Аннотация экологического проекта в доу
Обновлено: 05.07.2024
Проект включает в себя вопросы связанные непосредственно с экологическими проблемами нашей страны и своего посёлка. Проект призван через проведение исследований, экологической разведки, наблюдений подвести к пониманию и осознанию экологических проблем. Это служит для воспитания экологической этики, привития с раннего возраста этических норм признания ответственности за использование природных ресурсов Земли и необходимости сделать жизнь гармоничной. Это планируется с помощью совместных действий учеников, учителя, родителей.
Наш мир так же сложен и уязвим, как паутина. Коснитесь одной паутинки, и дрогнут все остальные. А мы не просто касаемся паутины – мы оставляем в ней сияющие дыры. Растениям и животным некому писать, за них некому заступиться, кроме нас, людей, которые вместе с ними населяют эту планету…..
Основным и самым мощным источником загрязнения поселка является выбросы в атмосферу от автотранспорта. Детали от машин, брошенные на почве, с/х техника находящаяся под открытым небом, и просто лежащая, где попало – всё это подвергается коррозии, в результате чего железо и другие металлы попадают в почву. Таким образом в почве накапливаются соединения мышьяка, ртути, меди и др. Поблизости от автомобильных трасс в почве наблюдается повышенное содержание свинца.
Вторым источником загрязнения являются промышленные и бытовые отходы по количеству вредности представляющую значительную опасность для населения.
Мне кажется, что каждый человек хоть раз должен серьёзно задуматься об окружающей среде, в которой он живёт. Много людей пыталось разобраться в этом. Эта тема важна тем, что если мы сейчас не остановимся и не подумаем о будущем нашей страны, то будет поздно. А поздно будет, потому что мы уже ничем не сможем помочь не людям, не природе, которая нас окружает.
Постановка проблемы.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Привлечь внимание жителей к проблеме бытового загрязнения поселка
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
1. Изучить мнение горожан о проблеме бытового загрязнения.
2. Привлечь внимание всех слоев населения к решению экологических проблем в нашем городе
3. Доступно объяснить населению города причины необходимости охраны природы.
4. Пропаганда идеи, что охрана окружающей среды должна стать потребностью каждого человека.
В дошкольном возрасте экологическое воспитание проходит через ознакомление детей с окружающим миром, с объектами живой и неживой природы, а также с изучением взаимосвязи всего живого на планете. Это является важным аспектом всестороннего и гармоничного развития личности ребёнка. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше дети будут узнавать природу своей Родины, тем больше они будут любить её. Дети в наше время должны любить нашу планету, тот её уголок, где мы живем, где мы провели своё детство. Изучать мир природы можно в процессе проектно-исследовательской деятельности на участке детского сада.
На первом этапе работы были проведены беседы на тему проекта с детьми и родителями, были поставлены цели сформировать у каждого дошкольника элементарные навыки природозащитной деятельности, чтобы дети научились предвидеть последствия и результаты своих действий в природе.
Второй этап нашей проектной деятельности был направлен на формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также основ экологического образования через продуктивную деятельность.
Начиная с сентября месяца каждый день, мы с детьми наблюдали за изменениями погоды и отмечали их в дневнике наблюдений. Совершали экологические прогулки по территории детского сада, наблюдая за тем, как влияет смена времени года на объекты живой и неживой природы.
Много времени уделялось познавательному чтению . Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребёнка, так и на его чувства. Яркий, образный язык произведений создаёт у детей определённое настроение, повышает познавательный интерес к окружающему миру.
Также с детьми мы посетили библиотеку, где было организовано мероприятие, посвященное году экологии в России. Сотрудники библиотеки познакомили детей с имеющейся литературой о живой и неживой природе, и показали кукольный театр на тему загрязнений окружающей среды.
Для развития познавательного интереса к окружающему миру мы проводили различные опыты и эксперименты на изучение свойств объектов живой и не живой природы, что является одним из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников. Исследовательская деятельность дает наглядное восприятие детьми процесса взаимосвязей в природе.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности и бесспорно экологические игры способствуют не только получению знаний о предметах и явлениях природы, но и формируют навыки бережного и неразрушающего обращения с окружающим миром. Игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы.
Играя, дети учатся: любить, познавать и беречь.
Наша работа была связана и с использованием ИКТ в образовательном процессе, т.к. мультимедиа дает возможность подать обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей информацией, представляя ее нетрадиционно. С помощью презентаций и видео дети расширяли свои знания об объектах живой и неживой природы. Просматривали видео о влиянии человеческой деятельности на состояние нашей планеты. Учились анализировать связь человека с природой. Что может быть вследствие негативного влияния человека на природу и как природа может ответить нам.
Чтобы внести что-то новое в наблюдении на прогулке и погрузиться в мир исследований и открытий, мы с детьми поставили для себя задачу научиться прогнозировать погоду и найти взаимосвязь между явлениями неживой и живой природы. Для реализации нашей задачи мы совместно с детьми и их родителями начали подготавливать оборудование для создания метеоуголка на территории нашей площадки, чтобы сформировать у детей элементарные представления о погоде и ее значении в жизни человека.
Ожидаемые результаты нашей проектной деятельности это:
создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды;
повышение уровня знаний по экологии у детей, формирование знаний о влиянии природных явлений на объекты живой и неживой природы;
совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта.
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная с дошкольного возраста, повышения их экологической грамотности и приобщение к экологической культуре. Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни планеты земля – стало целью данной педагогической работы.
Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им. Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Цель проекта :
Формировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и всему окружающему.
Задачи проекта :
• Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально- доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
• Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
• Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
• Охранять и укреплять здоровье детей.
Этапы реализации проекта :
1 этап – Подготовительный
2 этап – Основной
3 этап – Заключительный
1. Сбор и анализ литературы по данной теме.
2. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
3. Обращение за рекомендациями к специалистам ДОУ.
4. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
5. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
1. Апробация содержания краткосрочного проекта “Чистый мир”.
2. Проведение мероприятий в группах.
3. Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.
1. Мини-выставка продуктов детской деятельности.
3. Подведение итогов.
4. Презентация проекта.
Участники проекта :
• дети старшей группы;
Срок реализации проекта : сентябрь 2016 – май 2017 г.
Принципы реализации проекта :
• Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.
• Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям.
• Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.
• Принцип доступности предусматривает осуществление экологической работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.
• Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
• Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе экологической деятельности.
Формы реализации проекта :
• Экологические занятия.
• Наблюдения и экологические экскурсии.
• Лаборатория “Опыты” (опыты и эксперименты).
• Подвижные, дидактические, имитационные игры, инсценировки экологической направленности.
Ресурсное обеспечение проекта :
1. Уголок экологии и экспериментирования в группе.
2. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарии развлечений и т. д.).
3. Библиотечка юного эколога.
4. Подборка художественной литературы “Познавательное чтение”.
5. Подборка опытов и экспериментов “Опыты”.
1. Сформированное у детей бережное, ответственное, эмоционально- доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
2. Сформированные навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
3. Ответственное отношение детей к окружающей среде и своему здоровью.
Основные мероприятия по реализации проекта
Раздел Основные мероприятия по реализации проекта
Работа с воспитанниками Игры – занятия с детьми познавательного характера
Чтение художественной и познавательной литературы
Продуктивная деятельность детей
Инсценировки и театрализация на экологическую тематику
Экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры - путешествия
Помощь в создании библиотеки (подборка книг и оформление библиотеки по теме)
Проведение прогулок, экскурсий
Работа с родителями Оформление фотоальбомов (по намеченной тематике)
Методическое сопровождение Подборка наблюдений в природе
Цикл наблюдений за животным и растительным миром для детей дошкольного возраста
Подборка художественной литературы по экологии
Подборка литературы познавательного характера
Конспекты поисково – познавательных занятий
Сценарии досугов и развлечений экологическо – познавательного характера
Консультационный материал по теме
Консультационный материал для родителей по теме
Данный проект предназначен для детей и их родителей, содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности и экологической культуры всех участников проекта.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №7
2. Содержание проекта
2.1. Цели и задачи проекта
2.3. Этапы реализации проекта
2.4 Содержание деятельности участников образовательной деятельности
2.4.1 Перспективный план организации экологического образования в старшей группе №14
2.4.2 Самостоятельная деятельность детей
3. Ресурсное обеспечение проекта
4. Критерии оценивания проекта
Приложение к проекту
Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе вечный источник детского разума
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее человечества, никто не станет отрицать, что экологическое воспитание подрастающих поколений – одна из актуальнейших задач современности. Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человека. Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный, а затем и школьный периоды развития человека. В эти периоды у детей можно сформировать осознанно правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы.
Данный проект предназначен для детей и их родителей, содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности и экологической культуры всех участников проекта:
непосредственно образовательная деятельность;
целевые прогулки и экскурсии;
праздники, развлечения, досуг;
беседы, ситуативные разговоры;
1. Актуальность
В обществе на протяжении последних десятилетий не ослабевает внимание к проблемам экологического образования подрастающего поколения. Это обусловливает те позитивные изменения, которые наметились в экологическом образовании: рамки экологического воспитания расширились от ознакомления детей с природой до воспитания экологического мировоззрения, основанного на представлении о единстве человека с природой и о направленности культуры и всей практической деятельности на ее развитие; сложилась определенная система целенаправленного обеспечения детей знаниями, необходимыми для воспитания экологической культуры, формирования эколого-осознанного поведения в окружающей природной среде, привития практических природоохранных навыков.
Экологическое образование детей дошкольного возраста особенно значимо, так как в этот период ребенок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития.
Отсутствие или недостаток эмоциональных, чувственных контактов с природой, информации об окружающем мире, ограничение удовлетворения потребностей ребенка в приобретении тех экологических ценностей, которые одобряются обществом, приводят к экологической депривации. [2]
Работа педагога по устранению экологической депривации должна быть направлена, прежде всего, на стимулирование у детей развития чувственного восприятия их непосредственного природного окружения. Необходимо одушевить для ребенка окружающий его мир.
Современное содержание работы с детьми дошкольного возраста по ФГОС ДО предполагает гуманизацию всего педагогического процесса и подготовку детей к следующему образовательному этапу в их жизни. Огромная роль в этом отводится экологическому образованию детей, так как именно в познании природы кроются неограниченные возможности развития личного потенциала каждого ребенка. На сегодняшний день соблюдение экологической культуры, трепетное отношение к природе являются неотъемлемым критерием существования человека на Земле. Кроме того, экологическое образование является основой для всестороннего развития ребенка.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на этапе завершения дошкольного образования мы ориентируемся на целевые ориентиры. Одним из пунктов целевых ориентиров является следующее:
Знакомство с объектами живой и неживой природы, установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами или явлениями происходит как в ходе наблюдений, так и при экспериментировании с ними. Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
По мнению Н.Н. Подъякова, в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий на окружающие его предмет и явления с целью более полного их познания и освоения. В такой экспериментальной деятельности ребенок решает задачи, проводит опыт и делает выводы, самостоятельно приходит к ответу.
Основная задача дошкольной организации поддержать и развить в ребенке любознательность, интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого процесса условия.
Таким образом, в этой связи огромное значение имеет правильный выбор педагогических технологий сопровождения процесса освоения детьми экологической культуры, формирования экологического сознания. Учитывая актуальность данной проблемы и накопленный опыт, мы предприняли попытку активизировать работу по экологическому образованию детей с помощью проектной деятельности.
2. Содержание проекта
2.1. Цель и задачи проекта
Цель: создать условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста осознанного и бережного отношения к природе.
Создать поэтапную систему работы по экологическому образованию с составлением перспективного плана работы с детьми и их родителями;
Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе, учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека;
Закреплять умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности;
Учить обобщать и систематизировать представления о временах года;
Привлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране;
Формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.
2.2 Ожидаемы результаты
1. повышение уровня экологической культуры, экологической грамотности, познавательной активности;
2. развитие интереса к экспериментированию, анализу, обобщению;
3. воспитание внимательного, разумного, бережного отношения к окружающей природе.
У родителей:
1. повышение экологической культуры;
2. создание единого воспитательно-образовательного пространства группы ДОО и семьи по экологическому воспитанию дошкольников;
3 . участие в совместных экологических мероприятиях и акциях.
2.3. Этапы реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на 9 месяцев:
1 этап – подготовительно-проектировочный
2 этап – практический
3 этап – обобщающе-результативный
4 этап – презентация проекта
Мероприятия
Сроки выполнения
Подготовительно-проектировочный этап
Повышение собственной профессиональной компетентности
Изучение программно-методического материала по направлению работы
Обеспечение образовательной деятельности методическим материалом
Подбор программно-методического материала по направлению работы
Подбор диагностического материла
Обогащение предметно-развивающей среды в группе по данному направлению
Совершенствование развивающей среды, создание новых пособий:
-подбор книг для оформления выставок в книжном уголке;
- оборудование уголка экспериментирования;
- пополнение уголка природы;
- изготовление дидактических игр;
Создание картотеки наблюдений на прогулке, включающей тематические наблюдения, художественное слово, загадки, картотеки экспериментирования,
Педагогическое просвещение родителей
Анкетирование родителей по организации экологического воспитания детей дома
Оформление наглядно-агитационного материала по организации экологического воспитания дома.
Практический этап
Выявить уровень экологической воспитанности детей группы
Проведение диагностики по выявлению экологической воспитанности детей подготовительной к школе группы
Реализация поставленных задач
Составление перспективного плана образовательной деятельности по развитию экологической грамотности воспитанников
Организация образовательной деятельности в соответствии с разработанным перспективным планом
Разработка конспектов НОД, бесед на экологическую тему, подбор дидактических игр по экологическому воспитанию
Применение в работе с детьми картотеки наблюдений на прогулке, картотеки опытно-экспериментальной деятельности
Создание условий для самостоятельной деятельности детей: игровой, художественно-эстетической, трудовой, экспериментальной, - в которых они смогут отражать полученные знания, личный опыт.
Привлечь социум в работу по реализации проекта
Наглядная агитация для родителей: папки-передвижки с рекомендациями по экологическому воспитанию дошкольников в семье, памятки с экологическим содержанием.
Привлекать родителей к посадке зеленого корма для попугаев в уголке природы, посадке овощей и цветов на подоконнике
Организация экскурсии в музейно-выставочный центр
Обобщающе-результативный этап
Выявление и оценка эффективности проведенной работы по экологическому образованию детей подготовительной к школе группы
Мониторинг качества экологического образования в группе
Оценка эффективности работы с родителями
Презентация проекта
Обобщить опыт работы по экологическому образованию с детьми подготовительной к школе группы
Подвести итоги работы на педагогическом совете
2.4 Содержание деятельности участников образовательной деятельности.
2.4.1 Перспективный план организации экологического образования в старшей группе №14
Форма организации образовательной деятельности. Тема
Работа с родителями
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Формировать обобщенное представление об осени, включающее знания об осенних явлениях в неживой природе (осадки, температура воздуха, состояние почвы, воды), о состоянии растений осенью и его причинах, об особенностях жизнедеятельности животных. Закрепить знания о зависимости существования растений, животных от условий внешней среды (температурных, пищевых). Упражнять в восстановлении связей между знакомыми фактами.
Рекомендации родителям: привлекать детей к посильному труду в огороде, на даче, воспитывать трудолюбие, заботливое отношение к природе.
краткосрочный, 1 месяц, творческий, групповой, игровой, исследовательский.
Срок реализации проекта:
с 1.03.2020- 30.03.2020г.
По характеру продукта:
познавательно-исследовательский, творческий, игровой.
Проблема:
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план. Дошкольный возраст- самый важный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Большенство современных детей редко общается с природой и в недостаточной степени имеют представление об окружающих их растениях и животных, а ведь всегда можно найти интересные для наблюдения природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы, животные. Огромную роль в экологическом образовании детей младшего дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, , экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы, словом развивает познавательные способности.
Руководитель проекта:
Ракоед Елена Генриховна воспитатель I квалификационной категории, 2 младшей группы №2.
Место проведения:
Цель проекта:
Формирование у детей начала основ экологической культуры, осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее, отношение к себе как части природы.
Задачи:
- Развивать у детей экологические представления о растениях природе, выделять характерные признаки.
- Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках.
- Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.
- Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
- Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
Планируемые результаты:
Сформированы представления об окружающем природном мире. Умеют передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, аппликации, лепке. Развит познавательный интерес к окружающему миру. Умеет бережно относиться к природе, правильно себя вести.
Аннотация:
Мероприятия проводятся в непосредственной образовательной деятельности, в совместной деятельности воспитателя и детей в виде: бесед, досугов, наблюдений, художественной литературы, отгадывания загадок, развивающих познавательных, подвижных игр.
Читайте также: