Анализ стихотворения честная бедность кратко

Обновлено: 04.07.2024

Кто честной бедности своей
Стыдится и все прочее,
Тот самый жалкий из людей,
Трусливый раб и прочее.

При всем при том,
При всем при том,
Пускай бедны мы с вами,
Богатство —
Штамп на золотом,
А золотой —
Мы сами!

Мы хлеб едим и воду пьем,
Мы укрываемся тряпьем
И все такое прочее,
А между тем дурак и плут
Одеты в шелк и вина пьют
И все такое прочее.

При всем при том,
При всем при том,
Судите не по платью.
Кто честным кормится трудом,
Таких зову я знатью,

Вот этот шут — природный лорд.
Ему должны мы кланяться.
Но пусть он чопорен и горд,
Бревно бревном останется!

При всем при том,
При всем при том,
Хоть весь он в позументах, —
Бревно останется бревном
И в орденах, и в лентах!

Король лакея своего
Назначит генералом,
Но он не может никого
Назначить честным малым.

При всем при том,
При всем при том,
Награды, лесть
И прочее
Не заменяют
Ум и честь
И все такое прочее!

Настанет день и час пробьет,
Когда уму и чести
На всей земле придет черед
Стоять на первом месте.

При всем при том,
При всем при том,
Могу вам предсказать я,
Что будет день,
Когда кругом
Все люди станут братья!

Шотландский поэт Роберт Бернс жил в XVIII веке, в то время, когда у власти стояла аристократия, а достоинства и недостатки человека определялись исключительно его происхождением. Но это было революционное время, и новые идеи уже набирали силу.

В стихах описано общественное устройство того времени. Король может пожаловать лакею любое звание, но он не может наделить его честностью и умом. А настоящая знать, по мнению Бернса, – это те, кто обладает истинным богатством: чистой совестью, достоинством трудящегося человека и добротой. Но эти люди вынуждены есть хлеб, пить воду и укрываться тряпьем, в то время как титулованные плуты одеты в шелка, пьют вино, пользуются различными привилегиями и управляют страной. Это крайне несправедливое положение вещей вызывало возмущение прогрессивных людей, во Франции уже свершилась революция, вся Европа стояла на пороге перемен. Поэт уверен, что настанет время, когда ум и честность займут подобающее им место, трудолюбие будет цениться по достоинству, а все люди станут братьями.

Стихотворение написано в стиле народной песни, которой впоследствии и стало. Легкое по форме и слогу оно пришлось по вкусу простому люду и имитирует более ранние народные сочинения, которые пелись во время работы или после нее в веселой компании. Несмотря на весомость обличаемых в строках общественных проблем, тон произведения приподнятый, веселый, он передает настрой бедняков, которые в условиях тяжелого труда и лишений все же распевают песни и радуются жизни. И автор в стихах не посторонний, он объединяет себя с простым народом, выражает его мысли.

"Честная бедность" как одно из резких обличительных стихотворений Р. Бернса, созданных в годы французской революции: знакомство с историей создания, анализ основной идеи. Рассмотрение способов усиления эффекта антитезы и придания легкости стихотворению.

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 05.05.2015
Размер файла 17,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Анализ стихотворения Р. Бернса "Честная бедность"

Кто честной бедности своей

Стыдится и все прочее

Тот самый жалкий из людей

Трусливый раб и прочее.

По сюжету стихотворения мы видим, что здесь противопоставлены друг другу лживые богатые - честным бедным. Что раскрывается нам с помощью сравнения жизни одних и других

Мы хлеб едим и воду пьем,

Мы укрываемся тряпьем

И все такое прочее,

А между тем дурак и плут

Одеты в шелк и вина пьют

И все такое прочее.

По композиции стихотворение напоминает стандартная народную песню (которой и стало впоследствии). Есть куплет, с определенным смыслом, после которого идет постоянный повтор определенных слов, которые служат своеобразным напевом.

При всем при том,

При всем при том

Подобные повторы наблюдаются практически во всех народных песнях. Первая часть припева остается неизменной, другая же постоянно меняется, и относится по тематике к предыдущему куплету, что образует стандартную схему связанных между собой смысловых частей, имеющих начало, средину и конец.

Богатство -Штамп на золотом

А золотой -Мы сами!

Или же можно наблюдать то же самое в конце третьего припева:

Бревно останется бревном

И в орденах, и в лентах!

И так практически в конце каждого куплета, кроме второго.

Здесь так же присутствует большое количество фонетических повторов (аллитерация) некоторых сонорных согласных звуков, а в частности [л”], [м], [н], что, в свою очередь, придает еще больше приподнятости настроению и задают ритм: Лирический герой не отделяет себя от толпы, а наоборот объединяет себя с такими же людьми, как и он:

1. Пускай бедны мы с вами

2. Мы хлеб едим и воду пьем

3. Мы укрываемся тряпьем

Практически каждая строчка проникнута позитивными настроениями, верой в лучшее будущее на то, что справедливость восторжествует. Автор не стесняется, и напрямую высказывает свою позицию с гордой уверенностью и устремленным в будущее взглядом:

Настанет день и час пробьет

Когда уму и чести

На всей земле придет черед

Стоять на первом месте.

Опять же, читая эти строки, невольно сам начинаешь верить в его слова. И в большинстве эти стихи написаны были для того, чтобы поднять тем самым народный дух и не дать ему упасть. Чтобы поддержать каждого, кто уже устал от всех бед, свалившихся на него в таком положении, и смог смотреть дальше. В каком-то смысле, можно смело сказать, что Бернс мог, смело поднимать восстания и быть народным вождем, так как буквально угадывает мысли каждого человека, находящегося в таком положении.

Основную идею стих-я мы понимаем через антитезу-постоянное противопоставление бедности и богатства, честности и лживости, например через предметы быта или из рассказов о повседневной жизни:

Мы хлеб едим и воду пьем,

Мы укрываемся тряпьем

И все такое прочее,

А между тем дурак и плут

Одеты в шелк и вина пьют

И все такое прочее.

обличительный стихотворение антитеза

Подобные документы

Особливості стилю Р. Бернса, тематика творів. Короткий опис найвідоміших віршів поета, головні герої. Внесок Василя Мисика в українську бернсіану. Роль П. Грабовського й І. Франка як популяризаторів і перекладачів Бернса. М. Лукаш і його переклади поета.

дипломная работа [203,6 K], добавлен 03.11.2010

Гнівне й нещадне викриття суспільства в сатиричній поемі Р. Бернса "Два собаки". Антирелігійна тема в творчості Р. Бернса. Балада "Джон Ячмінне зерно" як полум’яний патріотичний гімн. Розкриття завдання поета та поезії в алегоричній поемі "Видіння".

контрольная работа [30,1 K], добавлен 07.11.2016

Предпосылки возникновения и первые шаги Французской революции, поэтизация революционных идей Вольтером и Руссо. Особенности песен и прозы, посвященных революции и победе над феодализмом во Франции. Применение античных образов в данном виде искусства.

реферат [17,9 K], добавлен 24.07.2009

Классификация понятия перевода поэтических произведений различными лингвистами. Общие требования и лексические вопросы перевода художественной прозы на примере поэмы "Ворон", стихотворения Марины Цветаевой "Родина" и "Мое сердце в горах" Р. Бернса.

дипломная работа [153,3 K], добавлен 01.07.2015

конспект урока [14,1 K], добавлен 05.07.2013

История написания стихотворения Ахматовой "Я пришла к поэту в гости", посвященного Блоку. Описание эмоционального впечатления от дружеского визита писателя. Творчество Ахматовой с позиции акмеизма. Анализ стихотворения с синтаксической точки зрения.

презентация [1,4 M], добавлен 01.06.2012

История создания стихотворения Державина "Властителям и судиям", характеристика его темы и идеи, особенности основных образов. Создание и формирование автором особой поэтической системы. Художественное своеобразие и значение произведения в литературе.

Шотландский поэт Роберт Бернс в своем стихотворении ” Честная бедность ” рассуждает о вечных вопросах: что такое бедность и богатство, что такое честь и ум. Как честь и ум сочетаются с богатством и бедностью.

В стихотворении противопоставлены бедные, но честные и богатые, но нечестные люди. Он утверждает, что богатство не означает, что его обладатель – это человек честный и благородный. Скорее наоборот: часто богатый человек оказывается глупым и негодяем. Я думаю, что во времена Роберта Бернса (а он жил в XVIII веке) так и было.

всем в Англии заправляли люди богатые и знатные. Они не обязательно были самыми умными, но их деньги и их титулы давали им право управлять страной. В то же время очень многие умные и достойные люди не могли найти применения своим способностям.

Ведь они были бедны и неблагородного происхождения. Вот Роберт Бернс и выступает в своем стихотворении с критикой таких порядков:

Мы хлеб едим и воду пьем, Мы укрываемся тряпьем И все такое прочее, А между тем дурак и плут Одеты в шелк и вина пьют И все такое прочее.

Для самого Роберта Бернса настоящая знать – это те люди, кто зарабатывает себе на жизнь своим

трудом. Он говорит, что о человеке нельзя судить по платью (и я в этом с ним полностью согласна), а главное, что он умеет делать и какая у него душа. Если человек добрый, если он умный и честный, то не важно, кто он по происхождению и сколько у него денег. И наоборот, сколько бы ни было у человека денег и титулов, они не заменят ему ни ума, ни совести:

При всем при том, При всем при том, Хоть весь он в позументах, Бревно останется бревном И в орденах и в лентах!

В то время во многих странах основой социального строя была абсолютная монархия. И король мог делать все, что он захочет. Никто не мог ему ни в чем перечить.

Никто не мог критиковать его поступки, потому что он был самым знатным человеком в стране. И он мог назначить на любой пост человека глупого или нечестного только потому, что тот знатен или покорен ему: Король лакея своего

Назначит генералом, Но он не может никого Назначить честным малым.

И все вокруг должны подчиняться таким решениям. Простые люди должны были кланяться при встрече с дворянином только потому, что это лорд. И никого не интересовало, что этот лорд может быть “бревно бревном”. Таким людям Роберт Берне противопоставляет умных и честных тружеников.

Для него нет никого лучше этих людей. И пусть у них мало денег, но зато они богаты душой. И он призывает этих людей не стыдиться своей бедности, не думать о себе плохо только потому, что у тебя пустой кошелек: Кто честной бедности своей

Стыдится и все прочее, Тот самый жалкий из людей, Трусливый раб и прочее.

Я тоже так думаю. Мне кажется, что, когда бедняк начинает преклоняться перед богатством, это неправильно. Человек так унижает самого себя.

Он становится настоящим рабом. Пусть не фактически, но внутри себя, в своем сердце. Он раб денег.

Роберт Берне абсолютно прав: никакие деньги, никакие награды, никакая лесть и “прочее” не заменят человеку ни ума, ни чести. Мне, как и замечательному шотландскому поэту Роберту Бернсу, очень хочется, чтобы настал тот день и час, все люди будут равны друг перед другом, когда не будет знатных и неблагородных, не будет бедных и богатых. А на первом месте у всех будет стоять ум и честь!

История создания и публикации русского перевода

Под стихами Бёрнса рисунок: миловидная девушка (судя по её вопросу – уборщица) и сонный, помятый толстяк (судя по его ответу – парторг). Текст к рисунку:

« – Почему в вашем парткабинете валяется столько хлама?

« – Смотрите, он опускается прямо до земли.

Тема, жанр и литературное направление

Жанр стихотворения – сатирическая песня. Тема: лучше, счастливее, спокойнее тому, кто беден, но честен, нежели тому, кто знатен и богат за счёт проданной чести.

Тропы и образы

Размер и рифмовка

Читайте также: