На каком из нижеперечисленных этапов проектной деятельности возрастает роль школьного библиотекаря

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Проектная, научно-исследовательская деятельность в библиотеке

( опыт работы МБОУ Гимназии № 14 г. Выксы. педагог-библиотекарь Л.П. Мучкаева)

Одной из главных задач современной школы является раскрытие способностей каждого ученика, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном мире конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

В настоящее время в работу школьного библиотекаря наряду с традиционными средствами библиотечной работы ( беседы, библиотечные уроки, громкие чтения и др.) широко внедряется использование инновационных технологий (проектная, научно-исследовательская деятельность), что открывает новые возможности в привлечении детей к чтению и творчеству. Проектная, научно-исследовательская деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.

Проектная, научно-исследовательская деятельность направлена на духовное и профессиональное становление личности ребёнка через организацию активных способов действий. Ученик, работая над проектом, проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности. При организации проектной деятельности возможна не только индивидуальная, самостоятельная, но и групповая работа учащихся. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения.

В библиотечном деле проект нацелен на эффективное использование новых информационно- библиотечных технологий и имеющихся библиотечных ресурсов.

Разработка и реализация проектов требует от школьного библиотекаря соответствующей подготовки, так как он выступает не только в роли руководителя проекта. Но и в роли учителя.

Сегодня существует несколько терминов, связанных с понятием


информационное представление методов, приемов, форм деятельности, которые удаются автору, и обучение аудитории этим методам, приемам и формам

2. На каком из нижеперечисленных этапов проектной деятельности возрастает роль школьного библиотекаря?

3. В формировании и развитии психолого-педагогической культуры библиотекаря важную роль играет соблюдение следующих положений:

библиотекарь-профессионал должен выбирать методы и формы библиотечного обслуживания, максимально удовлетворяющие интересы пользователя

библиотекарь должен иметь педагогические и психологические навыки и использовать их в профессиональной деятельности

библиотекарь должен учитывать индивидуально-психологические особенности пользователя библиотеки, типовые характеристики читательской группы или читательской аудитории в целом

библиотекарь должен знать содержание и читательское назначение книги, предлагая ее пользователю библиотеки

4. Для формирования и развития психолого-педагогической культуры библиотечных специалистов на современном этапе имеет использование:

2. Документ, гарантирующий право человека на свободный доступ к информации - это:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерацииª;

«Квалификационных характеристик должностей работников

4. В квалификационной характеристике по должности педагога-библиотекаря

«Квалификационных характеристик должностей работников

ли педагог-библиотекарь обеспечивать дополнительное

4. В квалификационной характеристике по должности педагога-библиотекаря

5. Документ, отражающий основные задачи и функции библиотеки образовательной

3. Положение о библиотеке образовательной организации;

7. Федеральный государственный образовательный стандарт - это «

1. совокупность обязательных требований к уровню обучения, утвержденных

федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке

государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

2. совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и

(или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных

федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по

выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в

3. совокупность обязательных требований к структуре и реализации основной

образовательной программы, утвержденных федеральным органом исполнительной

власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и

нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

4. совокупность обязательных требований к профессии, специальности и направлению

утвержденных федеральным органом исполнительной власти,

осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-

Какой документ устанавливает нормы обеспеченности образовательной

деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основным

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерацииª

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования

«Концепция развития библиотек общеобразовательных учреждений Российской

Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации

имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,

9. Какие требования включают в себя федеральные государственные образовательные

1. К уровню подготовки выпускников, структуре и условиям реализации основной

2. К структуре и условиям реализации основной образовательной программы;

3. К условиям реализации и результатам освоения основной образовательной

4. К структуре, условиям реализации и результатам освоения основной

10. Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают «

1. преемственность основных образовательных программ и соблюдение требований

2. государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства

обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и

3. преемственность основных образовательных программ, государственные

гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных

требований к условиям реализации основных образовательных программ и

4. соблюдение лицензионных требований при осуществлении образовательной

11. В каком документе отражены изменения нормативно-правовой базы

документов, регламентирующих учет библиотечного фонда:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерацииª

2. Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендованных к

использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию

образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего

3. Порядок учета документов, входящих в состав библиотечного фонда

4. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования

учебников для использования в образовательной деятельности в соответствии с

утвержденным Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при

реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ

начального общего, основного общего, среднего общего образования относится к:

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время в работу школьного библиотекаря наряду с традиционными средствами библиотечной работы широко внедряется проектная деятельность. Разработка и реализация проектов требует от педагога-библиотекаря соответствующей подготовки, так как он выступает не только в роли руководителя проекта, но и в роли учителя.

Проектная, научно-исследовательская деятельность в библиотеке

( опыт работы МБОУ Гимназии № 14 г. Выксы. педагог-библиотекарь Л.П. Мучкаева)

Одной из главных задач современной школы является раскрытие способностей каждого ученика, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном мире конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

В настоящее время в работу школьного библиотекаря наряду с традиционными средствами библиотечной работы ( беседы, библиотечные уроки, громкие чтения и др.) широко внедряется использование инновационных технологий (проектная, научно-исследовательская деятельность), что открывает новые возможности в привлечении детей к чтению и творчеству. Проектная, научно-исследовательская деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.

Проектная, научно-исследовательская деятельность направлена на духовное и профессиональное становление личности ребёнка через организацию активных способов действий. Ученик, работая над проектом, проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности. При организации проектной деятельности возможна не только индивидуальная, самостоятельная, но и групповая работа учащихся. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения.

В библиотечном деле проект нацелен на эффективное использование новых информационно- библиотечных технологий и имеющихся библиотечных ресурсов.

Разработка и реализация проектов требует от школьного библиотекаря соответствующей подготовки, так как он выступает не только в роли руководителя проекта. Но и в роли учителя.

Сегодня существует несколько терминов, связанных с понятием

Нажмите, чтобы узнать подробности

А сколько проектов разработано в вашей школьной библиотеке?

  • 1. Никогда в проектах не участвовали ;
  • 2. сами не разрабатывали, участвовали в общешкольных, муниципальных, региональных ( и других) проектах;
  • 3. Самостоятельно разработали и реализовали 1 проект ШБ;
  • 4. Самостоятельно за последние 3 года разработали и реализовали 2 – 4 проекта ШБ;
  • 5. Систематически занимаемся проектной деятельностью последние 5 лет, ежегодно реализуем несколько проектов ШБ;
  • 6. Систематически разрабатываем проекты , реализуем и делимся опытом проектной деятельности с коллегами, размещаем опыт в сети Интернет
  • Проект– комплекс действий, направленных на решение какой-либо проблемы, имеющей истоки и конечное решение, это комплекс работ, ориентированных на достижение конечного результата.
  • Конечный результат – это продукт, услуга или концепция, завершенные по составу своих свойств и характеристик, предусмотренных в проекте.
  • Библиотечные проекты – это социальные некоммерческие проекты, которые предназначены для изменения ситуации в области обеспечения более полного, качественного и эффективного доступа к информации целевых читательских групп
  • Одним из условий эффективности библиотечных проектов принято считать стремление библиотеки к сотрудничеству и взаимодействию с другими библиотеками, информационными и культурными учреждениями, местными властями, некоммерческими организациями.

У проекта есть свои свойства:

Библиотечный проект можно разделить на следующие фазы :

Необходимо определить :

  • - Для каких групп пользователей необходимо осуществление проекта
  • - Отвечает ли проектная идея современной ситуации, требованиям или потребностям целевой аудитории
  • - Как и почему возникла проблема (или потребность) целевой аудитории и почему именно данная ШКОЛЬНАЯ библиотека сможет ее решить.

Идея необходимости проекта должна быть подтверждена конкретными данными

Цель проекта

  • Задачипроекта всегда связаны с поставленной проблемой и указывают на промежуточные и итоговые результаты проекта. Они отражают количественные и (или) качественные изменения ситуации.
  • Задачи всегда предусматривают совершение определенного действия .

Как сформулировать задачи

оптимально формулировать задачи глаголами :

Следующей фазой является фаза разработки :

  • Назначение руководителя и формирование команды
  • Разработка основного содержания проекта (структуры проекта, основных работ и ресурсов, определение конечных результатов)
  • Структурное планирование (составление календарных планов, графиков работ и обеспечения, сметы и бюджета проекта, определение технологии управления и контроля, учет возможных рисков)
  • Заключение договора на получение финансирования (возможно и без материальных затрат)
  • определить, какие мероприятия необходимо провести для достижения намеченных результатов и для решения поставленных задач. что будет сделано, кто будет осуществлять эти действия, как именно, когда и в какой последовательности, какие ресурсы будут привлечены.

достигаются конечные цели проекта, осуществляется подведение итогов и закрытие проекта:

Идеальный проект - польза от него не заканчивается вместе с ним, - результаты устойчивы, - опыт используется другими людьми и организациями.

Алгоритм оформления проектной документации 1. Титульный лист (название проекта, авторы, организация - заявитель) 2. Введение (краткое описание проекта. Постановка проблемы)

Алгоритм оформления проектной документации

(название проекта, авторы, организация - заявитель)

(краткое описание проекта. Постановка проблемы)

Результаты работы проекта:

- проектная деятельность сплачивает, организует и дисциплинирует коллектив; - это взаимопонимание единых целей и задач, взаимопомощь при реализации; - это видимые результаты труда коллектива единомышленников; - в творческий процесс без принуждения вовлекаются не только сотрудники библиотеки и ШКОЛЫ, но и сами учащиеся, их семьи, жители города;

- работа приносит радость, слова благодарности, привлечению внимания органов власти, предпринимательских структур, общественности города к проблемам чтения; - проектная деятельность способствует личностному развитию.

Виды проектов: 1. Пилотный проект 2 . Информационный проект . 3 . Инновационный проект 4 . Маркетинговый проект 5 . Стратегический проект . 6. Организационный проект 7. Партнёрский проект 8. Экономический проект 9. Образовательный проект 10.Социальный проект 11. Культурно-досуговый проект 12. Проект повышения квалификации 13. Исследовательский проект 14. Творческий проект

Виды проектов:

  • 1. Пилотный проект
  • 2 . Информационный проект .
  • 3 . Инновационный проект
  • 4 . Маркетинговый проект
  • 5 . Стратегический проект .
  • 6. Организационный проект
  • 7. Партнёрский проект
  • 8. Экономический проект
  • 9. Образовательный проект
  • 10.Социальный проект
  • 11. Культурно-досуговый проект
  • 12. Проект повышения квалификации
  • 13. Исследовательский проект
  • 14. Творческий проект

По количеству исполнителей проект может быть:

По количеству исполнителей проект может быть:

По временным рамкам проект может быть:

Роль учеников в проекте :

Роль библиотекаря :

Совместные действия учеников и взрослых :

  • - определение ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач;
  • - поиск путей их решения;
  • - осуществление и аргументирование выбора;
  • - сравнение полученного с требуемым;
  • - корректировка деятельности с учетом промежуточных результатов;
  • - оценка процесса и результатов проектирования;
  • -работа над библиотечным проектом выстраивается по определённому алгоритму.

Ценность проектной деятельности для учащихся

Способствовать развитию целого комплекса качеств творческой личности:

Читайте также: