Общение как процесс установления и развития контактов между людьми кратко

Обновлено: 30.06.2024

Общение — форма совместной жизни людей. Социальная природа человека прежде всего проявляется в том, что обязательным условием его существования является жизнь в обществе. Жизнь в человеческом обществе предполагает постоянный контакт с другими людьми — общение. Общение — форма взаимодействия людей, акт взаимного обмена информацией и эмоцио­нального контакта. Общение может проходить в офи­циальной или свободной форме.

Общение — процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Это сложный, многоплановый процесс в сфере социально-психологических отношений. В процессе общения выявляется степень понимания, духовного взаимовлияния людей.

В понятие общение мы вкладываем следующее:

средство идентификации человека, сближения (или отдаления) людей;

— условие удовлетворения органических и духовных потребностей людей;

— одна из форм жизни людей;

— средство усиления психической деятельности людей;

Отношения между людьми не ограничиваются встречами, беседами двух или более человек. Достижения современного научно-технического прогресса позволяют людям общаться не только с коллегами в сфере профессиональной деятельности или с близкими и знакомыми в быту, но и строить многосторонние, много­ступенчатые отношения с десятками, тысячами, миллио­нами людей. Эти обстоятельства способствуют формиро­ванию норм поведения, выходящих далеко за рамки бытовой и профессиональной сфер, охватывающих отношения с людьми в общественных местах, со старшими, детьми и т. д.

Стороны общения. В- общении различаются три сто­роны: коммуникативная, интерактивная и перцептивная.

Коммуникативная сторона общения (лат. communica - tio — "делаю общим, связываю, общаюсь”) связана собменом сведениями, мнениями, идеями между людьми в процессе познавательно-трудовой деятельности. В ходе коммуникации выявляется специфика информационного процесса между людьми как активными субъектами, устанавливаются отношения между партнерами, выясня­ются их установки, цели, намерения, что приводит не просто к движению информации, но и уточнению и обогащению тех знаний и сведений, которыми обмени­ваются люди. Средствами коммуникативного процесса является прежде всего речь (а также жесты, мимика, пантомима и др.).

Интерактивная сторона общения (англ, interaction — "взаимодействие, воздействие друг на друга”) представляет собой построение общей стратегии взаимодействия. Человек должен уметь определять, как его воспринимает партнер по общению или группа, и соответственно конструировать собственные действия. Различают ряд типов взаимодействия между людьми, прежде всего кооперацию и конкуренцию.

Перцептивная сторона общения (лат. perceptio — "вос­приятие”) включает в себя процесс восприятия, пони­мания и оценки людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп и т.д.). Если говорится о перцептивных способностях артиста, выступающего на сцене, то нужно понимать, что речь идет о его возмож­ностях удовлетворения вкусов зрителей, сидящих в зале.

Виды общения. Общение бывает разных видов. В зависимости от движущих сил (причин), заставляющих людей встречаться и обмениваться информацией, общение можно подразделить на официальное и неофициальное.

Существуют две сферы жизнедеятельности людей. Первая — сфера профессиональной деятельности, вторая — бытовая сфера. Общение людей происходит в этих двух сферах. Соответственно существуют и два вида общения. Общение в общественных местах, в ходе профессиональной деятельности называется официальным. К официальному общению относится всякая встреча, обмен информацией между коллегами, сотрудниками учреждения, между сотрудником и начальником, работниками различных организаций в ходе выполнения задания, решения производственных проблем. Официальное общение имеет свои установившиеся правила. Эти правила называются нормами официального этикета.

Вне сферы производственной деятельности общение людей не прекращается. Дома, на улице, на стадионе, в парке люди общаются с родственниками, друзьями. Такое общение называется неофициальным.

Формы общения. Формы информационного обмена между людьми весьма разнообразны. Среди них самыми распространенными, как в официальном, так и в неофициальном общении, являются прямая и опосредо­ванная формы.

Прямое общение осуществляется при непосредственной, лицом к лицу, встрече людей. Примерами прямого общения могут быть встречи с коллегами по работе, дома с близкими, друзьями или с незнакомыми людьми при других обстоятельствах — на улице, в транспорте и т.д.

Прямое общение всегда бывает двусторонним. Это означает, что при такой встрече имеются две стороны, вступающие в диалог, — два человека или две группы людей.

При прямом общении люди могут устанавливать отно­шения, обмениваться информацией с десятками, сотнями людей. Однако этого, как правило, бывает недостаточно. Поэтому люди по возможности расширяют круг знако­мых через опосредованное общение.

К опосредованной форме относится общение людей с использованием различных неличностных средств обмена информацией. К ним относятся средства распространения информации, средства связи (газеты, журналы, телеви­дение, радио, кино, другие аудиовизуальные и печатные средства, телефон, письма, телеграммы и т.д.), научные или художественные произведения. Опосредованное общение может быть двусторонним, односторонним или косвенным.

Телефонный разговор или переписка, как правило, бывают двусторонними, но иногда бывают и односторон­ними (например, когда информация, поступившая по телефону, записывается или нет ответа на письмо). Обще­ние через средства массовой информации в большинстве случаев бывает односторонним. Сопереживание герою художественного произведения является примером косвен­ного общения.

Вербальное и невербальное общение. В зависимости от применения или неприменения языковых средств общение может быть вербальным или невербальным. Обмен информацией между людьми с применением какого-либо языка является вербальным общением, а с использованием других неязыковых знаков, символов, схем — невербальным общением.

Современный уровень развития общества требует наличия высокой культуры общения, особенно у тех людей, которые выступают перед большими массами. Культура общения является одним из важных факторов, необходимых для реализации любой задачи, получения удовлетворительного результата в любом деле. Современ­ные ученые - социологи, психологи, философы склоняются к мнению, что для результативности любой совместной деятельности людей необходимы три условия. Первое условие — денежные средства, второе -и иерархия, тре­тье — умение людей устанавливать между собой куль­турные отношения. Информационный взрыв, избыток научной и политико-публицистической информации, предлагаемый современному человеку, заставляет рассма­тривать отношения между людьми уже не только как интериндивидуальный процесс, а как общественно­социальный феномен.

Социально-психологическая компетентность человека начинается с умения вести себя в общественной среде, неукоснительного выполнения своих обязанностей перед другими членами общества. Жесты, слова, мимика, любые нюансы в поведении человека, выступающего перед массами, не остаются без внимания людей, принимающих информацию, обязательно оставляют свой след в их сознании.

Английские психологи, исследуя обычаи разных народов, в том числе и нормы общения, сделали интересные выводы, касающиеся дистанции между собеседниками. Слишком близкое расстояние между собеседниками создает ощущение давления, а слишком дальнее — ощущение безразличия и равнодушия. Это расстояние никто, конечно, не измеряет, оно устанавли­вается несознательно, автоматически.

Вопрос и задание

1.Что вы понимаете под культурой общения?

2. Дайте характе­ристику интер индивидуальной и социальной сторон отношений между людьми.

Общение – это форма деятельности людей, обеспечивающая возникновение психологического контакта, проявляющегося в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимопонимании. Общение бывает письменным, устным, по телефону, электронной почте и т. д.

Психологический контакт — это процесс установления, развития и поддержания взаимного тяготения общающихся. Успешность установления и развития психологического контакта во многом обусловлена гармоний человеческих отношений, развитием психологических связей между общающимися. Развитие контакта между людьми проходит три стадии: 1) взаимное оценивание; 2) взаимная заинтересованность; 3) обособление в диаду. Прослеживается это очень хорошо на каком-нибудь вечере, коллективном выходе в театр и т. п. При оценивании имеет место внешнее восприятие друг друга и формирование первого впечатления. Встретившись друг с другом, люди подсознательно прогнозируют исход контакта. Результатом взаимного оценивания является вступление в общение либо отказ от него. Возникает заинтересованность друг другом, сокращается обмен информацией с другими лицами. Важными показателями этой стадии являются частый обмен взглядами, улыбками, сокращение дистанции между партнерами. На пути установления и развития психологических контактов между людьми возникают психологические барьеры. В зависимости от особенностей личности эти барьеры могут выступать в виде равнодушия, недоверия, вражды, несовместимости и пресыщения. От результатов взаимовосприятия зависит, быть или не быть совместной деятельности, а если быть, то насколько успешной и продолжительной.

Общение - это многоплановый и сложный процесс установления и развития контактов между людьми, который порождается потребностями совместной деятельности и включает коммуникацию, интеракцию, социальную перцепцию.

Общение – это процесс взаимодействия человека с человеком с помощью средств речевого и неречевого воздействия.

Цель общения заключается в достижении изменений в познавательной, мотивационной, эмоциональной, поведенческой сферах тех лиц, которые принимают в общении участие. Общение дает возможность его участникам обмениваться результатами труда, мыслями, своими намерениями, переживаниями, идеями и др. Главное назначение этого процесса заключается в том, чтобы люди друг с другом контактировали, взаимодействовали, обменивались информацией и стремились понять друг друга.

В общении психологи условно выделяют коммуникативную, интерактивную и персептивную стороны.

Коммуникативная сторона общения предполагает обмен информацией таким образом, чтобы каждый участник коммуникации правильно понимал свою роль. Персептивная сторона общения в формировании образа другого человека, восприятие и понимание его. В общении важную роль играет впечатление, возникающее при восприятии человека. Что касается интерактивной стороны общения, то она представляет собой взаимодействие людей в процессе межличностных отношений.

Общению человек учится с детского возраста и овладевает разными его видами. Виды общения зависят от людей и среды, в которой человек живет.

Общение выполняет шесть основных функций:

  1. прагматическую функцию,
  2. функцию формирования и развития,
  3. функцию подтверждения,
  4. функцию объединения-разъединения людей,
  5. функцию организации и поддержания межличностных отношений,
  6. внутриличностную функцию.

Прагматическая функция реализуется в процессе совместной деятельности при взаимодействии людей и отражает его потребностно-мотивационные причины. Самой важной потребностью часто выступает само общение.

Готовые работы на аналогичную тему

Способность общения оказывать воздействие на партнеров отражает функция формирования и развития. В процессе общения с другими людьми усваивается общечеловеческий опыт, социальные исторически сложившиеся нормы, ценности, знания, способы деятельности, идет формирование личности.

Таким образом, общение является универсальной реальностью, в которой происходит зарождение, существование и проявление психических процессов в течение всей жизни человека.

Благодаря функции подтверждения человек имеет возможность познать себя, утвердить и подтвердить себя.

Две стороны имеет функция объединения-разъединения людей. С одной стороны, она способствует передаче тех или иных сведений через контакты между людьми, настраивает их на реализацию общих целей и намерений, объединяя их в единое целое. С другой стороны, эта же функция в результате общения способствует дифференциации и изоляции личности.

Сохранению устойчивых связей между людьми, их взаимоотношений в интересах совместной деятельности служит функция организации и поддержания межличностных отношений.

Общение человека с самим собой через внутреннюю или внешнюю речь обеспечивает внутриличностная функция общения. Это общение рассматривают как универсальную форму мышления человека.

Общение как коммуникация

Общение может иметь форму коммуникации, которая имеет ряд специфических особенностей:

Рисунок 1. Общение как коммуникация. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Существуют средства, ослабляющие действие фильтров и способствующие принятию информации. В совокупности эти средства получили название фасцинация, примером которой может быть музыкальное или цветовое сопровождение речи.

В процессе коммуникации выделяется три позиции коммуникатора – открытая, когда он сторонник излагаемой точки зрения, отстраненная позиция – коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, при этом не исключается ориентация на одну из точек зрения и закрытая позиция, при которой точка зрения коммуникатора умалчивается.

Среди коммуникативных навыков внимание уделяется нерефлексивному и рефлексивному слушанию. Нерефлексивное слушание – это внимательное молчание, которое используется тогда, когда говорящий формулирует проблему, а цель с его стороны заключается в том, чтобы эмоционально разрядиться. Когда говорящему нужна помощь при решении проблемы, а не только эмоциональная поддержка, используется рефлексивное слушание.

Информационный обмен в общении имеет основную цель – выработать общий смысл, общую точку зрения по поводу различных ситуаций, для которой характерен механизм обратной связи.

Выделяют косвенную обратную, т.е. завуалированную форму передачи психологической информации и прямую связь.

В ходе косвенной обратной связи используются риторические вопросы, иронические замечания, неожиданные эмоциональные реакции, насмешки. В подобных случаях коммуникатор сам должен догадаться, что партнер по общению хотел ему сказать.

Психологические условия эффективности коммуникации

В ходе речевой коммуникации может возникнуть достаточно большой перечень барьеров, например, отключение внимания слушающего, снижение авторитета коммуникатора в своем представлении, причем специальное, быстрый темп речи или плохая артикуляция говорящего, использование незнакомых терминов, слишком замысловатые конструкции фраз, частые повторы, неудачное структурирование, плохо выстроенная последовательность аргументации.

Повысить эффективность речевого воздействия позволяет совокупность определенных мер, получивших название убеждающей коммуникации.

Односторонние доказательства информированную аудиторию не убедят, а вот аргументация, в ходе которой излагаются, а затем опровергаются доводы противоположной стороны, убеждают больше.

В процессе общения человек использует тот или иной коммуникативный стиль, обычно их выделяют десять:

Участники общения в процессе коммуникации не только обмениваются информацией, но и добиваются её адекватного понимания всеми партнерами.

Благоприятному развитию общения и его эффективности способствует совместимость установок партнеров, четко сформулированные цели общения, твердо высказываемая основная мысль.

На эффективность общения влияет убежденность в понимании сказанного, спокойное отношение к любой реакции. Важным моментом для эффективной коммуникации является возможность обратной связи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В кратком психологическом словаре представлено следующее определение: общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимание человека человеком

Сущность общения, его функции, роль в психологическом развитии человека.

В психологической науке очень много определений такому понятию, как общение. Приведём некоторые.

А.Л. Бодалёв полагал, что общение – это взаимодействие людей, содержанием которого является взаимный обмен представлениями, идеями, настроениями и т.д. с целью установления определённых отношений. [5, c.13]

В кратком психологическом словаре представлено следующее определение: общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимание человека человеком. [15, с. 35]

Ряд психологов (А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) рассматривают общение как особый вид деятельности – коммуникативный.

М.В. Гамезо дал следующее определение, общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. [9, с. 76]

Общение играет большую роль в жизни общества и личности, являясь одним из условий их формирования. В определённые периоды жизни человека общение приобретает ведущую роль, становится ведущей деятельностью (младенчество, подростковый возраст) и внутри которой формируются основные, качественные особенности психики, личности (человеческие потребности, цели, интересы, ценностные ориентации, самосознание и другие характеристики). Установлено, что общение взрослых (особенно родителей) с детьми играет огромное значение для их интеллектуального, эмоционального и волевого развития. С другой стороны, доказано, что дети, лишённые возможности общаться с родителями (в детских домах) характеризуются низким уровнем саморегуляции поведения, испытывают трудности в общении со сверстниками.

Итак, можно выделить следующие основные функции общения:

- передачи и усвоения общественно-исторического опыта;

- условия развития личности (убеждений, интересов, идеалов, самосознания, качеств личности);

- движущей силы развития личности (потребность в общении);

- планирования, организации и регуляции совместной деятельности детей;

- познание людьми друг друга;

- выражения отношений личности к другим людям, деятельности.

Сущность межличностного общения заключается во взаимодействии человека с человеком. Именно этим она отличается от других видов деятельности, когда происходит взаимодействие человека с каким-либо предметом или вещью.

В подавляющем большинстве случаев межличностное общение оказывается вплетённым в ту или иную деятельность и выступает как условие его выполнения. И это понятно, поскольку вне общения людей друг с другом немыслимы процессы труда, учения, игры и т.д. В свою очередь тот вид деятельности, который общение обслуживает, не может не влиять на содержание, форму и ход самого процесса общения между его исполнителями. Например, учебная деятельность включает элементы программирования содержания и форм общения, обучаемых как друг с другом, так и с учителем.

Особенности межличностных взаимодействий в любой общности в значительной степени обусловлены тем, как её члены воспринимают и понимают друг друга, какой эмоциональный отклик преимущественно вызывают друг в друге и какой стиль поведения избирают.

Вступая в общение, друг с другом, люди, как правило, преследуют какую-то цель: сделать другого человека единомышленником, добиться от него признания, удержать от неправильного поступка, понравиться и т.п. Чтобы осуществить её, они более или менее сознательно используют свою речь, всю свою экспрессию, а побуждают их поступать в подобных случаях именно так, а не иначе имеющиеся у них потребности, убеждения, ценностные ориентации.

Вместе с тем, характеризуя общение как особый вид деятельности, необходимо также видеть, что без него не может происходить полноценное развитие человека и как личности, и как субъекта деятельности, и к индивидуальности.

Воспитательное значение общения заключается не только в том, что оно расширяет общий кругозор человека и способствует развитию психических образований, которые необходимы ему для успешного выполнения деятельности, носящей предметный характер. Воспитательное значение общения заключается ещё и в том, что оно является обязательным условием формирования общего интеллекта человека и, прежде всего многих его перцептивных, мнемических и мыслительных характеристик.

Не меньшее значение общение как деятельность имеет и для развития эмоциональной сферы человека, для формирования его чувств. Какие переживания по преимуществу провоцируют общающиеся с человеком люди, оценивая его дела и облик, откликаясь, так или иначе, на его обращение к ним. Столь же значимое влияние оказывает общение и на волевое развитие человека. Привыкает ли он быть собранным, настойчивым, решительным, смелым, целеустремлённым.

Обслуживая предметную деятельность и способствуя формированию типичных для человека общих характеристик его кругозора, его умения обращаться с предметами, а также его интеллекта и эмоционально-волевой сферы, общение ещё в большей степени оказывается обязательным условием и необходимой предпосылкой развития у него комплекса как более простых, так и более сложных качеств, которые делают его способным жить среди людей, сосуществовать с ними.

Общение - это многоплановый сложный процесс, в ходе которого устанавливаются и развиваются контакты и связи между людьми. Процесс этот порождается потребностями в совместной деятельности и включает в себя обмен информацией, а также выработку единого плана взаимодействия.

В общение, как правило, входит практическое взаимодействие людей в виде совместного труда, обучения, коллективных игр. Общение в психологии способствует планированию, осуществлению и контролированию деятельности людей.

Человек учится общаться с самого детства, изучает разные виды общения в зависимости от среды, в которой проживает, от людей, с которыми происходит взаимодействие. Все это имеет стихийный характер, происходит в житейском опыте. Зачастую данного опыта не хватает, к примеру, для овладения определенными профессиями, а в ряде случаев и просто для цивилизованного и продуктивного общения. И в данной ситуации особое место необходимо отвести совершенствованию и изучению закономерностей общения, навыков и умений их использования и учета.

Любые общности людей располагают своими методами воздействия, используемые в различных формах коллективной деятельности, где происходит концентрация на социально-психологическом содержании образа жизни. Все это находит отражение в традициях, обычаях, ритуалах, обрядах, танцах, праздниках, песнях, мифах, сказаниях, в театральном, музыкальном и изобразительном искусстве, в литературе, радио, телевидении и кино. Все эти массовые формы общения имеют мощный потенциал взаимовлияния людей. В истории человечества они воспринимались в качестве средств воспитания, приобщения человека посредством общения к духовной атмосфере жизни.

Формы проявления и функции общения

Существует пять сторон, в которых проявляется общение:

  • межличностная сторона;
  • когнитивная сторона;
  • коммуникативно-информационная сторона;
  • эмотивная сторона;
  • конативная сторона.

Межличностная сторона общения служит для отражения взаимодействия человека с его непосредственным окружением. Речь идет о других людях и общностях, с которыми человек связан в жизни.

Когнитивная сторона служит ответом на вопросы о том, кто является собеседником, какой он человек, что от него можно ожидать, а также на множество других вопросов, которые связаны с личностью партнера.

Коммуникативно-информационная сторона необходима для обмена между людьми разными идеями, представлениями, интересами, чувствами, установками, настроениями и т. д.

Эмотивная сторона является важнейшим компонентом во время функционирования чувств и эмоций, настроения в личных контактах людей.

Конативная, или как ее еще называют поведенческая сторона, общения важна для целей согласования внешних и внутренних противоречий в позициях партнеров.

Существует несколько функций общения:

  • прагматическая функция служит отражением потребностно-мотивационных причин и находит реализацию во время взаимодействия людей при совместной деятельности. И тут важно отметить, что общение в большинстве случаев является главной потребностью;
  • функция формирования и развития, заключающаяся в том, что общение может воздействовать на партнеров и при этом развивать и совершенствовать их во всех отношениях. При общении с другими людьми человек получает общечеловеческий опыт, социальные нормы, знания, ценности и способы деятельности, которые сложились исторически. Помимо этого, во время общения происходит формирование человека как личности. В итоге, можно сказать, что общение является универсальной реальностью, в которой зарождается, проявляется и существует психический процесс на протяжении всей жизни, а также состояние и поведение человека;
  • функция подтверждения, обеспечивающая человеку возможности в познании, утверждении и подтверждении себя;
  • функция объединения-разъединения людей, необходимая с одной стороны для передачи важных сведений, при помощи формирования между ними контактов, для настраивания их на осуществление общих целей, задач, намерений, при этом соединяя их в одно целое, а с другой стороны, является причиной изоляции личности во время общения и дифференциации;
  • функция организации и поддержания межличностных отношений, которая важна в вопросах интересов налаживания и сохранения продуктивных и устойчивых связей, взаимоотношений, контактов между людьми, учитывая при этом интересы их коллективной деятельности;
  • внутриличностная функция, реализующаяся во время общения человека с самим собой, посредством внутренней или внешней речи, построенной в качестве диалога.

Виды общения

Понятие общение в психологии имеет множество сторон. Существует ряд видов общения.

Существует межличностное и массовое общение. Межличностное общение подразумевает непосредственные контакты людей в парах или группах, в которых состав участников является постоянным. Массовое же общение является множеством непосредственных контактов людей, которые незнакомы, а также коммуникация, которая опосредована разными видами СМИ.

Помимо этого существует еще межперсональное и ролевое общение. При межперсональном общении конкретные люди являются участниками общения, они обладают рядом специфических индивидуальных качеств, раскрывающихся во время общения и организации коллективных действий. Во время ролевого общения участники общения являются носителями определенных ролей. К примеру, учитель – ученик, покупатель – продавец или начальник – подчиненный. Ролевое общение лишает человека спонтанности своего поведения, потому что совершаемые действия диктуются исполняемой ролью.

Данный вид общения подразумевает проявление человека не в качестве индивидуальности, а как некоторую социальную единицу, которая выполняет определенные функции.

Еще есть доверительное и конфликтное общение. Особенность доверительного общения заключается в том, что во время него передается особо важная информация. Доверительность считается существенными признаком всех видов общения, без него невозможны переговоры, решение интимных вопросов. Конфликтное же общение проявляется во взаимном противостоянии людей, выражении неудовольствия и недоверия.

Также бывает личный вид общения, который подразумевает обмен между людьми информацией, имеющей неофициальный характер. Деловой вид общения характеризуется процессом взаимодействия людей, которые выполняют совместную работу или включены в один вид деятельности.

Кроме того, существует прямой и опосредованный вид общения. Прямое общение предстает как исторически более ранняя форма взаимодействия людей. Данный вид общения служил поводом возникновения различных видов опосредованного общения во время более поздних периодов развития цивилизации. Опосредованное общение является взаимодействием с использованием дополнительных средств, таких как письма, видео- и аудиотехника и т.д.

Знаковые системы делают общение возможным. И тут выделяют вербальное и невербальное общение. Вербальное общение подразумевает устную и письменную речь. При невербальном общении используются неречевые способы общения.

Во время вербального общения, как правило, используются два вида речи: устная и письменная. Устная речь предстает в виде самостоятельной речи, имеющей свои правила и грамматику. Письменной же речи обучают в школе, она является признаком образованности человека.

Для регулирования течения процесса общения, создания психологического контакта между людьми, обогащения значения, которое передается через слова, направления истолкования словесного текста, выражения эмоций и отражения ситуации служат невербальные средства общения. Существует несколько разновидностей невербальных средств общения:

Структура общения

Существует структура общения. Она включает в себя ряд компонентов:

  1. Мотивационно-целевой компонент общения, который является системой целей и мотивов общения. Среди мотивации общения выделяют:
    • интересы и потребности человека, который проявляет инициативу во время общения;
    • интересы и потребности двух партнеров общения, которые побуждают их включиться в процесс общения;
    • потребности, которые вытекают из задач, которые можно решить совместно.

Соотношение мотивов общения может колебаться от конфликта до полного совпадения. Исходя из этого, общение может быть дружественного или конфликтного характера.

В качестве основных целей общения можно выделить получение или передачу определенной полезной информации, снятие напряженности, активизацию партнеров, управление совместной деятельностью, оказание влияния на других людей.

Цели партнеров могут противоречить, совпадать или исключать друг друга. Это и влияет на характер общения.

Важно отметить, что при взаимной социальной перцепции во время общения высока вероятность ее субъективизма. Это проявляется и в неправильном определении целей партнера, его мотивов, установок на взаимодействие и отношений.

Особая роль в общении отводится коммуникативному компоненту.

Под коммуникацией понимается связь, в процессе которой происходит обмен информацией между людьми во время межличностных отношений.

Коммуникативный компонент имеет несколько особенностей:

  • во время личных отношений двух людей, когда каждый предстает в качестве активного субъекта. Данные отношения при взаимном их информировании подразумевают налаживание коллективной деятельности. Особенности человеческого обмена информации состоит в определенной роли для участников общения конкретной информации и ее значении;
  • вероятность совместного влияния партнеров друг на друга при помощи системы знаков;
  • оказание коммуникативного влияния исключительно при наличии схожей или единой системы кодификации и декодификации;
  • вероятность появления коммуникативных барьеров. В данной ситуации четко видна связь, которая существует между отношением и общением.

Есть два типа информации:

  1. побудительная, которая проявляется в виде приказов, советов или просьб; служит для стимулирования определенных действий;

Стимуляция бывает трех видов:

  • активизация, которая служит в качестве побуждения к действию в необходимом направлении;
  • интеракцию, которая является запретом нежелательных форм деятельности;
  • дестабилизация, предполагающая нарушение или рассогласование определенных автономных форм деятельности или поведения.

Основной целью информационного обмена в общении является формирование общего смысла, одной точки зрения и приход к согласию по теме разных ситуаций или проблем. Для данного обмена, как правило, применяется механизм обратной связи. Согласно ему процесс обмена информацией во время межличностной коммуникации удваивается, а также кроме содержательных сторон, информация, которая поступает к реципиенту от коммуникатора, может содержать данные о том, как реципиент оценивает и воспринимает поведение коммуникатора.

Во время коммуникации возможно возникновение барьеров – психологического препятствия на пути к корректной передачи данных между партнерами по общению.

Особенности во взаимопонимании между людьми

Под взаимопонимание понимается социально-психологическая особенность, сущность которой проявляется в нескольких нюансах:

  • в согласовании личного осмысления предмета общения;
  • в двусторонней взаимоприемлемой оценке и принятии мотивов, целей и установок взаимодействующих людей, в ходе которой прослеживается полная или частичная схожесть или близость когнитивного, поведенческого и эмоционального реагирования на возможные для них методы в достижении результатов коллективной деятельности.

Для того чтобы достичь взаимопонимания между партнерами по общению важно обеспечить специальные условия. Рассмотрим некоторые из них:

  • речь взаимодействующих личностей должна быть понятна;
  • проявляющиеся качества взаимодействующих личностей должны быть осознанными;
  • разработка соглашения и выполнение его на практике согласно установленным правилам.

При соблюдении рассмотренных выше условий в практике повышает шансы на взаимопонимание, которое будет тем выше, чем более приемлемы для коллективной деятельности созданные правила взаимодействия.

Правила, которые разработаны для взаимодействия, не должны сковывать партнеров, поэтому важно их периодически корректировать, то есть согласовывать коллективные усилия людей и обстоятельства, которые позволят реализовать эти правила. Наилучшим способом это делать в случаях равноправного положения людей.

Для того чтобы достигнуть взаимопонимания важно, чтобы люди исходили из одинаковых постулатов общения и взаимодействия. Также важно соотносить предмет общения с единым социальным образцом, нормой поведения. Невозможно понять другого человека, пока не вступишь с ним в отношения, которые имеют личный характер, не проявив к нему эмпатию.

Возможно спланировать взаимопонимание, если в качестве основы рассматривать отношения индивидов к их ценностно-смысловым и психологическим позициям. В данной ситуации критерии, которые помогут сложить мнение о вероятном взаимопонимании, являются:

  • предложения, выдвигаемые каждым участником на знания предмета совместной деятельности, их компетентности;
  • прогнозирование отношений партнеров к предмету совместной деятельности, его важности для каждой из сторон;
  • рефлексия, иными словами процесс осмысления человеком того, что его воспринимают партнеры;
  • анализ психологический свойств партнеров.

Но важно отметить, что всегда возможен факт непонимания, которое возникает между людьми. И на это есть несколько причин:

Читайте также: