Духовная деятельность в доу

Обновлено: 06.07.2024

Номинация: духовно-нравственное и гражданское воспитание детей.

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях, систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.

Возникает проблема: как сделать так, чтобы ребенок был внутренне свободным, а внешне воспитанным? Если мы хотим, чтобы в будущем дети любили свою страну и стремились сделать жизнь в ней лучше, необходимо заложить основу для этой любви. Ребенок, прежде всего, должен узнать то лучшее, чего достигли его соотечественники и понимать, что эти достижения – результат труда отдельных людей в разных сферах.

Каким образом, нам, педагогам, сохранить свою духовность, выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их гордиться своими корнями, своей родословной, историей своего народа, научить любить Родину такой, какая она есть?!

Что может заинтересовать ребёнка? Наша многовековая история и культура. Терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности – вот то, что всегда лежало в основе быта и традиций русского человека.

Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.

В нашем образовательном учреждении не первый год ведется работа с детьми по духовно-нравственному воспитанию, ближняя цель которой- заложить основы правильного восприятия мира, чувства сострадания, милосердия, доброго общения, а дальняя цель– воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее родной страны.

Для достижения этих целей мы решаемследующие задачи:

1. Воспитывать позитивное отношение детей к окружающему миру, другим людям и самому себе.

2. Закреплять умение сочувствовать, проявлять отзывчивость и справедливость.

3. Обогащать словарь детей формулами словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения).

4. Дать элементарные представления об истории человечества через знакомство с произведениями искусства, игрой, фольклором и продуктивными видами деятельности.

5. Расширять представление о формах традиционного семейного уклада.

6. Развивать уважительное отношение к труду близких взрослых.

7. Учить чувству ответственности за свои дела и поступки.

Воспитательная система, сложившаяся в ДОУ по духовно-нравственному развитию личности дошкольника, содействует целостному духовно–нравственному и социальному развитию, формированию внутреннего мира и направлена на развитие нравственной позиции ребенка.

Подходы воспитательной системы:

-содержательный компонент - овладение детьми, доступных возрасту, объёмом представлений и понятий об окружающем мире: социальном устройстве общества, жизни народа, истории страны, культуре, традициях народа, природе родного края;

- эмоционально-побудительный - переживание личностью положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям, окружающему миру, проявление интереса к этим сведениям, потребности расширить свой кругозор, стремления участвовать в общественно полезном труде;

-деятельный компонент - реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности, наличие комплекса нравственно-волевых качеств, развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему.

Принципы реализации работы:

-принцип энциклопедичности (у ребёнка формируются представления и знания обо всём, что его окружает);

-принципкультуросообразности (учёт национальных ценностей и традиций в образовании);

-принцип систематичности, последовательности, преемственности в обучении. При соблюдении данного принципа можно достичь положительного результата в работе;

-принцип результативности. Предполагает обязательность общения воспитателя с ребенком, выяснения того, что и как он понял, почувствовал. С этой целью педагоги разрабатывают анкеты, тесты;

- принцип развития самоценных форм активности. В соответствии с этим принципом наши воспитанники получают возможность познавать мир через те виды деятельности, которые для них наиболее привлекательные.

Срок реализации: 1 год.

Ожидаемые результаты:

В результате реализации работы у воспитанников сформируются следующие представления:

· о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;

· о духовных и нравственных ценностях;

· о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру;

· об истории и культуре своей страны;

· научатся беречь и поддерживать красоту;

  • проявлять сострадание, сочувствие, сопереживание.

В ходе решения поставленных задач по духовно-нравственному воспитанию детей,мы организуем их через следующие формы воспитательно-образовательного процесса:

Ø Досуги, развлечения.

Формы работы по духовно-нравственному воспитанию:

- знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождество Пресвятой Богородицы, Рождественские Святки, Масленица, Пасха, Благовещение, Троица);

- тематические выставки детского творчества;

- знакомство детей с жизнью православных святых и защитниках земли русской, как пример высокой духовности и нравственности;

- экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией;

- экскурсии на природу (красота Божьего мира);

- слушание колокольной и духовной музыки на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей;

- постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших).

В своей работе особое внимание уделяем играм-драматизациям. Выбираем сказки такой направленности, которые воспитывают в детях нравственные качества. Дети старшего дошкольного возраста участвуют в драматизации любимых сказок, вовлекая малышей в различные игровые моменты.

Одним из важных средств духовно-нравственного воспитания является система праздников.Государственные праздники проходят торжественно, несут в себе ярко выраженные образовательные задачи. Народные же праздники имеют больше воспитательный характер, поэтому проходят ряженьем, разыгрыванием ролей, чаепитием. Например, нашим детям очень нравится отмечать праздник Масленицы, которая ежегодно проводится в стенах детского сада. Пасха проходит в форме познавательного путешествия. Мы рассказываем детям историю праздников, сопровождая рассказ видеорядом (иллюстрации, презентации).В рождественскую неделю дети рядятся в костюмы. У детей формируется уважение к фольклору, к истокам народной культуры.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Духовная жизнь в дошкольном образовательном учреждении: особенности, специфика, содержание, формы, результаты .

«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка. Основным фактором духовно-нравственного воспитания в детском саду является его интеграция в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и методики дошкольного образования.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания заключается в том, что в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В настоящее время основной целью дошкольного воспитания является целостное духовно-нравственное развитие личности ребенка. Исходя из цели, формулируются задачи:

– формировать способность к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;

– воспитать у детей чувство почтения и любви к родителям и другим людям, бережного отношения к окружающему миру;

– воспитывать детей в духе национальных и этнических духовных традиций;

– развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

– развитие познавательной активности, любознательности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, сопереживания другим людям.

Компоненты духовно-нравственного развития (сфера личностных ожиданий ), формирование которых возможно на начальной ступени образования:

- трудолюбие и бережливость;

- представление о добре и зле;

- взаимопомощь и уважение к друг другу;

- воспитание семейных ценностей

Формы работы с детьми духовной жизни в дошкольном образовательном учреждении:
1. Духовное образование (занятия, беседы, поручения).
2. Воспитательно–оздоровительное образование (праздники, развлечения, игры: подвижные, назидательные, ролевые, строительные, прогулки, экскурсии, походы).
3. Культурно–познавательное образование (организация выставок и конкурсов, экскурсии, посещение музеев, встречи с интересными людьми, целевые прогулки, концерты, просмотр передач, м/ф, фильмов, презентаций).
4. Нравственно–трудовое образование коллективный труд, (самообслуживающий труд, хозяйственно – бытовой труд,
труд по интересам, продуктивная деятельность,
изготовление подарков к праздникам).
Формы работы с семьей используемые в дошкольном учреждении:
1. Родительские собрания на духовно – нравственные темы.
2. Лектории для родителей.
3. Открытые показы воспитательного процесса.
4. Совместные праздники.
5. Помощь детскому саду (облагораживание территории, мелкий ремонт, участие в подготовке к праздникам)

Принципы духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним).

Природосообразностъ (воспитание должно основываться на научном пони мании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту).

Кулътуросообразностъ (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной куль туры, в данном случае православия, и особенностями, присущими традициям тех или иных регионов).

Светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ).

Духовно-нравственное воспитание в дошкольном детстве формирует
благотворное влияние на все стороны и формы взаимоотношений человека
с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и
формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную
ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и
общее физическое и психическое развитие.

Воспитание духовной личности возможно только совместными
усилиями семьи, дошкольного образовательного учреждения и государства.

Именно потому, что семья ребенка является ключевым звеном
направления духовно-нравственного воспитания детей, а также в свете
новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, в
основе которой лежит идея о том, что за воспитание детей несут
ответственность родители, а все другие социальные институты призваны
помочь, поддержать и дополнить их воспитательную работу, воспитание у
детей духовно-нравственных чувств необходимо осуществлять в тесной связи с родителями и общественными организациями.
В науке нет единого понимания сути, содержания и задач воспитания

духовности. Существует многообразие подходов, можно выделить в них

общее. Духовность – это потребность и способность человека устремляться к

вершинам бытия, слушать свой внутренний голос и бескорыстно, по зову

сердца, проявлять деятельностную любовь к окружающим людям и природе.

В связи с этим духовно-нравственное воспитание - это целенаправленный

педагогический процесс взаимодействия ребенка с элементами духовной

культуры, направленный на становление внутренней системы духовных

ценностей (абсолютных, общечеловеческих). Основываясь на этом, были

разработаны цель и задачи работы по духовно-нравственному воспитанию

Очень важно, чтобы нравственное становление ребенка предполагало не
только усвоение знаний и представлений о нравственных нормах и правилах
поведения, выработку привычки соблюдать эти правила и воспитание
нравственных чувств, но и происходило освоение, накопление и обогащение
нравственного опыта во всех аспектах его проявления.

В соответствии с ФГОС используются

Формы организации детей:

1. Организованная образовательная деятельность

2. Совместная деятельность детей и взрослых

3. Самостоятельная детская деятельность

hello_html_182ca269.jpg

Интеграция образовательных областей в процессе духовно – нравственного
воспитания дошкольников

Актуальность и проблемы духовно – нравственного воспитания дошкольников.

Детство – важнейший период в жизни любого человека. Именно в ранние детские годы у людей закладываются представления об окружающем мире, о человеческом обществе, о добре и зле, формируются духовно – ценностные ориентиры, идеалы, правила. В этот период душа ребенка наполняется осознанием, моральными качествами, закладывается фундамент характера и уникальных свойств будущей взрослой личности, приобретается начальный опыт поведения. Духовно – нравственное воспитание человека является приоритетом семьи, гражданского общества, страны в целом. Вот почему так важно правильно направлять в нужное русло развитие детей в самом раннем возрасте в семье и в детских дошкольных учреждениях. С подражанием, присущим всем детям, наблюдая и повторяя фразы, эмоции, высказывания, ребенок впитывает от родителей и воспитателя не только практический жизненный опыт, но и моральные качества, благородство, жизненные приоритеты.

Целью духовно – нравственного воспитания дошкольников является формирование высоконравственной личности, педагогическое содействие становлению ее гражданских качеств.

История России знает немало периодов, когда деградация личности, целого поколения, деморализация общества отражались на судьбе страны, приводили к социальным расколам и катаклизмам. В 1990 – е годы Россия пережила один из таких упадков. Каким вырастет следующее поколение и каковы будут его моральные устои, культура – зависит сегодня от качества воспитательной работы и формирования духовно – нравственного фундамента юных граждан страны.

Часто в воспитательном процессе, несмотря на все прилагаемые усилия педагогов, значительную роль играют различные внешние, общественные факторы. Среди проблем в сфере духовно – нравственного воспитания дошкольников сегодня выделяют такие как:

  • Нестабильная психоэмоциональная атмосфера в некоторых семьях,
  • Размытые нравственные ориентиры в обществе,
  • Отсутствие интереса к народным традициям, промыслам, рукоделию,
  • Агрессивное влияние средств массовой информации,
  • Доступ детей к смартфонам, планшетам и другим электронным устройствам, подменяющим интерес к книгам и истинные ценности межличностного общения.

Эти и другие факторы в комплексе оказывают негативное влияние на ход современного воспитательного процесса, порождая проблемы культурного и духовно – нравственного развития детей. Как следствие, несмотря на усилия вполне благополучных семей и профессиональных педагогов, в обществе возрастает детская преступность, увеличивается число подростковых абортов, появляются дети – сироты, брошенные несовершеннолетними матерями. А со временем проявляются и более масштабные проблемы безнравственного поколения. Задачами педагогов, соответственно, являются преодоление вышеуказанных отрицательных факторов, следование образовательным стандартам, ориентирование подрастающего поколения на базовые национальные ценности, соблюдение принципов духовно – нравственного воспитания.

Методы и средства духовно – нравственного воспитания дошкольников

Методы нравственного воспитания – это своеобразный набор инструментов в руках воспитателя. С помощью методов педагог может эффективно и увлекательно организовать систему нравственного развития и совершенствования маленькой личности, управлять воспитательным процессом. С помощью правильно подобранных методов духовно – нравственного развития воспитателем осуществляется целенаправленное воздействие на дошкольников, организуется и направляется их повседневная жизнедеятельность, обогащается их нравственный и культурный опыт.

Педагоги – методисты выделяют следующие общие методы нравственного воспитания дошкольников:


Методы формирования нравственного поведения Поручения
Упражнения
Требования
Положительные примеры взрослых
Воспитывающие ситуации
Формирование нравственного сознания Этическая беседа
Пример
Просьба
Объяснение
Внушение
Методы стимулирования Одобрение
Соревнование
Поощрение
Награждение

По способу выражения и воздействия методы классифицируют на:

  • Наглядный (наблюдение за сказочными героями, рассматривание иллюстраций, репродукций, предметов, проведение экскурсий, и другое),
  • Словесный (беседа, рассказ, чтение сказок, разгадывание загадок, заучивание песенок, поговорок, считалок, разбор ситуаций, проведение конкурсов, утренников и так далее),
  • Практический (изготовление поделок, рисование, разучивание танцев, проведение игр, инсценировок, и так далее).

Стоит заметить, что методы могут использоваться комплексно, с учетом возраста и возможностей дошкольников.

Среди средств духовно – нравственного воспитания дошкольников выделяют несколько групп:

  1. Художественно – изобразительные средства. К ним относят книги, занятия по рисованию и прикладному творчеству, музыкальные занятия, просмотр поучительных мультфильмов и сказок. Такие средства положительно влияют на эмоциональную сферу воспитанников, формируют моральные представления.
  2. Обращение к природе, ее проявлениям. Сюда можно отнести и прогулки среди деревьев, в парке, экскурсии к природным объектам, интерес к домашним животным. Все проявления природы, вызывающие восхищение, жалость, желание заботиться воспитывают в ребенке гуманную личность. Но не стоит путать с контактными зоопарками, дельфинариями и цирковыми представлениями, где звери содержатся в неволе, так как дети в раннем дошкольном возрасте еще не способны осознать мучительные судьбы таких животных.
  3. Практические игровые средства. Свободные игры в группе, инсценировки, настольные игры, подвижные игры – это варианты воздействия на психоэмоциональную сферу ребенка. Под руководством педагога в ходе интерактивного общения дети получают опыт межличностного взаимодействия, построенного на уважении друг к другу, берут пример, учатся контактировать, оценивать свои и чужие поступки с позиции морали.

Сказка как средство духовно – нравственного воспитания дошкольников

Знакомство детей со сказкой в садике может быть выражено в форме:

  • Рассказывания (свободный пересказ),
  • Выразительного чтения (с интонацией и мимикой),
  • Беседы по сказке (анализ поступков персонажей),
  • Иллюстрированной постановкой (пальчиковый или аппликационный мини – театр).

В младшей и средней группе дети с большим удовольствием учатся ролевым играм, инсценированию, наряжаясь в костюмы и изображая процесс вытягивания репки или заселения импровизированного теремка. Когда такие занятия и игры сопровождаются смехом и весельем, когда воспитатель буквально опускается на уровень малышей, ползая на коленях и играя вместе, а не диктуя строгим голосом, тогда в атмосфере детской раскрепощенности и непринужденности, на фоне положительных эмоций у детей формируется живое образное представление о роли сказочных героев, смысле их поступков. Закрепить восприятие сказочных образов, мотивы поведения героев и смысловой посыл сказки помогает совместная беседа по сказке:

  • Кто из героев сказки вам больше понравился?
  • Кто совершил хороший поступок, а кто плохой?
  • Какое действие персонажа вам больше понравилось?
  • Кого можно поругать, а кого простить?

Запоминая сюжеты русских народных сказок, воспринимая яркие образы персонажей и анализируя действия героев, дошкольники учатся выражать свои мысли, свое отношение, проецировать поступки, учатся быть добрыми и отзывчивыми.

Фольклор как средство духовно – нравственного воспитания дошкольников

Важную роль в процессе духовно – нравственного воспитания детей играют народные традиции. В русском фольклоре заложен большой педагогический потенциал, он может служить отличным средством духовно – нравственного развития детей дошкольного возраста. По сути фольклор – это народная педагогика. Сложенные веками традиции наполнены лучшими чувствами — добродушия, трудолюбия, гостеприимства, почитания родителей, уважения к природе, соблюдения здорового образа жизни. Славянские народы жили в единении с природой, почитали ее, знали народный календарь со всеми приметами, отсюда в фольклоре заложены частые обращения к природе как за помощью, так и в радости. Так как обращение к природе является одним из средств духовно – нравственного воспитания дошкольников, фольклор можно и нужно использовать в педагогическом процессе.

Элементы фольклора, наиболее используемые в воспитательном процессе:

  • Игры,
  • Песни,
  • Частушки,
  • Народные сказки,
  • Поговорки, потешки и прибаутки,
  • предания и былины,
  • обычаи и обряды,
  • прикладное творчество (фольклорные игрушки и др.).

Как может воспитатель применить фольклорные элементы на практике:

  • на музыкальных занятиях,
  • в дидактических играх,
  • в инсценировках сказок,
  • в режимных моментах,
  • при изготовлении поделок и так далее.

Использование фольклорных элементов в повседневной жизнедеятельности детской группы помогает создать особую уютную психоэмоциональную атмосферу и положительно влияет на образ воспитателя. Отвлекая утром ребенка потешками и прибаутками от расставания с родителями, опытный педагог легко устанавливает контакт с дошкольником, переключает внимание и создает благоприятный эмоциональный настрой. При разучивании русских народных песен дети приобщаются к богатой славянской культуре, постигают святое и доброе, впитывают духовность. А как удивительно девочки выглядят в костюмах матрешек!

Таким образом, при использовании фольклорного наследия в педагогическом процессе у дошкольников закладываются привычки, создается нравственная основа личности, необходимая для дальнейшего формирования ценностных ориентиров и принятия ответственных решений во взрослой жизни.

Роль музыки в духовно – нравственном воспитании дошкольников

Музыка является одним из важнейших средств наполнения и развития детской души. В духовно – нравственном воспитании ей принадлежит особая роль, она не только развивает разум, но и учит чувствовать, переживать, прививает вкус и воспитывает благородство души. Через музыку дети знакомятся с творчеством композиторов и познают шедевры мирового искусства. В ДОУ дошкольники знакомятся с музыкой посредством таких форм, как:

  • Слушание
  • Пение
  • Игра на детских музыкальных инструментах
  • Музыкально – ритмические движения
  • Театрализация
  • Музыкальные подвижные игры и другое.

Песня раскрывает красоту души русского народа, традиционные народные образы и идеалы, духовный опыт многих поколений. Песенный жанр учит ребенка эмоциональной отзывчивости, творческому самовыражению, вводит в духовную жизнь. Танец является одним из инструментов художественного и нравственного развития. Движения в народных танцах демонстрируют широту души, дружбу, смелость, удаль, жизнерадостность, чувство собственного достоинства. Выражая свои эмоции в танце, дошкольник учится контролировать свои движения, делать их гармоничными. Обстановка праздников, утренников в садике помогает ребенку выплеснуть свою энергию, свои мысли и эмоции, полюбить детский сад, свой уголок Родины.

Первыми музыкальными произведениями русской музыкальной коллекции на занятиях в детском саду могут быть

В арсенале музыкального работника всегда есть методическая подборка музыки, тематических занятий для разных возрастных групп. Познавая музыкальное наследие своего народа, ребенок впитывает эталоны морали, гармонии и красоты, ценный духовный опыт поколений.

Оформление уголка по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ

Одним из средств духовно – нравственного воспитания дошкольников является тематическое оформление предметно – пространственной среды. Важную роль играет уголок наглядной информации. Это не только инструмент нравственного воспитания детей, но и своеобразный диалог между воспитателем и родителями. Наглядные тематические уголки могут быть как в интерьере ДОУ, так и отдельно в группе, с учетом возрастных категорий. Наглядный материал рекомендуется обновлять как можно чаще, это подогревает интерес дошкольников и родителей.

Большой эмоциональный отклик при просмотре тематического уголка у воспитанников получают поделки и рисунки, выполненные своими руками, с помощью родителей. Дети искренне радуются, увидев свои работы на выставке, с гордостью демонстрируют родителям и друг другу. Оформление тематического уголка в контексте духовно – нравственного воспитания является неотъемлемой частью педагогического процесса в ДОУ.

В педагогическом процессе, несмотря на значительную роль ДОУ, основы духовно – нравственного воспитания детей закладываются в семье. Семья является первоисточником формирования личности и определяет поведенческие стереотипы. От родителей ребенок перенимает не только практический жизненный опыт, но и моральные ценности, любовь к искусству, культуре, Родине, традициям. Воспитателей и родителей объединяет стремление обеспечить дошкольнику гармоничное духовное и нравственное развитие. И только в тесном сотрудничестве, в непрерывном взаимодействии эта цель может быть достигнута.

Краткий комментарий к статье от Жанны Юрьевны:

Профессионального чтения…

Аннотация: охарактеризована актуальность управления духовно-нравственным воспитанием детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. На основе анализа теоретических представлений определены основные проблемы в данной области и условия эффективности управленческой деятельности.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, дошкольное образовательное учреждение.

Духовно-нравственное воспитание исторически является одним из ключевых компонентов отечественной системы формирования подрастающего поколения. Именно в дошкольном возрасте наиболее интенсивно проходит процесс формирования и осознания нравственных категорий на основе ранее накопленных представлений.

Духовно-нравственное воспитание особенно актуально в современных условиях, в связи с необходимостью обеспечения национальной безопасности России, что не представляется возможным без защиты культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций страны. Вместе с тем нельзя назвать эффективными разовые и локальные мероприятия, назрела необходимость в системном подходе к управлению духовно-нравственным воспитанием в условиях дошкольного образования.

Развитие дошкольного образования в Российской Федерации в первую очередь базируется на управленческих ресурсах. В случае их отсутствия положительная динамика совершенствования системы тормозится и сдерживается. Поэтому управление воспитательной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) следует считать ключевым фактором эффективности их деятельности.

Анализ государственной политики в сфере дошкольного образования показал следующие значительные изменения:

  • проведена структурная перестройка сети ДОУ, что позволило организовать дифференциацию учреждений по направлениям и формам деятельности. Это в свою очередь расширило возможности выбора для родителей между ДОУ с учетом индивидуальных особенностей и состояния здоровья ребенка;
  • введена инфраструктура коррекционно-педагогической поддержки детей, не посещающих ДОУ. Кроме того, востребованными оказались группы кратковременного пребывания, а также дополнительные разнопрофильные услуги на платной основе по учебному, художественно-эстетическому и оздоровительному направлениям;
  • в целом выросло количество дошкольных образовательных учреждений, функционирующих как на государственной, так и на частной основе, различного рода прогимназий и гимназий. Это позволяет создать организационно-педагогические условия для благоприятного перехода детей из дошкольного в начальное образование [1, c. 22].

Вместе с тем отдельные исследователи, в том числе Комарова Т.С., Кутузова И.А., Поздняк Л.В., Стеркина Р.Б., указывают на следующие негативные тенденции в сфере управления системой дошкольного образования:

  1. В целом не определены экономические методы управления в сфере дошкольного образования.
  2. В рамках контроля над эффективностью использования бюджетных средств в недостаточной степени учитываются образовательные результаты деятельности ДОУ.
  3. В связи с тем, что финансовые средства на нужды ДОУ распределяются в местных бюджетах, у руководителей учреждений сужен круг возможностей поощрять положительные результаты воспитательной деятельности.
  4. Средства от платных услуг расходуются ДОУ зачастую нерационально в связи с тем, что педагогическое образование руководителей не обеспечивает должной подготовки к действиям в условиях сложной экономической ситуации [4, c. 84].

Управление качеством воспитательно-образовательного процесса составляет основной предмет управленческой деятельности на всех уровнях системы дошкольного образования.

Традиционная модель управленческого цикла ДОУ интерпретирована И.А. Селиверстовой в ее диссертационном исследовании на основе работ ученых педагогов – управленцев Ю.А. Конаржевского и Т.И. Шамовой.

Главной функцией управления в условиях ДОУ можно назвать гностическую, что означает приобретение информации о направлениях деятельности педагогической системы. Проектировочная функция предполагает определение целей и задач на перспективу, разработку планов и проектов. Конструктивная функция означает моделирование разнообразных ситуаций. Исполнительская деятельность руководителя ДОУ реализуется в организационной функции. Назначение коммуникативной функции видится в построении взаимоотношений между субъектами управления.

Управление духовно-нравственным воспитанием в условиях ДОУ базируется на социальном заказе, индивидуальных особенностях детей и в целом на содержании образования. Духовно-нравственное воспитание должно распространяться на все направления деятельности ДОУ, включая занятия, прогулки, игровую деятельность, а также взаимодействие с родителями [5, c. 185].

Стратегия государственного образовательного стандарта рассматривает образование в дошкольном учреждении как целенаправленный процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста: охрана и укрепление их физического и психологического здоровья, развитие индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития у этих детей. Педагогический процесс ДОУ определяется как целенаправленное, содержательно насыщенное и организационно-оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослого и саморазвития ребенка в результате его активности при ведущей направленности роли педагога.

И.Б. Едакова указывает на следующие условия эффективности управления духовно-нравственным воспитанием в ДОУ:

  • обеспечение единого педагогического процесса на основе сочетания базовой и парциальных программ, их адаптации к условиям воспитания в конкретном ДОУ;
  • формирование предметно-развивающей среды, которая бы соответствовала целевым установкам духовно-нравственного воспитания в ДОУ;
  • формирование групп детей с использованием вариативного подхода (например, не только на основе возраста, но также с учетом уровней физического и интеллектуального развития);
  • нацеленность на максимальное задействование профессионального и личностного потенциала каждого педагога ДОУ и их коллектива в целом;
  • обеспечение управляемости педагогического процесса [2, c. 42].

Табунидзе Л.В. в своих исследованиях определил теоретические и практические подходы к управлению духовно-нравственным воспитанием в ДОУ. По его мнению эффективным это управление будет только при применении стратегического планирования как в целом по ДОУ, так и по отдельным направлениям его деятельности.

Проведенный анализ представлений ученых и практиков о месте духовно-нравственного воспитания в общей системе управления ДОУ показал актуальность внедрения стратегии такого эффективного управления, которая может быть гибкой, легко адаптироваться и интегрироваться для достижения одновременно и организационно-экономической эффективности, и педагогической. Оценить эффективность управления можно с использованием следующих критериев:

  • эффективность управления ДОУ в целом и педагогического процесса в частности, что означает соответствие достигнутых результатов поставленным целям и возможностям учреждения;
  • ресурсная эффективность, которую можно оценить посредством сопоставления затраченных ресурсов (финансовых, кадровых, материальных и др.) и полученных результатов;
  • педагогическая эффективность, то есть показатели развития духовно-нравственных качеств детей, успешность воспитательного процесса в целом;
  • управленческая эффективность, что предполагает наличие сложившегося организационного и экономического порядка управления, отсутствие замечаний вышестоящих организаций и контролирующих органов [3, c. 37].

Таким образом, одним из условий эффективного нравственного воспитания детей дошкольного возраста является управление качеством всего воспитательно-образовательного процесса. Данный вид деятельности во многом исходит из особенностей воспитанников и содержанием образования как процесса передачи определенной общественно значимой информации, в нашем случае – навыков нравственного выбора. Создание руководителем и специалистами ДОУ оптимальных условий для нравственного воспитания позволит в полной мере добиться поставленных целей и задач в данном направлении, сформировать благоприятную развивающую среду для детей.

Читайте также: