Что такое зло обществознание 6 класс кратко

Обновлено: 04.07.2024

Цель урока: Духовно-нравственное воспитание учащихся.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Методические приемы: фронтальная работа, работа в группах.

Эпиграф к уроку: Добрый человек из тайников доброго сердца выносит добро, а злой – зло, ибо уста человека говорят о том, что переполняет его сердце. / Иисус Христос/

Оборудование:

1. вариант: Компьютер, проектор, экран.
2. вариант: Урок проходит как обычный без применения информационных технологий.

I. Оргмомент. Начало урока

II. Актуализация темы и цели урока

Учитель: У каждой науки есть свои особые слова, понятия, с помощью которых она раскрывает свое содержание: в математике – плюсы и минусы, в физике – электроны, в химии – молекулы. Есть свои особые слова и в этике. Самыми важными из них являются понятия добра и зла. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории человечества. Это вечные вопросы. Вся мировая культура, вся мировая литература – это попытка ответить, что есть добро, а что зло. Свой ответ на эти вопросы дают и мировые религии: христианство, ислам, буддизм.

III. Новый материал. Беседа с классом

– Как вы понимаете, что такое добро? (Ответы учащихся)

– Как в русском языке называют слова, имеющие несколько значений? (Ответы учащихся)

Учитель подводит итог высказанным мнениям: Все, что противоположно добру, есть зло. В понятие зла вложены представления о безнравственном, недобром. Зло охватывает все отрицательные явления: насилие, обман, подлость, воровство, хулиганство… Зло находится там, где человека оскорбляют, унижают. Ожегов С.И. дает такое определение:

IV. Работа в группах

1-2 группы – из десяти положительных качеств выбрать только три, которые являются основными для доброго человека. Вторая группа или соглашается с мнением первой группы или высказывает свое мнение.

3-4 группы – из десяти отрицательных качеств выбрать только три, которые характеризуют злого человека. Четвертая группа или соглашается с мнением третьей группы или высказывает свое мнение.

Слова учителя: Ожегов С.И. дает такое определение: Добрый – делающий добро другим людям, отзывчивый, а также выражающий эти качества. Несущий благо, добро, благополучие.
Злой – заключающий в себе зло. Полный злобы, злости.

Добрый человек Злой человек

Отзывчивый жадный
Честный жестокий
Справедливый хитрый
Гуманный вспыльчивый
Щедрый завистливый
Веселый мстительный
Вежливый агрессивный
Владеющий собой трусливый
Заботливый хвастливый
Спокойный лживый

Одновременно с этим два ученика работают у доски, подбирая слова с корнем:

1. Добро – (добровольный, добродушный…)
2. Зло – (зловещий, злопамятный…)

– Как в русском языке называются слова, имеющие одинаковый корень? (Ответы учащихся)

– А можете ли вы привести примеры относительности добра и зла? (Ответы учащихся)
– Как вы думаете, почему одних людей называют добренькими, а других – добрыми? Есть ли разница в значении этих слов? (Ответы учащихся)

– Кого из ребят можно назвать добреньким, а кого – добрым? (Ответы учащихся)

– Послушайте притчу (мудрый рассказ) о старательном дровосеке.

– А сами мы всегда ли бываем добрыми? (Ответы учащихся)
– Почему бывает трудно быть добрым? (Ответы учащихся)

– Как же так получается, что одни люди добрые, а другие – злые? Почему люди вырастают злыми? Кто в этом виноват: семья, школа, общество? Поразмышляйте. Выскажите свое мнение. (Ответы учащихся)

Учитель: Наверное каждый из вас прав потому что нет и не может быть однозначного ответа на этот вопрос. У разных людей есть свои версии причин.

– А как победить зло? Что нужно сделать, чтобы зла стало меньше? (Ответы учащихся)

V. Творческое задание

Пример: преступник совершил жестокое убийство, можно ли на его зло ответить добром, как учил Иисус Христос? (Ответы учащихся)

Учитель подводит итог: Конечно, нет, нужно ответить, как учил Конфуций – справедливостью. Кстати, это не противоречит учению Христа, который говорил, что каждому воздастся по его делам.

Учащимся предлагается задание:

– Каждый из нас с легкостью говорит о своих добрых делах, труднее с делами злыми. Кто из вас может сейчас рассказать о своем злом поступке, за который вам было стыдно? (Ответы учащихся, если они есть.)

(Нагорная проповедь Христа)

VI. Обобщение: оценки за урок.

VII. Домашнее задание: совершить доброе дело, хотя бы маленькое.

Две главенствующие категории в системе моральных ценностей – это добро и зло. Несмотря на то, что каждая из них относительна, под общую характеристику можно определить любое действие, совершенное человеком. Зло и добро – две величайшие силы, ведущую постоянную борьбу между собой с самого начала существования человечества.

Весы справедливости и гармонии предполагают, что зла всегда больше. Всегда найдется тот, кто пройдет мимо или выскажет негатив в лицо, чем добрый человек вдруг решит помочь. Человек в наше время начинает забывать ценность доброго слова, мягкого рукопожатия и нежного похлопывания по плечу. Все чаще вокруг встречаются одичалые глаза, не желающие принимать участие в чудом несчастье. Проще промолчать и пройти мимо.

Важно помнить, что добру в этом мире всегда есть место. Абсолютного противовеса быть не может. Ни в коем случае добро не может исчезнуть из жизни людей. Стоит понимать, что начать нужно с себя. Самое простое – не пройти мимо, когда человеку нужна помощь, а дальше все станет значительно проще и светлее.

Добро и зло – основные понятия морали. Каждый человек с детства научен этим аспектам. Все соизмеряют свои действия с этим мерилом. Ему есть название – мораль. Каждого ребёнка учат различать добро и зло, что такое хорошо, а что такое плохо. Дети не в состоянии до конца оценивать свои поступки и их последствия. Но подростки уже чётко понимают, что есть что. И порой осознанно избирают злые и подлые поступки.

Добро – это действия человека, направленные во благо другому живому существу. Добрые люди нужны всегда и везде. Они приносят свет, тепло и радость. Жить без таких людей невозможно. Они удерживают общество от морального разложения. Добро – единственное спасение в бурном океане жесткой жизни.

Жизнь заключается в борьбе. Борьбе добра и зла. Каждый человек сам решает, чего в его жизни будет больше. Всё упирается в нравственный выбор. Если индивид выбирает добро, то его жизнь будет наполнена любовью, нежностью и светом. Другие люди будут тянуться к нему. Но, если выбор падёт на зло. Раз, два и больше. Жизнь человека будет становиться хуже и хуже. Человек будет наполняться злобой, грубостью, ненавистью и ярость. Вскоре для окружающих станет несносным. Все будут избегать его и сокращать общение по максимуму. Мало кто захочет общаться со злой личностью. Она не помогает расти и развиваться, а только тянет вниз, к деградации.

Но и с этого есть выход. Всё начинается с осознания и признания проблемы. Это шаг к исправлению. Далее, следует изменить мышление и плохие привычки. Это самое сложное. Нужно начинать делать добрые дела и помогать другим. Со временем жизнь поменяется и придёт радость.

Вариант 2

С самого детства мы знакомы с понятиями добра и зла. Взрослые каждые день объясняют нам, что хорошим быть хорошо, плохим быть плохо. Милиционеры твердят о переходе дороги только на зеленый свет или по зебре, врачи уговаривают нас, что болеть — это плохо. Почему плохо? Если это позволяет не ходить в школу, валяться в постели и кушать много вкусных блюд приготовленных заботливой мамой. Пожарные предупреждают, что спички не игрушка и в неумелых руках являются злом.

В школе твердят, что четверка — это хорошо, а тройка — плохо. Но нам никто не может ответить на вопрос о том, кто так решил и почему.

Всю жизнь людей ставят в ситуации, где им противопоставляется различное в черном и белом, в хорошем и плохом, в добре и зле. И человек обязан выбирать одну из сторон, он не имеет права занимать нейтралитет, ведь в обществе ты либо достойный гражданин, либо нет.

Даже в религии имеется свое добро и свое зло. Не могут и сказки обходится только положительным примером. Им обязательно нужны злые стороны жизни в виде Змея Горыныча и Соловья Разбойника.

Тонкая грань между светлым и темным стерта. И стерли ее не обстоятельства, а люди, которые занимаются сегодня подменой понятий. Если быть добрым выгодно — я буду, если быть злым практично — я буду. Двуличность людей пугает. Стало совсем не понятно, куда делось: чистое, тихое и бескорыстное добро. Хотя если сильно задуматься, то ответ находиться. Зло поглотило добро.

Теперь, чтобы быть добрым нужно пройти через семь ступеней зла. Украсть, обмануть, погубить. А потом строить церкви, помогать больным детям и улыбаться на камеры, бесконечно улыбаться и тешиться от такого прекрасного, и доброго самого себя. Добряка, который загубил тысячи душ, прежде чем решил заложить фундамент нового храма или больницы.

Нет сейчас понятий добра и зла. Они не выступают отдельным фронтом, они единый кулак, который бьет тогда, когда не надо и гладит, когда уже не нужно.

Сочинение рассуждение Добро и зло

Тема добра и зла стара как мир. Издавна эти два кардинально противоположных понятия ведут борьбу за право восторжествовать друг над другом. С незапамятных времён добро и зло заставляют людей спорить о том как отделить черное от белого. В жизни все относительно.

Понятия добрый и злой собирательные. Иногда, казалось бы добрый, благой поступок приводит к негативным последствиям. Также как и в недобром деле некоторые находят для себя плюсы.

И даже сама война, вроде бы совершенно негативное явление, тоже несёт в себе частичку пусть не добра, но определенной пользы: завоевание новых земель, сплочённость и братство союзников, воспитание воли к победе.

Образец 4

Добро и зло, являются основными аспектами нашей жизни. Вокруг этих, основных понятий морали строится все виды взаимоотношений в нашем обществе. Еще с самого раннего возраста, у детей, начинают развивать способность, различать эти два понятия. Вследствие чего, данная схема миро восприятия ребенка, становиться первостепенной, в воспитании будущего члена общества. Так как способность различать эти две противоположные стороны нашей жизни, является основой, для построения моральных принципов ребёнка. В итоге, в подростковом возрасте, дети начинают в полной мере, осознавать соответствие своих поступков к основным принципам морали.

Но если коснуться этой темы, в общем, на более высоком уровне, то можно заметить непрерывную, постоянную борьбу, между добром и злом, которая не прекращается ни на минуту. Как в прошлом, так и в настоящем времени, можно привести примеры, наглядно доказывающие наличие такого противоборства. Ярким примером может послужить, Великая Отечественная Война, где в роли темной, злой стороны, выступала фашистская Германия. Или допустим, наше время, где в роли противоборствующей стороны выступает политический курс Соединённых Штатов. Примеров довольно много, и практически в любой сфере жизни.

В итоге, я хотел бы сказать, что данная тема очень сложна, полностью раскрыть и проанализировать ее нет возможности. Но, что тогда стоит взять во внимание? Я думаю, что главное это умение различать зло и добро, иногда бывают случаи, когда добрый поступок тщательно замаскирован. И тогда надо быть очень бдительным, что бы обнаружить это. Так же стоит, аккуратно распоряжаться добром, говорят навязанное добро — хуже зла.

Добро и зло

Несколько интересных сочинений

Анна Сергеевна Одинцова, жена богатого пожилого помещика Одинцова. Она довольно рано вышла замуж, чтобы избавить себя от силков бедности. Вскоре Анна овдовела и завладела богатством почившего супруга.

Одной из самых известных сказок Ганса Христиана Андерсена является Снежная королева. Кай и Герда любили друг друга как родные

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

- воспитывать доброту и милосердие, доброжелательность, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других;

- формировать представления о нравственной ответственности человека за свои поступки;

- развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с различными источниками;

- совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения Основные термины и понятия: добро , зло.

Формы организации учащихся :

Фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником, словарная работа.

1. Организационный момент

2 .Введение в тему .

- Прочитайте эпиграфы (Слайд 1)

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

-Сегодня на уроке будем говорить об основных этических понятиях – добро и зло. (Слайд 2)

Подготовка к изучению нового материала.

Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.

Добро со злом неразделимы.

Борьба идет под плач и смех,

Но жаждет каждый видеть зримо,

Когда добро одержит верх.

Заслужит только тот награды,

Кто испытание пройдет.

Кувшинчик с кладом он откроет,

И в мир добра он с ним войдет.

Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности.

Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его.

- Понятны ли вам слова добро и зло?

Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми? ( Ответы детей)

- Видите, как по-разному мы представляем себе это понятие.

Так что же такое доброта? Обратимся за помощью к толковому словарю. (Слайд 4)

И отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добросердечный, добропорядочный, добросовестный

Обратимся к учебнику. стр.12-13 записать определение в тетради.

Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты.

Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.

Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?

И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.

- А что такое зло?(ответы)

Обратимся к учебнику. стр.13

записать определение в тетради.

Почему же добро всегда побеждает над злом?

Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра . У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…

Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

- Ребята, а какого волка вы кормите и чем?

- Расскажите о добром поступке, который совершили вы сами или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце, или видели, или слышали о людской доброте?

– Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте?

Работа с пословицами.

- Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло, и мы в этом убедились на примере притчи. Эту мысль они отразили и в пословицах, которые передаются из уст в уста.

Обратимся в к тетради.

Объединитесь в группы , обсудите в группе, в чем заключается смысл этих пословицы, а затем всем расскажите ваше общее мнение.

1. Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
2. Жизнь дана на добрые дела.
3. Доброе слово и железные ворота открывает.

5. «Твори добро, чтобы любя добро тебя нашло,

6. «Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

«Рождает зверя зверь,

Рождает птица птицу,

От доброго добро,

- Да, правильно. Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте – это доброе слово.

-Какие добрые слова вы знаете, мне хотелось бы проверить.

- Растает даже ледяная глыба
От слова теплого… (щелчок) .(спасибо)
- Зазеленеет старый пень,
Когда услышит.. (щелчок) .( (добрый день)
- Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь… (щелчок) .(. (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (щелчок) .( (извините, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят … (щелчок) .( (до свидания)

- Ну вот, волшебные слова мы вспомнили. А как вы думаете – от чего зависит их сила?

- Правильно, сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым.

«В жаркой сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.

Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.

На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.

-Что это за человек? – спросил внук деда.

-Это не человек, - ответил дед.

В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.

-Что это за человек? – спросил внук деда.

-И это еще не человек, - ответил дед.

Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.

-А это что за человек? - спросил внук деда.

- Что вы можете сказать о главных героях рассказа? Какие они? Почему?

- Согласны ли вы с той характеристикой, которую давал дедушка проезжим? Какой он – обыкновенный человек? – (добрый, заботиться о других, помогает…) В разное время у людей было разное понятие норм, об этом мы поговорим на следующем уроке.

Физкультминутка-игра. (Слайд 10)

Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть имя сказочного героя, а вы определяете, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой — закрываете лицо ладошками. Итак, начали: Баба Яга, доктор Айболит, Дюймовочка, Змей Горыныч, Вини Пух, Золотая рыбка, Смешарики

Индивидуальная работа.

Проанализируйте ситуации и скажите, по каким мотивам совершались добрые дела.(тексты в тетради)

Ситуация 1.: Ученик возвращался из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжелый пакет, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои услуги. Мальчик помог донести груз, хотя ему было не по пути. В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону. Только старик хотел поблагодарить его, как мальчика вокруг не оказалось.

Ситуация 2 . Однажды старушка – соседка попросила мальчика отнести и сдать бутылки из-под кефира. Он согласился, но сказал, что за это она должна чем-то отблагодарить его.

Совместная работа. Распределите слова на две группы , в первую поместите слова, относящиеся к понятию "добро", во вторую - к понятию "зло": Обман, насилие, взаимовыручка, помощь, умение говорить правду, хвастовство, ложь, трудолюбие. Мужество, честь, хвастливость, жестокость, скромность, милосердие, совесть трусость, зависть, жадность, честность, тактичность, болтливость, правдивость, хитрость, бестактность, лживость, малодушие, справедливость, выдержка, эгоизм.

Приведите свои примеры

Проверь себя. (Слайд 11)

1)________________ - образец поступков людей и отношений между ними.

3)Что считается добрым поступком?

А. Забыть о неприятной просьбе

Б. Дать списать домашнее задание

В. Опоздать на неинтересную встречу

Г. Помочь соседу по парте разобрать задачу

4)Укажите поступки , которые одобряет общество

5)Что является последствием злых дел?

Г. мирное сосуществование

6) Знания о добре и зле помогают людям

А. проявлять заботу о близких

При правильном ответе на слайде появляются части картинки. Команда черепашек Ниндзя.

- Я уверена, что вы всегда, в любой ситуации будете говорить вежливые слова, совершать добрые поступки, делать добрые дела.

Помните, что без добрых дел нет доброго имени, жизнь дана на добрые дела.

Ребята! Будьте добрыми и щедрыми, и это воздастся вам сторицей. Любите труд, который приносит большое наслаждение. И настанет время, когда вы сможете сказать "Я делаю нужное дело, приношу пользу людям".

Домашнее задание

1. Продолжить сказку самим и предложить родителям, если у них будет желание, написать свой вариант (текст напечатан на листочках)

Дополнительный материал:

1. Воскресенье. По телевизору должна идти интересная передача. Но мама просит по какой - то причине в это время погулять с маленьким братом. Какой вариант поведения вы выберете?

-Предложу посмотреть сказку вместе с братом.

-Сначала посмотрю сказку, потом пойду гулять с братом.

-Выясню, по какой причине мама не может сама погулять, потом решу, как поступить.

-Пойду погуляю с братом.

-Придумаю брату какую–нибудь интересную игру, пока будет идти сказка, чтобы он не захотел идти гулять.

- Почему вы выбрали именно этот вариант?

- Как ты поступишь?

- Предложу тянуть жребий, чтобы было не обидно.

- Предложу решить голосованием, как считает класс, кто достоин получить билет.

- Предложу дать эти билеты тем, кто заслужил хорошей учебой и активной работой.

- Подниму руку, что не пойду.

- Предложу распределить по группам и выбрать достойных.

-Объясни выбранный вариант.

3. Ребята готовили спектакль к Новому году. Всем хотелось играть главные роли. Как вы советуете учителю поступить при распределении ролей?

-Главные роли дать тем, кто уже проявил свои способности.

-Главные роли дать тем, кто еще ни разу ни в чем не участвовал.

-Желающим тянуть жребий.

-Пусть решат сами участники спектакля.

Выбор вариантов ребята делают письменно, чтобы можно было проанализировать направленность их решений.

-А теперь, ребята, попробуйте разнести выбранные вами решения по следующим колонкам: для себя, для других, для коллектива.

Читайте также: