На каком из нижеперечисленных этапов проектной деятельности возрастает роль школьного библиотекаря
Обновлено: 05.07.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Проектная, научно-исследовательская деятельность в библиотеке
( опыт работы МБОУ Гимназии № 14 г. Выксы. педагог-библиотекарь Л.П. Мучкаева)
Одной из главных задач современной школы является раскрытие способностей каждого ученика, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном мире конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
В настоящее время в работу школьного библиотекаря наряду с традиционными средствами библиотечной работы ( беседы, библиотечные уроки, громкие чтения и др.) широко внедряется использование инновационных технологий (проектная, научно-исследовательская деятельность), что открывает новые возможности в привлечении детей к чтению и творчеству. Проектная, научно-исследовательская деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.
Проектная, научно-исследовательская деятельность направлена на духовное и профессиональное становление личности ребёнка через организацию активных способов действий. Ученик, работая над проектом, проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности. При организации проектной деятельности возможна не только индивидуальная, самостоятельная, но и групповая работа учащихся. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения.
В библиотечном деле проект нацелен на эффективное использование новых информационно- библиотечных технологий и имеющихся библиотечных ресурсов.
Разработка и реализация проектов требует от школьного библиотекаря соответствующей подготовки, так как он выступает не только в роли руководителя проекта. Но и в роли учителя.
Сегодня существует несколько терминов, связанных с понятием
информационное представление методов, приемов, форм деятельности, которые удаются автору, и обучение аудитории этим методам, приемам и формам
2. На каком из нижеперечисленных этапов проектной деятельности возрастает роль школьного библиотекаря?
3. В формировании и развитии психолого-педагогической культуры библиотекаря важную роль играет соблюдение следующих положений:
библиотекарь-профессионал должен выбирать методы и формы библиотечного обслуживания, максимально удовлетворяющие интересы пользователя
библиотекарь должен иметь педагогические и психологические навыки и использовать их в профессиональной деятельности
библиотекарь должен учитывать индивидуально-психологические особенности пользователя библиотеки, типовые характеристики читательской группы или читательской аудитории в целом
библиотекарь должен знать содержание и читательское назначение книги, предлагая ее пользователю библиотеки
4. Для формирования и развития психолого-педагогической культуры библиотечных специалистов на современном этапе имеет использование:
2. Документ, гарантирующий право человека на свободный доступ к информации - это:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерацииª;
«Квалификационных характеристик должностей работников
4. В квалификационной характеристике по должности педагога-библиотекаря
«Квалификационных характеристик должностей работников
ли педагог-библиотекарь обеспечивать дополнительное
4. В квалификационной характеристике по должности педагога-библиотекаря
5. Документ, отражающий основные задачи и функции библиотеки образовательной
3. Положение о библиотеке образовательной организации;
7. Федеральный государственный образовательный стандарт - это «
1. совокупность обязательных требований к уровню обучения, утвержденных
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
2. совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и
(или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в
3. совокупность обязательных требований к структуре и реализации основной
образовательной программы, утвержденных федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
4. совокупность обязательных требований к профессии, специальности и направлению
утвержденных федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-
Какой документ устанавливает нормы обеспеченности образовательной
деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основным
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерацииª
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования
«Концепция развития библиотек общеобразовательных учреждений Российской
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
9. Какие требования включают в себя федеральные государственные образовательные
1. К уровню подготовки выпускников, структуре и условиям реализации основной
2. К структуре и условиям реализации основной образовательной программы;
3. К условиям реализации и результатам освоения основной образовательной
4. К структуре, условиям реализации и результатам освоения основной
10. Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают «
1. преемственность основных образовательных программ и соблюдение требований
2. государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства
обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и
3. преемственность основных образовательных программ, государственные
гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных
требований к условиям реализации основных образовательных программ и
4. соблюдение лицензионных требований при осуществлении образовательной
11. В каком документе отражены изменения нормативно-правовой базы
документов, регламентирующих учет библиотечного фонда:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерацииª
2. Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендованных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
3. Порядок учета документов, входящих в состав библиотечного фонда
4. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования
учебников для использования в образовательной деятельности в соответствии с
утвержденным Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования относится к:
В настоящее время в работу школьного библиотекаря наряду с традиционными средствами библиотечной работы широко внедряется проектная деятельность. Разработка и реализация проектов требует от педагога-библиотекаря соответствующей подготовки, так как он выступает не только в роли руководителя проекта, но и в роли учителя.
Проектная, научно-исследовательская деятельность в библиотеке
( опыт работы МБОУ Гимназии № 14 г. Выксы. педагог-библиотекарь Л.П. Мучкаева)
Одной из главных задач современной школы является раскрытие способностей каждого ученика, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном мире конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
В настоящее время в работу школьного библиотекаря наряду с традиционными средствами библиотечной работы ( беседы, библиотечные уроки, громкие чтения и др.) широко внедряется использование инновационных технологий (проектная, научно-исследовательская деятельность), что открывает новые возможности в привлечении детей к чтению и творчеству. Проектная, научно-исследовательская деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.
Проектная, научно-исследовательская деятельность направлена на духовное и профессиональное становление личности ребёнка через организацию активных способов действий. Ученик, работая над проектом, проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности. При организации проектной деятельности возможна не только индивидуальная, самостоятельная, но и групповая работа учащихся. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения.
В библиотечном деле проект нацелен на эффективное использование новых информационно- библиотечных технологий и имеющихся библиотечных ресурсов.
Разработка и реализация проектов требует от школьного библиотекаря соответствующей подготовки, так как он выступает не только в роли руководителя проекта. Но и в роли учителя.
Сегодня существует несколько терминов, связанных с понятием
А сколько проектов разработано в вашей школьной библиотеке?
- 1. Никогда в проектах не участвовали ;
- 2. сами не разрабатывали, участвовали в общешкольных, муниципальных, региональных ( и других) проектах;
- 3. Самостоятельно разработали и реализовали 1 проект ШБ;
- 4. Самостоятельно за последние 3 года разработали и реализовали 2 – 4 проекта ШБ;
- 5. Систематически занимаемся проектной деятельностью последние 5 лет, ежегодно реализуем несколько проектов ШБ;
- 6. Систематически разрабатываем проекты , реализуем и делимся опытом проектной деятельности с коллегами, размещаем опыт в сети Интернет
- Проект– комплекс действий, направленных на решение какой-либо проблемы, имеющей истоки и конечное решение, это комплекс работ, ориентированных на достижение конечного результата.
- Конечный результат – это продукт, услуга или концепция, завершенные по составу своих свойств и характеристик, предусмотренных в проекте.
- Библиотечные проекты – это социальные некоммерческие проекты, которые предназначены для изменения ситуации в области обеспечения более полного, качественного и эффективного доступа к информации целевых читательских групп
- Одним из условий эффективности библиотечных проектов принято считать стремление библиотеки к сотрудничеству и взаимодействию с другими библиотеками, информационными и культурными учреждениями, местными властями, некоммерческими организациями.
У проекта есть свои свойства:
Библиотечный проект можно разделить на следующие фазы :
Необходимо определить :
- - Для каких групп пользователей необходимо осуществление проекта
- - Отвечает ли проектная идея современной ситуации, требованиям или потребностям целевой аудитории
- - Как и почему возникла проблема (или потребность) целевой аудитории и почему именно данная ШКОЛЬНАЯ библиотека сможет ее решить.
Идея необходимости проекта должна быть подтверждена конкретными данными
- Задачипроекта всегда связаны с поставленной проблемой и указывают на промежуточные и итоговые результаты проекта. Они отражают количественные и (или) качественные изменения ситуации.
- Задачи всегда предусматривают совершение определенного действия .
Как сформулировать задачи
оптимально формулировать задачи глаголами :
Следующей фазой является фаза разработки :
- Назначение руководителя и формирование команды
- Разработка основного содержания проекта (структуры проекта, основных работ и ресурсов, определение конечных результатов)
- Структурное планирование (составление календарных планов, графиков работ и обеспечения, сметы и бюджета проекта, определение технологии управления и контроля, учет возможных рисков)
- Заключение договора на получение финансирования (возможно и без материальных затрат)
- определить, какие мероприятия необходимо провести для достижения намеченных результатов и для решения поставленных задач. что будет сделано, кто будет осуществлять эти действия, как именно, когда и в какой последовательности, какие ресурсы будут привлечены.
достигаются конечные цели проекта, осуществляется подведение итогов и закрытие проекта:
Идеальный проект - польза от него не заканчивается вместе с ним, - результаты устойчивы, - опыт используется другими людьми и организациями.
Алгоритм оформления проектной документации
(название проекта, авторы, организация - заявитель)
(краткое описание проекта. Постановка проблемы)
Результаты работы проекта:
- проектная деятельность сплачивает, организует и дисциплинирует коллектив; - это взаимопонимание единых целей и задач, взаимопомощь при реализации; - это видимые результаты труда коллектива единомышленников; - в творческий процесс без принуждения вовлекаются не только сотрудники библиотеки и ШКОЛЫ, но и сами учащиеся, их семьи, жители города;
- работа приносит радость, слова благодарности, привлечению внимания органов власти, предпринимательских структур, общественности города к проблемам чтения; - проектная деятельность способствует личностному развитию.
Виды проектов:
- 1. Пилотный проект
- 2 . Информационный проект .
- 3 . Инновационный проект
- 4 . Маркетинговый проект
- 5 . Стратегический проект .
- 6. Организационный проект
- 7. Партнёрский проект
- 8. Экономический проект
- 9. Образовательный проект
- 10.Социальный проект
- 11. Культурно-досуговый проект
- 12. Проект повышения квалификации
- 13. Исследовательский проект
- 14. Творческий проект
По количеству исполнителей проект может быть:
По временным рамкам проект может быть:
Роль учеников в проекте :
Роль библиотекаря :
Совместные действия учеников и взрослых :
- - определение ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач;
- - поиск путей их решения;
- - осуществление и аргументирование выбора;
- - сравнение полученного с требуемым;
- - корректировка деятельности с учетом промежуточных результатов;
- - оценка процесса и результатов проектирования;
- -работа над библиотечным проектом выстраивается по определённому алгоритму.
Ценность проектной деятельности для учащихся
Способствовать развитию целого комплекса качеств творческой личности:
Читайте также: