. Или не на 1, а на 2, 3 и т. д.

Если мы играем с несколькими детьми, то могут быть разные задания: например, девочки плюсуют один, а мальчики отнимают.

Это уже совершенно другая задача. И несмотря на то, что мы по-прежнему все показываем на пальцах, для решения ребенку придется подумать.

Вместо цифры мы произносим:

И дети трижды машут руками, как птички. Ровно три раза.

И видим два раза пятачок. Или как кошка четыре раза умывается.

А теперь усложняем:

Это уже не так просто запомнить. Но все реально:)

Ребенок тренируется в игре выполнять длинную последовательность действий.

Всего три игры. На ходу. Буквально на пальцах.

НО мы не просто взаимодействуем с написанными числами.

А как еще можно играть в математику?

Играть можно не только в математику:)

  • игры на развитие речи и
  • игры на тренировку внимания и памяти.

Вы можете выбрать отдельные лекции. Но мы рекомендуем приобрести полный Цикл.

Как вы уже убедились на примерах, играть увлекательно и полезно можно без подготовки ― на ходу, на лету, на кухне и на прогулке.

Давайте посмотрим, какие ещё этапы проходит ребёнок при формировании навыков счёта, какую роль в этом процессе играют пальцы, и надо ли прятать их под стол.

У Джима Керри 7 пальцев на руке

Это начальный этап освоения счёта. Здесь у малышей появляется способность самостоятельно отличать одиночные предметы от групп предметов. Само представление о том, что одно яблоко отличается от нескольких яблок — важное условие для того, чтобы потом научиться различать 2, 3, 4 и 5 яблок.

Малыш сидит среди яблок.

Настольная игра

Лапочки — эта милая игра знакомит со счётом до пяти и учит определять количество предметов.

2. Навык предметного счёта и кодирования

Как сделать предметный счёт более быстрым и интересным? Предлагать считать в любых ситуациях, когда можно что-то сосчитать.

  • количество точек на кубике;
  • количество ходов, которое совершает фигурка после броска кубика;
  • слово, которое обозначает это количество.

Игральный кубик.

Карты игры

Турбосчёт

3. Представление о числовом ряде и навык порядкового счёта

Чтобы сделать порядковый счёт полезным и осознанным, рекомендуется как можно чаще предлагать ребёнку по порядку посчитать любые предметы и явления, которые выглядят одинаково и / или следуют строго друг за другом:

  • ступеньки по пути домой;
  • шаги от машины до дома;
  • фонарные столбы во время загородной поездки;
  • ягоды клубники, разложенные на столе.

Понять, как устроен числовой ряд, помогает простая игра:

  • Возьмите 10 машинок и пронумеруйте их с помощью стикеров.
  • Расставьте машинки по порядку.
  • Спрячьте одну из машинок и предложите ребёнку назвать, какой машинки не хватает.
  • Поменяйте несколько машинок местами и предложите ребёнку расставить их по порядку.
  • Перемешайте все машинки и предложите ребёнку расставить их по порядку.

Игрушечные машинки стоят в ряд.

Уже на этом этапе органично возникает счёт на пальцах. Ведь ладошки — это подсказка, которая всегда рядом. Глядя на них, ребёнок сопоставляет количество пальцев с числами: сперва до 5, позже — до 10.

Именно поэтому важно чаще предлагать считать всё вокруг. Ведь чем разнообразнее объекты для счёта, тем менее уникальным и ценным инструментом становятся пальцы, и тем реже они используются.

Карты из игры

Трафик-Джем

4. Навык абстрактного счёта

Можно или нет разрешать ребенку считать на пальцах? Этим вопросом задаются многие родители, и мнения по нему разнятся от специалиста к специалисту.


Одни отдают свой голос в пользу подобного счета, и подробно объясняют, как научить считать на пальцах маленького любителя арифметики. Другие, напротив, уверены, что это способ выполнения арифметических действий глубоко порочен и помогают родителям советами, как отучить считать на пальцах малыша, чтобы он мог в будущем постичь не только математические азы, но и более сложные операции с числами. Кто прав? Какой подход верен? Читайте дальше!

Как помочь вашему малышу перейти к более совершенным и быстрым арифметическим методам? Как можно научить считать без пальцев, если к ним уже сформировалась привычка?

Вот несколько рекомендаций:

Наш итоговый совет будет таким: если ваш кроха еще не освоил основы арифметики – не торопитесь помогать ему считать на пальцах.

Читайте также: