Музей как социокультурный институт кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема 2. Становление музея как социокультурного института. Развитие музеев мира

Процесс становления музея как социокультурного института начинается в эпоху Возрождения. Италия переживала этот период во второй половине XIV – конце XVI в., а Западная и Центральная Европа – во второй половине XV – начале XVII столетия.

В эпоху Ренессанса происходил бурный расцвет коллекционирования, основным объектом которого выступало античное наследие. Родиной европейского коллекционирования по праву считается Италия, где уже в начале XV столетия предметы старины и произведения искусства стали собирать правители и патриции многих итальянских городов (Медичи во Флоренции, Гонзага в Мантуе).

Как галерея статуй изначально создавалась во Флоренции и знаменитая галерея Уффици (с итал. Ufficio – учреждение, канцелярия). Основал ее банкирский род Медичи, правивший городом почти 300 лет, и все его представители вносили свою лепту в преумножение художественных сокровищ династии. Уже к середине XVI в. эта династия собрала значительную коллекцию. В нее входило все, что имело художественную, историческую и научную ценность. По этой причине Уффици первоначально представляла собой художественную галерею и кунсткамеру.

Условной датой основания музея считается 1575 г., хотя строительство здания для коллекции началось в 1560 г. под руководством Д. Вазари. Здание получилось огромным, поскольку включило существовавшие на этом месте более ранние постройки.

Спустя несколько лет в Уффици появились небольшие залы для развески части живописной коллекции Медичи, помещение для научных приборов, залы с древним и современным оружием, а также восьмиугольный зал – Трибуна, предназначавшийся для экспонирования самых ценных экземпляров собрания.

В 1591 г. произошло одно из главных событий в истории зарождавшегося музея: его собрания открыли для посетителей из высших кругов общества.

В дальнейшем собрание Уффици пополнялось произведениями искусства, которые присылали представители династии, жившие за пределами Флоренции (французские королевы Екатерина и Мария Медичи). В музей также стали привозить произведения из церквей и монастырей.

В 1737 г. после смерти последнего представителя династии галерея перешла Флоренции и стала общедоступным музеем.

В Уффици вырабатывались принципы описания коллекций, этикетажа, построения экспозиций. Так, в 1759 г. появился первый путеводитель по музею. С 1795 г. рядом с полотнами впервые стали помещать надписи с именами художников. Кроме того, в галерее соорудили стеклянную крышу, чтобы в помещения проникал естественный свет.

В XIX в., в связи с огромным количеством экспонатов, было решено отделить большую часть античного собрания и ювелирных изделий, научных приборов и оружия и создать на их основе новые музеи. Уффици стала художественной галереей, в которой экспонируются преимущественно полотна выдающихся художников, а статуи и произведения декоративно-прикладного искусства им сопутствуют.

В эпоху Ренессанса началось возрождение истории как науки. История заняла важное место в системе гуманитарного знания. Особое значение в ней стало придаваться осмыслению деятельности великих и сильных личностей. Появился интерес к мемориальным предметам и изображениям выдающихся людей.

Развитию коллекционирования способствовали Великие географические открытия XV – XVI вв. Экзотические одежда, оружие, посуда, а также образцы флоры и фауны стали оседать в собраниях коллекционеров. Зарождающееся естествознание требовало изучения окружающего мира, для чего были необходимы естественнонаучные образцы.

Рубеж XVI – XVII вв. позволяет зафиксировать формирование музейной потребности, стремление общества к публичности известных собраний. В эту эпоху демонстрация накопленных сокровищ считалась одним из обязательных проявлений абсолютной власти. Частные коллекции приобретали публичную известность, служили предметом гордости не только их владельцев, но и их сограждан. Именно в этот период формируется представление о том, что потеря такой коллекции – национальная катастрофа.

Таким образом, в культуре Нового времени возник феномен публичного музея. Это оказало большое влияние на формирование мирового культурного пространства. Первые публичные музеи открываются в Швейцарии, Англии, Венеции, Франции.

Один из старейших в Европе публичных музеев – Базельский художественный музей в Швейцарии. В основе его коллекции – кабинет Амербахов. Основатель династии Иоганнес Амербах поселился в Базеле в 1482 г. Он начал собирать коллекцию живописи, и коллекционирование стало семейной традицией. В 1648 г. кабинет Амербахов был выставлен на продажу. Жители города направили в ратушу огромное количество требований выкупить коллекцию и оставить в Базеле, сделав публичной. Городские власти прислушались к общественному мнению и купили коллекцию (куда входили гравюры А. Дюрера, полотна Гольбейнов и другие ценности) для Базельского университета. Собрание стало публичным.

Первым публичным учебным музеем можно считать музей Ашмола. Он был организован в Англии в 1683 г. в Оксфорде в научно-образовательных целях. Его основу составили частные коллекции, собранные отцом и сыном Трейдескантами и унаследованные затем Элиасом Ашмолом. За небольшую плату музей могли посетить все желающие.

Публичный музей национального масштаба – Британский музей – появился в Англии в 1753 г. Основателем музея стал Хэнс Слоун (1660 – 1753) – лейб-медик, натуралист, президент Лондонского королевского общества, завещавший свою значительную коллекцию королю с условием, что собрание будет служить развитию науки и искусства. Специально для размещения музея на окраине Лондона был куплен особняк Монтегю-хаус, где он был открыт в 1759 г. Первые музейные экспозиции были предназначены, прежде всего, для учёных, писателей, художников. Осмотр коллекций разрешался только в присутствии сопровождающего персонала, который не давал никаких комментариев. Экспозиция была рассчитана на людей, обладавших большим багажом знаний, а у простого посетителя вызывала непонимание.

К сожалению, большая часть европейских собраний, известных со времен Возрождения, была недоступна для широкой публики. Так, Старая Пинакотека в Мюнхене долгое время была доступна только частным гостям. В 1826 г. по инициативе увлеченного коллекционера короля Людвига I, увеличившего в несколько раз музейное собрание (часть произведений была куплена в Италии), для нее выстроили новое здание по проекту архитектора Лео фон Кленце. Здание было заложено 7 апреля 1826 г. – в день рождения Рафаэля. Архитектурный проект был признан успешным, поскольку были учтены особенности размещения коллекций и наилучшего освещения экспонатов. Пинакотека была открыта для публики, а Кленце приглашен в Петербург для строительства Нового Эрмитажа.

Во-вторых, появились новые профильные группы музеев. Так, в 1738 – 1748 гг. в Неаполе был открыт первый Археологический музей, основанный на материалах раскопок Геркуланума и Помпей.

В-третьих, зарождалась музеография, вырабатывались принципы описания коллекций, этикетажа, построения экспозиций. Так, в 1759 г. появился первый путеводитель по галерее Уффици. А с 1795 г. рядом с полотнами в галерее впервые стали помещать надписи с именами художников.

В-четвертых, музеи постепенно становились общедоступными. Так, с 1765 г. в Дрезденскую галерею стала допускаться квалифицированная публика. В 1777 г. свои залы открыла Мюнхенская пинакотека. Но до конца XVIII в. доступность музея только для избранной и образованной публики была официальной позицией большинства известных музеев. Так, Британский музей не работал в праздничные и выходные дни (был открыт три раза в неделю). Первоначально допускалось не более 60 чел. в день. К 1808 г. число посетителей выросло вдвое, тогда группа экскурсантов не должна была превышать 15 чел. Ежедневно пускать посетителей стали только с 1879 г.

Под влиянием идей Просвещения зародилось движение за открытие музеев для широкой публики. Просветители одними из первых отметили роль музея как образовательного учреждения, способного передавать социально значимую информацию. В ходе Французской революции, проходившей под лозунгами Просвещения, были проведены национализация королевских коллекций, имущества церкви, аристократии, их музеефикация и экспонирование для широкой публики. В 1792 г. было принято решение о создании в Лувре музея. Он был открыт для публики в 1793 г.

Крупнейший музей не только Франции, но и всего мира – Лувр создавался на протяжении многих столетий. Современный музей располагается на месте крепости, строительство которой велось с конца XII по начало XIII века. В XIV в. при короле Карле V Мудром (1364 – 1380) крепость была перестроена и стала королевской резиденцией.

Комплекс дворцовых зданий был перестроен при французских королях Франциске I (1515 – 1547) и Генрихе II (1547 – 1559) по проекту архитектора П. Леско и скульптора Ж. Гужона.

В 1608 г. при Генрихе IV (1589 – 1610) создается галерея, соединяющая Лувр с дворцом Тюильри. Во дворце были устроены различные мастерские, а также монетный и печатный двор.

В XVII в. архитектурный облик Лувра сформировался практически полностью. В этот период были созданы его величественные корпуса вдоль Сены и вокруг Квадратного двора, а также воздвигнута знаменитая колоннада по проекту К. Перро.

В 1682 г. король Людовик XIV (1643 – 1715) и его свита переезжают в новую резиденцию Версаль, надолго позабыв о Лувре. Многие помещения дворца так и остались недостроенными. Лувр, утративший значение королевской резиденции, стали занимать различные учреждения: в нем открылись Академия живописи и скульптуры, Академия архитектуры и Академия наук.

Следующий этап строительства архитектурного комплекса приходится на правление Наполеона: возводятся новые корпуса на севере – Персье Фонтэн. По проекту архитектора Л. Висконти достраивается северное крыло.

В течение 1985 – 1989 гг. по проекту знаменитого архитектора Й. М. Пея перед входом в Лувр сооружалась пирамида, состоящая из стеклянных сегментов. Она обеспечивает функции главного входа в музей и наилучшего освещения его просторного подземного холла.

История формирования коллекций

Коллекции Лувра сложились благодаря художественным собраниям правителей Франции – Франциска I, Генриха IV, Людовика XIV.

Поклонник итальянского искусства Франциск I собрал в своей загородной резиденции Фонтенбло лучшие произведения эпохи Возрождения, многие из которых затем попали в Лувр. В его собрании были полотна Рафаэля, коллекция драгоценностей.

В период правления Генриха IV Лувр стал художественным центром Франции. Соединяющая Лувр и дворец Тюильри Большая галерея (где поселились живописцы, скульпторы, ювелиры, часовщики) стала основой будущего музея.

При Людовике XIV королевский кабинет насчитывал около 1,5 тыс. картин, в том числе работы голландских и фламандских мастеров.

В ходе Великой французской революции была проведена национализация королевских коллекций, имущества церкви, а также собраний аристократии (кардинала Д. Мазарини, банкира Э. Ябаха, кардинала А. Ришелье), их музеефикация и экспонирование для широкой публики.

Следующим источником пополнения коллекций стали наполеоновские захваты. После его поражения более 5 тыс. захваченных произведений были возвращены владельцам, но многие так и остались в музее.

История становления музея

В XX в. коллекции музея были разделены. В Лувре остались произведения, созданные до 1848 г. Картины художников-импрессионистов были переданы музею импрессионизма (является филиалом Лувра) и музею Орсе (представляет произведения искусства периода 1848 – 1914 гг.). Экспонаты, созданные после 1914 г., поступили в Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду.

В 1993 г. в Лувре проводились реставрационные работы (приуроченные к 200-летию музея), в результате которых музей стал одним из самых технически оснащенных в мире.

Принципы размещения экспозиции

На современном этапе все предметы представлены в соответствии с хронологическим принципом размещения экспозиции. Произведения искусства экспонируются также по национальным школам и монографическому принципу (например, зал древнегреческого скульптора Фидия). Некоторые крупные собрания показаны целиком с целью демонстрации уровня развития частного коллекционирования (коллекция кардинала Мазарини).

Итак, XVIII в. стал переломной вехой в истории музеев. В эпоху Просвещения было осознано значение музейных собраний для фиксации общественного исторического опыта, передаваемого от поколения к поколению. Музею отводилась роль хранения этого опыта, он стал учреждением, сокращающим путь и расширяющим границы познания.

Во многих странах Европы были созданы музеи. Но практически все они имели пережитки дворцовых галерей и кабинетов. В основном, их экспозиции были рассчитаны на знатоков и интеллектуалов. Широкая же публика не могла прочитать скрытую в них информацию. Создание экспозиций, доступных для восприятия посетителей, стало одной из следующих важных задач публичных музеев.

В XIX в. в Европе на волне национально-освободительных движений началась организация национальных музеев. В 1802 г. создается Венгерский национальный музей в Будапеште (в 1896 г. преобразован в Будапештский музей изобразительных искусств), 1818 г. – Национальный музей в Праге. После освобождения Испании от власти Наполеона в Мадриде открывается музей Прадо (1819). Под эгидой просветительских идей и с целью сохранения национальных традиций для такого рода музеев строились монументальные здания классического типа.

Новой чертой музейной политики становится движение за открытие музеев для широкой публики. В 1807 г. в Дании была начата работа по созданию Национального музея древностей. Для публики музей был открыт в 1819 г. Он обладал огромной археологической коллекцией. Изучение этого материала натолкнуло ученого Ведель-Симонсена на идею разделить первобытное прошлое человечества на три эпохи: каменный век, бронзовый и железный. Так, в 1813 г. родилась используемая и поныне периодизация первобытного общества, основным критерием которой выступает материал, использовавшийся при изготовлении орудий труда. Данная периодизация легла в основу систематизации археологического материала.

Первый хранитель музея Христиан Юргенсен Томсен (1788 –1865) расположил коллекции музея в соответствии в этой периодизацией. В результате музей стал первым в мире систематическим археологическим музеем.

В 1824 г. открывается Лондонская Национальная галерея. Музей был создан на основе подаренных или завещанных коллекций (собрание сэра Дж. Бомона) и закупленных у частных лиц (коллекция банкира Ангерстейна). В 1837 г. основан Государственный музей Нидерландов – старейшее музейное учреждение этой страны.

В XIX в. развивается музейная сеть и за пределами Европы. В 1872 г. открывается для публики музей Метрополитен, в основе которого вначале были только частные пожертвования. Генерал ди Сеснола (бывший консул Кипра) подарил музею 174 полотна фламандских художников, а также коллекцию памятников Кипра. Коллекции Дж. П. Моргана, Лориларда Вульфа и других сделали музей предметом национальной гордости.

Подводя итоги развитию музейного дела с древнейших времен до наших дней, следует выделить основные этапы его развития:

1) предмузейное (протомузейное) собирательство – с древнейших времен до рубежа XIV – XV вв.;

3) становление музейного дела как самостоятельной отрасли культуры, появление новых профилей музеев; превращение музея в публичный – конец XVIII – 1-я половина XIX в.

Появлению нового аспекта в своей трактовке музей обязан эпохе Просвещения с ее акцентами на равенство образовательных возможностей людей, культом разума и пропаганды знаний. Из собрания, доступного лишь немногим желающим, музей вырастает в учреждение, открытое для широкой публики, и его определяющим признаком становится уже не только наличие коллекции, ее хранение и изучение, но и показ.

В XIX в. завершается процесс формирования музея как социокультурного института. В начале XX в. его еще нередко определяли как собрание предметов, представляющих интерес для ученых, систематизированное и экспонируемое в соответствии с научными методами. Однако дальнейшая демократизация музея привела к тому, что в его дефиниции стала подчеркиваться ориентированность на все слои населения.

В наши дни существует целый ряд определений музея, что в значительной степени объясняется сложностью и многоликостью самого феномена. XX век подарил человечеству новые типы музеев, пришло осознание того, что сохранять и экспонировать можно и нужно не только предметы, но и характерное для них окружение, различные фрагменты историко-культурной среды, виды человеческой деятельности. Появились музеи под открытым небом, в основе которых — не традиционная коллекция предметов, а памятники архитектуры и народного быта, представленные в своем естественном природном окружении. Возникли и музеи, экспонирующие главным образом не подлинники, а их воспроизведения.

В международной практике обычно используется определение, выработанное Международным советом музеев (ИКОМ) и включенное в его Устав в 1974 г. С учетом поправок, внесенных в последний вариант




Появлению нового аспекта в своей трактовке музей обязан эпохе Просвещения с ее акцентами на равенство образовательных возможностей людей, культом разума и пропаганды знаний. Из собрания, доступного лишь немногим желающим, музей вырастает в учреждение, открытое для широкой публики, и его определяющим признаком становится уже не только наличие коллекции, ее хранение и изучение, но и показ.

В XIX в. завершается процесс формирования музея как социокультурного института. В начале XX в. его еще нередко определяли как собрание предметов, представляющих интерес для ученых, систематизированное и экспонируемое в соответствии с научными методами. Однако дальнейшая демократизация музея привела к тому, что в его дефиниции стала подчеркиваться ориентированность на все слои населения.

В наши дни существует целый ряд определений музея, что в значительной степени объясняется сложностью и многоликостью самого феномена. XX век подарил человечеству новые типы музеев, пришло осознание того, что сохранять и экспонировать можно и нужно не только предметы, но и характерное для них окружение, различные фрагменты историко-культурной среды, виды человеческой деятельности. Появились музеи под открытым небом, в основе которых — не традиционная коллекция предметов, а памятники архитектуры и народного быта, представленные в своем естественном природном окружении. Возникли и музеи, экспонирующие главным образом не подлинники, а их воспроизведения.

В международной практике обычно используется определение, выработанное Международным советом музеев (ИКОМ) и включенное в его Устав в 1974 г. С учетом поправок, внесенных в последний вариант

Музей – это сложное социокультурное образование, изучением которого занимаются различные науки: философия и история, социология и психология, археология и культурология, биология, педагогика, музееведение.

Музей как социокультурный институт, имеет ряд признаков:

- социальный тип музейных отношений (музей имеет обязывающую силу в сохранении социокультурного наследия, осуществляет контроль за формированием, использованием и хранением экспонатов, применяет при этом санкции, регулирующие эти процессы);

- четкое распределение функций, прав и обязанностей;

- обезличенность (деперсонифицированность) требований к посетителям и сотрудникам музея;

- четкое распределение труда и высокий уровень профессионализации по различным направлениям:

- научно-исследовательской, экспозиционной, фондовой, реставрационной, просветительской,

- маркетинговой, педагогической и др.;

- наличие культурных символов;

- особые институциональные установки и образцы поведения: уважение к прошлому, социальной памяти и опыту;

- обладание собственными средствами и ресурсами.

Музей как социокультурный институт организует и координирует деятельность людей по сохранению прошлого, передаче знания о нем, без чего эта деятельность приобрела бы разрозненный, непоследовательный и неустойчивый характер.

Музей, как социокультурный институт, играет важную роль в культурном возрождении, единении и формировании гражданского общества. В этом особая роль принадлежит различным общественным и социальным группам, которые создаются и работают при музеях.

Музей в его возникновении, функционировании и развитии прямо связан с культурно-историческим наследием, сохранность которого во многом зависит от его оценки, понимания и восприятия последующими поколениями. Музей формирует отношение к культурному наследию, вырабатывает интерес к прошлому.

Процесс становления социального института музея можно представить в виде сменяющих друг друга этапов:

1. Возникновение потребности в сохранении достижений человечества в различных сферах и отраслях.

2. Наличие общих целей того или иного сообщества. В частности, возникновение и развитие музеев происходит тогда, когда совпадают цели общества и отдельных сообществ (коллекционеров, патриотов, стремящихся сохранить культурно-историческое наследие и т.д.) и отдельных личностей.

3. Появление ценностей и правил поведения. С появлением музея формируется новое ценностное отношение к прошлому, объективированное в музейных предметах. Музейные специфические правила поведения являются атрибутом музейной действительности. Формирующиеся ценности и правила музейного поведения аккумулируются первоначально в общественном мнении, а затем посредством идеологии.

4. Ценности и музейные правила поведения закрепляются в морали и праве.

Тот или иной социальный институт возникает лишь тогда, когда имеется оформившаяся потребность в его возникновении. Потребность в музейной деятельности и занимает своё значимое место в общей структуре потребностей человека. Многочисленные археологические находки свидетельствуют, что по мере развития человечества, люди все больше и больше сохраняли предметы-носителей социальной памяти: от амулетов, передаваемых из поколения в поколение, до более сложных культовых предметов, которые наряду с религиозным содержанием, обладали и определенной эстетической ценностью.

Подчеркнуто, что возникновение и развитие музеев связано с деятельностью людей и детерминировано их естественными потребностями. Потребности, как универсальные побуждения человеческой активности, причастны к эволюции музейного дела во всем их спектре. Потребности человека, связанные с выживанием человеческого рода, детерминировали социальные действия, направленные на накопление и передачу образцов производственной культуры, техники и технологии последующим поколениям.

Особенности исторического времени накладывает свою специфику на содержание и форму реализации потребностей. Особенности экономической, политической, социальной, духовной жизни разных стран, народов, социальных общностей определяли способы удовлетворения потребности человека к познанию, к систематизации своих представлений о мире, стремление к гармонии, красоте.

Сакральное отношение к социальной памяти у человека сохранялось на протяжении длительной истории, оно также зафиксировано в музее.

Музей – это сложное социокультурное образование, изучением которого занимаются различные науки: философия и история, социология и психология, археология и культурология, биология, педагогика, музееведение.

Музей как социокультурный институт, имеет ряд признаков:

- социальный тип музейных отношений (музей имеет обязывающую силу в сохранении социокультурного наследия, осуществляет контроль за формированием, использованием и хранением экспонатов, применяет при этом санкции, регулирующие эти процессы);

- четкое распределение функций, прав и обязанностей;

- обезличенность (деперсонифицированность) требований к посетителям и сотрудникам музея;

- четкое распределение труда и высокий уровень профессионализации по различным направлениям:

- научно-исследовательской, экспозиционной, фондовой, реставрационной, просветительской,

- маркетинговой, педагогической и др.;

- наличие культурных символов;

- особые институциональные установки и образцы поведения: уважение к прошлому, социальной памяти и опыту;

- обладание собственными средствами и ресурсами.

Музей как социокультурный институт организует и координирует деятельность людей по сохранению прошлого, передаче знания о нем, без чего эта деятельность приобрела бы разрозненный, непоследовательный и неустойчивый характер.

Музей, как социокультурный институт, играет важную роль в культурном возрождении, единении и формировании гражданского общества. В этом особая роль принадлежит различным общественным и социальным группам, которые создаются и работают при музеях.

Музей в его возникновении, функционировании и развитии прямо связан с культурно-историческим наследием, сохранность которого во многом зависит от его оценки, понимания и восприятия последующими поколениями. Музей формирует отношение к культурному наследию, вырабатывает интерес к прошлому.

Процесс становления социального института музея можно представить в виде сменяющих друг друга этапов:

1. Возникновение потребности в сохранении достижений человечества в различных сферах и отраслях.

2. Наличие общих целей того или иного сообщества. В частности, возникновение и развитие музеев происходит тогда, когда совпадают цели общества и отдельных сообществ (коллекционеров, патриотов, стремящихся сохранить культурно-историческое наследие и т.д.) и отдельных личностей.

3. Появление ценностей и правил поведения. С появлением музея формируется новое ценностное отношение к прошлому, объективированное в музейных предметах. Музейные специфические правила поведения являются атрибутом музейной действительности. Формирующиеся ценности и правила музейного поведения аккумулируются первоначально в общественном мнении, а затем посредством идеологии.

4. Ценности и музейные правила поведения закрепляются в морали и праве.

Тот или иной социальный институт возникает лишь тогда, когда имеется оформившаяся потребность в его возникновении. Потребность в музейной деятельности и занимает своё значимое место в общей структуре потребностей человека. Многочисленные археологические находки свидетельствуют, что по мере развития человечества, люди все больше и больше сохраняли предметы-носителей социальной памяти: от амулетов, передаваемых из поколения в поколение, до более сложных культовых предметов, которые наряду с религиозным содержанием, обладали и определенной эстетической ценностью.

Подчеркнуто, что возникновение и развитие музеев связано с деятельностью людей и детерминировано их естественными потребностями. Потребности, как универсальные побуждения человеческой активности, причастны к эволюции музейного дела во всем их спектре. Потребности человека, связанные с выживанием человеческого рода, детерминировали социальные действия, направленные на накопление и передачу образцов производственной культуры, техники и технологии последующим поколениям.

Особенности исторического времени накладывает свою специфику на содержание и форму реализации потребностей. Особенности экономической, политической, социальной, духовной жизни разных стран, народов, социальных общностей определяли способы удовлетворения потребности человека к познанию, к систематизации своих представлений о мире, стремление к гармонии, красоте.

Сакральное отношение к социальной памяти у человека сохранялось на протяжении длительной истории, оно также зафиксировано в музее.

Аннотация. Данная статья посвящена исследованию музея как социально–культурного института. В ней проанализированы причины и условия возникновения музейной деятельности, а также раскрыты изменения в работе музейной деятельности со времен ее становления и до настоящего периода.

Наличие социально–культурных институтов в современном обществе явление абсолютно естественное, так как в настоящее время невозможно представить современное общество без них. Одним из таких социальных–культурных институтов является музей – научно-исследовательское или научно-просветительское “неизменно действующее, некоммерческое учреждение, целью которого является служение обществу и оказание содействия в его развитии [1]. Музей это учреждения, который доступен широкой публике, занимающийся не только исследованием, хранением, но и популяризацией и экспонированием материальных свидетельств о человеческой жизни и среде его обитания в целях изучения, образования и удовлетворения духовных потребностей. Музей является неотделимым элементом культурного пространства, так как человек находится в непрерывных отношениях с миром и с его вещами. Из этого следует, что музей – особая сфера культуры, основой для формирования духовных ценностей в которой служат предметные следствия человеческой деятельности. Музей как социально–культурный институт учреждает и согласовывает деятельность общества по сохранению памятников прошлых эпох и передаче имеющихся сведений о них, без наличия данного социально–культурного института настоящая деятельность имела бы, возможно, обособленный , нелогичный и неустойчивый характер. Из истории известно, что деятельность музеев зародилась на заре античности и в первую очередь была призвана проводить государственную идеологию. Музеям предписывалось быть собирателями, накопителями и распространителями информации, которая была связанна с общественной и естественной историей конкретной страны или территории. В свою очередь государство выделяло музеям часть своих финансовых ресурсов [2].

Вместе с тем, возникновение музейной деятельности было определено поисками связующего звена между теоретическим и эмпирическим знанием об окружающей реальности. В целом условия зарождения музейной деятельности являлись общими для всех его исторических форм. А также, были определены потребностью, как в этнической, так и в социальной и национальной самоидентификации общества. В историческом развитии музейная деятельность прошла три основополагающих этапа. Вторая половина I тысячелетия до н.э. – середина XYIII века – этап институализиции, музеи распространяются по всей европейской территории и оформляются как специфический социально–культурный институт. В конце XVIII века и до конца XIX века отмечается следующий этап, этап структурирования, в ходе которого музеи обозначили сферы своей деятельности. Рубеж XIX–XX веков – конец XX века – этап интегрирования, в музейной деятельности окончательно вырабатывается структура, и она превращается в инструмент, который формирует сознание [3]. В несколько этапов проходило и становление музея как специального социально–культурного института. Для того чтобы данный социально–культурный институт осуществлял свою деятельность необходимо было в первую очередь возникновение потребности в сохранении достижений человечества в различных сферах и отраслях его жизни. Зачастую возникновение и развитие музеев происходило тогда, когда совпадали цели общества и отдельных личностей, которые стремились сохранить культурно-историческое наследие. Второе, с появлением деятельности данного социально–культурного института понемногу формировалось новое ценностное отношение к прошлому, которое было отраженно в музейных предметах. Наконец, характерные музейные ценности и правила поведения, являющиеся атрибутом музейной реальности, крепко укрепились в морали и праве общества.

По мере того как развивалась музейная деятельность формировались и ее определенные социальные функции, становление, актуализация и изменение которых зависели непосредственно от исторически детерминированных потребностей. Однако функции музейной деятельности зависят не только от общественных потребностей и запросов, они во многом обусловливаются политикой государства, которое в свою очередь включает музеи в русло идеологической работы [4]. На протяжении нескольких десятилетий музейные учреждения являлись исключительно научными и образовательными учреждениями, что приводило к их закрытости. В настоящее время музеи постепенно становятся социально–культурными институтами, которые открыты внешнему миру и активно участвуют в жизни общества [5]. Основной стратегической целью музея становится ориентировка на конкретного посетителя. На сегодняшний день музейная деятельность стремится к внесению весомого вклада в социально–культурное развитие общества, совмещая в себе идеи, как образования, так и развлечения. Иными слова музей становится учреждением двойного назначения. Деятельность современных музеев как социально–культурных институтов не ограничивается происходящим только в стенах своего учреждения. Современное общество становится свидетелями того, как активно музей внедряется в жизнь социума, давая возможность любому индивидууму принять активное участие в его деятельности при помощи инновационных форм музейной работы. Исходя из этого, можно сказать, что современные музеи в отличие от, других учреждений культуры, более направлен на самоидентификации личности в социальном пространстве [6]. Основная задача музея как социально–культурного института заключается в передаче накопленных знаний будущим поколениям, с помощью коммуникации и личностного взаимодействия музейных посетителей.

Интеграция современной жизни все чаще вынуждает музеи пересмотреть и обновить методы своей деятельности, благодаря чему, исходя от общественных запросов, музеи понемногу становятся общественно–культурными центрами, характерными инструментами взаимодействия среди представителей различных культур и социальных слоев, разных народов и стран, осуществляя регулятивную и интегративную функции [7]. На данный момент роль музея как социально–культурного института в обществе существенно возрастает, подтверждением этому служит как увеличение количества музеев во всем мире, так и повышение интереса со стороны общества. Музей становится активным участником не только культурных и национальных, но и политических процессов.

Причиной этому служит то, что в современном социуме музей является практически единственным учреждением культуры, который способен не только удержать в своих стенах память о прошлом, сохранить культурное наследие, но и решить проблему приспособления человека к новым условиям жизни. Невзирая на все нынешние непростые финансовые условия, музей продолжает осуществлять свои уже устоявшиеся функции, удовлетворяя важные социальные потребности, как в воспитании, так и в становлении личности посредством сохранения и применения предметов настоящего мира как элементов исторической памяти. Вследствие чего музейная деятельность занимает особое место в системе производства и распространения социально ориентированных ценностей, поскольку самое основное свойство музея – быть выразителем духа времени.

1. Грицкевич В.П. История музейного дела до конца XVIII века / В.П. Грицкевич. – СПб.: СПбГУКИ, 2004. – 408 с.

3. Аббаньяно Н. Мудрость философии и проблема нашей жизни / Н. Аббаньяно. – СПб.: Алетейя, 1998. – 311 с.

4. Еремина О.С. Исторический опыт реформирования государства и общества в СССР И России в конце XX - начале XXI века / О.С. Еремина: диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Пятигорский государственный технологический университет. Пятигорск, 2009.

5. Еремина О.С. Социальное предпринимательство: история и современность / О.С. Еремина // В сборнике: Университетские чтения - 2012. Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. Ответственный редактор: З.А. Заврумов. 2012. С. 35-39.

6. Суховская Д.Н. Креативные пространства России как источники формирования общенациональных ценностей / Д.Н. Суховская // В сборнике: Новые идеи в философии. Материалы Международной научной конференции. Пермь, 2015. С. 41-46.

7. Филюшкина Д.В. Проблема духовного отчуждения человека в дискурсе социокультурного кризиса российского общества / Д.В. Филюшкина // Социально-гуманитарные знания. 2011. № 7. С. 76-81.

Читайте также: