Анализ школьного учебника по русскому языку 6 класс

Обновлено: 02.07.2024

В Российской Академии образования рассмотрен учебник Русский язык под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта, предназначенный для 6 класса общеобразовательной школы.

По результатам проведённой экспертизы сделаны следующие выводы.

1. Общая характеристика учебника.

Для проведения экспертизы представлен оригинал – макет учебника русского языка для 6 класса (из серии учебников, завершающих предметную линию учебников) и пояснительная записка к данной линии учебников.

Представленное издание является учебником: оно содержит систематическое изложение содержания предмета русский язык.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспертиза учебника русского языка М.М. Разумовской. 5 класс.

Заключение Российской Академии Образования на учебник Русский язык 5 класс: Учебник для образовательных учреждений,19 –е издание, переработанное, 2011 г. – 317 стр., ил. - 16, под .

Экспертиза учебника русского языка М. М. Разумовской. 7 класс.
Экспертиза учебника русского языка М.М.Разумовской . 8 класс.

Заключение Российской Академии Образования .

Экспертиза учебника русского языка М.М.Разумовской 9 класс.

Заключение Российской Академии образования на учебник Русский язык.

Экспертиза учебника русского языка Г.Г.Граник 9 класс
Экспертиза учебника русского языка Г.Г.Граник 6 класс.


Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует следующим стадиям урока:подготовительный — стадия вызова; восприятие нового — смысловая стадия;присвоение информации — стадия рефле.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Слушатель курсов учителей

русского языка и литературы

Анализ учебника М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской

(Учебник рекомендован Министерством образования и науки

Учебник русского языка для 6 класса этих авторов соответствует обязательному минимуму содержания основных образовательных программ.

Темы спланированы с учѐтом тех знаний, которыми должны были овладеть школьники в процессе изучения русского языка в предшествующие годы обучения. Опора на них позволяет избежать дублирования уже известного учащимся материала и продвигаться дальше в совершенствовании умений и навыков.

Обновленный учебник входит в переработанную в соответствии с ФГОС основного общего образования линию УМК Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.

Учебник реализует идею интегрированного обучения языку и речи, предполагающего формирования лингвистической и коммуникативной компетенций, а также привлечение большего объема сведений культурологического характера.

Новое художественное оформление, усовершенствованный методический аппарат учебника способствует оптимизации учебного процесса.

Учебник часть І, ІІ состоит из:

3. Основной части.

В начале учебника подаются условные обозначения:

- восклицательный знак – определение и правила для заучивания;

- стрелка – теоретические сведения;

- звездочка – материал для самостоятельных наблюдений;

- Р – задания по развитию коммуникативных умений;

- кружочек – задания для повторения изученного;

- квадратик - задания повышенной трудности;

- задания игрового и занимательного характера;

- задания по речевому этикету.

Условные обозначения ( части слова и члены предложения).

Толковый словарь подается в алфавитном порядке.

Названия параграфов выделяется сиреневым цветом. Теоретический материал – светло-сиреневым. Схемы тоже оформлены в цветовой гамме. Слова, которые нужно запомнить, берутся в рамочку. Тексты упражнений сопровождаются цветными картинками. Теоретический материал подается в форме схем, таблиц.

В закрепительно-тренировочных упражнениях авторы стремятся избегать однотипных заданий: они выдержаны по принципу нарастания трудностей - вначале проводится закрепление на уровне наблюдения за языковым явлением, затем на уровне самостоятельного распознавания и применения. В упражнения включены задания, связанные с различными видами разборов.

Ученик должен показать, что он владеет знаниями, осознаѐт взаимосвязи языковых явлений.

Подача материала проводится дедуктивным и индуктивно-дедуктивным способами.

В учебник включены упражнения по развитию речи.

Воспитательные моменты в текстах: патриотическое воспитание (маленькие станции России, любовь к Родине), выбор профессии, космос, любовь к природе, к труду.

Очень много в учебнике скороговорок, пословиц, стихотворений русских поэтов, фрагментов картин известных художников.

Но хочется сказать, что некоторые темы нужно дополнить. Тема «Русский язык –

Учащихся нужно знакомить с тестовыми заданиями. С этой целью в конце каждого раздела должны быть страницы с тестами.

В целом же, учебник соответствует образовательному стандарту основного общего образования по русскому языку.

1. Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский ]. – 7-е изд. – М. : Просвещение, 2016 – 191 с.

2. Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / [ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский ]. – 7-е изд. – М. : Просвещение, 2016 – 175 с.

Анализ учебника по русскому языку для 6 класса

Роль условных обозначений в учебнике состоит в тренировке запоминания учащимися наиболее важных языковых единиц (тренировочная), ознакомлении с неизвестным ранее материалом (ознакомительная), объяснения непонятных языковых единиц (объясняющая), работе над правильностью произношения и усвоения норм языковых единиц (произносительная и нормативная), а также в ориентировании учащихся на выполнение определённых разборов конкретных языковых единиц (ориентирующая). Назначение шрифтовых выделений состоит в акцентировании внимания на конкретных языковых единицах, требующих выполнения анализа, а также для запоминания отдельных труднозапоминающихся в различных планах языковых единиц, а также для выделения главного из общего текста. Выделяются не только целые слова, но и определённые буквы из этих слов. Форзацы оформлены без несения какой-либо важной или дополнительной информации по предмету.

Из приложений в конце учебника располагаются толковый и орфоэпический словари с небольшой базой, рассчитанной для учащихся 6 класса.

Орфограммы и пунктограммы в учебнике выделены полужирным шрифтом или курсивом. Недостающие орфограммы представлены двоеточием.

Иллюстративный материал, за исключением обложки, представлен небогато, присутствуют иллюстративные условные обозначение в виде совы, на 88 странице материал предоставлен в виде человечков.. В остальных случаях материал представлен только в виде схем и таблиц.

В начале раздела первым сразу же идёт упражнение, после него идут правила, что не всегда может быть целесообразным. Такое наблюдается почти в каждом из параграфов раздела. Ситуация может рассматриваться двояко: упражнения до учебного материала могут идти в таком порядке либо для актуализации знаний учащихся в незнакомой ситуации и для последующего ознакомления, либо такой порядок может поставить ученика в затруднительную ситуацию с последующим непониманием материала.

В учебнике присутствует повторение как за 5, так и за 6 классы обучения. Соответственно, они находятся в начале и в конце. Повторение учащимися того, что пройдено в предыдущем классе, отображено с помощью таблиц с главными понятиями и упражнениями на данные разделы русского языка.

Личное мнение об учебнике положительно. В нём гармонично сочетаются разделы русского языка, которые могут наилучшим образом усвоиться учениками, отдельные рубрики не нагромождены ненужной информацией, как и отдельные языковые единицы, необходимые для запоминания и воспроизведения в затруднительной ситуации. Повторение пройденного материала не прерывается, а успешно связано с изучением нового материала, однако не хватает иллюстративного материала, так как у шестиклассников роль образного восприятия остаётся актуальной. Оптимальным образом отображён учебный материал в таблицах, он систематически разделён и незатруднителен для изучения и повторения.

Доктор педагогических наук, филолог и методист, лауреат Государственной премии СССР (1984) и премии Правительства РФ (2008) в области образования.

Основные сведения

Русский язык по учебникам Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и Л.А. Тростнецовой изучали и продолжают изучать большинство российских школьников. Учебники появились ещё в 1968 году, пережили десятки переизданий и не теряют популярности. За проделанную работу авторы этой предметной линии неоднократно получали престижные государственные премии в области образования.

Секрет успеха учебников Ладыженской в том, что они дают системные знания о русском языке, последовательно раскрывая его уровни: фонетический, морфемный, лексический и так далее. Не менее важное место отводится воспитанию речевой культуры — умению строить высказывания, использовать литературный язык и выбирать речевое поведение по ситуации. Большинство разделов учебника содержат задания на развитие коммуникативных навыков.

УМК Ладыженской и соавторов переработан по последним требованиям ФГОС. В новой редакции учебный материал подаётся в форме диалога между учительницей и двумя детьми. На страницах появились цветные картинки и интуитивно понятные блок-схемы. Знакомые всем рамочки с правилами тоже никуда не делись.


Структура учебника

Учебник разделён на части, соответствующие разным уровням языка. В шестом классе авторы предлагают изучить следующие разделы:

Плюсы и минусы учебника

  • Хорошая теоретическая часть. Простые и понятные таблицы, запоминающиеся схемы и чётко сформулированные правила помогают шестиклассникам разобраться в устройстве языка и речи.
  • Много заданий на орфографию. Упражнения хорошо развивают навыки правописания в сложных случаях: чередующихся гласных в корне, приставок, словарных слов.
  • Разнообразные сочинения. Школьники учатся делать описания предметов и обстановки, писать рассуждения и рассказы по сюжетным картинкам и даже пробуют себя в юмористическом жанре.

При этом у учебника есть и недостатки:

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.


У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Читайте также: